24 достопримечательности пушкина (царского села), которые стоит посмотреть

«Фотофакт. Увидел! Снял! Опубликовал!»

Город Пушкин находится на юге, и является частью Санкт-Петербурга. В Пушкине проживает около 100 000 человек. Город включен в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО.

Пушкин был основан в 1710 году как императорская загородная резиденция Царское Село. 10 февраля 1937 года, в связи со 100-летней годовщиной гибели поэта, ЦИК СССР издает постановление о переименовании города в город Пушкин. Однако в городе имеется общественное движение, выступающее за возвращение исторического названия Царское Село.

01. Расстояние от центра Санкт-Петербурга до Пушкина чуть более 20-ти километров, и мы без труда преодолели это расстояние на машине.

02. Проезжаем Московские триумфальные ворота.

03. И какие-то интересные здания вдоль проспекта.

04. Небольшой тоннель.

Вот мы и в Пушкине. Основной достопримечательностью города является музей- заповедник «Царское село».

05. Александровский дворец был построен в 1792—1796 годах по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I).

06. Проект дворца составил знаменитый итальянский архитектор Джакомо Кваренги.

К дворцу примыкает Александровский парк. Он занимает площадь 120 га. Состоит из регулярной части (Новый сад, 1740-е годы, автор проекта Н. Жирар) и Пейзажного парка (1790-е годы) с тремя прудами и насыпными холмами. К сожалению, большинство архитектурных памятников, находящихся в парке, находятся в критическом состоянии, с каждым днем они продолжают разрушаться.

07. Детский домик, этот небольшой павильон голубого цвета располагается на островке в центре Детского пруда, созданного в 1817 году архитектором А. Менеласом. Домик был построен для игр детей императора Николая I. На остров попадали на небольшом пароме, а позже на вёсельной лодке.

08. Драконов мост. В его архитектуре нашло отражение увлечение Китаем, характерное для России рубежа XVIII и XIX веков. Мост украшают четыре выразительные фигуры крылатых драконов, установленные на гранитных пьедесталах.

09. Первоначально при строительстве моста в царствование императрицы Екатерины II фигуры были выполнены из известняка, ныне существующие чугунные драконы отлиты в 1860 году.

10. Большой китайский мост. Построен в 1785 году по проекту архитектора Ч. Камерона. Мост выполнен из розового гранита, парапет оформлен в виде больших каменных ваз со свисающими переплетёнными ветвями красных кораллов (выкованных из железа).

11. Такая вот милая мордашка украшает мост снизу.

12. Парадный вход Екатерининского дворца. Даже зимой здесь толпы туристов.

13. Решили не толпиться, и пошли к южной стороне. Слева видно здание, некогда принадлежащее Императорскому Царскосельскому лицею. Именно здесь учился А.С. Пушкин.

14. Большой Екатерининский дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.

15. В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль.

16. В мае 1752 года она поручила архитектору Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко.

17.

18. Екатеринский парк занимает площадь 107 га. Состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского, разделённых Большим прудом.

19. Регулярный парк был распланирован в 1720-х годах голландскими мастерами садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт на трех уступах перед императорским дворцом.

20.

21.

22.

23. Павильон «Грот».

24.

25. Камеронова галерея была задумана императрицей Екатериной II для прогулок. Архитектор — Ч. Камерон. Камеронова галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.

26. Большой пруд.

27. Поруб ели пришлось отложить.

В этот день было очень холодно, поэтому, к сожалению, мы не осилили посмотреть и половину парковых достопримечательностей. Конечно же в этом месте лучше бывать в теплое время года.

28. Финал этого дня – торговый центр Галерея.

29. И суши-бар.

Смотреть еще:

  • 17/04/2013 — Зимний Санкт-Петербург. Фотопутешествие.
  • 28/11/2012 — Ночной Санкт-Петербург. Фотопутешествие.
  • 25/11/2012 — Ещё немного о Питере. Фотопутешествие.
  • 15/05/2012 — Санкт-Петербург с высоты колоннады Исаакиевского собора. Фотопутешествие.
  • 07/05/2012 — Прогуливаясь по Питеру. Фотопутешествие.

Экспозиция дворца

Экспозиция Александровского дворца создавалась на протяжении длительного периода существования Российской империи и претерпевала изменения с правлением нового императора, а позднее — властей республики и немецких оккупантов.

Экспозиция Александровского дворца

На 2015 год к основным местам паломничества туристов относились:

  • Мраморная гостиная, центральное место в которой занимает картина немецкого художника Франца Людвига Кателя «Прогулка в Палермо», созданная по случаю пребывания Николая I и всей царской семьи в Палермо. Также здесь размещены портреты императрицы Александры Федоровны, английской королевы Виктории. Мебель в гостиной образует зоны для общения гостей.
  • Полукруглый зал — использовался при Николае II для размещения Рождественской елки. Здесь же находится ваза-канделябр придворного архитектора К.Ф. Шинкеля с букетом бронзовых цветов, позолоченные столы с амфорами и канделябрами.
  • Портретный зал с позолоченной мебелью, мраморным камином и убранством в стиле предыдущих залов, а также портретами Николая I и членов семьи.
  • Угловая гостиная императрицы Александры Федоровны, в которой устраивали музыкальные вечера для членов императорской семьи и принимали иностранные делегации, различных послов и министров. Посреди гостиной расположен рояль из трёх сортов дерева, а на стене висит гобелен «Мария-Антуанетта с детьми», подаренный президентом Франции Эмилем Лубе в 1902 году.
  • Кленовый кабинет императрицы, представленный гардеробным шкафом, многочисленными игрушками императорских детей.
  • Палисандровая приёмная императрицы, в которой проводился приём официальных лиц учреждённых ею благотворительных организаций.
  • Императорская спальная, не сохранившая всех элементов убранства времён императрицы Александры Федоровны. Ранее здесь находились стеллажи с иконами и драгоценными яйцами, созданными Карлом Фаберже, подаренными императором Николаем II.
  • Приёмная императора Николая II, в которой он часто обедал. На потолке — кованая бронзовая люстра в русском стиле, а на полу лежит персидский ковёр.
  • Рабочий кабинет Николая II, в котором он принимал послов, депутатов, министров.
  • Уборная императора, обустроенная в «мавританском вкусе». Ранее в ней находились императорский бассейн и гимнастические турники.
  • Парадный кабинет с бильярдом, скульптурами, книжными шкафами и угловыми диванами для приёма князей и приближённых к императору гостей.

Парадный кабинет

Обратите внимание! К открытию музея в 2019 году экспозиции могут быть изменены или обновлены. Не менее интересным дополнением к экспозиции всего Александровского парка станет комплекс «Императорская ферма», проект которой был задуман ещё императором Александром I для обеспечения императорского двора кисломолочной и мясной продукцией, а также для выведения лучшего скота для российского животноводства

На базе этого комплекса будут оборудованы конюшня, музейные помещения, экологический центр, ориентированный на детскую аудиторию, кафе и другие строения

Не менее интересным дополнением к экспозиции всего Александровского парка станет комплекс «Императорская ферма», проект которой был задуман ещё императором Александром I для обеспечения императорского двора кисломолочной и мясной продукцией, а также для выведения лучшего скота для российского животноводства. На базе этого комплекса будут оборудованы конюшня, музейные помещения, экологический центр, ориентированный на детскую аудиторию, кафе и другие строения.

Императорская ферма

Английский парк

При Екатерине был разбит еще один парк, уже пейзажный, в английском стиле. Его обустраивал знаменитый садовый мастер Иоганн Буш, а постройки проектировал английский архитектор Ч. Камерон. Со Старым парком его соединила парадная галерея с 44 колоннами, от которой открывается великолепный вид на парк и пруд. Здесь жили фрейлины, так что маленький «Цветной садик», который был разбит здесь специально для них, стал называться «Фрейлинским». Сейчас здесь по-прежнему высаживают благоухающие цветы.

Для Екатерины был устроен настоящий Висячий сад в античном стиле, из которого по пандусу императрица могла спуститься в парк. Галерея соединяла его с павильоном «Холодные бани», где снизу были устроены купальни, а на втором этаже — украшенные полудрагоценными уральскими самоцветами комнаты отдыха — Агатовые комнаты. Сейчас здесь музейная экспозиция.

Для увековечения побед русского оружия Екатерина приказала поставить в парке несколько памятных колонн и павильонов: в честь Чесменской битвы, присоединения Крыма и т. д.

При Николае I в память о русско-турецкой войне появился павильон «Турецкая баня», имитирующий мечеть.

Китайская деревня

Китайская деревня. | Фото: wikimedia.
3

Для туристов, гуляющих по Александровскому парку и любующихся роскошными фасадами Екатерининского и Александровского дворцов, расположенный здесь же маленький уголок Китая оказывается полной неожиданностью. Но его присутствие в этом месте легко объяснимо. Дело в том, что в 1780-х годах, когда в Александровском парке и появилась Китайская деревня, в Европе была мода на Китай: фарфоровая посуда вытесняла серебряную, интерьеры дворцов оформлялись в китайском стиле, в Англии, Швеции и Германии строились пагоды.

Екатерина Великая не захотела отставать от своих западноевропейских «коллег» и повелела построить в Царском Селе комплекс сооружений в китайском стиле, включающий несколько одноэтажных домиков и куполообразную обсерваторию.

Почти сразу после окончания строительства Китайская деревня пришла в запустение и обрела вторую жизнь лишь в XIX веке, когда домики начали использоваться в качестве апартаментов для петербургской интеллигенции.

Сегодня Китайская деревня – это фешенебельный жилой комплекс для состоятельных бизнесменов и дипломатов. Попасть на ее территорию, конечно, не получится, но полюбоваться издалека вы сможете.

Адрес: Китайская Деревня, Садовая улица, Санкт-Петербург, Пушкинский, Россия.

Новый сад

Регулярная часть Александровского парка примыкает к Большому Екатерининскому дворцу. Она отличается прямоугольной планировкой аллей, бассейнов и цветников, поэтому очень похожа на французские дворцовые парки XVII-XVIII веков.

Павильон «Шапель»

История Нового сада началась в 1740 году, когда на месте царского Зверинца стали разбивать регулярный парк. Всеми работами руководила императрица Елизавета Петровна. Она лично нанимала садовников и стремилась, чтобы они воплощали рядом с ее дворцом самые смелые ландшафтные идеи.

В наши дни одним из входов в Новый сад служит Большой китайский мост. Красивая постройка из розового гранита появилась в 1785 году по проекту архитектора Чарльза Камерона. Изначально ее украшали фигуры четырех китайцев, но, когда известняковые скульптуры обветшали, их заменили на цинковые.

Южнее проложен оригинальный Крестовый мост. Он состоит из четырех гранитных лестниц, которые ведут к изящной китайской беседке. Стены постройки прорезаны стрельчатыми окнами и отделаны разноцветными глазурованными кирпичами.

Павильон Арсенал

Через регулярную часть парка тянется прямая Липовая аллея, которая составляет главную ось Нового парка. Перпендикулярные просеки делят лесной массив на четыре равных партера, и их окружает Крестовый канал. На дальнем конце Липовой аллеи находится Драконов мост, который также построен по проекту талантливого зодчего Ч. Камерона. Старинный мост украшают чугунные фигуры крылатых драконов, восседающих на массивных пьедесталах из гранита.

Самую высокую часть Александровского парка занимает насыпной холм, который называют горой «Парнас». Туристы поднимаются наверх по винтовой дороге. Летом вершину искусственного холма почти целиком загораживают тенистые кроны деревьев.

Центр соседнего паркового квадрата занимают руины Китайского театра. Экзотическое здание в восточном стиле было возведено в 80-е годы XVIII века по проекту Антонио Ринальди. При Екатерине II, Николае I и Николае II здесь давали представления и оперы. Во время артобстрела осенью 1941 года уникальное здание осталось без крыши и выгорело изнутри.

Белая башня

Ближе к Екатерининскому дворцу находится необычная куртина «Грибок». Такое название она получила из-за беседки с крышей, похожей на гриб. Сегодня от старинной постройки не осталось и следа. В центре сохранилась круглая поляна, и от нее отходят восемь прямых аллей.

С юга от куртины раскинулась Китайская деревня. Она появилась во времена правления Екатерины II и сейчас полностью восстановлена. Стилизованные домики с яркими загнутыми крышами превращены в элитные квартиры, где живут иностранные специалисты.

Неподалеку можно увидеть парковую постройку Большой каприз. Это искусственная насыпь из камней с арочными пролетами. На каменной стене возвышается небольшая беседка из розового мрамора в китайском стиле.

Большой каприз

БОЛЬШОЙ КАПРИЗ, МАЛЫЙ КАПРИЗ

Екатерининский и Александровский парки разделяет Подкапризовая дорога, которая получила свое название благодаря двум сооружениям — Большому и Малому капризам.

Оба они представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой. Согласно старинному преданию, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».

Существует, впрочем, и другая версия. У Большого каприза помещалась в XVIII веке гауптвахта со шлагбаумом; здесь находился въезд в резиденцию, к Большому Царскосельскому дворцу, и отсюда же выезжали на главные тракты Царского Села, по которым Екатерина II часто каталась во время пребывания в летней резиденции. Утверждали, будто бы, проезжая гауптвахту, императрица имела обыкновение приказывать кучеру, в каком направлении ехать, и потому сама называла, смеясь, этот пункт «своим капризом». Известно, что Екатерина II (как и Елизавета Петровна) никогда не объявляла заранее о своем отъезде из Царского Села и уезжала тогда, когда этого ожидали менее всего.

Архитектурный замысел Большого и Малого капризов принадлежал В. И. Неелову, который вместе с инженером и архитектором И. Герардом возвел их в 1770–1774 годах.

Большой каприз имеет грандиозную арку шириной более пяти и высотой более семи метров. Вторая, меньшая по размерам, арка сооружена рядом, в земляной насыпи. На вершине Большого каприза устроена Китайская беседка: восемь колонн розового мрамора поддерживают эффектно изогнутую «китайскую» кровлю.

Дважды повторенное в ансамбле название «каприз» очень показательно, так как раскрывает смысл всего комплекса «китайских» сооружений на территории Александровского парка: приезжающий в Царское Село должен был сначала миновать арку Большого каприза, проехав короткий темный туннель, за которым открывалась панорама причудливых построек Китайской деревни, а впереди, в перспективе, был виден

Малый каприз. Этот непривычный мир «капризов», во всем отличающийся от черт обыденной жизни, служил своего рода подготовкой к восприятию Большого Царскосельского дворца и окружающих его садов.

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец (до 1910 года назывался Большой Царскосельский дворец) — центр композиции ансамбля «Царское Село». Выполнен в стиле барокко архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, его фасады декорированы барельефами, лепниной и позолоченными элементами.

Внутреннее убранство также поражает своим великолепием. Планировка залов была для того времени новшеством — одна комната переходила в другую по всей протяженности здания, образовывая знаменитую Парадную (Золотую) анфиладу.

Чтобы попасть в Екатерининский дворец надо сначала купить билет в Екатерининский парк, отстояв чаще всего длинную очередь. С 20 октября вход в парк бесплатный.

Даже в будни, в любое время года, скорее всего будет очередь, чтобы зайти во дворец. В теплый сезон,а также в праздники и каникулы очереди могут быть очень длинными. Большое количество китайцев, посещающих Екатерининский дворец, значительно увеличивает сроки ожидания. Надо быть морально и физически готовым, чтобы отстоять на жаре или на морозе очередь.

Лучшее время посещения Екатерининского дворца — зимой в будни, после обеда. Тут будет меньше всего очередей. Летом сюда лучше приезжать только для прогулок по парку.

Кассы находятся в фойе дворца. Верхнюю одежду, рюкзаки, большие сумки надо сдавать в гардероб.

Перед началом осмотра, после прохождения билетного контроля, надо надеть выданные бахилы и наушники с передатчиком. Посетителей делят на группы примерно в 20 человек, каждой группе выделяется гид. Гид проводит экскурсию, чтобы его рассказ слышали все для этого и нужны наушники.

Вся экскурсия по дворцу длится не более часа. Не все залы открыты для просмотра, часть из них на реконструкции, часть до сих пор не восстановлена.

Во дворец приезжают огромные потоки туристов со всего света, много детских экскурсий. Чтобы не случилось людского столпотворения, гиды ведут свои группы по кругу, друг за другом, переходя из-за зала в зала по очереди.

Янтарная комната

Самое продолжительное время отводится на знаменитую Янтарную комнату — главную реликвию Екатерининского дворца, бесследно исчезнувшую в годы войны и восстановленную по немногочисленным изображениям и фотографиям. Янтарная комната — это подвиг русских реставраторов, которые на протяжение 23 лет восстанавливали ее точную копию из калининградского янтаря.

Янтарная комната

Фотографировать здесь запрещено, за этим смотрят гиды и смотрители зала. Музей называет две причины почему нельзя фотографировать в Янтарной комнате: изменение цвета янтаря из-за его светочувствительности и замедление потока туристов, если разрешить съемку.

Парадная лестница

Осмотр дворца начинается с Парадной лестницы. Поднявшись по белой мраморной лестнице посетители попадают в Большой зал — самое большое и прекрасное помещение дворца.

Парадная лестница

Большой зал

Большой зал

Среди залов доступных для посетителей — потрясающе красивый Большой зал или Светлая галерея. Здесь проводились торжественные мероприятия, балы, маскарады и пиры.

Зал кажется огромным и очень светлым из-за двух ярусов окон с двух сторон и зеркал, расположенных между ними. Площадь зала 840 квадратных метров, длина — 47 метров, ширина 17 метров. Большой зал Екатерининского дворца поражает и восхищает своей красотой и роскошью.

Золотая анфилада

Золотая или Парадная анфилада Екатерининского дворца — это ряд следующих друг за другом залов, протянувшихся во всю длину здания (около 300 метров). Дверные пролеты залов богато украшены золоченой резьбой, поэтому анфиладу назвали Золотой. Она кажется бесконечной, уходящей вдаль.

Экспозиция Александровского дворца

В настоящий момент в Александровском дворце для посетителей открыт, как уже было сказано, восточный флигель. Вы можете посмотреть 13 залов и комнат как на половине Николая II, так и на половине Александровны Федоровны.

В мужской части расположены Мавританская, Парадный кабинет, Приемная, Камердинерская и Рабочий кабинет. В женской — Угловая гостиная, Большая библиотека, Малая библиотека, Свитская, Сиреневый кабинет, Спальня, Палисандровая гостиная и Кленовая гостиная.

Большая библиотека. Бюст Императора

Первые два зала в которые попадают гости дворца — библиотеки: Большая с более чем 18 тысячью томами и Малая с 6 тысячами. В основном, это книги с энциклопедической информацией.

Следующий зал — Угловая гостиная, здесь проходили различные официальные мероприятия и принимались высокие гости. Подлинный предмет в этой гостиной —французский ковер, который удалось эвакуировать во время Великой Отечественной войны и сохранить.

Угловая гостиная

Приковывает к себе внимание посетителей и рождающий невольные ассоциации портрет Марии-Антуанетты, королевы Франции, которая закончила свою жизнь на гильотине. Эту картину подарил императрице Александре Федоровне президент Франции Эмиль Лубе в 1902 году

Кленовая гостиная в Александровском дворце

Кленовая гостиная в стиле русского модерна удивляет своим интересным пространственным решением и ажурной лепкой на стенах в виде цветов, бутонов и стеблей роз.

Палисандровая гостиная

Обеды царской семьи проходили в Палисандровой гостиной. Свое название она получила из-за одноименного материала, из которого изготовлена мебель, некоторые детали отделки помещения и камин.

Следующий кабинет назван Сиреневым благодаря цвету шелка, которым обиты его стены. По легенде, именно Александра Федоровна попросила архитектора Романа Мельцера, занимавшегося интерьером, оформить комнату в ее любимый цвет.

Сиреневый кабинет

Бросается в глаза большое количество разнообразной мебели и пианино фирмы Becker, на котором любила музицировать Александра Федоровна. Подлинный музыкальный инструмент, к сожалению, не сохранился, но сотрудникам музея чудом удалось приобрести фортепьяно той же фирмы на одной из распродаж.

Спальня

Спальня царской четы удивляет простотой обстановки. Ткань из английского вощеного ситца с рисунком из венков цветов, которой отделан альков, служит главным украшением помещения. На стенах много икон, в начале XX века их было более 700.

В комнате, посвященной детям Николая II и Александры Федоровны, на большом экране демонстрируются их фотографии. Тут также собрана небольшая коллекция игрушек конца XIX- начала XX веков.

На мужской половине флигеля согласно придворному церемониалу находятся все необходимые помещения для государственной работы.

В приемной, оформленной фирмой братьев Мельцеров, постоянно дежурили флигель-адъютанты.

В рабочем кабинете читались доклады и принимались чиновники. Здесь же находилась личная библиотека императора, насчитывающая более 700 томов книг по различной тематике.

В Мавританской уборной главный аккорд — бассейн на 7 тысяч ведер воды. Изысканная облицовка уборной состоит из 40 видов оригинальных изразцов, а ажурная перегородка украшена ароматницами, приобретенными Николаем II во время своего путешествия по Японии.

Камердинерская и гардеробная в настоящее время объединены в одну комнату. Достоверных сведений о том, как они выглядели, не сохранилось.

Парадный кабинет Николая II

В Парадном кабинете, оформленном в морском стиле, Николая II проводились различные государственные совещания. Некоторые исследователи полагают, что его интерьер воспроизводит салон любимой яхты императора «Штандарт».

Лестница из красного дерева ведет на антресоль, на которую также можно было попасть и из Кленовой гостиной, причем совершенно незамеченным. Возможно этим пользовалась Александра Федоровна, чтобы быть в курсе того, что происходит на совещаниях, и затем помогать супругу в принятии сложных государственных решений.

Все представленные интерьеры в Александровском дворце наполнены множеством деталей и вещей, что дает возможность хорошо прочувствовать атмосферу начала XX века и понять, чем и как жили последние представители царской фамилии в России.

1 августа 1917 года де-факто резиденция утратила свой статус, де-юре потерянный еще ранее: семья Романовых отправилась в Тобольск. Из ссылки она уже никогда не вернется. Ну а дворец, как и вся страна, через три месяца вступит в совершенно новую эпоху.

Мария Захарченко

Заказать экскурсию по Александровскому дворцу можно по объявлениям ниже

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: