Здание панорамы
Само здание строилось в 1901-1904 гг. на месте бывшего 4-го бастиона. Это круглое строение в стиле неоклассицизма, с широкими лестницами по бокам. В стенах сделаны специальные ниши для бюстов героев обороны. Оно построено по проекту Ф.-О. Энберга и является уникальным – это первое строение такого рода в России. Ф.-О. Энберг, военный инженер, также принимал участие в проектировании Памятника затопленным кораблям в Графской бухте.
Здание было восстановлено в послевоенные годы по проекту архитектора В. П. Петропавловского. Оно было немного переделано — например, к нему был пристроен цокольный этаж. Если раньше панорама была холодной, то теперь здесь были установлены системы кондиционирования, а стены и крыша строились с утеплением. Здание было построено к 1954 году, но оформлено было не полностью. Воссозданные бюсты героев обороны появились здесь только 1974 г.
Как добраться
Панорама располагается по адресу: Исторический Бульвар, 1.
Доехать до неё можно:
- Из любой части города на общественном транспорте. Я ехала со стороны улицы им. генерала Острякова, откуда ходят автобусы № 12, 17, 20. Так же туда идут автобусы № 109, 16, отправляющиеся с Камышового Проезда. Также туда ходит транспорт и из других частей города, но вам нужно будет спросить водителя про нужное направление, прежде чем сесть. Проезд обойдется недорого — 7-12 рублей в одну сторону. Остановка называется «Площадь Ушакова». Кстати, сама площадь также заслуживает отдельного внимания, как и отходящая от неё Большая Морская — одна из красивейших улиц Севастополя.
- Можно добраться и на личном транспорте. Но так как я пользовалась общественным, могу сказать только то, что коренные жители города рекомендуют оставлять машины рядом с гостиницей «Украина», которая находится на площади Ушакова у самого подножья Исторического бульвара.
Музей истории Балаклавы
Хотя прошло почти 2 века со времени Русско-турецкой войны 1853-55 гг., но кровавые события продолжают волновать севастопольцев. Один из них – Сергей Гонтарь, учредивший музейное заведение, посвящённое истории Балаклавы (2012 г). Его цель – как можно больше узнать об участниках Крымской войны, раскрыть все детали сражений.
Открытию музея предшествовала организация и проведение (2006-12гг.) военно-исторических фестивалей-реконструкций «Альминские высоты» и «Лагерь под Балаклавой». 10 мероприятий было проведено в союзе с Международной военно-исторической Ассоциацией. Коллектив учреждения ведёт активный поиск заброшенных братских могил, устанавливает имена неизвестных бойцов. На поле Альминского сражения в 2019 г установили памятник первой российской сестре милосердия – Дарье Севастопольской.
Грандиозные восстановительные работы ведутся на старых кладбищах (Сонное и Горчаковское), где захоронены умершие после ранений офицеры-участники Чернореченского боя. Среди экспонатов много подлинных предметов. Новая выставка «Герои с Героями на Ты» вызвала большой интерес посетителей.
Музейная комната Александра Грина
Разве можно без душевного трепета посетить комнату, связанную с писателем-фантастом, человеком, с тонкой израненной душой и больным телом – Александром Грином. Его изумительные повести и рассказы, наполненные романтикой и светом красоты, на века обогатили русскую литературу и кинематограф. Кто не восхищался Ассоль и капитаном Грэем из «Алых парусов»?! Комната оборудована в камере Севастопольской тюрьмы, где 2 года находился будущий писатель в роли политзаключённого.
Всё оформление комнаты отражает севастопольский период жизни писателя-романтика и его творчество. Стены, расписанные севастопольским художником Авдеевым, представляют карту города с проецированной на неё фантастической страной «Гринландией». Именно в ней происходили события, описанные Грином в его произведениях. В описании городов Зурбаган, Лисс, Гель-Гью можно найти «некоторые оттенки Севастополя». Среди экспонатов – книги, гравюры к произведениям, копии рисунков Нади Рушевой, документы, портрет Грина.
О чем рассказывает панорама Севастопольской битвы
Попадая в Севастопольскую панораму, зрители видят утро 6 июня 1855 года, одного из дней битвы за Севастополь, когда, во время Крымской войны, 75-тысячную русскую армию атаковало 173-тысячное англо-французско-турецкое войско. Зритель словно бы обозревает окрестности с Малахова кургана — самой высокой точки города, где был расположен один из восьми севастопольских бастионов.
Помимо, собственно, панорамы Севастопольской битвы, музей имеет интереснейшую коллекцию, посвященную Крымской войне 1854-1855 гг — форму, оружие, знамена, знаки отличия и прочие экспонаты, принадлежавшие защитникам Крыма и агрессорам, а также рассказывающие о тех временах. Вот фото музея Севастопольской панорамы:
Парк, окружающем музей, описан в этой статье, там немало интересных объектов, достойных отдельного рассказа. Само здание тоже достойно внимательного осмотра, так как построено по специальному проекту и украшено бюстами героев Крымской войны. Оно серьезно пострадало во время ВОВ, но было восстановлено после победы, и к 100-летию первой обороны 16 октября 1954 года, вновь открыло двери для посетителей.
Справа от центрального входа Панорамы, находится небольшой выставочный зал, где устраивают отдельные экспозиции из экспонатов, хранящихся в запасниках музея. Так что, если у вас еще останется время, обязательно загляните и туда.
Генуэзская крепость в Судаке
Дикие пляжи мыса Херсонес
Это интересно: Все о пансионате «Залив» в Героевке (Керчь, Крым): расположение, номера, сервис
История. Единство защитников Севастополя
Официально днем рождения музея является 6 августа 1960 г. Но начинался он не с пустого места. Ранее тут появилась Панорама Первой обороны (1905 г.; в Великую Отечественную была уничтожена и восстановлена в 1954 г.) и Диорама «Штурм Сапун-горы» (1959 г.), рассказывающая о завершающем этапе высвобождения в мае 1944 г. В 1960 г. правительство УССР объединило две эти достопримечательности – так на единении защитников Севастополя возник Государственный музей героической обороны и освобождения.
Затем в его состав входили новые подразделения – ныне их шесть. Музей вел не только просветительскую, но и научную работу, изучая историю населенного пункта от даты его основания. Количество его гостей в советское время могло превышать 3 млн. человек в год, сегодня – полмиллиона. Здесь проводят экскурсии на иностранных языках, кинолектории, детские конкурсы, тематические выставки. Подразделение внесено в списки особо ценных культурных объектов России.
6 центров – не предел мечтаний здешних сотрудников. Сейчас они думают о музеях истории Балаклавы, полярника И.Д. Папанина (почетный гражданин Севастополя), открытии Мемориала героям обороны 1941-1942 гг. Цены на посещение – свои в каждом учреждении, но они везде демократичны. Скидки предоставляются студентам-историкам и другим «околомузейным» профессионалам, а дети до 16 лет проходят бесплатно.
Другие площадки и выставки Музея обороны Севастополя=»off»>
В состав Музея на сегодняшний день входят мемориалы, музеи и действующий православный собор.
Мемориальные комплексы федерального значения
- «Исторический бульвар» — в его состав входит Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»
- «Малахов курган» — главная достопримечательность комплекса — это Оборонительная башня XIX в.
- «Сапун-гора» с диорамой «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»
Исторический бульвар, Музей обороны Севастополя
Дом-музей севастопольского подполья
В нем расположена экспозиция, повествующая о жизнь севастопольцев в оккупированном фашистами городе, а также о деятельности Коммунистической подпольной организации.
Культурно-выставочный центр Музея
На выставочной площади более чем в 1000 кв. метров размещаются экспозиции, созданные на основе фондовых коллекций Музея, а также совместные проекты с другими региональными, центральными и зарубежными музеями. Центр оснащенный новейшим техническим оборудованием, учебным классом и залом заседаний.
Культурно-выставочный Центр Музея, Музей обороны Севастополя
Собор Св. Равноапостольного князя Владимира
Это не только действующий православный храм и экскурсионный объект Музея, но и также усыпальница выдающихся адмиралов-флотоводцев. Является памятником истории и архитектуры XIX в.
Музей фортификационных сооружений
Богатая история приморских фортификационных сооружений полуострова воплощена в экспозициях 2-х крупных заведений: Балаклавский подземный комплекс и «Михайловская батарея». Первый объект, расположенный на Таврической набережной, является южной экспозиционной площадкой Военно-исторического музея. Целый подземный город, напоминающий сцены фантастических фильмов, открывается перед глазами.
Демонстрируется вся мощь военной подготовки СССР периода холодной войны. Здесь находится 3 секретных военных объекта: судоходный канал для подлодок, производственный отсек, ядерный арсенал. На площадке перед входом (Арсенальный дворик) установлен самолёт ЯК-38, образцы снарядов и мин. Осмотр внутренних экспозиций поражает воображение масштабами работы и количеством подводного вооружения.
Михайловская батарея – северная часть музея фортификации, расположенная в Нахимовском р/не. В 19 залах размещено более 5 тысяч экспонатов, иллюстрирующих оборонную промышленность Севастополя за всю историю развития города. Основной акцент сделан на Крымской войне, представленной огромным числом предметов военного снаряжения и оборудования.
Расположение демонстрационных залов в строгой тематико-хронологической последовательности позволяет посетителям как бы «путешествовать во времени» Они знакомятся с оборонным потенциалом города, начиная от его основания (1783 г) до участия в победе ВОВ (1944 г) Фотографии бойцов, документы, личные вещи офицеров и моряков увековечили память о них.
Музей камня
Чувство глубокой благодарности возникает к людям, приложившим усилия к созданию учреждения, в котором представлены образцы минералогии Крыма. Поистине фантастический мир камня завораживает своей красотой и калейдоскопическим разнообразием. Организаторами стали люди, влюблённые в свой край, учёные-энтузиасты. За короткий срок ими собраны сотни природных каменных шедевров.
Экспозиции «юного» заведения располагаются в одном из заводских помещений, предоставленных его директором. Каждый камешек аккуратно уложен в стеклянных витринах, напоминающих шкатулки с драгоценностями. Перед ними установлен поражающий размером, формой и красотой – срез бразильского агата, ставший талисманом хранилища камней. Его подарили заведению выпускники МГУ.
Можно долго любоваться сокровищами гор: халцедонами, кальцитами, известняками, нефритами. Даже серный камень Водинского месторождения выглядит как жёлтый алмаз. Хочется пожелать дальнейшего процветания прекрасному оазису камня.
Севастопольский краеведческий музей
Посетителей ждет интересное погружение в историю города, в его прошлое и настоящее. Ему присвоено имя первого директора заведения Овена Е. Н., стоявшего у истоков его образования. Богатая краеведческая коллекция собиралась на протяжении 40 лет школьниками-краеведами под руководством Овена. Из более, чем 20 тысяч экспонатов, 2932 экземпляра размещено на постоянных экспозициях.
Заведение сотрудничает с коллективом Института биологии южных морей, с заповедниками «Херсонес Таврический» и Карадагский и другими учреждениями. Большой интерес вызывает выставка «Неживая природа», знакомящая с геологическими и рельефными особенностями Крыма, минеральными запасами и горными породами. Много приятных сюрпризов ждёт всех в залах «Живой природы» с великолепно оформленными диорамами «Горный Крым», «Околоводный ландшафт» и др.
Представлено всё многообразие крымской флоры и фауны: чучела косули, оленя, муфлона, белоголового сипа и т д. Среди них краснокнижные особи животных, насекомых, кустарников и деревьев. Традицией стало проведение Дня открытых дверей 1 сентября.
Основание музея — как это было
В марте 1856 г. был заключен договор о мире и оккупанты покинули Севастополь. Беспримерное мужество и героизм, проявленные в период обороны города всеми его защитниками от адмиралов до матросов и простых жителей, решили увековечить необычным памятником. Сделать это поручили Ф.А. Рубо – основоположнику создания панорам в России, профессору Академии художеств Петербурга.
По проекту зодчего В.А. Фельдмана и инженера О.И. Энберга было построено здание круглой формы, диаметр и высота которого одинаковы – 36 м. Купол венчает ротонда. А внутри находится гигантское живописное полотно, высотой 14 м. и протяжённостью 115 м. (площадь его 1610 м²). На картине отражены события 6.06.1855 г., когда защитники Севастополя сумели отразить атаку 43-тысячной армии противника. Это было первое серьёзное поражение для французов и англичан.
Удивляет количество участников в отраженных художником эпизодах – более 4000 человек. Изображенные на полотне элементы композиции дополнены искусно сделанными макетами, воссоздающими историческую обстановку. Ширина предметного плана 8 метров.
Открытие музея панорамы произошло 14.05.1904 г., оно было приурочено к 50-летию исторического события.
Спасение панорамы в годы войны
В 1920-е годы оказалось, что Панорама требует реставрации. Занимался ей бывший ученик Франца Рубо – художник М. Б. Греков. Сам Рубо был еще жив, но он уже с 1912 года перебрался жить в Германию, и сам для восстановления своей картины возвращаться в СССР не захотел. М. Б. Греков провел реставрацию в 1926 году. Во время реставрации картине был возвращен первоначальный вид и фигура Нахимова была восстановлена.
В 1941-42 гг. Севастополь вновь стал ареной ожесточенных военных действий. Малахов курган подвергался непрерывным бомбардировкам и почти все объекты мемориального комплекса 1905 г. были разрушены. Встал вопрос об эвакуации огромной картины, причем эвакуация должна была быть максимально бережной, ведь за сорок лет и лучшее голландское полотно обветшало, и краски, несмотря на реставрацию, начали осыпаться. Пока искали способы, как вывезти полотно из осажденного города, в здание Панорамы попала бомба и картина загорелась. Несколько офицеров красного флота героически вынесли те фрагменты Панорамы, которые успевали спасти от огня. Всего было спасено 86 фрагментов. Следующей ночью они уплыли на эсминце «Ташкент» в эвакуацию – это был последний корабль, который под непрерывной немецкой бомбежкой уходил из города.
В послевоенные годы была проведена огромная работа по воссозданию полотна. В первоначальном виде картину было восстановить невозможно – слишком много фрагментов оказались утрачены. Была организована целая группа художников-реставраторов, которой руководил академик В. Н. Яковлев. Туда вошли Н. Котов, В. Коржевский, Н. Соломин, и другие. Им снова пришлось обращаться к военным консультантам, для восстановления утраченных частей. Был создан подробный план всех строений Малахова кургана на день летнего штурма, поднимались все старые фотографии как самой Панорамы, так и просто города, сделанные после сдачи города. Консультации осуществляли И. С. Исаков и А. Н. Кузьмин. Неживописный, объёмный план был утрачен полностью – его пришлось воссоздавать. Изначально он был сделан из глины, поэтому пылил и загрязнялся. На основе клея и гипса был создан новый огнеупорный материал.
На одну грунтовку огромного нового холста пошло больше тонны клея и краски. Молодые художники не были связаны идеологическим давлением, так что добавили на картину ряд новых бытовых эпизодов, посвященным простым солдатам. Новая Панорама была торжественно открыта в октябре 1954 года.
Художественный музей имени Крошицкого
Крымские пейзажи во все времена вдохновляли мастеров кисти на творчество, поэтому открытие Художественного музея вполне закономерно. Здесь проживает много подлинных ценителей живописи, по инициативе которых в 1927 г и было организовано выставочное заведение картин в доме – памятнике архитектуры 19 в.
На сегодняшний день его коллекция – одна из самых богатых и интересных. Более 10 тысяч художественных шедевров хранятся в фондах и экспонируются на постоянных и временных выставках. Художественная галерея носит имя крымского художника, спасавшего коллекцию картин в годы войны. Поклонники художественного творчества здесь могут увидеть уникальные полотна эпохи итальянского Возрождения: картины Тициана, Верроккьо, Джордано, Бассано.
Представлены работы французских, немецких, голландских, фламандских живописцев радуют своих почитателей. Несомненные шедевры великих русских художников занимают почётное место на выставках. Произведения Айвазовского, Тропинина, Репина, Богаевского, Коровина регулярно демонстрируются для широкой публики. Заведение располагает лекторием и кинозалом, где проводятся киносеансы и лекции.
Составляющие Музея героической обороны и освобождение
Посещение такого места – не отдых, а серьезная работа души и ума. Туристам обычно рекомендуют потратить на это не один день, поскольку количество и качество информации, получаемой при осмотре музейных объектов, нуждается в осмыслении.
Исторический бульвар
Первоначально идет комплекс памятников Исторического бульвара, относящихся к основанию города и Первой обороне. Здесь стоят бюсты адм. Ушакова и ген. Тотлебена (фортификатор г. Севастополь в военные деньки), памятные знаки и таблички воинам разных частей того времени, реконструирован передовой бруствер Четвертого бастиона. Здесь же расположился показ якорей российских и иностранных судов Крымской войны, поднятых со дна Севастопольской бухты.
Основная на бульваре – знаменитая Севастопольская панорама, где на грандиозной картине запечатлен момент Первой защиты. Исходный вариант, выполненный Ф.А
Рубо (обратим внимание на французскую фамилию художника), погиб в ВОВ, ныне посетители могут видеть реконструкцию. Кроме самой панорамы, музей содержит экспозицию, которую посвятили как героям-солдатам, так и фанатикам музейного дела, создававшим и воссоздававшим это чудо
Среди особо значимых экспонатов – два чудом сохранившихся фрагмента подлинного шедевра Рубо.
Малахов курган
Мемориальный комплекс «Малахов курган» — это напоминание сразу о двух оборонах сразу. Здесь обозначены точки расположения батарей Первой обороны, а в качестве памятников установлены пушки тех лет. Отмечено место смертельного ранения Корнилова, поставлен памятник ему
А рядом стоит памятный знак бойцам 8-й воздушной армии и батареи капитан-лейтенанта Матюхина – важной личности Второй обороны
Главный объект – Оборонная башня, в стенах которой расположилась экспозиция, рассказывающая о сражениях двух войн, роли в них Малахова кургана и жизни их участников. Особый интерес представляет демонстрация, посвящаемая минным и противоминным работам времен Крымской войны – тема, современному человеку известная мало.
А еще мемориал призывает к примирению и пониманию. В его состав входит аллея Дружбы народов, а памятная стела обозначает братскую могилу русских и французских солдат. Мало ли чего не поделили тогда правительства – все они герои Малахова кургана.
Сапун-гора
Мемориальный центр «Сапун-гора» рассказывает о событиях ВОВ. Под открытым небом здесь обустроена выставка советской военной техники того времени. В числе прочего, на гору доставлены и несколько малых морских судов, флотское военное оборудование.
В отдельном здании расположились экспозиция в честь боев за Севастополь при Великой Отечественной и диорама-изображение «Штурм Сапун-горы». Она создана на основе живописного полотна П.Т. Мальцева коллективом студии им. М.Б. Грекова. Диорама с художественным обобщением изображает ключевой момент освобождения Севастополя от гитлеровцев – взятие Сапун-горы 7 мая 1944 г. С 2004 г. она озвучена.
Что еще посмотреть?
В Доме-музее подполья хранятся личные вещи, типография, листовки, фото и письма подпольщиков организации В.Д. Ревякина и других, действовавших в Севастополе во время гитлеровской оккупации. В части дома (реальное место сбора подпольщиков) воссозданы бытовые условия того времени.
Один из известнейших соборов Севастополя посвящен князю Владимиру Великому, но дело не в князе – церковь является усыпальницей выдающихся российских адмиралов (Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина), в ней обустроен Музей морской славы. Здешнее поверье гласит, что мертвые адмиралы всегда готовы помочь отстоять город.
Музей героической обороны и освобождения Севастополя располагает государственным культурно-выставочным центром и киноцентром
На их территории организовываются лектории, тематические показы, презентации литературы, научные мероприятия, напоминающие о важности памяти о прошлом в современности
Внутри музея
Билеты продаются чуть в стороне, справа от входа, стоимость одного взрослого — 200 рублей. Для школьников и студентов стоимость вполовину дешевле, а дети до шести лет проходят бесплатно. Около касс есть камеры хранения для крупных личных вещей, потому что с рюкзаками внутрь не пускают. Наплыв посетителей огромен, интервал между экскурсиями минут пять, в музее проходят по несколько экскурсий сразу.
Экскурсия стоит от 2400 и выше — зависит от размера группы. Студентам и школьникам скидка 10%. Пожилым людям — 7%, но это только для тех, кому стукнуло 65 лет.
Экскурсии начинаются с 9:30 и продолжаются до 17:30, после чего музей закрывается. Продолжительность экскурсии примерно 2-3 часа. Но зато полный осмотр музейных экспонатов, дополненный интересными историческими подробностями.
Музей двухэтажный. На первом этаже находится экспозиционный зал, где располагаются разнообразные предметы: военные мушкеты и карты, макеты кораблей, барабаны, папахи…
Пока я осматривала все это, меня не покидало ощущение, что это подготовительный этап, прелюдия перед чем-то поистине грандиозным. И оказавшись на втором этаже, я поняла, что оказалась права.
Панорама
Как-то незаметно предметный план сменился панорамным полотном, и я словно попала в центр сражения. Было чувство, что еще чуть-чуть, и пули засвистят прямо над моей головой, а в лицо прилетят комья потревоженной взрывами земли. И самое поразительное, что все это работа кистью, без всяких 5D и 3D эффектов!
Впечатление особенно усиливается из-за того, что панорама круглая. В какой-то момент я ощутила себя генералом, который внимательно осматривает поле боя. Все прорисовано до мельчайших подробностей, кроме того, имеется плавно перетекающий в изображения предметный план (лошадь нарисованная, а телега настоящая), что только помогает проникнуться духом штурма Малахового Кургана.
Однако состояние полотна под самым куполом немного печальное, но учитывая, какие силы были потрачены на реставрацию и сохранение всего этого наследия после повреждений, полученных от фашистской бомбежки 1942 года, недостаток этот незначительный. И то, что люди смогли это сохранить — самый настоящий героизм.
Это место называют «обзорной площадкой панорамы». Замысел создателей, который заключался в том, что зрители попадут как бы на самую верхнюю точку Кургана, удался целиком и полностью. И низкий им за это поклон.
Это интересно: Какая погода в Крыму в октябре: в начале, в конце, по регионам
Аквариум-музей
На Набережной Корнилова, вблизи моря, находится уникальный объект – городской Аквариум. Это первое подобное заведение, организованное в России ещё в 1898 г по инициативе группы учёных, среди которых был знаменитый путешественник-исследователь Миклухо-Маклай. Ему обязан Аквариум появлением первых морских обитателей, привезённых им из разных морей.
Памятник, установленный рядом со зданием, символизирует благодарность великому открывателю. Погружение в мир морской фауны Аквариума – познавательно-увлекательное зрелище как для детей, так и для взрослых. Четыре тематических зала демонстрируют почти 1 тыс. видов представителей морской фауны. В коллекции собраны практически все экземпляры обитателей подводного мира, от самых маленьких до огромных особей. В центральном зале оборудован бассейн с осетровыми.
По всему его периметру расположились мини-аквариумы с разными рыбами. Крошечные морские ежи, данио, расборы, барбусы и др. восхищают экзотической окраской. В одном из залов представлены разнообразные виды морских хищников, гигантские черепахи. Есть здесь и недавно оборудованный террариум, с редкими видами насекомых, змей, пауков.
Музей истории севастопольской милиции
Ещё одно учреждение, дополняющее героическую «биографию» города, находится недалеко от пл. Ушакова. Оно знакомит посетителей со славной историей севастопольской милиции. Организован музей, благодаря инициативе ветерана милиции Крыма Казакевича М. С. В 1973 г. Создателем первой экспозиции и первым директором учреждения (до 2008 г) была Э. К. Машкова. При её содействии коллекция постоянно обогащалась, насчитывая в наши дни более 4-х тысяч предметов.
Многие из экспонатов – подлинные участники и свидетели работы городских милиционеров со дня основания органа до сегодняшних дней. Архив исторических документов, уникальные снимки, оперативные сводки представлены здесь. Есть также выставка холодного и огнестрельного оружия, сделанного преступниками и изъятого в ходе их задержания.
Демонстрируются форменное обмундирование, личные вещи милицейских сотрудников. На мемориальном стенде размещены фото и биографии дружинников, милиционеров, погибших в опасных операциях. Севастопольцы чтут память о своих защитниках.
Музей-заповедник Херсонес Таврический
Живую атмосферу Древней Греции ощущают те, кто посещает Херсонес Таврический, заповедное место крымского побережья. Колыбель христианства на полуострове, древний город был заложен греками в 5 веке до н э. Здесь принимал крещение на православие князь Владимир, поэтому Херсонес сакральный объект для христиан. После губительного разрушения Золотой Ордой в конце 14 в прекрасный город прекратил своё существование.
Судя по найденным во время раскопок подвалам для засолки и хранения рыбы, здесь потом возникло рыбацкое поселение. Остатки стен, колоннады – свидетельство былого процветания Херсонеса. Сегодня это самый популярный туристический объект, включённый в список наследия ЮНЕСКО. Интересное погружение в античность вызывает волнительные чувства.
Прогулки по улочкам городища, руины древних храмов, сигнальный колокол будят в памяти легенды о греческих богах. Радует великолепие Владимирского собора, построенного на месте крещения Руси. Всё это в сочетании с неотразимыми пейзажами делает визит сюда незабываемым приключением.
В настоящее время
Музей не исчерпывается самой Панорамой со смотровой площадкой. Здесь можно увидеть рисунки и эскизы художника Ф. Рубо. Отдельная экспозиция посвящена процессу восстановления великого полотна в советские годы, есть много экспонатов посвященных Крымской войне.
Перед зданием Панорамы расположен Исторический парк. В нем находятся несколько орудий XIX века в воссозданных из бетона укреплениях, а также небольшая выставка якорей. Парк украшен несколькими памятниками. Здесь есть памятник автору «Севастопольских рассказов» Льву Толстому – он служил именно на 4 бастионе, есть памятник инженеру Э. Тотлебену, автору всех укреплений Севастополя. Отдельный памятный знак посвящен всем воинам, защитникам 4 бастиона.
В парке сейчас установлены аттракционы – например, обзорное колесо, с высоты которого можно сфотографировать круглое здание Панорамы.
Внучка Франца Рубо живет в Германии. Она тоже стала художницей и написала предисловия к нескольким музейным изданиям работ своего дедушки.
Панорама «Оборона Севастополя»
Один из главных символов Первой обороны Севастополя – панорама. Художественное полотно было написано через 50 лет после военных событий 1854-55 годов. Автор Франц Рубо выбрал для своего творения бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. Художник лично побывал в Севастополе, изучил множество документов, поговорил с очевидцами. Он написал картину в Мюнхене вместе с другими художниками и студентами.
Панорама в Севастополе была открыта в 1905 году. Здание спроектировал Фридрих-Оскар Энберг. Его построили на месте четвертого бастиона.
В Великую Отечественную войну смогли спасти лишь 86 фрагментов картины. Их вынесли из горящего здания моряки и солдаты, однако во время переправки на материк полотно было повреждено водой настолько, что реставрации уже не подлежало.
Сейчас в музее висит картина, написанная после Великой Отечественной войны группой художников под руководством Соколова-Скаля. На полотне и предметном первом плане появилось несколько новых сцен.
Панорама – масштабное полотно, которое вместило в себя всех главных героев этой битвы за город: тут и Нахимов, и Даша Севастопольская, и матрос Кошка, и знаменитый хирург Пирогов…
Это интересно: Музей магнитиков ФортУна в Гурзуфе, Крым: адрес, фото, описание
Франц Рубо и создание панорамы
Франц Алексеевич Рубо происходил из французской семьи, которая когда-то обосновалась в России. Он учился живописи в Одессе, а потом в Мюнхене. Рубо сразу начал карьеру как художник-баталист. В последней трети XIX века это был популярный жанр: существовал запрос общества на огромные монументальные полотна, которые с фотографической точностью передавали ход исторических событий и позволяли зрителю как бы самому присутствовать при них. Первые картины молодого баталиста были посвящены событиям войны с Персией 1804-1813 гг., потом он писал много картин о кавказских войнах для Тифлисского музея «Храм славы».
В начале XX века Рубо получил заказ на грандиозное полотно, посвященное обороне Севастополя. В 1905 году отмечалось 50-летие этого события. Был задуман мемориальный комплекс на Малаховом кургане. Новая картина должна была стать жемчужиной этого комплекса.
Получив заказ, Ф. Рубо поехал в Севастополь, изучать места событий, которые ему предстояло изобразить. Он делал многочисленные наброски, общался с еще живыми участниками событий. Некоторые сцены для него специально были инсценированы одетыми в соответствующую форму местными жителями. Для этого было выделено несколько взводов солдат. Всего Рубо сделал несколько десятков эскизов и набросков. Через год после начала работы над картиной художник представил ее эскиз. Сюжетом был выбран героический день 6 июня 1855 года. Эскиз был выполнен тушью на одиннадцатиметровой бумажной ленте и выставлен в Зимнем дворце. Утверждал его в том числе и лично Николай II. Основная работа над полотном велась уже в Мюнхене в течение следующих трех лет.
Под Мюнхеном был выстроен специальный павильон. Огромное и прочное полотно для картины было выткано на голландской фабрике Моммена. Разумеется, художник работал не один – работа над такими полотнами вообще всегда делается коллективно. Рубо помогали художники Карл Фрош, Л. Шенхен, Оскар Мерте, а также несколько баварских студентов из Академии художеств. Диаметр павильона составлял тридцать шесть метров. Полотно было натянуто на прочные железные кольца, а по периметру были устроены рельсы, на которых можно было передвигать площадки для работы.
Перевозка картины на место, где ей предстояло находится, тоже была непроста. Ее везли на двух железнодорожных платформах, намотав на пятнадцатиметровый вал, и еще целый вагон занимали не живописные, а предметные части панорамы. Все это вместе весило больше десяти тонн.
Уже после установки картины у присланной из Петербурга комиссии возникли к автору идеологические вопросы. Например, на картине был изображен адмирал П. Нахимов, но не был изображен главнокомандующий. Русскими войсками тогда командовал М. Горчаков. Несмотря на то, что в день нападения на Малахов курган 6 июня М. Горчакова в этом месте не было – его требовали изобразить. Переговоры о принятии картины шли с несколькими комиссиями, а итоге она все-таки была принята – четвертой по счету комиссией в мае 1905 года. Картина провисела спокойно до 1909 года, а потом ее пожелал видеть Николай II. Полотно привезли в Санкт-Петербург. Опять встал вопрос о П. Нахимове. Дело в том, что несмотря на то, что П. Нахимов был героем обороны, он позволял себе подвергать критике решения главнокомандующего, отличался своевольным характером, высказывался довольно резко – и поэтому совершенно не годился в ключевые персонажи картины. В итоге фигуру адмирала все-таки закрыли облаком дыма. Картина вернулась в Севастополь в отредактированном виде.
Музейный комплекс «35-я береговая батарея»
Никто не остаётся равнодушным при посещении фортификационного сооружения артиллерии, ставшего музейным комплексом в мирное время. Здесь был последний рубеж обороны города в начале июля 1942 г. Попадая на бронебашенную береговую батарею N 35, зримо переносишься в обстановку жестоких сражений. Нетрудно оценить масштабы человеческих потерь, вглядываясь в изрешечённые осколками каменные стены мощного сооружения.
Потрясает Пантеон Памяти, с высеченными именами всех установленных на этот момент защитников 35-й батареи. В казематах воссоздана обстановка тех дней, представлены экспонаты, иллюстрирующие подробную историю батареи. Вниз, где на глубине 25 м располагались стратегические объекты управления, ведёт винтовая лестница. На резервном выходе сегодня сооружена смотровая площадка с потрясающими видами. Вверх, к Пантеону Памяти также ведёт винтовая лестница.
Под куполом Пантеона транслируются душераздирающие сцены боя обречённых на смерть солдат. От этого зрелища мурашки по коже и слёзы на глазах, осознание страшной цены Победы. Нельзя без волнения покидать Некрополь павших, видеть памятник погибшему личному составу 2-й бронебашни. Комплекс 35-я батарея – великое историко-культурное наследие, которое продолжает совершенствоваться и развиваться.