Петропавловский собор и великокняжеская усыпальница, санкт-петербург

Внутреннее убранство собора

Внутренние помещения Петропавловского собора поражают своим великолепием. Большие мраморные колонны разделяют основной зал на 3 нефа. Пол сделан из известняковых плит. Для оформления стен использован родонит, яшма и мрамор. Колонны и стены украшены изящной лепниной, выполненной мастерами А. Квадри и И. Росси. При нанесении на стены изображений из Евангелия руководил работами художник Андрей Матвеев, под его началом были известные живописцы того времени Д. Соловьев, И. Бельский, В. Игнатьев, М. Захаров, В. Ярошевский, Г. Гзель. Петр Зыбин украшал плафоны центрального свода. Стены расписывали художники Негрубов и Воробьев.

Для освещения собора служат 5 бронзовых люстр, украшенных хрусталём и венецианским стеклом различного цвета. Четыре люстры являются точными копиями, сделанными в послевоенное время, пятая – это подлинник, датируемый XVIII в.

Первоначальный 20-метровый иконостас из дерева был изготовлен по чертежам Д. Трезини мастерами Ив. Телегой и Тр. Ивановым. Для каркаса использовалась лиственница, для скульптур и элементов декора – липовая доска. Иконостас делали в течение четырех лет с 1722 по 1726 г. в московской Оружейной палате. 43 образа, расположенные в киотах, писались иконописцами Ф. Артемьевым и М. Меркурьевым, которые работали над ними 3 года. Привозили иконостас в Петербург по частям, когда все элементы были доставлены, произвели его сборку прямо в соборе.

У левой колонны расположена кафедра для проповедей. Для посещения государем панихид и богослужений у правой колонны предусмотрен царский трон.

Петропавловский собор двухпрестольный. В центре храма расположен главный престол, освящённый в память о Петре и Павле. Второй престол устроен в юго-западной части храма. Освящали его в память о мученице Екатерине.

Иоанновский мост и Иоанновский равелин

Мы добрались до Петропавловской крепости самым простым способом — на метро. Наземный вестибюль станции Горьковская находится в Александровском парке и выйдя на улицу легко потерять ориентацию и понять куда идти. В этом случае, если ваше природное чувство направления молчит, то лучше спросить дорогу у кого-нибудь или попробовать идти за основным потоком людей.

Так через 5 минут мы оказываемся у Иоанновского моста, дороги к историческому сердцу Санкт-Петербурга, Петропавловской крепости. Мост является старейшим мостом Санкт-Петербурга, хоть от того самого моста уже ничего и не осталось. Иоанновский мост, первоначально называвшийся Красным, как главный и единственный мост в крепость имел подъемную центральную секцию.

Заканчивается Иоанновский мост Иоанновскими воротами, на которых указан год 1740. Это год окончания строительных работ, в ходе которых Петропавловская крепость стала полностью каменной, до этого она была деревянной. Крепость дополнительно укреплена с востока и запада защитными сооружениями, именуемыми равелинами. В восточный равелин или Иоанновский, как раз и вмонтированы те самые Иоанновские ворота. Поэтому пройдя через них, таким образом минуя равелин, мы оказываемся на открытом пространстве непосредственно перед основными стенами крепости.

История храма в XVIII-XX веках

До середины XIX века Петропавловский собор выполнял роль кафедрального храма, а потом его приписали к придворному ведомству. Здесь никогда не совершали таинств венчания и крещения. Под сводами собора проводили отпевание членов российской правящей семьи и представителей княжеских родов, близких к императорскому дому.

Петропавловский собор в ночной иллюминации

Цари и их ближайшие родственники лежат в самом храме и в Великокняжеской усыпальнице в каменных гробах. Когда умирали коменданты крепости, их также отпевали в царском храме и хоронили, как почетных граждан города.

Старый собор много раз реконструировали и ремонтировали. Первый раз это произошло в середине XVIII века после большого пожара. В 1776 году на колокольне появились башенные часы, которые сделал голландский мастер Б. Оорт Крас.

В 1777 году город пострадал от разрушительной бури. Сильные порывы ветра повредили высокий шпиль, и архитектор Петр Патон восстановил его. Другой зодчий Антонио Ринальди украсил верхушку шпиля огромной фигурой ангела с крестом. Флюгер высотой 3,2 м и весом 250 кг послушно вращался и указывал, куда дует ветер.

В 1830 году во время грозы ангел был поврежден. Чтобы выполнить ремонт флюгера, опытный кровельщик Петр Телушкин забрался на шпиль без возведения лесов и устранил неисправность. За отличную работу царь разрешил мастеру бесплатно посещать любые питейные заведения России. Как сложилась дальнейшая судьба кровельщика не известно.

Петропавловский собор ночью

В 1850-е годы обветшавшие деревянные конструкции шпиля заменили на металлические. Технически сложной работой руководили архитектор Константин Тон и инженеры-механики Дмитрий Журавский, Павел Мельников и Александр Рехневский. Интересно, что после реконструкции постройка выросла со 112 м до 122,5 м.

Вскоре после революции, в 1919 году храм закрыли для верующих и через несколько лет превратили в музей. При этом многие старинные иконы, богослужебная утварь и облачения пополнили другие музейные хранилища.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска неоднократно обстреливали и бомбили Ленинград. Старый собор был сильно разрушен от взрывов, и его реставрация заняла несколько лет. В 1954 году полностью восстановленный храм передали в ведение Музея истории города.

Петропавловский собор

Это первый собор, который был построен на территории нового города. Для его постройки Петр пригласил иностранного архитектора Доменико Трезини. Это был первый иностранец, который оставил свое имя в истории Санкт-Петербурга. Трезини не был знаком с традициями русского зодчества, где в основании храма всегда лежал крест. Он спроектировал храм в европейских традициях: в основании прямоугольник — зальный храм длиной в 61 метр с высокой колокольней. Изначально приступает к строительству колокольни, так велел Петр. Через год деревянная церковь было готова, ее осветили в 1704 году, на колокольню водрузили часы, привезенные из Голландии. Петр был доволен работой нового архитектора. Новая церковь напоминала Европейские храмы и была очень созвучна его желаниям изменить жизнь государства на европейский манер.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

В 1712 г. Санкт-Петербург получает статус столичного города, и Петр повелевает возвести на месте деревянной церкви каменный Петропавловский собор. Дело было обставлено с большой торжественностью — под звуки пушечных выстрелов императорская чета положила первые камни в основание собора. Работы снова были поручены Д.Трезини. Денег не жалели на новый собор, но работы продвигались медленно. Рабочие бежали со строительства, не хватало строительного материала для возведения стен и мрамора для отделки. Основные работы были завершены только через 8 лет. Была возведена многоярусная колокольня со шпилем, высота которого достигала 106 метров. Колокольню украшали неизменные голландские часы, фигура ангела с крестом венчала шпиль. Внутренне убранство собора представляло собой огромный торжественный зал со множеством мраморных колонн, расписной потолок украшали хрустальные люстры, уникальный позолоченный резной иконостас высотой 20 метров в форме триумфальных ворот выполнил мастер Иван Зарудный, а иконы написаны русскими иконописцами.

Петропавловский собор внутри

Петр радовался. Новый столичный храм был выше 85 метровой московской колокольни Ивана Великого и олицетворял новые европейские веяния столичной жизни. Но император не успел увидеть Собор во всем его величии. Петр умер в 1725 году, а окончательно работы были завершены в 1733 году.

Тело усопшего императора было торжественно захоронено в Петропавловском соборе. Впоследствии все члены семьи Романовых, кроме Иоанна VI и Петра 2, были похоронены в Петропавловском соборе. В 1998 году в соборе были захоронены останки последнего российского императора Николая 2, императрицы Александр Федоровны и их детей.

Колокольня собора представляет особый интерес, на нее можно подняться и со смотровой площадки увидеть всю панораму города. На колокольне установлены 103 колокола, звонари собора исправно исполняют свою работу. Правительство Голландии подарило к 300-летнему юбилею города карильон — колокольный орган, который установили на колокольне Петропавловского собора. Часто на Соборной площади проходят концерты карильонной музыки.

В 1856 году в соборе произошел пожар. Загорелся шпиль от удара молнии. Были утрачены куранты, фигура ангела и шпиль собора. После восстановительных работ высота шпиля была увеличена до 122, 5 метров, была установлена усовершенствованная металлическая конструкция шпиля, а также новая фигура-флюгер позолоченного ангела с крестом. Шпиль и купол собора были позолочены сусальным золотом. Колокольня Петропавловского собора стала самой высокой доминантой Санкт-Петербурга.

В 1919 году собор был закрыт. Предметы исторической памяти — книги, церковная утварь, иконы, боевые знамена — были переданы в другие музеи. С 1924 года собор становится музеем. В годы войны Петропавловский собор пострадал от бомбежек, несмотря на то, что позолоченный шпиль был укрыт брезентом. Реставрация закончилась в 1958 году.

С 2000 года в соборе возобновились богослужения.

По старой легенде шпиль колокольни является проводником божественной силы. Чтобы получить эту силу, надо встать лицом на восток и наступить на медную монетку, вмонтированную в пол собора прямо под шпилем. Такая редкая возможность предоставляется не всем!

Чем так притягивает Петропавловский собор?

Петропавловский собор – один из символов Северной столицы, привлекающий внимание нетипичным для традиционной православной архитектуры обликом и славной историей. Сюда стремятся попасть по многим причинам, одна из которых – смотровая площадка с поистине завораживающим видом на залив и форт

Архитектура собора разительно отличается от купольных и шатровых храмов начала XVIII века. Строение имеет прямоугольную форму, характерную для западноевропейского направления. Длины собора – 61 метр, ширина – 27,5 метра.

Фасад храма украшают строгие пилястры, над окнами расположены барельефы с изображениями херувимов. С восточной стороны фасад расписан фреской. Вершину купола колокольни увенчивает позолоченный флюгер в виде ангела с крестом.

Фасад Петропавловского собора. Фото: @ lika_romanova__

Внутреннее оформление собора куда более роскошное: в основном зале возвышаются три мраморных колонны, в дизайне стен использованы яшма и мрамор, а колонны и стены украшены изящной лепниной. Освещают храм пять бронзовых люстр с хрусталем и разноцветным венецианским стеклом.

Доминанта интерьера – резной иконостас из лиственницы и липы. Перед иконостасом установлена кафедра с фигурами святых апостолов покровителей Северной столицы Петра и Павла. Кафедра не типична для русских церквей, так как является атрибутом католических храмов.

Внутреннее убранство собора. Фото: @ _dezhanova

Петропавловский собор изначально задумывался Петром Первым как памятник победам Российской империи. В его стенах хранилось трофейное оружие, ключи от взятых европейских городов, знамена и др. Сегодня все экспонаты перенесены в Эрмитаж, а в соборе представлены точные копии.

Внутренняя территория Петропавловской крепости

Внутреннюю территорию Петропавловской крепости занимают несколько построек петровского времени. Особой популярностью среди них пользуются Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница и Комендантское кладбище.

Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница

Первым зданием, построенным внутри Петропавловской крепости, была Петропавловская церковь.

Ее возвели в 1703 году. Сначала храм был деревянным. Только в 1712 году в крепости началось строительство каменного Петропавловского собора. Проект храма разработал итальянский архитектор Трезини. Завершилось строительство в 1733 году. Собор был назван в честь святых апостолов Петра и Павла. До 2012 года он являлся самым высоким зданием города. Его высота составляет 122,5 м.

По внешнему виду собор совсем не похож на русские православные купольные и шатровые церкви, увенчанные крестами. Вместо традиционного креста 40-метровый шпиль собора венчает фигура ангела с крестом в руках.

Петропавловский собор во времена Петра I использовалась как царская усыпальница. Ранее эту роль играл Архангельский собор Московского Кремля. В Петропавловском соборе покоятся все российские императоры и императрицы, начиная с Петра I до последнего из династии Романовых Николая II, расстрелянного большевиками в Екатеринбурге в 1918 году вместе со своей семьей. Здесь же нашли покой прислуга и лейб-медик Николая II. Они до последнего момента сопровождали царя в ссылке и тоже были расстреляны большевиками .

Рядом с Петропавловским собором в 1908 году была возведена Великокняжеская усыпальница. В ней покоятся не коронованные члены царского дома. Усыпальницу с Петропавловским собором соединяет крытый переход. В нем находятся комнаты отдыха императорской семьи — Царские комнаты.

Комендантское кладбище и комендантский дом

Около собора располагается Комендантское кладбище с девятнадцатью захоронениями комендантов крепости. Это одно из старейших кладбищ Санкт-Петербурга. Первым здесь в 1720 году был похоронен один из ближайших сподвижников Петра I  генерал-лейтенант Р.В. Брюсс. Он являлся первым комендантом Петропавловской крепости.

Комендант распоряжался крепостным гарнизоном и вспомогательными службами крепости. В 1743-1746 годах для коменданта напротив Петропавловского собора возводится Комендантский дом. В XIX веке в этом здании проходило следствие по делу декабристов, затем петрашевцев, народников и т.д. Во время революции 25-26 октября 1917 года в нем размещался штаб Петроградского Военно-революционного комитета.

Другие сооружения Петропавловской крепости

В 1748-1749 годах для служащих инженерного ведомства, осуществлявших строительные работы в крепости, был построен Инженерный дом.

В 1762-1765 годах в крепости для ботика (небольшое судно) Петра I, «дедушки русского флота», строится Ботный дом. В настоящее время в нем хранится копия ботика Петра Великого, изготовленная к 300-летию Российского флота. Подлинник судна находится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

В 1800-1805 годах в крепости строится здание Монетного двора. Он и сегодня производит большую часть разменной монеты в России. До возведения этого здания монеты чеканились в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов.

В XVIII-XIX веках на территории крепости строились и другие сооружения. Это здания Главного казначейства, штабс-офицерского дома, артиллерийского цейхгауза, каретника и других.

В 1991 году в Петропавловской крепости появился необычный памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I скульптора М.М.Шемякина. Памятник копирует «Восковую персону» — фигуру царя итальянского скульптора Расстрели. Персона создана в 1725 году после  смерти Перта I и передана в Эрмитаж.

Каждый день в полдень Петропавловская крепость напоминает о себе жителям и гостям Санкт-Петербурга пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Эта традиция сохранилась здесь с 1730 года.

К счастью, мрачная история пыток и казней в казематах и тюрьмах крепости ушла в далекое прошлое…

Музей в Петропавловском соборе

Помимо архитектуры и внутреннего убранства собора, захоронений монарших особ посетители могут увидеть несколько экспозиций, которые дают представление об истории достопримечательности. В галерее, соединяющей собор и усыпальницу, находятся царские комнаты с отреставрированными интерьерами. Они строились параллельно с возведением усыпальницы, в них члены императорской семьи отдыхали во время посещения собора. Царские комнаты созданы по проекту архитектора Леонтия Бенуа, они состояли из приемной, гостиной, курительной и комнаты отдыха для дам. Для обстановки комнат была использована мебель, изготовленная на известной фабрике Мельцера.

К сожалению, в советское время отделка стен и обстановка были утрачены, частично восстановить интерьеры удалось благодаря сохранившемуся проекту архитектора. В наши дни экспозиция состоит из двух комнат, в которых размещены портреты монарших особ, живописные виды города в XIX веке. Также представлены религиозные экспонаты — предметы облачения священнослужителей, церковная утварь, икона на ткани. Есть экспонаты, связанные с традициями захоронения и почитания памяти членов императорской семьи.

Разработана также экскурсионная программа с осмотром экспозиции, находящейся в колокольне. Она рассказывает об истории ее строительства и реставрации, демонстрирует чертежи и фотографии. Посетителей знакомят с коллекцией колоколов, уникальным колокольным инструментом, рассказывают о знаковых деталях архитектуры колокольни — ангеле на шпиле и курантах. Кроме того, с колокольни открывается прекрасный вид на город.

Константин

Ворота Петропавловской крепости

В Петропавловскую крепость ведут четверо ворот, по количеству сторон света и по их расположению.

  • Невские ворота. Это южный, речной вход в крепость. Попасть в крепость через Невские ворота можно было только причалив к пристани. Отсюда и название ворот.
  • Васильевские ворота с запада, эти ворота служат входом в крепость через Васильевскую куртину, которая обращена к Васильевскому острову, отсюда и название.
  • Никольские ворота служат входом в Петропавловскую крепость с севера. Их не было в первоначальном плане 1703 года и появились они в Никольской куртине только в ходе перестройки деревянной крепости в каменную спустя четверть века после ее закладки.
  • Петровские ворота, восточный вход в крепость, самые красивые ворота крепости

Именно Через Петровские ворота входим мы в крепость. Деревянные ворота сооружены в 1708 году и перестроены через 10 лет в камне. Петровские ворота являются памятником петровского борокко, реализованному по проекту архитектора Доменико Трезини. В нишах по обе стороны от ворот помещены статуи, олицетворяющие «Благоразумие» и «Храбрость».

Над аркой установлен свинцовый двуглавый орел. А над ним деревянный барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», в котором Симон отождествляется со Шведским королем Карлом XII, а апостол Петр с Петром I соответственно. Таким образом вся картина являет собой символ победы России в Северной войне со Швецией.

Контакты

Официальная группа ГМИ есть и в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/club81419567. Там же есть и странички отдельных музеев и выставочных площадок комплекса.

Уточнить актуальную информацию о режиме работы музеев можно по телефонам единого информационного центра 8 (812) 330-64-31 и 8 (812) 230-64-31.

Читайте далее:

16.05.18 В «Ночь музеев» автобусы и метро будут работать круглосуточно

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Десятки купелей для крещенских купаний в Санкт-Петербурге подготовили в 2020 году

Ретро-состав метрополитена Санкт-Петербурга вновь выйдет на линию

Как добраться до Петропавловской крепости

Петропавловская крепость находится на Заячьем острове, который открыт для посещения ежедневно с 6.00 до 21.00. Сама крепость открыта для посещения с 9.00 до 20.00. На Заячий остров ведут два моста: Иоанновский мост и Кронверкский мост.

Зайти на территорию острова, как и самой крепости можно по любому из мостов. Недалеко от Петропавловской крепости находится станция метро Горьковская, от нее до Петропавловской крепости не более 5-10 минут пешком.

Можно сюда добраться и пешком: с Адмиралтейского острова через Троицкий мост. Или по Дворцовому мосту сначала к стрелке Васильевского острова, а оттуда через Биржевой мост по Мытнинской набережной до Кронверкского моста, но такой маршрут самый длинный. Схему проезда и часы работы касс и экспозиций можно посмотреть на сайте Петропавловской крепости.

Как добраться

Музей космонавтики в Санкт-Петербурге находится на территории Заячьего острова, внутри Петропавловской крепости. Пройти к нему удобнее по Иоанновскому мосту, после Иоанновских ворот поверните направо.

Общественный транспорт ходит по Петроградскому острову. Рядом имеется несколько остановок, ближайшая — «Иоанновский мост». Здесь проходит только ночной автобус № 2 МБ.

На перекрестке Каменноостровского проспекта и улицы Куйбышева есть еще пара остановок:

  • «Троицкая площадь (Каменноостровский проспект)» — автобусы № 46 и маршрутка № К-76.
  • «Троицкая площадь» — автобусы № 49 и маршрутка № К-30.

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

Ближайшая станция метро — «Горьковская» (синяя линия). От нее придется пройти около 10 минут.

Пешеходный маршрут от метро до музея — Яндекс.Карты

Схема метро Санкт-Петербурга

Парковок возле Петропавловской крепости нет. На территорию острова заезжают только туристические автобусы и спецтранспорт. Поэтому, если вы планируете добираться до музея на машине, отдайте предпочтение такси. Вызвать машину можно через мобильные сервисы Яндекс.Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко: видео

Тюрьма Трубецкого бастиона

Это первая политическая тюрьма в России.

Во второй половине XIX в. была разобрана часть стены Трубецкого бастиона и на этом месте выстроено двухэтажное здание тюрьмы. Это было особое инженерное сооружение с узкими коридорами, с толстыми стенами, окнами под потолком и карцерами для провинившихся узников. Чтобы подследственные не могли перестукиваться с соседями по камерам, стены были обиты войлоком. Но узники все равно перестукивались, стуча каблуками по каменному полу. Они использовали специальную тюремную азбуку, где каждая буква алфавита выстукивается в два приема, как в системе координат. Караульные солдаты должны были постоянно следить за заключенными, для этого в металлических дверях камер были сделаны узкие прорези. Чтобы шаги караульных были не слышны, коридоры казематов тоже обивали войлоком. Большинство камер в тюрьме были одиночными, узники были полностью изолированы от окружающего мира. Свет в камеры попадал только через маленькое окошко под потолком. Всего была 71 одиночная камера. Железная кровать, прикрученная к полу и металлический стол, книги и переписка запрещены. Заключенные, возмущенные ужасными условиями содержания, часто поднимали бунты. Воздух практически не попадал в камеры. Сырые, холодные казематы, отсутствие дневного света, скудная пища — некоторые заключенные сходили с ума.

Тюрьма Трубецкого бастиона

За все время существования тюрьмы через ее застенки прошли около двух тысяч узников. Большинство из них политические заключенные. Желябов, Фигнер, граф Кропоткин, Бакунин, Ульянов (Ленин), Горький, Троцкий, Савинков, Парвус, Бауман — все они в разные годы сидели в одиночных камерах тюрьмы Трубецкого бастиона. После революции 1917 года в тюрьме содержались министры Временного правительства. Большевики проводили массовые аресты, камер в тюрьме не хватало. Арестованных буквально утрамбовывали в одиночные камеры, так что невозможно было повернуться.

В музее восстановлена тюремная обстановка одиночных камер — караульные в коридоре, подсматривающие в окна камер, фотографии узников на холодных стенах и едва пробивающийся свет. Темно, холодно, сыро и страшно — все это политическая тюрьма Трубецкого бастиона.

Где поесть в Петропавловской крепости

С едой на территории самой Петропавловки не очень. Есть две точки «Ленинградского кафе» и довольно большое количество лотков с хот-догами, вареной кукурузой, чаем, кофе и другой похожей снедью по среднегородским ценам.

Наибольшая часть туристов предпочитает расположенный между Петропавловской крепостью и метро Горьковская Burger King, который по этой причине в выходные и праздничные дни обычно переполнен.

Кроме того, вокруг Горьковской есть несколько кафе, а если вы не очень устали, то мы бы советовали прогуляться после визита в Петропавловку до станции метро Петроградская по шикарному Каменноостровскому проспекту. На этом маршруте выбор заведений еще шире.

XIX век

Подъём Петра Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры начала 1830-х годов.

В 1829 году шторм вновь сильно повредил крест, а у Ангела отломилось крыло (которое чуть было не упало на коменданта крепости). Для того, чтобы произвести ремонт, нужно было строить вокруг колокольни дорогостоящие леса. За починку решил взяться талантливый ярославский кровельщик Пётр Телушкин. Ему удалось забраться на шпиль без возведения строительных лесов, а только лишь «остроумным применением сложных верёвочных петель и прибегая к весьма находчивым уловкам». В 1830 году в течение шести недель под восторженные возгласы зевак по верёвочной лестнице он каждый день поднимался на вершину шпиля и в одиночку вернул фигуре Ангела правильное положение и прикрепил крыло. Этот ремонт вошёл в историю как образец русской смекалки и отваги.  

«Вид Невы и Петропавловской крепости». Акварель Василия Садовникова, 1847 год.
  Винтовая лестница внутри шпиля, постепенно сужаясь, поднимается на 2/3 высоты шпиля и заканчивается небольшой дверцей «на улицу». Дальше к Ангелу можно подняться только по наружной лесенке.

В 1834 году крест вновь накренился. Выяснилось, что стали подгнивать деревянные конструкции шпиля. Восстановительные работы долго откладывались. Наконец в 1856 году император Александр II выразил согласие на устройство нового шпиля. Его главным строителем был назначен инженер Дмитрий.Журавский. Он спроектировал необычно лёгкий для такого массивного сооружения металлический каркас в виде восьмигранной пирамиды. Несущие конструкции были смонтированы в 1858 году. Опоры восьми рёбер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи шпиль был покрыт медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим методом под руководством известного петербургского химика, члена-корреспондента Академии наук Генриха Струве. Внутри шпиля была устроена винтовая лестница. Над яблоком (его диаметр – 1,6 метра) поднялся шестиметровый крест с новой фигурой Ангела (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Эта четвёртая по счёту фигура Ангела сохранилась до сих пор. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор приобрёл свой современный облик. 

Фигурки херувимов на колокольне.

На самом верху колокольни Петропавловского собора, под куполом с часами, можно заметить интересные украшения в виде головок пухлых младенцев с крылышками. Это херувимы – декоративный мотив, появившийся в западноевропейской архитектуре в XV веке и позже получивший широкое распространение. Херувимов можно увидеть и внутри Петропавловского собора. Согласно христианским представлениям, херувимы – это ангелы стражи. По народным верованиям, херувимы – это души погибших детей. В виде херувимов иногда делают украшения для рождественских ёлок или для пасхальных верб.

Одновременно с переделкой шпиля в 1858 году была проведена реставрация башенных часов. Московские мастера братья Николай и Иван Бутенóпы отремонтировали башенные часы и модернизировали механизм, добавив на циферблаты минутные стрелки (раньше их не было). Карильон, который износился и замолчал уже к 1840 году, восстанавливать не стали. Куранты настроили на исполнение церковного гимна Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». > 

Настоятели, ключари

  • Иоанн Яковлев
  • Георгий
  • Анастасий Кондоиди (? — 1721)
  • Пётр Григорьев (1721 — 1736)
  • Михаил Слонский (1736 — 16 мая 1754)
  • Алексей Фролов (1740-е)
  • Петр Гребневский (1740-е -1754)

Петр Гребневский (1754 — 1762)

Пётр Гусь (1757 — 1762)

Пётр Гусь (1762 — 1772)

  • Стефан Левицкий (1762 — 27 января 1763)
  • Сергий Никитин (1763 — упом. 11 июля 1764 )
  • Александр Михайлов (1764 — 6 апреля 1769)

Василий Алексеев (1772 — 1800)

Сергий Коноплёв (1779 — 20 января 1800)

Иоанн Клепецкий (1800 — 21 февраля 1809)

Пётр Виноградов (1800-е)

Стахий Колосов (28 февраля 1809 — 17 ноября 1831)
Тимофей Вещезеров (1 декабря 1831 — 12 ноября 1832)
Иоаким Кочетов (22 ноября 1832 — 16 марта 1854)

Григорий Добротворский (? — 1855)

Николай Раевский (22 марта 1854 — 4 февраля 1857)

Александр Благовещенский (1855 — 1856)

Андрей Окунев (и. д. 4 февраля) 12 февраля 1857 — 21 марта 1858)
Василий Полисадов (1858 — 1871)

Дмитрий Флоринский (упом. 1867 — 1888)

Владимир Виноградов (1871 — апрель 1875)
Александр Братолюбов (28 апреля 1875 — нач. 1894 )

  • Иоанн Нечаев (упом. 29 июля 1892)
  • Сергий Преображенский (? — 1895)

Иоанн Нечаев (1895 — 1897)

Александр Дернов (1897 — 1 июня 1899)

Александр Дернов (1 июня 1899 — 17 февраля 1915)

Константин Велтистов (1901 — 1916)

Федор Боголюбов (1915 — 1922)

1922 — 1996

Борис Глебов (1996 — 2001)
Александр (Федоров) (с 6 сентября 2001)

Нездешний собор

Вид собора строг. Его украшают, кроме пилястр, лишь головки херувимов по наличникам, на востоке — фреска П. Титова с изображением апостолов Петра и Павла, предстоящих перед Христом.

Достаточно строго, притом по-имперски пышно внутреннее убранство храма. Наподобие европейских храмов, разделено пространство мощными колоннами и освещено пятью барочными хрустальными люстрами на бронзовых позолоченных каркасах. Продуманно и символически украшено оно росписями на библейские сюжеты, исполненными Негрубовым, Воробьёвым, Гзелем, Захаровыми, Бельским, Ярошевским, Игнатьевым, Соловьёвым.

Главное богатство Петропавловского собора — иконостас. Его, как и ангела, придумал Доменико Трезини, изобразив против правил в виде триумфальной арки — символом российской победы в Северной войне. Иконостас вырезали из липы и дуба (другой вариант — лиственницы) 50 московских мастеров под руководством Ивана Зарудного в 1722 – 1726 годах. Зарудный внёс много своего в мелкую отделку резьбы, потому его считают соавтором Трезини.

В 1727 году иконостас в разобранном виде привезли в Петербург, уже в соборе собрали и позолотили. Два года после Андрей Меркульев «со товарищи» писали иконы святых покровителей города — апостолов Петра и Павла, Александра Невского, Рюриковичей — Владимира, Бориса и Глеба, княгини Ольги.

Частью иконостаса стали скульптуры архангелов Михаила и Гавриила, стоящие по сторонам царских врат; фигуры Соломона и Давида по бокам иконы Воскресения Христа. Сквозь ажур царских врат видна золочёная сень на витых колоннах.

Ещё одно европейское заимствование — кафедра для проповедей у левой колонны с аллегорическим изображением притчи о сеятеле. По законам барочной симметрии по другую сторону от кафедры — резное из дерева царское место с атрибутами власти — короной, скипетром и мечом. Кресла нет — государь по православному обычаю молился стоя, за ним так поступали и последующие самодержцы и самодержицы.

Пётр ввёл совершенно невиданную для храмов традицию — приносить в собор ключи от поверженных городов и знамёна противника. Два века хранились в Петропавловском соборе турецкие и шведские знамёна, потом их отдали в Эрмитаж, заменив копиями.

Два престола в храме — Петра и Павла и великомученицы Екатерины. На колокольне — 103 колокола, 31 из которых — от 1757 года. Там же — карильон, ещё одна диковинка, до которых император был великий охотник. С помощью особого часового механизма карильон заставляет колокола исполнять мелодии. Восстановлен карильон усилиями Йозефа Хаазена — директора Королевской школы карильона в городе Мехелен (Бельгия) — ещё одного левши, которые по всей земле, где знают, чтут русского царя-плотника.

…В Петропавловском соборе никогда не совершали таинств венчания, крещения — только отпевали уходящих императоров. Потому во всём он особ, не привязан к жизни этой — обыденной, мирской, хоть иногда и праздничной. Он нездешний не потому, что напоминает о европейских храмах. Он просто — нездешний.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская Крепость, 1 (территория).

Карта расположения:

Троице-Измайловский собор

  Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: