Особняк румянцева

Достопримечательности дворца

Музейный комплекс будет интересен не только туристам, увлекающимся историей, археологией, любителям диковинной фауны и флоры, но и поклонникам живописи XVIII-XIX веков, иконописного искусства, знатокам быта того времени.

Гомельский дворцовый ансамбль самый крупный в Белоруссии, он объединяет в себе:

  • Дворец
  • Великолепный парк с «Лебединым озером»
  • Древнее городище 10 века
  • Зимний сад в Оранжерейном корпусе
  • Смотровая башня

Раскинувшийся на площади в 34 гектара старинный парк, разделённый на северную и южную часть каналом с «Лебединым озером», порадует великолепными панорамами с крутого берега Сожи и современной композицией «Лодочник». Фигура гребца, у ног которого сидит рысь, – собирательный образ первых гомельчан. На месте детинца X веке в своё время и появилась сама усадьба.

В парке можно встретить не только традиционные каштаны, дубы, клёны, но и экзотические для этих широт гинкго-билоба, бархат амурский, чёрную сосну. Украшением парка стали изящные ковровые цветники и пёстрые клумбы.

К северо-востоку от канала расположен Петропавловский Собор и усыпальница князей Паскевичей – изящное строение с украшенными майоликой (разновидность керамики) фасадами и пятиглавым верхом в псевдорусском стиле. А в южной части парка расположился Зимний сад и Смотровая башня.

Здесь же находится и сам Дворец. Это трехэтажная постройка с четырёхколонным портиком на входе и купольным верхом в стиле русского классицизма. На втором этаже находились жилые покои, на третьем ярусе с куполом – помещения для прислуги, а на первом разместились парадные залы. Величественный Колонный зал со вторым светом и эффектной люстрой на сводчатом потолке, украшенном гербами обоих родов – для балов и деловых приёмов. «Белая гостиная», где до революции хранились ныне утраченные подарки императора Николая I князю Паскевичу. В камерном помещении «Красной гостиной» с мебелью в стиле ампир и стенами, украшенными фамильными портретами, был устроен музыкальный салон. Архитектурный облик дворца и его интерьеры менялись вместе с историей усадьбы и самого Гомеля.

Наследие перестройки

В 1988 году началась масштабная реконструкция здания, но, в 90-е годы наступил совсем мрачный период для дома Пашкова. Стала протекать крыша, были выбиты стекла на окнах. Здание было в очень плачевном состоянии.

Но, в конце концов, нашлись деньги на его реконструкцию, и в 2007 году дом Пашкова открыл свои двери для посетителей.

Надо отметить, что здание является историческим. Построено оно в 1788 году, по проекту архитектора Баженова В.И.. Здание расположено рядом с Кремлем в историческом центре столицы. Дом имеет очень интересную историю, он неоднократно менял владельцев, но самым значимым событием в его истории является размещение в его стенах Румянцевского музея.

Экспонаты

Основной фонд Румянцевского музея в Москве составляли экспонаты частной коллекции этой семьи, но, после перевода музея в столицу экспонаты приобретались за счет меценатов.

В 1864 году на средства, пожертвованные Кошелевым А.И., приобретено собрание Полторацкого С.Д., исследователя и библиографа. Это более 22 тысяч томов литературы 17-19 веков, ценные книги, рукописи, старопечатные издания, гравюры и так далее.

В 1868 году сам Полторацкий передал музею свои собственные записки Императрице Екатерине Второй и отрывок записки Петру Первому.

В 1880 году в музей родственники поэта Пушкина А.С. передали его рукописи.

В 1898 году Толстая С.А. передала музею часть рукописей Толстого Л.Н..

Многие критики, писатели, литераторы, философы передавали в библиотеку свои книги и рукописи: Флоренский П.А., Шагинян М.С., Вернадский В.И., Готье Ю.В., Ключевский В.О. и многие другие.

Император Александр Первый приобрел несколько знаменитых полотен Иванова Александра, уникальную чашу, выполненную из черной яшмы и многие другие экспонаты Эрмитажа.

Архитектура

Здание выполнено в стиле классицизм. Тот вид, который знаком всем сейчас, оно приобрело после преобразований под руководством В. А. Глинки. Фасад был украшен портиком с 12 колоннами, каждая из которых заканчивается капителью. Над ними расположился фронтон с горельефом с изображением Аполлона и 9 муз.

Следующие серьезные изменения коснулись здание, когда реставрационными работами занялся архитектор А. И. Цим. Он надстроил третий этаж, а так же изменил лепнину, выделив окна второго этажа более выразительными наличниками. Тогда же внутри здания появилась трехмаршева лестница, идущая через все этажи. Однако позднее архитектор А. А. Степанов заменил ее на распашную мраморную лестницу, которую можно увидеть в особняке и сегодня. Вместо боковой металлической лестницы была выполнена украшенная резьбой дубовая лестница из 5 маршей через все 3 этажа здания.

Большие изменения коснулись внутренних помещений. Парадная гостиная была оформлена в стиле Людовика XVI. Лепнина с охотничьими и античными мотивами на стенах, лепные розетки в виде венков из цветов на потолке. Для освещения использовались 4 одинаковые люстры, которые можно сохранились по сей день.

Возник музыкальный зал, созданный из 3 помещений с окнами на Неву. С отделкой в стиле историзма, он был выкрашен под желтый мрамор. Лепной декор напоминал о стиле Людовика XV. Пилястры, искусно дробившие стены, были декорированы лепниной, переходящей на потолок.

Как добраться

Как добраться до Государственного музея истории СПб на автомобиле

Музей расположен в центральной части Питера, на Английской набережной 44. Ближайшие станции метро — «Василеостровская», «Садовая», «Адмиралтейская».

Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга — 650 км, дорога на самолете занимает чуть более часа, на скоростном поезде — 3,5 часа. Добираться на автомобиле придется около 10 часов, а найти нужное место можно, двигаясь по улице Труда, свернув на Гвардейский бульвар и дальше по Замятину переулку выехать на Адмиралтейскую набережную. При въезде с другой стороны комплекса — вход в лекторий, адрес: Галерная улица, Музей истории СПб, сайт: https://www.spbmuseum.ru/. Парковки расположены у здания самого музея.

В музее Румянцева можно насладиться не только великолепным интерьером и экспозициями. Во внутреннем уютном дворе особняка площадью 460 кв. м возможна организация банкетов и деловых встреч. А гостям города на Неве предлагается вечерняя туристическая программа, включающая в себя захватывающее зрелище — знаменитый развод мостов.

*Указанные цены актуальны на декабрь 2018 года.

Фото и описание

В 1740-х годах на участке Английской набережной между Ново-Адмиралтейским и
Крюковым каналами, был построен первый каменный дом. Для строительства
собственного особняка князь Михаил Васильевич Голицын был вызван из Москвы
специальным указом императрицы Анны Иоанновны. Двухэтажное здание, построенное
согласно общему плану застройки набережной, ничем не выделялось из окружающих
его построек.
После того, как в 1749 году владелец здания скончался, особняк перешел к его
бездетному сыну Александру. Александр Михайлович Голицын умер в 1774 году. После
этого участок принадлежал английским купцам, что не было редкостью для того
района города. Именно поэтому набережная и получила название Английской.

В 1802 году особняк купил граф Николай Петрович Румянцев, сын русского
полководца, генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского и
Екатерины Михайловны Голицыной. На противоположном берегу в сквере Невы
установлен памятный обелиск «Румянцева победам», посвящённый отцу Николая
Петровича.

В 1808 году будучи министром коммерции граф получил одновременно еще
назначение на должность министра иностранных дел. Он стал государственным
канцлером за заключение им Фридрихсгамского договора, согласно которому России
отошла Финляндия. В 1814 году граф Румянцев ушел в отставку, но будучи человеком
деятельным, он занялся организацией научных исследований в области русской
истории. В его доме образовалась богатая коллекция письменных памятников,
медалей, монет, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь имелась
библиотека из почти тридцати тысяч книг, в том числе русских летописей, трудов
русских учёных XVIII — начала XIX века, работы русских исследователей и
путешественников. Более трети книг было на иностранных языках. Под хранение этих
коллекций был отдан весь третий этаж особняка.
Хозяин же обитал в парадных помещениях второго этажа. Здесь располагались три
роскошных зала с золотой лепниной на стенах, с наборным паркетом, с изразцовыми
печами.

Высоко и по достоинству оценивая свою коллекцию, граф Румянцев решил передать
её государству вместе с особняком под музей. Для постоянного финансирования нужд
музея было решено превратить в доходные дома жилые корпуса по Галерной улицы. В
1824 году Румянцев пригласил молодого еще тогда архитектора Василия Алексеевича
Глинку для перестройки здания под музей. Зодчий постарался сохранить объём и
пропорции здания, но полностью преобразил фасад. Теперь особняк был украшен
двенадцатиколонным портиком. В тимпане размещён барельеф «Апполон-Мусагет на
Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», выполненный скульптором
И. П. Мартосом. Рядом с ним размещены атрибуты наук и искусств, которые
символизируют увлечения владельца дома. За этот проект молодому архитектору было
присвоено звания академика.

Перестроили внутренние помещения, приобрели специальную музейную мебель. В
одном из залов разместили галерею портретов родственников Румянцева, в том числе
и портрет основоположника музея графа Румянцева, кисти английского художника Доу.
28 мая 1831 года музей был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без
различия сословий и званий. Но после смерти младшего брата основателя музея
финансовые дела его пошли всё хуже и хуже. Вследствие чего музей был перевезен в
Москву и размещен в доме Пашкова.

В конце 19 века архитектор Александр Александрович Степанов переустроил
особняк для семьи Богарне, тогдашних владельцев особняка. Необходимо было делать
срочный ремонт из-за деформации цокольного этажа. Для укрепления его нижняя
часть дома была существенно усилена, был сделан крытый каменный подъезд. Две
боковые двери превратились в окна, а центральную дверь расширили. В доме была
установлена мраморная лестница, для чего архитектор Степанов придал стене
здания, выходящей во двор, полукруглую форму. В стиле историзма были оформлены
парадные залы особняка: Белый (Танцевальный) зал, Дубовый кабинет, Концертный
зал.

Что посмотреть

Сегодня в особняке Румянцева располагаются экспозиции Музея истории Санкт-Петербурга, посвященные жизни города в начале 20 века, а также его обороне во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, можно посетить экскурсию, рассказывающую о самом доме и его хозяевах. Гостей проводят по отреставрированным парадным залам. В большинстве из них сохранились подлинные люстры и зеркала эпохи Наполеона, воссозданы интерьеры, реставрация продолжается и сейчас.

Наибольший интерес представляет роскошная парадная лестница из мрамора. Ее возвели в 1882 г., когда владелицей особняка стала жена Его императорского высочества 5-го герцога Лейхтенбергского Зинаида Богарне. В эти годы появилась и боковая дубовая лестница, которую также демонстрируют туристам.

Государственная библиотека имени Ленина: восстановление и развитие

В послевоенные годы перед Библиотекой встали серьёзные задачи: освоение нового здания, его техническое оснащение (конвейер, электрический поезд, ленточный транспортер и другое), организация новых форм хранения документов и обслуживания (микрофильмирование, фотокопирование), функциональная деятельность — комплектование, обработка, организация и хранение фондов, формирование справочно-поискового аппарата

Особое внимание уделяется обслуживанию читателей

18 апреля 1946 года в конференц-зале состоялась первая в истории Библиотеки читательская конференция.

В 1947 году вступил в строй 50-метровый вертикальный конвейер для перевозки книг, пущен электрический поезд и ленточный транспортер для доставки требований из читальных залов в книгохранилище.

В 1947 году была начата работа по обслуживанию читателей фотокопиями.

В 1947 году для чтения микрофильмов был организован небольшой кабинет, оборудованный двумя советскими и одним американским аппаратом.

В 1955-м — в Библиотеке возобновил работу международный абонемент.

В 1957—1958 годы состоялось открытие в новых помещениях читальных залов № 1, 2, 3, 4.

В 1959—1960 годы сформировалась система отраслевых читальных залов, подсобные фонды научных залов переведены на систему открытого доступа.

В середине 1960-х в Библиотеке действовали 22 читальных зала на 2330 мест.

Укрепляется статус Библиотеки как национального книгохранилища. С 1960 года Ленинка перестаёт обслуживать детей и подростков: появились специализированные библиотеки для детей и юношества. В начале 1960 года открылся читальный зал нотно-музыкального отдела. В 1962 году в нём стало возможно прослушивать звукозаписи, в 1969 году появилась комната с пианино для проигрывания музыкальных произведений.

В октябре 1970 года открылся зал диссертаций. С 1978 года тут организована постоянно действующая выставка авторефератов докторских диссертаций в предзащитный период.

1970-е годы — ведущим направлением информационной деятельности Библиотеки стало обслуживание руководящих органов государства. В 1971—1972 годы в справочно-библиографическом отделе проводилось экспериментальное внедрение системы избирательного распространения информации (ИРИ). В 1974 году Государственной библиотеке имени Ленина установлен новый порядок записи в читальные залы, ограничивающий приток читателей. Теперь записаться в библиотеку может только научный работник или специалист с высшим образованием.

В 1983 году открылась постоянная экспозиция Музея книги.

С 1987 года отдел обслуживания проводит эксперимент по временной записи без ограничений всех желающих посетить Библиотеку в летнее время. А в 1990 году отменяются отношения-ходатайства с места работы, предъявляемые при записи в Библиотеку, расширена запись студентов.

В связи с решением новых задач по организации и хранению фондов, в том числе на новых носителях, обслуживанию читателей, научно-методических, научно-исследовательских проблем почти в полтора раза увеличилось количество отделов (созданы нотно-музыкальный, технологический отделы, отделы картографии, изоизданий, выставочной работы, литературы русского зарубежья, зал диссертаций, научно-исследовательский отдел библиотечно-библиографических классификаций, музей Библиотеки и другие отделы).

История

Свой торжественный, монументальный вид здание обрело не сразу. Изначально это было каменное строение, принадлежавшее князьям Голицыным со времени его постройки в 1740-х гг. Спустя 30 лет владельцы решили его перестроить. Проектом занялся первый российский профессор архитектуры, преподававший в Императорской Академии художеств, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Он заложил архитектурные пропорции здания, сохранившиеся и по сей день: особняк в три этажа на 11 осей.

Познее Голицыны расстались с владением. Дом кочевал между английскими торговцами, пока в 1802 г. его не выкупил дипломат Николай Румянцев. В 1808 г

Александр I назначил его министром иностранных дел: возникла необходимость преобразовать здание так, чтобы оно привлекало внимание и соответствовало статусу хозяина.

Именно при Румянцеве появился выдающийся портик на высоком цоколе с дюжиной колонн, поддерживающих крышу.

Автором проекта стал архитектор Василий Глинка. Его будущий тесть скульптор Иван Матрос создал на фронтоне горельеф, изображающий Аполлона, 9 муз и их мать Мнемозину.

Николай Румянцев всю жизнь коллекционировал памятники российской истории. После его смерти брат Сергей Петрович по устному поручению создал из особняка и собраний родственника первый в России частный музей. Однако в здании на Английской набережной он оставался 30 лет, а затем был перенесен в Москву, в Пашков дом, поскольку с уходом Сергея Румянцева особняк начал приходить в упадок.

Вновь последовал калейдоскоп перепродаж; первый же покупатель переделал роскошное строение из общественной площадки в жилое помещение, организовав доходный дом.

В годы Революции особняк опустел. Позднее здесь разместили облсоюз, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, школу пионервожатых и другие организации. Были и жилые квартиры. С 1938 г. помещения начали постепенно передавать Музею истории Ленинграда, но последние жильцы покинули здание только в начале 90-х.

История особняка

Коллекция была не просто огромной, она была уникальной по подбору и качеству. Кстати, все убранство особняка — русская работа. Интересно, что личные покои графа располагались только в одном месте на втором этаже, во всех других комнатах и залах особняка размещались его уникальные собрания.

Особняк Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге

Исторический факт! Перед кончиной Румянцев поручил своему младшему брату Сергею передать дом и коллекции под музей. Его открыли в мае 1831 года, сделав бесплатным для всех без сословных ограничений.

Но государственное финансирование было недостаточным, поэтому начались переговоры о переводе музея в Москву. В 1861 году это событие состоялось. Знаменитые петербуржцы возмущенно писали тогда: «Румянцевский музей, известный всей Европе, в один день стерт, словно резинкой».

Публичный музей Румянцева, 1831 г.

Но московский музей в итоге тоже расформировали, и 28 тысяч томов его книг легли в основу Российской государственной библиотеки, которая так и называлась «Румянцевская» (прежде чем стать им. Ленина). А все остальное составило фонд им. Пушкина.

Залы особняка Румянцева

Интересные факты:

Своим названием дворец обязан близлежащему мосту через реку Фонтанку, так как во всех сопроводительных строительных документах он именовался как «дворец, что у Аничкова моста». После завершения строительства название так и осталось за дворцом.

Первым владельцем Аничкова дворца стал граф А. Г. Разумовский, которому дворец подарила императрица Елизавета Петровна. Позже дворец был выкуплен в казну Екатериной II и подарен уже своему фавориту — князю Г. А. Потемкину. В конце XVIII века дворец снова вернулся в казну в качестве Кабинета Его Императорского Величества. В XIX веке дворец играл роль места жительства наследника российского престола — его поочередно занимали Николай I, Александр II и Александр III, как правило, дворец выступал подарком на свадьбу.

На момент строительства Аничкова дворца река Фонтанка играла роль границы Санкт-Петербурга и новый дворец должен был украшать собой въезд в город, поэтому своим главным фасадом он был обращен к реке, а не к заштатному на тот момент Невскому проспекту. Первый в городе каменный дворец был исполнен в барочном стиле с этажами разной высоты и обилием лепнины, каждый вход был украшен портиком с балконом, от реки к парадному входу вел специальный канал, чтобы гости могли подплывать к дворцу прямо на шлюпках, рядом был устроен регулярный сад с беседками и павильонами. Когда дворец отошел князю Потемкину, он распорядился перестроить его — в 1778–1779 годах архитектор И. Е. Старов перестроил дворец в стиле классицизма, придав ему более строгий вид, сохранив лишь украшения в виде колоннад, лепнина была демонтирована, а искусственная гавань засыпана. В конце XVIII века Джакомо Кваренги застроил свободное пространство между дворцом и рекой Фонтанкой торговыми рядами. В начале XIX века дворец еще немного преобразил К. И. Росси, вписав его в архитектурный ансамбль нынешней площади Островского и переработав внутренние помещения.

Со стороны Невского проспекта была устроена дворцовая церковь — сначала Воскресения Христова, а потом Святого Григория Победоносца и, наконец, Святого Александра Невского. Интерьер и отделка храма несколько раз менялись вместе с общей перестройкой дворца.

Аничков дворец был популярным местом проведения балов, свадеб и музыкальных вечеров, частыми гостями в нем были писатели А. Сумароков, А. Пушкин, И. Крылов, Ф. Достоевский, музыканты М. Глинка, М. Балакириев, художник А. Боголюбов.

После революции 1917 года во дворце недолго работал Музей города, а в 1937 году здесь открылся Ленинградский Дворец пионеров, сегодня переименованный в Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.

Аничков дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 39А.

Аничков дворец на карте:

Как добраться:
Дворец находится на Спасском острове между площадью Островского и набережной реки Фонтанки.

Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор». Наземный транспорт — остановки «Станция метро Гостиный Двор», «Дворец творчества юных».

Адрес, часы работы. Когда посетить?

РГБ (Румянцевский музей) в Москве, адрес: улица Знаменка, дом №1.

Российская Государственная библиотека работает с понедельника по субботу с 9:00 до 20:00, в воскресенье — официальный выходной. В Библиотеку и читальные залы можно попасть только по записи.

Выставочный зал РГБ (Румянцевский музей) в Москве, часы работы: выставочный зал, Ивановский зал, Музей книги открыты во все дни недели, кроме понедельника, с 9:00 до 18:00.

Запись на экскурсии и в выставочные залы — предварительная.

Дом Пашкова (Румянцевский музей) в Москве — как добраться до него? Он расположен в Центральном районе столицы. Доехать можно на метро до станции «Боровицкая», от станции до Дома Пашкова около 100 метров.

Экспозиции

Большая часть музея — это четыре постоянные экспозиции:

  • История здания и его владельцев. В музее несколько залов посвящены владельцам особняка, и тому культурному и просветительскому вкладу, который они оставили после себя. Здесь же можно узнать о многочисленных перестройках здания, архитекторах и мастерах, создавших столь изысканные и богатые интерьеры.
  • НЭП. Образ города и человека. В экспозиции представлены интерактивные зоны: сапожная мастерская, ателье модистки и ресторан, где во всем ощущается дух революции и эпохи.
  • От будней к праздникам, этюды из 30-х годов. Здесь отображено интереснейшее время в истории СССР — завоевание Арктики и штурм стратосферы, первые пятилетки и подлинный трудовой энтузиазм. В экспозиции представлены образцы продукции, которую выпускали многочисленные заводы и предприятия города. Здесь можно увидеть плакаты, посвященные производству в 1932 году первых дирижаблей, а также модель первого троллейбуса, который был пущен по улицам города.
  • Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция была создана в 1964 году и посвящена трагическим страницам истории Ленинграда — 900-дневной героической обороне города во время Второй мировой войны. Здесь собрано более 2000 интереснейших экспонатов: подлинные документы и фотографии, знамена, предметы блокадного быта и личные вещи жителей и защитников города. Музейная экспозиция построена по хронологическому принципу и отражает основные события, связанные с героической обороной и повседневной жизнью Ленинграда в годы войны.

Выставки

Выставка «Коммунальный рай…»

Кроме постоянных экспозиций, большое внимание в особняке Румянцева в Санкт-Петербурге уделяется выставочной деятельности. Каждый год здесь проходит от 10 до 15 выставок, посвященных уникальным шедеврам архитектуры, скульптуры и живописи, к примеру:

  • Русская икона XVII — начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Здесь можно полюбоваться произведениями великих мастеров иконописи, а также увидеть уникальные иконостасы: из Екатерининского придела Петропавловского собора и походный иконостас Александра I.
  • Коммунальный рай или близкие поневоле. Выставка открыта в помещениях бывшей «коммуналки»: общей кухне, коридоре и четырех комнатах. Она представляет собой реконструкцию «уплотненной» квартиры, в которой проживали разные люди (бывшая хозяйка всего помещения, деревенская семья, молодой «неформал» и петербургский художник). Здесь можно увидеть предметы быта, личные вещи, электроприборы, а также фрагменты документальных и художественных фильмов, описывающих будни «коммуналок».
  • Петроград, киноплакаты 1914-1919 годов. На выставке представлены более 50 уникальных плакатов, афиш, документов, а также фрагментами кинохроник и выдержками из воспоминаний современников начала 20 века. Большая часть экспонатов ранее нигде не публиковалась и не представлялась.
  • Несбывшийся Петербург. Выставка демонстрирует нереализованные копии проектов обустройства Санкт-Петербурга, архитектурную уникальную графику, которая смогла бы изменить привычный образ города. На выставке представлены проекты перестройки как отдельных зданий, так и целых кварталов.

Спиноза для комсомольцев

Увы, некоторым произведениям не повезло: например, лишь малая часть мебели попала в музейное собрание. Стулья и столы приглянулись кому-то еще. Например, комсомольцы из Ленинского клуба, не дожидаясь, пока официальная комиссия распределит ценности, сами вывезли мраморный стол, стулья, канделябры и даже бюст Спинозы. И оставили объяснительное письмо — мол, забрали для благоустройства клуба. А полотно Рембрандта «Христос со сложенными руками» из коллекции графов Орловых-Давыдовых в 1927 году украли, варварски вырезав из рамы. Спустя пять лет картину (накануне революции ее оценивали в 200 тысяч рублей) нашли и после реставрации продали за рубеж. Сегодня она находится в Музее Хайдов в американском Гленс-Фоллcе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: