Подводная лодка “Б-413”
Подводная лодка «Б-413» – уникальное музейное судно! Она – единственная в стране и одна из немногих в мире, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Более того, она сохранена в первозданном виде. Прочный и легкий корпуса, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота. На подводной лодке развернута экспозиция “Из истории подводного флота России”, рассказывающая об основных вехах истории отечественного подводного флота.
Подводная лодка «Б-413» построена в г. Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе и спущена на воду в сентябре 1968 года. С 1969 по 1999 гг. находилась в составе соединений Северного и Балтийского флотов. У музейного причала ошвартована в июне 2000 года.
Научно-исследовательское судно “Витязь”
Судно под флагом АН СССР совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных – погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. Судно участвовало в программе Международного Геофизического года и других крупных международных проектах. Судно принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, знаменитые ученые, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.
Подборка красивых маяков (19 фото)
Среди множества маяков до наших дней сохранились такие экземпляры, которые можно смело назвать памятниками маякостроения. В этой подборке я предлагаю вам посмотреть на эти шедевры!
Построенный в середине 19-го века, красивый Маяк Линдау высотой в 33 и диаметром в 24 метра возвышается над озером Констанца. Он выделяется часами в фасаде, что довольно необычно для маяков. В настоящее время маяк открыт для посетителей, которые хотят узнать больше об его истории.
Маяк Fanad Head
Строительство этого маяка началось после трагического кораблекрушения в 1804 году. Первоначально это был механический маяк, но произведение искусства было преобразовано в электрическое в 1975 году. Маяк Fanad Head открывает захватывающий вид на полуостров Фэнед и его удивительное скалистое побережье
Яквина Бэй Этот красивый маяк был построен в 1871 в самом населенном порту между Пьюджет-Саунд и Сан-Франциско. Яквина Бэй был активен в течение всего трех лет, но его красота оказалась вне времени и все еще очаровывает туристов. Когда-то здесь располагались инженерные войска США.
Пэггис Поинт в Канаде
Один из самых красивых маяков в мире и определенно наиболее посещаемый в Канаде — Пэггис Поинт считается культовым для своей страны. Классический красно-белый маяк все еще работает, привлекая миллионы туристов каждый год. Это одно из наиболее часто фотографируемых мест в Канаде. Когда-то Пэггис Поинт служил почтовым отделением для примыкающей деревни, но теперь это просто достопримечательность.
Маяк Каллен Расположенный на юго-западном побережье Швеции маяк Каллен возвышается на 78.5 метров над уровнем моря, доминируя над полуостровом Куллаберг во всем его величии. Каллен вспыхивает каждые 5 секунд, а также испускает распознаваемые звуки в случае тумана. Каллен отражает традиции маякостроения на протяжении более 1000 лет, представляя исторический интерес для увлеченных исследователей.
Один из самых впечатляющих маяков во всем мире, башня Геркулеса — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный в 2.4 километрах от центра Коруньи в Испании. Это древний римский маяк, также известный как “Фарум Бригантиум», или “Маяк Александрии”. Архитектурный шедевр 55 метров высотой следит за Атлантическим побережьем Испании. Исторический памятник дополняется садом скульптур с работами Пабло Серрано и Франсиско Леиро
Один из самых старых маяков во всем мире, Кыпу является одной из самых популярных достопримечательностей в Эстонии и символом туризма страны. Его свет горит на высоте в 102.6 метров над уровнем моря, делая Кыпу самым высоким прибрежным маяком на Балтийском море.
Старт Поинт в Англии
Этот готический маяк был разработан и построен Джеймсом Уолтером в 1836 году. Его высокая круглая башня достигает в высоту 28 метров и отличается двумя входами. Старт Поинт является объектом Английского наследия второй категории.
Маяк Басс Харбор
Расположенные в пределах фантастического национального парка Акадия, станция Басс Харбор и одноименный маяк установлены на входе в залив Блю-Хилл. Сооружение отличается каменным фундаментом и цилиндрической башней с кирпичными стенами. Маяк впервые зажгли в 1858 году и полностью автоматизировали в 1974. В наше время черно-белая башня служит домом для охранника и его семьи.
Маяк Waugoshance был построен в 1851 году на озере Мичиган, чтобы активно помогать в навигации. Это сооружение видело гражданскую войну Соединенных Штатов и сохранило свою красоту с тех пор
Экспозиции главного корпуса
Пока мы были на «Витязе», погода снова испортилась и мы решили переждать холодный дождь, осматривая внутренние экспозиции музея, расположенные в главном корпусе. Новый грандиозный корпус в форме огромного шара под названием «Планета Океан» в апреле 2021 года всё ещё находился в процессе строительства.
Экспозиция «Глубина»
Выставка знакомит посетителей с глубоководной техникой, оборудованием и приборами для изучения глубин. Но главными объектами этого зала являются глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1» и один из крупнейших в мире скелетов кашалота.
Кашалот ЮРА
Шестнадцатиметровый самец кашалота весом 63.6 тонны был добыт в Антарктике в последнем рейсе китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» китобойным судном «Способный» в 1975 году. С 2001 года скелет кашалота экспонируется в музее Мирового океана. В дань традиции давать имена самым ярким музейным экспонатам кашалот получил собственное имя — ЮРА.
Буксируемый подводный аппарат «Тетис»
Всего было построено шесть аппаратов этого типа. Задачей таких подводных аппаратов было наблюдение за промысловым скоплением рыб и работой орудий лова, фотосъемка морского дна и морских объектов.
Глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1»
Научно-исследовательские глубоководные обитаемые аппараты «Мир», предназначенные для океанологических исследований и спасательных работ, были построены в Финляндии в 1987 году. Впервые аппараты «Мир» были использованы в 1991 году для съемок фильма на легендарном затонувшем судне «Титаник», лежащем на глубине 3 800 метров. 2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007» с помощью ГОА «Мир» впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе. Аппараты «Мир» спустились на глубину 4 300 метров. На дне был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям.
Экспозиция «Мир океана»
В Синем зале главного корпуса расположена небольшая экспозиция морских и пресноводных аквариумов, знакомящая посетителей с обитателями морей, рек и водоёмов.
Контролёр
Пиранья обыкновенная
(лат. Pygocentrus nattereri)
Эксплораториум
На третьем этаже главного корпуса вниманию посетителей представлены разнообразные приборы и приспособления для исследований. Детям было интересно.
Венчает здание главного корпуса маяк с линзой Френеля, от которого открывается вид на набережную исторического флота и Кафедральный собор.
Линза Френеля
Как добраться в «Дом маяков»
Музей находится в самом центре Кронштадта, напротив Петровского парка. Точный адрес: Санкт-Петербург, Кронштадт, Коммунистическая 1.
Вход в музей расположен со стороны Сада Дома Миниха. От Морского Собора добраться до него не составит труда. Направляйтесь через площадь в сторону Петровского парка. Пройдя ресторан «Голландская кухня» поверните направо. Вы увидите вывеску музея, а затем, в сквере, большие макеты маяков.
Музей маяков, Кронштадт
– Добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга можно:
- От ст. м. «Проспект Просвещения», маршрутное такси — № 407
- От ст. м. «Черная речка», ст. м. «Беговая», маршрутное такси — № 405 (идёт до Морского Собора)
- От ст. м. «Старая деревня», автобус — № 101
– Из Ломоносова в Кронштадт ходит автобус — № 175
5 маяков России. Туристу на заметку
Что мы знаем о маяках? Возможно, мы не можем оценить технических характеристик, но значимость этих сооружений недооценить сложно. Лучи света, прорезающие плотное ночное небо, часто являлись путеводной звездой для морских судов в самые страшные штормы. Художников всегда завораживало очертание этих башен Жизни, что так гордо и так одиноко возвышаются над водной гладью. А путешественники по сей день восторгаются величием и необыкновенной историей каждого маяка. Редакция журнала Porusski.me отобрала для вас 5 маяков России – приятного просмотра и увлекательного путешествия!
1. Осиновецкий маяк
Один из самых высоких озерных маяков в Европе и самый известный на Ладожском озере. Многие его так и называют – Ладожский маяк – по имени озера, а не мыса, на котором он находится. На берегу озера можно не только остановиться с палаткой на выходные, но и провести несколько дней в комфортабельных домиках на одной из баз отдыха. Днем вам обязательно захочется посетить местные достопримечательности и пройтись босиком по пляжу с мелким песком, а вечером – наблюдать за работой маяка, укутавшись в мягкий плед.
Маяк находится во Всеволожском районе, п. Ладожское озеро, Дорога жизни.
2. Тарханкутский маяк
Прекрасно сохранившийся и до сих пор функционирующий 200-летний маяк, установленный в самой западной точке Крымского полуострова – мысе Тарханкут. Моряки называют эту точку Мысом бурь из-за частых кораблекрушений в этом районе. Маяк является уникальным историческим памятником архитектуры, а его близнец находится на Херсонесе. Территория маяка является охраняемым объектом, так что прорываться сквозь колючую проволоку мы не рекомендуем, а вот сделать пару удачных кадров вам вполне удастся.
Добраться к маяку можно из поселка Оленевка, двигаясь на Юго-Запад. Расстояние от поселка Оленевка до Тарханкутского маяка – 3,3 км.
3. Маяк Эгершельд
Основан в 1876 году, входит в число старейших маяков Дальнего Востока. Маяк расположен на оконечности узкой каменистой косы, уходящей в море, – Токаревской кошке, которая отходит от одноименного мыса. До маяка Эгершельд можно дойти пешком. Дорога до него, конечно, займет достаточно много времени, но его посещение обязательно запомнится: изумительный, захватывающий вид на пролив, Русский остров, Владивостокский порт и море – неповторимой красоты море, сливающееся у горизонта с небесным куполом. Добраться также можно на водном транспорте, например, на мини-пароме или барже.
Адрес: Россия, Владивосток, мыс Токаревского, ул. Токаревский маяк.
4. Еникальский маяк
На самой восточной оконечности Крыма, на мысе Фонарь уже несколько веков работает верный друг всех мореходов — Еникальский маяк. Маяк ныне действующий, и, договорившись об экскурсии, его можно посетить. Там вам откроется дверь не только в историю, но и на обзорную площадку, с которой виден весь морской простор. Посещать такие места лучше на восходе солнца, либо на его закате.
Где найти Мыс Фонарь: Россия, Республика Крым, город Керчь. Северо-восточная окраина города Керчь.
5. Маяк Анива
Маяк был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район знаменит своими течениями и частыми туманами.
В настоящее время Маяк запущен и не работает, постепенно приходит в упадок и разрушается, однако до сих пор украшает юго-восточную часть острова Сахалин, располагаясь в живописном месте. Добраться можно из Южно-Курильска до нежилого поселка Южный на внедорожнике (его вы не найдете ни на одной общей карте, можно лишь узнать дорогу и координаты непосредственно на самом острове или попытаться найти на местных картах). А дальше придется двигаться пешком по берегу или по морю.
Также в этом место проводятся экскурсии и туры, которые можно заказать у местных операторов.
Средний рыболовный траулер СРТ-129
Это единственное в стране судно-музей, посвященное рыбопромысловому флоту. До 1991 г. в СССР насчитывалось более 3200 промысловых судов, добываемый объём 11,2 млн тонн рыбы.
СРТ был передан в счет репараций после войны Советскому Союзу. Тяжёлые послевоенные голодные годы требовали от Калининградских рыбаков множество усилий и сноровки, осваивать новые методы в неизведанных районах для рыбной ловли. Именно на таком типе судна в середине 1950-х вышли на добычу. Она была чрезвычайно сложной, новые неизвестные районы, найти рыбные косяки не так было просто. Маломерность и небольшая автономность судна не позволяла накапливать большие объёмы продуктов ловли в трюме, и требовалась постоянная перегрузка, из-за чего приходилось задействовать дополнительные человеческие ресурсы.
Но уже к 1960-м Калининградской флотилией добывалось 11% рыбы от общесоюзного количества добываемых ресурсов.
Экспозиция СРТ-129 посвящена «Пионерам океанического лова». Здесь представлена история промысла в Советском Союзе. Быт, работа, жизнь на судне. Уникальные предметы были собраны в единое целое, чтобы как можно подробнее рассказать о труде рыбаков во время похода. Различные орудия лова, канаты, сети, приспособления, рыбодел и так далее.
СРТ оборудован парусом, который был необходим для повышения скорости при переходах, а также являлся аварийным устройством, в случае выхода из строя двигателя, так скажем «дотянуть до ближайшей помощи».
На траулере можно осмотреть трюм, жилой отсек, салон команды, ходовую рубку и каюту капитана.
Он уникален тем, что обычно такие суда эксплуатировали не долго. Они быстро окупались и сразу же сдавались в металлолом. СРТ-129 повезло. По назначению он проработал совсем не много и сразу же отправился на легкую работу в службы ВМФ как морская лаборатория, для измерений и наблюдений в Балтийском море. К 1996 г. списали и передали в Калининградский рыбный порт. Там его установили, как памятник промысловикам. Но порт — режимный объект, пустить гостей и посмотреть его задача сложная, хлопотная. Выход был найден — передать в Музей Мирового океана.
СРТ-129 встал на стоянку на свое первое в музее почетное место, в память о первопроходцах, пионерах рыбопромыслового флота.
История создания и развития музея
Музей мирового океана сейчас известен на весь мир как совершенно уникальный комплекс. Он располагает множеством филиалов и суммарно занимает огромную территорию.
Даже не верится, что музей был основан совсем недавно. Решение о его организации было принято Правительством РСФСР в 1990 году, 12 апреля. Основное же здание музея было открыто в 2003 году.
Изначально музей планировался как важный республиканский центр научной работы в сфере изучения природы океана и истории его исследования, о чем сказано в Уставе музея. Судя по всему, так и получилось. Но центр этот вышел не только республиканским, но и всемирно значимым.
Сейчас музей продолжает свое развитие – достраивается новый, ультрасовременный корпус «Планета Океан». Это должно быть уникальное застекленное здание в форме шара, располагающее многоярусными галереями и широкими окнами-витринами. В нем планируется расположить образовательный центр, экспозиции и хранилище фондов музея.
Принцип работы маяка
Про основы конструкции маяка можно сказать, что она представляет собой прожектор, сила света которого пропорциональна площади собирающего свет зеркала или линзы, а угол, в котором распространяется свет, обратно пропорциональная этой площади.
Сами оптические элементы не делаются из единого куска стекла, так как они очень большие и при условии монолитности будут очень дорогими, сложными в производстве и уязвимыми. А так как это не телескоп, где важна идеальная точность, применение сборной конструкции вполне оправдано.
Так выглядит линза маяка.
Одной из самых удачных конструкция стала та, в которой применялась линза Френеля. При этом конструкция из сборки таких линз и зеркал должна вращаться вокруг источника света. Так достигается возможность не только дальнего обнаружения, но и охват на 360 градусов. В современных маяках используется электропривод элементов, а раньше вместо него был часовой механизм или система грузов. “Заводились” они при помощи мускульной силы смотрителя маяка, которому время от времени приходилось потрудиться.
В качестве источника света в старых маяках использовался огонь, а в современных — электрические лампы, которые питаются от электричества, поданного с берега или дизельного генератора. В плавучих морских маяках используется солнечная энергия и дизельный генератор в качестве резервного источника.
Кроме традиционного источника света и вращающегося элемента, в современных маяках часто используется импульсная система. Она позволяет не только визуально узнать конкретный маяк за счет особо ритма срабатывания, но и дать в разных направлениях разное освещение, чтобы капитан мог понять, с какой стороны он подходит в маяку.
Кроме этого, современные маяки оснащаются дополнительными навигационными приборами. Например, радиостанциями или звуковыми излучателями. Это позволяет ориентироваться по ним в условиях плохой видимости. В качестве дополнительного сигнала маяк может выступать в роли отражателя радиосигнала с корабля, опять же давая капитану больше информации для принятия решений.
Даже современным кораблям нужны маяки.
Старейшим из существующих маяков в мире считается «Башня Геркулеса» в Испании
«Геркулесова башня» – самый древний действующий маяк на планете.
В период расцвета Римской империи началось и активное возведение маяков. Они располагались вдоль важных водных путей империи. Один из них был построен на полуострове Корунья, в северной части города Ла-Корунья, что в Галисии (Испания). Естественно, такое грандиозное сооружение имеет свое собственное имя – «Башня Геркулеса» или «Геркулесова башня» (исп. Torre de Hércules), с которым связано много легенд.
Самый древний маяк мира стал визитной карточкой испанского городка Ла-Корунья («Башня Геркулеса», Испания).
55-метровый исполин был построен на скалистом берегу, возвышающемся на 57 м над водой еще во II веке нашей эры. С тех пор маяк возвещает мореплавателей об опасности на Северо-Атлантическом побережье Испании. Примечательным является тот факт, что этот маяк до сих пор выполняет функциональные обязанности, хотя и стал общемировой достопримечательностью. В 2009 г. «Геркулесову башню» включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гидросамолет Бе-12
Редкий экспонат в виде самолёта и лодки. Правильное название – противолодочный самолёт амфибия Бе-12 «Чайка».
История появления такой авиации была вызвана с возникшей угрозой нахождения вражеских подводных лодок в акваториях Советского Союза. Требовалось специальное устройство, с помощью которого нужно было искать и обнаруживать суда вероятного противника. Таким средством стал гидросамолёт. Эти машины надежны, просты, но поисковое оборудование для обнаружения и пеленгации на них сложное. В отдельных случаях он мог нести ядерную бомбу СК-1 «Скальп».
На борту могло размещаться 24 варианта вооружения, в основном минно-торпедное.
Позднее несколько образцов такого типа передали в гражданские службы, преимущественно для тушения лесных пожаров. И они блестяще себя показали.
На двухмоторных высокопланах установлены два мировых рекорда. Суммарно их было произведено 143 образца плюс два экземпляра для стендовых и лётных испытаний. Всего Г/С «Чайка» на всех флотах с момента эксплуатации этой модели обнаружили около 140 иностранных субмарин. В 90-е все 5 противолодочных эскадрилий были расформированы, в большинстве своем все судна были распилены на металл. Сегодня таких моделей практически не осталось. Бе-12 своевременно оказался на стоянке Музея Мирового океана около своей военно-морской экспозиции. Теперь это еще один уникальный экспонат, в котором можно посидеть за штурвалом, узнать, как выглядит внутри истребитель подводных лодок!
Помимо основных экспонатов здесь находится экспозиция вооружений Военно-Морского флота: торпеды, автоматические пушки, ходовая рубка, глубинные бомбы и даже малый подводный аппарат «Тритон» или как его еще называют сверхмалая подводная лодка.
Территория буквально нашпигована разными экспонатами, которые можно трогать, крутить и даже слушать.
Помимо экспозиции на причале у набережной музей располагает археологической находкой «корабль XIX века», подводными аппаратами «Пайсис-VII» и «Теттис», яхтой 1950-х гг «Фольксбот», эвакуационными шлюпками с барка «Крузенштерн».