5 русских князей, противостоявших золотой орде

11. Понятие Орды

Слова «армия» и «войско» укрепились в русском языке уже при Петре, а до этого любую армию в общем-то и называли ордой — «шведская орда», «немецкая орда», «орда залесская»… Впоследствии это понятие осталось у казаков. А что если слово «орда» воспринимать буквально, в его исконном значении — просто как армию? Получится, что вся история некого ига — это лишь раздутые до неузнаваемости действия единой русской/тартарской армии по защите границ и подавлению мятежей.

Тогда все становится на места — и подати на содержание армии с городов (дань), и национальный состав «монгольского» войска, и обычный ход жизни простого народа, и терпимость «захватчиков» к местной культуре и религии, и вопросы снабжения войска оружием и продовольствием, и забота об установлении сильной централизованной власти, и браки с русскими князьями, и равнодушие к европейской знати, и отсутствие следов монгольской культуры и цивилизации на наших землях…

Ямская повинность и переписи

Татаро-монголы никогда не рассматривали в качестве полноправного союзника Русь, считая ее своим вассалом, который дает доход и рекрутов. Именно из-за этого Орда была заинтересована в качественном функционировании покоренных земель. Со второй половины XIII века татаро-монголы начали проводить переписи населения для эффективного сбора дани. До нашествия о таких ревизиях источники не сообщают.

Еще одним появившимся после нашествия кочевников нововведением стала централизованная система организации перевозок для ордынских нужд, из-за чего население было обязано нести так называемую ямскую повинность. Она заключалась в снабжении татарских чиновников лошадьми, подвозами и проводниками. Службы гонцов (ям) Чингисхан создал практически сразу же после прихода к власти, а когда империя хана растянулась на тысячи километров, эффективная связь ее разных концов стала жизненной необходимостью.

Русские земли в XIII веке существенно уступали по размерам государству Чингисхана. Хотя и до татаро-монголов на Руси были средства сообщения между княжествами, они не были столь организованными. Ямская повинность просуществовала в России до XVIII века, а название извозчичьей профессии ямщика использовалось вплоть до XX века.

Однако это не единственное слово, закрепившееся в русском языке: «базар», «ярлык», «кабала» и многие другие заимствованы из тюркского, как и использование суффикса «-щик» для обозначения принадлежности к какой-либо профессии.

Обстановка на момент вторжения

Дружины русских князей по тем временам считались превосходным войском. Их вооружение было на высоком по тем временам уровне. Однако сами дружины были немногочисленны. Состав имел несколько сот ратников. Это было совсем мало, чтобы обеспечить защиту государства от безжалостного и подготовленного противника.

Основную часть воинства образовывали формирования из городских и сельских жителей, которые наскоро набирались в момент опасности. Поэтому их профессиональная подготовка оставляла желать лучшего

Очень важно и то, что княжеские дружины не были способны организоваться единым фронтом и под единым командованием

Стоит также несколько слов сказать об укреплениях городов на Руси до татаро-монгольского нашествия. Кратко об этом упоминается в летописи и епископских грамотах начала XIII века. Как показала история, они не вызвали затруднений у неприятеля. Население больших городов в среднем насчитывало всего 20-30 тысяч человек. При нападении врага оно могло выставить максимум 10 тысяч воинов.

Поскольку города в основном противостояли противнику самостоятельно (без поддержки соседей), то армии кочевников, в которой насчитывалось более 70 тысяч воинов, ничего не стоило за несколько дней сломить сопротивление.

Русское государство оказалось не в силах дать отпор наступающей Орде, являя собой разрозненные конфликтующие княжества, не способные объединиться перед лицом общей опасности.

Свято-Успенский Кафедральный собор

Является уникальным достоянием белокаменного строительства домонгольского нашествия. Впервые был возведен в 1158-1160 годах при правлении князя Андрея Боголюбского. Стоит храм в центре города. Изначально возводился как самый главный святой храм во всей Руси. Многих художников, зодчих и иностранцев приглашали изо всех уголков мира для строительства Успенского собора. В 1161 году в храм пригласили греческих художников и те с превеликой честью расписали стены собора. Спустя некоторое время в храм была привезена Чудотворная икона Божьей Матери. Позже туда были завезены частицы мощей самого известного правителя на Руси – Александра Невского.

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

Свято-Успенский Княгинин монастырь

Свято-Успенский Княгинин монастырь

Свято-Успенский женский Княгинин монастырь – интереснейшая владимирская обитель, это один из самых известных монастырей России! Своё необычное название Княгинин монастырь получил благодаря жене основателя монастыря Всеволода Третьего Большое Гнезда – княгине Марии. Именно благодаря её просьбам в 1200 году на берегу реки Лыбеди была основана женская обитель. Со временем, она стала княжеской усыпальницей, многие представительницы знатных княжеских родов сыскали себе путь в небесный чертог через Свято-Успенский монастырь. Здесь находятся великокняжеские усыпальницы жены основательницы монастыря Марии Шварновны, второй жены Всеволода Третьего, а так же жены и дочери Александра Невского.

Свято-Введенский Островной монастырь

Сейчас Покровская Свято-Введенская Островная пустынь предназначена для женщин, но изначально была мужской. Островной ее делает расположение на острове Введенского озера. На исходе XVII столетия монахи Сергий и Тимофей удалились сюда и возвели для своих нужд деревянные здания часовни и кельи. Однако долго прожить в уединении старцам не удалось, поскольку нашлось множество потенциальных насельников их пустыни. К началу следующего столетия старцы испросили благословения построить собственную церковь, изначально деревянную.

Князья Голицыны, владевшие островом, безвозмездно передали монахам не только земли, но и рыбные промыслы. При Павле I монастырь получил также сенные покосцы, мельницу. От княгини Прозоровской монахи получили 20 десятин угодий на озёрном берегу.

Обитель закрыли Советские власти в 1918 году. Территория была отдана дому престарелых и инвалидов, потом там обосновался детский дом. С 1932 г. в стенах древней пустыни открыли женскую колонию для девушек-подростков. В 1940 г. Началась перестройка зданий: рубили купола, в храмах разместили школу, клуб и кинозал.

Вернули Церкви здания обители в 1994-е годы. Легенда гласит, что будущая настоятельница Февронья попросила директора исправительного учреждения В. С. Карпенко отслужить молебен в бывшей церкви. Директор же сказал, что передаст Никольский храм монастырю по настоянию некоего «седого старичка», явившегося к нему в сновидении. Первое богослужение состоялось в 1995 году на Рождество.

При обители действуют: золотошвейная мастерская, монахини изготавливают церковную утварь и реставрируют иконы. Работает пансионат для оставшихся без присмотра подростков.

Адрес: Петушинский р-н, г. Покров, п/о Введенское.

Телефон: 8 (49243) 6-31-36.

Современное состояние монастыря

Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире полностью восстановлена. Восточную часть монастырского комплекса украшает Рождественская церковь, узнаваемая по шатровой колокольне, выполненной в стиле барокко эклектической эпохи.

29 октября 2000 года состоялся крестный ход для перенесения мощей священноисповедника Афанасия (Сахарова) во Владимирский монастырь из храма князя Владимира.

С восточной стороны церкви находятся Святые ворота и церковь Александра Невского. Далее следуют келейные корпуса и здание духовной семинарии.

Внутреннее убранство монастыря

Ныне Владимирский фонд культуры активно проводит духовно-просветительскую работу среди населения города, возобновлена издательская деятельность.

Взрослые и дети получают духовное образование в воскресной школе.

Ход событий

Для того, чтобы сдать экзамен по истории на максимальный балл, надо предельно четко представлять себе все события монгольского ига. Собственно иго — это система зависимостей Руси от Золотой Орды

Как возникла Золотая Орда, где была ее столица — это тоже важно, как и сотни других нюансов. Где их найти, расскажу в конце статьи

Итак, иго — это система зависимостей. Каких? Ну понятно: дань (ордынский выход, царева дань, откупная дань), военная зависимость, ярлык и переписи населения. Не знаете, что это такое, и о чем речь? Читайте дальше — в конце статьи расскажу, где найти.

Михаил Иванович Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943. Холст, масло. 327 × 557 см

Само иго на Руси было с 1240 по 1480 год: от порабощения в ходе походов Батыя до Стояния на реке Угре.

Какие ключевые события надо знать. Вот какие: 

  • Роль Александра Ярославича Невского (великий князь владимирский с 1252 года по 1263 год) в сбережении русской земли. Какая это роль? Очень серьезная. Тема заслуживает отдельной статьи.
  • Дюденева рать, неврюева рать.
  • Уяснить связь, что Даниил Московский — самый младший сын А. Невского. Именно Даниил является основателем московской династии князей, а не Иван Калита. Но в тестах ЕГЭ основателем московской династии считается Иван Калита, несмотря на очевидное. Все зависит от конкретного задания.
  • Борьба русских князей за ярлык в первой четверти XIV века: между сыном Даниила Московского Юрием Даниловичем и князем тверским Михаилом.
  • Роль Ивана Калиты в складывании московского государства. Тут надо понимать, что исторический процесс собирания русских земель шел параллельно процессу образования единого централизованного московского государства. И оба эти процесса шли параллельно игу Золотой орды.
  • 1377 год битва на реке Пьяне — 1370-е годы, до битвы на реке Воже
  • 1378 год — битва на реке Воже — первая крупная победа русских войск над ордынским
  • 8 сентября 1380 года — битва на Куликовом поле. Тут надо знать: что засадным полком командовали Дмитрий Боброк-Волынский и Владимир Андреевич Серпуховской; что бой начался битвой богатырей Александром Пересветом и Челубеем. Что также в битве прославился Андрей Ослябя и другие богатыри. Что духовником Дмитрия Донского был преподобный Сергий Радонежский. Это ключевые моменты.
  • Надо знать последствия Куликовской битвы. Что не было никакого прекращения ига! Но возрос авторитет княжеской власти, Москва стала признанным центром не только объединения русских земель, но и лидером в борьбе с монголо-татарами.
  • 1382 год — карательный поход Тохтамыша на Москву.
  • 1395 год — поход Тамерлана (Тимура) на русские земли.
  • 1408 год — поход Едигея на Русские земли.
  • 1480 год — Стояние на реке Угре.

И по каждому событию есть нюансы, которые требует ЕГЭ. Я их все знаю и скажу, где найти, в конце статьи.

Свято Боголюбский женский монастырь

Рекомендовать место

38

13

Свято Боголюбский женский монастырь был заложен в 1155 году великим князем Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что в полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и приказала построить храм и основать монастырь, чтобы разместить свою чудотворную икону. Князь послушался, и в 1157 году во Владимире началось строительство.

После его кончины монастырь несколько раз претерпевал разграбление и разорение, но все же продолжал существовать. Сюда часто приезжали князья, цари, а также другие известные духовные и государственные лица. Последний русский император Николай II почтил Боголюбскую обитель 13 мая 1913 года. Здесь он заходил в великокняжеские палаты и прикладывался к чудотворной иконе. В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь возвели в I класс, а в начале XX века в обители числилось около 75 человек.

В настоящее время в Свято Боголюбском женском монастыре проживают более 170 насельниц, а его настоятельницей является Антония Шаховцева. Духовником обители выступает архимандрит Петр Кучер. Ежегодно сотни туристов и паломников приезжают сюда, что бы приложиться к чудотворной иконе.

Битва на Куликовом поле

Рано утром 8 сентября 1380 года по обоим краям огромного поля выстроились две армии. Перед началом боя сразились два ратника. Русский — Пересвет и ханский — Челубей. Разогнавшись на своих конях, они проткнули друг друга копьями и замертво пали на сырую землю. Это послужило сигналом к началу сражения.Дмитрий Иванович, несмотря на свой возраст, был довольно опытным стратегом. Он разместил часть армии в лесу таким образом, чтобы ее не видели ордынцы, но чтобы в случае чего они могли изменить ход сражения. Их задача заключалась в строгом выполнении приказа. Ни раньше, ни позже. Эта карта была козырной.Так и произошло. В яростной схватке татары начали сминать русские полки один за другим, но те стойко держались. Не ожидая такого маневра, уже новый хан Мамай понял, что победы ему не одержать, и бросился прочь с поля боя. Факт появления свежих сил менял все. Оставшись без предводителя, монголо-татары растерялись и вслед за Мамаем бросились бежать. Русские войска догоняли их и убивали. В этом сражении орда потеряла почти всю армию, в то время, как русские около 20 тысяч человек.Окончание битвы ознаменовало, что главное в борьбе с врагом — это сплоченность действий. “Когда мы едины, мы сильны” — промолвил князь после сражения. Считается, что именно Дмитрий Донской освободил русские земли от многочисленных вражеских набегов. Еще целый век будут длиться боевые стычки русского народа и монгольских завоевателей, но теперь они уже не будут нести таких последствий, как прежде.

Битва у Коломны, взятие Москвы и Владимира – 1238 год

После падения Рязани татары напали на Коломну, город, который в то время являлся важным стратегическим центром. Здесь находился авангард войск князя Владимирского, которыми командовал Всеволод. Вступив в неравную битву с войсками Батыя, русские потерпели сокрушительное поражение. Большая их часть погибла, а Всеволод Юрьевич с уцелевшей дружиной отступил во Владимир.

До Москвы Батый дошёл в третьей декаде 1237 года. В это время защитить Москву было некому, так как основа русского войска была уничтожена под Коломной. В начале 1238 года ордынцы ворвались в город, полностью разорили его и убили всех от мала до велика. В плен был взят князь Владимир. После разгрома Москвы войска захватчиков отправились в поход на Владимир.

В начале февраля 1238 года войско кочевников подошло к стенам Владимира. Ордынцы атаковали его с трёх сторон. Разрушив стены, используя стенобитные приспособления, они ворвались в город. Большинство жителей было убито, в том числе и князь Всеволод. А именитых горожан заперли в храме Богородицы и сожгли. Владимир разграбили и уничтожили.

Понятие Орды

Слова «армия» и «войско» укрепились в русском языке уже при Петре, а до этого любую армию в общем-то и называли ордой — «шведская орда», «немецкая орда», «орда залесская»… Впоследствии это понятие осталось у казаков. А что если слово «орда» воспринимать буквально, в его исконном значении — просто как армию? Получится, что вся история некого ига — это лишь раздутые до неузнаваемости действия единой русской/тартарской армии по защите границ и подавлению мятежей.

Тогда все становится на места — и подати на содержание армии с городов (дань), и национальный состав «монгольского» войска, и обычный ход жизни простого народа, и терпимость «захватчиков» к местной культуре и религии, и вопросы снабжения войска оружием и продовольствием, и забота об установлении сильной централизованной власти, и браки с русскими князьями, и равнодушие к европейской знати, и отсутствие следов монгольской культуры и цивилизации на наших землях…

Примечания[ | ]

  1. 12345Маштафаров А. В., Тимофеева Т. П. Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2005. — Т. IX. — С. 69—76. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  2. Платон. Путевые записки преосвященного митрополита Платона Московского и Калужского в Ярославль, Кострому и Владимир // Русский вестник, 1841. – Т. 3. – С. 502-522.
  3. Артлебен Н. А., Корицкий Д. А. Пояснительная записка к проекту возобновления в древнем виде ц. Рождества Пресвятой Богородицы при Владимирском архиерейском доме // Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси. М., 1962. Т. 2. С. 475-480.
  4. Тимофеева, 1999.

Предпосылки

В начале XIII столетия кочевые племена монголов начали переходить на новую ступень развития государственности. Рост населения и увеличение поголовья скота провоцировали столкновения между племенами и со временем обрели характер постоянных междоусобных войн.

В результате происходило уменьшение количества мелких кочевых племен, так как они сливались, чтобы им было легче воевать. Окончательным итогом всего процесса стало рождение единого монгольского государства под предводительством Чингисхана (1206 год).

Род деятельности монголов (скотоводство) обязывал к регулярной смене местности. Они вынуждены были постоянно расширять свои границы для выпаса скота. Поскольку решение территориального вопроса путем междоусобных конфликтов было теперь невозможно, то наилучшим выходом прокормить быстрорастущее население стали внешние войны, вылившиеся в татаро-монгольское нашествие XIII века.

Главной причиной агрессии монгольского народа являлся тип его хозяйственного устройства – экстенсивное скотоводство, которое практиковалось на территориях Азии в силу ее географических и климатических особенностей. Ведение хозяйственной деятельности осуществлялось путем внешних территориальных захватов под пастбища.

Последствия монголо-татарского нашествия на Русь

Итоги нашествия были очень тяжелыми. Это описано даже в древнерусской литературе. Прежде всего нашествие татаро-монголов привело к почти полному уничтожению городов – из 75 существовавших на тот момент полностью разрушено было 45, то есть, больше половины. Население сильно сократилось, особенно прослойка ремесленников, что замедлило развитие Руси. Следствием этого стала экономическая отсталость.

Также приостановились и важные социальные процессы – формирование сословия свободных людей, децентрализация власти. Южная и юго-западная части Руси были отчуждены, а деление оставшейся территории продолжилось – борьба за власть поддерживалась монголами, которые были заинтересованы в разобщении княжеств.

Что мы узнали?

В статье по истории для 6 класса, мы кратко рассмотрели последовательность захвата монголами русских городов и княжеств, указали наиболее важные даты. Узнали, на какой период пришлось начало нашествия и какие последствия имело, что происходило в это время на Руси, узнали плюсы и минусы периода нашествий.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Монастыри

Действующие монастыри Владимирской области позволяют каждому познакомиться с с культурно-исторической ролью русского православия, познакомиться с историей монастырей, и их духовно-культурными ценностями. В этих стенах царит особенная атмосфера, которая дарует душевное просветление и внутреннее спокойствие. В поездки по святым местам отправляются не только для изучения православия, но и для очищения души и более глубокого понимания собственной сути. Во Владимирской области сохранилось множество храмов и монастырей, которые были основаны еще во времена расцвета столицы Северо-Восточной Руси.

В самом центре города Владимир расположен мужской Богородице-Рождественский монастырь, который до XIV века являлся основным центром церковной жизни страны. Здесь был похоронен Александр Невский, но на сегодняшний день его мощи находятся в Санкт-Петербурге. Но в монастыре сохранилась икона Знамения Божией Матери, которая принадлежала князю. Монастырская обитель перетерпела несколько пожаров, нашествия хана Батыя и других иноземных захватчиков, эпоху атеизма. Но несмотря на непростую судьбу, мужской монастырь во Владимире не утратил своего значения в духовной жизни страны.

Свято- Боголюбский женский монастырь во Владимире был основан князем Андреем Боголюбским на месте, где ему явилась Пресвятая Богородица, и велела оставить перевозимый Андреем из Вышгорода в Ростов Богородичный образ во Владимире, и построить для него храм, а на месте божественного явления – монастырь. Произошедшее событие князь Андрей велел запечатлеть на написанной по его приказу иконе, получившей название «Боголюбивой». Так появился новый иконографический тип Богородичной иконы.

В действующие монастыри Владимира приезжают люди из разных уголков нашей страны, чтобы поклониться святыням. Например, многие едут в Александров Владимирской области в женский Свято-Успенский монастырь к чудотворной Владимирской иконе Божьей Матери. В Александрове есть еще один женский монастырь — Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный, в стенах которого побывали Иван IV Грозный, Сергий Радонежский. В муромском мужском Спасо-Преображенском монастыре хранится икона Божией Матери «Скоропослушница», к которой едут просить о спасении при неизлечимых заболеваниях и других тяжких недугах. В монастыре хранятся частицы мощей Св. Илии Муромца. Мощи св. Петра и Февронии покоятся в муромском Свято-Троицком женском монастыре.

В Покрове Владимирскойобласти есть женский Свято-Введенский островной монастырь. Это уникальное место — обитель находится в середине Введенского озера в окружении живописной природы. Сегодня на территории имеются мастерские, где монахини реставрируют старые иконы и изготавливают утварь для церкви. Также тут действует православный детский пансионат для оставшихся без попечения девочек. Для паломников и туристов работает монастырская трапезная, которая летом располагается на водной террасе.

В каждом городе региона есть святые места, которые нужно посетить хотя бы раз в жизни. Храмы и монастыри Владимира поражают красотой архитектуры, ощущением святости и всепроникающей гармонии.

Храм Всех Святых

Эта церковь славилась тем, что регулярные богослужения в ней никогда не прекращались. Даже в годы войны и революции. С момента ее открытия и свечения в 1785 году она не прекращала свою деятельность даже когда к власти в России пришли категоричные коммунисты, которые выступали против религиозных течений. Тогда охрам оставался единственным святым местом, которое не подверглось репрессии.

Следующая отличительная черта церкви заключается в том, что она образовалась при кладбище, а не наоборот, как обычно было принято делать. После того, как храм терпел крах, кладбище назвали в его честь. Это случилось из-за эпидемии моровой язвы в 18 веке. Страшная болезнь в те годы унесла большую часть населения Владимира.

Адрес: г. Владимир, ул. Рябиновая, 1 Г

Ход событий

Для того, чтобы сдать экзамен по истории на максимальный балл, надо предельно четко представлять себе все события монгольского ига. Собственно иго — это система зависимостей Руси от Золотой Орды

Как возникла Золотая Орда, где была ее столица — это тоже важно, как и сотни других нюансов. Где их найти, расскажу в конце статьи. Итак, иго — это система зависимостей

Каких? Ну понятно: дань (ордынский выход, царева дань, откупная дань), военная зависимость, ярлык и переписи населения. Не знаете, что это такое, и о чем речь? Читайте дальше — в конце статьи расскажу, где найти

Итак, иго — это система зависимостей. Каких? Ну понятно: дань (ордынский выход, царева дань, откупная дань), военная зависимость, ярлык и переписи населения. Не знаете, что это такое, и о чем речь? Читайте дальше — в конце статьи расскажу, где найти.

Михаил Иванович Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943. Холст, масло. 327 × 557 см

Само иго на Руси было с 1240 по 1480 год: от порабощения в ходе походов Батыя до Стояния на реке Угре.

Какие ключевые события надо знать. Вот какие:

  • Роль Александра Ярославича Невского (великий князь владимирский с 1252 года по 1263 год) в сбережении русской земли. Какая это роль? Очень серьезная. Тема заслуживает отдельной статьи.
  • Дюденева рать, неврюева рать.
  • Уяснить связь, что Даниил Московский — самый младший сын А. Невского. Именно Даниил является основателем московской династии князей, а не Иван Калита. Но в тестах ЕГЭ основателем московской династии считается Иван Калита, несмотря на очевидное. Все зависит от конкретного задания.
  • Борьба русских князей за ярлык в первой четверти XIV века: между сыном Даниила Московского Юрием Даниловичем и князем тверским Михаилом.
  • Роль Ивана Калиты в складывании московского государства. Тут надо понимать, что исторический процесс собирания русских земель шел параллельно процессу образования единого централизованного московского государства. И оба эти процесса шли параллельно игу Золотой орды.
  • 1377 год битва на реке Пьяне — 1370-е годы, до битвы на реке Воже
  • 1378 год — битва на реке Воже — первая крупная победа русских войск над ордынским
  • 8 сентября 1380 года — битва на Куликовом поле. Тут надо знать: что засадным полком командовали Дмитрий Боброк-Волынский и Владимир Андреевич Серпуховской; что бой начался битвой богатырей Александром Пересветом и Челубеем. Что также в битве прославился Андрей Ослябя и другие богатыри. Что духовником Дмитрия Донского был преподобный Сергий Радонежский. Это ключевые моменты.
  • Надо знать последствия Куликовской битвы. Что не было никакого прекращения ига! Но возрос авторитет княжеской власти, Москва стала признанным центром не только объединения русских земель, но и лидером в борьбе с монголо-татарами.
  • 1382 год — карательный поход Тохтамыша на Москву.
  • 1395 год — поход Тамерлана (Тимура) на русские земли.
  • 1408 год — поход Едигея на Русские земли.
  • 1480 год — Стояние на реке Угре.

И по каждому событию есть нюансы, которые требует ЕГЭ. Я их все знаю и скажу, где найти, в конце статьи.

Что туристу посмотреть в Боголюбово за 1 день

Посещая Боголюбово, первым делом стоит обратить внимание на его «изюминки» — особые места, составляющие уникальный облик посёлка

Свято-Боголюбский монастырь Рождества Богородицы

Адрес: ул. Ленина, 51В.

Один из древнейших храмовых комплексов России был основан в 1158 году Андреем Боголюбским. Согласно легенде, на пути из Владимира в Боголюбово князю во сне явилась Божья Матерь. Находясь под впечатлением от увиденного, набожный князь велел написать на этом месте образ и заложить церковь. Так зародился храм Рождества Богородицы, а созданную здесь икону Божией Матери нарекли Боголюбской. Позже в её честь также возвели храм.

Комплекс захватил огромную территорию, на которой помимо церковного ансамбля расположился дворец Андрея Боголюбского. Именно в этом дворце в 1174 году князь был вероломно убит своими приближёнными. Предположительно, это событие послужило поводом основания женской обители, так виновники трагедии пытались искупить свой грех.

После гибели Андрея Юрьевича созданные им храмы продолжали развиваться и вскоре стали центром массового паломничества. Местные службы посещали не только горожане, но и жители окрестностей, а также дворяне и члены царской семьи.

Монастырь действовал до 1923 года. В советские годы храмы были закрыты, и некоторые из них трансформировались в музеи. Архитектурный ансамбль не пострадал от перестроек и вандализма, так как охранялся государством и носил статус исторического памятника.

Монашеская жизнь была возрождена в 1991 году. В последующие годы в зданиях велись ремонтные работы: стены главного собора покрыли свежей краской, заменили устаревшие детали конструкции, установили новый иконостас. На территории монастыря были сооружены новые хозяйственные постройки, мастерские, купели на месте святых источников, а также посажен фруктовый сад.

В настоящее время Свято-Боголюбский монастырь Рождества Богородицы действует и ежегодно посещается тысячами паломников.

Храм Покрова-на-Нерли

Адрес: 1,5 км к востоку от Боголюбово.

На тихом берегу реки Нерль возвышается белокаменный храм, который часто называют «лебедем», «свечой» или «невестой» из-за его воздушного, белоснежного облика. Здание выполнено в стиле русской архитектуры. Его украсили аркатурно-колончатые пояса, порталы, пилястры и полуколонны. Четверик увенчала массивная глава на барабане с резными орнаментами.

Несмотря на светлый, праздничный облик, храм несёт в себе память о скорби и великой утрате. В 1165 году восемнадцатилетний сын Андрея Боголюбского — княжич Изяслав — погиб в военном походе на булгар. Древние летописи сообщают, что Изяслав был похоронен во Владимирском Успенском соборе «съ плачемъ великимъ», а в окрестностях Боголюбово безутешный отец поставил в память о нём Покровский храм.

До XIX века на территории храма располагалось большое количество построек, в том числе часовни, малые церкви и купели. Однако со временем большинство зданий пришло в негодность и было разрушено. Главный храм находился в аварийном состоянии. Фасадные украшения, интерьеры и ценнейшие настенные росписи были утрачены. В начале XIX века Покровский храм, который уже хотели пустить на кирпичи, отреставрировали на пожертвования горожан.

В настоящее время Храм Покрова на Нерли полностью возрождён из пепла. Глядя на него, не скажешь, что его возраст приближается к девятому столетию.

Храм заслуженно признан одним из красивейших строений Боголюбовского сельского поселения, и запечатлён на его гербе. Церковь действует, организует богослужебные мероприятия, которые посещаются жителями и гостями посёлка Боголюбово. Также при ней работает мастерская по изготовлению свеч и пасека.

Боголюбовский луг

Координаты на карте: 56.191432, 40.554148.

Боголюбовский луг находится в окрестностях церкви Покрова-на-Нерли. Вместе они образуют значимый исторический и природно-ландшафтный комплекс. Луг занимает площадь, превышающую 170 гектаров.

Периметр этот пересекают многочисленные пешеходные тропы, ведущие к церкви, к берегу реки или в уединённые природные места. Луг славится богатой растительностью. Густые заросли лекарственных растений, пряных трав и соцветий наполняют воздух душистым ароматом. Флора луга насчитывает более трёхсот видов растений, среди которых встречаются редкие образцы, занесённые в Красную книгу.

Боголюбовский луг находится под охраной как памятник природы регионального значения. На его территории запрещено сорить, курить, срывать растения, пользоваться автомобилями. Для отдыха посетителей отведены специальные места.

Кочевники зимой не воюют никогда

Есть  и еще один примечательный факт, который официальная история просто обходит стороной, т.к. его объяснить невозможно. Оба татаро-монгольских нашествия были совершены на Русь зимой (или начаты поздней осенью). Но это кочевники, а кочевники начинают воевать только весной, чтобы закончить сражения до зимы. Ведь они передвигаются на лошадях, которые нужно кормить. Вы себе представляете, как можно прокормить многотысячную монгольскую армию в заснеженной России? Историки, конечно, говорят, что это мелочь и не стоит даже рассматривать такие вопросы, но успех любой операции напрямую зависит от обеспечения:

  • Карл 12 не смог наладить обеспечение своей армии – проиграл Полтаву и Северную войну.
  • Наполеон  не смог наладить обеспечение и уходил из России с полуголодной армией, которая была абсолютно небоеспособна.
  • Гитлер, по мнению многих историков, сумел наладить обеспечение только на 60-70% — проиграл вторую мировую войну.

А теперь, понимая все это, давайте посмотрим, какой же была армия монголов. Примечательно, но определенной цифры количественного ее состава нет. Историки называют цифры от 50 тысяч до 400 тысяч всадников. Например, Карамзин говорит о 300 тысячной армии Батыя. Давайте, рассмотрим обеспечение армии на примере этой цифры. Как известно монголы всегда отправлялись в военные походы с тремя лошадьми: ездовая (на ней передвигался всадник), вьючная (перевозила личные вещи и оружие всадника) и боевая (шла пустой, чтобы в любой момент могла свежей вступить в бой). То есть 300 тысяч человек это 900 тысяч лошадей. К этому добавьте лошадей, которые перевозили  таранные орудия (доподлинно известно, то орудия монголы привозили собранными), лошадей, которые везли питание для армии, везли дополнительное оружие и т.д. Получается, по самым скромным оценкам, 1,1 миллиона лошадей! А теперь представьте, как заснеженной зимой (в эпоху малого ледникового периода) прокормить в чужой стране такое стадо? Ответа нет, поскольку этого сделать невозможно.

Так сколько было армии у Батя?

Примечательно, но чем ближе к нашему времени происходит исследование нашествия татаро-монгольского войска, тем меньше численность получается. Например, историк Владимир Чивилихин говорит о 30 тысячах, которые передвигались разрозненно, поскольку в единой армии им было не прокормиться. Часть историков опускает эту цифру еще ниже – до 15 тысяч. И тут мы наталкиваемся на неразрешимое противоречие:

  • Если монголов действительно было так много (200-400 тысяч), то как они могли прокормить себя и своих лошадей в суровой российской зиме? Города то им миром не сдавались, чтобы забирать у них провиант, большинство крепостей были сожжены.
  • Если монголов было действительно всего 30-50 тысяч, то, как они умудрились покорить Русь? Ведь армию в районе 50 тысяч против Батыя выставляло каждое княжество. Будь монголов действительно так мало и действуй они самостоятельно – под Владимиром бы похоронили остатки орды и самого Батыя. Но на деле все было иначе.

Выводы и ответы на эти вопросы мы предлагаем читателю искать самостоятельно. Мы же со своей стороны сделали главное – указали на факты, которые полностью опровергают официальную версию о нашествии монголо-татар. В завершении же статьи, хочу отметить еще один важный факт, который весь мир признал, в том числе и официальная история, но этот факт замалчивается и мало где публикуется. Основной документ, по которому долгие годы изучалось иго и нашествие – Лаврентьевская летопись. Но, как оказалось, истинность этого документа вызывает большие вопросы. Официальная история признала, что 3 страницы летописи (на которых говорится о начале ига и начале нашествия монголов на Русь) изменены и не являются оригинальными.  Интересно, сколько еще страниц из истории России изменено в других летописях, и что происходило на самом деле? Но ответить на этот вопрос практически невозможно…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: