Кенасса в симферополе

ТОП 5

Корабельная сторона Севастополя может лишиться единственного пляжа

Владельцы посуточных квартир в Севастополе остались без дохода

Установлен новый размер пенсии, прожиточного минимума и МРОТ

В Севастополе могут разориться сотни предпринимателей рынков

Власти Севастополя объяснили появление забора на пляже «Ушакова балка»

Показать все новости

Власти Севастополя объяснили появление забора на пляже «Ушакова балка»

Корабельная сторона Севастополя может лишиться единственного пляжа

Вход во внутренний дворик музея Черноморского флота стал платным

В Севастополе могут разориться сотни предпринимателей рынков

Реконструкцию в Балаклаве будут контролировать более полусотни человек

Показать все новости

Полезная информация

Перед посещением ансамбля стоит уточнить время его работы, стоимость билетов и другие важные детали. Летом храмы работают в 8.00-20.00, но с окончанием сезона график меняется на 10.00-17.00. В субботу вас не пустят раньше 13.00. Стоимость посещения ансамбля — 100 рублей. Если же вам хочется заказать организованную экскурсию, приготовьтесь выложить 500 рублей.

Если вы прогуливаетесь по окрестностям Гезлевских ворот, то на Караимскую улицу можно попасть, ориентируясь по указателям. От автовокзала можно проехаться на автобусах № 6, 1 и 17 (остановка, на которой необходимо выйти — «Укрсоцбанк»). Двигаясь на запад от остановки порядка 350 метров, вы увидите синагогу Егия-Капай. Рядом также располагается малоэтажная застройка, так что не заблудитесь. Именно благодаря кенасам Евпаторию называют малым Иерусалимом.

Город

Евпатория
Евпатория является одним из самых больших курортов в северо-западной части Крымского полуострова. Площадь города составляет 65,4 км2. Протяженность Евпатории — приблизительно 11 километров вдоль залива Каламитского, а с востока на запад — 22 километра. Средняя высота над уровнем моря составляет 10 м.

Географические координаты города Евпатория на карте Крыма GPS: N 45.2081, E…

Заозёрное Крым
Поселок Заозёрное
в Крыму находится на западном берегу Крымского полуострова, недалеко от города Евпатория в 9 км.

Географические координаты на карте Крыма поселок Заозёрное GPS N 45 09.597 E 33 16.552

Население поселка Заозёрное — 5025 человек. Климат субтропический преходящий в умеренный, степной.

Первое название поселка просуществовало до 1948 года Ялы-Мойнак. Поселок был…

Саки
Саки – это лучший грязевой курорт и центр Сакского района, который расположен на западе Крымского полуострова. Саки находится в республиканском подчинении, как и еще одинадцать крымских городов. К сожалению, Саки не расположены на побережье Черного моря, однако до моря можно добраться, преодолев 5 километров. Город расположен на берегу Сакского озера в 20-ти километрах от…

Реставрация кенассы

Изначально и внутри Караимской кенассы в Симферополе было богато и дорого. Например, здесь находились балконы, где молились женщины.Но в советские годы кенассу экспроприировали, а её внутреннее пространство сильно видоизменили, выстроив три этажа и поделив единое некогда помещение на множество комнат. Появились дополнительные окна, так как раньше свет проникал внутрь только через верхние витражи.

С середины 30-х прошлого столетия тут размещалась Крымская телерадиокомпания. И только в 2014-м кенассу возвратили караимам, началась её реставрация.В планах – создать на её базе этнографический музей, открыть кафе национальной кухни. И конечно, вернуть первоначальное религиозное предназначение.

Посмотрите обзорное видео о Караимской кенассе:

Современное состояние молитвенного дома

К счастью, сегодня Караимская Кенаса находится в долгожданной стадии реконструкции в рамках Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя. В здании проводятся первоочередные противоаварийные работы, а следующий этап – это комплекс ремонтно-реставрационных работ. В планах — масштабная реконструкция исторического памятника и воссоздание его первоначального внешнего вида. Сейчас там отремонтирована кровля, приведены в порядок коммуникации.2016 году в доме проводились занятия воскресной школы, где изучалась караимская культура и обычаи. Работа школы была временно приостановлена на период ремонтных работ. Планируется, что здесь кенаса будет функционировать как религиозный храм, и как караимский культурный центр. Восстановление здание ведётся на основании исторических документов и фотоматериалов.По субботам в кенасе ведутся богослужения и отмечаются национальные караимские праздники.

Располагается величественное здание по адресу – г.Симферополь, ул.Караимская, д.6. Добраться можно либо на общественном транспорте, либо пройтись пешком от площади им.Ленина до пересечения с Караимской (Пролетарской) улицей.

История симферопольской кенассы

     Здание кенассы сравнительно молодое, его стройка была начата в конце XIX века. Место расположения было выбрано не случайно. Рядом находилась старая кенасса, которую десятки лет до этого посещала караимская община. До этого времени этническая группа была малочисленной и средств на покупку участка земли, а тем более на строительство большого молельного дома, у нее не было. Стремительное обогащение полуострова, сказалось и на благосостоянии караимской общины: она разрослась и окрепла. Представители караимов обратились к губернатору Тавриды с прошением продать участок земли, которым на тот момент владел некий местный купец.

     Прошение было одобрено и начался сбор средств в общине на возведение молельного дома. Само строительство продвигалось довольно быстро для тех времен. Здание возвели всего за шесть лет. Кенасса стала образчиком эклектичного стиля, одним из немногих в то время. В архитектурном сооружении органично сочетается готика, византийский стиль и элементы мавританского направления. Так как здание было большим, в нем разместили не только молитвенный дом, но и хор, школу для мальчиков. 

     Во время становления советской власти двадцать представителей караимской общины, которых выбирали из наиболее уважаемых ее членов, подписали договор с представителями НКВД, о бесплатном использовании здания. Со своей стороны караимы обязались оплачивать необходимый ремонт. К сожалению, действие договора закончилось спустя всего 8 лет. Община постепенно беднела, средств на содержание такого крупного молельного дома у нее не было, поэтому документ пришлось расторгнуть. С этого момента кенасса стала именоваться «Караимским клубом».

     Организация просуществовала всего 3 года, в 1933 в здании начался капитальный ремонт и частичная перестройка. Кенассу лишили большей части культовых архитектурных украшений, чтобы постройка стала нейтральнее и могла использоваться для различных целей. С верхушки сняли главный символ молельного дома — шестиконечную звезду, которая стала камнем преткновения для реставраторов и в наши дни. Звезду заменили на пятиконечную — символ коммунизма. Спустя два года в бывшей кенассе открывается «сердце» Телерадиоцентра — его редакция. Здание было занято журналистами вплоть до немецкой оккупации во времена ВОВ. На протяжении трех лет до 1944 года кенасса использовалась немцами в качестве штаба. 

     После освобождения кенасса стала многофункциональным зданием, в котором располагались кабинеты различных организаций. Подлинную историческую ценность молельного дома признали только в конце XX века, когда постройке оставалось пару лет до столетнего юбилея. Однако, вернуть кенассу обратно караимам не удавалось вплоть до 2012 года, когда общине выделили только один этаж здания. В том же году здесь спустя долгие годы затишья было проведено первое богослужение. 

     Караимская община своими силами провела ремонтные работы в выделенных помещениях, но кенасса по-прежнему нуждалась в реставрации, так как фасад украшали следы «возрастных» разрушений, трещины, оголенные от штукатурки стены. В 2014 году здание было полностью отдано в безвозмездное пользование общины.

     Спустя два года на бюджетные средства началась полномасштабная реставрация кенассы. Некоторые общественные активисты выразили свое возмущение реставрационными работами, посчитав, их «кощунством над культурным наследием». Решетки на окнах и двери с резьбой реставраторы заменили элементами с совершенно иным дизайном, который не соответствовал эпохе, поэтому назвать это реставрацией никак нельзя.

     Здание приобрело аккуратный вид. Коричнево-бурые кирпичные стены с облупившейся штукатуркой стали сиять белизной, на фоне которой отчетливо выделяется коричневая древесина дверей и рам. На втором этаже готические «розы» (круглые окошки) выглядывают из-за ветвей деревьев ярким узором витражных стекол. Шестиконечная звезда так и не была возвращена на положенное место, что стало очередным поводом для возмущения в рядах активистов. 

Народность караимы

Более двух веков караимы были тесно связаны с Российским государством. Историки и Этнографы точно не сообщают, когда именно караимы появились в Крыму и с каких земель пришли их предки. Сегодня небольшие группы караимов проживают в разных частях света. Несмотря на большое удаление друг от друга, члены всех общин осознают себя единым целым с общей историей, культурой и языком.

Караимизм, как религиозное учение, возник в VIII веке, но своими корнями уходят в давние времена. Основоположником движения считается иудейский богослов Анан бен Давид. Изначально караимов так называли за их вероисповедание, и лишь в советское время они превратились в народность. Они исповедуют караимизм. Их вера посвящена единому Богу. Караимы чтят Священное Писание Ветхого Завета на древнееврейском языке. Всего насчитывается не более 2000 представителей этого религиозного движения в мире. Их цель — служение господу, любовь к ближнему и почитание чистоты законов.

Лента новостей

Почему подчиненные губернатора Севастополя зарабатывают больше него

Как отсутствие импортной закваски скажется на крымской «молочке»

Севастопольцы обеспокоены перспективой новой точечной застройки

За год средний ипотечный кредит в Севастополе вырос на 20%

Куда ведут непокорную Турцию

Погранслужба ФСБ выявила 250 националистов среди беженцев с Украины

Власти придумали способ, как мотивировать россиянок больше рожать

В Севастополе простились с защищавшим остров Змеиный сержантом

Ушла из жизни заслуженная артистка Республики Крым Наталья Прокопенко

Уличные фонари в Севастополе начали жить своей жизнью

В США появится крупнейший в мире биореактор для выращивания искусственного мяса

Назван следующий важный этап спецоперации на Украине

Власти Севастополя рекомендуют не экспериментировать с пляжем «Ушакова балка»

Илон Маск доставил на орбиту первый армянский спутник

CNN узнал о планах США передать системы залпового огня Украине

У россиян осталось три недели на покупку дешёвого доллара

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом

Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Интересные факты и легенды

Перечень:

  1. В здании школы располагается этнографический музей караимского народа. Его экспозиция создана из двух частных коллекций Б. Я. Кокеная и С. И. Кушуль, имя которой присвоили открывшемся в 1996 г. музею.
  2. Крымская община караимов имеет тесные связи с представителями этого народа из г. Галич. Их предков вывез с полуострова в XIII в. князь Даниил Галицкий.
  3. До 1917 г. в Российской империи проживали 13000 караимов. В настоящее время численность этого народа во всём мире составляет 2000 человек.
  4. В национальной библиотеке “Карай-битиклиги” до большевистской революции было собрано более 17000 томов караимской литературы. Содержанием этих книг очень заинтересовался император Александр I. Очевидцы этого визита отмечают, что явная заинтересованность государя серьёзно обеспокоила членов его свиты.
  5. Современные богослужения караимов ведутся на древнееврейском языке. Поэтому все караимы, желающие участвовать в богослужениях, с детства учат это наречие.

Строительство всем миром

В конце позапрошлого века караимская община Симферополя была довольно многочисленной и быстро росла. К ней принадлежали в том числе хорошо обеспеченные и уважаемые в крымском обществе люди.

Общность регулярно совершала национальные и религиозные обряды – никаких препятствий со стороны властей к тому не было. Однако богослужения проводились в плохо приспособленном тесном строении – все желающие просто не помещались туда. Поэтому в 1889 г. ее представители обратились к генерал-губернатору с просьбой разрешить им приобрести в собственность участок симферопольской земли и построить на нем за свои средства помещение для служб. Губернатор не возражал, затребовав только для оценки проект планируемого сооружения. Так началась история симферопольской кенассы.

Постройка обошлась дорого, однако, поскольку среди караимов было несколько довольно богатых людей, средства собрали быстро. Строительство велось в 1891-1896 гг. Его задержало обнаружение на приобретенном участке сравнительно свежего захоронения (на деле в Крыму сложно найти место, где бы никого никогда не хоронили) – караимские верования не принимают таких обстоятельств и из-под фундамента будущего здания выбрали большой объем грунта и засыпали туда новый. Но в 1896 г. все было готово – в кенассе начались служения. При ней открылась приходская школа и создан хор мальчиков.

С советской властью караимы договорились без проблем – в 1922 г. заключили договор на право пользования объектом. Впрочем, в средствах они уже были ограничены и в 1930 г. службы прекратились. Но сооружение по-прежнему принадлежало им – в нем был устроен национальный культурный клуб. Согласно законам того времени, подобное учреждение могло рассчитывать на государственную помощь, а организация на основе религии – ни в коем случае. Клубный комплекс принес караимам никак не меньшую пользу, чем культовое место – там изучали язык, ставились спектакли на основе произведений караимской литературы.

В 1936 г. строение отдали радиоузлу, ради нужд которого кенассу перестроили – значительно пострадали ее архитектура и внутреннее убранство. Вместо единого помещения получилась трехэтажная постройка, была устранена символика, убраны внутренние балконы, где молились женщины. Фашисты использовали памятник утилитарно, в том числе под конюшню – чего еще от них было ожидать, с их-то нетерпимостью к иудеям. А после освобождения Крыма в нем снова стал работать радиоцентр. Его звукооператоры отмечали отличную акустику Симферопольской кенассы.

В 2012 г. руководство радиоточки по договоренности с караимской общиной предоставило для богослужений одну из комнат в кенассе. Ныне радио из помещения переехало, а крымские караимы планируют вновь сделать его своим религиозным и культурным центром. Но для этого требуется существенный ремонт.

Деньги на ремонт

Поскольку кенасса в Симферополе названа объектом достояния культуры деньги на ее реставрацию были в 2016 г. выделены из федерального бюджета по целевой программе. Однако предложенный проект сразу вызвал нарекания со стороны некоторых деятелей караимской и просто симферопольской общественности.

В целом их претензии можно разделить на религиозные и исторические. Первые состоят в возражении против исключения из плана реконструкции идей восстановления отдельных караимских символов. Вторые отмечают предполагаемое использование в процессе реставрационных работ несвойственных памятнику архитектуры материалов (тонированного стекла, витражей) и замену сохранившихся исходных деталей (например, резной двери). При этом кое-какие оригинальные детали восстанавливать не предполагается (к примеру, купола).

Впрочем, обновление еще пребывает на стадии проекта, так что в его концепции возможны изменения. А в ремонте историческая памятка однозначно нуждается, как и любой памятник-долгожитель.

Это интересно: Долгоруковский обелиск в Симферополе: история, фото, описание

Противоаварийные работы

В прошлом году в конце ноября начались противоаварийные работы на объекте. По словам главы Симферопольской караимской общины «Чолпан» Дмитрия Полканова, они очень рады качеству проведения работ. Также он рассказал, что, по его данным, работы будут проводиться в несколько этапов:

— Первый будет включать в себя противоаварийные работы, второй — проект приспособления, третий — реконструкция фасадной части здания.

По данным «Российской Газеты», в федеральном бюджете предусмотрено более 115 миллионов рублей для реконструкции кенассы.

Как сообщает Госкомитет по охране культурного наследия, проведением работ занимается корпорация «АттаГрупп». Сроки проведения работ обозначены до 31 декабря 2017 года.

В их перечень входит разработка научно-проектной документации и выполнение первоочередных противоаварийных работ. К сожалению, с проектной документацией ознакомиться не предоставляется возможным.

Но нам удалось побывать в Караимской кеннасе и узнать, какие работы сейчас там ведутся. 

— Мы укрепляем стены, обязательно настраиваем водоотвод, ведь сырость является одной из проблем здания. Также в процессе противоаварийных работ будет заменена кровля и укреплен фундамент, — рассказал один из рабочих на объекте. 

По информации Госкомитета, в рамках федерально-целевой программы на разработку научно-проектной документации, в том числе в целях проведения первоочередных противоаварийных работ на объекте культурного наследия, до конца 2017 года предусмотрено 30 460 тысяч рублей.

Также известно, что компания «Кирамет» занимается составлением проектом как и противоаварийных работ, так и будущей реконструкции кенассы. Директор Юлия Иванишкина, рассказала о том, что уже через месяц будет готов проект реконструкции Караимской кенассы.

Кому карты в руки

Председатель симферопольской религиозной организации «Чолпан» Дмитрий Полканов рассказал о том, что караимы высказали свои пожелания в письме председателю Госкомитета по охране культурного наследия Сергею Ефимову. В нем община рассказала о своем желании разместить на первом этаже кенассы музей, архив и библиотеку, читальный зал, книгохранилище и экспозиционный зал. А второй этаж использовать для молитвы с балконом для женщин и залом для мужчин и алтарем.

В свою очередь, «Караимская религиозная община города Симферополя» настаивает на том, чтобы кенасса была только религиозным центром. Ее руководитель Вячеслав Ельяшевич рассказал о том, что этого же мнения придерживаются Духовное управление караимов Республики Крым и Союз общественных организаций караимов Республики Крым:

— Благодаря Федеральной целевой программе сейчас появилась возможность вернуть караимской кенассе в Симферополе первозданный вид. Кенаса должна быть только храмом. Если мнение общины «Чолпан» возобладает, и внутри здание будет разделено на два этажа, то исторический момент будет упущен, и, возможно, мы больше никогда не увидим наш храм в том виде, как он был построен, — говорит Ельяшевич.

Но пользователем кенассы является община «Чолпан», поэтому, возможно, двум сторонам будет довольно трудно придти к обоюдному решению. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: