Как найти и арендовать жильё в Одессе
Почти всегда мы путешествуем в формате smart casual, когда вместо дорогих пафосных отелей с ненужными или необязательными для нас опциями, снимаем стильные апартаменты в центре города, которые значительно дешевле.
Например, жили в таких апартаментах на Ришельевской — идеально по соотношению цена-качество-центр города.
Очень комфортные Апартаменты Studio в центре старой Одессы в историческом доме, мы дважды останавливались в них на несколько дней – цена-качество-расположение просто идеальны без натяжек. Хозяин Сергей – доброжелательный и вежливый. Идеально здесь останавливаться вдвоем-втроем – три спальных места, балкон, кухня, все новенькое – сияет чистотой.
У этого же хозяина в том же доме есть уютные апартаменты поменьше, для двоих на пару дней – зачёт. Рекомендую – свежий ремонт и центральное расположение.
Достопримечательности Одессы
Все что нужно знать обычному туристу о достопримечательностях Одессы – это несколько улиц, включая Дерибасовскую, Приморский бульвар и все что между ними и в ста метрах от них. Оперный театр, мэрия, «тещин» мост, Потемкинская лестница, памятнику Дюку, Воронцовский дворец. Несколько музеев, включая Литературный, который скорее на любителя, учитывая что за вход во двор «дерут» по 45 грн. (2 доллара) с души. Дворик музея известен своими скульптурами разных литературных персонажей, если не жалко денег стоит сходить.
Дерибасовская улица. Местные ее обходят стороной, так же как киевляне Крещатик, улица полностью отдана на откуп туристам и сейчас представляет собой дешевый аттракцион для провинциалов с сувенирами, скоморохами и дорогими ресторанами среди которых каким то образом затесались «Львовские пляцки». Хотя, возле «пляцок» хороший бесплатный и беспарольный вай-фай, рекомендую.
Есть веселые олдскульные телефонные будки, телефон работает
И, конечно, на Дерибасовской стоит зайти в древний, но красивый Пассаж.
Одесские пляжи
За все пляжи я вам не расскажу, хотя был на многих. В пределах центральной части города основных три – Ланжерон, затем Отрада, а по Трассе здоровья всего за час с небольшим можно пешком попасть в Аркадию, только там купаться не рекомендую — грязно.
Сначала о хорошем, а потом о плохом. Трасса «Здоровья» — уникальное для украинских городов место, по которому приятно идти пешком, ехать на велике или бежать трусцой вслед за симпатичными стройными одесситками в бикини. Гарантирую, что даже дряхлый дедушка захочет тряхнуть стариной и пробежаться вдоль моря.
Вдоль моря, правда, довольно условно, основная часть трассы здоровья проходит по парку, но все равно очень живописно. От Ланжерона до Аркадии примерно 7 километров, это около часа пешком, 20 минут бегом и 10 минут на велосипеде.
Теперь о плохом. Аркадия – это место, которое днем можно обойти стороной, ехать сюда стоит ради вечерних клубов. Впрочем, не уверен что они начнут работу в первой половине лета.
Ну клубы, ну и что…. Для тех кто не был в Аркадии, вот краткое описание одного из местных клубов. Например, «Ибицы» или «Итаки», разница небольшая.
Вместо доброжелательной улыбки хостесс при входе нас ожидало «лицо», которое попыталось посмотреть, что у меня в рюкзаке. Лицо оказалось охранником, видимо охранял вход от местных чаек, народу внутри было меньше чем работающего там клубного планктона.
Первое ощущение, что на территорию клуба, которая занимает часть муниципального пляжа, захотели запихнуть как можно больше мебели – барные стойки, кровати и столики, шезлонги и зонтики.
Привычного мне ощущения простора нет, зато из-за ослепительного белого цвета возникло ощущение больницы. Каких больных там собрались принимать, я не знаю. Чтобы это узнать, мне нужно было приготовить две-три тысячи гривен и остаться на вечер.
Бассейн на берегу моря выглядел вообще как приговор. Поначалу так показалось. Не, нормально. Все равно вход в воду плотно забаррикадирован мерзкими зелеными водорослями. Берег никто не чистит — пляж то муниципальный, поэтому варианта выбора места для купания нет. Только Бассейн — компот из микробов, это вам любой врач скажет.
Чем занимаются все эти люди в Аркадии днем? Ходят от магазина к магазину, от ларьков с шаурмой к киоскам со сладкой ватой и катаются на аттракционах. Рестораны и кафе полупустые, я тоже обедать здесь не советую – имел опыт многолетней давности, с тех пор по ощущениям в Аркадии стало только хуже. Неприятных ощущений добавляет стройка повсюду. (
Хотите клубной жизни, тогда поезжайте на настоящую испанскую Ибицу или Мальорку. Нет денег на Ибицу — в Одессе хорошая альтернатива для отдыха есть на Ланжероне — отель Немо, с бассейном, баром, дельфинарием и смотровой площадкой на крыше.
В моем антирейтинге Аркадия — место в Одессе, которое можно пропустить. И если на Привоз, местами напоминает Троещинский рынок в Киеве, я все-таки буду ходить за одесским колоритом и рыбой, то в Аркадию вряд ли пойду специально.
Дополняет картину Аркадии таксисты, те самые, которые в центр «недорого». «Недорого» стартует со 150 грн и замирает на отметке 120 грн. как ни торгуйся. Проблема решается вызовом такси по тел. +38 093 332 4444. Цена вопроса – 48 грн.(2 доллара США), которые делим на компанию. «Маршрутками» пользоваться не стоит, оно вам надо летом?
Веб-камеры Одессы в реальном времени
Одесса является городом на синем море, который имеет богатую и интересную историю и колорит. Одесса отличается наличием тенистых проспектов и песчаных пляжей. Кроме того, здесь много аттракционов и других развлечений на любой выбор. Одесса представляет собой крупный украинский туристический центр и идеальное место для тех, кто желает отправиться поближе к пляжу, при этом не переплачивая. Можно смело утверждать, что это один из самых бюджетных украинских курортов и мест с богатым культурным наследием.
Удивительные места города Одессы
В любом путеводителе по Одессе вы увидите здание национального академического театра оперы и балета. Оно было построено в 1884-1887 годах, и отличается уникальной архитектурой, соединившей в себе разные стили и направления. Однако это далеко не единственное преимущество Одесского национального академического театра оперы и балета. Главное – это его история: выступления Федора Шаляпина, Энрико Карузо, Саломеи Крушельницкой, встречи выдающихся писателей и композиторов.
В Одессе представлены здания в стиле неоклассицизм, модерн, постмодерн и конструктивизм. Отдельно стоит отметить, что многие известные достопримечательности города имеют черты византийско-греческой архитектуры, что обусловлено многонациональным составом населения на протяжении многих столетий.
В Одессе особый климат, уникальные природные явления, что нашло отражение в типе построек. Например, для защиты от палящего летнего солнца, на центральных улицах города дома украшены портиками, лоджиями и крытыми галереями. Рыночные площади похожи на древнегреческие ангары. Одной из главных достопримечательностей города является Потемкинская лестница. Князь Михаил Воронцов подарил ее своей жене, и по тем временам эта была масштабная постройка – лестница в 192 ступени, которая обошлась князю в 800 тысяч рублей. Если вы собираетесь в Одессу, то не лишним будет присмотреться к новым паркам аттракционов, кафе, ресторанам, клубам и так далее. Современных, интересных мест в городе огромное множество.
Пляжи
Туристический сезон стартует уже в мае, однако купаться пока еще рано, так как вода здесь еще холодная — около 15 ° C. Несмотря на это заняться здесь есть чем. К примеру, можно отправиться на прогулку по городу и хорошенько его осмотреть. Надо сказать, посмотреть здесь действительно есть что. С июня пляжи Одессы ожидают прибытия гостей. Окончание купального сезона происходит в начале осени.
Одесса — это десяток песчаных пляжей, которые протягиваются вдоль прекрасного побережья Одесского залива, тем не менее, коренные жители не сомневаются, и смело называют их пляжами близлежащих деревень.
Дом – стена
Прибыв в Одессу, настоятельно рекомендуется посетить данную достопримечательность, которая под определенным углом выглядит абсолютно плоской. Однако если вы посмотрите на него под другим углом, вы увидите, что в реальности он является треугольный. В настоящее время нет тех, кто точно знает, какова же легенда о создании памятника. Одни утверждают, что данная архитектура была создана специально, а другие, что при ее возведении просто не хватило денег на создание боковой стены, и дому-стене придали форму треугольника. Дом — на стену нужно смотреть не только снаружи, но и изнутри, так как жители постарались сохранить старый интерьер, а именно кованые перила, мраморные лестницы и оригинальную лепнину потолка.
Дом с атлантами
Этот культурный объект – настоящее достояние города, представляющее собой бывший особняк. Его отличие — несимметричность композиции. Угол, выходящий с улицы, слегка скошен. Его украшением служит небольшая башня с шпилем большой высоты. Такая достопримечательность выглядит очень реалистично. Атланты, держащие дом, имеют выпирающие мускулы, а их усталый взгляд устремлен вниз.
Парк Победы
Парк Победы – это одно из наиболее красивых украинских мест, настоящая визитная карточка. Общая площадь Парка Победы равняется 48,8 га, а длина водоемов, где обитают речные жители — 700 м. На территории имеются небольшие островки, соединенные мостами, зоны, предназначенные для проведения досуга с фонтанами, а также несколько искусственных водоемов. Здесь растет большое количество разных деревьев — вишня, карп, можжевельник, сосна, клен и дуб. Все желающие могут покормить лебедей и других жителей парка, а также покататься на лошадях.
Происхождение названия архитектурного шедевра
Услышав фамилию Потемкин многие полагают, что лестница обязана своим именем устроителю Новороссии и знаменитому фавориту императрицы Екатерины Второй, который на самом деле имеет лишь косвенное отношение к названию достопримечательности Одессы.
Известной во всем мире одесская лестница снискала славу в начале 20 столетия. И это стало благодаря режиссеру Сергею Эйзенштейну, снявший Потемкинскую лестницу в киноленте «Броненосец Потёмкин».
Возможно, именно поэтому архитектурное сооружение получило свое новое название.
Время шло и не щадило знаменитую постройку. Лестничные ступени не могли противостоять природным катаклизмам, ветшали, осыпались и разрушались эрозией. В тридцатых годах прошлого столетия было принято решение по реконструкции лестницы. Старый песчаник был заменен гранитом восхитительного розово-серого цвета. Площадки находящиеся между лестничными маршами были застланы ровным слоем асфальта. Именно в таком виде можно увидеть Потемкинскую лестницу на советских агитационных плакатах и транспарантах времен Великой Отечественной Войны.
В настоящее время Приморский бульвар соединятся с Приморской улицей не только с Потемкинской лестницей, но и современным фуникулером, который появился в Одессе еще в 1902 году. Затем в 70-х годах устаревший фуникулер был заменён более современным технологичным эскалатором. В последнем десятилетии прошлого столетия годах по решению городских властей эскалатор был заменен новым фуникулером. Он был сдан в эксплуатацию в 2005 году.
Торжественное открытие было приурочено к знаменательной дате 211-й годовщине со дня основания Одессы.
Потемкинская лестница — это парадные ворота Одессы. И по праву горожане считается ее седьмым чудом Южной Пальмиры. Она первая встречает корабли и круизные лайнеры, приходящие в порт этого прекрасного города. В мировом реестре самых красивых европейских лестниц одесская Потемкинская лестница занимает шестую позицию. Но, чтобы увидеть это чудо обязательно надо побывать в Одессе. И поднимаясь по ступеням Потемкинской лестницы наслаждаться окрестными красотами и пьянящем воздухом Черного моря.
Только увидев воочию можно увидеть, что она действительно красивая и монументальна
• История Потёмкинской лестницы
Потёмкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Попав в Одессу, практически каждый турист спешит пройтись по ее 192 ступеням, сделав небольшую передышку на каждом из 10 пролетов. Запечатлев себя на фоне этого известнейшего архитектурного сооружения города у Черного моря, путешественники со всех концов света оставляют себе на долгую память одну из самых красивых лестниц мира.
Визуально кажется, что лестница спускается к морю на юг, хотя на самом деле она ведет по направлению к северо-восточному берегу города. Такой эффект достигается из-за особенностей береговой линии Черного моря. В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками.
История этой одесской достопримечательности уходит корнями в XIX век. Именно тогда, в 1825 году архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье она была спроектирована и несколькими годами позже возведена «на том же месте, где и была тропинка», по которой спускался к морю сам великий Пушкин.
Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.
Как только не называлась любимая одесситами лестница — и лестницей Николаевского бульвара, и Гигантской, не обошлось и без переименований в честь великих одесситов — Ришельевской и Воронцовской, а с 1919 по 1941 год называли лестницей бульвара Фельдмана или Приморской, и лишь после этого — Потёмкинской.
Изначально лестница состояла ровно из 200 ступеней, однако в процессе строительства Приморской улицы, восемь ступеней были засыпаны. Старики бают, что они так и остались зарытыми в самой глубине проезжей части. Всемирно известной еще с начала XX века Потемкинская лестница стала благодаря Сергею Эйзенштейну, который снял ее в своем эпохальном фильме «Броненосец Потёмкин». Говорят, что свое название архитектурное сооружение получило именно благодаря этому фильму.
Шло время, ступени лестницы медленно, но верно разрушала эрозия. В 30-х годах прошлого века было принято решение заменить песчаник розово-серым гранитом, а площадки покрыть ровным асфальтом. Именно такой внешний вид Потемкинской лестницы во времена Великой Отечественной Войны использовался на агитационных плакатах СССР.
Сегодня Приморский бульвар соединятся с Приморской улицей не только Потемкинской лестницей, но и современным фуникулером. Он был построен еще в 1902 году, и был обновлен уже в 70-х годах – заменен технологичным эскалатором. В 90-х годах эскалатор устарел, и местные власти приняли решение возвести новый фуникулёр. Он был запущен в эксплуатацию в 2005 году. Его открытие приурочили аккурат к 211-й годовщине со дня основания города.
Потемкинская лестница занимает шестое место в списке самых красивых лестниц Европы. Пройдитесь по ней – она действительно красива и монументальна!
Нравится? Жми:
• Разделы: история
Рекомендации
- Херлихи, Патрисия (1991) . Одесса: История, 1794-1914 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 0916458156 , твердый переплет; ISBN 0916458431 , перепечатка в мягкой обложке . п. 140
- Karakina, Yelena; Tatyana Samoilova; Anna Ishchenko (2004). Touring Odessa. BDRUK. ISBN . p. 32
- Князь Михаил Воронцов: наместник царя (неопр .) . Пресса Макгилла-Куина — MQUP. 1990. ISBN . п. 119. Отсылки к СССР: Серия путеводителей по Нагелю . Нуэва-Йорк: Макгроу Хилл. 1965. с. 616
- Белл, Кристофер М.; Брюс Эллеман (2003). Морские мятежи двадцатого века: международная перспектива . Рутледж (Великобритания). ISBN . п. 18, 25
- Монтефиоре, С. Себаг (2001). Князь князей: Жизнь Потемкина . Пресса Святого Мартина. ISBN . п. 498 «Ришельевская лестница в Одессе переименована в «Потемкинскую лестницу»…
- Вудман, Ричард (2005). Краткая история мятежа: Краткая история мятежа на море . Издательство Кэрролл и Граф. ISBN . п. 223
- Хотя в Одессе было несколько демонстраций и репрессий против протестующих, резня — это фикция, созданная Эйзенштейном против царя. Кинокритик Роджер Эберт писал, что « царской резни на ступенях Одессы не было… ирония судьбы, что сделал это так хорошо, что многие теперь верят, что это действительно произошло
Описание
Противоположный вид.
Длина 142 м, высота 27 м. Он имеет в общей сложности 10 площадок и 192 ступени разной длины, в нижней части — 21,7 м, а в верхней — 13,4 м. Эта особая форма принудительной перспективы или конструкция trompe l’oeil придает лестнице некоторые интересные черты оптической иллюзии . Если смотреть снизу, то видны только ступени, а не площадки, и ясно видно, что ступени наверху короче. Наоборот, если смотреть сверху, то видны лестничные площадки, но не ступени, и создается ощущение, что она имеет одинаковую ширину по всей длине.
Наверху лестница ведет на небольшую площадь на Приморском бульваре. На площади стоит памятник Арману Эммануэлю дю Плесси , герцогу Ришелье, французскому дворянину, который был первым русским губернатором города. Скульптура смотрит в сторону моря.
Потёмкинская лестница
Описание
Соединяет центр города с гаванью и Морским вокзалом. Спроектирована архитектором Ф.Боффо в 1825 г. по заказу графа М.С.Воронцова, построена в 1837—1841 гг. инженерами Дж.Аптоном (во всех источниках его называют Уоптон, но это неправильно) и Ю.Морозовым.
Вид с моря в середине XIX столетия. В наше время склоны намного более пологие, арки почти закрыты грунтом.
Вид со входного павильона морского вокзала, 2003 г.
Лестница состоит из 192 ступеней из и десяти пролётов по 20 ступеней каждый, кроме предпоследнего, в котором 19. Длина лестницы — 142 м, она построена перспективно — её основание (шириной 21.7 м) значительно шире верхней части (12.5 м), благодаря чему при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины на всём её протяжении. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша — и то, если подойти близко к ступеням). При взгляде снизу лестница кажется длиннее, и виден только сплошной каскад ступеней без площадок.
В этой архитектуре есть своя философия. Стоя внизу лестницы, как в начале жизни. человек видит множество ступеней — маленьких жизненных трудностей и шагов, а жизненный путь кажется непрерывным, длинным и трудным. Но в конце его, т.е. наверху лестницы, с высоты прожитых лет видно, что жизнь не такая уж и длинная, как казалось вначале, отдельные эпизоды и подробности забываются и складываются в целые жизненные этапи (лестничные марши), кроме, разве что, самого последнего — и то, если начать вспоминать (т.е. придвинуться к краю ступеней и посмотреть прямо вниз, а не вдаль).
Лестница представляет собой вход в город с морского вокзала. Впрочем, на момент строительства его не было, и волны моря плескались непосредственно перед ступенями. Впоследствии, при строительстве порта была построен Новый мол и насыпана Приморская улица, и последние 8 ступеней скрылись под землёй, поэтому их 192. Это произошло примерно между 1866 и 1877 гг.
Всемирно известной лестница стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин» (1925 г.) С.Эйзенштейна. (Отсюда же и последнее её название, которое окончательно утвердилось лишь во второй половине прошлого столетия. До того у лестницы не было официального и общепринятого названия. Она называлась «бульварной», «большой», «приморской», «ришельевской» и пр.). Вечером 14 июня 1905 г. мятежный броненосец Черноморского флота Императорской России «Князь Потёмкин-Таврический» под красным флагом отдал якорь на Одесском рейде. Наутро, когда матросы перевезли на Платоновский мол тело убитого офицером одного из организаторов восстания Г.Вакуленчука, в порт по улицам, спускам, лестницам хлынули одесситы. Потёмкинская лестница уже в середине дня 15 июня была перекрыта казаками, и в действительности всё происходило не совсем так, как показано в фильме.
Лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 г. песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом.
2012 г.
2003 г.
Вид снизу. 2013 г.
Вид с моста между городом и морвокзалом. 2013 г.
Вид со входного павильона морского вокзала, 2003 г.
Местонахождение
Приморский район, центр.
Карта
| |
|
Игорь Калинин 2005-2021 +380678114493 | www.odessaguide.net/sights_potyomkinsteps.ru.html |
Отцы-основатели
Первым главой «жемчужины у моря» стал вице-адмирал Иосиф де Рибас, имя которого сейчас носит главная улица Одессы. Именно он руководил строительством города.
«…особливо вице-адмиралу де Рибасу, на попечении которого лежит главная часть тамошних крепостных и порта Одесского строений и который усердием своим к службе Нашей наиболее способствует к успешному течению оных…» — писала Екатерина II в благодарственном послании строителям города.
Следующий генерал-губернатор — Ришелье — преобразил город: при нём были заложены новые улицы, увеличилась численность населения, были открыты университет и гимназии, построены театры, церкви и синагога. В 1815 году Ришелье уехал во Францию, оставив Одессу многолюдной и процветающей.
На смену Ришелье пришёл Ланжерон, установивший в городе режим порто-франко (право беспошлинного ввоза и вывоза товаров). Это способствовало небывалому экономическому развитию Одессы.
В 1823 году генерал-губернатором Новороссийского края стал граф Михаил Воронцов. Для своей резиденции он выбрал Одессу. Именно при нём была возведена знаменитая Потёмкинская лестница, до сих пор являющаяся едва ли не главной достопримечательностью города.
К началу ХХ века Одесса стала одним из крупнейших городов Российской империи, отмечают эксперты.
«По численности населения она была больше Киева. Это был крупный порт, торговый, интернациональный город», — подчеркнул в беседе с RT президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
Одесса стала и одним из культурных центров России, центром притяжения для многих великих русских писателей, поэтов, художников. Здесь бывали Пушкин, Гоголь, Жуковский, Островский, Чехов, Бунин, Куприн, Горький… В Одессе родились Ахматова, Бабель, братья Катаевы, Олеша.
- Улица Пушкина в Одессе. 1899
- РИА Новости
Одессу называют ещё и городом эмигрантов. Отсюда в 1919—1920 годах уходили корабли с теми, кто не принял большевистской России. И последним воспоминанием о родине для них навсегда остался Одесский порт.
Свой особый колорит Одесса сохранила и в советское время.
Наш первый день в Одессе
Мы жили в двух шагах от улицы Приморской, по которой мимо Морвокзала и Потемкинской лестнице направились пешком на пляж. Ближайший пляж – Ланжерон, он же мой самый любимый из-за чистого моря, хороших ресторанов с видом и умеренными ценами, а также красивой новой набережной возле Дельфинария Немо. Если позволяет бюджет – стоит подняться наверх гостиницы «Немо» и роскошно отдохнуть на крыше у бассейна, если нет – топайте вдоль набережной и выбирайте место для обеда и отдыха на пляже.
До пляжа Ланжерон от Военного спуска («Тещиного» моста) примерно 30 минут пешком через парк Шевченко. Сразу от порта держимся левее, ближе к морю и подымаемся по вот такой улице с рисунками на стенах, подобное можно увидеть только в Одессе.
Это Карантинный спуск, пока еще не затертая туристами — рисунки появились только в 2014 году, саму улицу тоже причесали и умыли. Рекомендую это место в Одессе как удобный пешеходный транзит на пляж. Многие едут на пляж на такси или идут по верху через Дерибасовскую, Польскую и Канатную – стандартными туристическими тропами.
Карантинный спуск прекрасный способ вернуться в детство, шагая по брусчатке и рассматривая картинки. Воздух здесь почище, машин предельно мало.
По Карантинному спуску подымаемся на улицу Канатную, поворачиваем налево-направо и уже через пять минут мы в парке Шевченко.
Парк Шевченко и Карантинный спуск – это хорошая Одесса, которую я люблю, и в которой местных не меньше чем туристов. Котов гораздо больше чем туристов.
Из парка стоит пройти вдоль моря, любуясь портовыми кранами, а в нашем случае еще грозовым горизонтом – с погодой нам в тот день «повезло».
На пляже «Ланжерон» ближе к пляжу «Отрада» есть первый неплохой ресторан, который я рекомендую всем гурманам и тем, кто хочет попробовать то, что недавно плавало в Черном море – «На Крючке» (Обновление 2020 — этого ресторана уже нет, но на том же месте открылись заведения не хуже). Море кстати, в тридцати метрах, а здесь попробуйте жареную тюлечку, бычки или сайру горячего копчения местного производства. В случае копченой рыбки местное пиво обязательно, можно и просто пиво.
Сколько стоит пообедать в ресторане «На крючке». На сегодня — лето 2020 года ресторана уже нет, но рядом открылось несколько заведений не хуже. По киевским меркам недорого. Стоимость основного блюда примерно 80-140 грн., пиво – 20-30 грн., местное вино – не помню, но в разумных пределах. Средний счет – 120-200 грн. на человека, в зависимости от аппетита. По одесским меркам – средне, если сравнивать с туристическими заведениями на Дерибасовской, которые я рекомендую обходить по причине крайней дороговизны и избыточной туристичности.
Просто выпить пива можно спустившись на пляж, сразу под рестораном «На крючке» неплохая разливайка у моря с недорогим (12 грн.) пивом.
История
Потемкинская лестница на открытке XIX века.
Лестница была построена между 1837 и 1841 годами по проекту итальянского архитектора Франческо Боффо . Раньше здесь были узкие и ненадежные деревянные лестницы, которые соединяли верхнюю часть города с побережьем и портом. Граф Михаил Воронцов , генерал-губернатор всей Южной России, потратил на его строительство 800 000 золотых рублей, а позже подарил его жене Елизавете Воронцовой на ее день рождения. Названная Приморской лестницей (по бульвару наверху), она была построена из серовато-зеленого песчаника , привезенного из Триеста ( Италия ). Первоначально в нем было 200 шагов.
В 1933 году из-за эрозии и износа лестницу реконструировали, для чего использовали розовый гранит , а лестничные площадки покрыли асфальтом. В связи с ремонтными работами в нижней части восемь ступеней были засыпаны песком для расширения территории порта.
Рядом с лестницей в 1906 году был построен фуникулер для удобной и быстрой перевозки людей. После 50 лет эксплуатации фуникулер устарел и был заменен лифтом. Он сломался в 1990 году, и только в 2004 году его заменили новым фуникулером.
В 1955 году она была переименована из Приморской лестницы в Потемкинскую лестницу в честь 50-летия Потемкинского восстания броненосца .
Авторы одесской знаменитости
История создания, которая уходит корнями уже в далекий 19 век, этого одесского чуда заслуживает особого внимания. Именно в то, далекое время, в 1825 году архитекторы Авраам Мельников, Франческо Боффо и Потье спроектировали это уникальное сооружение. И через десять лет лестница была возведена. Место строительства выбрано было не случайно, именно здесь, по узкой тропинке спускался к морскому берегу великий сказочник Александр Пушкин.
Для 19 столетия такое крупномасштабное строительство было очень обременительным и дорогостоящим проектом. Из городской казны было выделено огромная по тем временам сумма 800 тысяч рублей.
А город нуждался в водопроводе и канализационной системе, больницах и дорогах поэтому простые обыватели воспринимали строительство как блажь богатой элиты города проживающей на Николаевском бульваре.
Конструкция лестничного каскада для того столетия была уникальной. Ступени на ней располагались огромным клином, сложенным из известнякового камня, добываемого в ближайших окрестностях города. Белокаменная порода крепко фиксировалась на сводчатых деревянных сваях. Три мощных продольных и девять поперечных сводчатых галерей формируют массивные столбы на пересечениях, поддерживают и разделяют лестничную конструкцию.
Украшениями шедевра служат аркады, установленные сквозными поперечными галереями на боковых сторонах монументальной постройки. В разные времена любимая горожанами знаменитость называлась — лестницей Николаевского бульвара, Гигантской, Ришельевской и Воронцовской. По прошествии некоторого времени достопримечательность вновь меняла свое название и после революции называлась — лестницей бульвара Фельдмана или Приморской, и лишь после 1941 года приобрела свое нынешнее название — Потемкинская.
В начале строительства лестница насчитывала ровно две сотни ступеней, но во время прокладки Приморской улицы, восемь ступеней были засыпаны. Старожилы Одессы, как легенду, рассказывают, что эти восемь ступеней до сих пор зарыты на глубине проезжей части улицы.
В культуре
Восторженные воспоминания о Потёмкинской лестнице встречаются в заметках многих путешественников и писателей. Жюль Верн описал ее эпитетом «монументальная». Российский писатель-романтик Александр Грин называл объект «знаменитым». Американский писатель Марк Твен в своем романе «Простаки за границей» описал достопримечательность как «великолепную». Российский классик Островский называл одесский архитектурный памятник «единственным в своем роде».
Песня «Потемкинская лестница»
Популярная песня «Потёмкинская лестница — восьмое чудо света» в исполнении Сергея Рогожина закрепила за объектом статус «одесского чуда». Интересно, что песню помнят не все, но вот название лирической композиции закрепилось за лестницей и используется в наши дни.
Вид с вершины Потемкинской лестницы, Taivo55
Фильм о Потемкинской лестнице
Знаменитая лестница фигурирует в немом историческом фильме советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» (1925). Сюжет завязан на бунте матросов Черноморского флота, вспыхнувшем из-за червивого мяса. На помощь зачинщикам, приговоренным к расстрелу, приходят остальные матросы, а затем и мирные жители. Сцена с Потемкинской лестницей, по которой катится детская коляска, является одной из самых узнаваемых в кинематографе прошлого столетия.
На самом деле, сцена «расстрела на Потемкинской лестнице» — художественный вымысел режиссера, его личное переживание произошедших событий.
Считается также, что именно после широкого проката фильма лестница получила свое современное название.
Различные интересности:
О Потемкинской лестнице писали и упоминали в своих рассказах и произведениях такие известные на весь мир люди как например Жюль Верн, называвшись лестницу монументальной, Александр Грин откликался о ней как бесспорно знаменитой, Марк Твен – великолепной, Александр Николаевич Островский – единственной в своем роде.
Практически любое действо в городе, не может не пройти мимо Потемкинской лестницы, если у Вас что-то очень важное в Одессе, и Вам необходимо, чтобы об этом узнали, как можно больше людей, Вам просто необходимо включить Потемкинскую лестницу в свой график посещения. Лестница легко превращается в масштабную трибуну во время разнообразных концертов которые как правило приурочены к Дню Победы, Дню Города и Юморине, но бывают и исключения
Во времена постройки лестницы её не раз критиковали, из того что известно на сегодняшний день это высказывания одного геолога Ксавье Омер де Гелля, который хорошо знал местную морфологическую особенность прибрежной части города, он писал:В течение двух или трех лет сооружается гигантская лестница, которая, открываясь на бульвар, плавно спускается к берегу моря. Это сооружение — фантазия столь же разорительная, сколь и бесполезная — уже поглотило огромные средства и обойдется примерно в миллион. Её хотят украсить вазами и статуями, однако, сильные трещины уже сейчас вызывают опасение грядущего разрушения этой огромной лестницы, которая, между прочим, всегда будет служить лишь гуляющим на бульваре.
Также её критиковал некий английский путешественник 1841 году: От центральной части бульвара к берегу спускается лестница, называемая гигантской. Подрядчик строивший её разорился. Её дизайн плохо продуман даже если она и планировалась всего лишь как украшение города; её будущая полезность сомнительна; а сама лестница содержит в себе столько изъянов, что её разрушение предполагается лишь делом времени.
Кто бы как когда и не писал про Потемкинскую лестницу, она безусловно, должна присутствовать в вашем списке «что посмотреть» одной из первых.
А при необходимости можно снять посуточно квартиру возле Потемкинской лестницы в центре Одессы.
Марк Твен, Жюль Верн и другие о Потемкинской лестнице
Потемкинская лестница начало ХХ векаФото wikimedia.org
О Потемкинской лестнице можно долго говорить и использовать сотни прилагательных для ее описания. Вовсе не удивительно, что о лестнице неоднократно высказывались известные люди.
Например, американский писатель Марк Твен в свое время посетил украинскую жемчужину у моря и в романе «Простаки за границей» с восхищением упомянул размеры лестницы.
Российский драматург Александр Остовский в письмах из Одессы красочно описал знаменитую лестницу.
В романе «Дешевый город» поет Яков Полонский прозвал лестницу «колоссальной».
Польский писатель Юзеф Крашевский говорил, что Потемкинская лестница – это один из невероятных и запоминающихся памятников Одессы.
Русский инженер и путешественник Николай Гарин, назвал лестницу «огромной», прозаик Александр Грин в своем рассказе упомянул лестницу как «знаменитую», Жюль Верн в своем романе назвал ее «монументальной», а беллетрист Алексей Свирский «колоссальной».