Монастырь сурб хач в старом крыму

Почему именно здесь начали строить храм?

На русский язык с армянского название монастыря переводится как «Святой Крест». Согласно церковному преданию, монашеская обитель была основана О. Себастаци – духовным лидером крымских армян, исповедовавших христианство. Однажды ему было видение – пред ним явился громадный огненный крест на месте монастыря. Себастаци истолковал увиденное чудо как знак с небес и вместе с другими верующими начал строить здесь храм, который затем освятили во славу Святого Знамения. Впоследствии рядом с храмом Знамения возник монастырский комплекс. Его строительство было завершено в середине 14 в. (1358 г.). Скит уникален прежде всего тем, что является единственной святой обителью Апостольской Армянской Церкви 14 – 19 вв. на крымской земле и в этом удивительном месте царит особая атмосфера.

Как добраться до монастыря Сурб Хач?

Добраться в эти места легко – как на автобусе, так и на автомобиле. Если ехать на общественном транспорте из Симферополя, то нужно сесть на любой автобус, направляющийся в Керчь или Феодосию. На въезде в Старый Крым, рядом с местной мечетью установлен указатель «Сурб-Хач/3 км». К этой достопримечательности Крымского полуострова ведет асфальтированная дорога. Ровно через три километра она завершается у монастыря, вблизи которого имеется небольшая автомобильная стоянка. Маршрут для личного автомобиля можно посмотреть на карте:Географические координаты: 45.001705, 35.061642

Дополнительно

Поделиться

Адрес

Крым, г. Старый Крым

Информация
Режим работы: 09:00 — 19:00 (Закрыто)
Вид: Храмы и монастыри

Памятник: Истории, Архитектуры

Храмы и монастыри: Православные, Старые

Информация
Режим работы: 09:00 — 19:00 (Закрыто)
Вид: Храмы и монастыри

Памятник: Истории, Архитектуры

Храмы и монастыри: Православные, Старые

Контакты
Телефон: +7 (36555) 5 13 50

Описание

Сурб-Хач для православных армян – это мужская обитель, женщинам вход сюда категорически воспрещен. Для посещения открыты только руины старого здания – братский корпус, помещение трапезной, а также внутренний двор. В древние времена эта обитель была довольно знаменита, в ней размещалась собственная школа, на территории обители переписывались самые известные священные книги и духовные памятки. Даже атака турецких войск в 1475 году не приостановила просветительской и нравственной жизни в монастыре Сурб-Хач.

Вплоть до XVIII века обитель оставалась главным центром паломничества верующих армян на территории всего Крыма, а также Северного Причерноморья. Известно, что изначально служители жили в одной общей келейной, но по мере роста числа послушников увеличивалось и количество внутренних жилых помещений. Сами комнаты были небольшими – 2х2 метра, при этом в каждом помещении находился камин.

Сейчас сложно представить, как можно жить в условиях столь ограниченного пространства, но не стоит забывать, что в кельях монахи лишь спали и читали молитвы, а для этого совсем не нужно много места.

В отдельно расположенной башне обустраивалась комната настоятеля, который каждое воскресенье проводил литургию. Он оставался в своей келье в полнейшем одиночестве с понедельника по субботу и готовился к богослужению, после чего спускался по небольшой лестнице и выходил сразу к алтарю.

Ворота в храм украшают величественные кресты, возле которых можно заметить надгробные плиты – это старинные захоронения первых послушников и основателя Сурб-Хач. Согласно обычаям армянской церкви быть погребенным возле входа в монастырь или храм всегда считается огромной честью.

Над входом видна одна из старинных фресок, изображающая Богородицу, однако она сохранилась совсем плохо. Согласно дошедшим до нас документам, в прежние времена в монастыре было немало росписей, но они сейчас пребывают в самом плачевном состоянии, и очертания ликов святых на них практически незаметны.

В армянских церквях иконостас отсутствует – алтарь украшает только икона Богоматери. Само место отделено от остального помещения небольшим занавесом, в этом плане армянские религиозные традиции очень близки к раннехристианским. В помещении имеется купель для проведения обряда крещения, а также зона, куда можно при желании поставить горящую свечу – свечки за упокой и за здравие армяне ставят в едином месте.

В храме Сурб-Хач хранится известная икона, называемая «Моргающий Иисус». Во всем мире существует лишь 3 зарисовки с оригинала, а сам оригинал – это не что иное, как плащаница, которой был покрыт Иисус сразу после кончины, и на котором сохранился отпечаток его лица. Одно такое полотно хранится в Сурб-Хач, второе – в Грузии, а третье – в Ватикане.

Икона сделана так, что при взгляде на нее из любых положений, Иисус то глядит на человека, то его веки закрыты, то наполнены кровью и слезами. Это изображение производит поистине неизгладимое впечатление на каждого, кто его видит.

Монастырский сад, вне всякого сомнения, является одной из главных достопримечательностей обители. Конечно, его красота за несколько столетий поблекла – в прежние века он славился своими деревьями, здесь было несколько красивых фонтанов, но до наших времен сохранилось только два. Фонтаны выглядят как сооружения прямоугольной формы, выложенные из камня, на поверхности которых хорошо различимы вырезанные узоры. Располагается сад на нескольких террасах, к ним ведут лестницы, которые сейчас находятся в полуразрушенном состоянии.

Возле обители в середине лета отмечают Вардавар – это армянский аналог дня Ивана Купалы, а в праздничные дни тут проводят выставки работ народного армянского ремесла и концерты фольклорных коллективов. Здесь собираются туристы со всего ближнего зарубежья, при этом посетить мероприятия может любой человек вне зависимости от его пола, национальной принадлежности и религиозного вероисповедания.

Сурб Ншан – сердце монастыря

Когда-то монастырь Святого Креста, окруженный высокими стенами, напоминал средневековую крепость, на территории которой находились мощные каменные постройки. Многие века он разрастался вокруг храма Сурб Ншан. О дате его основания (1358 год) свидетельствует надпись на барабане, который держит купол храма. Первоначально церковь была возведена из дерева, позднее ее сменил каменный собор. На стенах здания до нашего времени сохранились средневековые росписи. К примеру, там можно увидеть Святую Деву Марию с младенцем Иисусом на руках и в окружении святых. Также один из фрагментов хранит ягненка с крестом – герб армянской церкви. Самая высокая точка Сурб-Хач – купол с крестом на вершине, которым увенчана древняя церковь Святого Знамения. В 1401 году к храму был пристроен прямоугольный притвор (по-армянски «гавит»), в который вели два входа. Стены гавита украшены резьбой в виде крестов. На втором ярусе была обустроена колокольня прямоугольной формы с крышей в один скат. С другой стороны двора напротив церкви в ХVII веке была построена трапезная, состоящая из двух залов. В северном зале расположена печь и большой камин с аркой. В этом зале сохранилась надпись, сделанная поваром по имени Саркис в далеком 1762 году. В южном зале находятся лестница в подвальные помещения и вход в привратницкую. В ХIХ веке к трапезной был достроен второй этаж, где размещались гостевые комнаты для странников и паломников. Перпендикулярно трапезной в конце ХVII века построили братский корпус, представляющий собой двухэтажное здание в виде буквы «г». На первом этаже было обустроено 8 маленьких комнат разного назначения. На втором этаже находился открытый балкон-галерея, не сохранившийся до наших дней. Но уцелели камни, служившие основанием для деревянных колонн-подпорок. С южной стороны к постройке примыкает монастырская гостиница. Построенная в ХIХ веке, она была предназначена для приема возрастающего числа паломников. Одноэтажное здание разрушено в середине ХХ века, но по сохранившимся чертежам его удалось восстановить в 80-е годы.

Древние реликвии замурованы в монастырских подземельях?

Интересна и сама история Сурб-Хача. Когда Екатерина Вторая переселила армян из Крыма на Дон, то они очень скучали по своей родине. И решили построить на Дону нечто, напоминающее родной Крым.

Монастырь Сурб-Хач в начале XX века

Когда будущий основатель донского армянского монастыря архиепископ Иосиф Аргутинский был в гостях у нахичеванца Мартына Торосяна, они вместе прогуливались по окрестностям. Архиепископу понравились окрестности нынешнего Сурб-Хача – река, островок, холмы, родники и роща (сейчас от неё ничего не осталось)… И он решил, что это будет наилучшее место для строительства монастыря.

Мост Сурб-Хача был окружён деревьями…

В 1780 году на высоком правом берегу реки Темерник был устроен монастырский сад и построена временная деревянная церковь. А через 12 лет здесь был возведён прекрасный каменный храм, который высится на холме до сих пор. Стиль его относится к  русскому классицизму.

Сурб-Хач. Старинный снимок

Монастырь имел внешнюю схожесть со средневековым Старокрымским монастырём Сурб-Хач. Холмы, родники – всё это только усиливало сходство. Раньше восточнее церкви находился большой архиерейский дом, в котором было 32 комнаты. В них располагались покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, а затем и семинария с пансионатом, типография, и даже музей. Здесь был настоящий культурно-просветительский центр.

Рядом с храмом возвышалась двухъярусная колокольня. К сожалению, как и многие другие монастырские постройки , она не сохранилась. От монастыря остались только храм, лестница, каптажное строение  над родником, северные и южные ворота.

Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась)

Были привезены на Дон и древние армянские святыни – хачкары. Главной святыней монастыря был хачкар IV века – огромный камень с вырезанным на нём крестом, доставленный из Армении. Его называли «Святой камень» и, собственно, в честь него и был назван донской Сурб-Хач (по-армянски «Святой крест»).

Остров у Сурб-Хача

Вообще хачкары – это отдельная и интересная история. Всего на Дон при переселении армян из Крыма было привезено 700 святых реликвий. Камни распределили по армянским храмам Дона. Но когда начались гонения на церковь, армянские храмы разрушали вместе с православными. Древние реликвии армянского народа были утеряны вместе с разрушенными церквями.

Вид на Сурб-Хач и каптажную постройку

До наших дней из семи сотен хачкаров, привезённых на Дон, древних реликвий армянского народа сохранился только главный хачкар храма Сурб-Хач. Сейчас он находится в Ростовском областном музее краеведения. И хотя на информационной табличке этого уникального экспоната надпись, говорящая о том, что хачкар был сделан в VI веке, многое свидетельствует о том, что он гораздо старше. Так, например, на нём нет ни растительных, ни геометрических узоров, которыми начали традиционно украшать хачкары уже с Vвека. И это говорит о том, что главный хачкар создан до этого времени, то есть как минимум на век старше, чем указано на табличке.

Главный хачкар Сурб-Хача

Кроме главного хачкара в стены донского храма были вмонтированы 14 хачкаров размерами поменьше. В 20-х годах прошлого века большинство армянских реликвий все бесследно пропали. Впрочем, по одной из версий, пропавшие хачкары были просто сняты со стен храма и спрятаны в подземельях Сурб-Хача. Впрочем, несмотря на то, что настоятель храма знает версию о том, что хачкары спрятаны в подземельях, пока не удалось их отыскать.

Сурб-Хач. Южные ворота

Дело в том, что раньше на территории монастыря находилось несколько зданий. И во всех них были подвалы. И в каком именно могут находиться хачкары – неизвестно. Сами же подземелья давно уже скрыты под толщей земли и даже сложно установить, где именно они были.

Сурб-Хач. Северные ворота

Настоятель храма, отец Тер Пугос, рассказывал, что слышал от старожилов, что люди спускались в какие-то старинные подвалы Сурб-Хача, но где были входы туда – теперь уже не найти…

Сурб-Хач – древний армянский монастырь

Крымский полуостров богат не только природными заповедными территориями, но также историческими памятниками, среди которых нельзя обойти вниманием Сурб-Хач – армянский монастырь, расположенный в живописном по красоте месте на склоне горы Грыця (Святая, Монастырская). 29 июля 2008 года монастырь отпраздновал важную для себя дату – 650 лет со дня основания

Святая обитель находится всего в 3 км на юго-запад от одного из древнейших городов полуострова – Старого Крыма. Она представляет собой архитектурный комплекс зданий, возведенных в разное время. Многие века монастырь является высокочтимой святыней, центром паломничества и духовного притяжения армян. Сегодня посетить его могут все желающие, независимо от национальности и вероисповедания. Монастырские стены радушно принимают гостей, входящих сюда с открытой душою и сердцем.

Правила поведения

На территории усадьбы монастыря действуют строгие правила поведения:

  • парковать автомобиль допускается лишь на отдельно отведенных для этого площадках, проезд в охраняемую зону запрещен для всех типов автотранспорта, помимо служебного;
  • разбивать палатки можно лишь по предварительному согласованию с настоятелем и в строго установленных зонах;
  • включать нерелигиозную музыку категорически запрещено;
  • не допускается вырубка деревьев, выпас сельскохозяйственных животных и птиц, покос травы, сбор плодов и растений в саду;
  • прогулки с собаками возможны исключительно в намордниках и на поводке;
  • на территорию самого храма можно входить только в сопровождении служителей монастыря;
  • посетители должны иметь соответствующее обстановке одеяние.

В настоящее время в помещении обители продолжаются строительные работы по реконструкции, поэтому запрещен вход на следующие строительные площадки:

  • лестничные пролеты, ведущие с первого на второй этаж;
  • башни и подвальные помещения;
  • первый этаж братского корпуса.

Армянские храмы

Наиболее древними храмовыми сооружениями являются церкви конца 13 — начала 14 столетий, большая часть из которых являются армянскими культовыми сооружениями. Дело в том, что в этом главном генуэзском городе Крымского побережья в 14 столетии проживала очень большая армянская община, одна из первых начавшая возводить православные храмы, часть из которых мы можем видеть и сегодня. Все эти храмы довольно скромны в исполнении, ведь их основным предназначением было создание молельного места. Некоторые имели стеновую роспись.

Храм Сурб Саркис

Адрес улица Армянская, 1

Церковь Сурб Саркис — одна из старейших армянских церквей, сооруженная в первой половине 14 столетия. Она была мощным культурно-просветительским армянским центром Феодосии в течение ряда веков. Привлекательна история этого сооружения, интересна и определенная национальная окраска в оформлении этого культового строения. А сопричастность храма с судьбой известного художника И.Айвазовского просто завораживает.

Самый известный армянский храм — Сурб Саркис. Начало 14 века

Посетить этот действующий храм, побывать на могиле Айвазовского, посмотреть на армянские хачкары, прочувствовать многовековую ауру древнего храма – это то, зачем сюда стремятся многочисленные туристы, даже если они оказались проездом в Феодосии всего на 1 день.

Храм Святого Георгия

Адрес улица Рабочий городок, 1 А

Храм Св.Георгия являлся в 14 столетии частью Георгиевского монастыря, который был расположен за южными стенам Генуэзской крепости, неподалеку от Иверской церкви. Считается, что данный храм сооружен мусульманским маркизом, которого звали Аслан, и который принял христианство. Так же известно, что сия церковь находилась под непосредственным контролем Константинопольского патриарха и относилась к армянской общине.

Храм Св.Георгия. 14 столетие

Это простое небольшое прямоугольное храмовое сооружение с полукруглыми сводами, сложенное из бутового камня, явно было рассчитано на не очень состоятельных прихожан. Церковь не раз перестраивалась, вплоть до 19 века. Сегодня в этот храм можно попасть только с местным экскурсоводом, ибо он закрыт в ожидании реставрации. 

Музей в Храме Св.Георгия

Однако, внутри храма расположена музейная экспозиция, посвященная средневековым православным храмам Карантина.

Храм архангелов Михаила и Гавриила

Адрес: улица Армянская, 13

Эта средневековая армянская церковь, возведенная в начале 15 столетия, сооружена из традиционного местного строительного материала, который называется бутовый камень. Венчает строение восьмигранный барабан с куполом. По стилю здание является смесью армянской средневековой архитектуры с романским стилем и немного похоже на старинный замок.

Храм архангелов Михаила и Гавриила

Шестигранная резная звонница расположена на северной стороне храма. Внутри храма можно увидеть фрагментарно сохранившиеся фрески и древний плиточный пол. Храм, хотя и не является действующим, был в советский период довольно капитально отреставрирован и, при посещении его с экскурсоводом, оставляет довольно приятное впечатление от соприкосновения с духом старины глубокой.

Храм Иоанна Богослова

Адрес: улица Рабочий городок

Ныне недействующая Богословская Церковь (или Св.Иоанна Евангелиста) также находится на территории бывшего Генуэзского укрепления, и как и другие армянские храмы данной территории является ярким образцом средневековой культовой армянской культуры.

Храм Иоанна Богослова. 15 век

Этот храм был сооружен в 14-15 века, хотя некоторые исследователи считают, что его возведение относится к более раннему периоду. Дело в том, что при храме имеются остаточные сооружения более древнейшего храмового сооружения с внутренним двориком и частично разрушенными колоннами. Постройка основного храма выполнена в целом из бутового камня, лишь отделочные детали арок, сводов, оконных наличников и пилястры сооружены из тесаного известняка.

Внутри храма по всему периметру расположена скамья из камня. Основной молельный зал, перекрытый полукруглым сводом, имеет замечательную акустику. Несмотря на то, что в церкви в 70-х гг. была проведена реставрационная работа, храм закрыт для посещений. Попасть внутрь можно только с экскурсионной группой.

Ещё интересно почитать

 
Фотографии номеров Карта проезда
Заказать номер Пляж в Судаке
Гостевая книга Экскурсии
Продажа в Судаке
Цены на экскурсии в Судаке
Новый Свет. Пейзаж и дегустация
Генуэзская крепость — визитная карточка города
Мыс Меганом — загадочное место в Судаке
Кара-Даг — потухший вулкан
Где рядом дельфинарий?
В Судак на велосипеде
Конные прогулки в Крыму
Винный туризм. А Вы попробуйте!
Возможно ли землетрясение в Крыму?
Интересные статьи

Голицынская тропа в Новом Свете
На даче Волошина в Коктебеле
Ялтинский зоопарк «Сказка»
Вечнозеленое земляничное дерево
Как правильно дегустировать шампанское
О чем рассказал дневник пирата Дампьера
Отдых в Веселом
Ай-Георгий, или где сбываются мечты в Судаке
Сурб-Хач

Новости

В Судаке открылся Парк динозавров

С начала мая на радость жителям и отдыхающим у нас в городе работает новый аттракцион, расположенный на бывшей автостоянке ТОК Судак» возле Холма Славы.

Еще чуть-чуть, и впереди — Судак!А вот и он, курортный город-сказка,Прибрежных скал причудливый пейзаж,Окрестных гор пленительные краски,И легкий бриз, и с мелкой галькой пляж.

Мартин Шаккум-первый зампред комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, доктор экономических наук, кандидат психологических наук:Крым — это исключительное место с точки зрения лечения и профилактики различных заболеваний и в первую очередь — легочных. Раньше люди, которые страдали подобными болезнями, если у них была такая возможность, просто продавали свое жилье в Москве и, выходя на пенсию, переезжали в Крым. И Крым давал им жизнь!

История

В XIII веке с согласия ордынских ханов большое количество армян переехало в Тавриду из городка Ани, разрушенного сильным землетрясением. Свое пристанище они обрели в городке Крым. Существует легенда, что духовный предводитель армян Ованес Себастаци увидел в небе огромный огненный крест, который счел хорошим предзнаменованием и принял решение возвести на этом месте большой монастырь. Отсюда и его название – Сурб-Хач, что в переводе означает «святой крест».

Вместе со своим братом Ованес Себастаци купил у генуэзцев участок в 50 гектаров и в 1358 году приступил к возведению обители, а на его кровлю было решено водрузить главную реликвию армянского народа – крест с храма города Ани.

Среди историков существует мнение, что этот монастырь стал своеобразным символом сопротивления против обращения армян в католицизм. Так и началась история армянской Церкви Святого Креста, многие десятки и даже сотни лет она была связана с разрушениями – в результате атак со стороны генуэзцев, татар и турков здание постоянно разрушалось и восстанавливалось вновь, многократно перестраивался братский корпус и появлялись новые кельи.

За всю свою историю обитель Сурб-Хач была недействующей лишь дважды. Первый раз случился тогда, когда армян выслали из Крыма в задонские степи. Второй случай произошел уже во времена советской власти, когда в 1925 году на месте обители основали туберкулезный диспансер, а спустя год – пионерский лагерь для школьников.

Во время Второй мировой войны монастырь оказался полностью заброшенным и начал постепенно ветшать и разрушаться. Так продолжалось до 70-х годов прошлого века. В то время на территории комплекса начались археологические раскопки и здание частично восстановили, а в помещении бывшей келейной устроили санаторий.

Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач только в начале 90-х годов прошлого века, когда над храмом снова установили крест, и начались богослужения. В 2002 году монастырь официально передали армянской православной церкви, но открыли его только в 2008 году, когда провели электричество, обустроили подъездные пути и назначили настоятеля. Незадолго до этого из Армении были привезены кресты с зашифрованной надписью «Сурб-Хач», их установили возле дверей храма. На сегодняшний день монастырь является действующим.

Это интересно: Церковь Святого Георгия в Феодосии: фото, как добраться, описание

История Армянского мужского монастыря в Крыму

Чаще всего эта достопримечательность Старого Крыма перестраивалась в 17 – 18 вв. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые сохранились на стенах старинных сооружений. В этот же период времени Сурб-Хач становится одним из основных религиозных центров Армянской Церкви на обширной территории всего Северного Причерноморья. О монастыре упоминается в разных документах той эпохи, в частности, о нем говорит И. Тунманн – известный шведский историк 18 столетия. В 1778 г., после присоединения Крыма к Российской Империи, армянское духовенство вместе с многочисленной паствой переселяется на Нижний Дон, и жизнь в обители замирает почти на 20 лет. Она возрождается в самом конце 18 в. Хотя епархиальный престол больше здесь никогда не находился, Сурб-Хач продолжал и продолжает сохранять значение одного из главных духовных центров армянского народа. С начала 19 в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в монастыре много раз проводились реставрационные работы. До свержения монархии в Российской Империи обители принадлежало 4 500 десятин земли в различных районах Крыма. Но с приходом на полуостров советской власти все изменилось. Монастырь был разграблен и закрыт, а его священнослужители и монахи подверглись репрессиям. Почти всех обитателей скита расстреляли. По преданию, последнего монаха большевики убили на дороге неподалеку от святого места – у старого дерева. Верующие и по сей день украшают его лентами – в память о трагедии, случившейся почти сто лет тому назад. Официально Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 г. – согласно постановлению местного отделения коммунистической партии. На обширной территории монастырского комплекса открыли санаторий и пионерлагерь. Эти учреждения просуществовали до ВОВ. В непростые годы войны армянский монастырь сильно пострадал из-за боевых действий и разграбления мародерами. После победы над фашистами обитель оказалась в запустении.Восстановить одну из главных достопримечательностей полуострова Крым пытались много раз. Но дальше осмотров и заключений экспертов дело так и не зашло, несмотря на то, что данный объект получил статус архитектурного памятника в 1963 г., и вместе с прилегающей к нему территорией должен был охраняться государством. Плачевная ситуация сохранялась до 1992 г., пока археолог и ученый Ф. Бабаян не была направлена Армянской АН в Старый Крым для детального анализа состояния монастыря и подготовки его к полномасштабной реставрации. Через два года восстановительных работ в храме Святого Знамения возобновились службы. В 2002 г. реставрация была завершена и обновленный Сурб-Хач официально был передан в ведение Армянской Церкви.Посмотрите обзорное видео о монастыре:

Город

Город Старый Крым
Старый Крым, находиться на восточной стороне Крымского полуострова между городами Судак и Феодосия.Старый Крым — один из древнейших городов Крымского полуострова, самые ранние артефакты, найденные на территории города, относятся к эпохе неолита. При строительных работах в центре города были найдены керамические изделия и домашняя утварь 5-4 века до нашей эры,…

Коктебель Крым
​Коктебель — это курортный поселок городского типа, который находится на берегу Коктебельского залива в восточной части Крымского полуострова. Ближайший населенные пункты: город Феодосия и поселок городского типа Орджоникидзе.
Географические координаты поселка городского типа Коктебель: N 44.9631 E 35.2499
Местоположение Коктебеля интересно тем, что он…

Бахчисарай. Крым.
Бахчисарай — это сердце Крыма. Во всемирной истории он известен, прежде всего, как город, в котором на протяжении двух с половиной столетий располагалась столица крымского ханства.Приехав в Бахчисарай, вы окунетесь в историю наяву, так как возникает уникальная возможность созерцать Крымский полуостров таким, какой он был много лет тому назад. На каждом шагу…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: