Невский проспект: 6 главных мест

Музейные котики

Еще один забавный и милый факт об Эрмитаже: в нем живут и работают несколько десятков самых разных котиков. Изначально коты были «высланы ко двору» по приказу императрицы Елизаветы для ловли грызунов, но после блокады численность профессиональных мышеловов пришлось восстанавливать заново

К счастью, сейчас музейные котики живут в сытости и комфорте и даже оберегаются от нерадивых водителей специально созданным дорожным знаком «Осторожно, кошки». Когда-то этот знак был единственным в мире, но несколько лет назад подобный появился в Турции

В честь пушистых сотрудников музея в 1998 году был учрежден праздник под названием День эрмитажного кота, который отмечается каждый год. В этот день все посетители музея могут вдоволь пообщаться с местными котейками.

Фото и описание

Осматривая достопримечательности культурной столицы России, невозможно пройти мимо главной улицы города, на которой находится множество памятников истории и архитектуры; да она и сама по себе является знаменитой достопримечательностью. Невский проспект пересекает две реки и один канал, на эту улицу выходят фасады двухсот сорока зданий, причем многие из этих построек — старинные, с богатой историей.

Протяженность проспекта — примерно четыре с половиной километра. Наименьшая ширина улицы составляет двадцать пять метров (в районе Зеленого моста). Возле Гостиного двора ширина проспекта равна примерно шестидесяти метрам — это самое широкое место улицы.

Львиная столица

Питер — не только культурная столица, но еще и львиная, так как в нем находится не менее 60 (по самым скромным подсчетам) скульптур львов. Самые знаменитые — крылатые львы, охраняющие Банковский мост, а все остальные сидят у дворцов, на набережных, в парках и так далее. Многие каменные и гипсовые животные с гривой были привезены в Санкт-Петербург из других стран и городов еще во времена Петра I, так что под их бдительным взором разворачивались самые значимые события в истории города. В интернете можно найти несколько специальных «львиных маршрутов», пройдя по которым вы увидите наиболее интересных питерских звериных царей.

Достопримечательности проспекта

Как уже было отмечено выше, на проспекте можно увидеть множество городских достопримечательностей — это старинные здания, памятники, памятные знаки, фонтаны. Расскажем о некоторых старинных зданиях, сохранившихся на проспекте.

— Одна из достопримечательностей знаменитой улицы — Дом Гейденрейха. Он был выстроен в 70-е годы XVIII века в соответствии с канонами русского классицизма. Здание высится в самом начале улицы. Первоначально в нем находился трактир. В 80-е годы XVIII века здесь открылся магазин, владельцем которого был девятнадцатилетний шотландец. Некоторое время в доме находилась популярная гостиница. Эта часть истории здания связана с именами поэта Адама Мицкевича и публициста Александра Герцена, которые были постояльцами этой гостиницы. Впрочем, не сохранилось никаких документальных подтверждений того, что поэт действительно останавливался здесь. А вот о публицисте совершенно точно известно, что он проживал в двухкомнатном номере (кстати, стоимость такого номера составляла сорок рублей в неделю). В последующие годы владельцы здания сменялись достаточно часто. В послереволюционное время в доме находилось издательство, позже его сменило телеграфное агентство, затем дом был передан «Главленинградстрою».

— Еще одна интересная достопримечательность — особняк XIX века, который принято называть Домом Чаплиных (или Чаплина). Когда-то здесь находился временный дворец императрицы, затем он был снесен. Территория долгое время пустовала. Согласно легенде, сама Екатерина II разработала проект здания, которое должно было появиться на пустующем месте, но по каким-то причинам этот проект так и не воплотился в жизнь. Долгое время на ничем не занятой территории находилась лужа. Она была настолько глубока, что по ней можно было кататься в небольшой лодке (что и делали дети, жившие в окрестных домах). Здание было построено здесь лишь в первые годы XIX столетия. Его фасады практически не пострадали от времени.

— Яркой достопримечательностью проспекта является Дом Чичерина. Он был выстроен в конце 60-х годов XVIII века. Возможно, проект здания был разработан Юрием Фельтеном, но это лишь предположение историков (документальных подтверждений не существует). В XIX столетии здание несколько раз перестраивалось. Дом построен по канонам классицизма и является одним из первых образцов этого архитектурного стиля.

Проспект в XIX и XX веках

Немало зданий, являющихся сегодня достопримечательностями проспекта, было возведено и в XIX столетии. В их числе, например, здание Казанского собора.

В конце 30-х годов XIX века на одном из участков улицы были установлены газовые фонари. Спустя пятьдесят лет они были заменены электрическими. В середине названого столетия вдоль улицы начал регулярно ходить общественный транспорт: сначала это были омнибусы, потом их сменили конки.

В XIX веке многие двухэтажные здания, находящиеся на проспекте, были достроены: они стали на несколько этажей выше. В начале XX века по проспекту начали регулярно ходить трамваи, заменив конки XIX столетия.

В советское время была предпринята попытка переименования улицы, но эта идея изначально была неудачной: и жители города, и гости северной российской столицы продолжали использовать старое, историческое название проспекта. В итоге оно было возвращено улице.

В середине 20-х годов XX века город пережил очередное наводнение. Вода причина серьезный ущерб старинному мощению проспекта. В 30-е годы на улице была произведена установка первого в стране светофора.

В блокадные годы проспект сильно пострадал от артиллерийских обстрелов и бомбардировок. В память о блокадном времени на фасаде одного из домов сохранена табличка 40-х годов, сообщающая о том, какая именно сторона проспекта является наиболее опасной во время обстрелов. Дома, подвергшиеся разрушению в военные годы, были восстановлены в середине XX века. Нужно отметить, что именно в блокадное время улице было возвращено ее историческое название. Это было сделано по просьбам горожан.

Невский проспект в XVIII веке

Прежде всего нужно сказать несколько слов о названии улицы. Проспект называется Невским потому, что ведет к Александро-Невской лавре. Впрочем, долгое время у этой улицы (точнее, у обычной дороги, каковой она являлась когда-то) вообще не было никакого официального названия, а неофициальных было множество. Например, в середине 30-х годов XVIII века ее называли просто Большой дорогой. Позже появились и официальные названия, их тоже было несколько. Так, некоторое время она была Невской перспективой. То название, под которым сегодня улица широко известна, появилось в середине 70-х годов XVIII века. В советское время была сделана попытка переименовать улицу, но в итоге ей было возвращено прежнее название.

Итак, с чего же началась история знаменитого проспекта? Началом его истории можно считать строительство на невском берегу городской крепости-верфи. Она была сооружена в первые годы XVIII столетия. Через некоторое время на достаточно большом расстоянии от нее, но тоже в черте города был выстроен монастырь. Вскоре возникла необходимость проложить путь, который бы связывал эти два объекта с широким трактом, ведущим вглубь страны.

Конечно, речь шла не о строительстве той благоустроенной улицы, которая сегодня украшает город. Путь, который планировали проложить, являлся, по сути, просекой в лесной чаще. Ее сооружение было связано с массой трудностей: нужно было прокладывать дорогу не только через лес, но еще и по болотистой местности. Для осушения почвы строилось множество дренажных канав. На некоторых участках строителям пришлось иметь дело даже не с болотистым лесом, а с непрерывной цепью болот. Но в итоге поставленная цель была достигнута: первая часть просеки, берущая начало у верфи, была проложена.

Чуть позже началось сооружение дороги от монастыря до Новгородского тракта (того самого, который вел вглубь страны). Строителям вновь пришлось трудиться в неимоверно тяжелых условиях заболоченной местности. Метод борьбы с болотными топями был достаточно простым: рубка деревьев, корчевание пней, рытье канав, укладка фашин.

Так началась история знаменитого проспекта. Он появился приблизительно в 10-е годы XVIII столетия.

В тот период времени, когда дорога еще не была закончена, неподалеку от нее появлялись дома мастеров-переселенцев, которые вместе со своими семьями приезжали в строящийся город из разных уголков страны. Их дома были отделены от дороги достаточно широкой полосой леса. Вырубать деревья в нем было строго запрещено. Для предотвращения незаконных вырубок принимались следующие меры: в домах мастеровых проводились обыски и при обнаружении срубленных стволов хозяин дома подвергался суровому телесному наказанию.

В 20-е годы XVIII века новую дорогу украсил роскошный дворец. Он был возведен для Екатерины I. При нем был разбит огромный сад.

Были выстроены деревянные мосты через небольшие речки, которые в двух местах пересекали дорогу. После этого она стала одной из излюбленных улиц горожан. Были проведены работы по ее благоустройству: по обеим сторонам были высажены ряды деревьев, кронам которых регулярно придавалась правильная форма. Улица была замощена камнем. В начале 20-х годов XVIII века здесь появилось даже несколько масляных фонарей: это было первое в стране место, где стало применяться уличное освещение. Под фонарями были расставлены скамейки. Конечно, теперь проспект больше ничем не напоминал ту лесную просеку, которой он был в самом начале своей истории.

По воспоминаниям одного из иностранцев, посетивших северную российскую столицу в тот период времени, проспект был весьма длинным, тянулся куда-то за горизонт. Также гость города отмечал невероятную красоту улицы (хотя деревья, высаженные по ее сторонам, были еще невысоки). Пишет он и о чистоте проспекта, уточняя, что уборка улицы проводилась обычно по субботам.

В 30-е годы XVIII столетия проспект был украшен двумя триумфальными арками.

Спустя несколько лет на улице произошел сильный пожар: на одной ее стороне все постройки были уничтожены огнем. После этого решено было больше не строить на проспекте деревянные сооружения, а возводить на нем лишь здания из камня.

В XVIII веке на проспекте строились в основном дворцы, принадлежавшие представителям знати. Многие из этих дворцов сохранились до настоящего времени.

Самое глубокое метро

Вопреки расхожему мнению, метро Санкт-Петербурга все-таки не самое глубокое в мире, но самое глубокое в России. Например, станция «Адмиралтейская» расположена на глубине 86 метров, и, признаться, процесс спуска к ней — то еще удовольствие, особенно если вы не привыкли ездить в метро. Остальные станции находятся в среднем в 57 метрах под землей, за исключением «Автово», «Проспекта Ветеранов», «Ленинского проспекта» и «Дунайского проспекта». Главная причина того, что большинство станций Санкт-Петербургского метро расположены так глубоко, — неблагоприятные условия для строительства. Чтобы добраться до плотной и сухой почвы, строителям приходилось сооружать глубокие шахтные стволы, пронизывающие толщу неустойчивых пород.

Странная желтая штука в небе

Одна из причин, по которой многие люди не ходят постоянно жить в Санкт-Петербурге, — это его климат с повышенной влажностью воздуха и частыми дождями. Обычно в этом городе пасмурная и облачная погода преобладает над солнечной, и порой за год солнце радует жителей и туристов не больше 75 дней. Поэтому даже летом в Питере довольно прохладно, а местные часто шутят о большой странной желтой штуке в небе, имея в виду редко выходящее из-за облаков солнце. Если, будучи в Санкт-Петербурге, вы захотите немного погреться, не заходя в помещение, отправляйтесь на Невский проспект: он считается самой теплой частью города.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: