Музей (картинная галерея) айвазовского в феодосии: фото, как добраться, описание

Картинная галерея Айвазовского

Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского уцелел после революции чудом.  Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна. Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.

Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставленная самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.

Театр начинается с вешалки, а галерея с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича.  Среди них мы видим «Берег моря ночью. У маяка» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1939) и «Неаполитанский залив утром» (1843).

Так же здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 года.

В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» 1892г. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.

Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327: 

Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовала и самого художника.

Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами.  За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.

Вот, к примеру, картина «От штиля к урагану» 1892г. Считается одной из самых больших, ее размер 212*708 см. Она написана мастером всего за 15 дней.

Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушной. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.

В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, что бы более полно проникнуться  жизнью великого мариниста.

Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а так же портреты семьи художника. Например, картина «Зима»1895г:

К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамление для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.

«На острове Крит» (1867):

А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.

В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года.  Ее размер 285*429 см.  Считается вершиной творчества художника. Картину маэстро никогда не вывозил из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.

Написана работа всего за 10 дней.

Так же здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и «Десант в Субаши» 1880 г. (слева):

Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского представлена тоже здесь. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался, когда ему было 82 года от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченной.

Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.

«Хождение по водам» (1873) и Встреча Венеры на Олимпе (1895), 213х320:

А так  же картины других крымских художников, таких как М. Волошин, К. Богаевский, Л. Лагорио:

По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил – особое удовольствие для поклонников творчества художника.

Статья была написана для сообщества vp-painting на Голосе.

История картинной галереи

Как уже упоминалось, основание феодосийской Картинной галереи, было одним из деяний художника, направленное на развитие родного города. По его завещанию все галерейные площади после смерти художника переходили городу, и долгое время были сердцем его культурного развития.

Картинная галерея на проспекте Айвазовского ждет посетителей

После Гражданской войны галерея стала государственной собственностью в ходе национализации и стала быстро пополняться произведениями отечественных и западноевропейских авторов. Пополнялись музейные фонды и непосредственно картинами И.Айвазовского.

В начале наступления фашистских войск на Крымский полуостров, вся галерейная коллекция заблаговременно была эвакуирована в Ереван и не попала на оккупированную территорию, благодаря чему она оказалась полностью сохраненной. После войны коллекция вернулась в чудом уцелевший особняк И.Айвазовского, и после его реконструкции музей снова распахнул двери для посетителей.

Музейные экспонаты Картинной галереи

В начале 21 столетия эта художественная галерея официально была признана Национальной. Только работ самого Айвазовского в музейных фондах насчитывается более четырехсот.

В залах Картинной галерее находится множество полотен Айвазовского

А всего за всю жизнь художник создал более шестисот полотен. Хотя для многих Айвазовский – это признанный живописец моря, тем не менее, он создавал множество картин на абсолютно не морские тематики. Из-под его кисти вышли изображения крымских городов, портреты близких и знакомых людей, библейские и исторические сюжеты. 

Также его полотна сохранили изображения мест всех его многочисленных путешествий – от Египетских пирамид до Ниагарского водопада. Многие из малоизвестных работ известного художника можно увидеть сегодня в музейной галерее.

Портреты, выполненные Айвазовским, также представлены в экспозиции

Но, конечно, изображение моря в различных его состояниях и военно-морских баталий с летописными битвами российской флотилии – это непревзойденная творческая вершина мастерства художника-мариниста.

Морская тематика — излюбленное направление творчества мастера

Символично, что и последние жизненные часы художника были наполнены работой – он начал писать картину «Взрыв турецкого корабля». Как и предыдущие работы, этот сюжет создавался не с натуры, а в кабинете, что было известным своеобразием в работе мастера. Эта незаконченная работа так и осталась на мольберте, создавая ощущение незримого присутствия художника, который скоро вернется и вновь возьмет в руку кисть.

Мольберт и кисти мастера около его последней начатой работы

Есть в музейной экспозиции и работы западных художников-маринистов – Л.Лагорио, М.Латри, А.Фесслера и других. В залах музейной галереи можно увидеть живопись современников художника и полотна его последователей, таких как художники М.Волошин, К.Богаевский, Н.Барсамов и т.д.

Художественными экспонатами сегодня заняты два здания, оба являющиеся архитектурными достопримечательностями 19 столетия – непосредственно Дом художника, так называемая «Вилла маэстро» и соседнее строение, принадлежавшее ранее его сестре, так и называемый «Домом сестры».

Около «Виллы маэстро» с 1930 года находится Памятник Айвазовскому (автор И.Гинцбург), с очень лаконичным посвящением, находящимся на постаменте, которое гласит: «Феодосия – Айвазовскому».

Памятник Айвазовскому около «Виллы маэстро»

Галерею можно посетить ежедневно, кроме среды. Все дни музей работает с 10.00 до 17.00, а по вторникам – до 14.00. Кстати, последний вторник каждого месяца является санитарным днем. Стоимость билетов на 2019 год составляет 150-300 рублей, в зависимости от наличия льгот.

Есть в музее и выставка одной картины, расположенная в отдельном тайном помещении. Эта несколько мистическая картина, никогда не выставляемая для публичного просмотра, называется «На смерть Александра Третьего». Увидеть ее можно только за отдельную плату.

Сегодня Картинная галерея проводит персональные и тематические выставочные экспозиции, музыкально-камерные вечера и творческие встречи.

Экспонаты Картинной галереи в Феодосии

На 2019 год Картинная галерея Айвазовского запланировала проведение передвижных выставок с работами И.Айвазовского во многих городах нашей страны.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Немного биографии

Еще со школы, наверное, каждый помнит, что Айвазовский – это художник, который невероятно точно передавал на полотнах морские пейзажи. Кроме великих картин, посвященных водной стихии, писал Иван Константинович и крупные батальные сцены, библейские сюжеты и даже портреты. А еще художник мог назвать себя коллекционером и меценатом.

Настоящее имя классика – Ованнес Айвазян и это самый известный художник с армянскими корнями. Биография его уникальна. В детстве мальчик проявлял не только художественные способности, известно, что он сам научился играть на скрипке.

Выдающемуся художнику покровительствовал Николай Первый. Посчастливилось Айвазовскому поработать и на юге Италии – эти творческие годы были особенно плодотворными. Восторги критиков и коммерческий успех не обошли мариниста стороной. За свой труд Иван Константинович был удостоен золотой медали Парижской Академии художеств.

Однажды, когда художнику было 27 лет, он плыл в сторону дома на корабле, в Бискайском заливе судно попало в бурю, едва не затонуло – в парижских газетах вышел некролог о гибели русского живописца. Говорят, ложное сообщение о смерти сулит долгую жизнь – Айвазовский прожил 82 года. Интересно, что, будучи 75-летним, Иван Константинович с супругой посетили Америку, и было это в конце XIX века.

История создания

Создание галереи в 1880 году стало ярчайшим событием конца 19 столетия в культурной жизни южной части Российской империи. Основателем галереи был великий русский художник И.К.Айвазовский, именно по его проекту был выстроен специальный выставочный зал, вплотную примыкавший к дому художника, который был построен в Феодосии в 1850-х годах. Сам дом художника являл собою образ и подобие итальянских загородных вилл в стиле эпохи Ренессанса. Он был расположен за городской чертой, на берегу Черного моря и удивлял гостей художника своими размерами, внушительным главным фасадом, который был богато декорирован привезенными из Италии мраморными и керамическими скульптурами. Импозантные интерьеры парадных гостиных были выполнены специально для торжественных приемов гостей. Открытие картинной галереи состоялось 29 июля 1880 года – в день рождения Айвазовского. Галерея сразу же завоевала широкую популярность не только в Феодосии, а далеко за пределами Крыма, к тому же это был первый и единственный на тот момент музей одного художника.

Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского

В 1890 году художник провел реконструкцию галереи, подвергнув переделке крышу, которая стала представлять собой большой стеклянный купол, что, несомненно, улучшило освещение картин в экспозиционном зале. Первые двадцать лет существования галереи, при жизни Айвазовского, экспозиции в галерее не были постоянными, поскольку Айвазовский устраивал множественные выставки своих полотен и в России, и за ее пределами. Большинство картин на выставках, как правило, продавались и назад в Феодосию уже не возвращались. Но, творивший без устали, Айвазовский очень быстро наверстывал «потерянные» картины, так что за несколько месяцев зал экспозиции был вновь заполнен произведениями. Такой режим выставок приводил публику в восторг – получалось, что зрителям в галерее всегда были гарантированы новые впечатления.

Экспонат музея

Наиболее многолюдно было в галерее летом и осенью, когда на период благодатного «бархатного сезона» прибывала в Феодосию на пассажирских пароходах знатная и богатая публика из больших городов Российской империи. Особенно нравилось посетителям галереи, когда к собравшимся в зале гостям спускался из мастерской сам Айвазовский. Художник любил побеседовать с гостями, а иногда и работал в присутствии публики.

После смерти И.К.Айвазовского в 1900 году, согласно его завещанию, картинная галерея вместе с находящимися в ней полотнами отходила в собственность Феодосии – родного города художника. С уходом художника замерла и жизнь в галерее, городская дума назначала различных смотрителей музея, но никто из них не мог заменить великого мастера. С началом Первой мировой войны из-за угрозы бомбардировок с моря, находящиеся в галерее картины были вывезены в Симферополь. Вернулась коллекция в родные стены только в начале 1920-х годов, к этому времени галерея уже была национализирована новой советской властью, и с 1922 года галерее был присвоен статус государственного музея.

Интерьер музея

В 1923 году в галерею пришел новый директор – Н.С. Барсамов, который посвятил ей более 50 лет своей жизни. Одаренный педагог и талантливый художник, Н.С.Барсамов стал автором самого полного и обширного исследования жизненного пути и творчества Айвазовского. С годами постепенно трансформировалась концепция самой галереи – из исключительно монографической коллекции экспозиция музея стала преобразовываться в коллекцию пейзажную, в основном маринистической направленности.

В период Великой Отечественной войны музейные фонды галереи были эвакуированы в Ереван. Через год после окончания войны, в мае 1946 года, здание было восстановлено и приняло в своих стенах после пятилетнего перерыва посетителей.

Зал музея

В 2001 году, согласно указу Президента Украины, галерее был присвоен статус Национальной. В наши дни Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского является уникальным комплексом, демонстрирующим своим посетителям произведения живописи и графики, архивные документы и фотографии, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства. Всего в музейных фондах галереи насчитывается более 12 тысяч экспонатов. Галерее принадлежит и самая обширная в мире коллекция произведений Айвазовского – 417 работ художника.

Работы художников, представленные в галерее

Айвазовский И. К.

1817-1900

Непревзойденный мастер морского пейзажа. Оставил более 6 000 произведений

Богаевский К. Ф.

/1872 – 1943/

Признанный мастер исторического пейзажа. Его творчество тесно связано с древней землей восточного Крыма

(16 мая 1877 — 11 августа 1932) — русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Ганзен А. В.

/1876 — 1937/

Ганзен был сыном второй дочери И.К.Айвазовского — Марии Ивановны и Вильгельма Львовича Ганзена, потомка Саксонского генконсула в Одессе

Талантливый живописец, график, керамист. Старший внук И.К. Айвазовского

Детские годы Лагорио провел в Феодосии. Он был на 10 лет младше И.К. Айвазовского

Адольф Иванович Фесслер (1826—1885) — художник-маринист, ученик И.К. Айвазовского

Барсамов Н. С.

/1892—1976/

Крымский художник, искусствовед, педагог, музейный деятель, почетный гражданин Феодосии (удостоен звания в 1962 году).

Статьи

Опрос о качестве предоставлемых услуг

Независимая оценка качества оказания предоставлемых услуг

Телефон для заказа экскурсий

+7 (36562) 3 02 79

Моб. телефон

+7 (978) 804 60 04

Адрес

г. Феодосия, ул. Галерейная, д. 2

Время работы

ежедневно

с 10:00 до 17:00 (касса до 16:00)

вторник

с 10:00 до 14:00 (касса до 13:00)

Все права защищены. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Это интересно: Подробные карты Крыма с курортами, городами, поселками, селами

Чем это место привлекает туристов

Основная часть экспозиции расположилась в доме самого Айвазовского, но некоторые экспонаты хранятся в здании, некогда принадлежавшем сестре художника. Собрание считается крупнейшей в мире коллекцией, связанной с именем мариниста. За 63 года Айвазовский успел создать свыше 6000 полотен, 416 из них хранятся в феодосийской галерее. Вот лишь некоторые названия шедевров:

  • «Среди волн»;
  • «Георгиевский монастырь»;
  • «Бриг «Меркурий»;
  • «Севастопольский рейд»;
  • «Море. Коктебель».

В выставочном комплексе картины выставлены в порядке их написания — это позволяет оценивать творческую эволюцию художника. Наибольший интерес представляет «Взрыв корабля» — работа, которую Айвазовский не смог завершить по причине своей смерти. В экспозиции картину вы не найдете — она стоит в мастерской мариниста, на мольберте. В галерее также хранятся картины учеников Айвазовского:

  • Архипа Куинджи;
  • Адольфа Фесслера;
  • Михаила Латри.

Всего коллекция насчитывает 12 000 единиц, среди которых стоит отметить творческие эксперименты современников Айвазовского (Максимилиана Волошина, Льва Лагорио, Константина Богаевского), а также полотна западноевропейских маринистов. Также вы увидите фотографии из семейного архива мастера, его личные вещи и ценные исторические документы. Единственный недостаток экспозиции — отсутствие картины «Девятый вал» (она хранится в одном из музеев Санкт-Петербурга).

Особая кладовая

Иван Айвазовский был не только художником, но и предпринимателем — среди творческих людей дореволюционной России его состоянию могли позавидовать многие. Семья мариниста проживала в шикарном особняке, на возведение которого были потрачены серьезные деньги. В тайной комнате хранятся:

  • ценные вещи;
  • семейные реликвии;
  • статуэтки;
  • столовые приборы;
  • шкатулка с вензелем художника;
  • мольберт с блокнотом.

Здесь же вы сможете увидеть полотно «На смерть Александра III» — это одна из самых мистических работ мастера. Дело в том, что Айвазовский по неведомым причинам отказался выставлять полотно на всеобщее обозрение. Согласно завещанию мариниста, картина хранится в отдельном помещении. Проникнуть сюда можно лишь одним способом — уплатив спонсорский взнос. Сотрудники галереи поведают вам об истории картины, а также о тайных связях художника с императорской семьей.

Создание первой картинной галереи

После возвращения Ивана Константиновича из Европы, откуда он, кстати, вернулся уже достаточно известным человеком, он поселился в Петербурге. В столице он был весьма популярен, получал множество дорогостоящих заказов и стал завсегдатаем богемных петербургских салонов, где познакомился с Пушкиным, Белинским и многими знаменитыми личностями того времени. Но Айвазовскому, страстью всей жизни которого оставалось лишь море, было тесно и душно в Северной Пальмире: в 1844 г. он вернулся в маленькую, захолустную, но родную Феодосию.

В 1845 г. по собственному проекту он построил большой дом подле черноморского побережья, тогда же открыл в нем первую картинную галерею, представленную 49-ю полотнами. В 1880 г. Айвазовский пристроил к первому, уже не вмещавшему к тому времени всех его работ, еще один обширный выставочный зал, постепенно превращая свое жилище в настоящий музейный комплекс имени себя. В 1900 г. после смерти Ивана Константиновича единственной его наследницей стала Феодосия, музей Айвазовского был завещан любимому городу еще в 1892 г.

Дом сестры художника

Будучи посетителем музея, вы обязательно окажетесь в доме Екатерины Константиновны Айвазовской. Это не просто дополнение к основной экспозиции, это важная ее часть. В армянских семьях так было заведено – селиться по соседству с близкими родственниками. Потому рядом с домом брата стоит особняк Екатерины.

Если желаете увидеть, как классик работал над библейскими и мифическими сюжетами в живописи, обязательно загляните сюда. В особняке сестры Айвазовского организаторы музея решили выставить полотна художника, отвлеченные от морской тематики. Это картины, которые объединяют религиозные темы, библейские сюжеты.

И для немалого числа посетителей именно экспозиция дома Екатерины Константиновны оказывается самой интересной частью экскурсии. Многие открывают для себя великого «певца морей» как разнопланового творца, способного художественно переосмысливать религиозные и философские темы.

На экскурсии посетители видят другого Айвазовского: человека с трепетным отношением к христианству (его брат, к слову, был архиепископом). Так, в особняке сестры художника можно лицезреть не столь известные «Моление о чаше», «Хождение по водам», «Крещение» и даже авторское видение «Тайной вечери».

Достояние комплекса

Выставочный комплекс структурирован так, чтобы посетитель видел картины в порядке их написания. Это показывает не просто творческий путь художника, а эволюцию его мастерства. От полотна к полотну маринист становился точнее в деталях, в способах передачи света, работы с цветом и композицией. Такая структура выставки полезна начинающим художникам, которые могут подобным образом найти лучшую иллюстрацию к теоретическим познаниям.

Галерея – это еще и место, где бережно хранятся работы последователей и учеников Айвазовского. Здесь можно увидеть полотна Архипа Куинджи, Адольфа Фесслера, Михаила Латри.

Есть музеи, смысловой центр которых – это два-три известных произведения, ради которых туристы едут издалека. Но в галерее Айвазовского, несмотря на выдающиеся, не нуждающиеся в представлении любителям живописи «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», «Севастопольский рейд» и незавершенный «Взрыв корабля», есть много менее знаменитых работ. И их нельзя назвать вторичными.

12 000 единиц экспонатов в коллекции музейного комплекса – это действительно достояние галереи. Отдельные туристы оказываются разочарованными тем, что пресловутый «Девятый вал» отсутствует в музее. Но отчасти компенсировать это могут художественные эксперименты Максимилиана Волошина и Льва Лагорио, а также живописные, достойные внимания полотна маринистов западноевропейской школы.

Морские пейзажи

Полная экспозиция музея показывает Айвазовского как человека увлекающегося, энергичного, успевшего за свою долгую и плодотворную жизнь реализовать немало инициатив. Но даже если вас удивят его работы вне статуса мариниста, если восхитит сама обстановка дома, экспонаты, говорящие об устройстве быта художника, морские пейзажи все равно остаются на переднем плане.

Те, кто ранее видел только репродукции знаменитых картин, наверняка будут впечатлены. Вживую они выглядят еще масштабнее, эпохальнее. Оформленные в тяжелые рамы, они передают силу стихии: неумолимой и победоносной, сносящей все на своем пути.

Это невозможно сравнить даже с выдающейся художественной фотографией: кажется, что знаменитый маринист настроил свой зрительный анализатор на предельную четкость – оттенки воды меняются с потрясающей разбежкой в цветовой гамме. От чистого, практически невинного небесно-голубого до разверзнутой черной пасти морских глубин. И у каждого пейзажа свое настроение, свой посыл.

Некоторые репродукции кажутся зрителю мрачными, но видя их вживую, оцениваешь уже не мрачность и ни в коем случае не однообразность, а мельчайшие детали выхваченного глазом и сердцем художника образчика природы. Чтобы так писать, нужно не просто быть внимательным, уметь работать с натурой, нужно родиться в этих краях. Отдельные работы огромны и по своему размеру, и по эмоциональному заряду.

Сложно с чем-то сравнивать эти фундаментальные работы. Галерея не выглядит домом, где выставляется всего несколько не первой значимости картин: грандиозность достаточно больших для особняка залов и прекрасная подборка работ впечатляют туристов.

Путешествия по Европе и возвращение в родной Крым

В дальнейшем жизнь Айвазовского коренным образом изменилась. Он много путешествовал, с 1844 года стал живописцем морского масштаба. Состоял профессором во многих академиях по всей Европе – это и Римская академия, и Парижская академия, и академия во Флоренции, а также многие другие. Карьера художника была весьма успешной и очень перспективной. Благодаря его морским работам – его стали узнавать. После путешествий по Европе художник отправился домой в родной Крым.

С 1845 года он начал проживать в своем родном доме в городе Феодосии, где на вырученные за время путешествий деньги, он построил свою школу искусств. Помимо этого, за средства Айвазовского было построено новое здание для Феодосийского музея древностей.

За всю свою жизнь он написал более шести тысяч картин, большая часть из которых выставлялась в его родном доме, еще при его жизни. 2 мая 1900 года он умер, перед самой смертью Иван Константинович успел закончить свою последнюю картину – «Морской залив». А в самый последний день своей жизни он принялся за написание картины – «Взрыв турецкого корабля», которая так и осталась незаконченной.

Его творчество ценилось всегда и остается таким же по сей день. Айвазовский осуществил огромнейший вклад в развитие мировой художественной культуры. Современники Ивана Константиновича давали достаточно высокую оценку его творчеству, так, например, остались записи И.Н. Крамского, который писал: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще». 

Галерея: описание и история

В 1845 году Айвазовский, состоящий живописцем на службе Главного морского штаба России и академии художеств, получил разрешение задержаться в Крыму. Тогда-то он и занялся возведением своего дома-особняка на окраине Феодосии у самого моря.

Свой просторный двухэтажный дом художник построил по собственному проекту. В архитектуре преобладает итальянский стиль.

После его смерти в 1900 году галерея, согласно завещанию принадлежала Феодосии, а государственным музеем стала в 1922 году.

К сожалению, не все произведения уцелели после событий 1920 года, когда здание особняка исполняло роль штаба ЧК и дивизионных отделов Красной Армии и Флота. Но именно в этом музее находится самая большая коллекция его работ, а также произведения других мастеров.

Маринист И. К. Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии, в семье армянского купца Геворга Айвазяна. Айвазяны переехали сюда когда-то из Польши, так что и фамилию писали по-польски – Гайвазовские.

Он был крещен в церкви св. Сергия. Эта церковь построена еще в 1330 году, сохранилась до наших дней и является одной из достопримечательностей Феодосии. Айвазовский здесь крестился и венчался, он расписывал эту церковь (к сожалению, от фресок почти ничего не осталось) и здесь же он похоронен. Она украшена каменной резьбой и вмурованными в стены плитами с вырезанными на них крестами – хачкарами.

Мальчик с детства любил рисовать. Талант проявился настолько ярко, что в 1833 году он был принят в Императорскую Академию художеств и уехал из Крыма учиться в Санкт-Петербург. Там он сразу стал специализироваться на пейзажной живописи. Он учился в пейзажном классе М. Воробьева. М. Воробьев был не только хорошим художником, но и талантливым педагогом – в свое время у него учились Л. Логорио, И. Шишкин, М. Клодт и другие. С 1835 года Айвазовский учится у Ф. Таннера. Это был самый известный маринист того времени. Он прибыл в Россию по личному приглашению Николая I, для того, чтобы создать серию картин, изображающих важнейшие военные порты Российской империи. Отношения у учителя и ученика не сложились и в следующем году разразился скандал: Айвазовский вместо того, чтобы учиться, помогать и находиться в тени великого мастера, представил несколько собственных пейзажей на выставку. Картины по распоряжению Николая I были сняты, а художник переведен в другой класс живописи.

В 1839 году он получает диплом об окончании Академии и предпринимает путешествие в Италию. Италия для русских художников в те времена была совершенной обязательной для посещения. Каждый культурный человек должен был осмотреть итальянские достопримечательности и написать несколько итальянских пейзажей. В те годы в Италии жил Н. Гоголь, и они познакомились. Четыре года Айвазовский путешествует по Европе. К нему приходит известность. О нем положительного отзывается критика, его картины на религиозные темы покупает папа римский, он получает медаль Парижской академии художеств.

По возвращении Айвазовский становится официальным государственным живописцем при Главном морском штабе. Его задача – прославлять русский флот и писать картины о морских сражениях. Впрочем, он пишет много на самые разные темы. В советские годы это не афишировалось, но Айвазовский был верующим человеком и довольно много писал на библейские сюжеты. Но и для них темы он выбирает связанные с водой. Например, это «Сотворение мира», описывающее создание воды, или «Хождение по водам», изображающее Христа, идущего по Генисаретскому озеру.

Несмотря на то, что он специализируется на морском южном пейзаже, у него есть и картины, посвященные пейзажу среднерусскому, а также портреты. Он много путешествует и пишет классические достопримечательности: египетские пирамиды, Ниагарский водопад и другие. Ему делают заказы царствующие особы – например, турецкий султан заказывает картины с видами Константинополя и принимает у себя во дворце, Николай I покупает его полотна. Всего за свою жизнь художник написал более шести тысяч картин и устроил больше ста выставок, часть из которых была благотворительной. В 1877 году по столицам и Крыму проехала выставка его картин в пользу терпящих нужду участников русско-турецкой войны, потом были выставки в пользу Красного Креста и т. д.

Айвазовский был дважды женат. От первого брака у него было четыре дочери. Но с женой они разошлись – она хотела светской столичной жизни, а Айвазовского совершенно устраивала его Феодосия.

Второй его женой стала юная армянка Анна Бурназян, вдова феодосийского купца. Она была красавицей. Художник, который был старше её на сорок лет, постоянно ревновал. Она пережила его очень надолго и умерла уже в Великую Отечественную войну в оккупации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: