Дворец «Коттедж»
Рекомендовать место
15
2
Дворец «Коттедж» — центральное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия построенного в 1826—1829 годах для императора Николая Павловича и его семьи по проекту архитектора А. А. Менеласа.
Архитектура дворца выполнена в готическом стиле, а построен он был на месте развалин усадьбы А. Д. Меншикова. Всего в здании 2 этажа и мансарда, с четкой планировкой.
В 1842-1843 гг. к восточному фасаду «Коттеджа» пристраивается столовая с мрaморной террасой.
После Октябрьской революции дворец являлся историко-художественным музеем, а во время Великой Отечественной войны тут располагался медицинский пункт гитлеровской армии.
В 1979 году дворец открывается для посетителей.
Большой Петергофский дворец
Рекомендовать место
32
3
Большой Петергофский дворец — это крупнейшее архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Петродворца. Он находится в городе Петергофе на южном берегу Финского залива.
Дворец построен архитектором Франческо Растрелли в стиле Елизаветинского барокко. Его строительство длилось в период 1714—1755 годов и отражает несколько периодов истории императорской резиденции.
Фасад Большого дворца, который составляет 300 метров, растянулся вдоль береговой линии и поражает своим великолепием.
Сегодня это Историко-художественный музей, экспозиции которого дают возможность ознакомиться с искусством русского дворцового интерьера 18-19 веков. Посетители смогут увидеть множество парадных залов, картинных галерей и салонов Большого дворца, в том числе кабинет Петра I, занимающий особое место в интерьере дворца и отделанный светлым дубом.
Петергоф – как добраться из Санкт-Петербурга
Как добраться до Петергофа из Санкт Петербурга? Расстояние от Санкт Петербурга 30 км, Петергоф находится в Петродворцовой районе. Чтобы посмотреть достопримечательности, нужно доехать до Нового Петергофа. С Балтийского вокзала отправляются по расписанию электрички до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум.
Новый Петергоф (станция) — здание вокзала построено в стиле Неоготика середины ХIХ века российским архитектором Николаем Бенуа по достоинству заслуживает уважение и ничем не уступает дворцам Петергофа. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и № 351А.
От станций метро: «Автово» до остановки «Фонтаны» отправляются ежедневно маршрутки №№ 224, 300, 404, 424 (424А), все останавливаются возле Верхнего парка. На маршрутке указана надпись «Фонтаны», автобусы №200, №210 с интервалом 15 мин. Также от станции метро «Ленинский проспект» К-103, К-420, «Проспект Ветеранов» К-343, К-639Б и «Балтийская».
Еще можно добраться до Петергофа за 30 минут на метеорах. Самый приятный и быстрый способ, но это значительно дороже. Отправляются от причала у Эрмитажа до Петродворца, путешествие по Неве будет более комфортным. Независимо каким способом будете добираться до места, ваше путешествие оставит неизгладимый след в вашей жизни.
Петродворец уютный город, где вам встретятся отели, гостиницы, мини-отели. Туристам выгодно останавливаться здесь, если они планируют посетить другие пригороды Петербурга, как Кронштадт, Ломоносов и Стрельна. Количество отелей достаточно, чтоб размещать каждый год тысячи туристов, от простых отелей до исторических восстановленных гостиниц, по образцу тех, что были когда-то давно.
Гостиница Самсон 4* в Петергофе
В центре Петергофа по Санкт-Петербургскому пр., 44А, напротив центрального входа в Верхний парк, находится здание четырехзвездочного отеля Самсон, 1839 года постройки. Если будет необходимость, то загляните в гостиницу «Самсон». Стандартный номер гостиницы начинается от 2500 рублей, подешевле гостиницу можно найти и за 1500 рублей.
Здесь же в Петергофе на Санкт-Петербургском проспекте, 15, сохранилось историческое здание почты стиля псевдоготика, построенного в середине ХIХ века (1850-1854). Ныне действующее почтовое отделение, работает по сей день. Часы работы с 10:00–18:00, телефон: 8 812 450-53-91.
Что посмотреть
Ехать в музей-заповедник следует минимум на 1 день, а лучше сразу на 2 с ночёвкой. Тогда вы увидите все главные исторические достопримечательности. Помимо этого, сможете спокойно прогуляться по уютным улицам, купить пару сувениров и посидеть в кафе. Предлагаем вам список обязательных мест для посещения.
Екатерининский дворец
Главная достопримечательность, с которой начался дворцово-парковый ансамбль. Архитектурные решения и внутренняя обстановка, которые сохранились по сей день, сделаны во времена правления Елизаветы Петровны. Внутри устроена Парадная анфилада, это когда все залы переходят из одного в другой. При посещении вы увидите шикарные интерьеры, старинные произведения искусства, тронный зал и галерею
Особое внимание отведено знаменитой Янтарной комнате. Адрес: улица Садовая, 7
Режим работы: со среды по понедельник с 10:00 до 18:00, вторник – выходной. Стоимость входа: взрослые – 700 рублей; школьники, студенты и пенсионеры – 350; дети до 16 лет – бесплатно.
@pushkin.online
Екатерининский парк
Территория делится на Голландский и Английский сад. На ней вы найдёте ряд построек, например, холодную баню, концертный зал, галерею и т.д., даже есть сооружение в китайском стиле и настоящая турецкая баня. Тут вас ждут красивые клумбы, подстриженные деревья, статуи, пруды и другое великолепие императорской жизни. Режим работы: сентябрь – апрель с 07:00 до 21:00, май – июнь с 07:00 до 23:00, июль – август с 07:00 до 22:00. Стоимость входа: взрослые – 150 рублей; школьники, студенты и пенсионеры – 350; дети до 16 лет – бесплатно; вход после 20 октября для всех посетителей – свободный.
Александровский дворец и парк
Является последней резиденцией царской семьи. Выполнена в стиле палладианства итальянским архитектором. Дворец строила Екатерина Великая в подарок любимому внуку – императору Александру I. Внутри расположены классические дворцовые залы с позолотой и мрамором. Рядом находится огромный парк в 200 га, который имеет множество небольших построек, скульптур и водоёмов. Адрес: улица Дворцовая, 2. Режим работы: дворец закрыт на реставрацию до 2022 года, парк доступен для посещения в любой день и время. Вход в парк – бесплатный.
@pushkin.online
Царскосельский лицей
Мемориальный музей-лицей в XIX веке считался одним из лучших учебных заведений страны. Первый выпуск лицеистов в 1817 году составляли известные люди, как декабрист И.И.Пущин, поэт В.К.Кюхельбекер и А.С.Пушкин. Здесь они не только учились, но и жили. В комнатах воссоздана атмосфера и бытовой уклад тех времён. Адрес: улица Садовая, 2. Режим работы: со среды по понедельник с 10:30 до 18:00, вторник – выходной. Стоимость входа: взрослые – 150 рублей; студенты и пенсионеры – 60; до 18 лет – бесплатно.
Павильон «Эрмитаж»
Голубое здание с белоснежным оформлением красиво снаружи и внутри. Оно предназначалось для уединённых столовых встреч дворян таких, что даже здесь не должна была присутствовать прислуга. Для этого придумали специальные механизмы, когда часть стола опускалась на нижний этаж, там ставили блюда и отправляли их назад наверх. Эта задумка была реализована ещё в 1750-х годах. Адрес: улица Садовая, 7. Режим работы: каждый день с 11:00 до 19:00, открыт только в летний период. Стоимость входа: с экскурсией и демонстрационным подъёмом стола для взрослых – 350 рублей; пенсионеры, студенты и учащиеся с 16 лет – 180; до 16 лет – 100.
@pushkin.online
Это далеко не все места, которые можно посетить. Также пройдите к Ратной палате с единственным в стране музеем, посвящённым Первой мировой войне, или дойдите до дачи А.С.Пушкина. Ещё в Царском селе проводятся временные выставки и культурные мероприятия, за которыми можно следить на официальном сайте.
Не забудьте найти в городе три бронзовых памятника Александру Сергеевичу. Один сидит на скамейке в Лицейском саду, второй – стоит на Петербургском шоссе, а третий – на железнодорожном вокзале.
@gorodpushkin
Каким был дворец в XVIII-XX веках
В 1760-70-е годы роскошные интерьеры барокко стали выходить из моды, поэтому помещения дворца оформили в более сдержанном классическом стиле. По распоряжению Екатерины II в здании появились два оригинальных Китайских кабинета, а залы декорировали лепниной.
Петродворец любили в императорской семье. В небольшой церкви крестили наследников и венчались. В главном здании устраивали пышные праздники и живописные маскарады, на которые собиралось до 3000 гостей. Дворцовые постройки претерпевали постоянные переделки, и каждый раз архитекторы приспосабливали их под новые потребности российского двора. В середине XIX века дочь Николая I Ольга вышла замуж за немецкого принца. По этому случаю в восточном флигеле дворца устроили восемь новых комнат, а саму пристройку стали называть Ольгинской половиной.
Вид дворца из нижнего парка от фонтана Самсон
Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов дворец сильно пострадал. Отступающие фашисты сожгли и взорвали здание. Масштабы разрушений были так велики, что мало кто верил, что гордость Петергофа когда-либо будет восстановлена. Однако, благодаря кропотливому труду строителей и реставраторов, случилось чудо. Первые обновленные залы дворца смогли принять посетителей уже в 1964 году.
Музейный двор
Четыре музея, находящиеся вблизи друг от друга, объединены в общую площадку — “Музейный двор”. В него входят – Музей семьи Бенуа, Дом игральных карт, Музей коллекционеров а также проект “Государевы потехи”.
Музейный двор со стороны Правленской улицы
Расположены музеи возле Дворцовой площади, напротив билетных касс, ориентиром может служить Петропавловская церковь.
Дом игральных карт
Коллекция единственного в России музея игральных карт, работавшего в Петергофе с 2007 по 2017 г., положена в основу инновационного проекта «Дом игральных карт». Обновлённая выставка расположена в Кавалерском доме.
Музейная экспозиция в формате спектакля представляет историю в лицах карточной игры. В шести залах выставлено свыше 10 000 уникальных карт и игральных аксессуаров из России, Азии, Европы и Америки, выполненных из различных материалов.
Историко-культурный проект «Государевы потехи»
«Государевы потехи» объединяет 9 тематических выставок, посвященных праздникам и забавам императорской семьи и придворного общества. Экспозиция открыта в одном из Кавалерских домов, возведенных в начале XVIII в.
Экспонаты из богатой музейной коллекции стали органичной частью интерактивного шоу. Каждая из тематических выставок сопровождается акустическими и световыми эффектами, музыкой и видеорядом. Это одна из самых зрелищных музейных экспозиций Петергофа.
Музей семьи Бенуа
Музей семьи Бенуа находится в бывшем фрейлинском корпусе рядом с дворцовой площадью. Павильон, внешне схожий с Большим Дворцом, построен в середине XIX в. по проекту Николая Бенуа. Интерьер внутренних помещений выполнен по эскизам Николая I.
В основе экспозиции музея коллекция предметов искусства и личные вещи одной из самых знаменитых российских династий. В 22-х залах павильона собрано свыше 700 экспонатов, отражающих жизнь творческой интеллигенции XIX — XX вв.
Музей коллекционеров
Музей коллекционеров открыт в одном из Кавалерских домов, расположенных на Правленской улице. Вниманию посетителей представлено более 1000 уникальных экспонатов из частных коллекций.
В семи залах выставлены редкие работы русских живописцев и графиков XIX — XX в., а также зарубежных мастеров из собраний Анастасии Усениной, Ирины Коварской, Иосифа Эзраха, коллекция открыток Шмитта-Фогелевича. Отдельная экспозиция посвящена Федору Беренштаму, первому хранителю музейных сокровищ Петергофа.
Банный корпус
Банный корпус Монплезирского дворца
Банный корпус находится у дворца Монплезир, расположенного в Нижнем парке. Он объединяет комплекс зданий, построенных в период с начала XVIII в. до середины XIX в. Авторы проектов Б. Растрелли, Э. Ган и М. Земцов.
Экспозиция музея с богатой коллекцией самоваров, посуды и банной утвари показывает непарадную сторону жизни императорской семьи. Начинается экскурсия с Покоев для гостей, где вывешено правило посещения, составленное собственноручно Петром I. «Изюминка» банного комплекса, вызывающая неизменный восторг посетителей, – душ, замаскированный в массивной люстре.
Луговой парк
Луговой парк.
Луговой или Озерковый парк занимает более 85 гектаров на юге Петергофа. Его благоустройство было начато в 1820-х годах по указу Николая I. На территории расположены несколько прудов, вода из которых используется для питания фонтанов: она подается по Самсониевскому каналу к Верхнему саду и Нижнему парку.
Зачем посещать:
Луговой парк – пейзажный, поэтому он хорошо подходит для спокойных прогулок: здесь можно устроить пикник или просто подышать свежим воздухом. На территории также есть несколько архитектурных достопримечательностей, в том числе Бельведер (двухэтажный дворец с колоннами в классическом стиле) и руины Розового павильона, построенного в середине XIX века и разрушенного во время войны.
Адрес: Луговой парк, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия.
Что можно посмотреть
Внешне дворец выглядит большим, а на самом деле он просто длинный, но узкий. Длина фасада 268 м. Именно поэтому внутри много зеркал и окон-обманок – чтобы создавалось ощущение бесконечной перспективы и огромного пространства. Всего в здании 30 комнат.
Внешние стены окрашены в белый и желтый цвета. На окнах и колоннах – изящные рельефы. Три входа подчеркнуты балконами с коваными решетками, над ними фигурные купола.
Парадный вход и лестница
Парадный вход и лестница
Находится не в центре, а на западной стороне. Это позволяет зайти в здание и пройти через все залы до конца дворца.
Стены украшены позолоченной лепниной и резьбой по дереву, перила лестницы из кованого металла. Богатые росписи темперой, многочисленные цветочные и вензельные мотивы, фигуры античных богов, вписанные в иллюзорные ниши, восемь больших и множество обманных окон – гостей дворца встречают неожиданными эффектами и ошеломляющим светом.
Залы
Танцевальный зал
Танцевальный (Купеческий) зал занимает все западное крыло здания. Это самая пышная и богато украшенная комната – воплощение роскоши императорской жизни. Кроме 20 больших двухъярусных окон есть окна-обманки, расположенные на глухих стенах запада и севера. Между ними – множество зеркал. Все это создает эффект огромного пространства.
Тронный зал — самая большая комната дворца. Стены украшены полотнами императорской семьи. Здесь проводилось большинство официальных приемов.
Чесменский зал с 12 картинами посвящен одноименному морскому сражению, став немым воплощением победы в русско-турецкой войне. Интересный факт – для чтобы художник воплотил реальность войны, на его глазах взорвали один из настоящих фрегатов.
Самое старое помещение – Картинный зал. Удивительное собрание изображений молодых девушек кисти Пьетро Ротари и автопортрет самого художника – личная коллекция Екатерины II.
Гостиные
Белая, Голубая гостиные получили свои названия благодаря цвету стен и подборке мебели, посуды, инвентаря
В Куропаточной стоит обратить внимание на шелковые стены и главное украшение – старинную арфу
Кабинеты
Интерьер и обстановку Дубового кабинета – личного рабочего кабинета Петра I, все императоры оставляли в неизменном виде. Эта комната выглядит как каюта старинного деревянного корабля.
Два Китайских кабинета считаются самыми экзотическими помещениями, яркими и необычными. Изучать стены помещений и коллекции японских и китайских изделий можно часами.
Другие комнаты
Женская опочивальня
Интерес представляют все помещения дворца, но следует остановиться в личных покоях императора и туалетных комнатах
Обратите внимание на Буфетные комнаты – подсобные помещения, примыкающие к столовым, где готовились блюда, хранилась посуда
В Кавалерской комнате располагался караул, а также вручали военные награды. В Аудиенц-зале принимали иностранных послов.
Музей Церковного корпуса представляет особый интерес. В нем проводят отдельные экскурсии. В Гербовом корпусе находится «Особая кладовая» с одеждой и личным вещами императоров.
История строительства дворца
Когда Петр I выбрал место для главного дворца, он доверил воплощать свою мечту опытным архитекторам Иоганну Фридриху Браунштейну, Жану-Батисту Леблону и Николо Микетти. В петровские времена дворцовое здание имело всего два этажа и по размерам не превышало ширину Большого каскада. Так как дворец стоял на возвышении и поднимался над зелеными парками на 16 м, его называли Нагорными или Верхними палатами.
В 1732 году архитектор Михаил Григорьевич Земцов пристроил к зданию две галереи, однако запросы российского двора росли, и главный дворец Петергофа решили полностью реконструировать. Проект роскошной царской резиденции подготовил блистательный зодчий и мастер елизаветинского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Он отлично справился с поставленной задачей — сохранил старую петровскую постройку и придал ей величественный барочный вид. Архитектор возвел дополнительный этаж, увеличил пространство в центре дворца и пристроил два корпуса по бокам, куда можно было попасть через одноэтажные галереи.
Вид дворца из верхнего сада от фонтана Нептун
Где переночевать
Обычно в Петергоф приезжают одним днем из Санкт-Петербурга. Но для тех, кто хочет исследовать город не спеша и отдохнуть в местных спа, есть варианты:
- «Новый Петергоф» (4*) находится в центре города и предлагает спа-центр, бассейн, а на первом этаже располагается гастропаб Duck & Drake. Стандартный номер — от 3350 рублей за ночь.
- «Гранд Петергоф» (4*) находится при въезде в город. Не очень удобно для тех, кто приехал без своей машины — ходить пешком до основных достопримечательностей далековато. Но напротив отеля есть остановка, откуда до Большого дворца ходят автобусы № 200 и 210 и маршрутки К-343, К-404. Ночь в «Гранд Петергофе» стоит от 6000 рублей.
- «Александрия-Петергоф» (3*) расположен вблизи парка «Александрия». Номера стоят не дороже 1800 рублей за ночь. О въезде на парковку лучше заранее уточнить у администратора. Он находится в неочевидном месте.
Дворец в XIX-XX веках
К свадьбе Великой княгини Ольги Николаевны внутренние покои восточной части дворца были заново отделаны Андреем Штакеншнейдером в 1840-е гг. Николай Первый, ее отец, очень любил Петергоф и проводил здесь с семьей каждое лето. Продолжая традиции восемнадцатого века, императорская семья жила в более скромных малых дворцах, а Большой Петергофский дворец использовали для официальных торжеств и размещения высоких гостей. После революции дворец стал историко-бытовым музеем, но, что интересно, порой использовался советским руководством для официальных приемов и банкетов. 23 сентября 1941 года фашисты захватили Петергоф, дворец был сожжен и разрушен. В войну уцелела примерно половина экспонатов музея. Сегодня эта достопримечательность представляет не только историческое наследие, но и самоотверженный труд послевоенных реставраторов и музейного коллектива, возродивших Большой Петергофский дворец для будущих поколений.
Полезная информация
Вот еще немного деталей, которые помогут вам оптимально спланировать свой маршрут для посещения Петергофа:
- билеты приобретаются для каждого объекта отдельно, но есть и комплексные билеты;
- билеты можно купить как в турагентстве, так и онлайн;
- согласно правилам посещения дворцового комплекса, «Посетители в мокрой одежде не обслуживаются», поэтому лучше запастись сменной одеждой;
- если вы планируете поездку летом, то стоит учитывать, что вход по билетам начинается с 12.00.
Оказавшись в Санкт-Петербурге, обязательно стоит посетить Петергоф. Прекрасная архитектура, парки, дворцы, предметы искусства, каскады фонтанов производят неизгладимое впечатление и запоминаются надолго. За один раз обойти все объекты просто физически невозможно, поэтому с помощью данной статьи можно выбрать несколько достопримечательностей, а остальное посмотреть в следующий раз.
Опубликовано: 28.07.2019
См. также:
Альте, Португалия — достопримечательности и фото Эфес – красота античности Соборная Площадь и еще 5 лучших достопримечательностей Милана Курорты Болгарии – обзор самых популярных направлений Топ-10 мест, которые нужно посетить на острове Уайт (Великобритания) Отдых в Куала-Лумпур — обзор достопримечательностей Первый раз в аэропорту — что делать? ТОП-8 горнолыжных курортов России и Европы Достопримечательности Нью-Йорка
Картинный зал
Далее перед вами раскроет объятия художественная галерея. Результат коллекционирования царицей живописных шедевров главных мастеров времени. Место именовали еще и «центральным залом» – с его балконов можно было обозревать панораму всех направлений.
Картинный зал
Вот почему солнечное освещение (а, значит, угол падения лучей света на мазки краски) можно было менять. На определенной высоте периметр зала использовался как выставка портретов десятков известных личностей. Пройдя через Восточный Китайский кабинет и будуары, вы окажитесь в личном кабинете великой русской самодержицы. А потом – в Куропаточной гостиной.
Танцевальный зал
Речь о 2-м по величине «отсеке» дворца – по площади он больше 270 квадратных метров. Стиль полностью совпадает с тем, в котором исполнена парадная лестница. Уже из имени видно, что место было предназначено для балов. Богатые на детали убранства окон, золотая лепнина на стенах, итальянские фрески, продолжающие тему лестницы, изящные канделябры и зеркала. Все было создано великим итальянцем для того, чтобы зрители открыли рты от «чертогов царицы».
Танцевальный зал
Но не стоит обманываться. По большей части в глаза бросаются деревянные резные формы, покрытые довольно тонким («сусальным») слоем чарующего глаз желтого металла. Его толщина меньше объема человеческого волоса. Что касается потолочной росписи, ее воссоздавали 4 художника советской эпохи. Ровно столько, сколько было нанято Растрелли и на саму роспись!
Петергоф: из «путевого дворца» в роскошную царскую резиденцию
В начале 18 века на южном берегу Финского залива по приказу Петра I заложили небольшой дом. В нем император останавливался по пути на остров Котлин, где контролировал строительство крепости Кронштадт. «Питергоф», как писали раньше, в переводе с немецкого языка означает «Петров двор». Маленький «путевой дворец» впоследствии превратился в летнюю царскую резиденцию.
Посетив Версаль, Петр I задумал возвести новый дворец с множеством фонтанов в Стрельне. Инженеры переубедили императора — город для этого расположен неудачно. Чтобы фонтаны работали круглосуточно, уровень воды нужно было поднять до десяти метров. Это могло затопить бассейны рек Стрелки и Кикенки. Проблему можно было решить специальными гидротехническими сооружениями, но это было бы слишком дорого
Так Петр обратил внимание на соседний Петергоф, где и построили дворец
«Питергоф» в переводе с немецкого языка означает «Петров двор». На фотографии — Нижний сад в Петергофе, 1865—1866 года
Петергоф разделен на два района: Новый Петергоф — на востоке, между Верхним садом и Александрией. Старый Петергоф расположен западнее, между бывшей усадьбой Лейхтенбергских и Английским парком. Первоначально в Старом Петергофе жили строители будущей резиденции, которая должна была располагаться несколько западнее своего нынешнего положения. Когда Петр перенес дворец восточнее, к более удобной гавани, образовался Новый Петергоф в противопоставление старому поселению. Сегодня Петергоф входит в Петродворцовый район Санкт-Петербурга.
Музей-заповедник «Петергоф» объединяет в себе многие объекты в Петергофе — Колонистский парк, дворцово-парковые ансамбли «Петергоф» и «Александрия». А также объекты в Стрельне и Ломоносове.
Монплезир
Рассматривая дворцы Петергофа, нельзя пройти мимо Монплезира. Он был построен при Петре Первом, он сам выбрал место на побережье Финского залива, откуда прекрасно видны проплывающие корабли. Здание установлено на высокой гранитной «подушке», что подчеркивает его легкость и воздушность. Этот летний дворец в Петергофе сложен из красного кирпича и по своему стилю напоминает столь любимые императором голландские дома. Центральная квадратная часть сооружения покрыта шатром, к ней примыкают две галереи с павильонами. Дворец является образцом лаконичности и рациональности. Они проявляются не только в планировке и внешнем виде, но и во внутреннем убранстве. Залы дворца декорированы изразцами, мрамором, китайскими панно, декоративной резьбой и лепниной. Центр дворца – Парадный зал, к которому примыкают спальня, кабинет, секретарская, кухня, буфетная.
Краткое описание
Большой дворец в Петергофе – творение (1745-1755) итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Того же самого, что даровал Петербургу Зимний и Екатерининский дворец в Царском селе.
Роскошное, хотя и лаконичное – все на своих местах и ничего лишнего, – здание, которое сегодня могут лицезреть посетители, возникло на месте скромной резиденция царя Петра I. Построенной Браунштейном, Леблоном и Микетти в 1714-1725 годах. И во времена Елизаветы Петровны очевидно никак не соответствовавшей статусу Российской Империи. Претендовавшей на главенствующую роль в Европе и достойную ее!
В качестве модели для подражания был выбран Версальский дворец. Но гений Растрелли проявил себя в полной мере – сходства нет даже в деталях. Сравнивать можно разве что грандиозность замысла и исполнения.
Главный фасад – северный. Он обращен к морю и имеет длину 268 метров (вместе с Церковным и Гербовым флигелями). Южный фасад Большого дворца заметно более скромен. Он также решен в стиле елизаветинского барокко, но выглядит по-домашнему уютно, гармонируя с Верхним парком.
Посетители попадают внутрь именно через ворота Верхнего парка. Разительный контраст между спокойным видом южного фасада и величественным – северного… на самом деле ошеломляет! Только что был зеленый парк, нежно журчали фонтаны, стояли не шевелясь (достаточно скромные) статуи, нежно желтел фасад дворца, белели тонко прорисованные окна. И вдруг!
Ярость и огонь: Большой каскад Петергофа! Самсон, раздирающий пасть сопротивляющемуся льву, золотые статуи – полное впечатление античности – на пенящихся террасах. Канал, идущий прямо от ковша главного фонтана и втыкающийся в туманящееся на горизонте Балтийское море – так и ждешь, что по нему пойдут корабли.
А Воронихинские колоннады, обрамляющие партнерные цветники, по краям Морского канала, они как футляр для драгоценностей…
Все это совместно производит сильное впечатление – как хорошая театральная постановка! Поставленная силами великих архитекторов и мастеров ландшафтного дела прошлого.