Храм архангела михаила в сочи. описание, история, расписание богослужений

История создания и мифы

Обратимся немного к истории. Расположен Лооский храм в курортном микрорайоне или как его ещё величают, посёлке Лоо (Loo) в Лазаревском районе города Сочи. Данная достопримечательность входит в список объектов культурного наследия народов РФ федерального значения. Само появление названия посёлка Лоо связано с владеющим некогда этими землями абазинским феодальным родом Лау или Лоу.

Развалины Лооского храма в Сочи были некогда христианским храмом, построенным ещё в Средние века. Согласно археологическим выводам экспедиции датирование основания первого храма принадлежит 10-12 векам.  Через несколько веков в восстановленном виде он непродолжительное время использовался для литургических целей. Ближе к 15-16 векам его переоборудовали, и уже использовали как крепость. Более подробное описание можно бы было найти на официальном сайте, но с недавнего времени он недоступен, и неизвестно, когда снова будет работать.

Кафедральный собор Владимира Равноапостольного на Виноградной горе

Вряд ли найдётся хоть один человек, который при виде этой архитектурной жемчужины, не замрёт от восхищения. На Виноградной горе находится собор Владимира Равноапостольного, изумляющий своей невероятной красотой.

При взгляде на него рождается ассоциация со сказочными теремами. Возведённый в 2005-06 гг. по проекту архитектора Д. Соколова храм – одно из самых изящных православных строений России. Им можно бесконечно любоваться со всех сторон как, например, картиной Васнецова или палехской шкатулкой.

Внутри он так же хорош, как и снаружи. Его выстроили как символ форпоста православия на краю русской земли. В архитектурном облике яркого сооружения смешались древнерусские и византийские черты, характерные для православных церквей.

Традиционное композиционное решение постройки, когда чередой с запада на восток идут колокольня, трапезная, храмовое помещение с алтарём, сочетается с разноцветьем и пышным декором.

От внешнего антуража строения, посвящённого Крестителю России, веет радостью и оптимизмом. Шлемовидный купол, 4 керамические фигуры апостолов, арки-кокошники, изображения серафимов на арках фасадов, райские птицы над карнизом – символы небесных сил, молитвенного очищения и духовности.

  • Достопримечательности Сочи
  • Что привезти из Сочи в подарок
  • 10 лучших курортов Большого Сочи

История появления храма

Старый его вариант был построен еще в конце позапрошлого столетия. Он являлся первым ритуальным сооружением на земле Черноморского округа, включавшего в 1866 г. не только нынешний Центральный Сочи, но и все Восточное Причерноморье от нынешнего города Туапсе до реки Бзыбь в сегодняшней Абхазии.

Соответственно, этот «божий дом» имел большое значение в жизни местного населения. Оно состояло на 96% из адептов греческой, русской и армянской (грегорианской) церквей – крупных «ветвей» восточно-христианской религии. Собор был сооружен в 1864 г. – в честь окончания последней Кавказской войны, по прямому указанию великого князя Михаила. Строительство организовал «главный» здешний генерал – Дмитрий Пиленко, выславший до этого из округа всех мусульман в Турцию.

Интересно, что постройка «рождалась» на территории Навагинского укрепления. Использовался строительный материал данной фортификации. Работы велись на частные средства, поэтому они завершились только в 1891 г.

Через 40 лет православное сооружение стало использоваться большевиками – естественно, не по назначению. Культовое здание вернули верующим только в 1944 г., признав их весомый вклад в военную победу. В 1992-1994 гг. этот ансамбль подвергся последней капитальной реконструкции.

Легенды о Михаиле

«Архистратиг» с греческого – «главнокомандующий». Именно такую «должность» получил этот ангел в глазах верующих Византии, второй страны, сделавшей христианство официальной религией. Михаил возглавляет Небесное Воинство против Зла.

Именно с этим фактом связано одно из ключевых сказаний о нем. Кстати, его имя с древнеизраильского языка переводится как «тот, кто подобен Богу». Однажды человек с военными знаниями помог Иисусу Навину во время завоевания Обетованной Земли. Звали его Михаил. Поэтому впоследствии уже первые христиане признали героя ветхозаветных писаний ангелом, который следит на Небе за людьми.

Он готов поднять войско таких же, как он вознесшихся людей-воителей, чтобы истреблять любое беззаконие. Ведь все преступления считаются делом рук Сатаны, возглавившего армию злых демонов.

История возведения, архитектура и внутреннее убранство

В 2005 г., по благословению патриарха Алексия, в Имеретинской низменности началось строительство приюта во имя Иоанна Крестителя. Комплекс зданий включает четыре корпуса:

  • Благовещенский, где находится домовая церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, трапезная и музей христианства.
  • Четырехэтажный, для сестер милосердия, которые будут ухаживать за престарелыми людьми, проживающими в тут, здесь же расположен храм Спиридона Тримифунтского.
  • Строение с часовней св. Киприана и Иустинии и комнатами для медицинского персонала, охраны и хозработников.
  • Корпус для священников с двумя церквями – Иоанна Крестителя и пророка Илии, которые также нередко посещаются приезжими.

В 2007 г. стало известно, что в Сочи будут проходить XXII Олимпийские зимние игры. В Имеретинской низменности начали возводить Олимпийский парк. Приют Иоанна Предтечи находится рядом с основным въездом к нему и по соседству с вокзалом. Как следствие, в 2012 г. принято решение построить храм в честь нерукотворного образа Христа Спасителя, который придаст общей композиции завершенность и станет визиткой гостеприимства для посетителей и участников Олимпиады.

29 августа 2012 г., в день празднования перенесения из Едессы в Стамбул Нерукотворного Образа Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор осуществил закладку камня в фундамент церкви. Камень этот необычный, взят с развалин византийского собора, на которые наткнулись рабочие при проведении рядом дороги на Олимпиаду. Археологи при исследовании датировали эти руины IX веком.

Через год сакральный объект начали благоустраивать внутри, хотя здесь уже совершались первые службы. Освятили его 5 января 2014 г. – накануне открытия Зимних игр.

Храмовая архитектура

Проект для строительства разработал сочинский архитектор – Ф.И. Афуксениди. За образец он взял собор в Санкт-Петербурге – в честь иконы Божьей Матери «Милующая». Построен он в византийском стиле и имеет центрическую купольную композицию с выступающими полукуполами апсид в плане креста. Купола над основным помещением и колокольней гладкой сферической формы. Барабаны опоясывают узкие окна с арочным завершением, на колокольне таких же размеров проемы. Внешние стены выкрашены в светло-бежевый цвет и декорированы арками, колоннами и пилястрами.

Фундаментом Олимпийского храма служит двухэтажное здание – стилобат, что позволило решить вопрос размещения помещений на небольшой территории. В связи с недостачей финансирования в нижнем этаже еще не завершены внутренние работы. По планировке там предусмотрены:

  • трапезный зал, вместимостью 300 человек;
  • два цеха для приготовления пищи, кладовые;
  • выставочный зал;
  • сцена и конференц-зал на 300 мест;
  • фойе с гардеробной.

Храм Спаса Нерукотворного в Сочи великолепен. Он придает композиционную завершенность и является его доминантой.

Внутреннее убранство

Внутри храм впечатляет не меньше, чем внешне. Несмотря на небольшое основное помещение, высота под центральным куполом 43 м. Алтарь отделен одноярусным иконостасом, со временем его заменят на больший. При открытых царских вратах виден престол из мрамора, такие же были в первых пещерных христианских церквях.

Первоочередно посетители любуются художественной росписью поверхностей. Около четырех месяцев и 300 кг краски понадобилось мастерам, чтобы оформить стены и своды, колонны и арки. Здесь трудились ученики академии живописи Ильи Глазунова. Церковь расписана в «васнецовском» стиле, который в последнее время редко используется.

Изображения на сусальном золоте впечатляют. В центре, на подкупольном своде – Пантократор (Христос-Вседержитель) в окружении серафимов. На одной из четырех окружающих его полуапсид – фигура Богородицы в полный рост с младенцем Христом на руках. Образ этот – репродукция «Васнецовской» Богоматери. Художник два года писал ее в Владимирском соборе г. Киева.

История строительства

Первоначально разработка проекта церкви с составлением сметы была поручена архитектору А. Вергилису, который в течение двух лет так и не сумел довести работу до логического завершения. Добровольную инициативу П. Верещагина о сооружении храма на собственные и привлеченные от частных лиц средства поддержал Д. Пиленко, занимавший в то время пост начальника Черноморского округа. В результате организация строительства была передана в руки Петру Васильевичу. Однако и он не смог продолжить работу, так как после очередной поездки на Черноморское побережье заболел малярией.

Дела принял на себя брат Верещагина — Арсений Васильевич, вложивший в проект и возведение собора сумму, полученную от продажи собственного дома. Кроме того, ему удалось привлечь к финансированию зажиточного местного купца и землевладельца Н. Мамонтова.

Главный вход, Ivanaivanova

Проект храма Архангела Михаила был выполнен московским архитектором А. Каминским в кратчайшие сроки. В начале апреля 1874 года его работу одобрили соответствующие службы, а спустя полтора месяца — 26 мая — провели торжественное мероприятие по установке закладного камня. Этот день считается датой основания собора.

Четыре года понадобилось на возведение стен и сооружение кровли, а дальше — начались трудности, длившиеся с небольшими перерывами долгих 12 лет. Русско-турецкая война негативно повлияла на проблемы с рабочей силой и поставками материалов. Позднее А. Верещагин столкнулся с нехваткой финансирования. Попытка привлечения промышленников и коммерсантов не увенчалась успехом. Лишь в 1888 году обязательства по выделению средств и завершению работ взял на себя Синод РПЦ.

Освящение храма состоялось 24 сентября (7 октября) 1891 года, через год после окончания его строительства.

Водосвятная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» , Елена Кулешина

В начале XX века в церковно-приходской комплекс входили:

  • храм с колокольней;
  • административное здание с двухэтажным флигелем;
  • часовня;
  • трапезная;
  • приходская школа;
  • продовольственные погреба;
  • питьевые колодцы;
  • хозяйственные постройки;
  • садово-парковая зона;
  • теплицы.

После Октябрьской революции собор Архангела Михаила, как и большинство других религиозных объектов, был закрыт. Культовое сооружение с 1931 года использовалось под склады. Храм вернули прихожанам в 1944-м полностью опустошенным.

В ходе послевоенных перестроек архитектурный облик здания был изменен. Ему удалось вернуть первоначальные черты, задуманные архитектором А. Каминским, только после реставрации 1992–94 гг.

Колокольня, Gray Gray

Русская православная церковь

Русская православная церковь на территории Сочи представлена большим количеством храмов, церквей, соборов, численность которых достигает 40 единиц.

Помимо этого, в Сочи представлены два монастыря:

  • Свято Крестовая Пустынь (мужской);
  • Троице — георгиевский (женский).

Все храмы и святыни православной общины открыты для повседневного посещения и совершения определенных ритуалов. Расписание работы церквей, часовен, храмов в Сочи можно узнать у местных жителей или на сайтах конкретной общины.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Православный храм расположен в адлерском районе города Сочи в селе Высокое. Это кладбищенский храм, находится возле центральных ворот Успенского кладбища. Первый камень храма был заложен в 1995 году. Событие приурочено к пятидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне.

Верхний придел храма освящен в честь Георгия Победоносца, святого великомученика.

Храм Иоанна Златоуста

Этот храм построен во имя Иоана Златоуста, святителя православной религии. Расположен в микрорайоне Бытха на высокогорье. Строительство велось на пожертвования меценатов и местных верующих, ставших в настоящее время прихожанами храма.

Привлекает внимание туристов архитектурой и дизайном. Для православных верующих основное значение — это историческая личность святителя и возможность поставить свечку и помолиться в умиротворенной обстановке

Храм Архангела Михаила

Один из старейших храмов Сочи. Возведен по указу Михаила Романова в 1890 году, а освящен в 1891. Храм построен по случаю завершения кавказской войны. Являлась центром религиозного просвещения и богослужений в Сочи до 1931 года, пока не была закрыта и передана под складские помещения. В период Великой Отечественной войны храм был возвращен церкви и был отреставрирован в 1990 году. Современный собор полностью соответствует исторической архитектуре в конструкции и дизайне интерьера. Впечатляет туристов и прихожан своей масштабностью: высота собора 34 метра, а общая длина 25 метров 60 сантиметров.

Храм Андрея Первозванного

Большой интерес для туристов, паломников и православных верующих в Сочи представляет храм Андрея Первозванного, того, кого Христос первым призвал в свое царство. Святой является покровителем моряков и почитается всеми православными.

Храм Андрея Первозванного был построен в Сочи на историческом месте. При раскопках были найдены остатки собора Преображения. Именно камень с этого места был положен в основу строительства церковного комплекса, в который входит храм Андрея Первозванного. Здание срублено полностью из дерева на бетонном фундаменте. По высоте достигает уровня четвертого этажа многоквартирного дома.

В этот же комплекс входит и храм Матроны Московской, который возводился одновременно с храмом Андрея Первозванного и имеет немалое значение для православных верующих в Сочи и приезжих.

Храм Матроны Московской

Церковь Матроны Московской входит в состав православного комплекса в районе Макаренко. Строительство велось в период 2009–2012 годов на пожертвования прихожан. Автором проекта является протоиерей Игорь Лаврик.

Святыней храма является частичка мощей Матроны, вложенная в одноименную икону.

Храм святого князя Владимира

Достопримечательностью православной религии является храм князя Владимира, который крестил Киевскую Русь и привил народу веру во Христа. Уникальность и красота храма заключается в его архитектурной форме — это единственная церковь в стране, построенная как монолитное здание.

Возведение храма шло медленно (2005–2011) по причине медленного финансирования. По внешнему оформлению храм князя Владимира сравнивают с Собором Василия Блаженного. Яркий фасад привлекает взгляды и впечатляет своей красотой.

История возникновения

История у храма очень богата, т. к. его построили приблизительно в 10 веке н. э. Эти стены видели многое и, вероятно, помнят о делах минувших лет. Однако храм долгое время пробыл в забвении. Плотно изучать его стали лишь в конце прошлого века. В скором времени его объявили архитектурным памятником федерального значения, и государство взяло объект под свою защиту.

История открытия храма

Первые упоминания и описания храма встречаются в литературе конца 19 и начала 20 веков. Развалины располагались на территории поместья графа С. Д. Шереметьева. Однако в записках той поры им уделяется мало внимания. Следует отметить, что С. Дороватский писал, что у храма на тот момент обрушилась только крыша, немного пострадали стены и своды.

В 1987 г. в Лоо приехала экспедиция УрГУ (Уральского государственного университета). Руководила археологами профессор Б. Б. Овчинникова. Исследования продолжались до 1991 г. Благодаря усилиям этих людей остатки храма удалось хорошо изучить. Спустя несколько лет выходит статья профессора Б. Б. Овчинниковой «Десять лет Лооской археологической экспедиции (1987-1997)», где она делится основными выводами и предположениями, сделанными в ходе и по итогам экспедиции.


Интересно! рекомендуем также обязательно посетить дачу Сталина.

История строительства и использования храма

К каким выводам пришли участники археологической экспедиции? Им удалось выяснить много любопытных фактов и довольно подробно восстановить историю храма.

Лооский храм был построен в период между 10 и 12 веками. Строение сочетало в себе традиционные византийские черты и элементы грузинской архитектуры. Однако здание простояло недолго: приблизительно в 13 веке произошло первое обрушение. И тому был ряд причин. Вероятно, строители того времени не учли расположение храма и сделали его слишком высоким, неустойчивым к отрицательному влиянию среды: его построили в сейсмически активном районе, на возвышении, продуваемом всеми ветрами, в местности со сложным рельефом. Сочетание этих факторов и послужило основной причиной разрушения здания.

Храм восстановили в следующем столетии, т. е. в 14 веке. В это время христиане активно проповедовали и распространяли веру, используя различные методы. В том числе занимались реставрацией и строительством храмов и церквей. Вероятнее всего на старом месте выстроили новый «приют веры», используя для этого камни от предыдущего. Об этом свидетельствуют элементы резного орнамента и росписей. Они не сохранились на стенах, но найдены в самой кладке: возраст декора датируется 10-12 веками, а плиты стен — 14 веком. Также на территории храма обнаружены захоронения 13-14 веков.

Приблизительно через 2 столетия храм снова приходит в упадок. В 15-17 веках его используют не как религиозное сооружение, а в качестве укрытия и крепости. Об этом свидетельствуют найденные гильзы и ядра той эпохи. Узкие окна превращаются в удобные бойницы, а толстые стены надежно защищают от нападающих. Предположительно, обрушение крыши произошло именно в этот период.

Архитектура

Очевидно, что до потомков дошли развалины не первого храма, построенного в 10 веке, а второго, отреставрированного (или заново воздвигнутого) в 14 веке. Здание имело прямоугольную форму. Длина составляла 21 м, ширина — 12, 2 м. Толщина стен — 1,1 м. Храм имел 3 апсиды, средняя была удлинена. Было 3 входа в сооружение: с северной, западной и южной стороны. Внутреннее помещение освещалось с помощью многочисленных узких и высоких окон арочной формы. Их ширина – 40 см. Были найдены осколки зеленого стекла, предположительно, оно использовалось для окон.

В настоящее время от храма осталась 1 стена почти полностью и несколько более мелких групп из плит. Однако очертания храма прослеживаются ясно.

Где есть и пить в Большом Сочи

Рестораны Центрального Сочи

Ресторанный комплекс D.O.M. (Несебрская, 1а) — одно из самых современных заведений города. Первые два уровня занимает ресторан, остальные — кафе, караоке и терраса. В меню большой выбор блюд из рыбы и мяса: черноморские мидии в белом вине (980 ₽) соседствуют с уткой с пюре (1420 ₽) и олениной в вишнёвом соусе (1480 ₽). Отдельная вкладка меню — аквариум и паназиатская кухня: например, камчатский краб в фирменном соусе (от 1060 ₽). Ещё тут отличные виды на море: комплекс находится на центральной набережной.

Один из лучших рыбных ресторанов Сочи — «Плакучая ива» (Войкова, 3), проект White Rabbit Family. Здесь готовят в основном из местных фруктов, овощей и черноморской рыбы: уха из кефали, форели, мидий и томатов — 540 ₽, ассорти японских тартаров из лосося, угря и краба — 2600 ₽. В «Иве» одна из самых больших винных карт во всём Краснодарском крае.

Рассказы, маршруты и советы туристов

Чтобы настроиться на отличный отпуск, все средства хороши. В ход идут тревел-шоу, красочные путеводители, рекламные ролики и конечно отзывы туристов — таких же путешественников, как и вы. В них можно «подсмотреть» необычный маршрут, достопримечательность, которой нет в журналах, или «секретное» местечко с кулинарными шедеврами.

Маршруты по Сочи ждут вас в общем путеводителе по городу.

Лайфхаки, советы, бесценные находки и красивые вдохновляющие фото Сочи ищите в материалах наших авторов.

  • Отличный маршрут по Сочи на выходные ждет вас в материале Сергея Васильца «В Сочи на две ночи»;
  • Что посмотреть в высокогорном Сочи самостоятельно ищите в рассказе «Самое красивое вокруг Сочи. Тропы, скалы и водопад!» от Юлии Алисовой;
  • Оригинальная прогулка по центру города от Марии Пениной «Сочи, год спустя…».

Все отзывы об отдыхе в Сочи на Туристер.Ру

Парк «Южные культуры» Фото: Сергей Мезенцев

История

Это первый православный храм на территории Черноморского округа. Сооружен в память окончания Кавказской войны (1864). Начало сооружения собора связывают с прямым указанием Великого князя наместника Кавказа Михаила Николаевича. Заметную роль в организации строительства сыграл начальник Черноморского округа генерал Д. В. Пиленко.

Возводился храм на территории бывшего Навагинского укрепления в Даховском посаде. В качестве строителя собора выступил статский советник агроном А. В. Верещагин, взявший обязательство соорудить его на частные средства. Первоначально работы финансировал крупный черноморский землевладелец Н. Н. Мамонтов. План и рисунки храма выполнял Московский архитектор А. С. Каминский. Закладка церкви состоялась 26 мая 1874.

Через четыре года было завершено возведение каменных стен церкви и трапезной с железной крышей. По разным обстоятельствам строительство храма затянулось на долгие годы, несмотря на помощь известного мецената С. И. Мамонтова, графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона. 25 октября 1890 сооружение храма завершилось.

24 сентября 1891 состоялось торжественное освящение нового собора. К началу XX столетия вокруг храма формируется духовный центр. В состав приходских владений входили: церковно — приходская школа, церковно — приходский дом с хозяйственными постройками, часовня , садово — парковый комплекс с питомником растений. Весь этот комплекс носил неофициальное название Церковный квартал.

В 1929 году начинается кампания по закрытию собора. Уже в 1931 году храм был закрыт, а затем передан под склад, где он размещался до начала Великой Отечественной войны.

Храм был возвращён верующим в 1944 году без возмещения церковного имущества. В течение всей своей истории храм изменял свой внешний вид и внутренний облик. В послевоенный период здание перестраивалось, утратив черты строения А. С. Каминского.

В 1981 году здание собора поставлено под охрану государства как памятник культовой архитектуры.

В 1992—1994 годах собор был отреставрирован по проекту сочинского архитектора Ф. И. Афуксениди, который вернул храму первоначальный архитектурный облик.

Как добраться

Одна из самых ярких достопримечательностей в Лоо – Византийский храм. Как добраться туда? Сделать это можно несколькими способами:

  1. Общественный транспорт. Из Сочи до Лоо лоезжают на электричке. Здесь проходят 3 маршрута: Лазаревское-Аэропорт, Туапсе-Аэропорт, Туапсе-Имеретинский курорт. Потом садятся на автобус № 148 или 155к и доехать до остановки «Школа № 77». Потом возвращаютсяна квартал назад, до ул. Таллинская. По этой улице поднимаются в гору, постепенно удаляясь от моря.
  2. Дорога через лес, но ее хорошо знают местные жители. Каких-то особенных ориентиров или указателей на ней нет. Обычная грунтовая дорога. В этом случае нужно проехать или пройтидальше школы № 77 и свернуть налево, в лес.
  3. На автомобиле можно повторить любой из этих путей. Только машину придется оставить, не доезжая до развалин метров 50.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: