История возникновения парка
Основателями паркового комплекса стал талантливый человек, немец по происхождению и ботаник по призванию. Это Кебах Карл Антонович, который занимается изучением растительности на всем Южном берегу Крыма. Воронцовый дворец – один из главных проектов садовода. Реализацию проекта начали в декабре 1824-го и завершили в апреле 1851-го года.
Воронцовский дворец – сочетание трех архитектурных стилей
- Северная сторона – поздняя английская готика;
- Западный фасад – здание в стиле средневекового замка 8-12 века;
- Южный бок сооружения – олицетворение индийско-восточного направления архитектуры.
Сочетание всех этих стилей, позволило придать дворцу нотки романтизма, суровости, стабильности и первобытной красоты.
Верхний и Нижний парки
Кроме самого дворца отдельно интересен огромный парк, созданный гениальным садовником Карлом Антоновичем Кебахом. Кебах был потомственным садовником из немецкого рода: Кебахи в Германии занимались садами с XVII века. Он посвятил этому парку полжизни: с 1824 года до 1851 занимался практически только им. Списывался и общался ботаническими садами, тесно дружил со вторым директором Никитского ботанического сада Н. Гартвисом. Здесь же Кебах и женился. Для его семьи был построен отдельный домик в готическом стиле. Под конец жизни он считался главным специалистом южного Крыма – без его совета не разбивали садов ни в каких усадьбах.
Воронцовский парк занимает почти сорок гектаров и амфитеатром поднимается от моря. Верхний ландшафтный парк устроен в романтическом стиле и старательно копирует дикую природу, однако, каждая деталь его тщательно продумана. Здесь опять сказалось увлечение хозяина всем английским – такой тип парка изобрели именно англичане.
В Верхнем парке стоит обратить внимание на следующие достопримечательности:
— Большой и Малый хаос. Это две большие группы будто бы в беспорядке лежащих вулканических глыб долерита – европейский вариант «сада камней». На самом деле расположение их просчитано, а внутри проложены дорожки и ручейки, специально высажены декоративные породы кустарников – например, земляничник, который красиво смотрится на фоне серо-зеленых камней.
— Лунный камень — двадцатиметровая скала на окраине Малого Хаоса. Одна из ее граней является такой ровной, что может отражать лунный свет.
— Лебединый, Лунный и Зеркальный пруды. Они также находятся в окружении каменных глыб и стилизованы под горные озера. На дно Лебединого озера когда-то было высыпано несколько мешков полудрагоценных камней, чтобы они красиво переливались под солнцем. Лебеди так и живут здесь с воронцовских времен. Когда-то по берегам высаживались розы. Лунное озеро специально делалось, чтобы любоваться им в лунном свете: дно усыпано серебристым песком. Зеркальное озеро – самое маленькое и самое укромное. Деревья вокруг него специально высажены под наклоном, чтобы красиво отражаться в воде.
— Поляны парка. Платановая поляна, на которой кроме платанов растет еще и экзотическая араукария чилийская, которая насчитывает более 130 от роду. На ветви платанов залетают павлины. Солнечная поляна — отсюда открывается вид на Ай-Петри и здесь же растет кипарис, которому более 200 лет. Контрастная поляна — здесь специально подобраны деревья и кустарники, резко отличающиеся друг от друга по цвету листьев и стволов.
Нижний, парадный парк более урегулирован, он террасами спускается к морю и от него открываются великолепные виды на море, на парадный фасад дворца и лестницу со львами. К морю спускается стометровая пальмовая аллея, усаженная розами.
Здесь стоит осмотреть фонтаны. Фонтан слез, созданный под впечатлением пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан», фонтан амуров, фонтан «раковина», источник «кошачий глаз». Парк украшают половецкие «каменные бабы» – изваяния, которые в X-XI вв. ставили на своих курганах половцы.
Воронцовский (Алупкинский) парк
Отдельным объектом туристического осмотра является уникальный Алупкинский парк, созданный садовником Карлом Кебахом. Этот талантливейший ландшафтный дизайнер, трудившийся над созданием данной парковой территории почти четверть века, частенько приглашался и в соседние имения. Он помогал в создании знаменитого Мисхорского парка, консультировал садоводов Гаспры и Ореанды, Фороса и Массандры. Уже к началу 30-х годов 19 века Кебаха называли Главным садовником ЮБК.
Дворец был окружен прекрасным парком, созданным К.Кебахом
Кебаху для проживания был сооружен готический домик, где он обзавелся семьей, женившись на местной женщине, с которой у них было 4 детей. Кроме того, к нему на обучение садоводческому делу присылали мальчиков из различных мест.
Перед Кебахом была поставлена задача – создать в имении нечто вроде зимнего сада под открытым небом. Поэтому садовник много экспериментировал, проверяя экзотические растения на выживание в здешних условиях.
Кебах вел переписку и поддерживал деловые связи с крупнейшими парками и садами Европы и России. Особые отношения у него установились с Никитским ботаническим садом, от которого в Алупку поставлялся уникальный посадочный материал.
Дворцовый ансамбль был центром формирования парковой территории
Для создания парковой территории перед Воронцовским дворцом первоначально были проведены огромного масштаба земляные работы, предусматривающие сооружение террас, на которых создавались впоследствии архитектуры малых форм и пейзажный парк.
Для создания террас было привезено множество солдат из саперных батальонов, которые и осуществили весь объем земляных работ. Дело в том, что Кебах создавал парковую территорию в виде амфитеатра, связанного с архитектурным центром, которым являлся Дворец. Прибрежным шоссе, связывающим Ялту и Симеиз, парк поделен на Верхний и Нижний.
Террасы парка первоначально создавались солдатами саперного батальона
Верхний парк создавался как чисто английская пейзажная романтическая территория. Он был приближен к естественной природе, что усиливалось применением скалистых обломков, тенистых прудов, живописных полянок и сохранением диких участков крымского леса. Очень освежали Верхний парк системы озер с водопадными каскадами и гротами. А над всем этим делом рук человеческих возвышалась величественная гора Ай-Петри, добавляя естественной гармонии и красоты.
Естественность Верхнего парка дополнялась строгим силуэтом Ай-Петри
Говорят, что в Лебединое озеро были сброшены полудрагоценные камни (примерно 20 мешков), которые были призваны создавать игру света, преломляя солнечные лучи.
Лебединое озеро привлекает многочисленных туристов красотой и легендой
Нижний парк создавался как итальянский садик времен Возрождения. Здесь для декора использовались мраморные скульптуры и византийские колонны, римские вазы и каменные скамейки.
Используя современные технологии дренажной системы и индивидуальный подход к каждому растению, Кебах добился того, что даже самые капризные экземпляры прекрасно укоренялись. К концу 19 столетия в Воронцовском парке имелось более 250 разнообразных видов растений, состоящих из деревьев и кустарников.
Ландшафт Нижнего парка отличался от Верхнего большей живописностью
В Воронцовском парке на пленэре работало много известных художников – Левитан, Суриков и многие другие. По их, созданным здесь этюдам, можно судить о красоте и уникальности такого ландшафтного чуда как Алупкинский парк.
Большой хаос
Большой хаос в Воронцовском парке представляют собой естественные нагромождения каменных глыб, созданные природой. Каскад из огромных каменных блоков диабаза практически не потребовал человеческого вмешательства. Здесь были убраны лишь мелкие каменные обломки, а на вершине хаоса были высажены алеппские и итальянские сосны.
В одном из рефератов нашел интересное определение хаоса:
Хаос, понятие окончательно оформившееся в древнегреческой философии — это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и источник всякого развития, он неупорядочен, всемогущ и безлик.
…
В химии, как и в физике, все естественные изменения вызваны бесцельной “деятельностью” хаоса.
…
При химических изменениях порядок также рождается из хаоса.
…
При любом масштабе порядок может возникать за счет хаоса. Таковы причины и движущие силы происходящих в природе изменений.
HD-фото Большого хаоса в Воронцовском парке
HD-фотопейзаж с растущим на скале кустом в Воронцовском парке
Парадная столовая
Посмотрев на фото Воронцовского дворца в Алупке, мы увидим комплекс зданий, одно из которых — это корпус столовой. Это помещение имеет 150 м2 площади и восьмиметровые потолки. Столовая выполнена в стиле тюдоровской готики. Резной деревянный потолок удачно передает форму перекрытий в готическом исполнении.
Стиль резьбы, рисунок и цвет потолка абсолютно точно повторяют исполнение настенных панелей, наверший дверных проемов и оконных переплетов. Всю помпезность и грандиозность парадной столовой подчеркивает мебель. Четыре больших стола сдвинуты вместе, их столешницы выполнены из красного дерева. Ножки столов сделаны из дуба и вырезаны в форме звериных лап.
Вокруг стола находятся более 20 стульев из деревьев благородных пород, с растительной резьбой и обивкой из французской ткани. В столовой находятся большие камины, выполненные в английском стиле. У стен расположились серванты и столики для обслуживания гостей.
Тут же, в столовой, находится небольшой фонтан, утопленный в нише. Он украшен изразцами белого и синего цветов, а также росписью. Над фонтаном находится деревянный балкон, на котором размещались музыканты, чтобы поиграть для гостей.
Архитектурная уникальность
Своеобразным художественным образом дворец обязан своему архитектору, которому удалось смешать английское зодчество с его вычурностью и чопорным стилем, богатство и пышность убранства восточных мотивов, элементы готического стиля, получив непревзойденный результат.
Искусно использованная уникальная возможность рельефа, позволила дворцу не только идеально вписаться в ландшафт, но и стать гармоничным продолжением скалы, которая отчасти и выступила его фундаментом. Эта архитектурная особенность, объясняется еще и вытянутостью строения с запада на восток, что соответствует движению гор.
Комплекс состоит из нескольких корпусов, объединенных в единый архитектурный ансамбль, чей внешний вид фасада и внутреннее убранство просторных залов, позволяют погрузиться в атмосферу романтики средневековья и по достоинству оценить роскошь английских особняков.
Полсотни комнат дворца имеют дорогое убранство, а их отделка выполнена деревом и мрамором.
Сегодня Воронцовский дворец- это музей, предлагающий вниманию посетителей более 11 тысяч экспонатов, представленных на различных выставках и экспозициях.
История дворца
Первоначальный проект дворца был создан архитекторами Ф.Боффо и Т.Харрисоном в неоклассическом стиле. Был уже даже возведен фундамент. Но впоследствии Воронцов перезаказал исполнение проекта дворца известному английскому архитектору Э.Блору, который был знаком с алупкинским рельефом только по присланным ему наброскам и рисункам местного ландшафта. Блор – автор знаменитого лондонского Букингемского дворца, не приезжая ни разу на место строительства, сумел создать проект удивительного строения, имеющего свой неповторимый образ и весьма логично вписанный в окружающую действительность.
Так выглядел Воронцовский дворец в первой половине 19 века. Литография
Строили дворец, конечно же, крепостные, которых сюда было привезено более 80 тысяч. Везли их из Московского и Владимирского регионов. Трудилось здесь и множество опытных каменотесов и камнерезов, которые частенько работали целыми потомственными династиями. Их труд был ручным, а орудия труда весьма примитивными. Дело в том, что диабаз, из которого строился дворец – это продукт застывшей лавы, который по твердости раза в два превосходит гранит. И этот диабаз обтачивался металлическим топором, зубилом и т.д. вручную. Каменотесов собирали по России из наиболее талантливых создателей храмовой архитектуры.
Герб Воронцовых на дворцовой стене из диабазовых плит
Строительство началось с возведения Столового корпуса, почти одновременно с ним возводился и Главный корпус. В начале 40-х годов появляется бильярдная, как пристрой к столовой, Гостевой и Восточный корпуса, оформляются дворцовые башни и хозяйственные корпуса с Парадным двором. Самым последним дворцовым сооружением стал корпус Библиотеки, ведь граф М.Воронцов был заядлым и потомственным библиофилом.
Библиотека М.Воронцова была одной из богатейших частных в России
Дворцовый комплекс в Алупке строился очень долго — почти полных двадцать лет! Только к лету 1848 года были завершены все отделочно-оформительские работы. И последним аккордом явилось оформление Львиной террасы, которую украсили прекрасные львиные скульптуры работы известного итальянского мастера Д.Боннани.
Надо иметь в виду, что параллельно возведению дворцового ансамбля шло создание прекрасного парка, который являлся неотъемлемой частью всего Воронцовского комплекса.
Львиная терраса расположена у Южного фасада дворца
Окончательно оформленный дворец с середины 19 столетия и вплоть до революционных событий служил семье Воронцовых. Первый его хозяин, Михаил Воронцов, был вскоре переведен на Кавказ, а во дворце осталась жить семья его дочери. После смерти графа Дворец перешел в собственность к его сыну Семену Михайловичу, который детей не имел. Его вдова впоследствии переехала жить в Европу, и дворцовое имение стояло некоторое время бесхозным.
В начале 20 столетия приведением заброшенного дворцового хозяйства занялись Воронцовы-Дашковы, которые построили на пустующих землях при имении сотню дачных домиков для сдачи в наем, а часть земель сдали в аренду под санатории и пансионаты. Все закончилось с началом революционного переворота в России. Но национализированный дворец уже с 1921 года начал функционировать как музей.
Судьба дворца, построенного под Ай-Петри, временами была очень трагична
В годы Великой Отечественной войны и фашистской оккупации дворец чудом не был разрушен, но его экспонаты в большинстве своем были вывезены за границу. Ущерб от похищенного в те времена оценивался в районе 5 млн.рублей. После войны сотрудники музея предпринимали попытки найти похищенное, но вернуть получилось очень немногое.
В феврале 1945 года в Крыму проходила известная Ялтинская конференция с участием трех глав великих держав – России, Америки и Англии. Проходила она в Ливадийском дворце, где была размещена американская делегация во главе с Рузвельтом. Русскую делегацию со Сталиным разместили в Юсуповском дворце Кореиза. А вот резиденцией английской делегации во главе с Черчиллем стал на время конференции именно Воронцовский дворец.
Английская делегация Ялтинской конференции жила в Воронцовском дворце
После войны некоторое время дворец был государственной дачей для высших правительственных чиновников и партийной элиты. Но уже в 1956 году в дворцовых залах расположилась экспозиция Музея Изобразительного искусства, который к началу 90-х присоединился к Алупкинскому Дворцово-парковому музею-заповеднику.
Воронцовский дворец и его роль в кинематографе
Мало кто знает, что Воронцовский дворец мы зачастую можем увидеть в телевизоре. Музей-заповедник «снимался» во многих известных и всеми любимых фильмах. Если вы желаете познакомиться с музеем изнутри, не выходя из дома, то всегда можете пересмотреть кинофильмы: «Алые паруса», жемчужина «Д’Артаньян и три мушкетера», «Сафо», «Обыкновенное чудо», «Небесные ласточки» и другие более современные фильмы. Приглядитесь получше, и вы заметите, что дворец играет важную роль в наших любимых фильмах!
Вопрос эксперту
Можно ли взять с собой покрывало и сесть отдохнуть?
Да. Часто люди берут с собой что-то, на чём можно посидеть передохнуть или спрятаться под деревом от солнца.
Воронцовский дворец – история, которая пополняется каждый день. В этом дворце жило три поколения семьи Воронцовых, позже он открылся как музей. Еще позднее Воронцовский дворец выступал личной резиденцией английской делегации во главе, которой стоял Уинстон Черчилль. В настоящее время дворец графа Воронцова – музей-заповедник, который может посетить любой желающий турист.
Краткая история и описание
Дворец построен как летняя резиденция графа Михаила Воронцова в тогда еще неизвестном селе Алупка. Граф сам выбрал это место, и усилиями английского архитектора Блора дворец органично вписался в окружающий ландшафт. В архитектуре Блор так удачно совместил английский, готический и неомавританский стили, что диву даешься!
Северный фасад Воронцовского дворца мне кажется наиболее эффектным, особенно в пасмурную погоду.
До революции дворец принадлежал Воронцовым, а затем, естественно, был национализирован. Позже его сделали музеем, затем — госдачей НКВД, а потом снова музеем. В 1945 году во время Ялтинской конференции во дворце располагалась английская делегация.
Черчилль, Рузвельт, Сталин в Ялте (Фото: U. S. Signal Corps / wikimedia.org)
Во дворец я пошла вместе с экскурсией — самостоятельно было нельзя, к сожалению. Разумеется, ничего из слов экскурсовода не запомнила, зато хорошо отпечатались в памяти интерьеры дворца — очень уютные и домашние, совсем не помпезные. Камерная оранжерея, лепнина в Голубой гостиной, отделка деревом, камины, антикварная мебель, картины и статуи — всё ну очень красиво.
На правом фото — Голубая гостиная с изящной лепниной в виде цветов и листьев.
Особенно впечатляют северный и южный фасады дворца. Это полные противоположности: северный — английский, мрачный и строгий, а южный — неомавританский красочный портал с длинной лестницей к морю, фонтанами, цветами и мраморными львами.
Неомавританская арка и мраморный лев.
Английский парк очень обширный и красивый, там приятно гулять и прятаться под деревьями от жары. Он такой естественный: в нем есть озера, водопады, нагромождения камней («Хаос»). Обычно прогулка занимает около 2-3 часов.
Это я наблюдаю за рыбками в пруду.Воронцовский парк разбит в английском стиле. Он большой, ухоженный и тенистый.Небольшой водопад.
Голубая гостиная и будуар
Голубая (артистическая) гостиная изумляет своей красотой. Однако изначально этот зал назывался турецким и был выдержан в восточных тонах. Композицию голубой гостиной великолепно дополняет лепной орнамент белоснежного цвета на лазурном потолке и стенах. В зале есть камин из белого камня, выполненный в стиле ренессанс. Гостиная обставлена великолепной мебелью белого цвета, инкрустированной золотом и обтянутой шелком желтого цвета. Мебель дополняют большие шикарные вазы голубого цвета и белоснежный рояль, также инкрустированный сусальным золотом.
Будуар имеет небольшие размеры, но в нем, как и в предыдущем зале, царит классический стиль. Светлый цвет стен гармонирует с паркетом, а удобная мягкая мебель сразу говорит о предназначении комнаты. На стенах присутствуют портреты членов семьи и зеркала в прекрасных резных оправах.
Интерьеры
Воронцовский дворец не менее красив изнутри. В нем 150 помещений. Интерьеры мало изменились со времен Воронцовых. Основная экспозиция – 10 комнат первого этажа. Второй этаж закрыт из-за ветхости его перекрытий.
Современные туристы прежде всего посещают парадные залы главного корпуса дворца. В парадном кабинете они могут посмотреть выставку портретов владельца и его соратников по Бородинской битве. В парадной столовой интересен специальный балкончик для услаждающих слух гостей музыкантов и долеритовый фонтан, внешне напоминающий камин. Стены столовой украшают монументальные панно французского художника Юбера Робера.
Стены Китайского кабинета покрыты рисовыми циновками. Голубая комната, или гостиная, известна прекрасным лепным орнаментом.
Стены небольшой Ситцевой комнаты действительно обиты ситцем. В то время это был дорогой материал, который могли себе позволить немногие. Комнату украшает люстра и несколько картин.
В Зимнем саду, декорированном мраморными статуями и фонтаном, с 1838 г. сохранился вьющийся фикус. Одна из скульптур изображает маленькую улыбающуюся девочку. Большинство туристов бросает на статую девочки лишь мимолетный взгляд. Между тем произведение малоизвестного итальянского скульптора Квинтиллиана Корбеллини – настоящий шедевр.
Мастерство скульптора, сотворившего долотом и зубилом это чудо, просто потрясает. В среде искусствоведов девочку именуют живой.
К парадным помещениям относятся также Рыцарский зал и Бильярдная комната.
Шуваловский флигель Воронцовского дворца был отведен дочери князя Софье, вышедшей замуж за графа Шувалова. В этом корпусе туристы осматривают несколько жилых комнат, комнату дворецкого и кухню. Южная терраса известна не только знаменитыми львами: парадная лестница обрамлена фонтанами и цветочными композициями.
Внутри других залов организованы постоянные и временные выставки – фарфора, живописи, скульптуры и графики.
Страницы истории дворца
Вид сверху
Впервые граф Воронцов оказался на территории Крыма в 1822 году. Его так поразила красота и богатство этого южного региона, что было принято решение о строительстве дворца на Крымском полуострове. В то время в Крыму развивалось виноделие, функционировали многочисленные рыбные фабрики, велась добыча соли, строились дороги и морской порт.
Генерал-губернатор Новороссии был мудрым и предприимчивым человеком. Он ответственно подошел к разработке проекта дворца, лично осуществлял контроль всех строительных работ.
Сначала для строительства комплекса планировался классический архитектурный стиль (были привлечены архитекторы с мировой известностью: Франческо Боффо, Томас Харрисон). Проект был одобрен графом, но после визита в Англию и знакомства с талантливым королевским архитектором Эдвардом Блором (под его руководством был построен Букингемский дворец), Воронцов решил внести существенные изменения в чертежи.
- Общая площадь Воронцовского дворца составляет 40 гектаров.
- Строительные работы велись около двадцати лет (с 1928 года). В качестве основного строительного материала для стен сооружения был выбран прочный крымский камень диабаз, имеющий вулканическое происхождение. Блоками его привозили на строительную площадку, затем вручную разрезали на куски.
- В состав уникального дворцового комплекса входит пять корпусов, которые соединены между собой закрытыми и открытыми переходами. Строительство велось по очереди, использовался стиль определенной эпохи.
- Во дворце 150 комнат, создана канализационная система, сделан водопровод.
Огромные денежные средства были вложены в строительство Воронцовского дворца (такой богатый человек, как граф Воронцов, мог позволить себе подобную роскошь).
- К концу 19 века Воронцовский дворец был заброшен.
- В начале двадцатого века родственница графа Воронцова строила на дворцовой территории дачи, сдавала земли под санатории.
- Затем особняк стал национальным музеем.
- В годы Великой Отечественной войны комплекс практически не был разрушен, из него были вывезены некоторые ценные экспонаты. Гитлером особняк был обещан фельдмаршалу Манштейну, поэтому будущий «владелец» очень бережно относился к своей будущей собственности.
- Во время проведения знаменитой Ялтинской конференции на территории Воронцовского дворца размещалась делегация высокопоставленных чиновников.
- Во второй половине двадцатого века дворец снова стал музеем. С конца двадцатого века дворцовый комплекс получил новое название – Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник».
Сколько стоит билет во дворец?
Режим работы музея-выставки
Что касаемо посещения «Парадных залов Главного корпуса», то музей работает без выходных. Касса начинает работу в летний период в 8 утра, остальное время на час позже. Закрывается за 15 минут до последней экскурсии. Сам музей-заповедник работает в зимнее время до 17.00, в межсезонье на час дольше, а в летний период посетители могут спокойно вести осмотр до 8 вечера. Расписание работы можно уточнить на официальном сайте.
Еще один нюанс, повторимся, экскурсии начинаются от Восточных ворот, сбор у арки. Время комплектации и начало экскурсионной программы начинаются каждые 2 часа. Первая – в 10.00, заключительная в 16.00.
Другие экспозиции открыты с 9.00 до 18.00, а вот касса открывается с 10 утра и также за четверть часа до 18.00 закрывается. К таким выставкам относится Конференц-зал и Художественная галерея под платаном. Музей имеет право изменить время работы и стоимость входного билета. Подробности уточняйте непосредственно на кассе, либо на официальном сайте.
Уникальность архитектуры
Дворец строили 20 лет (1828 – 1848) по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, англомана Михаила Семеновича Воронцова. Граф лично выбрал место для летней резиденции на живописном каменистом мысу у подножия горы Ай-Петри в малоизвестном селе Алупка.
Материалы для строительства
Для строительства по проекту английского архитектора Эдварда Блора привлекли 60 тысяч крепостных крестьян, солдат саперного батальона. Строительство велось из добытого неподалеку местного камня диабаза.
Зеленовато-серый камень вулканического происхождения не уступает по прочности граниту, однако в обработке капризен. Мастера-камнерезы, строившие храмы в Центральной России, трудились и здесь. Работы проведены вручную примитивными инструментами.
Новые архитектурные веяния
Воронцовский дворец строился по новым архитектурным принципам. Расположенный соответственно рельефу, он органично вписался в южный ландшафт, повторяя очертания виднеющихся гор. Отдавая должное светской моде того времени, зодчий объединил в архитектуре сооружения английский, неомавританский и готический стили.
В неприметном татарском селе появился замок в духе английского зодчества из пяти корпусов с оборонительными башнями, неодинаковыми по форме и высоте. Открытые и закрытые переходы, лестницы и внутренние дворики объединили корпуса между собой, напоминая сооружение английских аристократов времен средневековья.
Уникальные решения
Воронцовский замок из темного обточенного камня с арками, зубчатыми стенами, ажурными переходами, тонкими резными узорами поражает смешением стилей. Главный фасад центрального корпуса создан в стиле мусульманской мечети. Шпили и башенки напоминают восточные минареты. У главного подъезда – строгие монументальные башни с бойницами, зубчатые стены, узкие окна-бойницы создают образ средневекового замка.
Южный фасад выполнен с мавританской пышностью: со стрельчатыми арками, восточным орнаментом, балкончиками и ажурными решетками, настенной резьбой. Декоративное украшение Воронцовского дворца – пологая стрельчатая арка. Украшение повторяется в чугунных балконах, в каменной резной решетке крыши, в убранстве входа, над которым по фризу шестикратно повторяется фраза: «И нет победителя, кроме Аллаха»!
С северной стороны здание увенчано аккуратными башенками и большими окнами. Перед фасадом разместились мраморные фонтаны. У Парадной лестницы – Львиная терраса. Шесть львов «восседают» по обе стороны монументальной лестницы из белого мрамора. Один «спит», другой «пробуждается», остальные – «бодрствуют» и «рычат».
Воронцовский дворец, оборудованный водопроводом с горячей водой и канализацией, обошелся графу в 9 миллионов рублей серебром – грандиозная по тем временам сумма.
История Воронцовского дворца в Алупке
Дворец принадлежал трем поколениям семейства Воронцовых, однако после Октябрьской революции он был национализирован. В 1921 году дворец и парк открывают как музей. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, экспонаты, находящиеся в музее, эвакуировать не успели, как и из других крымских музеев.
Два раза музей мог быть разрушен, однако этого чудом не произошло, но фашистам удалось вывезти большое количество ценных экспонатов. Хранитель музея С. Г. Щеколдин после войны представил опись, из которой следовало, что нанесенный ущерб составляет около пяти миллионов рублей (в то время колоссальная сумма).
Воронцовский дворец стал резиденцией премьер-министра Британии У. Черчилля во время Ялтинской конференции, которая проходила в начале февраля 1945 года.
После войны в течение 10 лет дворец использовался как государственная дача, а с 1956 года ему вернули статус музея и открыли для посетителей. В 1990 году комплексу присвоен статус дворцового-паркового музея-заповедника.
Алупкинский парк. Воронцовский парк.
Дворцовый парк занимает площадь более 40 гектаров. Он поднимается от самого моря, а прибрежное шоссе делит его на Верхний и Нижний. Здесь растет около 200 видов деревьев и кустарников. С декабря 1824 года по апрель 1851 года его создавал немецкий ботаник – садовод Карл Антонович Кебах.
В Верхнем парке находится знаменитый «Алупкинский хаос» — интересный элемент рельефа и ландшафта, состоящий из диорита (изверженные породы вулканического происхождения). Природные каменные монументы, композиции, Малый и Большой хаос, «Ущелье гротов», «Лунный камень», а также родники, фонтан «Трильби», знаменитые «Поляны» и озера («Лебединое», «Форельное», «Зеркальное») сразу покоряют туристов своей красотой.В Нижнем парке можно полюбоваться южнобережным ландшафтом среди зарослей магнолий, лавра и уютных аллей. Середина июля – пора цветения магнолий. В это время в парке особенно красиво!!! Растительные ансамбли хорошо дополняют архитектурные: «фонтан Раковина» и «фонтан Слез».
«Фонтан Слез» — действующая уменьшенная копия Бахчисарайского фонтана.
«Чайный домик» — это павильон, который находится в южной части парка, и создает его неповторимую прелесть. Здесь художники Крыма выставляют свои работы.
Сегодня Алупка — это кладезь оздоровительных санаториев пульмонологического и фтизиатрического профиля.
В санаториях Алупки лечат заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем. Частные гостиницы, отели, пансионаты, базы отдыха готовы предложить Вам комфортабельный отдых в Алупке — Черноморском курорте Южного берега Крыма.
Отдых в Крыму – Основные достопримечательности Крыма.Крым Ялта Достопримечательности.Алушта достопримечательности.Отдых в Крыму — курорт Симеиз.Курорт Коктебель Крым.Курорт Феодосия – отдых на Черном море в Крыму.Керчь достопримечательности.Курорт Новый свет – отдых в Крыму.