Питерские памятники с оригинальными названиями

Интересные факты о Медном всаднике

  • «Гром-камень» извлекали из земли почти год.
  • Жеребцов, с которых Фальконе делал эскиз, звали Бриллиант и Каприз.
  • За работу над скульптурой Фальконе было обещано 200 000 ливров.
  • В честь открытия скульптуры были выпущены памятные серебряные монеты. Для причастных к ее созданию выпустили три золотых монеты, одну из которых Екатерина II отправила Фальконе. Однако на открытие памятника его не пригласили.
  • На плаще Петра I есть надпись о том, что над скульптурой работал Этьен Фальконе.
  • Во время Второй Мировой войны памятник заколотили досками и укрыли мешками с песком, чтобы защитить от разрушения.
  • Во время реставрации памятника в 1976 году внутрь него была заложена капсула с документом о реставрации и газетой от 3 сентября этого же года.
  • Высота монумента составляет около 5 м.

Медный всадник со своей богатой историей и величественным видом уже давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. На его фоне с удовольствием фотографируются как туристы, так и жители города. Вставший на дыбы конь со столь значимым для истории России наездником интересен и взрослым, и детям.

О памятнике

Этот памятник — одно из высших достижений европейского искусства XVIII в. Конная скульптура Петра связана с постаментом в форме взметнувшейся волны. Монолит, из которого создан постамент, весит около 1600 т. «Гром-камень» был найден в 12-ти верстах от Петербурга, в поселке Лахта. Свое название глыба получила от местных жителей за широкую трещину, образовавшуюся будто от удара молнии. Его доставили к берегу Финского залива на бревенчатой платформе по двум специальным желобам, в которые были уложены 30 бронзовых пятидюймовых шаров. Платформа приводилась в движение несколькими воротами. Эта операция продолжалась 5 месяцев; осенью 1770 его доставили по воде на специально построенном для этого судне по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на 26 сентября 1770. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

Памятник создал французский скульптор Этьен Фальконе, специально приехавшим в Россию для работы над ним. Помощниками Фальконе были его ученица Мари-Анн Колло, вылепившая голову Петра I, скульптор Ф.Г. Гордеев, литейщик Е.М. Хайлов. Установка монумента проводилась под наблюдением архитектора Ю.М. Фельтена. Памятник был торжественно открыт 18 августа, 7-го по старому стилю 1782 самой Екатериной II.

Он занимает важное место на приневской площади между протяженными зданиями Адмиралтейства, Сената и Синода по сторонам и Исаакиевским собором сзади. Во время сооружения монумента площадь имела выход на наплавной Исаакиевский мост, связывавший Адмиралтейскую сторону с Васильевским островом, и таким образом движение коня находило продолжение в движении по мосту. Монумент уникален еще и тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи

Для того, чтобы скульптура приобрела устойчивость, мастера должны были облегчить ее переднюю часть, потому толщина бронзовых стенок передней части намного тоньше задних стенок, что значительно усложнило отливку монумента

Монумент уникален еще и тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи. Для того, чтобы скульптура приобрела устойчивость, мастера должны были облегчить ее переднюю часть, потому толщина бронзовых стенок передней части намного тоньше задних стенок, что значительно усложнило отливку монумента.

Надпись на постаменте гласит: «Петру I — Екатерина II, лето 1772» с одной стороны, и «Petro primo Catharina secunda» (лат.) — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью.

[]

// Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998, с. 329-341

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.

Строение пьедестала

При внимательном обследовании памятника становится ясным, что «скала» под ним составлена из четырех глыб (блоков) сложной конфигурации (рис.1). Самый большой блок – № 1, самый маленький – № 4. Имеется еще один блок – № 5 длиной 30 см, видимый в основании постамента на границе блоков № 1 и 2. В указанных глыбах выявлено три типа горных пород. Во-первых, главный объем постамента (около 90 %) сложен гранитом. Во-вторых, в нем обнаружены три включения (ксенолита) другой горной породы – мелкозернистого гранита (название условное, основанное на визуальной оценке). Включения видны на самом верху глыбы № 1, под ногами всадника. Их форма угловатая, видимые размеры 50×30, 20×10, 40×20 см. (рис.2). В-третьих, в блоке № 1, в граните можно видеть фрагменты пегматитовой жилы мощностью порядка 50 см. Она видна не вся, так как ее основная часть сколота и закрыта блоком № 2 (рис.3). Кроме того, в граните присутствуют тонкие пегматитовые прожилки мощностью 3-5 см. Они видны в глыбе № 1 в левой части постамента и в глыбе № 2 в лицевой части постамента.

Судя по разным оттенкам цвета гранитных блоков 1-4, окраска Гром-камня не была однородной. Ясно, что выбирали прежде всего самый прочный материал и оттенки цвета при этом не учитывались. Детальное изучение ориентировки трахитоидности гранита, положения пегматитовой жилы и прожилков позволило установить, из какой части первоначального валуна были изготовлены указанные блоки, насколько сильно они обработаны и как именно развернуты для придания постаменту, по замыслу Фальконе, вида «единой скалы» . Трехмерное компьютерное моделирование показало, что для постамента использовано лишь 1/3 исходного объема Гром-камня, общий объем которого оценивается в 675 м3, что соответствует весу гранита порядка 1755 т . Но авторам не удалось пока установить, где находятся оставшиеся части исходного валуна.

Рис.1. Блочное строение постамента Медного всадника. Фото Г.Н.Попова, 2016 г.

1-4 – номера гранитных блоков

Рис.2. Одно из включений мелкозернистого гранита в блоке № 1, левая часть.

Фото Г.Н.Попова, 2020 г.

Рис.3. Пегматитовая жила в блоке № 1. Левая часть постамента, фото А.Г.Булаха, 2002 г. (а) и правая часть постамента, фото Г.Н.Попова, 2019 г. (б)

1, 2, 5 – номера блоков гранита

Гранит

Гранит светло-розовый с разными оттенками серого. В глыбе № 1 он явно розовый с разными вариациями цвета по объему глыбы. В глыбе № 2 он розовато-серый, в глыбе № 3 он светло-розовый, в глыбе № 4 серовато-розовый. Главные минералы гранита – К-Na полевой шпат, плагиоклаз, кварц. Присутствуют слюды – биотит и мусковит. Состав гранита (об. %), по : полевой шпат – 68, кварц – 29, темноцветные минералы (слюды) – 3. Среди полевых шпатов значительно преобладает К-Na полевой шпат (приблизительное соотношение калиево-натриевого полевого шпата и плагиоклаза 3:1).

Гранит по структуре крупнокристаллический, средний размер зерен около 1,5-3 см. Полевые шпаты субидиоморфны, размер их зерен в среднем около 0,5-2 см, местами имеются выделения калиево-натриевого полевого шпата размером 3-5 см. Размер зерен кварца от 0,3 до 0,5-1 см. Слюды идиоморфны, размер от 0,5 до 2 см. Текстура трахитоидная за счет параллельной ориентировки уплощенных кристаллов полевых шпатов. В зависимости от среза в разных глыбах постамента гранит выглядит по-разному – почти массивным, порфировидным, явно трахитоидным (рис.4). 

Пегматит

В глыбе гранита № 1 – передней части, обращенной к Неве, можно видеть два фрагмента пегматитовой жилы мощностью около 50 см. По содержанию минералов (калиево-натриевого полевого шпата, плагиоклаза, кварца, биотита, мусковита) пегматит соответствует граниту. Пегматитовая жила характеризуется четко выраженными контактами с вмещающим гранитом, графической и пегматоидной структурой, зональной текстурой . Она сложена параллельно-шестоватым агрегатом крупных (длиной до 15 см) кристаллов полевых шпатов с мелкими письменными вростками кварца. В осевой части жилы кристаллы полевого шпата не содержат кварц, идиоморфны по отношению к обособлениям кварца (кварцевому ядру).

Пегматитовые прожилки сложены в основном агрегатом кристаллов полевых шпатов (размер 2-4 см в поперечнике) и кварца. Контакты прожилков с гранитом нерезкие. Строение участково-зональное с ксеноморфными обособлениями гнезд кварца в осевых частях прожилковых тел. В глыбе № 1 жилки параллельны друг другу и тянутся вдоль глыбы. В глыбе № 2 такие же жилки тянутся поперек ее удлинения.  

Гром-камень под Медным всадником

Гром-камень под Медным всадником

Грандиозный замысел Екатерины Второй требовал соответствующего постамента.

Долгое время продолжались поиски подходящего камня. В результате, после обращения к населению с просьбой о помощи через газету, был найден «Гром-камень». Он получил свое название из-за неоднократного попадания молний. Находящийся всего в 15 км от Петербурга, монолит из гранита весом в полторы тысячи тонн требовал поиска способов перевозки. Транспортировка началась осенью 1769 года и в ней принимали участие сотни людей.

Медный всадник обладал таким грандиозным масштабом, что приглашенный из Франции мастер Эрсман отказался от участия в отливке монумента. Это была непростая задача, так как скульптор имел всего три точки опоры

При этом, важно было создать переднюю часть максимально легкой. В этой работе скульптору помогал литейщик Емельян Хайлов. Повторная отливка была проведена через три года

Несмотря на успешное завершение проекта, скульптор покинул Россию, не дождавшись установки своего творения. По некоторым данным причиной были напряженные отношения императрицы Екатерины и Фальконе

Повторная отливка была проведена через три года. Несмотря на успешное завершение проекта, скульптор покинул Россию, не дождавшись установки своего творения. По некоторым данным причиной были напряженные отношения императрицы Екатерины и Фальконе.

Памятник Петру 1 был открыт 7 августа 1782 года.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах.

Монумент сразу понравился петербуржцам. Свое нынешнее название он получил после появления поэтического произведения Пушкина «Медный всадник».

Природные валуны на могилу

Природный валун является обломком горных пород. Они формируются при передвижении ледников, воздействии воздушных потоков и воды. Обычно глыбами называют камни размером от 50 см, их используют для изготовления памятников. Чаще всего по составу валун является гранитным, но изредка встречаются другие известковые породы. Памятник из гранитной глыбы показывает всю красоту естества горной породы.

Когда-то такие камни делились на « хороших » и « плохих » — люди верили, что валуны могли быть призывателями духов, что злобный дух мог появиться, если передвинуть глыбу с места или просто ударить ее ногой. Валун является древнейшим способом, с помощью которого можно было отметить место последнего упокоения человека. Не все люди были настолько богаты, чтобы хоронить умершего по всем правилам. К тому же, иногда люди умирали в дороге или на поле брани и было затруднительно проводить серьезный похоронный обряд. Усопшему хотели хоть как-то воздать последние почести или отметить могилу так, чтобы ее потом можно было найти. Установка валуна позволяла решить все проблемы. К тому же на нем можно было выцарапать важную информацию — религиозную принадлежность умершего, его имя, причину и дату смерти. Эту традицию можно встретить во многих культурах мира. Например, в Израиле на могилу еврея часто приносят небольшой камень, так как там нельзя класть цветы.

Есть что-то завораживающее в силе необработанного камня. Кажется, что он может постоять хоть тысячу лет. К тому же такой могильный камень уникален — природа ничего не создает под копирку. Желая в последний раз сделать что-то для умершего человека, люди хотят дать ему что-то необычное, а не типовой памятник из каталога. Рельеф, структура и цветовая гамма творят неповторимую красоту изделия из природного валуна.

Царь-плотник

Еще один памятник Петру I в Санкт-Петербурге находится на Адмиралтейской набережной и называется «Царь-плотник».

Петр I недаром прослыл очень трудолюбивым и жадным до знаний – этому находилось множество примеров. Так, в 1697 г. он в голландском городе Саардам под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова обучался плотницкому мастерству. Когда его личность была раскрыта, государь уехал. А жители городка не только не забыли о нем, но и бережно хранили все свидетельства его присутствия – например, домик, в котором царь-мастер жил.

В 1907 г

Николай II, осматривая экспонаты выставки в Париже, обратил внимание на два гипсовых макета памятников Петру. Были они посвящены именно этому небольшому эпизоду в жизни государя

Один из них – «Петр, обучающийся корабельному мастерству в Саардаме» он повелел отлить в бронзе в двух экземплярах. Первый установили в Летнем саду, второй – преподнесли в дар саардамцам.

«Царь-плотник», еще один памятник Петру I, который раскрывает личность императора с необычной стороны

Во время советской власти Царя-плотника, наряду с другими памятниками, признали не имеющим художественной ценности и переплавили. Но в 1996 г., к 300-летию города Нидерланды преподнесли Санкт-Петербургу его копию.

Памятник

На скалу, перед которой разверзлась бездна, стремительно вбегает могучий конь. Всадник натягивает поводья, поднимая животное на дыбы, при этом вся его фигура олицетворяет уверенность и спокойствие. По мнению Фальконе, именно таким был Петр I — герой, воин, но и преобразователь. Рукой он указывает на дали, которые будут ему подвластны. Борьба с силами природы, не слишком прозорливыми людьми, предрассудками для него является смыслом жизни. При создании скульптуры Екатерина хотела видеть Петра в качестве великого императора, т. е. образцом могли быть римские статуи. Царь должен восседать на коне, держа в руках скипетр и державу, при этом соответствие античным героям придавалось с помощью одежды. Фальконе был категорически против, он говорил, что русский государь не может носить тунику, так же как Юлий Цезарь кафтан. Петр предстает в длинной русской рубахе, которую закрывает развевающийся на ветру плащ, — именно так выглядит Медный всадник. Описание памятника невозможно без некоторых символов, внесенных Фальконе в основную композицию. Например, Петр сидит не в седле, в этом качестве выступает шкура медведя. Ее значение трактуется как принадлежность к нации, народу, который царь ведет за собой. Змея под копытами коня символизирует коварство, вражду, невежество, побежденные Петром.

История создания Медного всадника

История создания Медного всадника полна противоречий и даже конфликтов. И если бы не Э. Фальконе, Сенатскую площадь могла бы украсить совсем другая скульптура.

Работа над проектом

Видные умы российских академий долго не могли определиться с видом памятника. Екатерина II хотела видеть его величественным и на коне, Бельский — без коня, Дидро предлагал сделать памятник Петру I в Петербурге в виде фонтана. Штелин и вовсе видел императора не одного, а среди павших к его ногам человеческих пороков, воплощенных в металле.

Фальконе решительно отказался от оригинальных идей и создал эскиз такого памятника, которым он предстает сейчас.

Постамент «Гром-камень»

Скульптура Петра I стоит на внушительном постаменте — обтесанной каменной глыбе. Ее искали по всем окрестностям Петербурга, а в местной газете даже напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках.

В результате подходящую глыбу нашел крестьянин С. Г. Вишняков, за что получил премию в размере 100 рублей. Гранитную глыбу, расколотую ударом молнии, в народе назвали «Гром-камнем».

Весил «Гром-камень» 1 600 тонн, был почти на 4 м заглублен в землю и покрыт мхом. Когда его извлекли, на этом месте образовался большой котлован, быстро заполнившийся водой. Этот водоем сохранился до сегодняшнего дня и носит название «Петровский пруд».

Особую сложность представляла собой транспортировка такого камня. Чтобы доставить его до Финского залива, пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа.

Транспортировка глыбы потребовала усилий более 1 000 человек и около полугода времени. На Сенатскую площадь камень прибыл 26 сентября 1770 года. За его разгрузкой наблюдало огромное количество людей.

Перед установкой камень хорошо обтесали, и он растерял большую часть своих габаритов и великолепия.

Литье и установка памятника

Литье памятника Петру I в Санкт-Петербурге вызвало немало проблем у Фальконе. Сам он никогда не выполнял такие работы, а в городе не нашлось ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент в таких размерах. Никто не мог гарантировать успех предприятия и обещать нужный результат.

Для отливки скульптуры был приглашен французский специалист Б. Эрсман. Он приехал с помощниками и даже всеми необходимыми материалами. Но плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось. Эрсман был уволен по настоянию Ю. Фельтена.

Его место занял Е. Хайлов, занимавшийся раньше отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник устоял всего на трех точках опоры, получился прочным, но легким.

Первый опыт литья оказался неудачным. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула. Едва не погибнув, Хайлов смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Успехом увенчалась вторая попытка литья, которая последовала лишь через 3 года.

В разгар работ отношения скульптора Фальконе и Екатерины II стремительно ухудшаются и в 1778 году он был вынужден уехать из России. С собой мастер забрал все чертежи, эскизы, а также свою талантливую помощницу Мари Анн Колло. В связи с этим дальнейшими работами по завершению скульптуры и ее установке руководил Ю. Фельтен.

Памятник Петру I или Медного всадника установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына.

Открытие

Работа над памятником длилась 12 лет. Самым сложным было доставить гигантскую гранитную скалу в город и установить ее на выбранном месте. Не менее сложная задача состояла в отливке памятника из бронзы. На протяжении всего времени работ случалось множество форс-мажорных ситуаций. Ломались трубы при отливке монумента. Бронзовую скульптуру отливали больше года, и удалось все сделать только со второй попытки. Сложность состояла в том, что задняя часть монумента должна была быть тяжелее передней. Эта задача была достигнута путем колоссальных усилий и труда скульптора.

Камень для пьедестала несколько раз падал с деревянной платформы, на которой его доставляли в город. Доставка длилась также больше года. Было затрачено немало средств, чтобы доставить часть скульптуры в Петербург.

Но в итоге все трудности были позади, и наконец настал день торжественного открытия монумента — 7 августа 1782 года.

Событие было масштабным. Огромное полотно с изображением гор покрывало монумент. Вокруг памятника был установлен забор. На площадь вышла военная гвардия, начался парад, которым управлял Голицын. После обеда на лодке по Неве прибыла сама императрица Екатерина Вторая. Торжественно она выступила с балкона Сената и дала разрешение к открытию памятника. В этот момент ограда пала, и под барабанную дробь и выстрелы кавалерии полотно сняли, открыв взору многотысячной публики гениальное произведение, посвященное основателю Санкт-Петербурга. Открытие памятника «Медный всадник», а тогда еще памятника Петру Великому, состоялось. Императорские полки двинулись вдоль набережной Невы под грохот и восхищенные крики зевак.

Как это ни печально, но сам архитектор «Медного всадника» — Этьен Морис Фальконе — на открытии не присутствовал. Под конец работы его отношения с Екатериной Второй сильно испортились. Она торопила мастера, но обстоятельства не давали скульптору возможности закончить работу быстрее. Помощников у Фальконе практически не было, многие боялись работать над таким ответственным заданием, но большинство запрашивали слишком большие суммы и гонорары. В итоге художнику приходилось многое осваивать и делать самому. Скульптуру змеи создавал уже Петербургский скульптор Гордеев, а всеми подготовками к открытию и установкой всех деталей монумента занимался архитектор Фельтен.

Примечательно, что Фальконе «Медного всадника» не увидел и не создал больше ни одной скульптуры. Сказалось напряжение, которое испытывал архитектор во время создания монументального труда.

Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Зайчик, спасшийся от наводнения

После осмотра Петропавловской крепости многие покидают Заячий остров по Иоанновскому мосту. Либо специально делают крюк, чтобы попытаться забросить монетку и загадать желание у одного из забавных памятников Санкт-Петербурга.

Установили его в 2003 г. – к 300-летнему юбилею города и дали официальное название – «Зайчик, спасшийся от наводнения». Прозванный в народе – Счастливый зайчик – может исполнять желания. Нужно только забросить монетку к его лапам.

Зайка на Заячьем острове наряду с Чижиком-Пыжиком способен исполнять желания

Фигурка зайца – дань легенде. Она гласит, что когда Петр I сошел на берег острова, ему на сапог запрыгнул зверек, спасающийся от наводнения. По другой версии он прыгнул ему прямо в руки, в поисках защиты от хищника. Якобы после этого случая государь и повелел назвать остров Заячьим.

Где находится Медный всадник

Памятник доступен для свободных посещений. Увлекательный рассказ о создании статуи и преданиях, связанных с ней, вы сможете прослушать, приняв участие в обзорных экскурсиях по Санкт-Петербургу. Их стоимость составляет в среднем от 780 RUR за человека до 2800 RUR – 8000 RUR за группу (в зависимости от продолжительности тура).

Добраться до памятника можно несколькими способами:

  • От станции метро «Адмиралтейская» сверните налево к улице Малая Морская, затем поверните налево на проспект Декабристов и после этого сверните направо к берегам Невы. Путь займет не более 10 минут.
  • От станции метро «Невский проспект» пройдите вдоль канала Грибоедова до конца Невского проспекта и идите по направлению к Александровскому саду.
  • До Сенатской площади также курсируют автобусы № 27, 22 и 3, а также троллейбус № 5.

Медный всадник – это наиболее популярная достопримечательность Санкт-Петербурга, без осмотра которой получить полное представление о городе невозможно.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Заключение

Таким образом, знаменитый Гром-камень, четыре основные части которого слагают постамент для «Медного всадника», представлял собой валун биотит-мусковитового калиево-полевошпатового гранита. Строение гранитного валуна было осложнено включениями ксенолитов других более мелкозернистых гранитов. С одного края он был сложен пегматитом, залегающим в гранитах в виде жилы полуметровой мощности, сохранившейся лишь частично. Также в гранитах были развиты многочисленные пегматитовые прожилки. Структурно-тестурные особенности гранита, его минеральный состав и химизм главных и акцессорных минералов в совокупности с такими же характеристиками развитых в нем пегматитов указывают на их сходство с трахитоидными биотит-мусковитовыми гранитами и топазсодержащими пегматитами (штокшайдерами) поздней фазы образования Выборгского массива гранита рапакиви, скальные выходы которых известны на территории южной Финляндии. Предполагаемый возраст образования гранита и пегматитов Гром-камня оценивается, соответственно, как и пород Выборгского массива, в 1,5-1,6 млрд лет.

Затронутые в данной статье вопросы происхождения Гром-камня, как и другие совсем неизученные аспекты его истории, в частности, условия отделения от пород коренного источника, формы разрушение с поверхности и обстоятельства перемещения к месту обнаружения в 1768 г. вблизи берега Финского залива, безусловно, представляют интерес не только для специалистов – исследователей истории Санкт-Петербурга, а также и для широкого круга просто любознательных и пытливых людей. Ведь Гром-камень, как и сам памятник Петру I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, – это часть исторического и культурного наследия России.

Благодарности. Авторы благодарны Ю.Б.Марину, Е.Г.Пановой, А.М.Беляеву, В.В.Иванникову, А.М.Ларину, финским геологам P.Härmä, O.Selonen за обсуждение геологических материалов, сотрудникам Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга Н.Н.Ефремовой, В.В.Рытиковой, В.В.Мануртдиновой за активное содействие в исследованиях Гром-камня. Часть работы выполнена при финансовой поддержке Европейского Союза, России и Финляндии (KS1528).

Посвящается памяти геолога, исследователя рапакиви Алексея Дмитриевича Шебанова (1968-2017).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Комментарии: 1
  1. Аватар
    Аноним

    :oops: :o ;-)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: