Чуфут-кале. пещерный город в крыму

История пещерного города и монастыря

Достоверных сведений о том, когда был построен Чуфут-Кале, нет, раскопки показывают, что здесь древние люди селились еще в эпоху неолита, а позже здесь находилось племя тавров.

Согласно одной из исторических теорий около 6 века Византия построила на горной вершине крепость для своих союзников — аланов, поселение получило название Фуллы. Уже позже в 10 столетии здесь находилось гото-аланское княжество, союзник Византийской империи, причем готские племена жили на Мангупе, а аланские на Чуфут-Кале.

Об этом государстве исторических сведений практически не сохранилось, только в 3 веке появляются упоминанию о том, что эти территории подвергались набегам татар, а в 1299 году город был разграблен ордой Ногая.

Захваченные территории татары назвали Кырк-Ор, где было организовано вассальное княжество, на территории которого проживали караимы. Спустя некоторое время город на непродолжительное становится столицей Крымского ханства, и здесь находилась резиденция Хана Наджи Герая, немного позже столицу переносят в Бахчисарай и начинается отток татаров из города. В период татарского господства в городской крепости содержали высокопоставленных пленников, так же здесь был устроен монетный двор.

После потери города статуса столицы и ухода из него местного населения, причем покидали его не только татары, но и христиане, в городе остались практически только караимы, передвижение которых было ограничено татарскими законами. С этого времени город начинает именоваться Чуфут-Кале — «Жидовская скала», названию был специально предан пренебрежительный оттенок.

После подписания Кючук-Кайнарджинского договора в 1774 году и прихода сюда русских начинается еще один отток городских жителей, было отменено ограничение на проживание здесь крымчаков и караимов и они постепенно начали уезжать, а в 19 веке здесь осталась проживать только семья смотрителя.

На территории каменного Чуфут-Кале располагается действующий Свято-Успенский монастырь.

Свято-Успенский монастырь в Чуфут-Кале

Монастырь Чуфут-Кале пользовался уважениум не только у христиан, но даже первый хан из династии Гереев Хаджи I просил помощи у лика Богородицы перед военными походами, а впоследствии после победы слал богатые дары — воск.

Покровители у монастыря были и среди русских монархов — деньги жертвовали цари Федор I и Борис Годунов, Екатерина II и Александр I.

Тоже интересно: где в Крыму находится водопад Учан-Су, какова высота и как до него добраться.

Где в Крыму снимали фильм «Десять негритят» — узнайте все подробности.

Экскурсии в Чуфут-Кале

Экскурсии по Чуфут-Кале оставляют неизгладимые впечатления у всех «гостей». Практически весь город высечен в скале, некоторые здания достигают трех этажей. В город раньше было два входа, а сам он был защищен рукотворной стеной и скалами. Внутри располагались казармы, мечеть, жилые помещения, ханский дворец и монетный двор, и продуктовый рынок.

Во время экскурсии туристы имеют возможность бродить по древним пещерам — «Христианскому пещерному комплексу», хотя доказательств того что христиане использовали их для культовых целей нет. За пещерным комплексом располагается «улица Кенасская», где хорошо сохранились дома для молитв караимов, далее за ними следует ряд руин, которые оканчиваются мавзолеем Джанике-хатун — самым красивым сооружением всего пещерного комплекса.

За татарской усыпальницей расхоложено самое древнее сооружение комплекса — оборонительная стена, с оборонительными рвами, здесь же расположены ворота Орта-Капу, соединяющие древнюю часть города с городом караимов. Так же в этой части крепостного города имеется двухъярусная пещера, которую иногда называют тюрьмой и восточная стена с остатками башни и фундамент императорского дворца.

Кроме древнего города обязательно следует посетить и Успенский мужской монастырь. Он расположен в ущелье прямо в отвесной скале, куда проложены каменные тропинки и лестницы. В начале 20 века монастырский комплекс включал в себя пять храмов, гостевой комплекс, сад, фонтаны, часовню, однако в 20−30 гг. 20 века комплекс практически полностью был уничтожен.

Святую обитель удалось восстановить уже в послевоенное время, отреставрирована Успенская церковь, лестница в скале, построена колокольня, которую венчают золотые купола, отреставрированы религиозные росписи на скалах. В наши дни удалось полностью восстановить три храма, и кельи для монахов, дом настоятеля, оборудован источник.

Туристы, посетившие Чуфут-Кале и Успенский монастырь получат неизгладимые впечатления об удивительной истории крымского полуострова.

Видео-прогулка по Чуфкт-Кале:

Что посмотреть по пути в пещерный город Чуфут-Кале

По пути от Бахчисарая в пещерный город Чуфут-Кале точно не придется скучать. Поскольку во время подъема к крепости или спуска с нее можно встретить очень интересные достопримечательности.

Свято-Успенский пещерный монастырь

Очень сильное впечатление произвел на нас Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае. Дело в том, что большая часть построек монастыря находится непосредственно в скале. Располагается монастырь в ущелье Марьям-Дере на расстоянии около 500 метров от начала подъема к Чуфут-Кале.

Считается, что Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае был основан византийскими монахами-иконопочитателями в конце 8 века. Стоит отметить, что о ранней истории монастыря мало что известно. Однако известно, что в 13 веке монастырь был закрыт и находился в запустении около 100 лет. В дальнейшем на протяжении всей своей истории монастырь очень многое пережил. Так, например, Свято-Успенский монастырь был обложен данью за проведение богослужений во времена захвата Крыма Османской империей. После этого он стал резиденцией митрополитов Готфских. С 18 века монастырь действовал как приходская церковь. Впоследствии монастырь сильно пострадал в Советское время. Он был закрыт, а все монахи и послушники расстреляны. В его помещении находился госпиталь во время Великой Отечественной войны, а после психоневрологический диспансер. Восстановили Свято-Успенский пещерный монастырь в 1993 году.

Основным сооружением монастырского комплекса является Успенская церковь. Перед ней располагается небольшая колокольня к которой ведет широкая лестница.

Во время подъема по лестнице можно рассмотреть изображения наиболее примечательных и святых храмов с горстью земли, привезенной с тех мест.

Кроме того наше внимание привлекли иконы, нарисованные прямо на скалах. На фото прекрасно видно, что помещения Успенской церкви находятся прямо внутри скалы

Поднявшись по лестнице, мы стали рассматривать, открывшиеся перед нами виды на плато Бурунчак.

Постройки внутри скал являются подсобными помещениями Свято-Успенского пещерного монастыря.

К тому же внизу видна еще и Константино-Еленинская церковь.

Караимское и мусульманское кладбище

По пути в пещерный город Чуфут-Кале можно посетить самые мрачные достопримечательности этих мест. Это караимское кладбище Балта-Тиймез и мусульманское кладбище Газы-Мансур.

Караимское кладбище Балта-Тиймез находится в Иосафатовой долине за восточной стеной пещерного города. Балта-Тиймез в переводе на русский означает «топор не тронет». Такое название связано с многовековыми дубами, украшающими эти места и считавшиеся у караимов священными. Кстати некоторые из них здесь растут до сих пор. Несмотря на то, что по оценкам ученых кладбище возникло в 13 веке, самые древние памятники здесь датируются 1 веком н.э. В результате этого караимское кладбище привлекает туристов своей древностью и возможностью прикоснуться к караимской культуре. За древней каменной аркой здесь располагаются около 7 000 памятников на большинстве из которых можно прочесть на древнееврейском, караимском, русском языках, а также на иврите.

Помимо караимского кладбища, поднимаясь по тропе в пещерный город Чуфут-Кале, можно посетить мусульманское кладбище Газы-Мансур. Вход в него можно увидеть прямо с тропы ближе ко входу в крепость через Южные ворота.

В отличии от караимского кладбища оно более молодое, поскольку захоронения здесь проводились в 15-19 веках. К сожалению здесь осталось очень мало сооружений, так как они пострадали больше чем соседние достопримечательности. Но интересно мусульманское кладбище еще и тем, что здесь находилось текие дервишей, то есть монастырь мусульманских монахов. По легенде текие построил Менгли-Гирей на месте где были убиты и похоронены три дервиша — Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза. Текие дервишей было разрушено в советское время, что произошло одновременно с депортацией татар из Крыма. На данный момент от текие остались лишь остатки руин.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице . Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп.

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден. ».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода.

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом

Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей. 

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию. 

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу. 

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом». 

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Осадный колодец

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.

Колодец Тик-Кую

Вертикальная шахта Тик-Кую пробита на глубину около 45 метров. Она оканчивается винтовым спуском к бассейну. Чтобы добираться до этого спуска была прорублена наклонная галерея длиной около 100 метров. Невозможно представить себе, каких физических и временных затрат потребовало строительство такого гидротехнического узла. Интригу придает еще тот факт, что на протяжении столетий колодец от нижнего бассейна до наземного входа был тщательно засыпан землей, щебнем и камнями.

К Колодцу был пробит еще один дополнительный тайный ход, ведущий со скалы Чуфут-Кале. По легенде Джанике-ханым, зная тайну этого хода, спасала жителей от жажды, принося воду из Тик-Кую. Но однажды неприятель все-таки взял крепость Чуфут-Кале и приказал засыпать колодец навсегда, чтобы и память о нем исчезла. Сегодня нам не известен ни тот тайный ход с горы, ни безжалостный неприятель, но колодец существует: его раскопали в 2002 году энтузиасты спелеологи.

Кратко об истории Чуфут-Кале

Когда был построен Чуфут-Кале, никто толком не знает. Известно, что тут жили ещё в неолите и у вездесущих тавров здесь была стоянка, но когда была построена крепость – вопрос открытый.

В настоящий момент наиболее распространённой гипотезой является то, что в 6-м веке нашей эры византийские власти построили на горе крепость для союзных аланов. Так или иначе, к 10-му веку здесь располагалось дружественное к Византии, и в первую очередь к Херсонесу гото-аланское княжество. Считается, что готы обосновались на Мангупе, а аланы на Чуфут-Кале.

О жизни аланского княжества известно не много, чаще местечко стало упоминаться после его завоевания татарами. Считается, что в 1299 г. завоеватели взяли город, защитников истребили, а остальных обратили в рабство. Захватив город, татары назвали его Кырк-Ор (по одной из версий название переводится как «сорок крепостей»), дотатарское название до наших дней, к сожалению, не дошло. Вскоре в Кырк-Оре был организован центр вассального княжества и захватчики поселили здесь первых караимов. Позже город стал столицей Крымского ханства и был ею до тех пор, пока ханы не переехали в Бахчисарай. Этот момент стал определяющим в получении городом своего современного названия.

После ухода татар из Чуфут-Кале, его начали покидать и христиане, остались лишь караимы, свобода передвижений которых была ограничена. С этих пор город стал называться Чуфут-Кале, что означает Еврейская или скорее Жидовская скала, поскольку слово «чуфут» имело пренебрежительный оттенок. Караимский город получил такое название так как караимы исповедовали хоть и обособленную, но все, же форму иудаизма, и поэтому татары считали их евреями.

С момента завоевания Крыма Россией снимается запрет на передвижения караимов и город постепенно пустеет.

Осадный колодец

В период с1998-2001 годы в древней крепости было сделано сенсационное открытие. Исследователи обнаружили осадный колодец Чуфут-Кале. 

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале и его достопримечательности

Несмотря на то, что большая часть пещерного городища лежит в руинах, Чуфут-Кале может похвастаться наличием:

двух хорошо сохранившихся кенас (караимский храм) – большая (она же соборная) кенаса предназначалась для проведения праздничных служб, в малой же проходили ежедневные службы, всевозможные собрания.

Со временем в здание малой кенасы переоборудовали под школу.

  • усадьбы, состоящей из двух жилых домов – пристанище караимского ученого, учителя и общественного деятеля Авраама Самуиловича Фирковича, коллекционирующего старинные рукописи;
  • крепостного рва и сквозного колодца;
  • руин мечети, с четырьмя круглыми углублениями – гнездами, для колонн, на которые опиралась кровля.

Проводя раскопки, ученые пришли к выводу, что мечеть стоит на месте древней христианской церкви. В поддержку этой гипотезы говорит использование при строительстве мечети таких архитектурных элементов, как изящная византийская капелла и прочие мраморные обломки, безусловно принадлежащие ранне-византийскому храму (добыча проконнесского мрамора прекратилась в VIII столетия). К слову, построенная в 1346 году (хан Джанибек) мечеть подверглась основательной реконструкции во времена правления Хаджи-Гирея, о чем говорится в арабской вязи, обнаруженной при раскопках на обломках входной плиты (1928 год).

Отдельного внимания заслуживает превосходно сохранившийся мавзолей Джаныке-Ханум, резко выделяющийся на фоне развалин средневекового городища. Надгробие, установленное внутри восьмиугольного дюбре, гласит – здесь покоится первая государыня крымского народа Джанике-Ханум, дочь хана Тохтамыша, скончавшаяся в 841 году.

Следует отметить, что эта монументальная гробница, окружена легендами, как и имя самой ханской дочери. Одна из них рассказывает о недозволенной любви Джаныке и татарское бея (или генуэзца). Спасаясь от отцовского гнева, девушка бросилась с обрыва, у которого и была похоронена…

Впрочем, есть и менее романтичные версии гибели Джанике-Ханым:

вследствие тяжелой болезни, для лечения которой необходим был целебный воздух Кырк-Ера (одно из названий пещерного города);
от рук вражеской армии, во время отважной защиты крепости наравне с отцом (хотя образ дерзкой воительницы не вяжется с положением мусульманских женщин).

Примечателен и тот факт, что народ опоэтизировал кыркорские корни Джаныке-Ханым, связав их с историей о потайном колодце, благодаря которому крепость могла выдержать длительную осаду.

Усадьба Фирковича

Туристы смогут зайти в бывшую жилую усадьбу ученого, писателя и археолога Фирковича, в которой он жил до конца своих дней. Это небольшое двухэтажное строение с окнами и балкончиком, черепичной крышей и каменными стенами. Со второго этажа, выполненного из дерева, во двор, где находились жилые помещения, спускается лестница. А на первом, высеченном из камня, хранили хозинвентарь и держали скот.

На востоке города-крепости были сосредоточены жилые дома, внутренние дворы которых были закрыты от посторонних взглядов каменными заборами. Здесь же находился монетный двор, где велась чеканка монет.

Что посмотреть

Пещеры

Они использовались в качестве жилых помещений, погребов, конюшен, тюрем. В них размещались смотровые комнаты и склепы. На момент своего основания это был город-крепость, расположенный в скалах и надежно скрытый от посторонних глаз естественным рельефом. Всего здесь 170 пещер. Они отличаются друг от друга качеством, отделкой, предназначением, архитектурными решениями. Во многих из них остались фрагменты лестниц, которые, возможно, служили для соединения пещерных комнат.

В Чуфут-Кале около 170 пещер, расположенных на разной высоте. Многие пещеры связаны между собой каменными лестницами.

Колодец Тик-Кую

Это осадный колодец, предназначавшийся для укрытия жителей на время осады крепости, а также служивший источником воды. Название «Тик-Кую» означает вертикальный колодец. В нем есть подземелья и шахты, в которых будет интересно побывать. Диаметр строения 2,2 м, глубина 27 м. На глубине примерно 25 м к нему примыкает галерея, от которой тянется пологий подъем на высоту 30 м. И это еще не все! Ниже галереи есть еще один колодец, перпендикулярный, диаметром 5 м.

Чтобы войти в Тик-Кую, расположенный на горном склоне, необходимо идти пешеходным маршрутом, который ведет к городским Южным воротам. Посещение колодца платное (300 р. полный билет и 150 р. льготный) и не включено в стоимость билета для посещения города.

Осадный колодец Чуфут_Кале уходит вглубь практически на 30 метров

Караимские кенассы

Кенасса — это караимский храм. Во время экскурсии можно увидеть две кенассы, которые расположены рядом и датируются XIV в. (Большая кенасса) и XVIII в. (Малая кенасса). Несмотря на внушительный возраст, они неплохо сохранились. Осмотреть их изнутри не получится, зато снаружи сколько угодно можно рассматривать барельефы, древнюю архитектуру, настенные оттиски.

Большая и Малая караимские кенассы отлично сохранились до нашего времени

Мавзолей Джанике-ханым

Джакине-ханым — дочь Тохтамыш-хана, правившего в XV веке. Восьмигранное строение с крышей из черепицы и резными колонками по бокам выполнено в стиле, характерном для османского периода, и отлично сохранилось. Внутрь нельзя заходить, но через решетку можно рассмотреть надгробие, к которому ведут ступеньки. С места, где выстроен мавзолей, открывается панорама гор и долины Ашлама-дере.

Мавзолей Джанике-ханым, выстроенный в XV веке, практически не подвергся разрушению

Наземные строения XVII-XVIII веков

Многие из построек неплохо сохранились, среди них:

  • защитные стены;
  • жилые дома;
  • главная улица, вымощенная камнем, на  ней еще видны колеи от колесниц;
  • дом А.С. Фирковича (караимский археолог и историк);
  • темница, в которой 21 год сидел воевода Шереметьев в ожидании выкупа.

Несмотря на полуразрушенное состояние, большой интерес представляют мечети, дворцы, храмы.

Древнее кладбище караимов

Оно находится в лесу, за территорией города, на плато, в 500 м от верхних ворот. Место окутано таинственной и мрачной атмосферой — черные деревья, надгробья замысловатых форм, заросшие мхом и хранящие древние надписи. Но сюда обязательно стоит заглянуть.

Караимское кладбище — мрачное, но невероятно интересное место, особенно для эзотериков

Видео-экскурсия:

В Крыму насчитывается 5 пещерных городов, пользующихся популярностью у туристов: Чуфут-Кале, Мангуп-Кале (достаточно популярная достопримечательность), Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен. У каждого своя история, тайны и легенды. Если возникнет вопрос, что лучше — Мангуп-Кале или Чуфут-Кале, смело посещайте оба, смотрите, сравнивайте. В Мангуп-Кале, возникшем в V веке, тоже есть на что поглазеть: руины крепостной стены, ворот и цитадели, казематы, дозорные и технические двухъярусные пещеры.

Рекомендуем:


Рыбалка в Крыму: морская и озерная


Лучший пляж Крыма: куда ведет каменная лестница у Лукоморья


Храм Солнца в Крыму: таинственное место силы рядом с Ласпи


Чатыр-Даг в Крыму: местонахождение горы в Крыму на карте и ее высота

Челтер-Мармара

Это пещерный монастырь в окрестностях Севастополя. Он был действующим с 13-го по 15-й века. По другим версиям, первые монахи в этих горах Крыма жили еще в 9-м веке. Другое название обители — Мужской монастырь Святого Преподобного Саввы Освященного. Также здесь находится храм Николая Чудотворца.

Помещения монастыря располагаются в скале и соединяются между собой деревянными лестницами и балками. Раньше здесь молились в кельях и проводили службы в большом колонном зале.

Также в Челтер-Мармара сохранились комнаты для ведения хозяйства и приема пищи. Сейчас монастырь не заброшен: в нем снова поселились монахи, которые занялись его восстановлением.

Кстати, по соседству расположен еще один знаковый объект — монастырь Шулдан.

Где находится: Балаклавский район, вблизи села Терновка.

Как добраться: из Севастополя в Терновку ходит автобус №40, из Балаклавы — автобус №129. Если едете в Крым на машине, доезжайте до села, затем сворачивайте в сторону скалы Челтер-Кая. Подниматься к монастырю нужно пешком по склону — это займет чуть меньше часа. Лестницы здесь узкие, а высота приличная.

Мангуп-Кале

Это один из самых интересных пещерных городов Крыма. Мангуп-Кале находится на плато горы Баба-Даг. С юга здесь крутой обрыв, с севера — протяженные выступы. Максимальная высота горы — 583 м.

Сначала в этом поселении попеременно жили готы, аланы и византийцы. Позже город стал столицей крымского княжества Феодоро. В конце 15-го века крепость завоевали турки-османы, а в конце 18-го ее покинули последние жители — караимы.

Главные достопримечательности Мангуп-Кале — это руины крепостной стены, цитадель, фрагменты базилики, караимский некрополь, казематы, мыс Тешкли-Бурун, Свято-Благовещенский мужской монастырь, руины церкви Святого Константина.

В соседнем поселке Ходжа Сала находится Мангупское озеро (водоем также называют Девичьим озером). По отзывам туристов, его берег хорошо обустроен: там работают базы отдыха, кафе, прокат катамаранов.

Где находится: Бахчисарайский район, окрестности села Ходжа Сала.

Как добраться: на машине удобнее ехать через Бахчисарай и Симферополь. Доезжаете до Ходжа Сала и оставляете авто на парковке около музейных касс. Дальше пешком по горной дороге около 3 км. Из Симферополя также можно доехать на маршрутке (следует через Бахчисарай до Ходжа Сала).

Цены: 100 рублей для взрослых, 50 рублей для детей от 16 лет, бесплатно для детей до 16 лет.

Вклад Фирковича в изучение истории

В опустевшем городе, превратившемся в молчаливого свидетеля прошлых эпох, остался лишь известный ученый Фиркович со своей семьей. Знаток древних рукописей нанимал сторожей-смотрителей, охранявших заброшенные дома. Он собрал большую коллекцию рукописей, которую передал в Российскую императорскую библиотеку. Работы караимского писателя, увлеченного историей, позволили воссоздать как историю города, так и целого народа.

Свое призвание ученый видел в охране Чуфут-Кале, который стал привлекать многочисленных путешественников. Сюда заглядывали и венценосные особы, и известные писатели, и поэты.

Рядом с нависающей над обрывом усадьбой Фирковича появился дворец, в котором останавливались все русские самодержцы, кроме Павла I. К сожалению, в 1930 году его снесли, и от величественного здания остался лишь цоколь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: