Зимний дворец
Главной достопримечательностью Дворцовой площади является Зимний дворец.
- Метро: Невский Проспект, Адмиралтейская
- Стиль архитектуры: Елизаветинское барокко
- Главный архитектор: Франческо Растрелли
- Дата основания: 1754 год
По страницам Зимнего дворца
За всю историю Санкт-Петербурга было построено пять зимних дворцов. Изначально Петр Первый жил в одноэтажной избе, выполненной из дерева. По легенде она была построена за три дня. Спустя пять лет царь приказал построить зимнюю резиденцию. Корабельных дел мастер Петр Алексеев соорудил для императора деревянный дом в два этажа.
В 1712 году А. Д. Меньшиков в качестве свадебного подарка преподносит Петру Первому загородный дом, выполненный из камня. В нем император прожил пять лет. После того как на престол взошла Анна Иоанновна, новоиспеченной императрице потребовались новые царские покои. Главным архитектором был назначен Франческо Растрелли, и в 1735 комплекс был достроен.
Дворец состоял из 70 парадных залов, спален, большой капеллы, театра, галерей.
В 1741 году на престол взошла Елизавета Первая. По ее приказу к Зимнему были пристроены служебные помещения, а через несколько лет добавлены корпуса. Однако и этого было мало, и императрица подписала указ о создании нового дворцового комплекса. Строительные работы были закончены в 1755 году, однако дворец не понравился императрице. Русская царица мечтала о создании величественного дворца, который бы олицетворял царскую роскошь.
Воплотить мечту императрицы вновь посчастливилось архитектору Ф. Растрелли. Дворец получился роскошным и помпезным, общая площадь составляла 60 000 кв. м. Елизавете не суждено было жить во дворце своей мечты, его принял император Петр Третий. Но и он недолго прожил здесь, после свержения царские хоромы перешли к Екатерине Второй.
Эрмитаж
Коллекционер живописи Й. Э. Гоцковский задолжал князю В. С. Долгорукову большую сумму денег. В счет долга в 1764 году он переправил Екатерине Второй большую коллекцию редчайших картин. Для их хранения было построен Малый Эрмитаж. Далее были пристроены здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. В начале XIX столетия было построено здание Нового Эрмитажа.
Настоящее Зимнего дворца
Дворец выглядит величественно, крылья здания обращены к Адмиралтейству, фасадная часть выходит на Неву. Масштабы всего комплекса впечатляют и удивляют:
- Протяженность со стороны Невы – 210 метров;
- Протяженность со стороны Адмиралтейства – 175 метров;
- Количество залов – 1050
- Количество окон – 1945
- Количество лестниц – 117
- Количество дымовых труб – 329
- Высота – 23.5 метра
На крыше установлены 176 скульптурные композиции.
Трагические страницы
В декабре 1837 года из-за ошибки в печном отделении произошел сильный пожар. Часть ценностей удалось сохранить, здание почти полностью было уничтожено.
На Александра Первого было совершено покушение, император не пострадал, погибли солдаты караула.
В Зимнем дворце после февральской революции разместилось временное правительство. Во время Октябрьской Революции большевики арестовали министров. Сам комплекс стал именоваться Дворец искусств, однако спустя две недели после переворота Зимний дворец обрел статус музея, а его сокровища были национализированы.
Интересные факты
Николай Первый издал указ, о запрете строительства здания высотою больше чем 11 саженей. Император не желал, чтобы в городе появилось строение, по высоте превышающие его резиденцию.
Официальными жители Эрмитажа являются коты и кошки. Здесь можно встретить потомков голландских котов, привезенных Петром Первым, а также казанских котов, которых выписала Елизавета.
Трагические страницы
Дворец не только многократно перестраивался и реконструировался, он пережил и немало других потрясений. Так, в декабре 1837 года в нем случился грандиозный пожар из-за недочетов в печном отоплении. Из пламени удалось вынести ценные картины, ковры, часть мебели и ценностей. Но само здание вместе с отделкой выгорело до основания — огонь полыхал трое суток.
Благодаря усилиям архитекторов Стасова, Брюллова и Штауберту буквально за год были проведены восстановительные работы, и Зимний вновь стал главным дворцом страны. Зодчим удалось не только вернуть былое величие строению, но и внести изменения в проект, чтобы он соответствовал требованиям времени. Так, было введено аммосовое отопление, а перекрытия впервые в истории делались из металла.
Здесь произошло покушение на Александра Первого, при котором погибли солдаты караула, но сам император не пострадал. Во время Первой мировой в здании был устроен госпиталь для раненых.
После февральской революции в Зимнем расположилось Временное правительство. Его министры были арестованы большевиками при Октябрьском перевороте в стенах дворца. Новая власть переименовала его во Дворец искусств. Но это название не прижилось в народе. Через две недели после переворота дворец был объявлен музеем, а оставшиеся ценности национализированы.
Еще одной сложной страницей в истории стала Великая Отечественная война. Экспозиция была вывезена, но само здание стало прекрасной мишенью для вражеской артиллерии. В подвалах были устроены бомбоубежища. Во избежание возгорания часть окон была заложена кирпичом, а полы из драгоценной древесины засыпаны песком. Было зафиксировано два прямых попадания авиабомб и семнадцати снарядов, выпущенных артиллерией. Но даже в годы войны энтузиасты вели восстановление музея. Уже осенью победоносного 45-го года он встретил первых посетителей.
Доблестное прошлое Зимнего
За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.
В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.
В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.
Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.
У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.
Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.
Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.
Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.
Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.
Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.
Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.
После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерины Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.
Реалии и тенденции XXI века
В 2009 году был открыт полностью реконструированный Зимний сад Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. В Мраморном дворце, спроектированном и построенном для Екатерины II архитектором Ринальди, был висячий фруктовый сад под открытым небом – здесь росли яблони и вишни. Позже этот сад был закрыт потолком по проекту А. Брюллова, полностью реконструировавшего дворец в 1846 году. После остекления в нем появились экзотические растения тропиков, для поддержания оптимальных климатических условий в помещении установили фонтан, а декоративную функцию доверили мраморным фигурам, установленным среди густой тропической зелени. В советские годы зимний сад Мраморного дворца, как и многие другие подобные помещения, был переделан: здесь открылась тематическая экспозиция с революционной живописью и монументом Ленина, а после ее завершения помещение долгие годы пустовало.
Реставрацией зимнего сада в Мраморном дворце занялись в 2005 году – мраморный фонтан был воссоздан по проекту Брюллова, также в помещение вернулись золоченые торшеры и стеклянная трехстворчатая дверь, выкупленные у частных владельцев панно и скульптуры. Вместо прежних скульптурных групп в обновленном саду установили Амура работы скульптура Попова и композицию Бока «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине». И конечно, было восстановлено историческое озеленение – в садовом помещении раскинулись густой зеленью экзотические растения, специально собранные и привезенные в Мраморный дворец из разных тропических и субтропических стран мира. После пятилетней реставрации обновленный зимний сад открылся в 2009 году на втором этаже дворца – теперь это один из самых живописных зимних садов Санкт-Петербурга.
Искусство обустройства зимних садов в Санкт-Петербурге постепенно возрождается – историческая архитектура многих жилых домов города способствует созданию больших застекленных помещений на просторных балконах и лоджиях, а современные здания строятся с учетом повышенных требований к естественной освещенности квартир и общественных зданий. Опытные проектные организации города предлагают петербуржцам индивидуальное проектирование и создание домашних оранжерей с любыми климатическими условиями под светопрозрачной крышей и застекленными стенами.
Развитие современных технологий и качественные стройматериалы позволяют строить стильные и сравнительно недорогие зимние сады из алюминиевого профиля с надежным остеклением под любую планировку балкона или лоджии. И конечно все популярнее становятся частные оранжереи в загородном строительстве – жители коттеджых поселков в пригородах Санкт-Петербурга и Ленобласти заказывают строительство зеленых пристроек и автономных теплиц на своих участках для создания вечнозеленого оазиса тепла и комфорта для круглогодичного отдыха в окружении живописных растений и благоухающих цветов собственного сада под стеклом.
Таврический сад
Кратко: большой сад с оранжереей, прудами, фонтанамиАдрес: ул. Потемкинская, 4АМетро: «Чернышевская»Зачем ехать: устроить пикник на газоне
Многие местные считают, что Летний сад — для туристов, а петербуржцы гуляют в Таврическом. В нем большие пруды, красивые аллеи и клумбы. Мне нравится, что здесь неровный ландшафт: это нетипично для плоского Петербурга. В парке приятно сесть на горке на скамейке или прямо на газоне и наблюдать за другими отдыхающими или за утками в пруду. Их много, и в парке даже есть фонтан «Мальчик с уткой»: ребенок держит птицу, а из ее клюва течет вода.
В саду есть оранжерея с тропическими растениями. Билет стоит 80 Р, для студентов и школьников — 70 Р, для пенсионеров и детей 4—7 лет — 50 Р, для детей до 4 лет, инвалидов 1 и 2 группы, многодетных семей вход свободный. В оранжерее разрешают бесплатно фотографировать только на смартфоны. Фотосессии с камерами и другим профессиональным оборудованием стоят 500 Р за первый час, 80 Р — за последующие.
В Таврическом саду часто можно послушать инструментальную музыку, которую исполняют уличные артисты.
Конструктивизм
Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.
Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).
Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.
Подробнее о конструктивизме в Петербурге.
Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.
Архитектурный ансамбль Дворцовой площади
На формирование архитектурного ансамбля ушло много лет. Отдельные здания не только определяют границы Дворцовой площади в СПб, но и служат свидетельствами определенных событий, происходивших в стране.
Зимний дворец
Зимний дворец — одно из главных украшений Дворцовой площади и всего Санкт-Петербурга. Входит в состав музейного комплекса «Эрмитаж», является одним из крупнейших дворцов на территории Европы. Много лет служил резиденцией российских императоров.
Зимний дворец поражает масштабами и красотой:
- в здании 1084 комнаты и 117 лестниц;
- долгое время он носил статус самого высокого строения в городе;
- территорию окружают скверы, каналы, парки, сад с фонтанами;
- многие стены сохранились с XVIII века;
- для отделки и украшения интерьеров использованы самые дорогостоящие и ценные материалы — позолота, каррарский мрамор, бархат, серебро, массив древесины.
Почти все комнаты дворца открыты для посещений туристами. Маршрут по ним лучше выбрать заранее, так как за один раз невозможно посмотреть все.
Штаб Гвардейского корпуса
Здание штаба Гвардейского корпуса определяет восточную границу Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Его строительство заняло 6 лет – с 1837 по 1843 год. Проект был разработан А. П. Брюлловым.
Строение вытянуто в виде буквы «Г», выдержано в стиле классицизм. Выглядит довольно простым, а украшениями служат лишь пилястры, колонны ионического ордена и немногочисленные барельефы. Об этом в своей книге говорит М. Н. Микишатьев, отмечая, что штаб Гвардейского корпуса не стал новым акцентом на Дворцовой площади. Он растворяется в уже имеющемся архитектурном ансамбле.
Здание Главного штаба с Триумфальной аркой
Если Зимний дворец поражает воображение архитектурой и интерьерами, то здание Главного штаба — длиной. Протяженность фасадов составляет 580 метров! На строительство Главного штаба ушло 10 лет. Когда-то его помещения занимала милиция, сейчас же одна часть здания принадлежит Эрмитажу, а другая — Западному военному округу.
Триумфальная арка соединяет два крыла Главного штаба и являет собой самостоятельный памятник архитектуры. Возведена в память о событиях 1812 года. верхнюю часть арки украшает колесница с богиней Никой. В руках она держит штандарт и лавровый венок. Последний часто встречается на фасадных барельефах.
Александровская колонна
С легкой руки А. С. Пушкина Александровскую колонну Дворцовой площади нередко называют Александрийским столпом (стихотворение «Памятник»). Воздвигнут в честь победы над Наполеоном Бонапартом, выдержан в стиле ампир.
Материалом для колонны послужил финский гранит
Фундаментные камни из этой породы обрабатывали на каменоломне около двух лет! Транспортировка заготовок из Финляндии в Петербург требовала особой осторожности и грамотного выбора плавучего средства. Последнего в наличии не нашлось, поэтому борт грузоподъемностью в 1 000 тонн построили специально для Александровской колонны
Установка гранитного памятника потребовала особых инженерных решений и больших усилий со стороны рабочих. Так, только для закладки фундамента понадобилось вбить в грунт 1250 свай.
На сегодняшний день Александровская колонна гордо носит статус самого высокого в мире монумента, изготовленного из цельного гранита. Ее вес составляет 600 тонн, а высота — 47,5 метров.
Светлое настоящее Зимнего
Дворец получился поистине шедевральным. Крылья здания, обращенные к Адмиралтейству, образуют парадный вход. Фасад, выходящий на Неву, украшен белыми колоннами, составляющими два яруса, чтобы подчеркнуть высоту здания и придать массивному сооружению легкость. Расстояние между колоннами различно, этот прием создает игру света и тени. Наличники окон украшены элементами, присущими барокко.
Масштабы здания весьма впечатляют:
- высота — 23,5 метра;
- длина со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175;
- общее количество залов — 1050;
- окон — 1945;
- больших и малых лестниц — 117;
- дымовых труб — 329;
- крышу украшают 176 скульптур, которые чередуясь с вазами, оживляют строение.
Николай Первый издал указ, регулирующий высоту столичных жилых домов, которая не должна была превышать 11 саженей (23,47 метра). Хотя это не говорилось прямо, но каждый знал, что царь не желает, чтобы в столице появились дома, выше его резиденции.
Каждый император, восходивший на престол, вносил свои коррективы в облик Зимнего дворца или в его внутреннее убранство. При Николае Первом он стал поистине символом могущества Империи.