Ханский дворец

История и легенда о Бахчисарайском фонтане

Город Бахчисарай исполнял роль столицы Крымского ханства со второй половины 16 в. В этом месте располагалась основная резиденция хана — дворец. Строительство завершилось в 50-е г. 16 в. ханом Сахиб Гиреем. В архитектуре заметны устои, присущие османскому зодчеству. Многочисленные воды, клумбы и беседки, расположенные на территории олицетворяют собой рай на земле.

Парк Бахчисарайского дворца

С начала 2000 г. здание постепенно подвергается реставрации. Это необходимо для поддержания строения в первоначальном виде. Сейчас посетители видят лишь ту часть дворца, которая уцелела после пожара в середине 17 в.

В ходе военных действий в 1736 г. Бахчисарай захватила русская армия. Здание по обыкновению того времени подожгли. Но перед этим убранство, стиль, архитектура помещений были в подробностях описаны и частично зарисованы.

Бахчисарайский дворец внутри

Когда Крым стал частью Российской империи Дворец ханов претерпел массу реконструкций. Большая часть покоев в значительной степени поменяла свой облик. Что-то исчезло безвозвратно, что-то добавилось и стало частью исторического сооружения.

Грандиозные по масштабу и содержанию ремонтные работы проводились в честь приезда Екатерины Великой в Бахчисарай. Произошло данное событие весной 1787 г. Тогда знаменитый “фонтан слез” был перенесен на территорию Фонтанного двора, где находится до сих пор. Изначально он был неподалеку от усыпальницы Диляры-Бикеч, в честь которой и был сотворен знаменитым иранским мастером того времени Омером в 1774 г.

Сейчас Бахчисарайский монумент слез считается единственным памятником крымско-татарского зодчества.

Стоит отметить, что Бахчисарайским называют неформально. Официальное название — фонтан Слез.

Он был создан по велению своенравного хана Крым-Гирея в честь любви к отравленной его женой наложнице Диляры-Бикеч. Каменный фонтан символизирует великую скорбь хана. По центру фонтана вырублена каменная роза, которая олицетворяет собой вечную жизнь.

ИНТЕРЕСНО! Пушкин приехав в Бахчисарайский дворец в 1820 г., положил в верхнюю чашу монумента 2 розы: красную и белую, которые сорвал неподалеку. С тех пор пошла традиция обновлять цветы в фонтане.

Структура дворцового комплекса

Ханский дворец в общей сложности занимает площадь более четырех гектар. В самом его центре расположен прямоугольной формы двор, в котором проводились совещания и собирались войска. Дворцовый ансамбль состоит из нескольких корпусов, бани и гарема.

Напротив дворца находится большая ханская мечеть. Ее роспись была поручена иранскому мастеру Омеру в 1763 году. Над зданием мечети возвышаются два минарета, с которых муэдзин призывает мусульман к молитве пять раз в сутки. Далее расположено ханское кладбище. На нем похоронены ханы, члены их семей и ближайшие сановники. На территории кладбища имеется два мавзолея, которые стали усыпальницами для тринадцати крымских ханов. Строения являются архитектурными памятниками 16-18 веков.

За кладбищем видны два купола дворцовых бань, которые сохранились в первоначальном виде, поскольку не были перестроены. Стоит отметить, что Сары-Гюзель (банный комплекс) – является одним из старейших зданий дворца. Банный комплекс был построен в 1532 году еще Сахибом Гераем, он устроен по турецкому подобию и переводится его название не иначе как «желтая красавица».

Краткое описание

Строительные работы велись в период правления Адиль-Сахиба-Гирея – сына Менгли-Гирея, и в то же время Бахчисарай впервые упоминается как место пребывания потомка хана. К 1551 году строительство дворца подошло к концу, но это было не единичное масштабное сооружение, а целый миниатюрный город, ставший центром политической, культурной и духовной жизни крымско-татарской державы.

Аэрофотосъемка Ханского дворца в Бахчисарае

Главной задачей мастеров, трудившихся над созданием дворцовых построек, была передача мусульманского представления о рае на земле. Так на крымской земле появился дворец-сад (в переводе на крымско-татарский язык – бахчисарай). Дворцовая территория богата двориками, фонтанами, зеленью.

Все сооружения легкие и расписные, с ажурными решетками на окнах. Однако первоначальный облик Бахчисарайского ханского дворца за 2,5 столетия его существования неоднократно менялся. Каждый последующий правитель считал нужным дополнять дворцовый комплекс новыми постройками или переделывать по-своему усмотрению.

Северные ворота и надвратная башня

В 1736 году при вторжении в Крым русских войск дворец был подожжен, и после пожара все его здания многократно ремонтировались. Однако реставрационные работы велись настолько неумело, что многие ценные архитектурные и художественные элементы оформления комплекса были утрачены. В конце XVIII века после окончания русско-турецкой войны для дворцовых построек настали не лучшие времена.

Во время ремонтных работ абсолютно не учитывались традиции местного зодчества, и бахчисарайскому ансамблю навязывались европейские нотки, не вписывающиеся в общий фон крымско-татарского шедевра. По указу правительства Российской империи обветшавшие здания просто сносились, а уникальные росписи лучших придворных художников заменялись примитивными изображениями.

Жилые покои

В 60-х годах XX столетия мастерам всё-таки удалось вернуть дворцу былой вид. Благодаря проведению сложных и трудоёмких реставрационных работ был восстановлен архитектурный облик ранее измененных помещений, а первоначальные росписи вновь заняли свои места. Сегодня туристы могут осмотреть жилые покои ханской семьи, здания официального назначения и отстоять службу в мечети, если они являются мусульманами.

Интересные факты

В Ханском дворце в свое время побывали императрица Екатерина и Александр I. После каждого из визитов начинались перестройки, сносились здания. Николай I приезжал сюда с семьей уже после открытия музея.

Экспонат в ханском дворце

В 1820 году Бахчисарай посетил Александр Пушкин. Великий поэт разочаровался, увидев «Фонтан слез», в котором вода в чашу капала из ржавой трубы. Он был шокирован развалинами гарема, переделками комнат, что совсем не соответствовало европейскому стилю.

После реставрации росписей и архитектурных деталей удалось восстановить почти первоначальный вид комплекса. Теперь туристы приезжают сюда, чтобы полюбоваться покоями ханов, побродить по живописным дворикам, послушать журчание фонтанов, познакомиться с культурой и историй крымских татар.

Абджад

Сакральность арабского алфавита — особая тема для размышлений. Впрочем, когда крымские татары еще пользовались арабской графикой, а не латиницей и, тем более, не кириллицей, этот скрытый смысл стиха Шейхия, отчеканенного на «Фонтане слез», был известен почти каждому образованному человеку на полуострове

Исследователь этих бейт (строф) Нариман Абдульваал, вслед за рядом российских востоковедов 19 столетия, в своей статье «Поэтическая загадка «Фонтана слез», обращает внимание на то, что в исламской культуре издавна употреблялась, кроме обычной азбуки, еще одна, скрытая. Согласно ей, каждой букве алфавита соответствовала определенная цифра

Такая азбука называлась «абджад» (согласно ее первым четырем буквам: «Алеф», «Ба», «Джим» и «Даль»). Порядок букв в ней отвечал финикийскому алфавиту, от которого и пошло арабское письмо. Одновременно, эти же буквы использовались и для обозначения цифр, точно как и прежде — в церковнославянском письме. Таким образом, буквы «абджада» делились на три группы: первая обозначала цифры от 1 до 10, вторая — от 10 до 100, третья — от 100 до 1000. Впоследствии в исламский мир проникли индийские цифры, известные как «арабские», а сама азбука Корана приобрела ту форму, что и сейчас. Между тем «абджад» стал сакральной системой чисел. Понятно, что по нему каждое слово, даже каждое высказывание или целый текст, написанный арабской графикой, будет иметь свою цифру. Например, число Басмаллы (формулы bism illāh ir-raḥmān ir-raḥīm — «Во имя Аллаха милостивого и милосердного») составляет 786, самого слова Аллах — 66 (1 +30 +30 +5).

Заметим, что «абджад» широко используется в суфийский нумерологии. Кроме того, эта численно-азбучная система тесно перекликается с еврейской нумеральной системой «гематрия». Той же системой пользуется Каббала.

Екатерининская миля и вход в Ханский дворец

Обелиск под названием Екатерининская миля не знаменует приезд императрицы в Ханский дворец. Такими знаками отмечалась каждая десятая верста на маршруте по всему Крыму. С одобрения светлейшего князя Григория Потемкина установку провел автор идеи, правитель Таврии Нечуй-Кохановский. Сохранились в Крыму пять таких монументов, шестой восстановлен на уцелевшем фундаменте в районе села Цветочное. Тем не менее исторический визит отмечен хрониками, поскольку Екатерину Великую сопровождал австрийский император и послы.

Северные ворота прежде уже упоминались, рассмотрение с близкого расстояния впечатляет гораздо больше. Красочная роспись затейливыми узорами и тройное арочное окно украшают верхний ярус входа в Ханский дворец. Орнамент на самих воротах с распашной калиткой попроще, дополнен верхней решеткой. Каменными плитами огражден ров с небольшой речкой, протекающей перед резиденцией. Несколько опознавательных надписей информируют о статусе достопримечательности, которую предстоит посетить.

Главные герои

Автор сталкивает два менталитета в образах гордых и сильных женщин, взяв за основу сюжет легенды. Главные герои поэмы «Бахчисарайский фонтан» — Мария и Зарема. Пушкин намерено воссоздает два совершенно противоположных характера, чтобы показать самобытную красоту обоих. А также, на их примере, существенную разницу традиций, которая должна быть учтена в любом случае, иначе трагедии не миновать. Сравнительная характеристика героинь поможет понять это еще глубже.

  • Мария — Польская княжна, любимица отца. «Все в ней пленяло, нрав, движения». Многие просили ее руки, но любви она не знала. Ей свойственны непокорность и гордость. В ответ на страсть Гирея она проявляет лишь равнодушие, хоть это и опасно, ведь ее судьба зависит от его воли. Но женщина не собирается идти на поводу у страха: ею движет осознание собственной правоты, потому она последовательно добивается соблюдения своих прав. Свободолюбие – вот в чем выражается сила ее чувств. В презрении к неволе она растрачивает весь свой темперамент, поэтому так пленяет хана недовольством и суровостью. Пленница — «байроническая героиня», то есть томится по идеалу (вольной жизни со своей семьей), жаждет свободы и, не получая этого, замыкается в себе и предпочитает рабскому уделу смерть. Ее холодно-прекрасная красота завораживает, но не согревает.
  • Зарема — красивая грузинка, коса дважды обвита вокруг головы, ясные черные глаза, нежный голос. Искренне любит хана, не желает ни с кем его делить, хоть и мирится с гаремом, где равной ей, тем не мене е личность, воспитанную по строгим канонам. Женщина любвеобильна и всегда готова исполнить любое е, нет. Она покорна и покладиста, законы восточного мира понятны ей, они же сформировали е желание повелителя, в этом жертвенном служении вся ее жизнь. Страстный «Отелло» в женском обличие всегда поступает по велению чувств, даже красота девушки чувственная, манящая, жаркая. Сила ее характера выражается в твердом решении добиться своего, даже нарушив волю хана. Она верит, что сделает ему лучше, освободит от тоски. Но ей не удается прекословить ему и дальше: исполнив свой «долг», она безропотно принимает смерть из рук любимого мужчины.

Женщины разнятся даже внешне: одна обладает колоритной восточной внешностью и чувственной красотой, другая имеет светлое ангельское обличие и притягательность невинности. Зарема смысл жизни видит в любви, Мария любви не знает вовсе. Грузинка подвластна чужой воле и почитает за счастье подчиняться властелину и угождать ему. Польская княжна гордо восстает против этой власти, не желая жить по чужим правилам и принимать удел рабыни. Обитательница гарема идет на смерть ради освобождения любимого от напасти, повинуясь ревности. Пленница погибает ради свободы и бегства от постылой страсти Гирея.

Система образов строится по принципу любовного треугольника, поэтому конфликт героев неразрешим. Поэтому можно понять логику Заремы: пока Марии не было, все складывалось благополучно, значит, причина страданий в ней. Действия хана тоже не выходят за рамки разумного: что ж он за правитель, если даже наложница идет вопреки его воле? Он обязан был ее наказать в назидание остальным.

История ханского дворца в Бахчисарае

После многолетней борьбы за Казанское царство с государством Московским Сахиб Герай (бывший казанский хан) был вынужден со всей семьей бежать в Крым. Резиденция крымского ханства находилась в долине Ашлама-Дере, но вскоре из-за недостатка места было решено основать новую столицу — Бахчисарай. По местной легенде, место для постройки Ханского дворца было выбрано неслучайно. Сахиб Герай увидел как несколько змей дерутся у реки, после поражения поверженная змея нырнула в воды Чурук-су (гнилая вода) и выползла на левый берег уже полностью здоровая. Крымский правитель принял увиденное, как знак судьбы и решил построить на этом месте роскошный дворец. Так это было или иначе, однако изображение двух змей красуется на Северных воротах.

Строительство дворцового комплекса Сахиб Герая началось в 16 веке и продолжалось более 2-х веков. Свою лепту в строительство Бахчисарайского дворца внесли и татары, и турки, и даже итальянцы. Много раз дворец подвергался разрушениям и опять восстанавливался. В 1736 году талантливый фельдмаршал Миних, взяв Перекоп, вошел  в Крым и захватил сталинцу ханства — Бахчисарай, где приказал сжечь дворец вместе с городом, предварительно указав тщательно зарисовать его. По этим зарисовкам впоследствии удалось восстановить большую часть дворцового комплекса.

В Крымскую войну 1853-1856 годов дворец превратили в прифронтовой госпиталь, а умирающих солдат хоронили рядом с мавзолеями и усыпальницами крымских владык. После победы в Ханском дворце размещалось Министерство внутренних дел, а в начале 20 века открыли музей, действующий и сейчас. Годы не пощадили дворцовый комплекс, от его первоначальной территории осталось менее пятой части. И неизвестно, что оказалось более фатальным – всепоглощающее время или неумелые попытки реставрации.

Двор Ханского дворца в ноябре

Стиль дворцового комплекса совершенно отличен от привычных нам западноевропейских. Строения одно и двухэтажные, небольшие помещения и множество маленьких двориков являются отличительной особенностью Ханского дворца. Когда-то дворец, по описанию иноземцев, напоминал Стамбульский в миниатюре, но с тех пор его неоднократно перестраивали, сносили обветшавшие здания, закрашивали древние росписи и фрески и осовременивали на свой лад. Но даже эти варварские реконструкции не могут скрыть былое величие и неповторимость архитектурного стиля.

Отличительной особенностью этого «азиатского барокко» является сочетание роскоши и отсутствие монументальности. Переплетенное мраморное кружево с зеленью садов и множеством фонтанов создает ощущение легкости и прохлады.

Уютные внутренние дворики

Фонтан слёз – дополнение к дюрбе Диляры-бикеч

Проект «Фонтана слёз», установленного у мавзолея-усыпальницы Диляры-бикеч – любимой жены хана, был разработан и воплощен иранским архитектором Омером в 1764 году. Питался фонтан из природного источника, но по мере его усыхания подача воды в фонтан прекратилась. До посещения Бахчисарайского ханского дворца царицей Екатериной II фонтан слёз находился у дюрбе, но при подготовке к ее приезду его перенесли в Фонтанный дворик. Здесь он стоит и поныне. Аналогичный по конструкции фонтан есть и в Бассейном дворике. Фонтан, возведенный в память о ханской жене, является символом скорби грозного правителя.

Фонтан слёз

Наиболее привлекательной частью фонтана является его центр, украшенный мраморным цветком. Под ним располагаются три чаши – одна большая, остальные – поменьше. Вода, капающая из цветка, сначала попадает в большую чашу, затем – поочередно в меньшие, и вновь вода оказывается в цветке и капает в большую чашу. Такой «круговорот» происходит непрерывно. Процесс наполнения чаш водой можно сравнить с горем, наполняющим сердце хана. Изменение размеров чаш показывает попеременное усиление и стихание боли. А символом вечности является спираль, вырезанная у подножия фонтана.

Гаремный корпус

История создания Бахчисарайского фонтана

Фонтан слез Сальсабиль, располагается в ханском дворце Бахчисарая. История бахчисарайского фонтана вдохновила русского поэта Александра Пушкина (Alexander Pushkin) на поэму, которая была так и названа: «Бахчисарайский фонтан». Сегодня множество туристов, со всех уголков мира, приезжают увидеть бахчисарайский фонтан. Пушкин стал тем связующим звеном, благодаря которому бахчисарайский дворец с фонтаном и ханская история получила известность и дошла до наших дней. Смотрите наш видео сюжет о бахчисарайском фонтане и ханском дворце, в гареме которого разворачивались события поэмы Пушкина.

Визитная карточка крымско-татарской истории — Бахчисарай, неразрывно связан с русской культурой. Памятники архитектуры древнего города Бахчисарая, его легенды, неповторимый восточный колорит, вдохновляли Анну Ахматову, Алексея Куприна, Максимиллиана Волошина, и конечно, Александра Пушкина. Великий поэт посетил Бахчисарай в 1820 году тогда он напишет:

«Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.»

При посещении опустевшего ханского дворца, он услышал самую печальную из его легенд — о бахчисарайском фонтане, она гласит — бесстрашный хан Гирей полюбил прекрасную княжну Диляру Бикеч, но счастье их было недолгим, княжна покинула этот мир совсем молодой. И тогда безутешный хан вызвал придворного мастера иранца Омера, и сказал ему: «Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце».

Каждая деталь легендарного бахчисарайского фонтана наделена особым смыслом, в центре цветок Лотоса, как лицо человека, по лицу которого сбегают редкие слезы, они заполняют верхнюю чашу — сердце и душу, а потом сбегают вниз, как светлая печаль, которая заменяет собой горе. Пушкин, художественно переработав легенду о бахчисарайском фонтане, сделал главной героиней своей поэмы польскую княжну Марию

Легенда, которую услышал Александр Сергеевич Пушкин, совершая путешествие по Крыму в 1820 году, не обошла его внимание, и он написал поэму «Бахчисарайский фонтан». В 1824 году этому фонтану посвятил отдельное стихотворение, которое так и называется «Фонтан Бахчисарайского дворца»

Своей поэмой Пушкин обессмертил Бахчисарай, заставив заговорить о ней всю царскую Россию. Эта слава пережила века. И до сих пор, туристы приезжающие в Бахчисарайский дворец со всего мира, продолжают пушкинскую традицию. Это он первым сорвал две розы, в одном из двориков бахчисарайского дворца, и положил их на верхнюю чашу фонтана слез. Крым навсегда останется в сердце Пушкина. Позже, эпиграфом к своей поэме «Таврида», он выберет слова Гете: «Верни мне мою молодость» и посвятит их Крыму. Особенно, это чувствуется, в Бахчисарае, когда над городом опускается ночь и гаснут редкие огоньки в окнах домов и засыпает сном столетий ханский дворец, чуткий слух улавливает едва слышный звон, словно тихий дождь струится по листьям зеленого плюща, словно роса, скатывается из чаши тюльпана. Так плачет, воспетое поэтом, мужское сердце, потеряв любовь.

Бахчисарайские фонтаны

Каждый путешественник, отправляющийся на полуостров Крым, в обязательном порядке должен посетить дворовый комплекс, в противном случае можно смело утверждать, что человек так и не смог познать всю прелесть и удивительную историю этого места. Помимо архитектурных построек одним из самых популярных здешних чудес принято называть бахчисарайские фонтаны, украшенные дорогим белым мрамором. Вероятно, многие люди знают это место под названием Фонтан слез.

Золотой фонтан разрешал только умывание в нем. Интересную историю рассказывают про фонтан слёз. Согласно мнению множества экспертов он был перенесен в дворцовый комплекс с кладбища. Легенда повествует о том, что фонтан построил великий умелец Омер и посвятил его любимой жене Диляре хана Гирея, которая умерла от рук завистниц.

Фонтан состоит из нескольких чашей, в которых всегда есть вода. Первая чаша символизирует голову самого прекрасного цветка, чаши размером поменьше – это время, которое способно затянуть даже самые глубокие раны сердца. Однако память о перенесенной горечи утраты остается с человеком на всю его оставшуюся жизнь.

История Бахчисарайского чуда

Бахчисарайский фонтан слёз (фото его с различных ракурсов размещено во множестве информационных статей) является легендой, много веков передающейся в различных интерпретациях. Она обрастает выдуманными подробностями и прочими вымыслами. В трудах историков она выглядит как история о прекрасной княжне.

Легенда о прекрасной княжне

Хан-Гирей был одним из самых жестоких правителей Крымского ханства и пробивал свой путь к власти по крови убитых им соперников. Он без жалости мог расправиться с человеком и был крайне свиреп. Даже мальчиков из своей семьи он приказал убить, чтобы исключить соперничество. В народе говорили, что там, где побывал Хан-Гирей остаётся только пепел.

Когда хан стал стар и слаб в его гарем прибыла прекрасная молодая девушка. По легенде, её звали Диляра. Впервые в жизни, Гирей почувствовал тепло и нежность к кому-то. Он полюбил девушку всем сердцем и долго добивался ее любви. Но Диляра не отвечала ему взаимностью, а лишь угасала в неволе.

Её личность до сих пор неизвестна. По одной легенде она грузинка, по другой черкешенка. Существует также мнение, что Диляра была гречанкой, а её настоящее имя Динора Хионис. О том, как звали на самом деле звали предмет обожания Хана-Гирея, история данных не сохранила. Совершенно очевидно, что имя ей дала сама легенда: в переводе с тюркских наречий оно означает «красивая», «возлюбленная».

Совершенно необоснованно и приписывать ей греческое происхождение (в легенде она звучит не иначе, как княжна, а у греков князей не было). Учитывая территориальную привязку набегов Гирея, а также гордый, решительный и твердый характер девушки, она могла быть только черкешенкой, плененной в одном из походов.

Девушка жила в гареме, но не поддавалась ухаживаниям хана. А Гирей пытался добиться именно ее любви, поскольку использовать в качестве очередной наложницы не желал. Одна из жён Гирея утопила соперницу в бассейне, приревновав к мужу.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.

Символ утраченной любви

В общепринятых версиях легенды о фонтане Гирей изображается кровожадным чудовищем. Однако, на деле, это не совсем так. Действительно, хан был очень жестким правителем, что было обусловлено необходимостью удержать в целостности огромное ханство и не допустить его распада и междоусобицы. По этой же причине до конца жизни он львиную долю своей жизни посвящал государственным делам.

От обитательниц гарема хан видел только страх, безусловную покорность и более ничего. А восточная мудрость гласит, что рядом с сильным мужчиной должна быть сильная женщина. И вот в конце жизни он встретил ту, которая достойна была идти по жизни рядом с ним. Естественно, то Гирей полюбил гордую и упрямую черкешенку со всей силой нерастраченной любви.

Потеряв единственную за всю жизнь возлюбленную, Гирей не находил себе места от душевных страданий. Он каждый день по нескольку часов проводил у бассейна, на месте ее гибели. Разделить свое бесконечное горе одинокому Гирею было не с кем.

По этой причине он захотел, чтобы боль его утраты передалась камню. Чтобы камень плакал вместе с ним и пронёс эту боль через много веков. Так родился замысел Фонтана Любви.

Интересные факты, легенды и приметы

За 3 столетия варианты легенды о фонтане обросли различными вымыслами и противоречиями:

  1. Имя Диляры отсутствует в надписи на фонтане. Скорее всего, изначально фонтан находился у Мавзолея Диляры, где такая надпись есть.
  2. Легенду о Марии Потоцкой рассказала Пушкину Софья Станиславовна Потоцкая. Легенду эту она услышала от своей матери.
  3. Софья Потоцкая с сестрой Ольгой первыми окрестили мемориальный фонтан «фонтаном слез».Пленная полячка по утверждению придворного историка была далеко не так хороша собой, как утверждают в народе. В результате Гирей избавился от нее, обменяв на выкупное золото.
  4. Навершие фонтана увенчано полумесяцем, объединенным с крестом. По мнению Пушкина, таким образом хан, обезумевший от горя бросает вызов высшей силе.
  5. Директор музея полагает все легенды вымыслом. Сам по себе памятник имеет лишь философское содержание. А слезы являются результатом забитого известью водовода.

Бахчисарайский фонтан слез ещё долго соотносили с польской княжной. Другие версии появились позже, и каждый человек сам выбирает более приоритетную для себя. Тем не менее, число туристов с каждым годом продолжает расти. Все хотят увидеть восточное чудо. А фотографирование на территории дворца, особенно – у Фонтана Слез, каждым производится обязательно.

Сочинение по картине Брюллова Бахчисарайский фонтан описание

Я вижу перед собой очень красочную картину, здесь много разных персонажей, всё очень красиво.

Понятно, что это лето. Довольно много зелени – ветки деревьев. Кроме того, героини не сильно одеты. Например, обнаженные плечи не мешают девушкам, никому не холодно.

В центре композиции фонтан – тот самый, чье имя и носит картина. Он представляет собой чашу со струёй воды, которая над другой чашей на земле. В принципе, привычный фонтан, хоть и весьма изящный. Видно, что вода очень чистая. В нижней чаше плавают золотые рыбки.

Девушки, которые больше похожи на гарем, собрались вокруг этого источника. Все они очень разные, но красивые. Почти у всех длинные светлые одежды (белое платье и накидки розовые, желтые, голубые), а голова покрыта чем-то вроде яркого тюрбана.

Она из них спиной к нам. Это у неё оголилось плечо. Она брызгается водой.

Напротив неё черноволосая девушка с косами закрывается от брызг.  Два девушки смотрят на рыбок. Возможно, они бросают им крошку. Тут на переднем плане и поднос (с чашами и какими-то фруктами), а ещё струнный инструмент. Рядом немного в тени охранник. У него в руках меч. Молодой человек с тоской смотрин на девушек.

Ещё одна красавица просто лежит – отдыхает у фонтана спиной к нам. Мы видим её в профиль.  Другая стоит в тени дерева… В общем, я думаю, что это такой привал у фонтана, но отдых уже заканчивается.

За девушками негритянка. Наверное, это их служанка, она обмахивает группу опахалом. На ней более закрытая одежда, она уже не так молода.

На заднем плане девушка в окне. Она не смотрит на «туристок». Платье светлое, голова не покрыта. Выглядит довольно печально. Она смотрит вниз – то ли читает, то ли вышивает… Окно открыто. Рядом с ним пустая скамейка. 

Выглядит эта фигура несколько контрастно рядом с «гаремом».

В картине много красок, много света и тени. Есть ощущение зноя и прохлады. Очень интересны характеры героев. И всё вокруг того самого фонтана.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Герасимова Дары осени 6 класс

    На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.

  • Грабарь

    Игорь Грабарь Эммануилович – живописец, просветитель и теоретик искусства, появившийся на свет в марте, в конце семидесятых готов прошлого века. Он появился на свет в Венгрии. Его отец — Эммануил Грабарь

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс

    Великий русский художник И. А. Тихий написал картину “Аисты” в 1960 году. На переднем плане изображён зелёно-жёлтый луг с высокой и густой травой. С правой стороны полотна видно заросли камышей

  • Сочинение по картине Рылова Полевая рябинка 2, 5 класс

    Знаменитый русский художник, Аркадий Александрович Рылов работал в жанре пейзаж. Автор родился в семье, которые не были связана с искусством. Свой талан Рылов развивал, учась в Москве.

  • Сочинение по картине Венецианова На пашне. Весна

    А.Г. Венецианов в своей картине «На пашне. Весна» изобразил типичную сцену из крестьянской жизни, — вспахивание поля. Художник мастерски передал черты характера русской женщины

Город

Поселок Орлиное, Крым.
Поселок Орлиное в Крыму расположен в Байдарской долине, в горной местности основного горного массива Крыма. Расстояние от Орлиного до Фороса — 14 км, от Орлиного к Севастополю — 27 км.

Географические координаты поселка Орлиное на карте Крыма GPS N 44.447917 E 33.772803

Первое название поселка Орлиное — Байдары, в переводе с тюркского “богатый овраг”,…

Бахчисарай. Крым.
Бахчисарай — это сердце Крыма. Во всемирной истории он известен, прежде всего, как город, в котором на протяжении двух с половиной столетий располагалась столица крымского ханства.Приехав в Бахчисарай, вы окунетесь в историю наяву, так как возникает уникальная возможность созерцать Крымский полуостров таким, какой он был много лет тому назад. На каждом шагу…

Белогорск Крым
Белогорск является одним из самых древних городов крымского полуострова. Он расположился вблизи реки Биюк-Карасу, что способствует развитию сельскохозяйственной деятельности.

Географические координаторы города Белогорска на карте Крыма N 45.04987323, E 34.58755500
Город расположен недалеко от столицы Крыма, Симферополя. Чтобы добраться от Белогорска в Симферополь,…

Город

Куйбышево Крым
​Поселок Куйбышево находиться на юго-западе Крымского полуострова на берегу речки Бельбек.
Расстояние до ближайшего города — Бахчисарай — 27,2 км. Добраться к Куйбышеву можно или с Симферополя, с центрального вокзала, или с Бахчисарая на маршрутном автобусе.
Географические координаты поселка Куйбышево на карте Крыма GPS N 44°37′45 E 33°52′00.
Климат поселка Куйбышево…

Поселок Соколиное в Крыму
Поселок Соколиное находится в центральной части Крыма, через поселок проходит трасса Бахчисарай-Ялта, в зимний период трасса часто закрывается из-за снега на Ай-Петринском плато.
Расстояние от поселка Соколиное до Ялты 51 км, от Соколиного до Бахчисарая 31 км.

Географические координаты поселка Соколиное в Крыму на карте GPS N44°31,28, E34°0,51

До 1945 года название…

Бахчисарай. Крым.
Бахчисарай — это сердце Крыма. Во всемирной истории он известен, прежде всего, как город, в котором на протяжении двух с половиной столетий располагалась столица крымского ханства.Приехав в Бахчисарай, вы окунетесь в историю наяву, так как возникает уникальная возможность созерцать Крымский полуостров таким, какой он был много лет тому назад. На каждом шагу…

[править] Предыдущий балет

Балет Б. Асафьева оказался не первым по этому сюжету.

Есть данные, что двухактный балет с названием «Бахчисарайский фонтан» существовал уже в середине 19 века. Скорее всего, имеется в виду балет А. Адана «Морской разбойник», поставленный впервые в Петербурге в 1840 году балетмейстером Ф. Тальони, по сюжету представляющий собой нечто среднее между пушкинскими поэмами «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник». Этот балет под названием «Бахчисарайский фонтан» был поставлен в гастрольной труппе, которую возглавляла балерина Елена Андреянова (возможно, она же сама стала хореографом балета), пригласив артистов московского императорского театра, и было это в 1852/1853 гг., премьера постановки состоялась в Воронеже.

Следующие сведения о двухактном балете «Бахчисарайский фонтан», называвшемся также «Жертва верности», относятся уже к концу 19 столетия. Этот балет неоднократно и с немалым успехом ставил Томаш Нижинский (1862—1912; известный в русских труппах как Фома Лаврентьевич Нижинский; однако значительно больше него прославились двое его детей от первого брака — в первом браке у него было трое детей: Вацлав, Бронислава и Стасик): в 1892 г. — в Киеве, в 1893 г. — в Одесском оперном театре, в 1896 г. — в театре-цирке в Нарве. В своих воспоминаниях Бронислава Нижинская (Бронислава Нижинская

. «Ранние воспоминания», Москва, «Артист. Режиссер. Театр», 1999) писала, как их, еще маленьких детей, родители привели на спектакль и как они испугались, когда на их маму, исполнительницу партии Марии, замахнулась кинжалом другая балерина, исполнявшая роль Заремы, — так надо было по сюжету, но дети очень переживали, а в самые драматические моменты представления маленький Вацлав (а он старший брат) молился: «Господи, спаси мамусю, Матка Боска, спаси мамусю!». Бронислава Фоминична вспоминала, как уже после спектакля «бесстрашный» старший брат Вацлав уверял, что он-то нисколько не боялся, а вот младшая сестра Броня переживала и плакала — ну девчонка, рано ее водить в театры…

Эта постановка считалась большим успехом Томаша Нижинского. Однако больше никаких данных про этот балет найти не удалось.

Широко известен стал другой балет с тем же названием — значительно позже созданный композитором Борисом Асафьевым. Вот о нем и пойдет речь.

Волшебная сила искусства

На самом деле фонтаны такого типа (он называется сельсебиль, как и источник в мусульманском раю) распространены на Востоке. Они были обязательным условием обустройства жилища. В ханском дворце подобные источники находились почти в каждом дворе. До нашего времени сохранились «себили»

в Посольском,

— Гаремном,

— Кухонном,

— Персидском,

— Бассейном

— и Фонтанном двориках.

Есть среди этих источников очень красивые. Например, Золотой фонтан у входа в малую ханскую мечеть. Но люди приезжают издалека во дворец прежних властителей Крыма, чтобы посмотреть на скромный фонтан, воспетый А.С. Пушкиным, и разделить печаль влюбленного Крым-Гирея.

Посещение фонтана слёз обязательно входит в экскурсию по ханскому дворцу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: