Гора ай-петри в крыму

Жилье

Если одного дня на занятие всем, что вы хотели осуществить, мало, то можно остаться на горе на ночь и даже не на одну. Множество гостиниц и хостелов прямо на плато предлагают размещение с различными условиями и по различным ценам. Вплоть до аренды палаток и спальников, чтобы спать на свежем воздухе и любоваться ночью россыпью звезд. Я бы советовала просто погулять по этому горному поселку, поспрашивать и поглядеть, что именно вам могут предложить и выбрать на свой вкус. Остаться там на несколько дней определенно стоит. Можно жить в домиках около канатки, в приюте на метеостанции, на турбазе Кичкинэ рядом с горнолыжным комплексом, в поселке Охотничье, которое находится на трассе Ялта-Бахчисарай, выше канатки. Цены на жилье на горе довольно высокие. Стоимость номеров в отелях можно узнать здесь, а на частные апартаменты – тут. Зная, что Ай-Петри весьма любим туристами, крымчане не стесняются заламывать там цены. Жить можно в домиках разной комфортности, начиная от вагончиков и заканчивая хорошими лесными избами со стилизованным дизайном. Поэтому цены варьируются от 500 рублей за ночь до 5000. Однако и в тех и в тех не проведена канализация и присутствуют проблемы с водой. Душа там нигде не примешь.

Подземный аквариум с макаронами

Сегодня в первый зал пещеры можно попасть с экскурсией. Посещение платное, но цена скромная. Если перемещаться только по оборудованным участкам, прогулка будет совершенно безопасной. Освещение внутри хорошее, хотя можно прихватить и фонарик для дополнительной подсветки особо интересных участков.

Оборудованный зал представляет собой большой грот, проделанный за миллионы лет водой в толще породы (ученые называют это карстовой полостью). Пещера интересна особенными образованиями, созданными солями и водой.

Ее стены покрыты разноцветными минеральными натеками, многие из них по форме напоминают морских обитателей. Поэтому и вся пещера обретает некое сходство с аквариумом или подводным царством. Сходство усиливается благодаря крупным «колоннам» под ногами – сталагмитам.

Что необычно – симметричные образования на потолке пещеры (сталактиты) в Ялтинской намного меньше по размерам (обычно сталактиты и сталагмиты примерно одинаковы). Кроме того, на потолке и стенах имеются необычные наросты. Тонкие, белесого оттенка, они располагаются «пучками» и «прядями». За характерный вид туристы непочтительно прозвали их «макаронами». «Макароны» – тоже разновидность сталактитов, но их состав отличается от стандартных пещерных «сосулек».

Хотя в Ялтинской выявлены следы пребывания древних людей, обычный турист вряд ли заметит там что-либо, относящееся к их деятельности. Прошло слишком много времени, и древний человек нечасто оставлял после себя много следов. Настенных рисунков тут нет.

В пещере разрешается фотографировать (лучше иметь вспышку, ибо свет все же не дневной). Чего нельзя – отламывать кусочки породы на память. Не следует также пытаться карабкаться по неровностям стен, даже к очень интересным «макаронам».

Дорога к плато Ай-Петри

В живописнейших местах Крымского полуострова на сложнейших горных серпантинах горы Ай-Петри с советских времен проводились автомобильные гонки, считавшиеся одними из самых сложных в Союзе.

Когда-то здесь разыгрывались этапы чемпионата СССР по ралли, затем в течение нескольких лет проводилось мероприятие под названием «Антика». В 2005 году усилиями известного украинского гонщика Евгения Червоненко соревнование было возраждено – Ялта-ралли стали визитной карточкой Крыма.

Гоночная трасса на всём протяжении имеет асфальтовое покрытие, но считается очень трудной и имеет коэффициент сложности 10. Традиционно маршрут ралли представляет собой подъём по горному серпантину на плато Ай-Петри и спуск по тем же участкам либо через другую дорогу, выходящую на побережье.

Прокатиться по гоночной трассе может любой желающий – дорога открыта, однако следует быть очень осторожными и помнить о правилах дорожного движения. Лучше всего воспользоваться услугами местных таксистов и доехать до вершины на машине, сделав по пути несколько остановок у окрестных достопримечательностей. Таким образом, вы сможете посмотреть намного больше интересных мест. Ещё один плюс – не будет так сильно закладывать уши от резких перепадов высоты.

Водопад Учан-су

Первая остановка на пути – водопад Учан-Су – находится на одноименной реке посреди соснового леса. Вода падает с отвесного известнякового обрыва с высоты 98,5 метров, ниже формируются ещё три более мелких водопада.

Греки назвали водопад Кремасто-Неро («Висячая вода»), тюрки присвоили ему имя Учан-Су («Летящая вода»). Вода здесь с таким ревом падает вниз, что не слышно собственного голоса. Особенно красив водопад весной на фоне тающего снега.

Вода из водопада попадает в Могабинское водохранилище, которое отвечает за водоснабжение Ялты. Зимой водопад иногда замерзает, образуя каскад мерцающих сосулек, а засушливым летом он может разочаровать и пересохнуть.

Горное озеро Караголь и Серебряная беседка

Сооружение было установлено в честь строителей дороги Ялта — Ай-Петри — Бахчисарай, проложенной в 1865-1894 годах.

Говорят, во время прогулок в беседке любил отдыхать император Николай Второй. Отсюда открывается удивительно красивый вид на окрестности. Серебряной беседка называется потому, что в холодные месяцы часто покрывается инеем и сверкает на солнце.

Ай-Петринский меридиан

Ещё немного – и вы на Ай-Петринском плато. Здесь расположена автостоянка, рестораны, множество сувенирных лавок. Неподалеку – старинное здание метеостанции и глобус на гранитном основании – так называют Ай-Петринский меридиан. Справа от дороги – памятник партизанам Ялтинского отряда, погибшим в декабре 1941 года.

Смотровая площадка Ай-Петри

На краю плато на скале Шишко расположена видовая площадка. С высоты 1182 метров над уровнем моря видно почти всё побережье на много километров вокруг, особенно красив пейзаж в вечернее время.

Зубцы Ай-Петри

Поверхность яйлы практически ровная и просматривается достаточно далеко. Отсюда можно пешком прогуляться до Зубцов – самой высокой части горы – и верхней станции канатной дороги. Любители экстрима могут подойти к зубцам очень близко — по навесной лестничке.

Что посмотреть, развлечения на плато

Собираясь на самостоятельную экскурсию всей семьей (двое взрослых и ребенок 10-12 лет), необходимо быть готовым к тому, что отдых обойдется в сумму не менее 7000-8000 р.: подъем и спуск на гору на фуникулере 1900 р., посещение пещер — 900-1000 р., подвесной мост 500-1500 р., тарзанка — 1000-2000 р., посещение туалета плюс питание в кафе — еще не меньше 1500 р.

Возникает вполне резонный вопрос — стоит ли покупать экскурсию? Если рассматривать финансовую сторону вопроса, то скорее да, стоит. Экскурсия в группе выйдет дешевле, да и на канатке не придется стоять в очереди. Но нужно быть готовыми к тому, что время экскурсии ограничено.

Первое, что следует сделать, поднявшись на вершину, — это полюбоваться открывающимися видами. Ну а затем можно приступать к экскурсии.

Зубцы Ай-Петри. За вход — 100 р. с человека. Дорога лежит через маленький лес, расстояние до зубцов составляет около 300 м. И здесь вас ждет приключение не для слабонервных — прогулка со страховкой по подвесному мосту (высота 1200 м), который соединяет горные зубцы. Стоимость удовольствия — 500 р. с человека.

Подвесной мост на зубцах Ай-Петри — развлечение не для слабонервных

Клен Стевена. Его можно увидеть во время спуска с зубцов. Дерево растет уже около 250 лет, занесено в Красную книгу и в дикой природе встречается только на Южном берегу Крыма.

Клен Стевена растет только на Южном берегу Крыма

Восточный рынок у канатной дороги. Здесь полно всякой всячины: сладости, чай, сувениры, мед, специи, можжевеловые ягоды, одежда… Всего не перечислить. Не забывайте торговаться и не спешите покупать товар, не оценив весь рыночный ассортимент. Что купить в качестве сувенира? Да что угодно!

  • Специи — 25 р./коробка.
  • Лекарственные травы — 50 р./пакет.
  • Пояс из собачьей шерсти — 250 р.
  • Жилет из овчины — 2500 р.
  • Чай — 100 р. маленькая упаковка и 300 р. большая.

Пещеры. На горе их не менее 300, но для экскурсий открыты три: Ялтинская, Трехглазка, Геофизическая. Посещение только в летний период, вход платный —300 р. для взрослых, детям — бесплатно. Ближе всего к канатной дороге находится Трехглазка со сталактитами и сталагмитами, поэтому ее туристы посещают чаще всего.

Ялтинская пещера на Ай-Петри

Конные прогулки. Рядом со стоянкой для автомобилей можно найти тех, кто предлагает прогулки на лошадях, в том числе и к пещерам. Прогулка в сопровождении гида стоит примерно 800-1000 р. в час с человека.

Достопримечательности, которые встречаются на автомобильном маршруте:

  • Серебряная беседка. Она находится в 5 минутах езды от горной вершины. Мимо вы точно не проедете, так как к беседке ведет указатель. Серебряная беседка выстроена в конце XIX века над обрывом. Отсюда открывается роскошная панорама леса и гор. Посещение — 100 р.
  • Водопад Учан-Су. Через 15 минут езды вниз от беседки находится большой ресторан, за которым струится водопад. Он считается одним из крупнейших водопадов на территории Европы и самым большим на Крымском полуострове. Посещать его лучше весной, когда здесь много воды. В летние месяцы водопад сильно пересыхает. Посещение — 100 р.

Пещеры Ай-Петри

На Главной гряде Крымских гор, там, где расположены карстовые районы, насчитывается более 1300 различных пещерных образований. Многие из них являются значимыми археологическими и природными достопримечательностями Крыма, а также входят в реестр водоохранных объектов. 50 пещер имеют статус памятников природы, 5 из которых оборудованы для экскурсий.

Самые просторные и живописные пещеры полуострова Крым представляют собой карстовые подземные тоннели и шахты. Они образовались в результате тысячелетних естественных процессов растворения горных пород водами подземных рек и источников. Все крымские пещеры по доступности можно разделить на три типа.

Оборудованные охраняемые пещеры полностью или частично приспособлены для посещения туристами. Экскурсионные маршруты оснащены защитными перилами, мостами и лестницами. А круглосуточная охрана обеспечивает защиту подземных «сокровищ» от вандалов и охотников за пещерными «сувенирами».

В спортивные пещеры просто так не попасть. Это под силу только диггерам, имеющим достаточный опыт и спецснаряжение. Такие «подземелья» нередко таят в себе опасности, так как изобилуют множество естественных труднопроходимых препятствий.

Общедоступные пещеры – это горизонтально-наклонные тоннели или неглубокие колодцы, которые без особого труда может осмотреть любой, кто имеет «сносную» физическую подготовку. Диггерское снаряжение для этого не потребуется.

Пещеры Ай-Петринской яйлы относятся к одноименному карстовому району горного Крыма. В этом районе находится более 600 пещер. Больше половины из них не имеют названий. Самой длинной пещерой на яйле Ай-Петри является Узунджа. Ее общая протяженность полтора километра. Самая глубокая пещерная шахта носит название «Каскадная». Ее глубина – 400 м.

Это одна из сложнейших и наиболее красивых шахт на всем полуострове. Вход в нее расположен на северной стороне Приайпетринской котловины – по дороге на Ат-Баш. К тайнам подземных глубин ведет узкая расселина в карстовой воронке. Шахта состоит из многоуровневого каскада глубоких колодцев, многие из которых поражают воображение своим монументальным, мрачным великолепием.

Рядом с шахтой Каскадной есть тропинка, спускающаяся на «грунтовку», ведущую к поросшей лесом небольшой живописной балке. Неподалеку возвышается гора Вилля-Бурун, под которой раскинулось одно из самых красивых урочищ Ай-Петри – Малый Бабулган. До него всего восемь километров. Этот путь преодолеет любой «простой» турист. В паре сотен метров от сторожки лесничего, прямо в придорожной воронке находится вход в Партизанскую пещеру.

Еще через четыре километра по знаменитой Юсуповской дороге находится горный массив Седам-Кая, изобилующий крутыми обрывами. Со скалы с красноречивым названием «Орлиный залет» открывается отличный панорамный вид на долину реки Бельбек. Именно из этого труднодоступного района в годы ВОВ партизанские отряды совершали молниеносные налеты на немецкие автоколонны, а затем исчезали в родных горах, прячась пещерах.

В Карстовой Приайпетринской котловине, поросшей редким лесом, «прячутся» входы и в другие пещерные образования. Некоторые глубокие шахты и колодцы ведут в огромные галереи и величественные залы, другие же заканчиваются узкими, непроходимыми расселинами. Кроме Каскадной, большой интерес представляют Геофизическая пещера, Ялтинская пещера и пещера Трехглазка. Эти три оборудованные пещеры находятся на самом дне котловины – в получасе ходьбы от станции канатной дороги.

Есть здесь и немало «диких» объектов, обследовать которые будет интересно диггерам. Например, шахта Водяная, находящаяся на территории заповедной рощи. Над входом под землю склонили свою вековые стволы узловатые грабы и покрытые мхом буки. В одной из близлежащих расселин растет ягодный тис, которому уже несколько сотен лет. Вход так сильно зарос, что большинство туристов проходят буквально в паре метров от него, не подозревая, что здесь есть пещера.

При спуске в шахту сдвоенная узкая расселина не сулит ничего необычного. И в самом деле, дно колодца местами покрыто перекристаллизованным снегом. Это обычное явление для крымских пещер. Но если как следует поискать, то в небольшом узком углублении, присыпанном опавшей листвой, можно обнаружить отверстие диаметром около 25 см. Если в эту дыру бросить камешек, то он долго будет лететь вниз, ударяясь о подземные каменные глыбы, пока его перестук не стихнет на неизвестной глубине.

Чем канатная дорога на Ай-Петри привлекает туристов

Если вам полюбилась Ялта, канатная дорога на Ай-Петри позволит взглянуть с нового ракурса на окрестности города. Главное — устоять перед назойливыми таксистами, которые будут всячески вас совращать с пути истинного. Если кто не в курсе — на вершину Ай-Петри вполне можно добраться с помощью автомобиля. Но вы же за шикарными видами приехали? Завораживающее зрелище открывается исключительно с высоты птичьего полета.

Купив заветный билетик, вы попадете в переполненную пассажирами кабину и неспешно отправитесь к станции «Сосновый бор». Дальше начнется самое интересное. Для многих туристов заветная цель — именно гора Ай-Петри в Крыму, канатная дорога воспринимается в качестве «неизбежного зла». Перестройтесь — вас ожидает увлекательное путешествие. Скорость перемещения кабинки над лесом — около 7-8 метров в секунду (этого хватит, чтобы насладиться панорамой внизу).

Поначалу движение плавное, без резких подъемов и раскачиваний. Новичков это расслабляет, поэтому они морально не готовы ко второму участку пути. В «Сосновом бору» вам придется пересесть в другую кабинку и преодолеть наиболее экстремальный маршрут. Важные моменты:

  1. Скорость увеличится.
  2. Вам будет казаться, что кабинка вот-вот врежется в отвесную кручу.
  3. Отдельным пассажирам закладывает уши.
  4. Кого-то укачивает.
  5. Легкие заполняются свежим горным воздухом.

Заранее уточните время работы канатной дороги на Ай-Петри, поскольку вниз будет спускаться много туристов. Очередь скапливается приличная, существует риск не попасть в кабинку до закрытия маршрута. Поэтому выезжайте из Ялты пораньше, отоспитесь в другой день. Всё это — ерунда по сравнение с тем, что вы увидите под собой:

  • крымское побережье до Судака включительно;
  • лесные массивы;
  • бескрайняя гладь Черного моря;
  • неприступные обрывы;
  • крохотные машинки на горных серпантинах.

Еще одно важное условие — отправиться в поездку следует при ясной погоде. Прибыв на место, не спешите лезть обратно в кабинку — на горе есть много интересных вещей

На плато продаются сувениры, есть самобытное крымско-татарское кафе, организовано катание на лошадях. При желании можно устроить себе восхождение на вершину горы, полюбоваться водопадом Учан-Су либо проникнуть в одну из пещер (Ялтинская, Геофизическая, Трехглазка).

Меры безопасности

Нередко гости полуострова боятся ездить на «канатке», но делать этого не стоит — обслуживающий персонал следит за вашей безопасностью. Дежурная бригада по утрам выезжает на осмотр сооружения, исследует агрегаты, узлы, канат и электрику. За посадкой/выгрузкой наблюдают дежурные, в каждом вагончике присутствует проводник. Следует понимать, что канатная дорога на Ай-Петри, цена которой не считается запредельной, — это сложный комплекс, работники которого заинтересованы в отсутствии несчастных случаев на маршруте.

График работы присутствует на специальных стендах, которыми оборудованы станции. Там же есть контактные номера дорожной администрации — служащие ответят на любые вопросы, связанные с безопасностью и перемещениями по трассе. Зоны ожидания довольно комфортабельны — там есть кондиционеры и телевизоры. Отсюда вывод: справившись с первичным страхом, вы получите удовольствие от экскурсии.

Популярные развлечения

Вы добрались до плато в первой половине дня и готовы к дальнейшим приключениям? На Ай-Петри всегда есть чем заняться. Истинным экстремалам стоит прогуляться к легендарным зубцам — для этого нужно преодолеть шаткий подвесной мостик. Присмотритесь к указателям — они выведут вас на туристическую тропу.

Между зубцами и плато протянуты два 45-метровых веревочных мостика, прогулка по которым — серьезное испытание для смельчаков. Вибрирующая от порывов ветра конструкция, под ногами пропасть — если вы боитесь высоты, стоит хорошенько подумать над своими действиями. Развлечение обойдется путнику в 500 рублей, но в туманную погоду мосты закрываются. Развлечения, к слову, не ограничиваются пешими прогулками. Сориентируем вас по прайсам:

  • билет на «канатку» — 250-400 рублей (зависит от возраста пассажира);
  • двадцатиминутная прогулка на лошадях — 500 рублей;
  • прокат гидроскутера — минимум 1000 руб/час;
  • средний ценник в кафе — 300-400 рублей;
  • дневной прокат саней, лыж и сноуборда — 500-600;
  • десятиминутная аренда снегохода — 1000 руб/чел.

Полет на троллее — еще одно популярное развлечение. Вы будете двигаться в полусотне метров над землей со средней скоростью около 45 километров в час. Длина дистанции — 800 метров, цена вопроса — 1000 рублей. В ясную погоду местные предприниматели организуют полеты на парапланах.

История храма

Возведение и основание

История ялтинской церкви началась с того, что генерал-губернатор Новороссийского края граф М.С. Воронцов решил построить собор для города за счет государства. По инициативе архиепископа Гавриила в 1835 году началось возведение сооружения. Проектом строительства занимался архитектор из Одессы Торичелли. Деньги на возведение собора выделялись правительством города Ялты и графом Воронцовым. Стены здания строились из известковых блоков, на которые сверху накладывалась штукатурка.

16 сентября 1837 года, при правительстве императора Николая I, Поликуровская церковь в Ялте была освящена архиепископом Гавриилом.

После освящения собор вместе с семьей посетил император Николай I. Очарованный зданием, а также открывавшимся видом с Поликуровского холма, император присвоил Ялте статус города. Таким образом, здание собора отразилось на истории города Ялты в целом.

Происхождение названия

На сегодняшний день никто точно не знает, почему церковь называется именем великого антиохийца.

Настоятель храма протоиерей Владислав Шмидт выделяет несколько причин названия собора:

  • близость даты празднования памяти святителя к дню освящения храма;
  • мыс, названный в честь данного святого, который располагается недалеко от собора;
  • Иоанн Златоуст был учредителем митрополии Готфской в Тавриде.

Еще об одной версии происхождения храма свидетельствует переписка К.И. Элишмана и графа Воронцова во время строительства:

«… по справкам, собранным мною у старожилов деревень, Ялтовских и Аутских греков, древний храм в Ялте носил имя во имя Святого Иоанна Златоуста – касательно того же, какие иконы писать на иконостасе, я совершенно никаких на то познаний не имею».

Историческая судьба

В связи с увеличением количества населения в Массадровских и Воронцовских слободах было принято решение о перестройке святыни. Средства на перепланировку храма выделил городской глава Ялты – барон А.Л. Врангель.

В 1878 году собор святого был перепланирован по проекту архитектора Н.П. Краснова под руководством главного архитектора Южнобережья К.И. Эшлимана. На основе своих авторских эскизов Краснов в течение двух лет расширил здание собора и уменьшил количество куполов, объединив четыре прежние луковичные купола в один шатровый в византийском стиле. Купол был окрашен голубой масляной краской и увенчан большим позолоченным крестом.

В 1883 году под руководством Краснова возле церкви была построена часовня святителя Николая Мирликийского у входа в морской вокзал. Рядом с собором была построена церковно-приходская школа. Она была названа в честь великой княжны Ольги Николаевны, старшей дочери императора Николая I. На строительство немало средств пожертвовала попечительница школы Ю.И. Базанова.

Последствия войны и реконструкция

С установлением советской власти в Крыму из храма был сделан продуктовый склад.

В начале Великой Отечественной войны в 1942 году часовня, собор и школа были полностью уничтожены пожаром, уцелела только колокольня. Сгоревшие стены церкви простояли до 1950-х годов и позже были разобраны на материалы. На месте церкви власти основали рынок. Осталась стоять только высокая колокольня, потому что она на всех картах представляла собой навигационный знак. Благодаря протесту английской навигационной компании советские власти решили сохранить колокольню.

По инициативе священника протоиерея Владислава Шмидта в 1994 году началось восстановление храма. Строительство нового здания было начато по старым чертежам Торичелли, но по новому авторскому проекту крымского архитектора А.В. Петровой. Используя чертежи Торичелли, которые были найдены в Воронцовском дворце, за три года собор был восстановлен, и уже в 1997 году он выглядел так же, как и при графе Воронцове.

26 ноября 1997 года в стенах храма была отслужена первая Божественная Литургия.

26 ноября 1998 года здание было освящено архиереем Симферопольским и Крымским Лазарем. И через год, 22 декабря 1999 года, над храмом были подняты кресты.

Сейчас собор выглядит богато и величественно, его венчают 5 куполов с крестами.

Современное положение

На протяжении многих лет Ялта активно застраивается новыми зданиями. Появляется много жилых домов и дорогих отелей. Поэтому, к сожалению, на сегодняшний день великолепие собора заслоняют появившиеся внезапно новые постройки, например, здание отеля «Эдинбург».

Но несмотря на все это, церковь является одной из достопримечательностей города Ялты и Крыма. Здание храма и на сегодняшний день является ориентиром для гостей и жителей города, так как хоть какая-то часть собора видна из любой стороны города. Чтобы рассмотреть полное величие собора, необходимо подойти поближе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: