Николо-Вяжищский монастырь
Рекомендовать место
15
5
В 12 километрах к северо-западу от Великого Новгорода расположена небольшая деревня Вяжищи. Здесь, в верховьях речки Веряжи взору путешественников открывается невероятно красивый архитектурный ансамбль Николо-Вяжищского монастыря. Стройные силуэты храмов, зеленые купола и сверкающие изразцы создают впечатление, что какой-то волшебник соткал его как тонкое кружево и поместил сюда, в окружении бескрайних полей.
Вяжищский монастырь был основан в конце XIV века тремя монахами — Игнатием, Евфросином, Галактионом, а также присоединившимся к ним священником Пименом. Впоследствии Пимен стал первым настоятелем обители. Из монастырских построек до наших дней сохранились лишь Никольский собор (1681-1683 гг.), трапезная с храмами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698 гг.), а также жилой корпус. Ансамбль монастыря выглядит цельным и завершенным, он изящен и величав.
Особую выразительность зданиям придает богатый декор, состоящий из разноцветных изразцов — больших и маленьких. Чаще всего на небольших изразцах были изображены цветочные букеты, либо геометрические фигуры. Изразцы более крупных размеров имели более разнообразные росписи: на плитках встречаются единорог, двуглавый орел, крест, ваза с крупным цветком-плодом и другие сюжеты.
Николо-Вяжищский монастырь — это бесценный памятник архитектуры Новгородской земли. Невозмутимое спокойствие великолепного ансамбля и ощущение возвышенности привлекает сюда многочисленных туристов и паломников. Монастырь открыт для посетителей в любое время.
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь
Мужской монастырь на берегу реки Тихвинки основан по указу Ивана Грозного в 1580 году и построен под надзором новгородского архиепископа Пимена. Главная реликвия здесь – Тихвинская икона Божией матери Одигитрии, один из символов православной России, известная задолго до постройки монастыря. В «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» её появление в новгородских пределах относится к 1383 году: «светозарно шествуя по воздуху», «ангелами невидимо носима», икона являлась жителям Тихвина.
Именно перед этой иконой молился Василий III о рождении сына, Иоанна Васильевича – тот почтил память отца, основав монастырь на этом месте. Считается, что святой лик помог отстоять монастырь от нападения шведов в 1613 году. Помимо восстановленного Успенского собора, на территории монастыря действует Покровская церковь XVI века, церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко» работы Николая Бенуа, кельи, звонница, надвратные церкви.
На территорию обители и на богослужения вход свободный с 6 до 21 часа при условии соблюдения тишины и приличия.
Адрес: Тихвин, улица Тихвинская, 1
Как доехать: на электричке от Ладожского вокзала по направлению на Бабаево до станции Улица Гагарина, далее пешком в обратную сторону через мост и налево по пешеходной дорожке.
Ново-Тихвинский женский монастырь
В этом знаменитом монастыре работают только трудницы, которые готовы оказать любую посильную помощь и являются благочестивыми и послушными женщинами.
Попробуйте жить послушницей, потрудитесь и познакомьтесь с монастырским укладом. Только тогда можно будет понять, соответствует ли ваш внутренний мир этому умиротворению и укладу жизни. Здесь можно участвовать во всех таинствах, поговорить с сестрами и Матушкой, много молиться и думать. В свободное вечернее время доступно посещение церковной библиотеки.
Доехать до этого святого места можно по маршруту 23-го автобуса, который отходит от ж/д вокзала г. Екатеринбурга.
Все паломники разные
В последнее время из уст священников и церковных людей слышится пренебрежительный термин – православный туризм, мол, катаются туда-сюда без толку, а надо все правильно делать. Правильным, по их понятиям, означает одеться в длинные юбки до пят, на всех службах побывать, ходить с грустным видом, не расставаться с молитвословом и т. п. Молитва – это самое главное для христианина, но нельзя ему регламентировать свое вдохновение или духовное озарение. Если у человека получается молиться в конкретном монастыре – слава Богу, если в этот момент ему хочется побыть одному, осмотреть обитель, то это его право проводить паломничество так, как он считает нужным, и в таком состоянии, в каком он пришел. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, точно так же душу человеческую может понять только сам человек и Бог, и никто иной.
В древних традициях паломничеством вообще считалась поездка более 10 дней, но тогда и время было другое. В нашем стремительном мире и один день, который человек посвятит духовному, стоит многого, и это нужно ценить и уважать. Французское слово туризм (от tour (прогулка, поездка)) означает путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха в познавательных целях. А что может быть лучше, когда работающий человек, мирянин, свой выходной день посвятит не походам по магазинам и валянию на диване у телевизора, а узнает о новом монастыре и хотя бы несколько раз искренно помолится и попросит Бога о своем личном? На мой взгляд, нужно с уважением относиться ко всякому отправляющемуся в паломничество, даже если он еще достиг какого-то понимания тех вещей, которые понятны инокам или людям, многие годы находящимся в Церкви.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность были связаны со святынями, предложенными в паломническом маршруте. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят здесь себе духовников.
Часто людей приводят к подобным путешествиям эстетическое чувство и любовь к архитектуре, истории, в частности церковной, а какими они вернутся – удовлетворившими свое любопытство экскурсантами или укрепившимися в вере православными христианами, – зависит от того, что с ними произошло во время посещения святыни. Откроются сердце и ум к восприятию слова Божия или останутся они закрытыми – в этом тайна каждого человека. Православное паломничество может мягко и гармонично сочетать и светские, и духовные интересы. Его трудно назвать отдыхом для тела, но можно назвать отдыхом для души.
Покрово-Тервенический женский монастырь
Этот монастырь готов принять всех желающих потрудиться вместе с послушницами. Обязательными условиями являются посещение церковных служб и ежедневная работа. В обители для трудниц приготовлены деревянные домики, в которых размещаются 6 человек. Все прибывшие обеспечиваются питанием.
С собой нужно взять удостоверение личности, рабочую одежду, средства от насекомых.
Добраться до места можно автобусом или поездом: до г. Лодейное поле, а уже оттуда до деревни Тервеничи. От Санкт Петербурга до места назначения весь путь займет примерно 6–7 часов. Тем, кто желает поселиться в обители на долгий срок, монастырь предоставляет бесплатный транспорт.
Монастырь в наши дни
С 1991 года Юрьев монастырь находится в ведении Новгородской епархии Русской православной церкви.
На данный момент служения проводятся в четырех храмах: Георгиевском, Крестовоздвиженском, Спасском соборах, церкви «Неопалимая Купина». В последнее культовое сооружение вход для туристов закрыт. Также ведутся восстановительные работы церкви Архангела Михаила, построенной при Фотии в 1831 году и разобранной на стройматериалы в 1934 году.
В 2014 году, вскрыв пол Георгиевского собора, строители нашли в нем фрески XII века. На некоторых из них обнаружены древнейшие граффити на различные сюжеты. В их числе смерть детей князя Ярослава в 1198 году, архиепископа Антония в 1232 году, пожар в церкви Троицы 1160 года.
Храмы и колокольня монастыря
Расскажу о храмах Свято-Юрьева мужского монастыря в той последовательности как они отмечены на плане обители.
План Юрьева монастыря взят с официального сайта обители, её адрес указан ниже
- Георгиевский собор Юрьева монастыря — самый большой храм обители. Его размеры: длина 26,8 метров, ширина 18,3 метра, высота 32 метра Летописи пишут, что его возведением занимался один из первый зодчих на Руси — мастер по имени Петр. Внешний вид храма практически не поменялся. Внутреннее убранство, наоборот, менялось неоднократно. В 2015 году Георгиевском соборе археологи нашли гробницу с мощами святого архиепископа Феоктиста, которые считались утерянными.
- Спасский собор — главный храм Юрьева монастыря. Изначально возвели в середине XVIII века, но в 20-х годах XVIII века полностью перестроили после пожара. В подвальном этаже церкви похоронили благотворительницу монастыря графиню Анну Орлова-Чесменскую, о которой больше рассказываю в статье про музей «Витославлицы». В 1936 году купола и барабаны Спасского собора разобрали, что они не мешали доминировать Георгиевскому собору. Их восстановили только через 70 лет. Сейчас в сборе проводятся все основные богослужения, хранятся мощи святого архиепископа Феоктиста, работает музей, посвященный 900-летию основания Георгиевского собора Юрьева монастыря.
- Архимандритский корпус тянется от колокольни до Спасского монастыря.
- Крестовоздвиженский собор — выстроен в 1823 году на остатках безымянной церкви середины XVIII века. На пяти его куполах синего цвета размещены 208 восьмиконечных звёзд. Настенная роспись церкви утрачена, сейчас его стены выкрашены в белый цвет. Собор в момент моего посещения был закрыт.
- Колокольня Юрьева монастыря — высота четырёхъярусной постройки 52 м. Ее построили в 1838—1841 годах по проекту Карло Росси на деньги живущей по соседству графиней Орловой-Чесменской. Строительство велось после смерти архимандрита Фотия, финансировала работы графиня Анна Орлова. Колокольне как будто не хватает одного из элементов. На эту тему есть легенда, по которой император Николай I приказал убрать из проекта средний ярус, чтобы колокольня Юрьева монастыря не стала выше колокольни Ивана Великого в Московском кремле. В XIX веке на колокольне располагались три десятка колоколов, самый тяжелый из них весил 33 тонны. В советское время колокола отправили на переплавку. Сейчас в монастыре насчитывается 12 колоколов (по другой информации 13). Самый большой весит 1,5 т.
- Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» — церковь построили из-за слишком частых пожаров на территории монастыря. Икона, в честь которой возвели храм в 1828 году, в православии считается охранительницей от пожаров. Туристам доступ в эту часть монастыря не пускают, паломников можно.
- Церковь Архангела Михаила или Михайловская башня — башня построили в 1760 году, а церковь в 1831 году. В советское время церковь разобрали на стройматериалы. Сначала восстановили форму здания, а затем ему вернули барабан и купол храма.
Достопримечательности в окрестностях монастыря
В шаговой доступности от Юрьева монастыря находятся две значимых достопримечательности Новгородской области. Это музей деревянного зодчества «Витославлицы» и загадочный Перынский скит. По логике нахождения локаций сначала стоит посетить скит, затем монастырь, а затем музей. В таком порядке достопримечательности встречаются при поездке из Великого Новгорода. Посетить все три места можно за один день в независимости от того как вы будете сюда добираться.
Еще одна классная локация под Великим Новгородом — Рюриково городище. Оно находится на другом берегу реки Волхов — почти напротив Юрьева монастыря. Дорога на авто от обители до городища — 22 км и минимум полчаса. Эту достопримечательность я тоже посетил в один день с монастырем, скитом и музеем деревянного зодчества.
Рука помощи монастырям
Посещая монастыри и храмы различных регионов, человек обогащается опытом, к нему приходит понимание того, чем дышит Церковь. У думающих людей раздвигается горизонт и складывается полная картина жизни своих единоверцев. Более того, появляется возможность участвовать в жизни любой обители не только молитвенно, но и помогать в виде малых частных пожертвований. Особенно нуждаются в этом отдаленные и «нераскрученные» монастыри, находящиеся вдали от трасс, городов и непопадающие в популярные маршруты. А ведь зачастую они и являются самыми интересными и впечатляют паломника своей простотой и открытостью. Каждая гривна, на которую куплены свечи, иконы, книги, памятные сувениры, пожертвования за молитвы, идет на благо созидания конкретного места. И результатом этого являются реставрация и строительство храмов, больших и малых, келий, часовен, колоколен, за эти пожертвования существует братия, и на финансы рассчитывают, чтобы кормить бедных. Паломнические группы похожи на живой ручеек, который не дает засохнуть. И дело тут не в деньгах, а в поддержке и общении, в единстве монашествующих и мирян. И кто кому больше нужен, только Бог знает.
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Новгородского Юрьева монастыря:
-
Страница официального сайта Новгородской епархии:
-
Страница сайта Русское Православие:
-
Страница портала Palomniki.su:
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 44-49:
(Электронная библиотека ГПИБ)
Биографический энциклопедический словарь \ Иоан — Иоан, Директ-Медиа, 2009,
Научный альманах Российская генеалогия: Выпуск четвертый М., 2018. См. Раздел «Послужные списки монашествующих Российской империи в фонде Канцелярии Святейшего Синода (вторая половина XIX – начало XX вв.): алфавитный указатель (составители С.Н. Романова, В.В. Урбанович)», С. 376.
Тысячелетняя традиция православия
Украина богата такими местами, куда может приехать православный христианин и в какой-то мере удовлетворить свои духовные потребности, утолить духовную жажду, выражаясь языком церковным. Три Лавры, сотни монастырей и тысячи разнообразных храмов по всей стране. О многих из них мы не знаем или незаслуженно забыли, и теперь вновь возникла необходимость восстановить «связь времен», увидеть и осознать, наследниками какой богатой традиции мы являемся. Вот почему сегодня такое значение приобретают паломнические поездки по святыням нашей страны.
Посещение любого монастыря оказывает благотворное влияние на душу, на ход мыслей человека. И не только потому, что очутившись вдали от городской суеты попадаешь в маленький рай и оазис, в котором все ухожено, упорядочено и красиво. Здесь время идет по-другому, и, попадая за стены обители, можно проникнуть в другое измерение, где выходят на первый план совсем другие вещи, чем в обычной жизни. В святых местах как будто расходятся облака и благодаря какому-то невидимому свету проясняется сознание, человек больше задумывается о Боге, вечности, о своей жизни. Намоленное место, как часто говорят, совсем не образное выражение, а буквальное, и это можно прочувствовать только во время того, как стопы паломника дойдут или доедут до святых мест.
История Юрьева монастыря
История Юрьева монастыря начинается в XI веке. Легенда гласит, что в 1030 году его заложил Ярослав Мудрый, носивший в крещении имя Георгий. Поначалу здание строилось из дерева, но уже в начале XII века по приказу Мстислава Великого здесь закладывается каменное строение Георгиевского собора.
К XII веку Юрьев монастырь превращается в главную обитель Новгородской республики. В XV веке он становится одним из самых богатых церковных феодалов того времени. Однако в 1770-х гг монастырь теряет большую часть имущества и владений, постепенно приходит в упадок. Ситуация вновь кардинально меняется в 1822 году, когда руководить обителью берется архимандрит Фотий.
Он добивается благосклонности богатой графини Орлово-Чесменской и с ее помощью начинает активную деятельность по восстановлению зданий. Строит Спасский и Крестовоздвиженский соборы, церкви Всех Святых и «Неопалимую Купину», кельи, четыре основных корпуса. В середине XIX века здесь появляется четырехъярусная колокольня высотой более 50 метров по проекту Карла Росси.
Введено-Оятский монастырь
Женский монастырь на берегу реки Оять был основан в конце XVI века, а первые упоминания о нём содержатся в житии преподобного Александра Свирского, который родился в тех местах. Святой славен тем, что праведностью своей и четвертьвековым затворничеством был удостоен явления Святой Троицы. До XIX века монастырь был целиком деревянным, первой каменной постройкой стал Введенский храм, а в 1910 году над могилами родителей Александра Свирского был воздвигнут собор Богоявления Господня. За годы советской власти он не сохранился, зато после превращения монастыря в женскую обитель территорию его украсила новая часовня Сергия и Варвары.
Монастырь открыт для посещений с 9 до 19 часов. В карантинные дни присутствие прихожан на службах нежелательно, но возможно, а часовую экскурсию по монастырю можно согласовать у матушки Михаилы по телефону 8 952 275 3901.
Адрес: Лодейнопольский район, станция Оять, п/о Рассвет
Как доехать: электричкой с Ладожского или Московского вокзала до станции Оять или от петербургского автовокзала до остановки Доможирово
Буддийские монастыри в России, список
Предлагаем вашему вниманию перечень действующих на российской территории буддийских монастырей:
- Агинский дацан — Забайкальский край, с. Амитхаша
- Аларский дацан — посёлок Кутулик Аларского района Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области
- Анинский дацан — Бурятия, 5 км от села Алан, Хоринский район
- Атаган-Дырестуйский дацан — Бурятия, Дырестуй
- Ацагатский дацан — Бурятия, Заиграевский район, село Нарын-Ацагат
- Буддавихара — поселок Горелово, недалеко от Санкт-Петербурга
- Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан — Бурятия, село Гусиное озеро
- «Дацан Гунзэчойнэй» — Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91 (станция метро «Старая Деревня»)
- Загустайский дацан «Дэчи́н Рабжили́нг» — в 6 км к югу от улуса Тохой Селенгинского района Бурятии и в 4 км к северо-востоку от окраины города Гусиноозёрска, на Кяхтинском тракте
- «Золотая обитель Будды Шакьяму́ни» — в центре Элисты на ул. Юрия Клыкова
- Кижингинский дацан «Дэчен Даши Лхумболинг» — Кижингинский район Бурятии
- Сартул-Гэгэтуйский дацан — юг Бурятии в улусе Гэгэтуй Джидинского района
- Сякюсн-Сюме — окраина Элисты в 6 километрах от города к северу от посёлка Аршан
- Тантрический монастырь Владыки Зонкавы — Городовиковск, Калмыкия
- Ульдючинский хурул — посёлок Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия
- Устуу-Хурээ — урочище Чайлаг-Алаак на правом берегу реки Чадан
- Хойморский дацан «Бодхидхарма» — Аршан Тункинского района Бурятии
- Хошеутовский хурул — с. Речное Харабалинского района Астраханской области
- Храм Великой Победы (Большой Царын) — посёлок Большой Царын Октябрьского района Калмыкии
- Цээжэ-Бургалтайский дацан — улус Усть-Бургалтай Закаменского района Бурятии
- Чёёря-хурул — посёлок Ики-Чонос Целинного района Калмыкии
- Читинский дацан — Забайкальский край, Чита
- Шад Тчуп Линг гора Качканар в Свердловской области
Санкт-Петербургский буддийский-монастырь «Дацан Гунзэчойнэй»
Кирилло-Белозерский монастырь
Находится в городе Козельске Вологодской области и признан самым большим монастырем Европы.
Обитель, названная в честь своего основателя Кирилла, возникла в конце XIV века среди непроходимых лесов на берегу Сиверского озера в череде других монастырей и пустынь (среди них соседние монастыри Ферапонтов, Сергиевский и Горицкий, Нило-Сорская пустынь), обустраиваемых на присоединенных землях. Вокруг монашеских скитов возникали поселения, превращавшиеся со временем в города.
Испытаний, выпавших на долю монашеской братии за семь столетий, выпало немало: набеги соседних стран, пытавшихся захватить и разрушить островки православия.
Не был обнесен монастырь царской милостью и финансовой поддержкой: Петр I, Иван Грозный, Александр I, посещавшие «Северную лавру», выделяли немалые деньги на ее обустройство, что позволило возвести прекрасные храмы, многие из которых поражают красотой и в наши дни.
Монастырь впечатляет размерами территории и мощностью стен: 11-метровой высотой и 7-метровой толщиной. Главный храм – Успенский собор, сооруженный из камня на месте сгоревшего деревянного и положивший начало каменным постройкам обители.
С 1924 года на территории монастыря действует музей-заповедник, собравший бесценные экспонаты о истории монастыря и Вологодского края.
Как просить исцеления
Если вы приезжаете к какой-то иконе или к мощам, то желательно перед этим выучить молитву-обращение именно к тому святому, от которого ждете помощи и исцеления. Причем в текст, так или иначе, рекомендуется вплести тот недуг, от которого вы мечтаете избавиться.
Кроме того, в некоторые святые места принято возвращаться после окончательного излечивания и благодарить святого, и даже привозить серебряные вещицы с изображением того органа, который был исцелен. А, например, у каких-то целебных источников после купания привязывают ленточки или оставляют небольшие подарки-подношения типа конфет. Естественно, все это делается не в качестве привычного для этого храма или водоема ритуала, а от чистого сердца.
Но и это не самое главное. Если вы не верите в силу того или иного святого места, то вы вряд ли обретете исцеление. Милость Небес практически беспредельна, однако она снисходит только на тех, кто обладает безграничной духовной верой в нее и в собственное выздоровление.
Именно поэтому мы в самом начале статьи и говорили о том, что посещение святых мест, возможно, запускает какие-то психологические процессы в организме, которые помогают ему себя восстанавливать. Впрочем, давайте не будем пытаться разобраться в чудесах исцеления с научной точки зрения. Как известно, любой скепсис убивает саму возможность ими воспользоваться. И, тем не менее, они по-прежнему случаются.
Надежда ПОПОВА
Какая религия подходит вам? НАЧАТЬ ТЕСТ
Святые источники и родники России
С давних времен Святые источники нашей страны считаются символом особой милости и Божия благословения. Великое множество Святых родников и источников находится по всей России. О большинстве из них говорят, как об исцеляющих от многих недугов, ведь вода Святых источников действительно обладает чудотворной силой. Рассказать обо всех известных источниках и родниках России невозможно, в одной только Нижегородской области их насчитывается более 3 тысяч.
История и описание
Одно из старейших мест с множеством родников находится неподалеку от реки Саровки. Примечательно, что источники Святой воды в этих местах появились еще до прихода в эти места любимого всеми верующими Святого Серафима Саровского. Один из источников этой местности назван в честь Иоанна Богослова, именно его икона расположена на кресте близ источника.
Святой источник преподобного Серафима Саровского в Нижегородской области
Известно, что отец Серафим многие силы потратил на устройство исцеляющего источника — он обкладывал его камнями, молился о том, чтобы у воды из этого источника была особая сила исцелять. Молитвами Святого Серафима был освящен источник и исцелял людей от многих хворей, как при жизни Саровского, так и после нее.
Более 6 веков назад, в окрестностях Сергиева Посада, близ деревни Взглядово, молитвами Сергия Радонежского появился родник. По преданиям старец Сергий остановился в этом месте на отдых и начал молиться о силе русского народа в битве с татаро-монгольскими ханами. Во время молитвы сквозь скалу с шумом начал вырываться поток воды, который получил название «Гремячий ключ».
Ученые, изучавшие состав этой воды пришли к выводу, что состав его аналогичен воде с кисловодских источников. Родник этот поделен на три части — три небольших водопада. Считается, что первый из них лечит сердце, второй — избавляет от головной боли, и третий избавляет женщин от бесплодия.
В Самарской области, за селом Съезжее, находится Святое озеро. Чудеса, связанные с этим озером, не исчисляются веками, так как чудесная сила озера была отмечена лишь только в середине XX века. Известно, что одна селянка увидела в этом месте свечение на месте проруби, очертания которого представляли собой церковь, алтарь, образ Богоматери, Николая Чудотворца и ангелов.
Люди, которые в тот момент собрались у озера, оказались непостижимым для них образом исцелены. Со временем люди заметили, что на этом озере посетителям совсем не докучали ни комары, ни мошкара, а также вода озера обладает отталкивающей силой. Биологи и экстрасенсы, приезжавшие изучать озеро, обнаружили, что вдоль берегов озера произрастают уникальные растения и деревья, которые не встречаются в данной местности больше нигде.
Еще один исцеляющий источник расположен в поселке Волжский Самарской области, именуют его «Неупиваемая чаша». Назван этот источник в честь иконы, избавляющей от алкоголизма.
Святой источник в честь иконы Божьей матери «Неупиваемая Чаша»Важно! Источник поистине неиссякаемый, ведь уже 3 века дает он огромное количество целебной воды всем тем, кто нуждается в исцелении от тяжкой зависимости, а молящимся за выздоровление отцов и мужей дает он большую духовную силу. Это интересно: Святая вода в православии: объясняем тщательно
Это интересно: Святая вода в православии: объясняем тщательно
Цели паломничеств
Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.
- Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
- Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
- Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
- Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
- Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.