Невский проспект, 39
Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, — самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.
Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.
Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.
Дворец великого князя Михаила Михайловича «Мало-Михайловский»
Построен на участке, когда-то бывшем частью Адмиралтейской верфи.
Великий князь Михаил Михайлович начал строительство этого особняка сразу по достижении совершеннолетия, с учетом того, что будет жить там, когда женится.
Архитектор Месмахер создал дом из двух половин – мужской и женской, которые сообщаются между собой.
Однако, великий князь так и не жил в своем особняке. Совершенный им неравный брак лишил его возможности вернуться из Европы в Россию.
Здание меняло арендаторов и хозяев, неоднократно перестраивалось.
В конце ХХ века особняк был в аренде у банка «Санкт-Петербург». В этот период некоторые интерьеры были отреставрированы.
В настоящее время идет спор о принадлежности дворца. Для широкой публики он закрыт.
Особняк барона Штиглица
Дворец на английской набережной для барона Александра Штиглица построен в
1862 году с царской роскошью. Его автор архитектор А.И. Кракау. Своих детей у
банкира Штиглица не было, и он удочерил девочку, предположительно внебрачную
дочь великого князя Михаила Павловича, — Надежду Июневу. После смерти
богатейшего магната России она унаследовала особняк на Английской набережной, а
спустя три года продала его великому князю Павлу Александровичу сыну
императора Александра II.
Великолепные интерьеры во всех возможных стилях запечатлены в известных
акварелях придворного художника Луиджи Премацци, особый интерес вызывает
концертный зал особняка, где архитектор поместил профили композиторов,
расположив их в медальонах овальной формы. Второй этаж открывает большая, в
пять осей, гостиная с кариатидами посредством трех широких проемов соединяется
с бальным залом — самым эффектным помещением особняка. Для последнего владельца
придворный архитектор М.Е. Месмахер перестроил несколько залов, не затронув
главных оригинальных интерьеров. Самый большой зал во дворце А. Штиглица —
Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами. На втором этаже
были также Чёрная и Мавританская гостиные. На первом этаже находились жилые
покои хозяев.
Проходная гостиная соединялась со столовой. В ней хранилась три полотна,
одно из которых («Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции» работы
Ханса фон Маре) сейчас находится в Эрмитаже. Две картины для особняка Штиглица
были написаны в мастерской Карла фон Пилотти. В художественном собрании банкира
были работы и таких немецких живописцев как Ансельм Фейербах, Альберт Генрих
Брендель. Все эти картины были не просто частью коллекции. Они специально
заказывались для конкретных залов, являлись полноценными и неотъемлемыми
деталями интерьера. Кроме картин в доме Штиглица хранилась коллекция гобеленов
и шпалер.
В отделке внутреннего убранства особняка использованы резьба, лепка с
позолотой, драпировка из штофа, скульптурные элементы, а также цветной и белый
сорта мрамора. До наших дней дошли акварели петербургских художников, которые
запечатлели великолепные интерьеры особняка. Парадные помещения гармонично
дополнены каминами. После 1917 года особняк был национализирован. Некоторые
картины из дворца Штиглица были переданы во Всесоюзное объединение
«Антиквариат». В здании чередой сменялись различные учреждения. А уже в 1968
старинный особняк был взят под охрану государства с перспективой использования
его в музейных целях. Затем он вновь перешел в частные руки и пребывал в
заброшенности и запустении более 20 лет. В 2011 году особняк обрел своего
хозяина — был передан Санкт-Петербургскому Государственному университету.
Сейчас в особняке идет реставрация с целью открытия здесь факультета
изобразительных искусств.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Английская набережная, 69
Социальные комментарии Cackle
Петровская набережная, 2
А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
Особняк Штиглица передают Музею истории города
Пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города. Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор — московская компания Синтез-Петролеум, которая вслед за предыдущим арендатором — ЛУКОЙЛом — не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания. Как подтвердил вчера Игорь Метельский председатель КУГИ, в ближайшее время особняк Штиглица будет передан в безвозмездное пользование Музею истори..
Пустующий более 10 лет особняк Штиглица
в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160
памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города. Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица
отказался уже второй по счету инвестор — московская компания Синтез-Петролеум
, которая вслед за предыдущим арендатором — ЛУКОЙЛом
— не решилась вкладывать около $50 млн
в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга
, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания. Как подтвердил вчера Игорь Метельский
председатель КУГИ
, в ближайшее время особняк Штиглица
будет передан в безвозмездное пользование Музею истории Санкт-Петербурга, который базируется в и на данный момент имеет 8 филиалов, в том числе
В пресс-службе музея
это событие комментируют пока осторожно. По словам ее сотрудников, официального извещения о передаче особняка они не получали
, но им известно о готовящейся сделке
По информации музея, сейчас город готовит необходимые для передачи документы. Как именно будет использоваться здание, пока неизвестно. По одной из версий, там может разместиться новый дворец бракосочетания
.
Адмиралтейская набережная, 8
Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»
Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться — его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.
Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.
Невский проспект, 41
На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских — последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.
С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.
Чесменский дворец
Построен в качестве путевого дворца Екатерины II. Изначально назывался Кекерикексенским по названию местности, от финского «лягушачье болото». Впоследствии получил название в честь 10-летия Чесменской битвы.
Дворец выстроен в псевдоготическом стиле и имеет необычную треугольную форму. Каждый из углов здания выполнен в виде башни.
Интерьеры дворца отличались богатством отделки и контрастировали со строгим внешним обликом здания. К сожалению, до наших дней ничего из внутреннего убранства путевого дворца не сохранилось.
Ныне в Чесменском дворце располагается Университет аэрокосмического приборостроения.
Невский проспект, 39
Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, — самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.
Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.
Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.
Фото и описание
Среди домов, завершающих Английскую набережную, выделяется одно из строений —
особняк А.Л. Штиглица. Зодчим великолепного особняка является архитектор
Александр Иванович Кракау, сумевший объединить стены двух жилых построек в
единое здание. Один из этих жилых домов построили в начале 18-го века (в 1716
году) и это было первое на набережной каменное строение. Возводил дом
корабельный мастер периода Петра Великого, Иван Немцев. Вслед за Иваном Немцевым,
владельцем дома стал известный архитектор, зять Немцева, Савва Иванович
Чевакинский. Купец Михаил Сердюков являлся хозяином другого жилого дома
(Сердюков построил так же систему водных каналов Вышнего Волочка).
Особняк барона Штиглица ориентировочно был возведен в 1859-1862 годах. Кракау
удалось придать схожесть фасаду особняка некоторым дворцам итальянского
ренессанса. Фасад здания разделен на 2 этажа, первый отделан рустами, стены
второго – оштукатурены, штукатурка имитирует тесаный камень. Наличники окон на
первом этаже выполнены в простой, строгой манере, с расположенными над проемами
окон прямыми сандриками. Наличники бельэтажа изготовлены в виде портиков,
устроенных из колонн, стоящих на пьедесталах справа и слева окон и удерживающих
фронтоны треугольной формы. Центральная часть фасада подчеркнута двумя
колоннами, по левую и правую стороны входа, образующими портик. Украшенный
лепкой широкий фриз, завершает фасад строения.
Особую ценность художественного свойства имеют интерьеры особняка. Особо
можно выделить среди интерьеров парадную лестницу белого мрамора – за глубину
композиционного решения. Стены лестницы на высоте второго этажа украшены
коринфскими пилястрами. Украшенная колоннами арка служит выходом со стороны
лестничного помещения. С площадки 2-го этажа дверь ведет нас в комнату, которая
выходит окнами на Неву. Рядом с этой комнатой, являвшейся приемной, находилась
большая, в пять осей, гостиная с кариатидами. Гостиная, посредством трех широких
проемов, соединялась с залом для танцев – самым вместительным и эффектным
помещением, которое украшали коринфскими колоннами.
Резьба, лепка с позолотой, драпировка из штофа повсеместно использовались в
отделке внутреннего убранства особняка. Парадные помещения гармонично дополнены
каминами, в отделке которых использованы скульптурные элементы, цветной и белый
сорта мрамора. Кракау поместил скульптуры композиторов в концертном зале
особняка, расположив их в медальонах овальной формы, на падугах. Эскизы для
панно «Четыре времени года» для украшения интерьеров были выполнены авторитетом
русской живописи – Федором Антоновичем Бруни.
Архитектурное решение внутреннего двора, выполненное в стилистике барокко,
также представляло определенную художественную ценность.
В 30-х и 40-х годах XX века особняк претерпел некоторую перестройку – так,
вначале (в 1938-1939 гг.) был надстроен этаж к правому дворовому флигелю, затем
(в 1946-1947 гг.) также еще один этаж был надстроен над Мавританским залом.
Металлическими балками было усилено деревянное перекрытие в послевоенные годы.
Барон Штиглиц, которому принадлежал особняк, являлся одним из успешнейших
коммерсантов в России XIX века. Однако Александр Людвигович был не только
коммерсантом, но еще и промышленником (а от отца он унаследовал еще и
мануфактуры и фабрики), финансистом, благотворителем.
Память о бароне Штиглице осталась не только в виде особняка.
Художественно-промышленная государственная Санкт-Петербургская академия была
основана на деньги Александра Людвиговича. А.Л. Штиглиц выступал спонсором
строительства вокзала Новый Петергоф, одним из первых проектов,
финансировавшимся Штиглицем было строительство между Петербургом и Москвой
железной дороги.
Тайны Строгановского двореца
На углу невского проспекта и мойки у полицейского моста находится большой роскошный дворец в стиле барокко работы знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. это был единственный раз, когда обер архитектор императорского двора взялся за заказ не для императрицы.
Строгановский дворец называли дворцом русскихМедичи, масонов и гастрономов(Вид с набережной реки Мойки)
Огромное здание Строгановского дворца, занимающее целый квартал на Невском проспекте, построено всего за шесть недель. Это подтверждено документами. Его заказчиком стал барон Сергей Григорьевич Строганов. Выстроенный дом находился во владении рода вплоть до 1918 г. и прославился не толь ко на весь Санкт-Петербург, но и далеко за его пределами. Род Строгановых ведет свое начало от богатых граждан Великого Новгорода. Перебравшись на реку Вычегду, они занялись добычей соли — по тем временам ценнейшего продукта, приносящего большую прибыль. В XVI в. царь Иван Грозный пожаловал Анике Строганову прикамские земли.
Строгановский дворец. 1750–1754
В дальнейшем его сыновья построили здесь несколько крепостей (острожков) и развернули соляное дело. Унаследовав от отца предприимчивость, братья завели торговые склады во многих городах русского Севера и в центральных районах страны, отправляли своих людей в далекую Среднюю Азию, вели торг с заморскими странами и Сибирью. Кроме того, они тратили немалые средства на постройку храмов, покупку редких книг, организацию художественных промыслов и иконописных мастерских.
Архитектора не ограничивали ни в чем:ни в расходах, ни в материалах, ни в фантазии
Воспитанником Александра Строганова был талантливый строитель Казанского собора Андрей Воронихин. На постройке храма трудился без устали и сам граф, несмотря на свое слабое уже здоровье. Поговаривали, что знатный вельможа немногими днями переживет освящение собора. Александр Строганов твердо верил в свое предопределение и после окончания первой службы подошел к митрополиту под благословение, проговорив: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром». И точно, граф скончался 15 сентября 1811 г., ровно через двенадцать дней после обозначенного события.
Тайны дворца
Известно, что Александр Строганов был видным масоном и основателем одного из самых радикальных масонских союзов — Великого востока Франции. В его дворце собирались члены петербургской ложи вольных каменщиков, поэтому здесь было немало тайных символов. Так, чередование парадных залов, личных покоев, коридоров и прочих помещений здания обозначало ритуальный тайный путь, который должен пройти каждый настоящий масон. В убранстве дворца и его декоративных элементах присутствовало множество масонских знаков и разнообразных эмблем духовного восхождения.
Портрет Александра Сергеевича Строганова.Александр Григорьевич Варнек.1814
Считалось, что в Физическом (Египетском) кабинете дворца находился алтарь масонского святилища. Как известно, Египет играл важную роль в символике масонства, ведь по легенде первые каменщики участвовали еще в постройке пирамид. Отсюда и скульптурные изображения сфинксов при входе в здание.
Большой зал Строгановского дворца
История дворца
Дворец Павла Александровича расположен на Английской набережной, дом номер 68. Прежде на этом месте были другие жилые дома. Первый был сдан в еще в далеком 1716-м году. На тот момент это строение оказалось первым зданием, построенным из камня на набережной. Здание принадлежало корабельному мастеру И. Немцову. Второе здание принадлежало зажиточному купцу, занимающемуся строительством системы каналов в Высшем Волочке, Михаилу Сердюкову.
Ориентировочно в 1830-м году, участок и два строения были приобретены семейством баронов Штиглиц. Первым в Россию переехал Николай, в затем, в начале XIX века – Людвиг, который занимался торговлей на экспорт, что дало ему возможность в кратчайшие сроки нажить состояние. Впоследствии Людвиг Штиглиц стал банкиром при дворе. В середине XIX века оба здания попали под реконструкцию, и на их месте вырос особняк, построенный в итальянском стиле палаццо. Семья владела этим зданием вплоть до 1887 года.
Летом 1844 года в семье Штиглиц появилось неожиданное пополнение – в их имение под Петербургом принесли и оставили на крыльце корзину с младенцем. Ходили слухи, что ребенок был незаконно рожденной дочерью Великого князя Михаила Павловича. У барона Штиглица, сына Людвига Штиглица, собственных наследников не было, поэтому девочку он удочерил.
Ее назвали Надеждой Июневой. Скончавшись в 1884-м году, барон оставил ей все свое состояние, включая дом на Английской набережной. Однако он новой хозяйке был без надобности, так как она к тому времени уже была замужем за Александром Половцевым, и жила в другом доме. Дом на набережной был выставлен продажу в 1845-м году.
Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.
Особняк Штиглица находится на Английской набережной, 68. Постройка 1862 года аритектора А.И.Кракау.
До наших дней дошли акварели петербургских художников которые запечатлели великолепные интерьеры особняка того времени.
Самый большой зал во дворце А. Л. Штиглица — Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами.
После смерти Александра Штиглица особняк унаследовала его приемная дочь, которая в дальнейшем продала его великому князю Павлу Александровичу (дядя Николая II). При Павле Александровиче интерьеры немного видоизменились, была пристроена церковь, но к сожалению до наших дней она не дожила.
После 1917 года особняк был национализирован. Некоторые картины из дворца Штиглица были переданы во Всесоюзное объединение «Антиквариат» и с тех пор о них ничего не слышно. До 1968 года в этом здании чередой сменялись различные учреждения.
А уже в 1968 здание было взято под охрану государства с перспективой использования в музейных целях и только 1988 году началась реставрация, которой к сожалению не суждено было осуществиться из-за революционных событий начала 90-х годов. Особняк вновь перешел в частные руки и пребывал в заброшенности и запустении более 20 лет. Интерьеры пришли в упадок и нуждаются в срочной реставрации.
В 2011 году особняк наконец обрел своего хозяина — был передан Санкт-Петербургскому Государственному университету. На данный момент, вроде как, в особняке идет неспешная реставрация с целью открытия здесь одного из факультетов. По некоторым данным факультета изобразительных искусств. Судя по тому что здание до сих пор находится в обветшалом состоянии — не скоро здесь появятся студенты.
Улица Миллионная, 5/1
Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей — сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы — его старший сын Иоанн. Второй сын — Гавриил — в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».
В 1992 году здание было передано Русскому музею .
Императорские Дворцы Санкт- Петербурга
Английская набережная, 68
Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 г. и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов — корабельный мастер. После него домом владел его зять — известный архитектор С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков — строитель системы каналов в Высшем Волочке.
В 1830 он уже принадлежал выходцу из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию,основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром. В 1807 принял российское подданство, в 1826 пожалован титулом барона. В истории моего родного города Одессы Людвиг Штиглиц также сыграл значительную роль — например он был одним из основателей Черноморского Пароходства и организатором одесского кредита.
Он то и выкупил участок земли по Английской набережной, 68. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору. профессору А.И. Крокау выстроить на этом месте дворец. Александр Людвигович унаследовал от отца огрмное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев,занимавшуюся тогда уже организацией внешних займов для России. Соответсвовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет
Дворцовая набережная, 26
Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» — «Владимир».
В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.
Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.
Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.
Особняк Штиглица находится на Английской набережной, 68. Постройка 1862 года аритектора А.И.Кракау.
До наших дней дошли акварели петербургских художников которые запечатлели великолепные интерьеры особняка того времени.
Белый зал. АкварельБелый зал в наши дни
Самый большой зал во дворце А. Л. Штиглица — Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами.
Танцевальный зал. Акварель 19-го векаПотолок танцевального зала. Наши дни
После смерти Александра Штиглица особняк унаследовала его приемная дочь, которая в дальнейшем продала его великому князю Павлу Александровичу (дядя Николая II). При Павле Александровиче интерьеры немного видоизменились, была пристроена церковь, но к сожалению до наших дней она не дожила.
Музыкальный зал. Акварель. 19й векМузыкальный зал. Наши дниВ таком состоянии дошли до нас барельефы танцевального зала
После 1917 года особняк был национализирован. Некоторые картины из дворца Штиглица были переданы во Всесоюзное объединение «Антиквариат» и с тех пор о них ничего не слышно. До 1968 года в этом здании чередой сменялись различные учреждения.
Гостиная. АкварельПотолочная лепнина. Гостиная. Наши дниГостиная. Наши дни
А уже в 1968 здание было взято под охрану государства с перспективой использования в музейных целях и только 1988 году началась реставрация, которой к сожалению не суждено было осуществиться из-за революционных событий начала 90-х годов. Особняк вновь перешел в частные руки и пребывал в заброшенности и запустении более 20 лет. Интерьеры пришли в упадок и нуждаются в срочной реставрации.
Библиотека. АкварельБиблиотека дошедшая до наших дней.Библиотечные двери. Наши дни
В 2011 году особняк наконец обрел своего хозяина — был передан Санкт-Петербургскому Государственному университету. На данный момент, вроде как, в особняке идет неспешная реставрация с целью открытия здесь одного из факультетов. По некоторым данным факультета изобразительных искусств. Судя по тому что здание до сих пор находится в обветшалом состоянии — не скоро здесь появятся студенты.
Истоки музея
Музей Академии Штиглица был открыт при Центральном училище технического рисования через два года после создания самого учебного заведения – 27 мая 1878 года. В эти же годы начало формироваться богатейшее музейное собрание, иллюстрирующее прикладное искусство различных эпох и народов.
Большой выставочный зал
Уникальные экспонаты покупали в антикварных лавках и у коллекционеров основоположники училища – промышленник и меценат Александр Людвигович Штиглиц, его зять и видный государственный деятель Александр Александрович Половцов и известный петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер.
В первые годы витрины с образцами из фарфора, ткани, эмали и металла украшали залы заведения, но именитый зодчий понимал – коллекции нужно своё, особое здание. С 1885 года Месмахер занимался разработкой и строительством музея – на это ему потребовалось целых десять лет. И вот, 12 мая 1896 года галерея приняла первых гостей, среди которых были даже члены императорской семьи.
Восхититься изящными работами мастеров Античности, Средневековья и Возрождения приходили петербуржцы и гости города. Но в первую очередь музей был образцом прекрасного для тех студентов, которые обучались монументально-декоративному, прикладному искусству и дизайну в училище Штиглица. Эту просветительскую концепцию поддерживало и само здание, которое сегодня является памятником архитектуры периода историзма.
Во внешнем оформлении музейного здания угадываются черты знаменитых итальянских творений XVI века. Конечно, проект не являлся компиляцией уникальных элементов: Максимилиан Егорович переосмыслил ряд элементов и соединил их в обобщённую, но гармоничную иллюстрацию неповторимой архитектуры Италии эпохи Возрождения.
Центр фасада украшен ризалитом с треугольным фронтоном, на котором помещен горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. В центре изображен атлетически сложенный коренастый мужчина с бородой и в рабочем фартуке — художник-труженик, очень напоминающий самого Месмахера, первого директора училища.
Верхняя часть фронтона Академии, мужчина в фартуке и с бородой внешне напоминает самого Месмахера, первого директора училища
Внутреннее убранство музея, точнее 32-х его залов, также отражало почти все исторические эпохи и стили.
Жизнь музея в советские годы практически прекратилась. После революции 1917 года училище Штиглица было закрыто, а музейное здание передали Эрмитажу. В послевоенные годы на месте прежнего учебного заведения возникло художественно-промышленное училище, музей вновь приобрёл независимость, но почти половина его уникальной коллекции осталась в ведении Эрмитажа. С годами былое богатство восстановили благодаря экспонатам из других музеев.
Особняк барона А. Л. Штиглица. Дворец великого князя Павла Александровича.
Особняк Штиглица находится на Английской набережной, 68. Постройка 1862 года аритектора А.И.Кракау.
До наших дней дошли акварели петербургских художников которые запечатлели великолепные интерьеры особняка того времени.
Самый большой зал во дворце А. Л. Штиглица — Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами.
После смерти Александра Штиглица особняк унаследовала его приемная дочь, которая в дальнейшем продала его великому князю Павлу Александровичу (дядя Николая II). При Павле Александровиче интерьеры немного видоизменились, была пристроена церковь, но к сожалению до наших дней она не дожила.
После 1917 года особняк был национализирован. Некоторые картины из дворца Штиглица были переданы во Всесоюзное объединение «Антиквариат» и с тех пор о них ничего не слышно. До 1968 года в этом здании чередой сменялись различные учреждения.
А уже в 1968 здание было взято под охрану государства с перспективой использования в музейных целях и только 1988 году началась реставрация, которой к сожалению не суждено было осуществиться из-за революционных событий начала 90-х годов. Особняк вновь перешел в частные руки и пребывал в заброшенности и запустении более 20 лет. Интерьеры пришли в упадок и нуждаются в срочной реставрации.
В 2011 году особняк наконец обрел своего хозяина — был передан Санкт-Петербургскому Государственному университету. На данный момент, вроде как, в особняке идет неспешная реставрация с целью открытия здесь одного из факультетов. По некоторым данным факультета изобразительных искусств. Судя по тому что здание до сих пор находится в обветшалом состоянии — не скоро здесь появятся студенты.
Дворец в наши дни
После событий Великой Октябрьской Революции, дворец Павла Александровича, который долгое время пустовал, был передан Русскому обществу. В конце 30-х годов здание несколкько изменили, достроив флигель двора на один этаж. Во второй половине 40-х годов над мавританским залом добавили еще один этаж. С 2000-х годов здание находилось в процессе реставрации для дальнейшей его передачи фирме «Лукойл».
Помещения никак не эксплуатировались , так как для этого дворец нужно было сначала отреставрировать.
В октябре 2016 года конкурс на реставрацию дворца выиграла компания «Ренессанс». Все работы должны были быть закончены к ноябрю 2017 года. На сейчас отреставрированы внутренние фасады, воссоздан лепной декор. Стоит отметить грандиозный размах работ, так как, например, фасады внутреннего двора последний раз обновлялись еще во время постройки дворца.
Дворец великого князя Михаила Николаевича
Над проектом дворца трудилось несколько именитых архитекторов, просто их одного за другим отстраняли от проекта.
Начал строительство архитектор Штакеншнейдер в 1850 году. Он успел возвести две оранжереи и домик садовника, после него к строительству усадьбы приложили руки архитектор Шарлемань и зодчий Боссе.
Именно Боссе и удалось закончить постройку усадьбы в стиле модерн к 1862 году. Усадьба получилась очень красивой: с галереями, эркерами, балконами, парадный вход охраняли два мраморных льва, во внутреннем дворе расположился бассейн с фонтаном.
Заговорив о фонтане, стоит отметить, что в Михайловке отсутствовал источник воды, поэтому инженерам пришлось построить шестикилометровый деревянный водопровод от Самсониевского канала.
После революции во дворце обосновалась детская трудовая колония “Красные зори”. В это время здесь появилась пасека, сад и огород, а в пруду стали разводить карпов и форель.
В годы Великой Отечественной Войны здание сильно пострадало, но несмотря на это после войны на его большой территории была расположена птицефабрика. А в 1950 добавился и детский дом.
Спустя 17 лет, к 1967 году здании было передано Кировскому заводу и только в 1970 началась реставрация, после чего на территории усадьбы заработал пансионат для работников Кировского завода.
На сегодняшний день здание давно пустует и изрядно обветшало, намечается глобальная реставрация.
Про другое здание принадлежащее нашим царям и являющееся тоже эталоном русской красоты