Кизилташский мужской монастырь святителя стефана сурожского в селе краснокаменка

История Кизилташского монастыря

Первым настоятелем монастыря в 1856-ом году становится иеромонах Арсений. На то время, согласно отчёту настоятеля, монастырь представлял собой ветхий дом с четырьмя землянками, в которых обитало одиннадцать монахов.

При отце Арсении обитель преобразовывается в церковь Святого Стефана Сурожского.

То, что церковь назвали в честь этого святого, не является случайностью. Как гласит предание, когда-то в живописной бухте неподалёку от Кизилташского монастыря был город Сурож. Его жители были далеки от христианства, а святитель Стефан Сурожский смог всех убедить принять православную веру, чем и вошёл в историю.

Имя святого носит и грот со святым целебным источником, лечебные свойства которого открыли в ХIХ веке.

Кардинальные изменения ждали монастырь с приходом нового настоятеля — игумена Парфения, известного своими благими делами. Игумен многое сделал для монастыря и навсегда вписал своё имя в его историю.

Известно, что Парфений принял постриг в тридцатилетнем возрасте. А через год после этого события был рукоположен в иеромонаха.

Общий вид, Юрий Рудской

На его судьбу выпало участие в Крымской войне — Парфений причащал раненых и отпевал убитых. За свои героические действия игумен был удостоен наперсным крестом.

После того, как Парфений становится настоятелем мужского монастыря, он приступает к его преобразованию.

Однако в 1866-ом году жизнь игумена мученически обрывается — священник был расстрелян татарами-мусульманами, а его тело сожжено.

После его смерти настоятелем монастыря становится игумен Николай, который управлял общиной на протяжении двадцати лет. Благодаря ему обитель расширилась и обзавелась каменной церковью в честь Успения Божией Матери, зимним храмом Стефана Сурожского, дополнительными пристройками, земельными угодьями, небольшим садом, прудом и даже хозяйством. В то время киновия становится паломническим местом. Больше всего туристов привлекали целебные источники монастыря.

Всё изменилось с приходом к власти большевиков. По их приказу на территории монастыря была организована детская трудовая колония, а монахам было поручено руководить сельскохозяйственными работами. А в 1923-м году и вовсе было решено закрыть монастырь. Верующие из близлежащих сёл предпринимали попытки спасти обитель, но они не увенчались успехом.

Кизилташский мужской монастырь временно превращается в сельхозартель. Спустя тринадцать лет на подворье обустроили санаторий для военных. А в годы Второй Мировой войны обитель становится пристанищем для партизан. Как ни удивительно, но происходившие здесь крупные бои не повредили ни одной постройки.

Дарья Егорова

Но монастырским постройкам всё-таки не было суждено уцелеть. В 1950-ый год по поручению политического деятеля Берии все постройки сровняли с землёй, а на их месте был создан секретный арсенал, в котором долгое время хранилось ядерное оружие.

Только спустя почти пятьдесят лет, в 1997-ом году, Кизилташский монастырь было решено возродить. С таким предложением на заседании православной церкви выступил митрополит Лазарь.

На должность наместника монастыря был утверждён иерей Николай Демьянюк. С тех пор и началось возрождение православной обители. Первым дело была восстановлена пещера с целебным источником, затем в честь Киево-Печерских святых была построена церковь.

На сегодняшний день в обители живёт немного монахов, но благоустройство монастыря пусть и медленными темпами, но всё же продолжается.

Shamil F.Другой Крым

Современное состояние монастыря

  • Летом 1995 г. в обитель приехал проходивший послушание в армии Украины офицер-священник по имени Николай Демьянюк. На его плечи возложили обязанности воспитания военнослужащих и решение вопроса о возрождении монастыря Кизил-Таш.
  • В апреле 1997 г. на заседании Священного синода был прочитан доклад митрополита Лазаря об открытии обители, названной в честь преподобного Стефана Сурожского. Члены церковного совета благословили запрос и утвердили Н. Демьянюка здешним наместником.
  • В 2000 г. началось строительство братских корпусов, а через два года иеромонах Николай получил чин игумена. Вскоре был построен храм для местного населения и военных, постройку освятили в память родоначальников русского монашества. Сегодня обитель продолжает обустраиваться.

На территории находятся две пещеры: Разбойничья и Святая. История первой связана с бунтарем по имени Алим, который укрывался в этом гроте вместе со своими приспешниками.


Грот Кизилташского монастыря

Здесь разбойники хранили свою добычу, которую в наше время, возможно, искали авантюристы. Святая пещера названа в честь чудесного обретения образа Пречистой Девы.

Для сведения! Грот знаменит целебным источником со святой водой. Есть предположение, что именно здесь жил и молился преподобный Стефан Сурожский.

Кизилташский Стефано-Сурожский монастырь

На данный момент можно увидеть здесь несколько построек и деревянную Серафимовскую церковь. Из динамика раздаются церковные песнопения, делая атмосферу места особенно духовной. Хочешь-не хочешь, а присядешь на лавочку в теньке и задумаешься  о душе и своем месте на земле.

В стороне развалины прежнего храма:

Руины

То, что осталось от прежнего монастыря в 1950г

И еще ракурс

А чуть дальше дорога уводит к келье в скале, обустроенной на современный лад. До кельи нужно преодолеть немалое количество ступенек, ибо она располагается на возвышении, откуда открывается потрясающий вид на урочище.

Вид из кельи

Келья, вид с лестницы

Внутри прохладно даже в самый жаркий день, а вот источник с целебной водой совсем пересох.

То, что внутри

Так же на территории можно обнаружить колодец, над которым сейчас строится часовня. Рядом огромный вековой дуб, который я не сфотографировала, лишь в памяти запечатлев невероятную силу, исходящую от него.

Если пройти по дороге от смотровой площадки дальше, созерцая просторы гор, упрешься в ворота – границу монастыря. Вот тут и начинается интересное!

Вид с дороги от монастыря до таинственных ворот.

Еще вид с дороги

Я по пути к вратам

Те самые ворота

Основание мужского монастыря в поселке Кизилташ

Выше села в горах расположен Свято-Стефано-Сурожский мужской православный монастырь. Стефан Сурожский, признанный святым, был архиепископом Сугдеи (ныне Судак) в VIII веке. Согласно преданию, он любил уединяться и молиться у подножия скал в Кизилташской долине, где веками позднее, в 1825 году, произошла удивительная история. В одной из скальных пещер, прямо в водах горного источника, местный пастух нашел древнюю икону Божьей матери, которую позже отдал купцу. От него святыня попала к феодосийскому протоиерею Иосифу. Впоследствии эта икона станет главной святыней монастыря, основанного в красных горах.

Известие о находке очень быстро становится общественным достоянием, вследствие чего к источнику, который начали почитать святым и дали имя Стефана Сурожского, потянулись люди со всех окрестностей. Свидетельства того времени утверждают, что многие находили здесь исцеление от различных недугов. А грязь, взятая со дна небольшого болота чуть ниже источника, избавляла от боли в суставах. Кстати, сама пещера в средневековье была церковью. Об этом свидетельствуют, в частности, сохранившиеся и сейчас остатки фундамента.

Также, согласно записей известного ученого П

Кеппена, посетившего пещеру в 1837 году, его внимание привлек обломок плиты из белого мрамора, лежавший в конце грота, с изображенным на нем ликом какого-то святого. В 1830 году неподалеку от источника в соседней пещере поселилась болгарская девушка Константина

Позднее она покинула пристанище, перейдя в урочище Топлы, где был основан женский монастырь святой Параскевы, и там приняла постриг. Фактически первыми монахами одного из мужских монастырей Крыма становятся странники-богомольцы Андроник и Пантелеймон, поселившиеся здесь в 1850 году. Они построили для себя жилище и молитвенный дом, где проводили Богослужения. Впоследствии небольшая церковь будет освящена во имя святого Стефана Сурожского. В 1852 году архиепископ Иннокентий благословляет Андроника и Пантелеймона на основание киновии – монашеской коммуны. Наконец, в 1856 году на этом месте создается мужской общежительный монастырь.

Первым настоятелем становится игумен Арсений, под руководством которого собираются 11 монахов и начинают обустраивать обитель. Судьбы первых поселенцев разошлись – Андроник в 1857 году покидает это место, уехав на Афон, а Пантелеймон остается и принимает постриг. Монастырь непрерывно рос и развивался. В 1870 году из камня была построена церковь с колокольней, через год освященная во имя Успения Божией матери. Правда из-за того, что она не отапливалась, в ней проводили лишь летние службы. Икону, найденную в водах источника, разместили над Царскими вратами. А еще через 15 лет на месте первой глинобитной церкви был возведен зимний храм во имя святого Стефана Сурожского. На окрестных горных вершинах были установлены большие кресты, указывающие паломникам путь. 65 монахов и послушников проживало здесь в 1894 году. Рядом с монастырем из-под земли бил еще один источник. Его вода содержала серу и потому там постепенно стали откладываться целебные грязи. Он также привлекал к себе людей, жаждущих излечиться от болезней.

Кизилташский Стефановский монастырь сегодня

Увидеть как выглядел монастырь до уничтожения советскими властями, можно только на исторических фотографиях, которые хранятся в стенах возрожденного храма. Кизилташский Стефановский монастырь окружен громадными красными скалами, горными холмами с величественными деревьями и реликтовыми растениями. На территории храма можно увидеть ливанский кедр, который остался от разрушенного монастырского парка. Очень величественно выглядит и развесистый дуб, которому исполнилось более 300 лет. 

Восстановлена главная реликвия — пещера с целебным источником. Внутри нее сохранились наскальные росписи 1837 года. Отстроен новый современный храм и кельи для монахов. Благоустройство монастыря продолжается до сих пор. Кизилташский монастырь принимает прихожан в любые дни. Неподалеку от храма можно посмотреть священный грот, пещеру древних разбойников. На территории священного места хранятся мощи Георгия Победоносца, Стефана Сурожского, игумена Парфения и других святых. Настоятелем Кизилташского Стефановского монастыря служит отец Никон. 

Как добраться 

Монастырь расположен в горах, выше населенного пункта Краснокаменка. Добраться до этого священного места не так уж просто. Посетителям придется преодолеть определенную часть пути пешком, по узким горным тропам. При восхождении открывается потрясающий вид на местность. У ворот храма прихожан встречает священнослужитель и проводит на территорию. 

Транспортом можно добраться только до урочища Кизилташ, далее нужно следовать пешком по тропе, которую проложили монахи. На собственном автомобиле быстрее всего доехать до поселка Краснокаменка и урочища можно из Судака. А с Феодосии каждые сорок минут в этом направлении ходит автобус, который отправляется от центрального рынка. Необходимо садиться на автобус «Феодосия — Урочище» и следовать до предпоследней остановки «Батальон». Далее будет не сложно отыскать тропу с указательными обозначениями, которая ведет к храму. Также можно посетить Кизилташский Стефановский монастырь в составе организованной экскурсионной группы, вместе с сопровождающими. 

Маршрут, как добраться из Симферополя:

Посещение мужского Свято-Стефано-Сурожского не оставит вас равнодушным. На фоне величественной скалы, обитель утопающая в зелени, считается местом силы. В заключение, предлагаем вам посмотреть видео об этом христианском монастыре: 

https://youtube.com/watch?v=-9Hhxh-Da-U

Краткая история обители

Православный монастырь в заповедных лесах Бабуган-Яйлы возник стараниями архиепископа Иннокентия. Он жил в 1800-1857 годах и получил от современников красноречивое прозвище – «Русский Златоуст». Священнослужитель путешествовал по Крыму и навестил Косьмо-Дамиановский источник. Потом поднялся на Чатыр-Даг. Здесь он проповедовал, ратовал за веру и напутствовал православных восстанавливать культовые сооружения и памятники.Киновия (цинобий) была разрешена к открытию в 1853 году. Для этого от казенной дачи отмежевали около 4 гектар земли (4 десятины по старому стилю). Спустя 3 года, подкрепленное благословением архиепископа, стартовало строительство монастыря. Руководил работами игумен Макарий. Однако возведение быстро свернули – началась Крымская война.Через год, в 1857-м, работы по обустройству цинобия продолжились. Это стало нелегким делом. Будущий монастырь должен был появиться в ущелье с крутыми склонами и густыми лесами. Возникла насущная необходимость в масштабных земляных работах. Монахам помогали редкие энтузиасты. Самодеятельные строители на собственных плечах таскали стройматериалы, стекло, инструменты. Ведь приличной трассы, как сейчас, еще не существовало. Более того, никакой денежной поддержки обители от государства не было. Поэтому обустраивали ее исключительно на пожертвования.Так в 1857-м появилась первая небольшая церквушка в честь братьев-целителей. Причем эскизы для нее сделал собственноручно архиепископ Иннокентий. Вдохновитель так и не успел увидеть новую киновию. В мае 1857 года он представился, а освещение общины произошло только в сентябре. Пост настоятеля занял игумен Макарий. Он управлял обителью еще 2 десятилетия.  Количество братьев непрерывно росло и требовало новых помещений. Поэтому в 1869-м в обители построили новый храм с колокольной башней.  Он мог вместить всех монахов и паломников. Его также освятили в честь Дамиана и Косьмы. Прежнюю же церквушку разобрали, а освободившееся дерево пустили на часовню, которая появилась над источником. Чуть ниже соорудили раздельную купальню для женщин и мужчин. Игумен Макарий был рачительным хозяином. При нем монастырь разросся.Появились четыре новых корпуса – настоятельский и 3 братских. Также были построены 2 паломнические гостиницы, дворовые сооружения, баня и трапезная. Сожаление вызывало только то, что в храме не было отопления. В 1878 году вместо него построили и освятили новый зимний.  В том же 1878-м почил в бозе бессменный настоятель, игумен Макарий. Однако год принес общине щедрый подарок. Купец из Севастополя Г.П. Порывай отдал на нужды обители более 200 гектар пахотных земель в Перекопском уезде (село Григорьевка). Монахи построили там дома, вырыли колодцы и возвели церковь Трех Святителей.Главной ценностью монастыря являлась икона Св. Косьмы и Дамиана. Ее хранили в особом месте. Целебный источник и икона привлекали в общину богомольцев, жертвовавших на местные нужды. Посещала киновию и монаршая семья. В 1873-м приезжал будущий самодержец Александр Третий. В 1899 году обитель навестил епископ Николай. Именно он решил сделать монастырь женским. Так братский цинобий стал сестринским, настоятельницей – матушка Варсонофия. С ней приехали 25 монахинь. Начало XX века ознаменовалось для монастыря чередой событий и реконструкций. Например, была укреплена терраса, где стояла церковь. В 1911-м общину навестил последний русский государь Николай Второй. В 1913-м над источником возвели изящную каменную часовню. Именно ее мы видим, посещая Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.Других первоначальных сооружений не сохранилось. Тогда же, в 1913 году, вокруг монастыря создали императорский охотничий заказник, разбили сад, проложили Романовскую дорогу.Когда разразилась Первая Мировая война, сестры изо всех сил помогали фронту. Однако тягот военной жизни не ощутили. Великая скорбь постигла обитель уже после Революции.

Бесценный памятник истории и архитектуры Крыма

Посетителей ждёт довольно утомительный подъём по крутому склону, но все старания будут вознаграждены великолепным видом древнего монастыря и окрестностей. Более 50 помещений, среди которых трапезная, кельи, хозяйственные и подсобные комнаты, расположены в 5 ярусов. Путешественникам предстоит увидеть:

  • ямы для сбора воды и зерна;
  • углубления под очаги;
  • тарапан для изготовления вина;
  • гнёзда для светильников.

Кроме того, сохранились изображения людей и животных, а также сделанные тысячи лет назад памятные надписи. Правда, разглядеть их уже сложно: время и неблагочестивые гости сделали свое дело.

Расцвет обители

Топловский женский монастырь достиг своего высшего развития при игуменье Параскеве. В статусе инокини Вячеславы она прибыла в обитель в 1875 году, на тот момент ей исполнилось 26 лет. В 1889 году, приняв монашество, получила место настоятельницы и по истечении двух месяцев была посвящена в сан игумении. Она отличалась энергичностью, предприимчивостью и трудолюбием.

При ее правлении монастырь стал похож на оазис – здесь были разбиты клумбы, где росло более 200 сортов роз, высажена сирень 150 видов, разбит парк с редкими деревьями и растениями. На 35 гектарах раскинулось подсобное хозяйство, включавшее зарыбленный пруд, две мельницы, роскошный фруктовый сад, пасеку. Яблоки из монастырского сада с гордостью отправляли на международные выставки, где они получали многочисленные призы.

Кроме того, монастырь Топловский славился библиотекой, золотошвейной, иконописной, сапожной, швейной, слесарной и многими другими мастерскими. Гостей селили в гостинице, обеды накрывали в просторной трапезной, также были собственные конюшни, скотный двор, комплекс подсобных помещений. За пределами монастыря существовали два подворья – Симферопольское и Феодосийское. Матушка Параскева провела в обители 53 года, из которых 38 посвятила устроительству монастыря. Такое истовое служение получило высшую похвалу – наперсный крест, который ей был вручен в 1894 году.

Главным делом жизни игуменьи стало строительство двухэтажного Свято-Троицкого собора, который должен был стать самым крупным в Крыму. Его начали возводить по проекту архитектора В. А. Фельдмана, общий стиль архитектуры повторял русский стиль 17 века. Нижний храм посвящался преподобномученице Параскеве, там же обустраивались отопительные паровики и усыпальницы. Верхний храм должен был стать трехпрестольным. Центральная часть посвящалась Святой Троице, северный предел посвящался Архистратигу Михаилу, а южный – Успению Пресвятой Богородицы.

Согласно плану нижний храм мог вместить 200 прихожан, а верхний – 700. Строительство было в самом разгаре, когда в стране начались глобальные перемены – война и революция, после которой монастырь был закрыт. Самое драматическое событие произошло в 1928 году – Троицкий собор был взорван, матушка Параскева от пережитых потрясений скончалась и была похоронена на монастырском кладбище.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Оригинальная икона была написана в 17 веке афонским старцем Иосифом Исихаста. На сегодняшний день она находится на святой горе Афон в Греции в соборном храме Ватопедской обители. Изображена на иконе Дева Мария в одеждах багряного цвета, сидящая на царском троне. На руках она держит младенца Иисуса, а позади них стоят два ангела.

Источник фотографии: Свято-Троицкий Всецарицынский мужской монастырь

«Из рассказа старца Иосифа Исихаста известно о первом чуде, произошедшим у образа «Всецарицы». Однажды некий юноша вошел в храм и захотел поклониться иконе. Вдруг лик Богоматери воссиял дивным светом, какая-то невидимая сила отбросила молодого человека, и он упал наземь. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам–инокам и со слезами на глазах признался им, что вел нечестивую жизнь, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Произошедшее у иконы Пресвятой Богородицы чудо навсегда отвратило юношу от колдовства, направило на путь покаяния и вернуло на стезю благочестивой жизни».

Прототип иконы Божией Матери «Всецарица» находится во многих церквях России, в том числе, в Свято-Троицком монастыре в селе Тарасково. Считается, что она способна исцелять от различных болезней – наиболее часто икону упоминают как средство от онкологических заболеваний. Данные свойства привлекают в село Тарасково большое количество паломников как с Урала, так и из зарубежных стран.

История

Монастырь основал в XIV в. прп Стефан Махрищский, прибывший в Москву из Киево-Печерской лавры. Святой отец искал уединенное место неподалеку от обители прп Сергия Радонежского, чьим другом и собеседником он был. Поселившись в убогой келье, преподобный Стефан нес монашеские подвиги в уединении. Но жители окрестных селений приезжали, чтобы разделить с ним жизнь пустынника. В результате, у реки Молокча была основана обитель и построена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

Хотя прп Стефан получил грамоту на землю и пожертвования на устройство монастыря, местные крестьяне чинили ему немало препятствий. Из-за недовольства святой отец на время оставил Махрищскую обители и отправился на Север, где основал Авнежскую пустынь неподалеку от Вологды. Дмитрий Донской, прослышав о деяниях прп Стефана, пригласил его в Москву для бесед. Великий князь пожаловал монастырям угодья, и после этого Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Следующим игуменом был святитель Варлаам. При нем братья составили Житие и Службу прп Стефана Махрищского.

При Иоанне Грозном монастырь получил средства на постройку каменного храма Живоначальной Троицы. Мощи святого Стефана, обретенные при строительстве, были оставлены в основании храма. Главный придел был освящен в 1558 г. в присутствии царя Иоанна и царицы Анастасии.

Во время Смуты Махрищский монастырь был разорен польскими войсками. Осталось небольшое количество насельников, которые были приписаны к Троице-Сергиевой лавре. При митрополите Платоне обитель заново отстроили: был восстановлен Троицкий собор, церкви Стефана Махрищского и Сергия Радонежского, Петропавловская церковь.

В 20-х годах XX в. монастырь был полностью уничтожен. Саму обитель власти закрыли в 1922 г. Храмы Троицкий и св. Стефана, как и колокольню, взорвали в 1942 г. В оставшихся постройках размещались в разные годы: детский дом, склады, пионерлагерь, сельскохозяйственная школа. К началу 90-х на месте Троицкого храма, под спудом которого находились мощи св. Стефана, была заасфальтированная площадка.

Свято-Троицкий Махрищский монастырь возродился как женская обитель. Первые насельницы появились здесь в 1993 г. Возглавляемые монахиней Елисаветой, теперешней игуменьей, они заняли полуразрушенный корпус у храма Петра и Павла.

Через три года приступили к археологическим исследованиям. В результате был найден фундамент церкви Св. Стефана и его могила. В 1997 г. храм был восстановлен.

Монастырь расстраивался до 2010 г., когда святейшим Патриархом был освящен Троицкий храм. В 2004 г. обитель стала ставропигиальной. Сейчас более 80 сестер несут в Махрищском монастыре послушания. В хозяйстве есть скотный двор, сыроварня, просфорная. Также сестры трудятся в швейной и иконописной мастерской.

Посещение обители: крепость в скале

Турецким завоевателям наверняка пришлось немало потрудиться, чтобы захватить добычу в районе Терновки. Пещерный монастырь Челтер-Мармара был велик и хорошо укреплен. До сих пор сохранились остатки каменной оборонительной стены, а сам он занимал 5 уровней естественных и рукотворных пещер. Всего в нем 50 помещений, часть из них сейчас разрушена.

Первый ярус представляет собой череду небольших углублений в скалах. Они использовались для хозяйственных нужд. Тут же иноки устроили и своеобразное кладбище – ряд усыпальниц, которые можно отличить по круглым небольшим входам. Есть и бывшие кельи – небольшие комнатки с низкими входами.

Интереснее всего второй уровень, куда с нижнего ведет каменная лестница. Вдоль устроена галерея с каменными колоннами – она отлично смотрится на фото. С нее можно попасть в 11 разных комнатушек довольно большого размера. Большинство из них – естественного происхождения. Особенно интересен огромный зал площадью 150 м с каменными опорными колоннами. Тут же монахи устроили в камне 5 емкостей для сбора дождевой воды – это было удобно и давало возможность выдержать возможную осаду.

Третий ярус частично разрушен, но изначально в нем было 15 помещений, связанных в единую систему коридорами и лестницами. В одном из них ученые нашли две гробницы с надписями краской на греческом языке. К сожалению, за прошедшие века они стерлись настолько, что прочитать их не удалось. Все здешние помещения имеют окна – отверстия в скале, обращенные на долину.

Верхние уровни разрушены сильнее

На последний можно попасть с вершины горы через имеющийся провал, но делать это следует осторожно – занятие небезопасное. Предполагается, что здесь находилась монастырская церковь, возможно, что и не одна

Впрочем, приведенная информация может быстро устареть. Ныне монастырь Челтер-Мармара в Крыму снова стал действующим. В нем поселились служители веры, они занялись приспособлением пещер под свои нужды, их утеплением, организацией подсобного хозяйства

Прошло то время, когда посещение пещер было только вопросом личного интереса и осторожности туриста

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: