Интересные факты о русском музее в санкт-петербурге. от михайловского дворца до наших дней

Эволюция русской живописи

Русская живопись 18-го столетия представлена в следующих помещениях. Здесь можно увидеть картины таких художников, как Алексей Антропов, Луи Каравак, Иван Вишняков. Большой интерес представляют интерьеры Маленького кабинета. Эпоха Анны Иоановны сохранена в виде камина с зеркалом, цветного паркета, настенной росписи. Редчайший экземпляр коронационной скульптуры украшает Маленький кабинет. Это фигура императрицы Анны Иоановны.

На потолке спальни великой княгини, которая считается 8-м залом Русского музея, сохранилась потолочная роспись. Цветущие купидоны, розаны, букеты украшают потолок. В восьмом зале выставлены работы великого Федора Рокотова. Он знаменит как мастер портрета 18-го века.

Еще один портретист, чьи работы выставлены в залах Русского музея, – Дмитрий Левицкий. Екатерина II заказала Левицкому несколько портретов дворянок, воспитанниц Смольного. Эти картины 18-го века являются жемчужиной Михайловского дворца.

Чтобы окунуться в старинную эпоху, нужно обязательно посетить Белоколонный зал дворца. Эскизы Карла Росси были воплощены в виде наборного паркета, мебели, светильников и прочего убранства зала. Все сохранилось в первозданном состоянии. В роскошных интерьерах Белоколонного зала, благодаря великой княгине Елене Павловне, проходили концерты. На музыкальных вечерах музицировали Гектор Берлиоз, Ференц Лист, русские музыканты.

Брюллов. Последний день Помпеи. 1833.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых  людей. И нам не так печально.

Творение великого Росси

Парадное крыльцо Михайловского дворца выходит на площадь Искусств. Ближе всего к Русскому музею находится станция метро “Гостиный двор“. От нее легко добраться до Михайловского дворца.

Здание величественного дворца выдержан в стиле ампир. Название парадиз получил в честь великого князя Михаила. Строительство дворца завершилось в начале 19-го века. Автором проекта Михайловского дворца был итальянский архитектор Карл Росси. Он строил в северной столице Синод и Сенат, здание Александринского театра, корпуса Главного штаба.

Парадный вестибюль Михайловского дворца покоряет зрителей роскошью. На стенах размещены барельефы, тематика которых посвящена воинской славе России. Над входом в вестибюль находится арка украшенная двуглавыми орлами и лавровыми венками, другими символами победы в славных сражениях.
По широкой парадной лестнице можно пройти в просторную галерею. Она украшена колоннами в коринфском стиле. С этого места начинается увлекательное путешествие по залам Русского музея.

Экспозиция сделана так, что туристы могут наблюдать развитие русского искусства с древних времен и до середины 19-го столетия. Всего на 2 этаже музея работают 17 залов, где размещены картины, иконы, скульптуры российских художников.

Комплекс ГРМ

Площадь музея составляет 30 гектаров. Помимо Михайловского дворца, в котором по-прежнему расположена основная экспозиция, коллекция разместилась в нескольких зданиях, которые сами по себе являются непревзойденными памятниками русской архитектуры:

  • Мраморный дворец;
  • Строгановский дворец;
  • Инженерный (Михайловский) замок;
  • Корпус Бенуа.

Кроме перечисленных, в музейный комплекс Государственного Русского музея (ГРМ) входят Домик Петра Первого (самое старое строение в Петербурге), Летний сад с расположенными в нем Чайным и Кофейным домиками и Летним дворцом Петра I, Михайловский и Инженерный сады, а также несколько павильонов.

В годы Великой Отечественной часть коллекции удалось эвакуировать в Пермь. Остальные экспонаты бережно хранились в блокадном Ленинграде. Ровно через год после празднования Великой Победы, музей вновь распахнул свои двери для посетителей.

С 2016 по 2020 годы Государственный Русский музей открыл 5 культурно-выставочных центров в крупных городах России:

  • Казани;
  • Мурманске;
  • Саранске;
  • Ярославле;
  • Когалыме.

В 2015 году открылся первый филиал Русского музея в Европе. Он расположен в испанском городе Малага. Ежегодно экспонаты Государственного Русского музея выставляются в самых знаменитых музеях мира. В свою очередь он принимает и выставляет коллекции из ведущих мировых хранилищ культурных ценностей.

Государственный Русский музей расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, и добраться до него не составит большого труда. Ближе всего к центральному входу расположена станция метро «Гостиный Двор», далее по Михайловской улице мимо Михайловского сквера. До корпуса Бенуа, где расположена экспозиция Академии художеств, ближе от метро «Невский проспект» вдоль канала Грибоедова.

Тесты по предметам

  • Тест по обществознанию
  • Тест по истории
  • Тест на грамотность по русскому
  • Тест по литературе
  • Тест по биологии
  • Тест по географии

Другие тесты

  • Короткий тест по обществознанию
  • Тест по терминам в обществознании
  • Тест на перенос слов по русскому
  • Тест по Второй мировой войне
  • Тест по истории СССР
  • Тест по Всемирной истории
  • Тест по Царской Руси
  • Тест по Удельной Руси
  • Тест по современной истории России

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro
  • Учи Дома

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Рождение Русского музея

Императорский указ о создании музея был издан в середине 90-х годов XIX столетия. Согласно положению о музее, предметы, вошедшие в его коллекцию, не могли больше передаваться ни в какое иное учреждение, навсегда оставаясь музейной собственностью. Правила отбора единиц хранения были весьма строгими. Особенно эта строгость касалась произведений авторов конца XIX века (то есть, живший и творивших в период открытия музея). Управляющий новым музеем должен был непременно принадлежать к императорской фамилии. Все эти правила подчеркивали особый, исключительно высокий статус музея.

Его официальное открытие состоялось фактически на границе двух столетий (в конце 90-х годов XIX века). Тогда же в музей поступило несколько сотен картин. Императорская Академия художеств передала сто двадцать две картины; из Эрмитажа поступило восемьдесят картин; Зимний дворец и два пригородных дворца передали девяносто пять картин. Также музей получил несколько произведений из частных коллекций; одной из дарительниц стала княгиня Мария Тенишева, передавшая музею великолепные акварели и рисунки. Так было положено начало знаменитому собранию одного из самых известных музеев мира.

Интересные факты:

Идея организации государственного музея русского национального искусства обсуждалась в Российской империи с середины XIX века. В 1889 году император Александр III на фоне роста патриотических настроений в обществе утвердил идею «основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Местом для размещения музея решено было выбрать пустующий Михайловский дворец. Александр III не дожил до открытия музея, но дело продолжил его сын, Николай II, подписав в 1895 году указ об учреждении «Русского Музея Императора Александра III». Первых посетителей музей принял после окончания ремонта и решения всех организационных вопросов, это произошло в 1898 году.

Коллекция Русского музея охватывает все исторические периоды в развитии русского искусства с X века по наше время, включая русскую и советскую живопись, скульптуру, графику, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, а также нумизматические собрания. Наиболее полной является коллекция произведений XVIII — первой половины XIX веков. К моменту начала работы в музее было сосредоточено 1880 произведений, ранее хранившиеся в Академии художеств, в Эрмитаже, а также в Зимнем, в Гатчинском и в царскосельском Александровском дворцах, а также переданные Русскому музею из частных коллекций княгини Тенишевой и князя Лобанова-Ростовского. За годы существования музея общее число экспонатов выросло до 400000.

В 1934 году из Русского музея выделился этнографический отдел, он стал самостоятельным Государственным музеем этнографии народов СССР.

Годы ленинградской блокады почти не отразились на фондах Русского музея благодаря самоотверженному труду его работников — часть коллекции была эвакуирована, часть сохранена в дворцовых подвалах, а часть зарыта на время войны в землю ближайших парков.

Помимо собственно выставленных экспонатов, интерес представляют и сами интерьеры помещений Русского музея — знаменитых петербургских дворцов, часть из них сегодня воссоздана до мельчайших исторических подробностей.

Русский музей является не только хранилищем большого количества художественных ценностей, в его стенах также работают реставрационный центр, научная библиотека, научно-исследовательский институт, центр культурно-просветительской работы, научно-методический центр, курирующий работу 260 художественных музеев России.

Главный корпус Русского музея на карте:

Как добраться:
Музей находится на Спасском острове между площадью Искусств и Михайловским садом.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Площадь Искусств», «Инженерная улица», «Садовый мост».

Айвазовский. Девятый вал. 1850.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.

Шедевры Русского музея: что посмотреть в первую очередь

Каждый, кто собирается в Русский музей, обязательно интересуется, какие картины нужно посмотреть в первую очередь. Экспозиция устроена таким образом, что вы не пропустите ни одного шедевра. Все самое интересное — в основной экспозиции.

Начинается знакомство с шедеврами древнерусского искусства (залы №1-4) и искусства восемнадцатого века (Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий — пишу фамилии художников, на которых обязательно обратить внимание в залах 5-10).
Василий Верещагин. Конечно, самые интересные (на мой взгляд) картины художника находятся в Третьяковке

Но и здесь, в зале №25, очень интересное собрание картин. Не забываем смотреть вверх: потолковая роспись впечатляет.
не пройти мимо удивительных пейзажей Ивана Шишкина (№27)
Например, два гигантских трагических полотна — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова
и «Медный змий» Федора Бруни находятся в соседних залах, соответственно, 14 и 15-м.
Здесь же, в 14-м зале, Девятый вал Айвазовского.
Илья Репин «Бурлаки на Волге» (№33)
Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и другие шедевры художника, непохожего ни на кого! (№35)
Василий Суриков и его эпический «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (зал №36)
Виктор Васнецов «Витязь на распутье» (№38)

Обязательно покупайте билеты в корпус Бенуа! Здесь отличная коллекция русского искусства начала XX века, которая составит конкуренцию филиалу Третьяковки на Крымском валу. Это буйство авангардной и  футуристической лихости завораживает, это нельзя пропустить (ну, право же, не одним девятнадцатым веком живо русское искусство).

Честно говоря, если бы у меня была необходимость выбирать — я бы пошла в Бенуа. Серьезно. Итак, нашему вниманию предстанут

    • Врубель (№66)
    • Павел Кузнецов и объединение художников «Голубая роза» (№67 )
    • Константин Коровин
    • Михаил Нестеров (№68 )
    • Валентин Серов (№69)
    • Борис Кустодиев и его знаменитая «Купчиха за чаем» (№73 ) 
    • Аристарх Лентулов (№73 )
  • Гончарова и Ларионов (№74)
  • Кандинский (№75 )
  • Малевич, Татлин (№76 )
  • Павел Филонов — в зале №78.
  • Кузьма Петров-Водкин. В зале №79 много его шедевров. Мои любимые —  «Полдень» и портрет Ахматовой.

Что еще почитать о Санкт-Петербурге

10 вещей, которые нужно сделать в Санкт-ПетербургеСамые красивые мосты Санкт-ПетербургаНа теплоходе по Неве: какую экскурсию выбрать. Мой отзывЭрмитаж без очереди: билеты и экскурсии. Главные шедеврыРусский музей. Шедевры, билеты, лайфхакиМихайловский замокАвтовокзал на Обводном канале. Как добраться

Светская жизнь дворца

Для великого князя Михаила дворец был не только домом, но и местом работы, где он регулярно принимал военных и гражданских чиновников.Роскошное убранство дворца и гостеприимство его хозяев привлекали на светские приёмы лучших представителей российской элиты того времени.

Здесь часто можно было увидеть князя А.М. Горчакова, писателей В.А. Жуковского и П.А. Вяземского, художника И.К. Айвазовского, академиков Н.И. Пирогова и В.Я. Струве. Иногда салоны Елены Павловны посещал сам император Николай I. Бесконечная вереница балов, светских раутов, поэтических вечеров – гости перемещались из Белого зала в Танцевальный, из Академического в Музыкальную гостиницу и Светлую столовую. А.С. Пушкин со своей супругой Натали почитал за честь быть приглашённым на светский приём супруги князя Елены Павловны.

После смерти князя Михаила количество пышных балов во дворце сразу сократилось. Великая княгиня стала отдавать предпочтение «интеллигентным вечерам», на которых обсуждались актуальные в то время политические события и планы по отмене крепостного права.

«Культурный променад» в Михайловском замке

Альтман. Портрет Ахматовой. 1914.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

ИСТОКИ И ЗАМЫСЛЫ

О роли видных российских ученых в создании концепции музея этнографии народов России, его учредителях, основателях и собирателях.__________

Понимание необходимости изучения культуры и быта народов многонациональной Российской империи возникло в среде русской интеллигенции уже в середине XIX столетия одновременно с созданием Императорского Русского географического общества (ИРГО) в Санкт-Петербурге.

В недрах ИРГО созрела идея создания большого этнографического музея народов России. Первым серьезным шагом в ее реализации стала Всероссийская этнографическая выставка 1867 г. в Москве, которая была, организована усилиями Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и имела широкий общественный и научный резонанс. После ее закрытия этнографические коллекции стали составной частью Московского публичного (Румянцевского и Дашковского) музея, а с 1948 г. они хранятся в Российском этнографическом музее.

Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827–1914)

Географ, статистик, ботаник, вице-председатель Русского географического общества, автор программы этнографического изучения населения Новой Гвинеи экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая , член Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.

«Основная идея … учредителей Общества заключалась в том, чтобы привлечь к осуществлению широко поставленной ими цели — изучения родной земли и людей ее обитающих — по возможности все лучшие силы Русской земли и работать вместе с ними на пользу и славу … Отечества». (П.П. Семенов-Тян-Шанский)

Бэр Карл Максимович (1792–1876)

 «Запасы для работ этнографических уменьшаются с каждым днем вследствие распространяющегося просвещения, которое сглаживает развитие племен… Но есть еще многое в этом отношении, что могло бы быть собрано, и что с течением времени уменьшается и, наконец, совсем исчезнет. Выдающийся натуралист, академик, один из учредителей Императорского Русского географического общества и первый преседатель его этнографического отделения.

Все сведения… составляют сокровище, которое с течением времени возрастает в цене. Поэтому все, что сделано будет для этнографии, сохранит о себе самое продолжительное воспоминание». (К.М. Бэр)

Стасов Владимир Васильевич (1824–1906)

Художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог, библиограф художественного отдела Публичной библиотеки, член Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.

«… Впервые у нас явилось намерение создать такой музей, где … представлена была бы бытовая жизнь всех разнообразных, многочисленных народностей, вошедших в состав Русского государства. Мысль грандиозная беспримерная …»  (В.В.Стасов)

История коллекции

Коллекция стремительно росла. Уже через десять лет существования музея она увеличилась в два раза. Произведения приобретались на средства из государственного бюджета, специально выделенные для этой цели. Также музей принимал финансовые пожертвования, которые, согласно императорскому указу, расходовались на пополнение коллекции.

В послереволюционное время собрание музея стало увеличиваться еще быстрее. В него поступало большое количество национализированных произведений искусства. В 20-е годы XX века была открыта новая экспозиция, в которую вошли работы авторов того периода времени.

В середине 20-х годов музейное собрание уже насчитывало три тысячи шестьсот сорок восемь картин. На этом стремительный рост коллекции не закончился: произведения искусства в огромном количестве продолжали поступать в музей. Возникла необходимость расширения экспозиционных площадей, что и было сделано в 30-е годы XX века.

В начале 40-х годов, в военное время, большая часть музейного собрания была эвакуирована в Пермь (тогда этот города носил название Молотов). Было вывезено более семи с половиной тысяч экспонатов, являвшихся наиболее ценной частью музейного собрания. Оставшиеся произведения искусства были тщательно упакованы и размещены в подвальных помещениях здания. Ни один из этих экспонатов не пострадал. Эвакуированные произведения искусства по окончании войны также были благополучно возвращены в музей. В первый же послевоенный год открылось несколько новых экспозиций. С середины 50-х годов XX века пополнение музейного собрания стало проводиться в соответствии с определенным планом, оно лишилось всякой спонтанности и хаотичности, став более целенаправленным.

В начале XXI века территория музея вновь расширилась: ее частью стал Летний сад вместе с находящимися в нем зданиями и мраморными изваяниями (в саду насчитывается более девяноста скульптур).

Корпуса Русского музея

В музейный комплекс входит четыре дворца, замок с павильонами, один корпус и домик.

Михайловский дворец

Автором проекта бывшего великокняжеского дворца, названного именем младшего сына Павла I — Михаила Павловича, является Карло Росси. Строительство здания велось в период 1819–25 гг. Оно было продано в 1895 году в государственную казну внуками Великого князя. Именно Михайловский дворец послужил основой для создания «Русского музея императора Александра III». Площадь дворца составляет более 24 тысяч кв. м.

Адрес — ул. Инженерная, 4

Зал Михайловского дворца, Юлия

Корпус Бенуа

Корпус носит имя одного из авторов проекта — архитектора Л. Бенуа. Здание строилось в два этапа — до и после Октябрьской революции. Флигель Росси, соединивший Михайловский дворец с Корпусом Бенуа, появился в послевоенные годы.

Адрес — ул. Инженерная, 4

Строгановский дворец

Строительство дворцового комплекса началось в 1720-е годы. К середине XVIII века отдельные здания были объединены по проекту Ф. Растрелли. Династия Строгановых владела дворцом до 1918 г.

Подробнее — в нашей статье.

Адрес — Невский пр., 17

Дворцовые интерьеры, Русский музей

Мраморный дворец

Уникальный памятник архитектуры был построен по заказу Екатерины II в. 1768–85 гг. для графа Г. Орлова. После смерти владельца дворец выкупила императрица для внука — Константина Павловича. Впоследствии его наследовали представители императорской семьи, пока за неимением средств на содержание комплекс не был вынужденно продан. В начале 1917 года Он оказался в национальной собственности.

Адрес — ул. Миллионная, 5/1

Летний дворец Петра I

Здание построено в 1712 году архитектором Д. Трезини. К оформлению интерьеров и фасадов привлекались иностранные мастера. Дворец сохранился практически в неизменном виде. После смерти императора в его стенах проживали придворные служители и влиятельные сановники. После Петра I резиденция никогда не использовалась по прямому назначению. В составе Русского музея строение находится с 2004 года.

Адрес — Летний сад, литер, А

Летний дворец Петра I, Dr. Michael Brandt

Михайловский замок

Императорская резиденция была возведена по заказу Павла I на месте разобранного после смерти Екатерины II Летнего дворца Елизаветы Петровны. Замок относится к числу крупнейших архитектурных памятников Петербурга и представляет собой яркий пример зодчества XVIII века. К разработке проекта было привлечено несколько именитых архитекторов того времени. Работа над ним продолжалась около 12 лет. Период строительства — 1797—1800 гг.

Подробнее о Михайловском замке.

Адрес — ул. Садовая, 2

Восточный и Западный павильоны

Изначально предназначались для проживания фрейлин и статс-дам императорского двора. Здания были построены в 1800 году, а через 19 лет их передали в управление Инженерному ведомству. В составе Русского музея павильоны оказались в 2001 году.

Адреса — ул. Инженерная, 8 и 10.

Павильон Михайловского замка, Sarvesh Ranjan

Домик Петра I

Деревянный сруб был возведен в 1703 году. Несмотря на то, что уникальный архитектурно-исторический памятник имеет компактные размеры (всего 12,7 на 5,7 м), он является важнейшим объектом, сохранившимся с петровских времен.

Подробнее о Домике Петра I.

Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно

Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Интерьер

Отделочные работы внутри здания продолжались почти три года. Для отделки интерьера на основе строго отбора приглашались лучшие декораторы и мастера по работе с деревом, камнем и металлом. Мебель, обои и ковры заказывались в Париже, все чугунные изделия изготавливались на Литейном заводе.

Великокняжеская чета была восхищена полученным результатом!  Дворец поражал воображение убранством редчайшей красоты и уникальности. Крарский мрамор, искуснейшая лепнина – всё во дворце говорило о богатстве его хозяев и искусности мастеров. Стены залов были покрыты серебряными и золотистыми обоями.  Паркетные полы были изготовлены из ценнейших пород дерева таких, как красное, чефразовое, сахардановое, фиолетовое, чёрное, пальмовое. Одна квадратная сажень такого паркета стоила 160 рублей.

У главной лестницы стояли статуи львов, специально отлитые для дворца. Они были точной копией скульптур 16 века, найденных в Риме при раскопках.

Уникальные резные панно, мраморные скульптуры, коринфские колонны, изразцовые печи, резная мебель красного дерева, фарфоровые вазы и хрустальные люстры.

Как будто предвидя своё музейное будущее, Михайловский дворец собирал в своих стенах редчайшие и красивейшие работы русских паркетчиков, резчиков по дереву, скульпторов и художников.

Ге. Тайная вечеря. 1863.

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи.  Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Михайловский дворец

Первоначально музейная коллекция, включающая 445 полотен, 111 скульптур, 981 графическую работу и примерно 500 произведений древнего прикладного искусства и иконописи, разместились в залах Михайловского дворца. Он был построен в 1820-1830-х годах по заказу Александра I и предназначался в дар младшему брату императора, Великому князю Михаилу Павловичу.

Строительством руководил гениальный архитектор Карл Росси. Изначально было возведено здание дворца, а в течение последующих нескольких лет – флигели и площадь, разбит сад. На создание шедевра архитектурной мысли было потрачено более 7,8 миллионов рублей.

Принимал готовый дворец лично Александр I и остался весьма доволен. За этот грандиозный проект Росси был удостоен ордена Святого Владимира 3-й степени, а также перстня с бриллиантами. После церемонии освящения царь пожаловал дворец брату Михаилу в вечное владение.

Однако после смерти Михаила Павловича его потомки решили дворец продать. В начале 1894 года его выкупили за счет казны как раз для размещения в нем первого в Российской империи музея русского изобразительного искусства. В 1895 году Николай II издал указ об учреждении музея и размещения коллекции в стенах Михайловского дворца. В конце весны того же года дворцовые апартаменты начали перестраивать под нужды будущего музея. Работами руководил архитектор Василий Федорович Свиньин.

19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие. С момента учреждения и до Октябрьской революции музеем руководил Великий князь Георгий Михайлович. Быть сотрудником Русского музея было очень почетно. В разное время в нем работали такие выдающиеся специалисты, как:

  • Александр Бенуа;
  • Дмитрий Толстой;
  • Николай Сычев;
  • Павел Брюллов;
  • Михаил Боткин.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: