В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Юрий Яковлев | управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Васильевич Грозный |
Леонид Куравлёв |
Жорж Милославский, квартирный вор-рецидивист
|
Александр Демьяненко | Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик), инженер-изобретатель |
Савелий Крамаров | Феофан, дьяк посольского приказу |
Наталья Селезнёва | Зинаида Михайловна Тимофеева (Зина), киноактриса и жена Шурика (вокал — Нина Бродская) |
Наталья Крачковская | Ульяна Андреевна, жена Бунши |
Наталья Кустинская | актриса и пассия режиссёра Якина |
Владимир Этуш | Антон Семёнович Шпак, зубной врач, сосед Шурика |
Михаил Пуговкин | Карп Савельевич Якин, кинорежиссёр |
Сергей Филиппов | шведский посол |
В эпизодах
Актёр | Роль |
---|---|
Эдуард Бредун | спекулянт радиодеталями |
Александр Вигдоров | стрелец (крупный план в коротком эпизоде — он оборачивается, когда Бунша на колокольне, запутавшись в верёвках, «наигрывает» Чижика) |
Валентин Грачёв | стрелец («Живьём брать демонов!», «Живьём брать самозванцев!») |
Наталья Гурзо | медсестра Шпака |
Иван Жеваго | психиатр |
Анатолий Калабулин | стрелец с дёргавшимся ухом и высоким голосом |
Виталий Киселёв | певчий в хоре (когда хор исполняет песню «Собака крымский царь», его показывают крупным планом на моменте «Собака!») |
Нина Маслова | царица Марфа Васильевна |
Анатолий Подшивалов | лейтенант милиции («Тамбовский волк тебе боярин! Квартиру Шпака вы брали?») |
Виктор Уральский | старшина милиции («Тоже мне, Тарапунька и Штепсель нашёлся…») |
Виктор Шульгин | боярин («Войско взбунтовалось! Говорят, царь не настоящий!») |
«Чёрные перчатки»
Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки», стилизованная под немое кино. Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра. Главным героем этого 12-минутного фильма становится Жорж Милославский, «чёрные перчатки» которого появляются в кадре накануне очередного совершаемого им преступления.
В короткометражную версию вошли фрагменты, вырезанные из театральной версии фильма, в том числе и финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает довести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи». Милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем в полнометражном фильме заканчивается, поэтому зрителю его дальнейшая судьба неизвестна.
В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.
Не только в столице-Матушке
Да, в Москве его тоже снимали. Но искать там места съемок не стоит – их немного, а роль их в фильме невелика. Дело в том, что в столице отсняты в основном кадры в помещениях – внутреннее убранство царских палат, квартиры Шурика и доктора Шпака. А это все – студийные декорации, которые создают, переделывают и убирают по мере надобности. Их не считают нужным хранить долго, да и принадлежность легендарному фильму не спасет.
Натурные съемки в столичном граде тоже велись. Так, существует «Дом высокой культуры быта», где проживали Шурик и Шпак. Его адрес – Новокузнецкая, 13. Но снимали там общие кадры, в основном двери подъезда и двор. Квартирных жилплощадей, похожих на жилье героев фильма, в нем нет и не было. Да и здание с двором вместе с тех пор (фильм вышел в 1973 г.) сильно изменилось, узнать его будет непросто.
Зато люди заинтересованные легко опознали магазин «Радиодетали», куда забегал Саша за запчастями для машины времени. Действительно, это реальный магазин соответствующего профиля, находился он тоже на Новокузнецкой – видно, Гайдай решил не заставлять его слишком далеко бегать.
Под определение Грозного «лепота» попала значительная часть мегаполиса. Самое узнаваемое из продемонстрированных зданий – «книжка» штаб-квартиры СЭВ. Милицейский автомобиль в конце ленты (за Милославским) стартует от гостиницы «Союз». Она находилась рядом с киностудией – удобно. А психиатры за всеми, кого надо вылечить, ехали от Останкино. И это все – прочие натурные кадры отсняты в других уголках нашей Родины.
Это интересно: Где снимали фильм Три плюс два (1963) в Крыму. Места съемок
Почему выставка кошек шла в церкви?
Когда царь Иван Васильевич выходит на балкон дома Шурика и бросает взгляд на город, на заднем плане виден красивый храм — церковь Климента папы Римского (Климентовский пер., д. 7) (4). Уникальная, необычная для русского храмового зодчества архитектура. Помпезный, статный, высокий красно-белый храм с элементами барокко, крупные купола, меленькие маковки. А потом царь поворачивает голову и видит с балкона… Москву-реку, начало Кутузовского проспекта, проспект Калинина (ныне Новый Арбат) (5). Как он мог всё это разглядеть с Новокузнецкой улицы, загадка. И тут звучит знаменитая фраза Ивана Васильевича, поражённого красотой города: «Лепота-а-а!»
В популярной картине режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» глазами царя Ивана Васильевича (Юрий Яковлев), стоящего на балконе Шурика (Александр Демьяненко), мы видим прекрасную московскую панораму. Перед зрителем набережная Тараса Шевченко, гостиница «Украина», проспект Калинина (ныне Новый Арбат), Кутузовский проспект…
Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Новый Арбат и Кутузовский проспект фигурируют и в проездах по городу, когда режиссёр Якин (Михаил Пуговкин) катается со своей пассией-актрисой. Нам показывают прекрасную церковь Симеона Столпника (ул. Воровского, ныне ул. Поварская, 5) (6). Храм попадает в кадр в эпизодах, когда милиция и «скорая помощь» едут на вызов. Машины выезжают с ул. Воровского и несутся по Новому Арбату в область. После чего заезжают на Бородинский мост. Как вы понимаете, такое передвижение по Москве возможно только в кино!
Кадр из фильма
Интересно, что церковь Симеона Столпника чудом уцелела, когда прокладывали проспект Калинина. Посмотрите, Поварская улица сегодня по нечётной стороне начинается с дома № 5 — это как раз церковь Симеона Столпника. А с чётной стороны первый дом — № 8. Домов с меньшей нумерацией не существует. Они все «ушли» под Новый Арбат. Домом № 3 была школа. Её снесли. А церковь отстояли архитекторы! Для советских времён это редкий случай. Храм в хрущёвское время отреставрировали. В 1970-е гг., когда проходят съёмки фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в церкви размещался выставочный зал Общества охраны природы. В кадр попадают афиши, на которых написано «выставка» и изображён котёночек, свернувшийся клубочком. То есть там «показывали» кошек!
«Алё! Ларису Ивановну хочу!» Как Данелия «Россию» для истории сохранил
Кстати, церковь Симеона Столпника снята и в картинах «Мимино», «Белорусский вокзал», «Конец операции «Резидент» и др. Это действительно прекрасное творение в стиле русского узорочья, построенное в 1676-1679 гг. по указу царя Фёдора Алексеевича. Известно, что прихожанином этой церкви был Николай Васильевич Гоголь, проживший последние свои годы на Никитском бульваре.
Когда картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны в 1973 г., она сразу стала лидером советского кинопроката: её посмотрели свыше 60 млн зрителей. «Я уверена: если бы не Гайдай, не было бы ни Саши Демьяненко, ни Наташи Варлей, ни меня, ни многих других, — рассказала «АиФ» Наталья Селезнёва, исполнительница роли Зины, жены Шурика. — Гайдай, конечно, гений…»
Это интересно: Где снимали фильм Спортлото-82 в Крыму: места съемок кино, интересные факты
Новогоднее шоу
В 1997 году вышел музыкальный фильм «Старые песни о главном 3», где шесть актёров фильма вернулись к своим ролям:
- Юрий Яковлев — заместитель главы администрации района Бунша / Иван Грозный
- Леонид Куравлёв — Жорж Милославский
- Михаил Пуговкин — режиссёр Якин
- Александр Демьяненко — инженер Тимофеев (он же Шурик)
- Наталья Крачковская — Ульяна Андреевна Бунша
- Наталья Селезнёва — Зина, жена Шурика
Сергей Безруков исполнил роль дьяка у царя Ивана Грозного вместо умершего Савелия Крамарова, а о Шпаке два раза говорится, что он уехал в Израиль. В фильме также снова появляется чёрная кошка. Сюжет фильма является пародийным продолжением предыдущего.
Бриллиантовая рука
Знаменитая
фраза Андрея Миронова: «чьёрт побьери» снималась отнюдь не в Стамбуле, куда
плыли советские туристы, а в Баку.
Именно здесь на улице Сабира, контрабандисты «фаршировали» гипс Никулина жемчугом, бриллиантами и драгоценными камнями.
С
самого конца мая и до середины июля съемочная группа колесила по Туапсе, Сочи,
Адлеру, Крыму и Новому Свету.
Кстати в Новом Свете Андрей Миронов снялся не в одной картине, чего стоит только кинофильм «3+2» по мотивам рассказа «Дикари», где на фоне Миронова возвеличивается гора Сокол.
Для
съемок «Бриллиантовой руки», Гайдаю даже позволили изменить название теплохода
«Россия», и назвать его на время съемок «Михаил Светлов», в честь любимого
поэта. Все сцены на теплоходе были отсняты за одни сутки.
Клев, из-за которого Сеня должен был позабыть обо всем на свете, на самом деле снимался в Туапсе, у скалы Киселева.
При чем тут Крым до «Ивана Васильевича»?
Дело как раз в море. Фильм уже было отправили на монтаж, когда Гайдай вдруг решил, что без крымской сцены он будет неполон. Так появилось исполнение Зиночкой Тимофеевой песни «Звенит январская вьюга» для картины режиссера Якина.
В нем показана набережная Ялты (не курортная прогулочная часть, а причальный пирс №2). Героиня одета соответствующим образом – изучение модных журналов того периода позволит убедиться, что ее наряд является «писком» тогдашней моды и полностью соответствует ялтинскому курортному шику. Возможно, южный шарм города должен был подчеркнуть «знойность» отношений персонажей – ведь в эпизоде фигурирует не только Зиночка, но и ее поклонник, режиссер Якин, а также соперница (героиня Н. Кустинской).
Хотя тут был отснят только незначительный эпизод фильма, Ялтинская набережная не забыла создателей «Ивана Васильевича». Ныне на точке проведения съемок стоит памятник Карпу Савельевичу Якину, а точнее человеку, его создавшему. Актер Михаил Пуговкин изображен сидящим на складном стуле, нога на ногу, с тросточкой – таким, каким был в кинороли. Характерно, что Михаил Иванович любил Ялту, несколько лет жил здесь и часто отдыхал у променада, сидя на раскладном стуле в позе Якина (это была его личная привычка).
Актеры и роли
В этой статье будет кратко рассказано об актерах принявших участие в съемках данного фильма, более подробную информацию вы сможете найти в статье Иван Васильевич меняет профессию: актеры и роли.
Повествование о фильме не будет полным, если не рассказать об артистах, которые и сделали его столь любимым и популярным среди народа.
Юрий Яковлев (Иван Васильевич, Иван грозный)
Юрий Яковлев сыграл одновременно две роли. Самого Ивана Васильевича и царя Ивана Грозного. Персонажи получились реалистичными, сыграл Юрий Васильевич восхитительно.
Александр Демьяненко (Шурик)
Александр Демьяненко, как всегда, выступил в роли всеми любимого Шурика, талантливого изобретателя, который создал машину времени, перенесшую героев фильма в другое время.
Леонид Куравлев (Жорж Милославский)
Леонид Куравлев, сыгравший хитрого вора Жоржа Милославского. Как помним, это он намеривался ограбить Шпака, и у него это почти получилось, если бы не гениальное изобретение и путешествие во времена царя Ивана Грозного.
Наталья Селезнева (Зиночка)
Не будем забывать и Наталью Селезневу в роли актрисы Зиночки, которая металась от известного режиссера, в надежде сыграть в его картине, и мужем Шурика, талантливым ученым, но все-таки предпочла Якина. Хотя в конце фильма Зина меняется в глазах зрителей в лучшую сторону.
Владимира Этуша, сыгравшего Шпака, ограбленного врача дантиста, постоянно увеличивающего размер украденного.
Наталья Кустинская (пассия Якина)
Наталью Кустинскую – вечно разговаривающую пассию обманщика режиссера. Помните, как она хвастается подругам новой ролью и тем, что является фавориткой режиссер Якина.
Михаил Пуговкин сыграл этого самого соблазнителя режиссера Якина, дурившего голосу двум женщинам.
Наталья Крачковская (жена Ивана Васильевича)
Наталье Крачковской досталась роль жены Ивана Васильевича. Она эпизодическая, но невероятно яркая и запоминающаяся.
Что еще за машина пространства?
Сюжет фильма отвлекал от антуража съемок, что пошло картине на пользу, иначе придирчивый человек мог бы заметить техническую неувязку в сценарии. Похоже, машина Шурика не зря приподнимала стены между квартирами – она была способна мгновенно перемещать людей не только во времени, но и в пространстве.
- Чудо техники позволило героям не просто «увидеть древнюю Москву» – оно услужливо перекинуло их из спального района в Кремль. Можно проигнорировать факт съемок в Ростове – все равно интересно.
- Квартира героя находится на Новокузнецкой, но ее балкон – на Калининском проспекте. Соответствующую панораму видит с него Грозный. Тоже интересный технический феномен.
- Наконец, все события фильма происходят в течение суток – это очевидно по действиям «собаки с милицией». И за это время Зиночка с Якиным снимают клип в Ялте и появляются в столице. В съемочной группе должен был состоять гений по части добычи авиабилетов, что тоже сродни чуду техники – речь идет о жемчужине Крыма летом. Время года отлично определяется по нарядам всех персонажей.
Но все это неважно – фильм не является реалистическим, даже к разряду научной фантастики не принадлежит. А комедии можно многое
Во всяком случае, отзывы наблюдательных советских зрителей (обычно бдительно обнаруживающих такие вещи в любимых лентах после 10-го эдак просмотра) не привлекли внимания общественности к необычным технико-географическим особенностям «Ивана Васильевича».
Когда снят шедевр – только это и имеет значение. Смета, гонорары задействованных лиц (они были довольно высоки для СССР), техническое обеспечение, места съемок – все это не играет особой роли. Важен конечный результат. Хотите убедиться в этом, тогда предлагаем вам еще раз, сотый или тысячный, посмотреть это мировое кино, приятного просмотра!
Выпуск на видео
Шаблон:Нет источников в разделе
Первоначально, в 1970-е годы, в СССР фильм продавался на киноплёнках.
С 1980-х годов фильм начал выпускаться на видеокассетах VHS видеопродукцией «Видеопрограмма Госкино СССР», первоначально в системе SECAM. В 1990 году в СССР и России фильм издан кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах — совместно с компанией «Видеомир» — на лицензионных видеокассетах VHS со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.
В странах социалистического лагеря и в других странах Европы выпускались импортные лицензионные видеокассеты этого фильма с разными дубляжами и с субтитрами.
С 2001 года в России фильм начал выпускаться киновидеообъединением «Крупный план» на VHS и DVD — отреставрированную версию со звуком Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 2.0, с русскими субтитрами и с фильмографией.
В США фильм был выпущен на DVD под названием Ivan Vasilievich: Back to the Future (Шаблон:Tr) в 2002 году.
В рамках лимитированной серии «Золотой автограф» компания «Крупный план» выпустила фильм в двухдисковом издании в коллекционном боксе. Помимо самого фильма на первом диске, на втором DVD был включён фильм о создании «Ивана Васильевича» (53 минуты). Также в боксе были включены факсимиле разных киноплакатов к фильму и входного премьерного билета в к/т «Россия».
В 2011 году фильм вышел в HD-формате Blu-ray от компании «Крупный план».