Музей-фотосалон карла буллы в петербурге (дом ушаковых и памятник фотографу)

Человек под зонтом

В январе 2001 года около дома 3 по Малой Садовой появился бронзовый памятник фотографу. Мужчина с усиками, при галстуке и в котелке держит над головой зонтик, на высокой треноге установлен готовый к работе старинный фотоаппарат, добродушный английский бульдог расположился у ног хозяина. Кажется, что еще мгновение, и вы услышите привычное: “Улыбайтесь, сейчас отсюда вылетит птичка!”. Прототипом памятника послужил фотограф Его Императорского Величества Карл Карлович Булла, но образ не имеет портретного сходства, а является, скорей, собирательным. Авторами бронзовой скульптуры, имеющей высоту 2,5 метра, являются архитектор Евгений Домрачев и скульптор Борис Петров.

Место для установки памятника было выбрано не случайно. Именно здесь, в доме № 3, более тридцати лет располагалось известное фотоателье Карла Буллы. В блокадные годы на Малой Садовой были смонтированы застекленные витрины. В них еженедельно обновлялась фотохроника. В настоящее время в здании располагается фотосалон и музей династии Булла.

Сфера интересов мастера

Благодаря работам К. Буллы сегодня мы имеем возможность лицезреть различные фотографии прошлых веков. К примеру, Карл Булла часто снимал интерьеры особняков царей и князей, архитектуру храмов, которые серьезно пострадали во времена СССР, а также быт людей прошлого из разных слоев общества: от аристократии и научных деятелей до обычных извозчиков и работяг. Его снимки позволяют представить, в какой обстановке проходили те или иные события в Петербурге, как выглядели дома и вывески старинного города. Современники могут на несколько часов «заглянуть в гости» к легендарному Льву Толстому и другим людям из мира творчества.

Камера маэстро «ловила» и запечатлевала жизнь во всех ее аспектах и направлениях. Он не стремился показать только будни или только праздники. Неудивительно, что на сегодняшний день его работы высоко ценятся специалистами самых разных областей: реставраторами, историками и даже создателями кинокартин.

Выставка дореволюционной эротической фотографии

Есть в музее Карла Буллы отдельный уголок, обозначенный табличкой «18+». Чтобы попасть в него, нужно подняться на самый верхний этаж, где находится уютная и небольшая комната. В ней обустроена экспозиция дореволюционной эротической фотографии.

В рамках этой необычной выставки посетители могут увидеть эротические ретроспективы и сцены из частной коллекции нынешних хозяев фотосалона. Стоит отметить, что далеко не все демонстрируемые сценки невинны.

Несмотря на то что автором данных фото является не Карл Булла, их очень любопытно изучать. Кстати, по словам историков, сам мастер и его сыновья также занимались эротическими съемками, фотографируя голых спортсменов и спортсменок с накачанными телами.

Еще один плюс данного помещения на Невском проспекте — шикарный вид из окна. Только ради него сюда стоит заглянуть хотя бы на пару минут.

Фото и описание

В центре Санкт-Петербурга на улице Малой Садовой, соединяющей Невский
проспект и Итальянскую улицу, рядом с домом №3 находится памятник петербургскому
фотографу. Этот двухметровый монумент был открыт 25 января 2001 года. Авторы
памятника – скульптор Б.А. Петров и архитектор Л.В. Домрачева. Скульптура
выполнена из бронзы.

Прообразом этого произведения является родоначальник репортажной фотографии в
России Карл Карлович Булла, чье фотографическое ателье располагалось в доме
неподалеку. В наши дни после реконструкции там был открыт музей, где хранятся
документы и оборудование фотомастера, которое поддерживают в рабочем состоянии.
Статуя, хотя и имеет с оригиналом схожие черты, не является его портретом. Это
собирательный образ фоторепортеров и фотографов конца 19-начала 20 веков.

Карл Булла – основоположник знаменитой династии мастеров фотографии, чьи
работы отражали дух времени, запечатлели некоторые из ныне утраченных шедевров
архитектуры и благодаря которым мы можем видеть лица известных ученых,
политиков, художников, государственных деятелей прошлого. В свое время у Карла
Буллы было исключительное право фотографировать везде и все, что он считал
нужным.

Карл Булла родился в Пруссии в городе Леобшютц. Семья переехала в Российскую
империю, когда ему было чуть больше десяти лет. Сначала он работал курьером в
фирме, изготавливавшей фотопринадлежности. Затем он стал лаборантом и учеником.
В 1875 году Карл Булла, не без помощи своих родных, открыл первое собственное
фотографическое ателье. В бизнесе ему повезло. Очень скоро его заведение стало
пользоваться успехом у петербургской богемы. Вскоре он принял российское
гражданство. Следующим шагом в его успешной карьере признанного мастера
фотографии было разрешение от властей делать фотографии вне дома, что было в те
времена очень большой привилегией. Он был официальным фотографом Управления
Санкт-Петербургского градоначальства, Императорского Российского пожарного
общества, Российского общества Красного креста, имел разрешение фотографировать
членов царском фамилии, был постоянным иллюстратором изданий «Петербургская
жизнь», «Нива», «Огонек».

Карл Карлович Булла по-настоящему любил фотографию и был фанатиком своего
дела. Он смело экспериментировал. Так, он просил своих клиентов быть перед
камерой более раскованными, что было в новинку. Именно благодаря Карлу Булле
фотография из некоего официального произведения стала более «одушевленной».

Фотомастер оставил после своей смерти богатое наследие. За свою жизнь он
сделал более 200 тысяч снимков, которые являются настоящим памятником истории. В
Государственном архиве кинофотофонодокументов в Санкт-Петербурге хранятся
стеклянные негативы фотографий Карла Буллы. Его снимки можно увидеть в
экспозициях Российской национальной библиотеки и Государственного Эрмитажа.

Идея установки памятника петербургскому фотографу принадлежит историку С.
Лебедеву. Фигура выполнена с высокой точностью и правдоподобием. Перед
фотографом на треноге стоит фотоаппарат той эпохи, в руках у него зонтик,
который не давал в солнечную погоду лучам солнца попадать в объектив.
Современные фотографы и сейчас используют подобные зонтики в качестве
светоотражателей. У ног скульптуры человека – собака (английский бульдог).
Высота постамента, выполненного из бронзы, составляет 10 см.

Первые впечатления при посещении музея

Музей Карла Буллы расположен по адресу: проспект Невский, 54. Это тихий и приятный уголок на 4-м этаже, в котором еще сохранился дух аристократизма старинного Петербурга. По пути наверх можно с интересом рассматривать фотографии различных современных знаменитостей, которыми здесь украшены стены.

В начале самого фотосалона находится вестибюль, в котором висит автопортрет знаменитого мастера — Карла Буллы. Он запечатлен с портативной камерой на шее, которая позволяла ему создавать великолепные фотографии на обычных улицах. Кстати, тогда техника Буллы считалась крайне «навороченной». Когда вы попадаете непосредственно в музей, который продолжается выставочной галереей Карла Буллы, не забудьте также о террасе со знаменитой площадкой, с которой открывается потрясающий вид на город.

Фотоэкземпляры музея

Музей раскинулся всего на нескольких квадратных метрах, но на таком компактном пространстве воссоздана неповторимая атмосфера былых лет. В частности, здесь размещено фортепиано, декорированное подсвечниками, а на стенах висят антикварные часы с маятником. Некоторые кадры — подлинники образца начала прошлого века, другие снимки отпечатали в наши дни со старых негативов. Среди прочих фотографий стоит выделить большое количество фотопортретов Шаляпина.

Здесь же можно увидеть уникальную павильонную камеру Буллы. Даже по прошествии многих лет она все еще работоспособна, поэтому иногда ее используют для создания фото в стиле ретро. Рядом есть уголок с тремя фотопортретами, декорированный зеленью. На снимках изображены сам Карл Булла и его сыновья.

История музея

Уникальное фотоателье Карла Буллы основано до 1858 года, но точная дата неизвестна.

Карл Карлович Булла был рожден в немецкой семье, а потом вместе с родителями переехал в Петербург. Работал в фирме, которая занималась изготовлением и продажей фотопринадлежностей, где и освоил фотографию с азов.

Карл Булла считается основателем репортажной фотографии. Наибольшую славу ему принесли фотопейзажи Санкт-Петербурга и портреты современников — был знаком и работал со многими политическим и культурными деятелями того времени, он был истинным виртуозом светописи.

Музей фотосалон Карла Буллы живет насыщенной жизнью: проводит художественные, литературные и фотовыставки, принимает активное участие в международных фотоконкурсах.

Музей занимает 4 этаж красивого исторического здания

Лифта, конечно же, нет, и идея оформления очень хорошо продумана: внимание гостей захватывается с первого шага в вестибюле. Стены вдоль лестничных маршей и площадок украшены работами Карла Буллы

В музее Карла Буллы много зелени. На входе можно близко рассмотреть большой портрет самого фотографа и старинный образец фотоаппарата.

Экспозиция музея представлена образцами старинных фотоаппаратов, в том числе тех, с которыми работал сам Карл Булла.

Центральное фото – портрет самого Карла, по бокам – портреты его двух сыновей, Александра и Виктора, которые продолжили семейное дело, когда отец отошел от дел. Это был династический бизнес, оставивший после себя богатый архив фотографий разных важных событий. В просторном и комфортном зале музея воссоздан старинный интерьер, что радует глаз и дарит ощущение присутствия в том времени, когда жил и работал Карл Булла.

На столах лежит много литературы про Санкт-Петербург, а так же про самого Карла. Можно посидеть, почитать, ознакомиться не только с его автобиографией, но и узнать что-то новое о любимом Петербурге.

В фотомастерской также есть необычное помещение со стеклянной крышей, похожее на оранжерею, там высажено множество красивых цветов, очень уютное и красивое оформление.

Еще одна интересная экспозиция музея фотосалона Карла Буллы, которая не оставит равнодушными любителей делать фотоснимки, это старинные фотоаппараты, но можно увидеть и более современные модели, как говорится, проследить историю развития всех моделей от самого старинного фотоаппарата до более современного. Музейный зал сочетает историческую экспозицию и галерею, где проходят выставки.

Завораживает смотровая площадка музея Карла Буллы – настоящая изюминка этого места. Это скромная терраса, с которой распахивается головокружительной красоты панорама Невского проспекта. Прекрасное место для фотосессии.

В фотосалоне можно получить не только услуги по фотосъемке и печати фотографий, но и их реставрации. Кроме того, Фонд исторической фотографии издаёт исторические книги, иллюстрированные фотографиями. Прекрасные подарочные издания для ценителей такой литературы.

Очень приятно, что таких людей как Карл Булла, ценят и не забывают. В Санкт-Петербурге на Малой Садовой улице ему был поставлен памятник, который так и называется «памятник фотографу».

Среди музеев Санкт-Петербурга особняком выделяется музей фотосалон Карла Буллы. Сохранено одно из старейших фотоателье России в историческом здании. Открылось ателье в далеком 1858 году. Карл Булла по праву считается отцом российской репортажной фотографии. В музее есть на что посмотреть, есть множество удивительных экспонатов.

Музей-фотосалон имени Карла Буллы своеобразный, интересный и привлекает своей историей. Советую там побывать.

На смотровую площадку музея им Карла Буллы вход свободный!

Адрес: Невский просп., 54, Санкт-Петербург (эт. 4).

м. Гостиный двор, м. Невский проспект

Режим работы:

Музей работает ежедневно с 10-00 до 20-00 без выходных.

Стоимость билета: 100р.

музей на карте

Удачи!

Возрождение фотосалона и начало работы музея

В 90-х гг. прошлого века доктор В. Эльбек по совету своего сына решил стать владельцем фотосалона на Невском, 54. Сказано — сделано! Эльбек, правда, вспоминает, что дом ему достался в ужаснейшем состоянии и больше напоминал курятник с текущими крышами, в котором вдобавок обваливались лестницы. В комнатах, где проявлялись фото, было нереально дышать. Вся обстановка была такой жалкой и «убитой», что Эльбек, по его признанию, не мог и помечтать об открытии здесь хорошего салона фото или проведении вернисажей.

Фотосалон существовал в таком виде еще несколько лет, оставаясь прибыльным бизнесом. В конце 90-х Эльбек подробно изучил историю здания, узнал все подробности жизни и работы фотографа Карла Буллы и загорелся идеей создать его музей. Однако для этого нужно было провести реставрацию салона.

Готовясь к открытию музея, Эльбек начал покупать оригинальные кадры К. Буллы и его наследников, а также фотографии других мастеров, творивших в России до революции.

Средства на масштабную реконструкцию Эльбек собрал к 2002 году и незамедлительно запустил процесс. В ходе восстановительных работ был воссоздан один из главных элементов фотосалона — стеклянный плафон фотомастерской. В январе 2004 года фотосалон Карла Буллы был готов в торжественной обстановке встречать первых посетителей.

Академия художеств

Это одно из самых престижных творческих учебных заведений не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Из его стен вышло немало талантливых художников, архитекторов, скульпторов.

Здание Российской Академии художествна берегу Невы

Само здание было построено в 1764–1788 гг. по проекту архитекторов Жана Батиста Валлена-Деламота и Александра Филипповича Кокоринова. В числе первых выпускников академии значились многие известные художники и архитекторы, например, Федот Иванович Шубин, Василий Иванович Баженов, Фёдор Степанович Рокотов.

Портрет архитектора Александра ФилипповичаКокоринова — директора и первого ректораИмператорской Академии художеств.Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1769

А вот участь первого ректора Александра Филипповича Кокоринова оказалась незавидной. Согласно преданию, однажды академию посетила императрица Екатерина II и во время визита случайно испачкала платье о свежеокрашенную стену. Конечно, ректор получил выговор и оказался так подавлен случившимся, что той же ночью повесился на стропилах под куполом здания Академии. Впрочем, по официальной версии, Кокоринов умер своей смертью, от водянки. Тем не менее говорят, что с той поры в академии поселился фантом. Является он в основном студентам, которые за полночь готовятся к экзаменам в мастерских или граверных. На шее у него обрывок пеньковой веревки, а в руках рейсфедер.

Дом Пиковой дамы

Особняк на улице Гороховой, 10 (или Малой Морской, 10), когда-то принадлежал княгине Наталье Петровне Голицыной.

Наталья Петровна Голицына (урожденная Чернышёва) занимала должность фрейлины и статс-дамы при пяти императрицах, начиная от Екатерины II и заканчивая супругой Николая I Александрой Фёдоровной, и имела бурное прошлое. Однажды Александр Сергеевич Пушкин познакомился с внуком княгини, Сергеем Голицыным, и тот поведал удивительную историю.

Особняк до сих пор привлекает внимание своимигармоничными пропорциями и шикарной отделкой

В середине 1750-х гг. его бабка, которой к тому времени едва исполнилось семнадцать, встретилась в Париже с графом де Сен Жерменом — великим авантюристом, мистиком и алхимиком. Очарованный юной барышней, граф открыл ей тайну трех выигрышных карт. А она в свою очередь передала ее внуку, когда тот, проигравшись в карты, пришел просить у нее денег. По легенде, мимо дома княгини прогуливался черный офицер, но видела его только она. А в 1893 г., за две недели до собственной кончины, этого же офицера наблюдал композитор Петр Ильич Чайковский, переехавший в дом напротив особняка Голицыных.

Портрет Натальи Петровны Голицыной.Бенуа-Шарль Митуар. 1810-е

Говорят, в свое время великий поэт пытался ухаживать за внучкой княгини, но ему было отказано от дома. В отместку он написал «Пиковую даму». Однако Наталья Петровна пришла в восторг, узнав, что ее считают прототипом пушкинской героини.

«Карл Булла: взгляд на мир Толстого»

Это мероприятие организовано не в самом фотосалоне им. Буллы, но при непосредственном его участии. Оно продлится до конца мая в Москве. Его экспонаты появились в далеком 1908 году, летом. Именно тогда Карл Булла прибыл в Ясную Поляну — резиденцию великого писателя Льва Толстого. У Буллы было задание сразу от нескольких редакций Петербурга — сделать серию снимков Толстого.

Великий мастер справился с задачей на все 100 процентов. В итоге на свет появились около сотни фото. Многие из них известны широким массам, однако с некоторыми до недавних пор были знакомы лишь специалисты в области литературы и фотографии. В итоге в московском музее Толстого решили исправить это упущение и организовали выставку фотографий Карла Буллы.

В рамках экспозиции посетители фотосалона могут увидеть подлинные изображения Льва Толстого, его родных и близких, а также целую россыпь знаменитостей начала XX века. В столицу для выставки был доставлен, пожалуй, основной раритет — павильонная фотокамера К. Буллы, а также некоторые уникальные вещи из личного архива и печатные издания прошлых лет с работами маэстро.

История фотосалона

Фотосалон Карла Буллы — старейшее ателье на всей территории России. Его история началась еще в далеких 50-х годах XIX века — фактически тогда в России стали появляться дебютные фотокадры.

Первый хозяин фотоателье — Карл Кулиш. Сейчас нельзя достоверно установить, в каком году он породил свое детище на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Предположительно, это случилось до 1858 года. За последующие несколько десятков лет салон поменял нескольких хозяев, пока ориентировочно в 1906-1908 году его владельцем не стал Карл Карлович Булла, пребывавший тогда на пике славы и популярности. Семья мастера также стала проживать в приобретенном доме.

Революция окончательно не «убила» фотосалон — он продолжил жить, но уже в статусе госучреждения. Как свидетельствует биография Карла Буллы, он поспешно эмигрировал из страны в 1917 году, а дело попытались продолжить его сыновья. Увы, почин отца поддержать им не удалось, но лишь по той причине, что один из детей подвергся отправке в ссылку, а второй казнен. Несмотря на все преграды, фотоателье продолжало свою работу даже в зверские годы блокады.

Дом Евментьева

В одном из подъездов старинного особняка на углу гороховой улицы и набережной Фонтанки притаилась ротонда — помещение с колоннами, увенчанное куполом с балюстрадой и изображением змеи. Ее считают одним из самых мистических мест Санкт-Петербурга.

Дом Евментьева, в котором находится Ротонда(улица Гороховая, 57 / набережная Фонтанки, 81)

Из вестибюля дома поднимаются две симметричные чугунные лестницы, которые уводят прямо к куполу. Еще одна небольшая лестница уходит налево и выводит на маленькую площадку. Говорят, что если подниматься по винтовой лестнице с закрытыми глазами, то никогда не дойдешь до самого верха, а застрянешь где-то между реальностями. А еще рассказывают, что ровно в полночь на площадке ротонды можно встретить самого дьявола.

Стены Ротонды содержат многочисленные надписи,оставленные здесь еще в начале XX в.

У подножия лестницы находится маленькая дверца, якобы ведущая в подвал. Но в этом подвале уже давно никто не бывал. По слухам, несколько лет назад один смельчак на спор с приятелями рискнул туда войти. Вернулся он через четверть часа, прежний юнец превратился в трясущемся седого старика…

Фотосалон

Помещение представляет собой хорошо освещенную протяженную галерею. Ее основная часть занята непостоянными экспозициями, ведь в салоне с регулярной частотой проходят вернисажи, составленные из творений современных мастеров фотографии. Фотомастерская К. Буллы находится в помещении, где царит атмосфера тропической теплицы. Сверху здание украшает стеклянный купол, который можно легко рассмотреть с улицы. Говорят, что Булла очень ценил именно этот купол, так как благодаря ему мог работать в своей мастерской без искусственного света.

Добавим, что купол, который размещен в фотосалоне сегодня, не является подлинным. В 2002-2003 годах его реставрировали и восстановили в результате долгой и кропотливой работы.

Что посмотреть

Фонд исторической фотографии включает действующий фотосалон, музей, галерею и смотровую площадку. Располагается музейный комплекс на 4 этаже (лифт отсутствует). Начинается музей уже с вестибюля. Его стены украшены работами Карла Буллы, есть даже автопортрет мастера.

В зале музея воссоздан старинный интерьер, здесь можно увидеть оригиналы и репродукции фоторабот начала ХХ века. Кроме фотоснимков, в музее выставлена образцы старинных фотоаппаратов, в том числе, принадлежавших самому Карлу Булле. В исторической фотомастерской со стеклянной крышей, высажено множество цветов, это место больше похоже на оранжерею.

Музейный зал совмещает историческую экспозицию с выставочной галереей, где проходят выставки. Из нее можно пройти к самой увлекательной локации — смотровой площадке фотомузея Карла Буллы. Она представляет собой небольшую террасу, с которой открывается шикарная панорама на Невский проспект. Часто на смотровую площадку приходят фотографы, работы некоторых из них можно увидеть в музее.

Также в музее есть две пятиметровых панорамы Невского проспекта (сняты они со шпиля Адмиралтейства, первая в 1861 году, а вторая (с того же ракурса) — в 1998-м). Хотя общий облик города сохранился, при рассмотрении панорам можно проследить, как изменялись набережные Санкт-Петербурга и какие здания были снесены.

dualia1

Фотосалон при музейном комплексе оказывает услуги по фотосъемке, печати и реставрации фотографий. Фонд исторической фотографии также занимается издательской деятельностью. Описание книг можно посмотреть на сайте учреждения. В настоящее время сайт фонда находится в разработке, к просмотру доступны лишь несколько страниц. Основную информацию можно узнать по телефонам +7 (812) 314-33-01, +7 (812) 571-08-38, +7 (812) 312-20-83.

dualia1

Памятник петербургскому фотографу

Категория: Памятники Санкт-Петербурга

Если проходить по Малой Садовой и оглядываться по сторонам, то можно увидеть 2,5 метровую статую фотографа, который скрывает под своим зонтом бронзовую камеру на треноге. Также из под статуи выглядывает, приветливо улыбающийся всем прохожим, английский бульдог.

Лицо фотографа очень сосредоточено и по его выражению сразу становится понятно, что он настоящий трудоголик, который не привык размениваться по разным мелочам. Поза фотографа выражает максимальную собранность и выказывает человека, имеющее непосредственное отношение к прошлой эпохе. Котелок, строгий костюм – перед прохожими известнейший питерский фотограф Карл Карлович Булла, который после себя оставил очень большое наследие для потомков, насчитывающее больше 200 тысяч снимков.

Карл Булла – немец по своему происхождению, но практически всю свою жизнь он провел в России. Из-за этого он не просто «обрусел», а даже получил российское гражданство. Сыновья Буллы носили уже русские имена и активно работали в России. Об этом фотографе всегда ходило и сейчас ходит масса слухов, но один факт не поддается сомнению: этот человек в свое время делал снимки самых известных и великих людей, среди которых и писатели, и полководцы, и государственные деятели, и масса иных талантливых людей.

Только благодаря работам Карла Булла сегодня каждый из нас может представить, как выглядел Санкт-Петербург того времени, увидеть, каким на самом деле был Николай II и Лев Толстой, лицезреть настоящие снимки, которые были сделаны на фронтах русско-японской войны, а также массу фотозарисовок смутного времени, то есть периода революции 1905-1907 годов. Именно благодаря данным работам этого фотографа считают родоначальником фоторепортажа.

Карл Булл – это первый художник, которому тайная полиция разрешила осуществлять позастудийные съемки и предоставила возможность запечатлеть реальную жизнь столичных улиц. До нашего времени дошли различные виды петербургской архитектуры Булла, на которых мы можем увидеть последний наплавный мост, первый электроперевоз через реку Неву, Исаакиевский и Казанский соборы.

В 1896 году фотографа удостоили чести и поставили на должность фотографа в Министерстве Императорского двора. Спустя несколько лет после смерти Карла Карловича память его была почтена и недалеко от того места, где располагалась его знаменитая мастерская, установили Памятник петербургскому фотографу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: