Ранний классицизм в архитектуре Петербурга
Этот период начался примерно в 1760 году и завершился спустя приблизительно 20 лет. Это время нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» из-за весьма спорных способов правления Екатерины Великой. Внешне архитектурный классицизм выделялся на общем фоне применением античных орденов, также стилю была присуща монументальность конструкций.
В число первых построек данного периода в Петербурге вошел дворец графа Разумовского. Он был создан в период с 1762 по 1766 года. Авторы — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот. В проекте использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы. Тем не менее, при взгляде на фасад еще можно заметить черты барокко, не желавшего уходить в историю.
дворец графа Разумовского
Валлен-Деламот возвел также Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа, откуда и пошел знаменитый музей. Участником строительства Малого Эрмитажа был и Юрий Фельтен. Несколько рукотворных творений принадлежат гению Антонио Ринальди. Среди них монументальный Мраморный дворец и складской комплекс Тучков буян.
Украшения иконостаса
Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.
Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.
Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.
Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.
Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.
Образование и мастерство
Родился архитектор Исаакиевского собора не в России, а в предместье Парижа. Юность его совпала с наполеоновскими войнами конца XVIII – начала XIX веков. Молодой человек обучался в парижской Королевской Академии архитектуры (в те годы она носила название Специальной школы архитектуры). Дважды ему приходилось прерывать учение и отправляться в действующую армию, воевать в войсках Наполеона в Италии и Германии.
Но, несмотря на все эти препятствия, будущий архитектор Исаакиевского собора сумел выучиться любимому делу у лучших французских мастеров того периода. Во время военных походов ему удалось повидать много образцов классического искусства, а после капитуляции Наполеона – приобрести начальный практический опыт в Париже, где он наблюдал за строительными работами.
Однако талантливый и амбициозный зодчий понимал, что в переживающей послевоенный кризис Франции ему негде будет применить свои знания. А значит, нужно искать более подходящее место для реализации своих способностей. И тогда будущий архитектор Исаакиевского собора в Петербурге решил попробовать использовать свой потенциал. Почему именно там? Молодая столица Российской империи не испытывала недостатка в средствах, активно строилась и нуждалась в талантливых специалистах.
Собор-музей
В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.
Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.
В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.
Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.
В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.
История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.
С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.
Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.
Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.
С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.
Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.
Дацан Гунзэчойнэй
le id=»post-6623″ class=»post-6623 post type-post status-publish format-standard has-post-thumbnail category-primery-ekskursij» itemscope itemtype=»http://schema.org/Article»>
Одно из последних шедевров Росси
Сооружение выполнено в желто-белой гамме, олицетворяя собой крайне характерные и узнаваемые мотивы в контексте общего облика Санкт-Петербурга, и это неспроста. Данное здание стало одним из последних шедевров Карла Ивановича Росси, автора большого количества уникальных архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, по праву признанных лицом города.
Единство государства и церкви
Важно отметить, что на самом деле, Сенат и Синод – два самостоятельных здания, связанных друг с другом общим архитектурным решением в форме триумфальной арки, увенчанной скульптурной группой «Правосудие и Благочестие», главным предназначением которой стало олицетворение единства государства и церкви.
Поскольку по завершению строительства в здание были перенесены государственный и церковный чиновничьи аппараты, имеющие крайне коррупционную славу, в городе получил широкую известность ироничный каламбур, ставший в последствии петербургской пословицей «Сенат и Синод живут ПОДарками». Барельефы и горельефы, окружающие триумфальную арку, отражают в себе историю законодательства России.
Размещение органов государственного управления России
Первоначальный замысел постройки в 1829-1834 годах заключался в размещении основных органов государственного управления Российской империи, Святейшего Правительствующего Синода и Правительствующего Сената. По происшествию революции, с 1925 по 2006 год в здании располагался Российский государственный исторический архив.
Здание Сената и Синода во время ВОВ
В течение Великой Отечественной Войны фасад постройки изрядно пострадал от обстрелов, что стало причиной утраты множества интерьеров, уберечь которые удалось лишь отчасти, сохранив преимущественно роспись и лепнину.
Конституционный Суд и Президентская библиотека
В мае 2008 года со стороны бывшего Сената размещен Конституционный Суд Российской Федерации.
В противоположном крыле функционирует Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, признанная национальной библиотекой, общегосударственным электронным хранилищем цифровых копий важнейших документов по различным дисциплинам, а также исполняющая функции культурно просветительского, научно-образовательного.
Инфраструктура Президентской библиотеки
Инфраструктура библиотеки состоит из электронного читального зала, а также выставочных платформ, включающих выставочные залы и залы заседаний, конференц-зал, многофункциональный и гибкий к различным трансформациям мультимедийный комплекс, телевизионный комплекс, который осуществляет работу в формате HDTV, а также собственный издательско-полиграфический комплекс, что позволяет заявить о богатой технологической оснащенности Президентской библиотеки, в полной мере соответствующей духу нынешнего времени.
Двусветный зал здания Сената и Синода
Колоссальный интерес для посетителей Здания Сената и Синода представляют также двусветный зал, имеющий покрытый росписью свод полукруглой формы и помещение, украшенное шестью колоннами, прежде выделенное для церкви.
-
Почему вам стоит обратиться к нам
- Уровень сервиса
- Интересная культурная программа
- Оперативность предоставления услуг
- Скорость ответа
- Квалификация гидов
- Нет очередям!
- Доверие
Получите бесплатную консультацию по телефону в Санкт-Петербурге:
+7 (812) 309-28-66
или напишите нам
Экскурсия в музей «Россия — моя история»
Как добраться до Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге
Исаакиевская площадь находится в центре города. Она занимает территорию от реки Мойки до Адмиралтейского проспекта. До нее можно доехать за 10–15 минут от Невского проспекта. Но лучше пройти пешком от ближайшей станции метро и полюбоваться исторической застройкой.
Ближе всех находится станция метро «Адмиралтейская». От нее до Исаакиевской площади можно дойти по Малой Морской улице за 10 минут. Также можно выйти на станции «Садовая/Сенная». От нее нужно выйти на переулок Гривцова и идти прямо до набережной реки Мойки примерно 13–15 минут.
Схема метрополитена Санкт-Петербурга — Яндекс. Метро
Возле площади есть 2 остановки с одинаковым названием:
ост. «Исаакиевская пл. (ул. Большая Морская)»: автобусы № 10, 71, маршрутки № 169.
Остановка возле Института растениеводства имени Н. И. Вавилова:
ост. «Исаакиевская пл. (ул. Большая Морская)»: автобусы № 3, 22, 27.
Остановка напротив гостиницы «Астория»:
Портал городского транспорта Санкт-Петербурга
Если вы хотите передвигаться с комфортом, то можете заказать такси. В Санкт-Петербурге действуют десятки популярных приложений для смартфонов — Везет, Яндекс.Такси, Gett, Maxim, Uber и другие.
История строительства города
В далеком 1703 году на острове в месте разделения реки Невы на 2 рукава – Большую и Малую Неву – была заложена крепость Санкт-Петербург, строительство которой проводилось в спешке, так как война затянулась, а на берегах Финского залива требовалось закрепиться любым способом.
Болотистые земли замедляли возведение стен крепости и унесли жизни тысяч людей, не выдержавших непомерных физических усилий и тяжелых условий труда. Во дворе строения были сооружены первые деревянные здания: церковь Петра и Павла, Сенат, арсенал и Главная аптека. Почти 300 лет потребовалось, чтобы эти места стали тем, что входит в исторический центр Санкт-Петербурга.
Спустя 3 года земляные стены постепенно стали заменяться каменными, на что ушло почти 35 лет. Изначально Петр I желал, чтобы город был полностью в пересечении каналов, по примеру Венеции, но застройка пошла по другим архитектурным планам. В современном Петербурге каналы занимают всего 10% площади, что составляет около 300 км.
Санкт-Петербург гордится также своими мостами, которых в городе более 300 самого различного размера и вида. Разрастаясь, город постепенно приобретал черты, которые хорошо известны сегодня петербуржцам.
В наше время гостям северной столицы гиды рассказывают, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга и почему именно такое у него расположение.
Освящение собора
Вступившему на престол после отца Александру II выпала счастливая доля торжественно открывать новый собор, сразу получивший статус кафедрального. Большая церемония прошла 30 мая 1858 г. Из разных храмов Петербурга были принесены святыни и почитаемые иконы. Большой крестный ход прошел от Исаакиевского собора до Казанского и обратно. Хор из 1200 певчих произвел неизгладимое впечатление на присутствующих. Военные в парадной форме демонстрировали свою выучку.
До самой революции собор оставался местом проведения важнейших праздников города и государства. Особенно широко отмечались дни военных побед.
История
Главные площади Санкт-Петербурга формировались столетиями, они неоднократно переименовывались и перестраивались. Исаакиевская площадь не является исключением. Изначально на участке за Сенатской площадью располагались торговые ряды, в связи с чем, эта территория получила название Торговой площади. После строительства Мариинского дворца, в 1849 году, площадь стала называться Мариинской.
В период царствования Екатерины II был издан указ о строительстве новой Исаакиевской церкви. Изначально храм находился на соседней Сенатской площади, но, из-за непрочного фундамента, церковь решили перестроить и перенести подальше от Невы. После возведения храма площадь обустроили. Однако, название «Исаакиевская» площадь получила лишь в 1793 году.
В дальнейшем площадь была расширена и в ее центре установили памятник Николаю I, в связи с чем название решили сменить на Николаевскую площадь. Но новое имя не прижилось и скоро исчезло из официальных документов. В 1923 году площадь назвали в честь революционера В. В. Воровского. Лишь в 1944 году Исаакиевская площадь вернула себе старое название.
Площадь хранит память о важных исторических событиях страны. В годы Октябрьской революции и в 1991 году здесь проходили массовые митинги. Также несколько раз Исаакиевская площадь переживала сильнейшие наводнения. В настоящее время здесь ежегодно проходит концерт в честь празднования Дня России, фестиваль света, а также митинги и демонстрации общественных движений, политических партий и др.
Николай Пермяков
Интересные факты:
Впервые название Исаакиевская площадь было применено к территории современной Сенатской площади после строительства там одноименной церкви, а участок возле реки Мойки с торговыми рядами именовался Торговой площадью. В 1793 году, после строительства Исаакиевского собора на нынешнем месте, территория между Конногвардейским бульваром и Мойкой стала именоваться Исаакиевской площадью. Однако, в 1849 году после возведения Мариинского дворца эта площадь получила новое название — Мариинская площадь. В 1871 году Мариинская площадь в честь конного памятника Николаю I была переименована в Николаевскую. После революции, в 1923 году, она была опять переименована в Площадь Воровского. И только в 1944 году, на волне возвращения исторических названий, площадь снова стала именоваться Исаакиевской.
Синий мост через реку Мойку имеет самую большую в городе ширину — 97 метров, по сути являясь частью Исаакиевской площади.
Поскольку все здания вокруг площади строились примерно в одно время, в середине XIX — начале XX веков, Исаакиевская площадь имеет органичный вид единого архитектурного ансамбля. Самое старое здание на площади — дом Мятлевых, самое новое — здание Германского посольства. Однако главная доминанта площади — это величественный Исаакиевский собор.
Окончательно свой парадный вид площадь приобрела с окончанием отделки Исаакиевского собора во второй половине XIX века, когда убрали строительные бараки, территорию замостили булыжником и разбили Исаакиевский сквер.
В 1859 году на Исаакиевской площади был установлен конный памятник Николаю I.
Благодаря своему единому композиционному стилю площадь часто становилась объектом изображения для многих художников.
В 1907 году через площадь была проложена первая в городе трамвайная линия, идущая от Александровского сада. Площадь, вообще, издревле была важным транспортным узлом, на ней даже появилась одна из первых в Санкт-Петербурге стоянок для частных извозчиков.
Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в клумбах сквера перед Исаакиевским собором горожане выращивали овощи.
Сегодня во время городских праздников на Исаакиевской площади устраивается концерт, а зимой ставится декоративная карусель. Кроме того, площадь часто становится местом проведения народных собраний.
Отличный панорамный вид Исаакиевской площади открывается с обзорной площадки Исаакиевского собора.
В Мариинском дворце сейчас заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Петербургская Исаакиевская площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь. | |
Исаакиевская площадь на карте: Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт |
Как добраться: Территория возле Исаакиевского собора, ограниченная Адмиралтейским проспектом, Набережной реки Мойки и Вознесенским проспектом. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». Наземный транспорт — остановки «Исаакиевская площадь», «Адмиралтейский проспект», «Малая Морская улица». |
Исаакий: музей или храм?
С момента освещения храма в 1858 году и до 1928 года Исаакиевский собор был действующим храмом. Интересно, что с момента окончания строительства и до настоящего времени он никогда не находился в полном ведение церкви, несмотря на ее настоятельные просьбы. Сначала Исаакий был под управлением Министерства путей сообщения и публичных зданий, а потом Министерства внутренних дел.
В 1918 году собор был национализирован, его здание и имущество стало принадлежать государству. В 1922 году собор был разорен: были изъяты церковные ценности на 48 кг золотых и около 2 тонн серебряных украшений. Они были вывезены на двух грузовиках в пользу голодающих Поволжья. В 1931 году храм был передан в полное ведение Главнауки в качестве музейного памятника и в этом же году здесь был открыт антирелигиозный музей.
Базовым экспонатом его стал находящийся в главном зале маятник Фуко. Демонстрация физического опыта французского ученого Леона Фуко позволяла посетителям наглядно убедиться в том, что наша планета вращается. Маятник Фуко был запущен в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, длина его нити составляла 98 метров. В 1986 году маятник был снят и до сих пор находится в подвале собора.
В 1990 году были возобновлены церковные службы, воссозданы колокола. В 2016 году РПЦ потребовала передать Исаакиевский собор в ее собственность. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко согласился с данным требованием. Данное решение вызвало большой общественный резонанс среди горожан. Были проведены массовые акции протеста, активисты вели общественную кампанию за сохранение статуса Исаакиевского собора в качестве музея-памятника. Согласно опросам, большинство горожан не хотели передачи его церкви.
Музей «Исаакиевский собор» является одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. Он является полностью самоокупаемым, при передаче собора церкви расходы по его содержанию и реставрации полностью легли бы на город.
В 2019 году стало известно, что пока РПЦ отступила и собор не будет ей передан. Петербуржцы смогли отстоять музей, и он продолжил свою научно-просветительскую деятельность. Тем не менее в соборе ежедневно проводятся утренние и вечерние богослужения. Сначала они осуществлялись в боковом приделе Александра Невского, а в 2018 году музей передал церкви и придел святой Екатерины.
Архитекторы классицизма в Петербурге
Архитектор | Годы жизни | Здания |
Ж.-Б. Валлен-Деламот | 1729-1800 | · Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34;
· Академия художеств на Университетской набережной, 17; · Дворец Разумовских. |
Ю. М. Фельтен | 1730-1801 | · церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской;
· Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр; · ограда Летнего сада; · одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного. |
В. И. Баженов | 1737-1799 | · Дом Теплова (Свердловская набережная, 40);
· Михайловский (Инженерный) замок; · Второй дворец Павла I. |
Д. Кваренги | 1744-1817 | · Эрмитажный театр у Зимней канавки;
· здание Академии Наук; · Иностранная коллегия; · Смольный институт; · Малый Гостиный двор и «Серебряные ряды»; · Мальтийская капелла; · церковь во дворе Воронцовского дворца; · Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице); · Екатерининский институт. |
А. Ринальди | 1710-1794 | · Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6);
· Князь Владимирский собор; · ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны). |