Статьи

Элон Маск (1971 — )

Элон Маск — генеральный директор и предприниматель, стоящий за компанией SpaceX. Его инновационный бизнес успел приватизировать сектор космической индустрии. Компания планирует создать первый многоразовый летательный аппарат, что будет в некотором роде революционным. Космический аппарат Dragon от SpaceX стал первым частным кораблем, пристыковавшимся к Международной космической станции. И вклад SpaceX в развитие космической индустрии продолжается. Возможно, именно Элон Маск приближает рассвет коммерческого освоения космоса и новых открытий в этой сфере.

К сожалению, дорога к звездам усыпана драгоценными заслугами людей, о которых помнят лишь единицы. С уважением относясь к нашему общему космическому прошлому, мы постарались напомнить вам о людях, благодаря которым слова «Россия» и «космос» в некотором смысле синонимичны. Отметим, что не только Циолковский и Королев вершили космическую судьбу будущего, но, увы, лишь единицы людей могут назвать еще несколько имен.

В этом списке вы не встретите космонавтов — о вечных героях, как и о настоящих звездах мы писали. И не будем забывать, что это не мемориал, а статья о десяти российских важнейших деятелях в сфере освоения космоса. Никто не будет забыт благодаря нашим совместным усилиям.

Константин Циолковский (1857 – 1935)

Многие слышали о Циолковском. Пожалуй, этот советский ученый-самоучка и вечный исследователь космоса, вместе с Королевом делит первое место по популярности и, конечно же, вкладу в развитие российской сферы освоения космоса. Кто, как не Циолковский, первым предложил заселить космическое пространство орбитальными станциями, придумал космический лифт, поезда на воздушной подушке и всячески ратовал за развитие человечества? Именно Циолковский верил и знал, что однажды жизнь на одной из планет Вселенной станет настолько могущественной и развитой, что сможет победить извечную силу тяготения и распространиться по всей Вселенной. Разумеется, речь о Земле. Идеи Константина Эдуардовича Циолковского невероятно просто и красиво описал фантаст Александр Беляев в книге «Звезда «КЭЦ».

Сам «отец космонавтики» утверждал, что теорию ракетостроения разработал просто как приложение к своим философским изысканиям. А это, между прочим, более 400 работ, о которых мало что знает широкий читатель. Занимаясь изначально аэростатами и дирижаблями, в 1926–1929 годах Циолковский решил практический вопрос: сколько нужно топлива ракете, чтобы набрать скорость отрыва и оторваться от Земли? Много и плодотворно Циолковский работал над теорией полета реактивных самолетов, придумал свой газотурбинный двигатель, первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси, рассчитал оптимальную траекторию спуска космического аппарата по возвращению из космоса и многое-многое другое. Имя Циолковского и космонавтика — дополняющие друг друга вещи.

Выставка От секретной лаборатории до космических полетов Музею космонавтики 45 лет

Подробности
Создано 11.04.2018 14:03

Выставка

От секретной лаборатории до космических полетов
Музею космонавтики 45 лет

12 апреля – 15 января 2019
Петропавловская крепость, Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко

12 апреля 2018 года в 16.00 в Петропавловской крепости, в Музее космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко открывается выставка «От секретной лаборатории к полетам в космос. Музею космонавтики 45 лет». В открытии выставки примет участие почетный гость – Герой России летчик-космонавт Павел Владимирович Виноградов.
Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко располагается в Иоанновском равелине Петропавловской крепости в помещениях, где с 1932 по 1933 гг. размещался второй отдел Газодинамической лаборатории (ГДЛ) – первой в СССР научно-исследовательской и опытно-конструкторской организации по разработке ракет и ракетных двигателей. Здесь, под руководством основоположника отечественной практической космонавтики Валентина Петровича Глушко,  создавались первые отечественные ракетные двигатели. 
В конце 1960-х годов, по инициативе В. П. Глушко началась реставрация  помещений, предназначенных для будущего музея. Ученый лично руководил разработкой концепции первой экспозиции и отбором экспонатов. 12 апреля 1973 года в День Космонавтики состоялось торжественное открытие музея. 
Об истории создания музея напомнят на выставке фотографии, архивные документы, портреты создателей, первые экспонаты музея, а также исторические фотографии посещения музея космонавтами, астронавтами, ветеранами космической отрасли. 
12 и 15 апреля 2018 года вход в музей – свободный. 

О Музее космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко

Экспозиция музея посвящена истории российской космонавтики и ракетной техники и роли, которую сыграли петербургские-ленинградские ученые, инженеры, конструкторы в развитии этого направления отечественной науки и техники. 
Мемориальная часть рассказывает о деятельности Газодинамической лаборатории. Здесь можно увидеть реконструкции рабочих кабинетов конструкторов (в том числе рабочего кабинета В.П.Глушко) и мастерских, а также документы и фотографии, связанные с деятельностью ГДЛ.
В экспозиции представлены уникальные разработки конструкторов лаборатории: ракеты на бездымном порохе (впоследствии использовались в минометной установке БМ-13, так называемой «катюше»), жидкостные ракетные двигатели и их прямые потомки — маршевые двигатели космических ракет.
В залах музея демонстрируются макеты первого искусственного спутника, (запущен в СССР 4 октября 1957 года) и космического корабля «Восток» (на нем 12 апреля 1961 года летал в космос первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, а 16–19 июня 1963 года совершила полет в космос первая женщина-космонавт В.В. Терешкова). 

Один из самых интересных экспонатов музея — спускаемый аппарат космического корабля «Союз-16», побывавший в космосе и вернувшийся на Землю в декабре 1974 года.
В экспозиции представлен макет Международной космической станции ( в масштабе 1:50) — пилотируемой орбитальной станции, используемой как многоцелевой космический исследовательский комплекс. Развертывание МКС на околоземной орбите началось запуском 20 ноября 1998 года функционально-грузового блока  «Заря». Строительство МКС проходит на орбите путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля.  2 ноября 2000 года на станцию прибыл экипаж первой основной экспедиции. Сегодня МКС представляет собой совместный проект, в котором участвуют космические агентства РОСКОСМОС, NASA (США), JAXA (Япония), CSA (Канада), ESA (страны Европы).
В мае 2017 года экспозиция музея пополнилась макетами зоны приема пищи и комнаты гигиены в служебном модуле «Звезда» Российского сегмента МКС (масштаб 1:1).
Перед входом в музей в Иоанновском равелине установлен спускаемый аппарат топографического спутника «Комета», побывавший в космосе в 1990-е годы.

  • < Назад
  • Вперёд >

Первый шаг в освоении космоса

Началом космической эры справедливо считается дата запуска первого искусственного спутника Земли — 4 октября 1957 года. Это был настоящий успех советской науки и техники, однако главные герои — ученые и конструкторы, в том числе и Королев — остались в тени. Стране незачем было разглашать имена людей, кующих ядерный щит Родины и создающих передовые военные технологии.

Выступление С. П. Королева на торжественном собрании в честь
100-летия К. Э. Циолковского, 17 сентября 1957 года

Мало кто знает, что путь в космос начался задолго до запуска ракеты с маленьким спутником-шариком, оповещавшим о своей большой победе слабым «бип-бип». Корни этой истории уходят в конструкторское бюро Сергея Павловича.

В середине 1950-х годов был создан целый ряд ракет, предназначенных специально для проведения геофизических исследований верхних слоев атмосферы. Если говорить конкретно, то эти ракеты поднимались на высоту до 100 км (иногда даже до 200 км), что на современном уровне считается суборбитальным полетом. То есть уже тогда несколько аппаратов «коснулось» космоса, однако у них не хватало скорости, чтобы стать искусственными спутниками нашей планеты.

Установка ракеты Р-5

Также в середине 1950-х годов в конструкторском бюро Королева началось создание баллистической ракеты, способной перенести тяжелый термоядерный заряд на другой континент. Проблема осложнялась тем, что все принципы ракетостроения, заложенные в предыдущие годы, не давали возможности решить эту сложнейшую техническую задачу.

И именно в эти годы Королевым был сделан главный шаг, на многие десятилетия определивший преимущество отечественной космонавтики и ракетных систем перед зарубежными (в первую очередь — американскими).

Что же сделал ученый-конструктор? На первый взгляд может показаться, что ничего особенного — он впервые применил выдвинутую еще Циолковским, а после разработанную Тихонравовым схему космического поезда, состоящего из нескольких ракет, работающих одновременно. Теперь вид знаменитых ракет-носителей «Союз», состоящих из одного центрального и четырех боковых блоков, кажется нам привычным, а более полувека назад такая конструкция стала революционной.

Ракетный двигатель РД-214 (1957 год)

Так, к 1956 году была создана баллистическая ракета Р-7, которая успешно прошла испытания летом следующего года. И уже тогда стало ясно, что она сможет не только перенести термоядерный заряд на десяток тысяч километров, но и вывести небольшой груз на орбиту Земли. Это и было с успехом доказано 4 октября 1957 года, когда модернизированная баллистическая ракета Р-7 (ставшая ракетой-носителем «Спутник») вывела на орбиту спутник ПС-1 (ПС — простейший спутник) массой 83,6 кг. Такого успеха ракетостроение не знало больше никогда, точнее — до первого запуска в космос человека.

Созданием баллистических ракет Р-7 и запуском первого спутника была полностью доказана жизнеспособность идеи составных ракет

О важности и роли этого инженерного решения говорит хотя бы тот факт, что на протяжении еще полувека разрабатывались (да и разрабатываются сейчас) ракеты-носители пакетной схемы

Мало того — даже современные «Союзы» являются потомками легендарной Р-7, что дает право говорить об огромном потенциале созданной Королевым ракеты.

Новость о том, что первый искусственный спутник Земли успешно выведен
на орбиту, быстро облетела планету

Галилео Галилей (1564 – 1642)

Галилея называют отцом современной наблюдательной астрономии. Он разработал телескопы с приближением до 30X, а до этого все астрономические работы проводил невооруженным глазом. С помощью своих телескопов Галилей обнаружил четыре крупнейших луны Юпитера, наблюдал за пятнами на Солнце и подтвердил фазы Венеры. Также он поддержал гелиоцентрическую модель Коперника, за что преследовался Папой, испанской инквизицией и получил неодобрение со стороны коллег-астрономов. В свободное от наблюдения за ночным небом время Галилей исследовал движение тел. И эта работа стала прекурсором для классической механики, разработанной Исааком Ньютоном.

2 зал музея космонавтики

Покинув первый зал, мы сначала попадаем в помещение для лекций и презентаций. Здесь есть телевизор, столы, стулья. Наверное оно предназначено для проведения образовательных программ или каких-нибудь научных симпозиумов.

Здесь тоже есть пара макетов двигателей. Помните, я предлагал вам разработать такой? Вот будете в музее, посмотрите, как он может быть устроен. Уверен, без специальной подготовки такую штуку с чистого листа не сконструирует никто… ну, или почти никто:

Я, например, совсем глупым себя не считаю, но если бы мне сейчас предложили выбор: или к завтрашнему дню представить чертеж такого двигателя с чистого листа, или отправиться в каменоломню, я бы без колебаний выбрал второе :).

А ведь это самый простенький двигатель. Чего уж говорить о тех, которые представлены во втором зале!

Вот это да! Тут, пожалуй, не только на каменоломню согласишься, лишь бы не конструировать такое :).

Сейчас я просто покажу экспонаты второго зала единым массивом. Щелкайте, смотрите, ко всем картинкам есть комментарии:

Ходить между этими макетами лучше при минимальном количестве туристов. Мне очень повезло — кроме меня там было всего двое уныло шатающихся туриста. Весь их вид явно показывал, что они жалеют потраченного времени и денег, но «уж раз уплочено, надо все посмотреть». Честно признаться, позиция вполне понятная. Ведь в основном, экспонаты музея — это макеты. 

Однако, среди всех этих муляжей встречаются и вполне настоящие вещи. Например, спускаемый аппарат космического корабля «Союз-16». Он действительно побывал в космосе,  а теперь вот любой человек может на него посмотреть и даже (тайком, быстро, пока служители музея не смотрят) потрогать обшивку.

Обратите внимание: справа стоит некрасивая зеленоватая железяка с круглым окошком. Это входной люк советского корабля многоразового использования «Буран»

На снимке над люком можно увидеть сам корабль на стартовом столе. 

Есть настоящий скафандр космонавта Ю.В.Романенко и его гидрокостюм. Почему они так отличаются по размеру — для меня осталось загадкой:

И наконец целый набор инструментов для работы в открытом космосе. Названия вполне земные: молоток, гаечный ключ, плоскогубцы, ножницы, кусачки… Только вид у них не вполне обычный. Все это настоящее. Инструменты подлинные — не муляжи.

Особенно мне понравился стенд «космическая еда». Только не подумайте, что я какой-нибудь обжора. Дело в другом. Однажды я слушал по радио передачу, посвященную космосу. Что меня там очень сильно поразило, так это стоимость стандартного обеда космонавта.

Я и раньше знал, что все эти космические штучки очень особенные, поэтому чрезвычайно дорогие. Но когда озвучили стоимость обеда, я реально удивился. Готовы? Итак, стандартный обед космонавта стоит 18000 рублей. 

Да-да! Вот эти баночки, тюбики и пакетики стоят столько же, сколько составляет месячная зарплата среднего работника обычного учреждения. Если у Вас зарплата больше, то это здорово. Но некоторые даже на один космический обед не зарабатывают!

Теперь включаем калькулятор. Предположим, миссия из трех человек находится на орбите 30 дней. За это время они поглощают 90 обедов общей стоимостью…  1 620 000 рублей! И это только обеды. А надо еще позавтракать и поужинать. Да еще, не дай Бог, кто-нибудь добавки попросит!

Вот такая недешевая штука — освоение космоса. Безусловно, после знакомства с этими цифрами можно подумать, что лучше бы другие, земные проблемы за эти деньжищи решить. Но, если мы хотим смотреть не только себе под ноги, но и думать о завтрашнем дне, то приходится платить за удовольствие быть, если не первыми, то, хотя бы одними из первых. Поверьте, стоит только уступить, желающие на наше место найдутся сразу.

Фридрих Цандер (1887 – 1933)

В 1909 году Фридрих Цандер стал первым советским ученым и изобретателем, работающим в области теории межпланетных полетов и реактивных двигателей, который высказал мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля. Спустя десять лет систематических исследований проблем ракетно-космической науки и техники Цандер предложил свою основную идею: сочетать ракету с самолетом для взлета с Земли, затем сжечь в полете самолет в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты. В том же, 1924 году, Цандер разработал идею использования Луны или других планет, а точнее их гравитационное поле или атмосферу, для увеличения скорости полета на другие планеты. Его авторству принадлежит идея планирующего спуска с торможением в атмосфере планеты. Советский ученый предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, которому не был нужен воздух.

Эти и многие другие идеи и разработки плодовитого ученого и инженера внесли вклад в развитие советской космонавтики, который сложно переоценить.

Юрий Кондратюк (Александр Шаргей, 1897 – 1942)

Книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» у многих любителей ракетной техники лежит на особой полке. Этот труд стал настолько значимым в классической ракетотехнике, что надолго определил научной методы этой сферы. Расчеты Кондратюка использовались NASA в лунной программе «Аполлон».

Американский астронавт Нил Армстронг, первый человек на Луне, специально побывал в Новосибирске, чтобы набрать пригоршню земли у дома, в котором жил Кондратюк. «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт», — так впоследствии прокомментировал свои действия знаменитый астронавт. Его можно понять: если бы не гений Кондратюка, кто знает, возможно Армстронг не оставил бы первые следы на пыльной лунной поверхности.

В своей книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить» 1919 года Кондратюк, независимо от Циолковского, оригинальным образом вывел основное уравнение движения ракеты, описал схемы четырехступенчатной ракеты на кислородно-водородном топливе, параболоидального сопла и многое другое. Он предлагал использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске ради экономии топлива. При полетах к другим планетам — выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для высадки человека и возвращения обратно применять небольшой взлетно-посадочный корабль. Именно это и реализовало американское космическое агентство NASA в ходе миссий «Аполлон».

Также авторству Кондратюка принадлежит идея использовать гравитационное поле встречных небесных тел для разгона или торможения, так называемый «пертурбационный маневр». Возможно, многие его расчеты еще найдут применение — когда мы будем вплотную рассекать по Солнечной системе. В любом случае, вклад этого советского ученого переоценить невозможно.

Великокняжеская усыпальница

Великокняжеская усыпальница была построена для погребения великих князей императорского дома Романовых. В годы Великой отечественной войны усыпальница значительно пострадала. На сегодняшний день частично восстановлен интерьер, в том числе утраченный при обстреле витраж «Воскресение Христово», и захоронения великих князей.

В галерее, соединяющей собор и усыпальницу располагается небольшая выставка, посвященная истории собора. Рядом с галереей находятся две восстановленные царские комнаты: они были созданы для отдыха императорской семьи во время пребывания в соборе. В комнатах также размещается экспозиция, посвященная богослужениям и истории собора в XVIII-XIX веках.

От энтузиастов-одиночек до НИИ и КБ

Первые теоретические выводы по физике полета ракеты сделал еще в конце XIX века Циолковский, однако эти работы практически не привлекли к себе внимания научного мира. Мало того — над ученым посмеивались и не воспринимали всерьез, а после прихода советской власти в стране и так хватало забот, поэтому первые отечественные ракеты начали строиться только в 1920-х годах. Хотя справедливости ради нужно отметить, что эпизодически проводились работы над реактивными снарядами для военных целей, однако конструкторы ставили при этом совершенно другие задачи.

Макет самолета «Высокий путь» конструкции С. П. Королева, 1932 год

К 1930-м годам ученые зашли в тупик: твердое топливо для ракет было малоэффективным, стало понятно, что на порохе создать ракету, способную подняться на значительную высоту, невозможно.

А о полетах в космос на порохе можно и не мечтать

Когда никакие ухищрения успеха не принесли, тогда-то и обратили внимание на предложение Циолковского использовать жидкое горючее (ученый сам не строил ракет, но практически все его предложения и теории нашли применение в ракетостроении)

Еще в 1921 году в Москве под руководством изобретателя Николая Тихомирова была образована лаборатория, которая в 1928-м стала называться Газодинамической (ГДЛ). Там как раз и велись работы по созданию реактивных двигателей на жидком топливе. Но активно этим стали заниматься только через год, когда была организована отдельная группа под руководством тогда еще малоизвестного конструктора Валентина Глушко, который сейчас признан одной из ключевых фигур советского ракетостроения.

В 1931-м произошло важнейшее событие в истории отечественного ракетостроения: в августе была создана легендарная Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ее состав вошли молодые изобретатели и ученые, фамилия каждого из которых сейчас известна, — Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов и многие другие.

Макет кабинета ученого

Интересно, что ГИРД в то время была организацией, созданной на общественных началах, пользовалась минимальной поддержкой со стороны государства, а все работы проводились, что называется, на голом энтузиазме. И это не преувеличение: ни один сотрудник ГИРД (нужно отметить, что группы создавались в Москве, Ленинграде и других городах, Королев работал в МосГИРД) не получал зарплату — случай сейчас беспрецедентный, но в те годы это было нормальным явлением.

В 1933 году произошло слияние ГИРД и ГДЛ — так образовался Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), существующий и поныне (правда, сейчас он носит название Исследовательский центр им. М. В. Келдыша). В РНИИ попали все те ученые и конструкторы, которые работали в ГИРД и ГДЛ.

Перед запуском ракеты ГИРД-Х
на Нахабинском полигоне. С. П. Королев
стоит слева

Современному человеку трудно представить, какие по сложности технические проблемы решали пионеры ракетной техники, работавшие в ГДЛ, ГИРД, а позже и в РНИИ. Мы привыкли к реактивным самолетам, которые ежедневно пролетают над нашими домами, без восторга воспринимаем информацию об очередном удачном запуске ракеты-носителя со спутниками или людьми. И реактивный двигатель в целом кажется нам простым и надежным. Но 80 лет назад ситуация была иной — конструкторы не просто создавали первые реактивные двигатели, а чувствовали себя как на поле боя, с трудом и самоотверженностью отвоевывая каждый ньютон тяги, каждый сантиметр скорости истечения продуктов горения, каждую секунду нормальной работы двигателя.

Аналогия с полем битвы будет еще более полной, если учесть, что в ГДЛ, ГИРД и РНИИ во время испытаний взрывались десятки двигателей и ракет, и иногда они приводили к разрушениям и, что самое страшное, к человеческим жертвам.

Ракета ГИРД-Х в полете

Но даже это никого не останавливало, потому что каждый верил, что еще при их жизни ракеты полетят в космос, к Луне и другим планетам. В то время Сергей Павлович Королев стал, образно выражаясь, одним из главных стержней в ГИРД и РНИИ, на котором держались весь рабочий энтузиазм и вера в лучшее будущее, которое ждет ракету.

В этом же году в ГИРД смогли решить проблему с жидкостным реактивным двигателем — и осенью был совершен успешный запуск экспериментальной ракеты ГИРД-Х, работавшей полностью на жидком топливе (спирт и кислород), положившей начало целому классу аппаратов. Эта победа была началом нового пути, ведь создание более совершенных ракетных двигателей на долгие годы стало задачей № 1 во всем ракетостроении. Данная проблема остра и в наше время, но решение ее в 1930-х годах по-настоящему открыло дорогу к военному и мирному применению ракеты.

Экспозиция «История Петропавловской крепости» и «Потерна»

Экспозиция располагается в Невской куртине и посвящена истории крепости как военно-инженерного сооружения: здесь можно увидеть археологические находки, обнаруженные на территории Петропавловки, военную графику XVIII века, коллекцию материалов и инструментов, использовавшихся при создании крепости.

Потерна — тайный ход в крепостной стене

В Государевом бастионе находится еще одно интересное место, приоткрывающее секретную сторону сооружения крепости, —  потерна. Это тайный ход в крепостной стене, созданный в начале XVIII века, некогда засыпанный, но вновь отреставрированный к 300-летию Санкт-Петербурга. Посетители могут пройти по каменному тоннелю и увидеть историческую кладку крепостных стен изнутри.

Принцип действия ЭРД

Через центральную форсунку подается топливо. В качестве него, как это ни странно прозвучит, используется металлическая проволока. Наверное, не совсем такая, как в наших электроприборах, но все же, это именно проволока — алюминиевая, медная, железная. Возможно использования других металлов и даже токопроводящих жидкостей. Например: ртути, электролитов). 

Все это попадает в камеру сгорания, где встречается с мощнейшими электрическими разрядами. Проволока испаряется, причем так стремительно, что образует в камере сгорания огромное избыточное давление газа, который выбрасывается через сопло. Так создается реактивная тяга. Удивительно, но такой двигатель работает на проволоке в самом прямом смысле этого слова. 

Чтобы придумать и реализовать такое, надо быть действительно достаточно умным человеком. Интересно посмотреть на реконструкцию рабочих кабинетов этих великих людей. Тогда не было компьютеров, сотовых телефонов, современных мягких удобных кресел и столов с изменяемой при помощи кнопок высотой столешницы.

Все было просто до примитивности. И вот в таких условиях люди работали над прорывными технологиями ракетостроения:

Обратите внимание: телефон висит на стене, а не стоит на столе. С одной стороны — вроде неудобно

С другой — для каждого звонка нужна довольно веская причина. Ведь придется встать со стула, обойти стол… Думаю, в современных офисах некоторым сотрудникам тоже надо поставить телефон «подальше». Тогда они будут чаще работать и реже «трещать» по телефону, решая личные делишки. Да! Еще надо отобрать сотовые телефоны и «отрубить» интернет. Тогда, может быть, люди от скуки все же начнут работать?  

Ну ладно, это лирика. 

Теперь давайте посмотрим на макеты ракет. Конечно, это не космические ракеты. На стендах представлены образцы, которые были разработаны разными группами изучения реактивного движения — сокращенно ГИРД. Кстати, специалисты этих групп немного иначе расшифровывали аббревиатуру ГИРД — группа инженеров, работающих даром.

В результате их работы на свет появлялись вот такие варианты ракет:

Конечно, они смотрятся немного неожиданно по сравнению с современными ракетами. Кто-то даже может бросить надменную фразу: «вот ведь какой ерундой занимались». Но, как показывает история, без этой ерунды сейчас не было бы и современных ракет. Все начинается с малого, с самого простейшего. 

Простой пример: прямо сейчас оторвитесь от чтения этой ахинеи, сядьте за стол и разработайте с нуля жидкостный ракетный двигатель. Какой-нибудь простенький. То, что вы никогда ничем подобным не занимались — не оправдание. Садитесь и к завтрашнему дню извольте выдать результат в чертежах! 

Что? Никак? Ну тогда стоит ли иронизировать по поводу не вполне совершенных конструкций ракет, которые вы видите на фотографиях. Те люди, которые «работали даром», тоже не родились конструкторами. Учились. Опирались на опыт предыдущих инженеров…

Все хорошее — это результат долгого упорного труда. Быстро случается только плохое. Когда же мы все привыкнем к этой мысли!

Так… что это я разгорячился? Вы и так все сами знаете. Не маленькие. Давайте бросим прощальный взгляд на этот зал и отправимся дальше:

О! Чуть не забыл! Видите это синее окно в полу в правой части предыдущего снимка? Это археологическая находка, не имеющая никакого отношения к космонавтике:

Это фрагмент фундамента Иоанновского равеллина (того здания, в котором находится музей). Первая половина XVIII века. По всей видимости он именно здесь и находился. Его закрыли стеклом. Кажется, на него даже можно наступать. Я не пробовал, оставляю этот смелый эксперимент вам :). Но по логике — это стекло должно выдерживать вес человека. Иначе его пришлось бы постоянно менять, поскольку «какой-нибудь… или же какая-нибудь… опять наступила своими … ногами» :). 

Музей «Улица времени»

В Нарышкином бастионе на Петропавловской крепости открыт уникальный музей для всей детей. Цель экспозиции — рассказать, как жил Санкт-Петербург с момента основании до сегодняшнего дня, как менялся город и его жители.

Музей «Улица времени» в Петропавловской крепости

Посетители музея будто бы идут по длинной улице, попадая в разные исторические периоды и словно проникая сквозь время. Они проходят мимо петровской таможни, рассматривая товары, привезенные в город, узнавая приметы XVIII века.

Дальше перемещаемся в следующую эпоху — XIX век — доходные дома, кабинеты чиновников и мастеровых. Все предметы можно потрогать руками, буквально — коснуться времени. В экспозиции представлены старинные костюмы, макеты домов богатых и бедных горожан, предметы быта и удивительные безделушки. А дальше ожидает ХХ век, уже близкий и понятный.

Для детей здесь созданы разнообразные интерактивные пространства, где проводятся мастер-классы, кружки по моделированию, квесты. Родители с детьми с удовольствием проводят здесь время, совершая увлекательное путешествие в историю Санкт-Петербурга.

Если хотите организовать увлекательную квест-экскурсию по Петропавловской крепости от Петровских ворот до Александровского парка — то Вам сюда.

Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —

Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на

Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .

Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: