Судьба дома
За все годы существования в особняке располагалось огромное количество учреждений. После революции всё перевернулось. Слуги переселились в комнаты хозяев. И однажды посудомойка Серафима заняла покои мадам Брант…
Здесь жили Калинин, Михайлов-Политикус, Котляков, Вольберг, Зиновьев.
В одно время дом был интернатом. В нем проживали сироты. А также дети, чьи родители поспешно эмигрировали из страны. И дети участников революции. Об этих событиях пишет Л.Рубинштейн в своей книге “Петроградская сторона”.
Потом в здании располагалось Ленинградское издательство. Позже хозяйство Треста коммунальных домов. А в 1929 здесь обосновали поликлинику. Затем переформировали ее в НИИ общественного питания. А уже позже здание занимали различные обкомы и горкомы Ленинграда.
К счастью, в 1957 особняк Бранта и особняк Кшесинской объединили и построили между ними атриум. Домам удалось стать объектами культурного наследия. Ныне это Музей политической истории.
Почетный гражданин
Василий Эммануилович Брант – известный предприниматель XIX века. Владел торговым домом «Э. Г. Брант и Ко». Занимался торговлей, промышленностью, лесопилками, банковским делом и многим другим.
До революции немецкие промышленники играли значительные роли в жизни деловой России. Брант даже получил статус “почетного гражданина” города. Предприниматель много делал для промышленности всей страны. И также много жертвовал на благотворительность.
К сожалению, после прихода большевиков к власти, Брант с семьей покинул Россию. Они эмигрировали в Цюрих (Швейцария), где жили также хорошо. Коммерческая жилка его всегда кормила.
Василий Эммануилович Брант (в некоторых источниках фамилия пишется Брандт).
Особняк Кшесинской
Любовница последнего российского императора знала толк в роскоши. У Матильды было несколько арендованных особняков. Первый из них не носил ее имени. Здание тогда снял влюбленный в танцовщицу Николай Романов, когда он был еще цесаревичем. Тот особняк Кшесинская не любила. Может, мучила вина перед своим отцом?
Известный польский танцовщик Феликс, узнав о ее романе с венценосной особой, поседел за ночь. Причиной тому были не амурные похождения дочери, а предсказание старой гадалки, что после романа кровиночки с братьями из царской семьи род Кшесинских угаснет. Новый особняк балерина построила на свои деньги. Над проектом здания в стиле северный модерн работал Гоген.
Не художник, а выдающийся русский архитектор, благодаря кому в Петербурге появились мечеть, музей Суворова и другие интересные здания. В интерьерах роскошного особняка угадываются черты неоклассики, ампира. После революции дворец у хозяйки новая власть быстро отобрала, основательно ограбила в поисках клада Романовых.
Позже его роскошные интерьеры были восстановлены, доступ в музейное здание открыли для экскурсий. Интересный нюанс: единственный сын Матильды и Николая (а, возможно, одного из его близких родственников, ведь те тоже встречались с Кшесинской) умер молодым при странных обстоятельствах во Франции.
Пять доходных домов, в которых вам захочется жить
Дом Мила
Где это
В Барселоне, в районе Эшампле.
Чем интересен
Автором. Этот доходный дом построил Антонио Гауди, а Мила — фамилия заказчика. Второе название дома — Pedrera — переводится как «каменоломня». Неровные линии и глубокие оконные проёмы действительно наводят на мысли о пещерах и подземных ходах.
На улицу дом выходит светлым, почти белым фасадом. Но зайдя во двор, вы увидите, что внутренние стены переливаются разными оттенками фиолетового, синего и зелёного и напоминают толщу воды. А массивные трубы на крыше похожи не то на шахматные фигуры, не то на сюрреалистические образы с картин Дали.
Обер-прокурорский дом
Известен как особняк Гурьева и Нарышкина. Начало и основная постройка были произведены архитектором Г.А.Боссе в 1843 г. Строительство дворовых флигелей и галереи проходило в 1856-1858 годах.
В 1870-х здание принадлежало Духовному ведомству и использовалось как квартира для обер-прокурора Святейшего синода, а позже стало книжным складом и магазином народных изданий. В первые годы 1-й мировой войны особняк вместил в себя 400 коек Синоидального лазарета. В советский период в нем был размещён Центральный музей Октябрьской железной дороги, после чего здание перешло к частному лицу.
Сейчас дом не находится под охраной и открыт для глаз любого желающего. Пока не согласован проект реконструкции и объект находится в заброшенном состоянии.
Какие тайны хранит «масонский особняк» в Питере и что означают секретные символы на его фасаде
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Это уникальное по красоте и оригинальности здание построил в конце позапрошлого века талантливый отечественный зодчий немецкого происхождения Виктор Шретер. Выпускник Императорской академии художеств в России, а также Берлинской академии художеств, он посетил немало европейских стран, изучив их архитектуру. Всё увиденное в дальнейшем вдохновило его на создание собственных шедевров и выработку своего уникального стиля.
Шретер – автор известных зданий в разных городах России и за ее пределами. Его считают «дедушкой» модерна, предвосхитившим этот популярный в начале прошлого века стиль, и популяризатором нового для России способа облицовки зданий – обожженным при высоких температурах кирпичом и натуральным камнем. Этот способ так и назвали – «кирпичный стиль».
Особняк на углу набережной Мойки и улицы Писарева архитектор Шретер начал проектировать, когда ему было 49 лет. К этому времени у него уже было восемь детей, и дом он возводил для своей семьи. Строительство особняка было закончено в 1891 году.
Ассиметричное здание в готическом стиле с крышей, как у старинного дома-замка, и разными по размеру и форме окнами напоминало Шретеру о старой Европе, архитектурой которой он всегда был восхищен. Это здание очень точно иллюстрирует понятие «родовое гнездо».
Помимо готических черт, у дома можно увидеть и признаки неоренессанса. Очень интересны угловой эркер, напоминающий башенку, ажурные кованые элементы, высокий готический фронтон.
Большая часть здания облицована кирпичом и лишь фрагментарно использована штукатурка (в основном в декоре). Также в облицовке использована керамика.
Кстати, хотя Шретер и имел европейское происхождение, знаки, расположенные на фасаде дома под небольшим балконом, которые можно принять за масонские, на самом деле никакие не «тайные символы». Хозяин дома изобразил обычные рабочие предметы, которыми пользуются архитекторы.
В те времена, когда здесь жил архитектор с семьей, в окнах дома красовались цветные стекла и витражи, отчего особняк еще больше напоминал сказочный замок. Внутри дома, помимо бликов от витражей, можно был подивиться красивым интерьерам, шикарной мраморной лестнице, восхитительным лепным узорам. Работал архитектор в угловой части дома, на первом этаже – здесь он обустроил себе кабинет и чертежную комнату. Здесь же, на первом этаже, была расположена столовая с винтовой лестницей, откуда домочадцы и их гости попадали прямо в сад, а также много других помещений.
На втором этаже интерьеры были еще более шикарными, чем на первом. А вот на верхнем, мансардном, все было обустроено весьма скромно.
В целом особняк был очень уютным, красивым, удобным. Комфорта добавляли проведенный в дом водопровод и отопление (причем водяное) с увлажнением воздуха.
Впоследствии зодчий построил возле своего дома еще два – на этот раз доходных.
На участке у архитектора также размещались хозпостройки, в том числе ледник, помещение для экипажей, конюшня, коровник.
После революции особняк Шретера был национализирован и в нем появились квартиры-коммуналки для советских граждан. В нашем веке, в начале нулевых, дом приобрели в частную собственность.
Текст: Анна Белова, фото на обложке: cityspb.ru
Особняк Кельха
Знаковое место для знатоков истории российской архитектуры. Дом на улице Чайковского завораживает, поражает, удивляет. Особняку чуть более 100 лет, его архитектура по своим решениям ближе к необарокко и одновременно весьма эклектична, непредсказуема, загадочна. Над проектом здания трудились разные архитекторы.
Профессионалы добавляли в него всего понемножку: готики, ренессанса, неоклассики, псевдоготики. В результате получилось что-то близкое к фэнтези, а ведь тогда данный стиль в искусстве еще не существовал. Убранство внешнее и внутреннее здания можно охарактеризовать двумя словами: много всего.
Здесь есть лепнина, резьба по камню, сложные витиеватые узоры, строгие геометрические фигуры, скульптурные композиции, трехъярусный камин, паркет ручной работы, где изображены орлы, львы. А еще в доме можно встретить элементы отделки из дорогого мрамора, уникальные световые решения. Удивительно, что при этом ощущения безвкусицы совсем не возникает. Зато увиденное захватывает дух, настраивает на романтический лад.
Дача Громова
На Петроградской стороне Петербурга в знаменитом Лопухинском саду находится одна из достопримечательностей города, известная как дача Громова. Двухэтажное деревянное здание в стиле ранней эклектики с элементами классицизма построил архитектор Г. Винтергальтер в 1850 г. А назвали его в честь одного из владельцев сада – российского купца Василия Федуловича Громова.
Громов, которого считали «королем лесной торговли», был образованным человеком, известным меценатом и благотворителем. Он разбирался в музыке и живописи, любил ботанику. В дачном особняке была устроена картинная галерея и музыкальный зал, где не раз выступали многие петербургские знаменитости, особенно из труппы Мариинского театра.
Купец был хлебосольным и гостеприимным хозяином, у него в гостях любили бывать известные актеры и литераторы, а неимущие студенты Консерватории жили на даче постоянно.
Став хозяином Лопухинского сада, Громов превратил его в красивейшее место с лабиринтами аллей, фонтанами, таинственными гротами, прудами и беседками. Он выстроил музыкальный павильон и оранжерею, во многом не уступавшую знаменитому Ботаническому саду. Сама дача тоже была круглый год украшена цветами.
Американские послы, посетившие особняк в 1866 г., описывают его как «нечто великолепное и волшебное, выстроенное мастерски и с большим вкусом». Их восхитили экзотические растения, статуи и все внутреннее убранство дома.
Сегодня дача Громова отреставрирована практически полностью, в ней ощущаются дыхание и атмосфера XIX века. Осматривая здание, можно увидеть много интересного: цветные витражи и ажурные решетки на окнах, красивую лепнину, резную деревянную отделку фасада и внутренних комнат. Сохранилась и часть старинной мебели.
Сколько стоила квартира
Цена квартиры, как и сегодня, зависела от площади и класса недвижимости. Дешёвые каморки для рабочих во всех крупных городах выглядели примерно одинаково. Вот как их описывает французский писатель Эжен Сю: «В этой части Парижа, одной из самых населённых, в омерзительных, холодных, вредных для здоровья домах скучилось в ужасной тесноте множество рабочего люда». В начале XX века в Москве такая каморка стоила 5 рублей в месяц. Для сравнения, дворник получал 18 рублей.
За «барскую» квартиру просили 120–140 рублей в месяц. Приблизительно в такой жил профессор Преображенский из «Собачьего сердца»: в квартире профессора было семь комнат, и он хотел бы иметь восьмую.
«Барская» квартира в фильме «Собачье сердце»
Тайны особняка Брусницыных
Это может показаться невероятным, но в Санкт-Петербурге есть удивительный особняк, о котором не знают даже многие жители города. Этот памятник архитектуры — настоящая жемчужина, полная тайн и мистики, о которой не написано в путеводителях.
Лепной декор интерьера особняка Брусницыных.Белый зал
Кожевенный магнат
Юго-Западная часть Васильевского острова и в XVIII в. являлась промышленной окраиной. Называлась она Чекуши. В 1844 г. здесь, на углу Кожевенной и Косой улиц, приобрел дом купец Николай Мокеевич Брусницын. Через три года он основал собственное кожевенное предприятие и стал лидером отрасли. Снаружи дом выглядел достаточно просто и непрезентабельно, но интерьеры его были великолепны и отделаны с большим вкусом. По роскоши они даже могли поспорить с лучшими дворцами столицы. А находящаяся при особняке оранжерея с растущими орхидеями и ананасами славилась на весь Санкт-Петербург.
Особняк Брусницыных сегодня
Когда-то здесь находились кожевенное производство и большое количество товарных складов, на которых хранилась в том числе и мука. Чтобы слежавшемуся от сырости продукту придать товарный вид, его разбивали небольшими деревянными молотками — чекушами. Отсюда и название района.
Таинственная роскошь
У Николая Брусницына было восемь детей: пять дочерей были выданы замуж за купцов известных фамилий, а трое сыновей — Николай, Александр и Георгий — остались жить с отцом. Здание пришлось перестроить. Теперь в плане оно имело вид буквы Ш: во флигелях жили братья со своими семьями, а в главном корпусе — сам купец. Вскоре братья Брусницыны организовали товарищество кожевенного завода «Брусницын Н. М. с сыновьями». Успешное предприятие позволяло купцам жить на широкую ногу. Известно, например, что Александр Брусницын купил белоснежную яхту «Астарта», на которую претендовал наследный шведский принц. Однако путешествовать на ней никто не стал: все члены семьи страдали морской болезнью.
Старинные зеркала бережно хранят все,что видели на своем веку
Ходили слухи, что в особняке когда-то висело зеркало из усыпальницы самого графа Дракулы. Все, кто в него смотрелись, испытывали неприятное ощущение. Купец не был суеверным, но потянувшаяся череда неприятностей заставила его убрать злосчастный предмет. Еще одно знаменитое зеркало и сегодня находится в кальянной комнате, выполненной в мавританском стиле. Говорят, если стать в определенный час под старинной бронзовой люстрой так, чтобы видеть свое отражение, то можно загадать желание, которое непременно сбудется. Были в особняке и тайные ходы. Один из них ведет из столовой в красную бильярдную. Другие пока не обнаружены.
Первый этаж
На первом этаже дома раньше находилась столовая, из которой по винтовой лестнице домочадцы и гости поднимались в сад, а также другие помещения: чайная, кухня, буфетная, людская; между ними располагалась кладовая, а также лестница, которая вела к черному ходу и в подвал.
Асимметричные фасады особняка выходят на улицу и набережную. В выступающие объемные центральные части архитектор встроил лестницы – этот прием продолжат зодчие двадцатого века. Северный фасад украшен готическим акцентом — окном внушительных размеров. Ассоциацию с готикой усиливает наличие высокого остроугольного фронтона, зрительно продолжающего вертикальную линию здания. Фасады объединяет эффектный прием – введение в угловую усеченную часть строения эркера с башенкой. С улицы в особняк ведет парадная мраморная лестница, сохранившая свою оригинальную отделку, стены украшены гипсовыми рельефами, остались перила с кованой решеткой, камин, разноцветные стекла в окнах (к сожалению, сохранившиеся лишь частично).
Особняк Веге
Из многообразия объектов г. Санкт-Петербурга, представляющих культурную ценность, внимания требует заброшенный особняк Веге. Постройка находится на территории АООТ НПФ «Пигмент» – бывшего ультрамаринового завода. Здание, как образец эклектики, возведен в 1890 году и является работой неизвестного автора.
Гротескным орнаментом расписаны стены и потолки на всех этажах. В некоторых местах заметна позолота в отделке. У парадной лестницы сохранились кариатиды. Колонны с женскими фигурами провожают к чугунным перилами.
автор — Instagram — maniac_serega (Cергей Москалёв)
Наверху расположено просторное помещение — гостиная комната. Оригинальные узоры в виде роз украшают стены. На потолке заметны причудливые лепные розетки, а на полу метлахская плитка. Кого принимали хозяева в своих, когда-то изысканных, залах современности неизвестно. Только остатки старинных зеркал еще хранят тайну прошлого.
Особую художественную ценность представляют витражи. По предположению работа немецких мастеров, в свое время была известна на весь город уникальностью и красотой. Расписные стекла, были не раз реставрированы и хранились отдельно от рам.
Сегодня из-за отсутствия отопления в разваливающем здании, сырость почти разъедает ценную отделку. Хрупкий памятник архитектуры нуждается в серьезной реставрационной работе и особого внимания, как культурное наследие петербуржцев.
Как добраться
Набережная находится в Центральном районе Санкт-Петербурга, где собраны самые известные достопримечательности города. В шаговой доступности от нее находятся такие популярные места для прогулок как Дворцовая набережная, а также набережные Фонтанки и канала Грибоедова.
Ближайшие станции Метро: «Адмиралтейская» (Фрунзенско-Приморская линия), что в 200 м на юго-восток от набережной по Кирпичному переулку, а также в 420 м »Невский проспект» (Московско-Петроградской линия) и »Гостиный двор» (Невско-Василеостровской линии) по Невскому проспекту на северо-запад.
Схема метро Санкт-Петербурга
Также до набережной можно добраться на наземном общественном транспорте. Остановки, расположенные рядом с ее началом: «Летний сад» на улице Набережная Лебяжьей канавки, до которой следуют автобусы № 46 и 49, а также маршрутное такси № К-76. До остановки «Летний сад» по улице Набережная реки Мойки идут автобус № 46 и маршрутки № К-107, К-212, К-76. Помимо перечисленного, до нее следует трамвай № 3, остановка также «Летний сад».
Интерактивная карта общественного транспорта Санкт-Петербурга
Для более комфортноного путешествия можно воспользоваться услугами такси. В городе действуют следующие службы: Uber, Яндекс. Такси, Везет, Води, Бонус, Мойка и другие.
Набережная реки Мойки от Почтамтского моста до Юсуповского дворца на видео
Настоящее и будущее домика
Дом, конечно, не представляет исторической ценности и с точки зрения чиновников его нужно снести, с глаз долой, меньше проблем.
Вы тоже можете сказать, что смотреть то там особо нечего, на посещение уйдёт не более минуты. Да и неудобно там долго стоять и разглядывать.
Но он интересен прежде всего как уникальное явление. Именно такие объекты и создают неповторимое многообразие Петербурга.
Его кончено стоит сохранить. Пока домик держит оборону благодаря умелым хозяйским рукам Николая Александровича, который по профессии строитель. Аккуратный заборчик, причудливый «вросший» в забор столик с навесом.
Сохранился вот такой элемент фасада, видимо ещё с начал постройки дома.
Элемент фасада со времен постройки дома
Домик недавно покрашен. Хозяин поставил новый электросчётчик, обновил провода. В общем чувствуется забота и старание. Не богато, но и не развалюшка.
У домика есть свой небольшой участок, огороженный красивым забором. Внутри были грядки, когда там жили тётя с дядей. Сейчас хозяин там держит хозяйственные принадлежности. На участке растут 30-и метровые клёны и вишня. Весной должно быть красиво.
Да и никому он не мешает. Место не проходное. Может быть поэтому особых притязаний то и не было. Примыкающее полуразрушенное здание так и стоит бесхозное.
А что будет потом непонятно. Хотелось бы верить, что домик уже став легендой, заслужит статуса музея, например, ленинградского быта.
Особняк Э.Г. Фолленвейдера
Двухэтажный дом расположен на Каменном острове. Здание построено в стиле северного модерна. При взгляде на него создается ощущение, что это кусочек Скандинавии, а не России. Массивный дом возведен в начале прошлого века за рекордные сроки, учитывая сложность предварительных земляных работ: всего за год.
В его облицовке использованы редкие виды гранита, по ним знатоки когда-то могли судить о богатстве владельцев здания. Самые интересные архитектурные решения особняка связаны с крышей и окнами. Первая изготовлена из дорогостоящей элитной черепицы, а оконные конструкции удивляют… своим разнообразием форм. Тут 9 видов окон, которые имеют просто сказочный вид.
Внутри здания отлично сохранились (а где-то и полностью восстановлены) цветные витражи, дубовые отделочные панели, лепнина, камины. В наше время особняк является элитным отелем, но питерцы его часто называют просто и мило: «наш теремок».
Усадьба Марьино
Уникальное место в пригороде Петербурга нередко называют одной из визитных карточек Тосненского района Ленобласти. Оно находится между двумя деревеньками и когда-то принадлежало знаменитой династии промышленников Строгановых. Потому у Марьино есть второе, не менее известное, название: Строганово.
Усадьба позже перешла во владение рода Голициных, они вкладывали в поместье тоже баснословные деньги. Архитектура Марьино точно отражает дух разных имперских эпох. В ее мотивах явно ощущается влияние европейских и российских школ. При этом объекты комплекса удивительно гармонично вписываются в окружающий пейзаж.
Дорожки парка в Марьино манят пройтись, полюбоваться беседками, деревьями, водной гладью прудов, каналов, грандиозным каменным мостом и легкими изящными мостиками. В разное время на этой территории находились государственные учреждения. В наши дни она является частной собственностью, здание обрело статус гостиничного комплекса. Сегодня в Марьино проводят праздники, семейные торжества, созданы условия для VIP-отдыха.
Усадьба Марьино
В числе удобств ресторан, общая кухня и общий лаундж
9,2
Хорошона основании 111 отзывов
Забронировано сегодня 2 раза
Показать цены
Дом Николаса Струка
Обрусевшей немец, владелец фабрики наждачных изделий. Жилище спроектировал его барон Федор Пирвиц. Хотя здание и выполнено в стиле модернизма, в нем все равно прослеживается русский дух. Для него характерны фигурные башни, деревянная резьба и крыша шатром.
Раньше было принято строить жилье на территории производств, также поступил Струк. Таким образом, он мог контролировать рабочий процесс. Большевики национализировали здание и устроили там заводоуправление. Но с 2004 года у дома нет хозяина. Со временем обрушилась крыша, из внутреннего убранства сохранился подвал с исторической кладкой, лестница и деревянные стены.
По мнению экспертов, дом находится в ужасающем состоянии. Пока его еще можно посмотреть.
Особняк Бракгаузен
Был возведён в 1710 году архитектором Жан-Батистом Леблоном по проекту «дома для именитых», популярным в то время.
Вначале принадлежал сыну Петра I Ивану Зотову, затем перешёл во владение семьи купцов Бракгаузен. С 1832 г. в нем проживал американский посол Джеймс Бьюкенен, в 1950-х годах в здании располагался банк и 16 отделение милиции. Также во времена СССР в нем находилась Ленинградская транспортная контора пароходства, после чего дом стал жилым.
В данный момент в связи с большими затратами на необходимую реставрацию старинных интерьеров с исторической планировкой, дальнейшая судьба здания неизвестна.