Церковь святых петра и павла

Концерты в Петрикирхе

Органные концерты в соборе Петрикирхе стали его визитной карточкой. Считается, что здесь установлен лучший орган в Санкт-Петербурге.

Первый орган фирмы Валькер был утерян в 1930-х, после возвращения церкви общине подарили новый орган небольшого размера. Однако, его мощностей не хватало для такого большого зала и в 2017 году инструмент заменили. Сегодня Большой орган Петрикирхе радует поклонников классической и современной музыки.

В афише вы найдете много концертов, посвященных немецкому композитору И. С. Баху. Особой любовью пользуются выступления вокально-инструментальных ансамблей, хоровых коллективов, праздничные музыкальные вечера. Например, весенний концерт Петрикирхе — «Ave Maria и шедевры классики».

Лютеране в России[править | править код]

В России Евангелическо-лютеранская церковь существует с г., когда в Москве была открыта первая лютеранская часовня. К году церковь объединяла уже более семи миллионов лютеран и реформатов.

Лютеранское учение появилось в России почти одновременно с его возникновением в Западной Европе. Дело в том, что Великий князь Василий в двадцатые годы XVI века, налаживая связи с европейскими соседями, приглашал в Россию ремесленников, торговых людей и аптекарей. Эту традицию продолжил и его сын, Иван Грозный. Среди шведских купцов, немецких лекарей, хирургов, типографщиков было немало лютеран. Им было разрешено свободно исповедовать свою веру, в отличие от католиков.

В лютеранах русские государи видели естественных союзников Православной Церкви, ибо и те, и другие боролись с «латинской ересью». К тому же, как отмечают историки, протестанты не обнаруживали стремления к занятиям политикой. Тем не менее исторические источники свидетельствуют, что лютеране пытались обратить в свою веру самого царя Ивана Грозного. Впрочем, когда в лютеране направили к Ивану Грозному посольство, открытой целью которого было заключение союза с Православной Церковью (тайное же поручение послам было обратить царя в лютеранство), тот запретил протестантам не только рассуждать перед его подданными о своей вере, но и даже входить в православные храмы.

Тем не менее пленные немцы и шотландцы, расселённые по разным российским городам после Ливонской войны, получили от царя право свободного исповедания своей веры. В Москве немцы селятся в слободе Кукуй, где у них был не только свой пастор, но и кирха. Вообще при Иване Грозном в России лютеранам жилось гораздо легче, чем их единоверцам в Западной Европе.

Самым благоприятным для протестантов было царствование Бориса Годунова. При нём уже в самом центре Москвы — Белом городе — на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии.

В период Смуты положение лютеранской общины стало неустойчивым: если Лжедмитрий I не чинил «иноверцам» никаких препятствий, то Лжедмитрий II едва не истребил их всех. Лютеран обвиняют в непочтительном отношении к русским святыням: якобы они сидят и спят на иконах, строят возле церквей корчмы и «всякое осквернение от немцев русским бывает».

Романовы[править | править код]

В царствование Михаила Федоровича положение выправляется, и лютеране даже получают разрешение на строительство нового храма, который в благодарность называют Михайловским.

Число протестантов в Москве постепенно увеличивается, и к концу царствования Михаила Романова в городе уже насчитывается тысяча семей лютеран и реформатов. Связано это с тем, что царь предпочитал приглашать в страну для «государственных нужд» протестантов, а не католиков. Впрочем, цари стремились ограничить влияние и лютеран, для чего царь Алексей Михайлович повелел всем протестантам, которые не согласны перейти в православие, жить только на Кукуе. Они также получили право строиться в Новгороде, Пскове, Переславле и Белгороде, где им позволялось отправлять свою службу по домам, храмы же строить запрещалось. Всего же в 1673 г. немцев в России жило не менее 18 тысяч. А при правлении царевны Софьи к ним прибавились ещё и гугеноты, бежавшие из Франции…

Протестанты никогда не скрывали своих убеждений и стремились проповедовать свою веру. Летописцы отмечают, что среди них было много образованных и умных проповедников. Лютеранские убеждения находили живой отклик у православной паствы, ибо, как и Русская Церковь, содержали резкую критику католичества.

Первые жалобы деятелей РПЦ на успехи лютеран появились ещё в середине XVI века. Лютеранство настолько сильно влияло на умы ищущих людей, что им оказывались «заражены» писания и людей православных. Так, например, в г. властям пришлось запретить «Катехизис», изданный тиражом в несколько тысяч экземпляров, поскольку в нем усмотрели влияние протестантской пропаганды. Вообще XVII век становится веком активной полемики лютеранских и православных авторов.

Богословский диалог двух Церквей был решительно прерван царем Алексеем Михайловичем, который в своём «Уложении» ввёл смертную казнь за совращение из православия.

Архитектура

Приход Святой Мариипостроили по проекту архитектора Г. Х. Хаульсена в классическом стиле. С начала XIX века внешний вид здания почти не изменился. Церковь Святой Марии — это прямоугольное здание, увенчанное куполом на барабане. Главный западный фасад храма, украшенный портиком из четырёх колонн тосканского ордера, выходит на Большую Конюшенную улицу. Отдельные части композиции — это вазы и треугольный фонтан.

В 1871 году архитектор К. К. Андерсон провел небольшую перестройку. Количество прихожан росло, и необходимо было увеличить вместимость церкви. Это сделали за счет сооружения вторых хоров на чугунных столбах внутри здания. Для свободного передвижения окна главного фасада переделали в двери.

Реставрация 1999 года по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка вернула храму первоначальный вид. Но были внесены изменения. Массивный алтарь заменили на более легкий, оставив только алтарную решетку.

История общины

?емецкая лютеранская община старее здания церкви. Немцы-лютеране
населяли Петербург с самого его основания. Первоначально они
собирались на свои молитвенные собрания в доме вице-адмирала
Корнелия Крюйса на территории нынешнего Эрмитажа. Богослужения
тогда проводил пастор Вильгельм Толле. В 1709 году во дворе
дома Крюйса была возведена маленькая деревянная кирха, в которой
собирались как немцы-лютеране, так и голландцы-реформаты со всего
Адмиралтейского острова, где находилась Немецкая слобода. Датой
основания общины считается 1710 год. Со временем возникла
необходимость постройки отдельной большой кирхи, начало которой
было положено в 1727 году с выделения участка под её строительство.
Первым пастором Петрикирхе стал Генрих Назиус (1687-1751).
25 июня 1730 года пастор Генрих совершил торжественное богослужение
в здании деревянной кирхи в честь годовщины Аугсбургского
исповедания.

В 1760—1762 гг. было построено новое здание церковной
школы. Царствование Екатерины II, благоволившей к своим
соотечественникам-немцам, очень хорошо сказалось на жизни общины.
Императрица вносила пожертвования в церковную казну и взяла школу
под своё покровительство. К 1794 году в лютеранской общине
Петрикирхе насчитывалось 2 тыс. причастников.

Dmitry Zernov @ Foursquare

В 1820 г. при церкви был открыт воспитательный дом для
мальчиков-сирот из числа прихожан. C 1833 по 1838 году приход
собирался на богослужения в здании Финской лютеранской церкви.
После постройки нового церковного здания в нём разместилась
Генеральная Консистория Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В
1841 г. при церкви был создан воспитательный дом для
девочек-сирот, в 1843 г. — Общество попечительства над
бедными. В особые дни в церкви Св. Петра проводились совместные
богослужения для всех лютеранских общин Петербурга.

После революции 1917 г. многие прихожане церкви Св. Петра
эмигрировали из России. Наблюдалось стремительное падение
численности общины. Если в 1914 году в приходе числилось 16 тыс.
человек, то к 1930 году только 4 тыс. Церковное здание и остальная
недвижимость (2 дома и 2 флигеля рядом с церковью
и т. д.) были национализированы, репрессии усиливались. В
1932 г. пастором стал Пауль Райхерт, ему помогал его сын Бруно
Райхерт. Они были арестованы в 1937 г. и в следующем году
расстреляны. В декабре 1937 г. церковь была закрыта. Убранство
церкви, представлявшее художественную ценность, было конфисковано и
попало в запасники музеев. Алтарная картина «Распятие» Карла
Брюллова до сих пор находится в Русском музее (в 2007 г. в
церковном зале появилась уменьшенная копия картины).

Современность

? 1989 году была воссоздана лютеранская «немецкая община»,
которая сначала проводила свои богослужения в Пушкинской кирхе.
Лидерами немецкой общины были А. Биттнер, Ю. Левенстерн,
К.Шперлинг. По их инициативе из Риге в качестве пастора приезжает
Йозеф Баронас. В июне 1990 года проходит учредительный съезд общины
в библиотеке Маяковского. В 1992 г. немецкий приход А. А. Битнера с
пастором Лотихиусом покидает г. Пушкин – Царское Село и собирается
в
храме св. Анны на Кирочной улице, где еще действует кинотеатр
«Спартак».

31 октября 1992 г. состоялось первое богослужение в соборе
свв. Петра и Павла. Здание было официально возвращено верующим в
июне 1993 г., однако процесс реконструкции здания затянулся до
1997 года, когда оно было торжественно переосвящено 16 сентября.
Община церкви св. Анны переехала в Петрикирхе в результате чего
появилось название: «община св. Анны и св. Петра».

Denis Levashov @ Foursquare

В 1993 г. третий этаж административной (задней) части
здания был оборудован для создания германо-российского центра
встреч, задачей которого является возрождение и развитие
культурного наследия российских немцев и ведение диалога между
немцами и представителями других национальностей.

К 2003 году община собора (Deutsch. Deutschen
evangelisch-lutherischen St.-Annen- und St.-Petri-Gemeinde
)
состояла из 700 прихожан, а в 2013 — 650.

Община регулярно организует благотворительные концерты и в музей
«Катакомбы» (1 этаж), а также проводит курсы по изучению немецкого
языка. При приходе действуют библейские семинары, кружки рукоделия,
«комната одежды» (магазин «секонд-хенд»), «диакония» (шефство над
престарелыми членами прихода), совет общины, совет сеньоров.

Ансамбль церкви святых Петра и Павла

Петерскирхе расположена в глубине зданий по Невскому проспекту.

С самого начала церковь была не единичным строением, а входила в ансамбль, состоящий, помимо самой церкви, также из школы и двух домов.

В 1735 году перед церковью были построены два полутораэтажных деревянных дома, выходящих на нынешний Невский проспект. В одном доме разместился причт (жилища пастора, кантора и других служителей), в другом — школа.

В 1747-1752 годах по проекту архитектора И.Г. Кемпфа на месте деревянных домов построили новые, каменные здания.

В 1830-1832 годах архитектор Е.Т. Цолликофер перестраивает оба дома перед церковью в симметричные доходные трёхэтажные каменные дома в стилистике классицизма.

В 1910-1911 годах оба здания были надстроены на два этажа. Проект надстройки составил архитектор В.Э. Коллинс.

Сегодня эти дома встроены в ряд других зданий по Невскому проспекту, а Петерскирхе, получается, расположена за зданиями — во дворе. В домах находятся, в том числе, коммерческие помещения.

В здании под номером 22 работает Русско-немецкий центр встреч при Петерскирхе, который проводит курсы по изучению немецкого языка, организует молодежные обмены, каникулярные программы, летние лингвистические лагеря и т.д.

Простая отделка фасадов домов с ровной сеткой окон включает карнизы, рустовку, балясины и сандрики второго этажа, а также редкие балконы.

В 1762 году на участке, принадлежавшем лютеранской общине, позади церкви, было построено двухэтажное здание лютеранской школы «Петришуле», впоследствии пережившее множество перестроек, но сохранившееся до наших дней.

В здании всё также находится школа «Петришуле», с углубленным изучением немецкого языка.

При школе работает музей истории «Петришуле».

Восстановленный актовый зал школы — ещё одна гордость «Петришуле». В зале отличная акустика; изразцовые камины, бронзовые бра, люстры и торшеры, которые находятся на балконе. В дореволюционный период зал арендовали для камерных концертов. В зале выступал композитор П.И. Чайковский. Сейчас в зале проходят вечера встреч выпускников и различные общешкольные мероприятия.

— бронзовый бюст Иоганна Себастьяна Баха, работы петербургского скульптора Левона Лазарева, установленный 14 сентября 2019 года.

Именование[ | ]

Впервые термин «лютеране» использовал Иоганн Экк в 1520 году в своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле. Лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Лютер использовал его редко, в Книге Согласия оно не встречается. Ещё в начале XVII века термин не был общепринятым — теолог Филипп Николаи удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания Тридцатилетней войны. Тем не менее более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане».

Фото и описание

Церковь Святых Петра и Павла (немецкое название – Петрикирхе) – это
евангелическо-лютеранская церковь, которая находится в Петербурге на Невском
проспекте. Здесь расположены Центральное церковное управление
Евангелическо-Лютеранской церкви в России, Казахстане, Средней Азии и на
Украине, канцелярия епископа. Петрикирхе – один из старейших лютеранских храмов
России. Исторический адрес церкви: Дворцовая набережная, дом адмирала Крюйса,
современный адрес: Невский проспект, дом 22/24.

Петрикирхе была основана в 1710 г., когда построили первое здание храма,
лютеранская же община была организована в доме Крюйса еще в 1703-04 гг. Для
общины в 1708 г. во дворе дома адмирала Крюйса была построена маленькая часовня
в виде креста.

В 1727 г. Петром II немецкой лютеранской общине была передана в дар земля,
расположенная между Большой и Малой Конюшенной улицами. Здание Лютеранского
храма было заложено там 29 июня 1728г. (в праздник святых Петра и Павла). А 14
июня 1730г. оно было освящено.

Здание строилось по проекту и под наблюдением фельдмаршала Миниха Б.Х.
Церковь была выполнена из кирпича и вмещала около 1500 прихожан. Через семь лет
после открытия храма рядом с ним были построены два здания, в которых
размещались школа и квартиры церковнослужителей. В алтаре лютеранской церкви
святых Петра и Павла размещалась картина «Явление Христа ученикам» Г. Гольбейна,
которую подарил общине придворный живописец Г.Х. Грот. Храм был украшен
деревянными скульптурами руки И. Дункера; орган был выполнен мастером из Митавы
И. Г. Иоахимом.

В 1832 г., когда здание церкви немного обветшало, лютеранской общиной
Санкт-Петербурга был объявлен конкурс на создание проекта здания храма. На суд
было представлено пять архитектурных проектов, лучшим из которых стал проект
А.П. Брюллова. Новое здание Петрикирхе было заложено 31 августа 1833г. (старое
было снесено летом того же года). Вчерне оно было уже готово к осени 1835 года.
Еще три сезона ушло на отделку.

Главный фасад здания, прорезанный большой аркой, с открытой аркадой на 2-ом
этаже, украшали две 3-ярусные башни, которые создавали впечатление
устремленности вверх и невесомости. На портале установлены две статуи из
мрамора, выполненные по модели Б. Торвальдсена (скульптор П. Трискорни); фасад
украшают четыре горельефа работы скульптора П. Жако. В оформлении интерьера
использованы мотивы архитектуры романского стиля. Резьбой внутри храма занимался
П. Кретан, росписью — П. Дроллингер, картина над алтарем принадлежит кисти К.П.
Брюллова (сейчас она находится в Русском музее).

Новая церковь вмещала вдвое больше прихожан, чем старая, благодаря 3-ярусным
хорам, опирающимся на чугунные столбы. Освящение храма состоялось 31 октября
1838 г., в день Реформации. В 1841 г. фирмой «Валкер» из Людвигсбурга был
установлен орган – самый большой в Петербурге; в 1886 г. его заменили на новый,
который был вторым по размерам во всей Российской империи.

В 30-е гг. 19 века архитектором Г.Р. Цолликофером были полностью перестроены
оба дома, которые принадлежали общине. Им были возведены два флигеля, в которых
размещались книжные лавки А.Ф. Смирдина и Н.А. Серно-Соловьевича, редакция
журнала «Библиотека для чтения».

В 1863 г. в храме появились колокола, а в 1884-88 гг. интерьер был украшен
витражами работы С.Кальнеролли.

К 80-м гг. 19 века, в силу слишком мягкого грунта и разницы в давлении на
него, здание пришло в аварийное состояние в результате осадки стен. В 1883 г.
известный знаток церковно-строительной техники, Бернгард, исправил положение
стальными затяжками. В 1895—1897 гг. внутреннее убранство церкви было сильно
изменёно по проекту арх. Максимилиана Месмахера с целью приведения всех
элементов интерьера к единому стилю, поскольку романские, ренессансные,
готические и античные мотивы не очень-то гармонировали друг с другом. Перед
храмом были установлены фигуры апостолов Петра и Павла, представляющие собой
копии скульптур А. Торвальдсена.

В 1938 г. лютеранская церковь была закрыта, здание передали под концертный
зал, а убранство храма вывезли или уничтожили, только лишь малую его часть
передали в музеи города. Не имевший равных в городе, церковный орган был
варварски разрушен. Но интерьеры сохранялись в относительной целостности вплоть
до 1958 г., когда здание начали перестраивать под плавательный бассейн. Все
помещения были перепланированы, а в ходе строительных работ погибли остатки
росписи.

Интересные факты

  • Церковь названа в честь Святой Марии, так как ее освящение пришлось на день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
  • В основании Церкви заложены серебряные монеты, отчеканенные в периоды правления Павла III, Екатерины II, Павла I и Александра I.
  • В 1899 году архитектор К. К. Керковиус разработал проект нового храма. Его предполагалось возвести возле Финляндского вокзала, где традиционно проживало много финнов, но реализовать проект не получилось из-за недостатка средств.
  • В начале XIX века количество прихожан, согласно церковным книгам, составляло около 20 тысяч человек. В церкви стали проводить по три богослужения и даже продавать билеты на места в большие церковные праздники.
  • 19 мая 2002 году на повторном после реконструкции освящении церкви присутствовали президент Финляндии и губернатор Санкт-Петербурга.

Персоналии

  • Кондрад Буссов (1552/1553—1617) — тесть пастора Мартина Бера, очевидец, описавший Россию в период Смутного времени.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — приходской учитель в церкви св. Михаила, пастор Саксонской лютеранской общины, затем в 1670—1675 — пастор общины свв. Петра и Павла, основатель первой в Москве театральной школы, директор и режиссёр «комедийной хоромины» — придворного театра, просуществовавшего до 1676 года.
  • Иван Ягужинский — органист лютеранской церкви в Москве (ок. 1687; возможно, церкви Св. Михаила), отец Павла Ягужинского, сподвижника Петра I.
  • Вильгельм Рихтер (1767—1822) — сын пастора Михаила Рихтера (умер 2 февраля 1800 г., 79 лет), член общины Св. Михаила, врач-акушер, лейб-медик (1818), заслуженный профессор акушерства Московского университета (1819), автор известного труда «История медицины в России»].
  • Фёдор Иванович Роде — член церковного совета. В 1891—92 управитель построек Комитета для благоустройства Введенского иноверческого кладбища. В 1898 построил Евангелическую богадельню на Ирининской улице (ныне — ул. Ф. Энгельса) в Москве].
  • Макс Александрович Петерс — органист (упоминается в справочниках 1914 и 1917 года]])

Пасторы

Годы Имя Годы жизни Комментарий
1600-е Мартин Бер Неизвестны 9 мая 1606 года, с дозволения Лжедмитрия I, произнес в Кремле проповедь для служивших немцев, что раньше было позволяемо только в Немецкой слободе.
Михаил Рихтер 1720—1800
1801—1813 Якоб Кронеберг (Jacob Croneberg) 1756—1813 Ректор церковной школы при церкви Св. Михаила в Москве, с 1801г — пастор. Умер 5 апреля 1813г.
1822—1836 Адам Христиан Павел Кольрейф 1777—1836 Пастор и писатель
1840—1855 (?) Август Генрих Диттрих 1797—1855 Cтарший пастор (пастор-примариус), с марта 1842 года заседатель Московской евангелическо-лютеранской консистории. В 1850 году награждён золотым наперсным крестом.
1867—1887 (?) Андрей Иванович Фехнер (Andreas Wilhelm Fechner) 1825—1887 Писатель, пастор, духовный заседатель Московской евангелическо-лютеранской консистории, написавший «Хронику евангелических общин в Москве» — единственный в своем роде, фундаментальный труд, посвященной лютеранским общинам Москвы, основанный на широком историческом материале.
1897—1920 Арвид Кан (Kahn) 1872—1920 Обер-пастор. Умер от сыпного тифа.]
1904—1907 Максимилиан Штендер (Stender) 1876—1922
1909—1921 Александр Зигфрид (Siegfried) 1876—1957 В 1920 году избран асессором в Московской консистории. Эмигрировал в Германию.]
1925—1928 Эрнст Фридрих Йозеф Гольцмайер (Holzmayer) 1867—1928
1928—1934 Александр Теофил Мейер (Meyer) 1865—1934 Епископ, доктор теологии, генеральный суперинтендент Московской евангелическо-лютеранской консистории, в 1911—1928 пастор в церкви свв. Петра и Павла, с 1928 — пастор в общине Св. Михаила, которая к тому времени лишилась своего здания и собиралась на богослужения в московской церкви евангельских христиан.]
1928—1934 Вольдемар Конрад Рюгер (Rüger) 1891—1938 В начале 1935 года арестован по обвинению в получении денежных средств на «контрреволюционную агитацию», приговорён к 5 годам лишения свободы, умер в ссылке на Дальнем Востоке.]

Захороненные

В церкви св. Михаила были захоронены знатнейшие особы лютеранского вероисповедания

  • Иоганн Шлезвиг-Гольштейнский (1602) — датский принц, жених царевны Ксении Борисовны Годуновой];
  • Яков Вилимович Брюс (1735) — граф, российский государственный деятель, военный, инженер и учёный, один из ближайших сподвижников Петра I].

XVIII век[править | править код]

После смерти Петра I, в правление Анны Иоанновны, лютеранство оказалось скомпрометировано, так как делами в государстве стали управлять немцы-протестанты. Однако при Елизавете они уже «не смели не уважать православия». Благодаря расчётливой политике новой русской императрицы (ею были даны некоторые преимущества протестантам, отступившимся от своей веры) многие прибалтийские дворяне обращаются в православие. Однако при Екатерине II число лютеран существенно увеличилось, так как императрица привлекла немецких крестьян для освоения Поволжья.

«Всем иностранцам дозволяем в империю Нашу въезжать и селиться, где кто пожелает, во всех наших губерниях», — записала Екатерина II в своем манифесте в г. В конце XVIII века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

Катакомбы церкви святых Петра и Павла (подвал Петеркирхи)

При реконструкции 1990-х годов появился новый пол церкви, который теперь расположен на 4 метра выше прежнего и под ним всё ещё находятся помещения, в том числе, чаша бывшего бассейна — сегодня это так называемые катакомбы (подвалы Петеркирхи).

По катакомбам проводят экскурсии. В катакомбах организуют выставки, инсталляции, спектакли и постановки.

Во время посещения «Катакомб» можно увидеть чашу бассейна, окружающий ее подвал с основаниями гранитных пилонов на уровне старого церковного зала; подлинный крест, который когда-то держал ангел над входом в храм; а также росписи с христианскими символами, выполненные в 2007 году американским художником-неоэкспрессионистом Мэттом Лэмбом (Matt Lamb) совместно с учащимися художественных школ Петербурга.

Посетить катакомбы можно с экскурсией, или свободно, при посещении мероприятий церкви.

В определенные дни в «Катакомбах» проводятся службы и часы молитвы.

История храма

За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.

Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице. Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.

12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.

На попечительстве прихода Святой Марии находились:

  • дома сирот
  • приют для бедных
  • касса взаимопомощи
  • общеобразовательные школы
  • часовня на Митрофаньевском кладбище
  • молитвенный дом Святой Марии в Лахте

В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу. Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.

С 1970 года в здании находился «Дом природы». Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.

В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.

К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам. Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.

В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган, который сопровождает все службы.

Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения, мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.

В храме проходят:

  • библейский час для прихожан
  • воскресная школа для детей
  • собрания для молодежи
  • концерты духовной музыки для всех желающих

https://youtube.com/watch?v=mbYvrCqkOBs

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector