Бранденбургские ворота калининграда

Свидетели давних сражений

Удобное расположение города не оставило ему иной участи – с древних времен бывший Кёнигсберг видел много сражений и переходил во владения разных государств. Поэтому тут в изобилии строились крепостные стены, ворота и различные укрепления, многие из которых сохранились до наших дней со времени основания города.

Например, Бранденбургские ворота до сих пор выполняют свою основную функцию, Фридландские ворота – музей с оригинальной проецируемой на стены экспозицией, а Королевские являются сегодня частью Музея мирового океана.

В городе расположены старинные кирхи и храмы, они доступны для посетителей. Некоторые действуют по прямому назначению, в Кирхе Святого Семейства проходят концерты органной музыки, а в кирхе Королевы Луизы расположен действующий кукольный театр.

С историей сражений за город во время Великой Отечественной и о капитуляции фашистских генералов в Кёнигсберге расскажет экспозиция музея «Блиндаж», являющегося на самом деле бомбоубежищем, в котором и была подписана эта капитуляция.

Сохранился до наших дней и один из мощных фортов «Ночной перины Кёнигсберга» — кольца из 21 оборонительного форта вокруг города. «Форт №5» (ныне также музей) в годы последней войны был дополнительно укреплен, и после его тяжелейшего штурма советскими войсками 15 советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Бранденбургские ворота в XXI веке

Бранденбургские ворота в современном Калининграде – не только украшение города, но и строение, которое используют по прямому назначению.

Проезд через городские ворота

Необычную достопримечательность Калининграда регулярно посещают не только гости города, но и его жители. Это связано с тем, что через кирпичное сооружение проходят две автомобильных дороги, по которым ходит общественный транспорт. На каждой из них есть только одна полоса движения. Как следствие, в этой части города нередки автомобильные пробки.

Интересный факт: с одной стороны строения находится улицы Багратиона, а с другой – уже улица Суворова.

Само строение имеет четкий адрес – улица Багратиона, дом 137. Добраться до него можно на маршрутном такси, автобусе, троллейбусе. Ориентиром служит остановка «Южные ворота».

Посетить эту достопримечательность Калининграда можно совершенно бесплатно, что придает ей еще большую привлекательность.

Музей одного десерта

Вдоволь налюбовавшись архитектурой готической достопримечательности, можно посетить расположенный внутри здания музей.

Там нет старинных экспонатов, не демонстрируют культуру населяющих город народностей. Это Музей марципана – десерта из измельченного миндаля и сахарного сиропа. Его открыли для посещений в 2017 году.

Гостям предлагают проведение содержательных экскурсий, во время которых рассказывают:

  • о технологиях производства марципана;
  • историю десерта;
  • о старинных рецептах;
  • о приспособлениях для изготовления лакомства.

В магазине при музее можно приобрести марципаны местного производства.

Бранденбургские ворота в Калининграде не такие величественные, как одноименное сооружение в Берлине. При этом их история не менее богата, а в качестве достопримечательности города они не менее красивы и интересны.

Закхаймские

Закхаймские ворота (нем. Sackheim tor) расположены на пересечении Московского проспекта и улицы Литовский вал. Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.
Сооружение Закхаймских ворот, которое дошло до нашего времени, было построено в середине 19 века.

Имеют один проезд в виде арки, который выполнял функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город.

Здание ворот построено в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и две восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города они были украшены барельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны — изображением черного орла.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а начале 20 века Закхаймские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры, в виде триумфальной арки. Часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома. Через них перестал ходить транспорт, который пустили рядом с воротами, срыв при этом значительную часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны ворота не пострадали. После войны их стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года.

В 2006 году началась реставрация ворот. В Закхаймских воротах должно было разместиться федеральное государственное учреждение «Центр стандартизации и метрологии», его лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

На данный момент (апрель 2011), ни каких работ не ведется, а о музее мы можем только мечтать.

Со стороны города С внешней стороны
Со стороны города С внешней стороны

История Бранденбургских ворот

Строительство Бранденбургских ворот завершили в 1657 году, когда город назывался Кёнигсбергом. Готовая конструкция мало напоминала современный вариант. Это были вкопанные в землю деревянные ворота с крышей. Для лучшей защиты города перед ними выкопали ров и заполнили его водой.

Сооружение простояло около ста лет, пока король Пруссии Фридрих Великий не отдал приказ о его реконструкции. Деревянную постройку заменили толстостенным кирпичным строением с двумя арочными проездами. Внутри него были устроены казематы, складские и подсобные помещения. Украшением служила стрельчатая крыша. В таком виде Бранденбургские ворота простояли еще почти 100 лет.

В 1843 году они претерпели масштабную реконструкцию, став еще красивее. Их декорировали скульптурными портретами военных чиновников, гербами, стреловидными фронтонами, медальонами, одноглавыми орлами и цветами из песчаника. В результате Бранденбургские ворота Калининграда стали ярким представителем готического направления в архитектуре.

Они выстояли в Великую Отечественную войну и в 1960 году пополнили фонд культурного наследия Советского Союза.

Форты

Начиная с XIX века вместо непрерывной стены вокруг города выстраивали сеть фортов (земляные укрепления с каменными зданиями, вмещавшими 300 солдат и запас боеприпасов). Территория между ними простреливалась артиллерией, а в более позднее время пулемётами.

Данная система обороны получила проверку в апреле 1945 года, попав под обстрел Советской Армии.

Большая часть фортов была разрушена, а те немногие из оставшихся до недавних пор были заброшены. Памятники фортификационного искусства постепенно восстанавливаются. В экскурсионном режиме доступны два форта:

  • №5 Король Фридрих-Вильгельм III;
  • №11 Дёнхофф.

Ниже представлено видео о фортах Кенегсберга.

Штайндаммские

Штайндаммские ворота (Steindammer thor), они располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Имели два широких проезда для транспорта и два проезда для пешеходов. Справа и слева размещались по три казармы.

Как и большинство городских ворот Кенигсберга, здание Штайндаммских ворот было построено в готическом стиле.

Наличники арочных ворот имели стреловидную форму. Края крыши завершали зубья. По краям пешеходных порталов возвышались башенки. По центру ворот, в нише, размещалась статуя короля Фридриха Вильгейма 4.

История строительства ворот


5 апреля 1843 года, прусский король Фридрих Вильгельм четвертый, распорядился создать вокруг Кенигсберга Второе вальное укрепление. Разработать проект поручили руководителю инженерного корпуса, генерал-лейтенанту Эрнесту Людвигу фон Астеру.

Людвиг фон Астер, разрабатывая проект Второго вального укрепления города Кенигсберг, учел не только военное назначение ворот, но и эстетическое. Все городские ворота были выполнены в одном из направлений английской неоготики — стиле Тюдор

Отдельное внимание было уделено скульптурам, украшавшим их

Строительство городских ворот началось 30 августа 1843 года с закладки Королевских ворот. В этом событии принимал участие сам король Фридрих Вильгельм четвертый. Завершилось строительство освящением Фридландских ворот в 1862 году.

В конце 19 века началось строительство фортового пояса «Ночная перина Кенигсберга», который был вынесен на значительное расстояние от границ города.

Второе вальное укрепление города Кенигсберг потеряло свое военное значение.

Указом от 25 августа 1910 года предписывалось исключить из системы укреплений ряд защитных сооружений, в том числе и городские ворота Кенигсберга.

Во время Второй мировой воны, многие городские ворота Кенигсберга (Калининграда), были частично повреждены.

В послевоенные годы, они даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. Одни были отданы под овощной склад, другие под мастерские. Так продолжалось до 1960 года, когда постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства.

Но основное возрождение городских ворот Кенигсберга произошло в 2004 году. Тогда к 750-летию Калининграда были отреставрированы Королевские.

Сейчас это семь достопримечательностей города. В некоторых воротах разместились музейные экспозиции, в других уютные кафе.

Рыбная деревня

Это проект именно с туристической направленностью, и реализован он сравнительно недавно, в начале нынешнего века. Сегодня Рыбная деревня является наиболее популярным местом Калининграда и включает в себя более десятка объектов – гостиницы, кафе, магазинчики сувениров и украшений, развлекательные центры. Смотровые башни добавляют привлекательности территории – с них можно осматривать город, море. И конечно, один из основных объектов – речной вокзал. Можно покататься на прогулочном катере.

Рыбная деревня приятна для прогулок. Когда-то здесь жили настоящие рыбаки, и сегодня воссозданы все особенности немецкого поселения рыбаков. Готические башни, здания, фонари и скамейки в старинном стиле – фотографии на таком фоне выходят удивительные. Это дань прошлому города, когда Калининград еще был Кенигсбергом. Дань несохраненному, но воссозданному прошлому.

Вид на Рыбную деревню со стороны Медового моста.

Попасть в Рыбную деревню можно по разводному мосту. Это тоже особая достопримечательность – романтичное место для прогулок и свиданий с фонарями и ажурной оградой. Основой для нынешнего пешеходного моста служат опоры Императорского моста, возведенного более ста лет назад. Сам он был разрушен во время Великой Отечественной войны. Сейчас он носит название Юбилейный, так как был открыт в честь 750-летия города. Обустроен здесь и Мостовой дом, где находятся механизмы управления разводной системой моста.

Королевский замок Кенигсберг сегодня

Сегодня на месте Королевского замка Кенигсберг находится смотровая площадка его развалин и Дом Советов. Среди немецких туристов этот Дом Советов называют «новым замком Кенигсберг».

Вход на смотровую площадку Королевского замка Кенигсберг. Справа — Дом Советов

Слева от входа на смотровую площадку Королевского замка можно увидеть памятную плиту Иммануилу Канту.

Памятная плита Иммануилу Канту

На входе много надписей на немецком, 2008 год

Обломки Королевского замка Кенигсберг на фоне современного Калининграда

Смотровая площадка Кенигсбергского замка представляет собой горы камней, каждая из которых имеет табличку, указывающую, какой частью замка являлись эти камни и обломки.

Фото 1. Бетонная облицовка балюстрады южного променада Королевского замка
Фото 2. Группа кирпичных блоков, оставшихся от разрушения стен замка (16-18 века)
Фото 3. Ступень в замковую кирху (18 век). На дальнем плане — Дом Советов

Боеголовка снаряда (возможно французской) осадной пушки 1914–1918 г.г.
Экспонат военно-исторической экспозиции зала Московитов (4 этаж западного флигеля)

Раскопки Кенигсбергского замка, 2008 год

Музей марципана

Внутри ворот находится музей кенигсбергского марципана. Небольшой по площади, он дает возможность поближе познакомиться с историей этого сорта сладостей. Здесь можно посмотреть на полностью марципановые Кенигсбергский собор или сцену сражения зубров. В экспозицию музея входят многочисленные образцы старинных этикеток и оберток, которые использовались в XIX веке для производства этих сладостей.

Кенигсбергский марципан – разновидность, производимая в прусском Кенигсберге, отличительным признаком которой является корочка золотистого или светло-коричневого оттенка.

Его рецепт берет свое начало в Швейцарии. От берлинского отличался большей степенью прожарки и темным оттенком. При выпечке добавляли больше средиземноморского миндаля, что придавало особый аромат и делало вкус ярче. Кенигсбергский марципан содержал меньше сахара, отличался большим разнообразием оригинальных форм исполнения.

В дореволюционной России марципаном любили угощать гостей за праздничным столом, как правило, на Рождество. Эту традицию завезла в Россию жена Николая I Александра Федоровна.

Какие еще есть достопримечательности?

  • Рыбная деревня. Этнографический, ремесленный и торговый комплекс на берегу реки Прегель, стилизованный под старую Пруссию. Был построен в 2006 году.
  • Остров Канта (Кнайпхоф). Располагается посреди реки Прегель, в XIV веке здесь находился целый город с собственным гербом.В 1944 году на острове было 28 улиц, 304 дома, курсировал общественный транспорт, во время бомбёжек в августе того же года город был полностью разрушен. Сейчас единственное строение – Кафедральный собор, окруженный аллеями и скульптурами.
  • Музей мирового океана. Открыт в 1990 году с целью сохранения и популяризации морского наследия России. На территории музея представлена история кораблестроения и экспозиции, посвящённые морской флоре и фауне, а также изучению морского дна.
  • Крестовоздвиженский собор. Расположился на Октябрьском острове. До 1945 года здесь была лютеранско – евангелическая святыня, носящая имя кирхи Креста. В настоящее время является православной церковью.Центральный элемент во внешнем убранстве – мозаичный протестантский крест на фасаде, обрамлённый орнаментом с лилиями и розами ветров. Внутри церковь украшена уже в соответствии с православными традициями.

Королевские

Королевские ворота (нем. Königstor) расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кенигсберга в состав России на этом месте были построены заново русскими инженерами.

Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse).

В конце первой половины 19 века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма 4, а завершилось строительство в 1850 году.

Кенигсберга построены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок. Автор проекта ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер, барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны амбразуры.

Края крыши обрамлены зубцами. По углам здания расположены четыре восьмигранные башенки (на старых рисунках башенки круглые), и еще четыре восьмигранные башенки расположены на высокой центральной части Королевских ворот.

Фасад со стороны города украшают барельефы короля Чехии Оттокара 2 (слева), короля Пруссии Фридриха 1 (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта 1 (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель — Замланда и Натангии.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а в начале 20 века Королевские ворота были проданы военным министерством городскому управлению.

Позднее, в 20 веке, валы, примыкавшие к вратам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, они стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняют функцию своеобразной триумфальной арки.

В ходе Великой Отечественной войны, во время бомбардировок города, врата получили незначительные повреждения.

После войны Королевские ворота использовали в качестве книжного магазина № 6, который закрылся в девяностых годах прошлого века. После использовались под складское помещение.

В 2004 году начались реставрационные работы, в ходе которых здание Королевских ворот полностью отреставрировали, а барельефам Фридриха 1, герцога Альбрехта 1 и Оттокара 2 были возращены их потерянные головы.

В 2005 году Королевские врата стали символом празднования 750-летия Калининграда.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам — стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты». Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля.

С 2005 года Королевские ворота являются филиалом Музея Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная посещению Кенигсберга Петром 1.

Со стороны города главный фасад
барельефы С внешней стороны

Аусфальские

Аусфальские (Пропускные) ворота (нем. Ausfalstor), расположены на пересечении Гвардейского проспекта (Deutschordenring) и улицы Горная.
Первые ворота на месте нынешних были построены в двадцатых годах 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.

В 1866 году Аусфальские ворота были полностью перестроены в стиле кирпичной готики. В связи с тем, что они были предназначены только для пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам, то и архитектурное оформление ворот было на порядок беднее, чем остальные городские ворота Кенигсберга.

Проектировал новые Аусфальские врата архитектор Людвиг фон Астер.

Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны города вела лестница и узкий мост. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня.
Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшена наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами.

О внешнем виде фасада ворот со стороны города ничего неизвестно, так как фасад ворот засыпан землей, а его фотографии или рисунки не сохранилось. Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом. Врата с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли.

В конце 19 века вальные укрепления города утратили свои оборонные функции, и в начале 20 века Аусфальские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, а единственный проезд ворот был заложен.

Во время второй мировой войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

После войны в Аусфальские врата использовались как склад, позднее — как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а еще позднее в них был расположен коллектор сточных вод. В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвященная советским солдатам, погибшим при штурме Кенигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Аусфальские  коллектор сточных вод
православная часовня Св. Георгия

Описание экскурсии

Что вас ожидает

Наследие города-крепостиВорота, бастионы, валы, казармы, редюиты, — именно эти фортификационные сооружения, доставшиеся в наследство Калининграду от Кёнигсберга, станут целью нашей поездки. Вы осмотрите место раскопок орденской крепости и замок — символ города, увидите несколько сохранившихся ворот Кёнигсберга и оборонительные башни середины 19 века, спуститесь в подземелья города и откроете тайны старинных фортов.

Загадки форта «Дёнхофф»Самой яркой частью экскурсии станет посещение форта № 11, входивший в состав фортового пояса «Ночная перина Кёнигсберга». В годы Второй мировой войны «Дёнхофф» был сдан практически без боя, что позволило ему прекрасно сохраниться до наших дней. В компании штатного экскурсовода вы пройдете по внутренним помещениям форта, осмотрите потерны, внутренние дворики и казематы, узнаете о ключевых событиях обороны Кенигсберга и особенностях устройства форта. А после экскурсии здесь можно попробовать несколько интересных сортов кофе и какао.

Фортификационная история КенигсбергаЗнакомясь с фортами и оборонительными башнями, вы узнаете, почему Кёнигсберг еще в Средневековье стал городом-крепостью, какое отношение к этому имел Тевтонский орден и почему Пётр I приехал именно сюда учиться артиллерийскому делу и фортификации. Я расскажу, какие сооружения сохранились до наших дней и как они используются современными горожанами: сейчас в крепостях Калининграда можно найти рестораны, магазины, музеи, а в одном из фортов планируют открыть гостиницу.

Организационные детали

  • Экскурсия автомобильная, транспорт зависит от количества путешественников (легковой автомобиль, микроавтобус или минивэн).
  • Дополнительные расходы: входные билеты в форту № 11 — 200 руб./чел. с экскурсией, входной билет внутрь бункера — 150 руб./ чел.

Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 20% стоимости, а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.

Tripster

4

Мы находим только лучших русскоговорящих гидов. У каждой экскурсии вы найдете исчерпывающее описание, актуальные цены и отзывы.
Комментарии: 0Публикации: 3671Регистрация: 22-11-2018

Tripster

Форты Калининграда сегодня

Последствия штурма по сей день видны в окрестностях Калининграда. Большая часть фортов была превращена в руины, а после войны их уже не восстанавливали. Однако за последние годы уцелевшие памятники фортификационного искусства частично возвращены к жизни.

Форт №1

На выезде из Калининграда в сторону Москвы, неподалеку от отеля «Балтика» в густой роще спрятался форт № 1 «Штайн», названный в честь прусского политика Генриха Карла фон Штайна, предшественника великого Бисмарка. Координаты GPS: 54.706422, 20.604942. Последние годы его восстановлением занимается благотворительная общественная организация «Форт № 1 Штайн», благодаря чему дворы и внутренние помещения очищены от мусора и битого кирпича, проведено электричество, территория охраняется. По воскресеньям в форт пускают посетителей, в будние дни ворота закрыты, но если постучаться, то кто-то из общественников проведет экскурсию.

Ров по периметру укрепления заполнен водой, через него переброшен мост, над воротами видны остатки герба. Под внешней стеной рва проложен подземный ход с бойницами. Оттуда обороняющиеся могли обстреливать врагов с тыла во время штурма. Огонь из винтовок и пулеметов велся с расположенных на боковых фасах полукапониров.

При расчистке помещений нашли множество деталей воинской амуниции, штык-ножи, солдатскую утварь. В засыпанном подвале обнаружены раритеты из спрятанной здесь коллекции кенигсбергского музея «Пруссия» — неолитические орудия, древние монеты, украшения, фрагменты мечей и боевых топоров викингов, детали интерьера Кенигсбергского замка. 10 тыс. предметов составили новую экспозицию Историко-художественного музея.

Форт № 2

Достаточно хорошо сохранился форт № 2 «Бронзарт» у выезда в сторону Гурьевска, координаты GPS: 54.749542, 20.601678. Тут нет ни охраны, ни сторожей, от ворот осталась только арка. Двор и внутренние помещения частично очищены, но битого кирпича все еще предостаточно. Поражает мастерство кенигсбергских каменщиков, своды выложены в виде арок очень сложной кривизны, позволяющей выдержать вес нескольких метров земли и бетона. Казарма двухэтажная, вниз уходят подземные ходы. Вполне возможно, что все форты соединялись секретными коммуникациями, как утверждает местная легенда.

Форт № 5

В стенах форта № 5 «Король Фридрих Вильгельм III», прикрывавшего дорогу в Пиллау (Балтийск) открыт Музей истории Великой отечественной войны. Здесь же расположен мемориальный комплекс памяти воинов-участников штурма Кенигсберга. Координаты GPS: 54.752300, 20.443152.

Местные любители военной истории 9 мая проводят реконструкцию битвы за форт №5, оказавшего самое ожесточенное сопротивление наступающим войскам.

  • Казармы форта №5
  • В темных коридорах форта №5

Форт № 11

Форт № 11 «Денхофф» (оф. сайт) до 2015 г. принадлежал армии, но сейчас открыт для посещений. Координаты GPS: 54.657148, 20.567774. Его восстановлением и развитием занимается частная компания, это единственное укрепление, ставшее полноценным туристическим объектом. Экскурсии проводятся по расписанию, в лабиринте коридоров и комнат организуют квесты, корпоративы и даже свадьбы. Самый интересный экспонат — единственная действующая система подачи снарядов из артиллерийских погребов к орудиям. Кроме нее, сохранились стальные винтовые лестницы, бронированный наблюдательный пост, предметы быта и амуниции, выловленные из заполненного водой рва. Его ни разу не осушали со времен войны, калининградские археологи с нетерпением ждут этого момента, надеясь найти на дне что-нибудь сенсационное.

Ежегодно у рва проходят традиционный осенний открытый фестиваль рыболовов-любителей «Фортовая щука».

Самостоятельное проникновение внутрь подземных казематов крайне опасно, в полу множество провалов, стены и потолки осыпаются. Не рекомендуется идти туда в одиночку, только в сопровождении опытного гида. Обязательны фонарь, вода, аптечка, мобильный телефон.

Что еще почитать о Калининграде и области?

  • Куда сходить в Калининграде?
  • 14 словечек калининградцев, которые вы, скорее всего, не поймете
  • Не щадя живота своего: гастромаршрут по Калининграду

29 сентября 2021

Бранденбургские ворота в Калининграде

Особенность их в том, что они единственные в настоящее время используются по назначению. Через них можно войти и въехать на территорию, даже трамвайные пути проложены. Часть былого облика утрачена, конечно, например разрушена опоясывающая башня, стоявшая перед воротами. Боковые казематы замурованы.

Бранденбургские ворота единственные сохранили возможность транспортного сообщения.

А построены эти ворота были в 17 веке. Называние получили от проходившей здесь дороги в направлении замок Бранденбург. Сначала они были деревянными, а через сто лет уже возвели кирпичную постройку со стрельчатыми фронтонами и богатыми декоративными украшениями.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота расположены на перекрестке улиц Александра Невского и Черняховского, недалеко от площади маршала Василевского. Постройка датирована 50-ми годами XIX столетия. Ворота имеют широкий центральный проезд в форме арки и шесть казематов — по три с каждой стороны. С двух сторон центральной арки возвышаются башни.

Скорее всего, Росгартенские ворота никогда не предназначались для движения пешеходов, а в казематированные помещения отводились для охраны ворот. Во второй половине прошлого века строение было отреставрировано, но свою первоначальную функцию оно утратило, проезда через него нет.

Сегодня

Здесь находится популярный среди туристов и местных жителей ресторан «Солнечный камень», а бывшие казематы превращены в кухню и различные подсобные помещения для персонала.

Ворота Калининграда

Бранденбургские ворота Калининграда Фридрихсбургские ворота не являются городскими воротами, они являлись частью крепости Фридрихсбург, которая была снесена в начале XX века. По архитектуре они схожи с городскими воротами Кенигсберга и так же построены в неоготическом стиле из обожженного фигурного кирпича.

В ходе строительных работ была учтена не только защитная функция, но и эстетика этих построек — все они выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле и очень похожи на средневековые рыцарские замки. Их исторический облик был сохранен и в ходе реставрационных работ.

Каждое из восьми строений по-своему уникально и имеет свою историю, в некоторых из них расположены музеи Калининграда. Посетив величественные ворота Кенигсберга, можно посидеть в уютных кафе, побывать на музейных выставках и по-настоящему проникнуться духом истории этого прекрасного древнего города.

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота изначально не предназначались для движения транспорта, поэтому их внешнее оформление гораздо скромнее остальных ворот Калининграда. Их называют самые незаметными воротами Калининграда.

Ворота имеют всего один проезд и выполнены целиком в готическом стиле из кирпича. Фасад со стороны города был уничтожен, а рисунки и фотоснимки, если они и были, вряд ли сохранились, поэтому о том, как он выглядел, сейчас уже ничего не известно. Над проездом находится боевая платформа и парапет с зубцами.

В начале XX века Аусфальские ворота перешли в собственность муниципалитета, и проезд был замурован. Строение активно эксплуатировалось в 1939-1945 гг. — тогда здесь располагался пункт управления частями. После войны здесь находился склад, а в годы СССР — бомбоубежище. Еще через некоторое время здесь были очистные сооружения. В начале 90-х в этом месте была построена небольшая часовня, действующая и по сей день.

Сегодня

На территории Аусфальских ворот расположена Георгиевская часовня. Рядом находятся пруд и Парк Победы.

Права России на новые территории

После присоединения Кенигсберга и его ближайших территорий к СССР вопрос о справедливости такого шага не поднимался. Тем не менее, некоторые интересующиеся историей и политикой люди иногда задумываются над тем, есть ли у Германии право требовать обратно свои земли.

Ответ в этом случае будет отрицательным. Калининград вряд ли когда-нибудь вновь войдет в состав Германии и на это есть серьезные причины:

  • Согласие стран-победительниц. После войны и подписания договоров на Потсдамской конференции США и Англия официально признали, что СССР на законных основаниях включил в свой состав Кенигсберг и его ближайшие территории. Важные исторические документы подписаны много лет назад и пересматривать их сегодня как минимум глупо;
  • Компенсация за потери. Именно на СССР обрушился основной удар немецкой военной машины, которая забрала жизни миллионов советских граждан и оставила десятки городов в руинах. Поэтому присоединение новых территорий можно считать компенсаций за агрессию Германии;
  • Малочисленность немецкого населения. В Калининграде проживает менее 1% немцев от общего числа жителей;
  • Незаинтересованность немецких политиков и общественности. Педантичные немцы признают подписанные в ходе Потсдамской конференции договоры и считают, что у них нет юридического права претендовать на утраченные в ходе войны земли.

История строительства ворот в Калининграде

Калининград – город с давней и интересной историей. Возводить его Тевтонский орден начал в XII веке, и возводили его с целью защиты от недоброжелателей. На протяжении некоторого времени город укрепляли, защищая его специальными оборонительными сооружениями. Таким образом, город представлял собой крепость, и выполнял свои защитные функции вплоть до XX века, а именно до окончания Второй мировой войны.

История строительства оборонительных сооружений имеет два этапа. В XVII веке был возведен первый оборонительный пояс, а в XIX веке возвели второй оборонительный пояс. В этот же период поставили новые и реконструировали уже имеющиеся городские ворота. Всего в XIX веке имелось 10 ворот, и они служили входом и выходом для въезда и выезда из города.

Но с течением времени отпала необходимость в некоторых воротах, и часть из них были снесены. Делалось это во благо развития и расширения города. В период Второй мировой войны городски ворота были сильно повреждены, после войны их восстановили. И на сегодняшний день городские ворота Калининграда – это красивейшие достопримечательности, имеющие богатую историю, о которой расскажут гиды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: