Ссора Гумилева и Волошина
А. Головин. Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912 год
Зал Мариинского театра, в котором работал Александр Головин, получил имя художника. Это помещение прославилось еще и благодаря известному скандалу, произошедшему в его стенах.
В те годы в Петербурге было популярны стихотворения Елизаветы Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак. В девушку был влюблен поэт Николай Гумилев, но получил отказ, поскольку у Елизаветы уже был жених.
Тогда отверженный Гумилев начал распространять слухи о бурном романе с Дмитриевой. Жених поэтессы находился на службе в армии, поэтому за Елизавету вступился ее друг – поэт Максимилиан Волошин. В мастерской художника Головина в Мариинском театре на глазах у толпы людей Волошин подошел Гумилеву и дал ему пощечину. Этот инцидент привел к дуэли поэтов на Черной речке: в тот раз Гумилев промахнулся, а пистолет его соперника дал осечку.
Золотые абонементы Мариинского театра
Конечно, Валерий Гергиев – отличный управленец. Никто не может тягаться с худруком Мариинки не только в области исполнительского мастерства, но и в реализации сугубо коммерческих проектов. В частности, абонементные ценовые предложения главного театра Санкт-Петербурга весьма далеки от гуманных. Несмотря на пресловутый опт.
Заявленная программа на следующий театральный сезон весьма пространна: 49 абонементов. Среди них несколько предложений, рассчитанных на семейную аудиторию.
Что греха таить – покупку абонемента в театр принято рассматривать как возможность существенно сэкономить на посещении оперы и балета. Театр же, продавая абонементы, может заранее гарантировать наполнение залов во время рядовых представлений, без участия звезд или просто популярных артистов, а также предлагая по сниженным ценам далеко не самые лучшие места – в том числе и на утренних, а также дневных спектаклях.
Тут важно учесть, что зритель в какой-то мере приобретает кота в мешке – состав исполнителей на том или ином абонементном спектакле в подавляющем большинстве случаев не известен на момент приобретения билетов. Но низкая цена должна с лихвой компенсировать все возможные разочарования
Неприятность фокуса состоит в том, что понятия верстальщиков абонементной программы Мариинского театра в корне отличаюся от общепринятой точки зрения касаемо категории «дорого – дешево». Да, в рамках абонементов можно найти и билеты по 450 – 900 рублей на отдельные спектакли. Но таких примеров – капля в море. Уровень цен в большинстве случаев принципиально иной. И удар по кошельку любителей классического искусства будет нанесен нешуточный.
Вот несколько примеров.
В первую очередь вызывают интерес абонементы из серии «В Мариинский театр – всей семьей». В них предлагаются к посещению утренние и дневные спектакли, которые могут заинтересовать, как родителей, так и детей. И поодиночке такие абонементы, как правило, не приобретаются.
Рассмотрим самый распространенный случай: в Мариинский театр отправляются два человека: супруги или, скажем, бабушка с внучкой. Дешевле всего таким парам обойдется покупка абонемента № 3. Самый дешевый билет абонемента на момент подготовки этого материала стоил 4860 рублей, самый дорогой – 8040 рублей. Итак, пара покупателей абонемента должна будет выложить от 9720 до 16 080 рублей. Согласитесь, это весомые суммы для абсолютного большинства рядовых жителей Петербурга.
А если в театр захочет пойти семья из трех, четырех и более человек? И заметим – «самый дорогой» билет в данном и последующих примерах – это вовсе не место в первом ряду или центре бельэтажа. Это просто кресла в относительно близких к сцене рядах.
Разброс цен в остальных семейных абонементах: от 6240 до 12 180 рублей. Напомним, все это – утренние спектакли. И это стоимость билетов для одного члена семьи. Право же, будет гораздо экономней не подписываться всей семьей на такое дорогостоящее театральное будущее, а прийти к началу спектакля и попытаться приобрести билет на галерку за 500 рублей. Получится гораздо экономнее, а если повезет, то можно будет и пересесть на свободные места пониже.
Ничем не оправданным выглядит ценообразование абонемента, посвященного творчеству Петра Ильича Чайковского. Оптовая покупка шести его шедевров доступна с ценниками от 10 725 до 18 675 рублей.
Но абсолютным лидером по стоимости стал абонемент «Балетная классика». Посмотреть шесть спектаклей – «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Раймонду», «Спартак» и «Пахиту» – можно будет, заплатив от 14 550 до 23 550 рублей за одного человека. Заранее, оптом, дорого и с неведомыми составами – таково истинное наполнение этого абонемента Мариинского театра.
К чему в дальнейшем приведет такое развитие дел в Мариинском театре? Что будет, когда маэстро Гергиев физически не сможет управляться со своим царством, – увы, никто из нас не молодеет.
Очевидных ответов нет. Ясно одно: главный петербургский театр уже никак не может претендовать на первое место в российской табели о рангах. Ведь на его фоне и Театр Станиславского и Немировича-Данченко, и даже «официальный» Большой выглядят куда человечнее и профессиональнее.
Константин Каюков, интернет-журнал «Интересант»
Площадки
Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:
- Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
- Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
- Владивостоке – 1 (приморская)
Основное здание Мариинского театра
Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.
Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:
- Э. Фрачиоли
- А. Головин
Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.
Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:
- ширина — 30 м
- глубина – 20 м
- высота — 24-25 м
Вторая сцена
Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:
- вместимость зала – 2 тыс.чел
- площадь — 80 тыс.кв.м
- этажей – 7
Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.
Концертный зал (третья сцена)
Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.
Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:
- архитектор К.Фабр (Франция)
- инженер Тойота (Япония)
Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:
- объем -1,3 тыс. куб.м
- вместимость — 1110 мест
- длина – 52 м
- ширина – 24 м
- высота — 14 м
В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.
Приморская сцена
Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.
Корпус имеет 2 зала:
- Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
- Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.
В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.
Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания
Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.
Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:
- ширина – 14 м
- высота – 12 м
Северо-Осетинская государственная филармония
С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.
История театра
Началом истории театра считаются 80-е годы XVIII века. Что интересно, его возраст отсчитывается от даты основания другого театра, а именно — Большого Каменного. Последний просуществовал примерно сотню лет. В нем выступали артисты труппы, значительно позднее ставшие коллективом Мариинки.
Как уже было упомянуто выше, ее здание было выстроено лишь в середине XIX столетия. Оно было возведено на месте сгоревшего цирка. Проект здания было разработан Альбертом Кавосом. Первая постановка в новом театре была показана в середине осени 1860 года. Это была опера, автором которой являлся великий Михаил Глинка.
В начале 60-х годов XIX века главным капельмейстером театра был назначен Эдуард Направник. Его приход стал началом одной из самых славных эпох в истории Мариинки. Этот период продолжался примерно пятьдесят лет, в течение которых на сцене театра состоялись премьеры многих опер, признанных сегодня классическими. Именно зрители Мариинки впервые услышали «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и «Снегурочку» Николая Римского-Корсакова, «Иоланту» Петра Чайковского и «Демона» Антона Рубинштейна… Список великих музыкальных произведений, впервые прозвучавших в стенах знаменитого театра, можно продолжать еще очень долго.
Также нужно сказать несколько слов о Мариусе Петипа, возглавлявшем балетную труппу с конца 60-х годов XIX века. Современники называли его хореографом-симфонистом. Он принес на сцену театра целый ряд новаторских идей.
В 80-е годы XIX века здание было перестроено по проекту Виктора Шретера. Слева к театру был пристроен новый корпус, состоящий из трех этажей. В нем разместились электростанция, котельная, театральные мастерские и репетиционные залы. Вместо деревянных стропил были установлены железобетонные и стальные. Были увеличены фойе здания, реконструирован его фасад.
После того, как строительные работы были закончены, репертуар театра расширился: раньше вниманию зрителей здесь предлагалась лишь опера, теперь же появились и балетные постановки.
В годы советской власти театр был переименован в Кировский. В тот период он стал академическим. В нем демонстрировались как классические произведения, так и творения новых авторов. В числе новинок того времени можно назвать, например, «Лауренсию» советского композитора Александра Крейна.
В 40-е годы XX века, в военное время, театр был отправлен в эвакуацию. Труппа долгое время находилась в Перми, там состоялось несколько премьер.
В конце 60-х годов была начата реконструкция здания. Она завершилась в 70-е годы. Проект реконструкции был разработан Саломеей Гельфер. В начале 90-х годов XX века театру возвращено его историческое название.
В настоящее время на сцене знаменитого санкт-петербургского театра можно увидеть как классические постановки, так и то, что было создано нашими современниками.
Когда звезды не сошлись
Проходящий в Мариинском театре из года в год фестиваль «Звезды белых ночей» за свою историю превратился из суперсобытия в мире культуры в изматывающий марафон, спектакли которого далеко не всегда соответствуют фестивальному статусу. И более того, как правило, ничем не отличаются от текущей мариинской афиши. Но преподносится всё это пиарщиками «Белых ночей» как нечто исключительное и требующее немедленного приобретения билетов.
На самом деле рецепт верстки фестивальной программы прост: одно выступление Анны Нетребко (в последние сезоны непременно «украшенное» бэк-вокалом ее супруга Юсифа Эйвазова), две-три премьеры собственного производства, пара балетных гала, из которых одно непременно сорвется и на которые уже не приезжают, как раньше, мировые балетные звезды.
Оперных звезд межконтинентального масштаба – также с гулькин нос. Всё больше завсегдатаи «Белых ночей» – два итальянца: 70-летний бас Феруччо Фурланетто и 78-летний тенор Пласидо Доминго. С последним-то и приключилась недавно громкая скандальная история.
Несмотря на преклонный возраст Доминго, несомненно, остается мировым именем – пусть уже в большей мере из-за уважения к его заслугам и вкладу в оперное искусство. Именно этими факторами и ничем иным можно объяснить то, что петербургская публика с радостью раскупила билеты стоимостью 15 – 20 тысяч рублей на представление оперы «Симон Бокканегра», назначенное на 25 июня 2019.
Уже после того, как зрители заняли свои места, стало известно, что Доминго выступать не будет – он якобы заболел. Действительно, «Инстаграм» «золотого» тенора свидетельствовал: буквально накануне Пласидо за кулисами театра Ла Скала молодецки позировал пьющим шампанского прямо из горла. А много ли нужно для пожилого человека?
Счастье еще, что певец быстро поправился и, если верить всё тому же официальному «Инстаграму», – блистал в «Травиате» на сцене Баварской оперы уже 28 июня.
В этой стандартной ситуации (вспомним также экстренную «болезнь» Анны Нетребко, помешавшую ей принять участие в бесплатном, по счастью, концерте, посвященному Дню города и последовавшие потом фоторгафии с курорта), удивляет лишь энтузиазм меломанов, скупивших все дорогущие билеты на Доминго.
Вдумайтесь: билеты в Мариинку стоили по 15-20 тысяч. В то же время в календаре тенора значатся выступления в августовском концерте на Арена ди Верона (от 1950 рублей по текущему курсу) и октябрьский «Макбет» в Метрополитен-опере (от 3 360 рублей).
На того же «Симона Бокканегро», который пройдет в будущем марте в Гамбургской опере с участием Доминго, доступны билеты от 7 (!) евро – это 500 рублей.
Воистину, счастливы люди, не считающие денег, – ведь даже с билетами в Европу поклонение таланту Доминго обойдется не в пример дешевле, чем в Мариинском театре.
Фестивали
Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.
Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.
Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:
- балетный «Мариинский»
- оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
- современной музыки «Новые горизонты»
Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»
Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:
- фестиваль детских музыкальных театров-студий
- школы искусств в гостях у театра
- детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»
Искусство развело мосты и… зрителей
Но ладно бы заплатить деньги и услышать вожделенную звезду. Посетители Мариинки остались и без Доминго, и без компенсации стоимости билетов. Заявления на возврат средств в театре приняли только у самых настырных и подсуетившихся – тех, кто сразу же покинул зал.
Соцсети переполнены яростными отзывами одураченных зрителей. Есть и вполне разумные, написанные не на эмоциях. Вот, например:
Примерно такую же реакцию вызвал и другой провальный вечер в Мариинском театре.
На 29 июня в афише были заявлены два события с участием маэстро Валерия Гергиева. В 15 часов худрук Мариинки должен был дирижировать премьерным «Тангейзером» в Концертном зале, а в 21 час должен был начаться Гала-концерт лауреатов конкурса Чайковского в Мариинском-2.
Опера Вагнера мало того что сложнейшее сочинение, так еще и длится более четырех часов. А после – финальный концерт одного из ведущих мировых классических конкурсов.
Оценки очевидцев крайне жестки: эта музыкальная гонка неизбежно повлияла на качество, а фирменное опоздание маэстро на концерт вынудило многих слушателей покинуть Новую сцену задолго до окончания праздника музыки. Людям пришлось уйти раньше времени из-за разведения мостов, и концерт они не дослушали.
– написал в «Фейсбуке известный музыкальный критик Вадим Журавлев.
Новые оттенки и эмоции добавили в обсуждение рядовые посетители:
Гамбургский оперный театр в Байройте, Германия
Этот театр называют еще Маркграфским оперным театром. Он был построен в 18 веке архитектором Жозефом Сен-Пьером (Joseph Saint-Pierre) в городе Байройте и считается лучшим зданием в Германии, выполненным в стиле байрейтского рококо. А в 2012 году был внесен во Всемирное наследие ЮНЕСКО за свою красоту и историческое значение.
Над внутренним интерьером, который выполнен в стиле позднего барокко, работали декораторы Джузеппе и Карло Галли-Бибиен (Giuseppe and Carlo Galli-Bibien). На то время это была самая глубокая сцена в Германии (глубина — 27 м), что и привлекло в 1872 году Рихарда Вагнера (Richard Wagner): великий композитор выбрал город в качестве площадки для пасхального музыкального фестиваля, который проводится в этом театре (с 1994 года) ежегодно.
Как добраться
Добраться до Михайловского театра можно на общественном транспорте или такси. На метро нужно доехать до станций «Невский проспект» (синяя ветка) или «Гостиный двор»(зеленая ветка), затем пройти по Михайловской улице вдоль здания гостиницы «Европейская» и перейти площадь Искусств по диагонали. На площади Искусств также останавливается наземный транспорт.
- 107 (ГМА им. Мечникова — Площадь Искусств)
- 287 (пр. Маршала Блюхера — Площадь Искусств)
Расписание и маршруты
Такси
До Михайловского театра можно также добраться на такси, используя приложения Яндекс. Такси, Gett, Uber, Maxim.
Видео о Михайловском театре
Концертный зал Мариинского театра
Недалеко от Мариинского-2, по адресу: улица Писарева дом 20 (вход с улицы Декабристов, дом 37), находится Концертный зал Мариинского театра.
Здание Концертного зала исторически связано с Мариинским театром. В 1900 году по проекту Виктора Шретера на этом месте был построен Декорационный магазин и зал дирекции Императорских театров, перешедший в ведение Мариинского театра в 1917 году.
В сентябре 2003 года в здании Декорационных мастерских произошел пожар. На месте сгоревшего здания было возведено нынешнее здание Концертного зала Мариинского театра, в облике которого был сохранен уцелевший в огне исторический фасад. Вместе с этим с противоположной стороны здания, выходящей на улицу Декабристов, был сооружен новый фасад, являющийся своеобразным олицетворением архитектуры 21 века. Так, по замыслу архитектора проекта — Ксавье Фабра, архитектурные особенности Концертного зала должны были органично сочетать элементы «века нынешнего и века минувшего».
29 ноября 2006 года состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра.
Концертный зал предназначается для проведения концертных программ.
В зале предусмотрена возможность желаемой трансформации сцены, в зависимости от программы каждого данного вечера. Так, управляемость отдельными блоками планшета сцены дает возможность вариативного расположения оркестровых групп или формирование оркестровой ямы.
Зал также используется и для сценических представлений оперных произведений, и для балетных постановок. Зал является площадкой фестиваля «Звезды белых ночей», а также таких фестивалей театра, как «Новые горизонты», «Масленица» и «Брасс-вечера в Мариинском».
В Концертном зале находится орган работы французской фирмы «Альфред Керн и сын» (Страсбург). Проводят концерты органной музыки.
Фойе Концертного зала функционирует как выставочное пространство с художественной экспозицией, которая позволяет слушателям концертов дополнить свои музыкальные впечатления живописными.
В комплексе зданий, примыкающих к Концертному залу, находятся: ресторан, кафе, музыкальный магазин и репетиционные помещения.
P.S.
Так, историческое здание Мариинского театра, Мариинский-2 и Концертный залом являются уникальным, современным и одновременно историческим театрально-концертным комплексом Санкт-Петербурга и одним из крупнейших культурных институций мира.
Императорские театры: начало
Родоначальницей Императорских театров считают императрицу Елизавету Петровну. 30 августа 1756 года она подписывает указ об учреждении Русского театра, гласящий:
«Повелели мы нынче учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский дом, что на Васильевском острову, близ кадетского дома. А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение ещё к ним актёров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число».
Именно с этого дня Императорские театры начинают существовать как официальная структура. Под её эгидой стали собираться уже существовавшие актёрские труппы и открываться новые «государевы» театры.
Императрица Елизавета Петровна
Для первого русского театра было выделено помещение на Васильевском острове — там, где сегодня располагается здание Академии художеств.
По требованию Сумарокова и во исполнение Высочайшего указа было решено «обучающихся в корпусе певчих и ярослевцев <…> прислать для определения в комедианты, ибо они все к тому надобны». Так в состав первой русской драматической труппы в Петербурге вошли придворные певчие: Григорий Емельянов, Фёдор Волков, Иван Дмитревский, Козьма Лукьянов, Евстафий Григорьев и ещё около десятка артистов. Были в труппе и женщины-актрисы: Авдотья Михайлова, Елизавета Зорина, Мария и Ольга Ананьины, Аграфена Мусина-Пушкина.
Но несомненно, главным «театральным человеком» в те годы был сам Александр Петрович Сумароков. Поэт и драматург, которого считают первым русским профессиональным литератором, стал лидером русского классицизма в драматургии и первым руководителем Петербургского театра. Именно Сумароков прививал русскому театру высокие принципы гражданственности, сблизил его идеи с передовой дворянской просветительской мыслью, познакомил русского зрителя с произведениями великих драматургов. Почти 20 лет сумароковские пьесы и переложения Шекспира, Корнеля, Вольтера составляли основу репертуара Петербургского театра.
Александр Петрович Сумароков
Влияние идеологии
Первой постановкой театра после переезда стала опера Глинки «Жизнь за царя». Она осталась в репертуаре и до наших дней. В советское время спектакль также регулярно играли, но по идеологическим причинам он был переименован в «Иван Сусанин».
Интересно то, что для оперы Глинки эта идеологическая смена названия была не первой. Изначально композитор хотел назвать свое произведение именно так, как и было в советское время, – по имени главного героя. Это подтверждают все его сохранившиеся черновые записи.
Мариинский театр в то время входил в состав Императорских театров, которые существовали за счет казны, и для всех них в качестве директора назначался государственный чиновник, который мог вносить корректировки в театральный репертуар. Он посчитал название «Иван Сусанин» не достаточно патриотичным и призвал композитора выбрать новое. Так опера стала называться «Жизнь за царя».
А после распада СССР «Ивана Сусанина» вновь переименовали в «Жизнь за царя».
«Голубые» страсти
Для такой публики, выгуливающей свои наряды в опере, в Мариинском театре, кстати, подобрали и соответствующий репертуар. 9 июля в Мариинском театре прошло концертное исполнение оперы британского композитора Джорджа Бенджамина «Уроки любви и жестокости» с участием западных певцов и Лондонского камерного оркестра. На представлении присутствовал сам автор.
Опера появилась на подмостках Ковент-Гардена в прошлом году и сразу получила поддержку либеральных критиков. А как не поддержать – ведь речь идет о печальной любви короля Эдуарда II и его фаворита Пьера Гавестона. Злое окружение монарха не приняло таких «искренних чувств» и всё закончилось трагически.
Почитаем отзывы зрителей:
А вот – апофеоз зрительской благодарности:
Нужны ли еще какие-нибудь слова, посвященные этой премьере? На наш взгляд – нет.
Зал Михайловского театра
Зал Михайловского театра имеет классическую схему и состоит из партера, бельэтажа, трех ярусов с ложами и Царской ложи. Ярусы резко закругляются, поэтому на боковых местах может быть видно значительно хуже, чем в центре. Руководство театра отказалось от сидений «под старину» и предпочло им современные кресла, которые отражают звук. Отсутствие центрального прохода в партере также положительно сказалось на акустике. Лучше всего брать билеты, конечно, в партер, однако нужно иметь в виду, что он поднимается плавно и не резко, поэтому сидящий перед вами высокий человек затруднит обзор сцены.
Конфуз с осликом
В конце 70-х – начале 80-х годов в спектакле «Дон Кихот» были задействованы настоящие животные – конь и осел, которые предназначались для главных действующих лиц. Выдрессированные животные послушно ходили по сцене и перевозили всадников.
Однажды артист, игравший Дон Кихота, так вошел в роль, что пришпорил коня прямо во время спектакля, а тот взвился и попытался сбросить наездника. Дрессировщик быстро увел коня за кулисы, а зрители решили, что так и было задумано.
Гораздо более неприятный конфуз произошел в 1980 году, когда конь-артист заболел, поэтому для спектакля пришлось арендовать парнокопытное в одной из спортивных секций города.
За полтора столетия Мариинка несколько раз перестраивалась. Фото – Музей печати и издательского дела
Уже во время спектакля выяснилось, что театру дали не коня, а лошадь: кобыла так очаровала своего напарника по сцене, осла, что тот решил не терять времени и перейти к активным действиям. Одним движением он сбросил с себя Санчо Пансу, подбежал к лошади и взгромоздился на нее, а та и не возражала. Под хохот музыкантов из оркестровой ямы занавес был закрыт, а спектакль пришлось отменить на глазах у изумленной публики.
Площадка фестивалей
Концертный зал Мариинского театра, афиша которого пестрит разнообразием, обладает особенностью — это способность его к трансформации. Этим обеспечивается возможность использовать сцену для различных постановок и мероприятий. Параметры зала таковы: вместимость — 1110 мест (здесь считается и хоровой ярус, при аншлагах его отдают зрителю), сцена вмещает 130 музыкантов.
Концертный зал, как и основная сцена Мариинки, регулярно проводит международные фестивали. Проходят здесь «Масленица», «Новые горизонты», «Звезды белых ночей», «Брасс-вечера в Мариинском». Под руководством Валерия Гергиева из четырнадцати участников в 2007 году образовался брасс-ансамбль. Это музыкальный коллектив, где музыка исполняется на медных (brass — «медь») духовых инструментах. Сюда относятся и инструменты, выполненные из серебра и латуни. Брасс-ансамбль стал очень популярен не только на нашей родине, но и за рубежом.
Мариинская опера в Санкт-Петербурге
Знаменитая «Мариинка» входит в десятку самых прекрасных оперных зданий мира. Театр, выстроенный архитектором Альбертом Кавосом (Albert Kavos) в 1859 году на петербургской Театральной площади и названный в честь супруги Александра II — императрицы Марии Александровны, — действительно великолепен как снаружи, так и внутри.
Старый императорский занавес
С 1860 по 1920 год театр назывался Императорским Мариинским театром, и в нем проводились премьеры опер и балетов всех знаменитых композиторов 19 и 20 века.
Из наиболее сохранившихся и впечатляющих с царского периода элементов декора осталась потолочная роспись часов с амурами Энрике Франциоли (Enrique Franzioli) и эффектная люстра, спроектированная самим Кавосом. А в 1914 году был установлен и знаменитый занавес Мариинского театра, спроектированный Александром Головиным.
В 2013 году было построено второе (современное) здание Мариинского оперного театра, над которым долго и тщательно работали российские и зарубежные архитекторские бюро.
Внутренняя отделка главного фойе здания украшена люстрами от Swarovski, стены выложены ониксом, а мраморный пол и лестницы дополняют интерьер.
Метрополитен-опера в Нью-Йорке
Метрополитен-опера — еще одно современное здание оперы, которое по праву можно назвать красивейшим в мире. Оно было отстроено в 1966 году по проекту американского архитектора Уоллеса Киркмана Харрисона (Wallace Kirkman Harrison).
Это один из самых современных и технологичных оперных залов в мире. Многоэтажный вестибюль оплетает уникальная тераццо-консольная лестница, которая соединяет верхние и нижние этажи. На центральной стене вестибюля можно увидеть две фрески, созданные Марком Шагалом. Уникальны и 11 центральных люстр из хрусталя, которые напоминают искрящиеся созвездия. Всего и не опишешь — это надо просто видеть.
А поэтому, меломаны и эстеты, любители музыки и всего прекрасного, берите билеты и поезжайте в мировое турне по оперным залам мира наслаждаться музыкой и дизайном!