Зачем добираться на машине до Чуфут-Кале?
Евреев согнали сюда, и запретили выходить. Это было ещё не самое худшее отношение, многих других тогда просто вырезали. Свободный выход и право расселяться, где захотят, евреи получили, спустя 100 лет, после мирных договоров между Россией и Турцией, положивших конец османскому правлению в Крыму.
Турки-османы не строили Чуфут-Кале, они сделали то, что обычно происходит в Крыму — приспособили под гетто скифский пещерный город. Подо что только не приспосабливали скифские пещерные города в Крыму, которых здесь так много, что об этом лучше помалкивать, чтобы не испортить версии истории Крыма, по википедии. Подземелья использовали под хранилища вина, под жильё малоимущих, под склады, а под Керчью — в постперестроечное время — в них канули два самолёта, заражённые радиацией. Вот и гетто тоже имеется в этом списке.
Единственное нормальное применение — пещерные монастыри, они тоже есть в Крыму, и действуют. Но Чуфут-Кале в этом отношении не повезло. Ему вообще повезло меньше всего, потому, что гетто давно нет, а название осталось — «Преграда евреям». Но по дороге к ней вы пройдёте мимо действующего пещерного монастыря — Свято-Успенского. Имейте это в виду, не одевайтесь на экскурсию вызывающе, и узнайте заранее режим работы Чуфут-Кале, чтобы не тревожить понапрасну монахов.
На машине надо добраться сначала до Севастополя или до Бахчисарая. До Севастополя, если от Ялты ехать, то по самой красивой дороге в Крыму — слева море, справа скалы, поросшие хвойным лесом. До Бахчисарая — расклад другой. Внедорожник точно потребуется на самом подъезде к пункту назначения. Высота Чуфут-Кале — несколько сот метров, самая высокая точка — 581 м.
Горные дорога отличаются тем, что сегодня она есть, а завтра — что-то куда-то уползло, и дорогу пересекла огромная рытвина. Надо знать места, где строить. Поэтому, как только новые дороги приходят в негодность, вспоминают о старой скифской дороге, которая идёт от Севастополя.
Караимские кенасы: архитектурный памятник
Это не просто отдельное религиозное учреждение, а целый комплекс из двух кенас, школы, столовой и даже постоялого двора. Все они эклектичны: в зданиях переплелись византийские и неоготические мотивы, к которым добавилась мавританская стилистика.
При входе в кенасы можно увидеть триумфальную арку с гладкими колоннами, а сама арка украшена портиком треугольной формы, который отличает изысканность лепнины. Во дворе слева располагается тот самый фонтан. Прежде, чем войти в сам храм, верующий должен пройти сквозь несколько двориков — так он успеет проникнуться торжественной атмосферой и настроиться на молитву.
Так, длина Виноградного дворика — около 30 метров, его стены украшают мраморные плиты. Он назван так потому, что галерея закрыта решеткой с узором из виноградных ветвей. Плиты не гладкие — если человек знает древнееврейский, он сможет прочесть имена тех, кто принимал участие в строительстве, а также получить информацию о важных исторических событиях. Самая старая плита относится к концу 18 века, а в конце века прошлого установили еще одну, почитая память погибших в войне и от геноцида караимов.
Сразу за ним расположен дворик Мраморный. И действительно — здесь все устелено этим камнем из Италии, есть красивая декоративная колоннада. В память о том, что караимов посещал российский император Александр, в 1851 году здесь установили колонну с двуглавым орлом.
Внутренний мраморный двор
Ложные арки, окружающие Дворик ожидания молитвы, создают в нем особую атмосферу. Здесь не только ждали начала богослужения, но и решали вопросы, касающиеся религиозной жизни. Когда проходили праздники, там вывешивали ковры и выставляли угощения. Когда-то время молитв определялось по солнечным часам — они остались во дворике до сих пор.
В лапидарии можно увидеть образцы древней письменности, которые высечены в камне, и несколько надгробий, которые перенесены с разграбленного караимского кладбища.
В Малой кенасе по будним дням отправляются службу. Напротив входа есть помост, хранящий древние свитки Торы, а в женское помещение для молитв, украшенное резьбой, ведут ступени из восточной части храма.
Малая кенасса
В Большой кенасе богослужения проводят по праздникам. Перед ней расположен небольшой портик с мозаичным остеклением, которое особенно прекрасно выглядит в солнечные дни. Это архитектурное сооружение интересно тем, что по своему исполнению оно аналогично храму Соломона.
В самих кенасах можно приобрести очень интересную литературу — от книг о караимской истории и культуре до сборников кулинарных рецептов.
ГезлевскихЕфетакенассы в Евпатории
Если не хотите идти, можете доехать на автобусе №1, №6 или №17 (они проезжают автовокзал), и выйти на остановке «Укрсоцбанк».
Как добраться (маршрут)
Важная информация:
- Адрес объекта: улица Караимская, 68, Евпатория, Крым, Россия.
- Координаты GPS: 45.198390, 33.374186.
- Телефон для справок: +7-36569-3-30-35.
- Режим работы: в летнее время – с 8:00 до 20:00, в остальное время года – с 10:00 до 17:00.
- Цены за вход: 100 рублей.
В летний период можно попасть на экскурсию в комплекс — они проводятся два—три раза в день, зимой же — только по договоренности. Стоит этого от 500 рублей в любое время года, но пользоваться услугами экскурсовода необязательно: за сто рублей можно изучить территорию самостоятельно.
Ну и как всегда, напоследок редакция сайте еду в Крым подобрала для вас, наших читателей, видео из цикла «Малый Иерусалим«, маршрут которого проходит через кенасы:
Метки: Евпатория
Чем привлекают туристов евпаторийские Караимские кенасы?
Фото, на которых обнаруживается караимская церковь, можно в огромном множестве найти в сети. Евпатория, Караимские кенасы – для многих туристов эти названия тождественны друг другу. Люди приезжают в центр городского округа, чтобы посетить именно этот объект. Дело в том, что помимо исторической, он имеет и художественную ценность. Ансамбль, занимающий четверть гектара, состоит из красивых двухсветных зданий зального типа (таких очень мало на территории России). Внутренний дворик украшен сейчас фонтаном.
Малые и Большие кенассы отстроены по одному принципу. Солнечный свет проникает сюда из окон на фасаде, воздвигнутых в два ряда. Различаются постройки лишь сводами оконных проемов. В Большой кенасе они стрельчатые, а в Малой – имеют форму полукруга. В составе Большой различают Керчийский комплекс, построенный в 1805 г. Работа над Малой закончилась лишь десять лет спустя. Любопытно, что фундаментом к этому фрагменту комплекса послужили останки караимского храма XVI столетия.
Богато декорирован реконструированный зал для молитв, восстановленные помещения религиозной школы, благотворительной столовой и хозяйственных помещений. Сейчас здесь располагаются Музей караимской истории и культуры, библиотека «Карай-Битиклиги» и действующая церковь (ведь официально караимов в Крыму насчитывается не менее двух тысяч).
Вход в комплекс культовых сооружений для туристов открыт только в курортный сезон. Режим работы заведения приводится чуток ниже. Вход на территорию стоит недорого. Для детей, студентов и пенсионеров имеется существенная скидка. Сюда запрещен вход для посетителей с голым торсом или людей, одетых в пляжные шорты.
Народ караимов
Их осталось очень мало – всего 2000 человек во всём мире, и большинство из них — 1700 — живёт в Крыму. Караи говорят на своём языке, и исповедуют свою веру — караизм. Караимы – это и национальность, и религия, основанная на иудаизме. Их народность насчитывает тысячелетнюю историю, их влияние на Востоке было огромным, но сейчас это малый народ, признанный в ООН исчезающим.
Иудеи не признают их полностью своими, считая сектой, потому что караимы священным писанием чтут только Тору, отрицая Талмуд. Их литературный язык и письменность корнями восходят к древнееврейскому, сохранив некоторые слова и обороты, хотя в быту используется диалект, близкий к крымскотатарскому, точнее их влияние на крымских татар было настолько сильным, что крымские татары частично переняли язык караев. Близки у караимов и крымских татар фольклорные обычаи и национальная одежда.
Сейчас караи разговаривают на диалекте «Лешон Татар», дословно переводящийся с еврейского как «Язык татар» и продолжают сохранять самобытность и самоидентичность.
Как добраться на машине, общественном транспорте
До храмового комплекса караимов можно добраться как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. Туристам, передвигающимся на машине, следует ориентироваться на следующие координаты: N 45 11.917 E 33 22.450.
Ближайшими остановками общественного транспорта являются:
- Больничная улица, через которую проходят автобусы маршрутов 4, 6, 9, 17.
- Детская больница, где делают остановку автобусы 1, 2, 4.
Пешая прогулка от Туристко-информационного центра Евпатории занимает 10 минут, проходя по старому живописному району города.
В окрестностях имеются такие кафе и рестораны:
Название | Адрес | Кухня | Средний чек, руб. |
Камаран | Камаранская ул., 68 | караимская | 300-600 |
Йоскин кот | Красноармейская ул., 27 | еврейская | 500-700 |
Модерн | ул. Революции, 34 | европейская
украинская русская итальянская |
800-1500 |
Караимские кенасы культурный и религиозный центр представителей древнего народа, живущих не только в Евпатории, но и на территории Украины и России. Храмовый комплекс является одной из знаковых достопримечательностей курортного города, привлекающей многочисленных туристов.
Осадный колодец
Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.
В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».
И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.
Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.
История Караимских кенас
Большая кенаса строилась в общей сложности 3 года с 1804 по 1807 год. Основное время заняла отделка помещений и обустройство территории. Спустя восемь лет в 1815 году напротив соборного храма, предназначенного для праздничных богослужений, открыла двери Малая кенаса. Это помещение должно было служить ежедневным духовным нуждам караимской общины. Вдохновителем ее строительства был младший из братьев Бабовичей — Самуил.
К началу же 20-х годов храмовый комплекс пополнился зданием начальной духовной школы для мальчиков (мидраж), в которой была открыта благотворительная кухня. Архитектурный облик ансамбля храма был окончен к 1900 году. В это время вход на кенасы появляются ажурные кованые ворота, а стены зданий украшают мраморные дощечки с памятными именами, датами и изречениями.
Сто последующих лет в истории кенас можно назвать периодом расцвета. Духовный центр караимов посещают известные люди, среди которых два российских императора Александр I и Николай II. В 1859 в честь посещения кенас императором Александром I был установлен мраморный обелиск.
Неприятности начинаются после октябрьской революции 1917 года. Период пропаганды атеизма не мог не отразиться на судьбе храма. В 1927 году крымские кенасы были закрыты. На их базе создается антирелигиозный музей, который трансформировался затем в исторический. В предвоенные годы в Большой кенасе проводились курсы медицинских сестер, а в Малой разместился спортивный зал. В 1938 году в процессе переоборудования помещениям был нанесен значительный ущерб, нарушивший внутреннюю планировку зданий.
Во время Второй мировой службы в караимском религиозном центре возобновились, вновь заработала благотворительная кухня. Однако в послевоенное время антирелигиозная волна вновь захлестнула Евпаторию. В 1959 году на территории кенас был открыт детский сад.
В 1963 году, согласно постановлению Совета министров УССР, комплекс Караимских кенас в Евпатории был официально признан памятником архитектуры. Новый статус, к сожалению, не защитил исторический памятник от новых ударов. В1967 году в здание малого храма переезжают отделы Археологического музея, а в Больших кенасах «поселяется» Краеведческий музей. Приспосабливая здания под нужды новых хозяев во время реконструкции 1969 года, храмовому комплексу был нанесен урон, коснувшийся внутренних интерьеров.
Лишь в 1990 году начался долгожданный процесс возрождения караимской реликвии. Благодаря пожертвованию галичан, среди которых, как оказалось есть караимы, в 1994 году был восстановлен алтарь. В 1996 году открылся музей истории и этнографии крымских караимов им. С.И. Кушуль. В этот период происходит реконструкция несущих элементов портика соборного храма, свое место, наконец, занимает алтарная деревянная резьба. В 2005 году проводится генеральная реконструкция обоих помещений храмов, а в 2007 двуглавый орел «взлетает» на стелу, установленную в честь посещения Евпатории Александром I.
8 сентября 2005 года состоялось торжественное открытие возрожденных Караимских кенас, и теперь жители и гости Крыма имеют возможность соприкоснуться с историей одного из удивительных, чудом сохранившихся народов мира – караимов.
Тюрьма
Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице . Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.
В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп.
Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.
С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден. ».
Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода.
Пещерный комплекс
Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса. За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями. В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы.
В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки. Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами. Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных.
Дворики
?ежду зданиями анфиладой располагаются три дворика, где верующие
собирались перед службой и проходили собрания общины. Первый дворик
начинается от главного входа, пышный ренессансный портал которого с
затейливыми коваными воротами сооружен в 1900 году. Дворик
напоминает коридор, обрамлённый глухими аркадами. Над
головой — беседка, увитая
виноградом (самой старой лозе — около 150 лет), в нишах и
на пилонах плиты из белого итальянского мрамора с цитатами из
Священного писания и именами филантропов. В глубине дворика высится
мраморный обелиск в память о посещении кенасс императором
Александром I. В одной из ниш — фонтан. Следующий, почти
квадратный в плане, дворик обрамлён мраморной аркадой и замощён
мраморными плитами, за ним дворик ожидания со скамьями, где
находятся входы в храмы. Завершает ансамбль небольшой садик с
металлической беседкой. Здесь растут кусты граната, который
считается священным растением у караимов, поскольку в каждом плоде
граната содержится 613 зёрен, что соответствует числу заповедей
Торы.
Интересные факты и легенды
Перечень:
- В здании школы располагается этнографический музей караимского народа. Его экспозиция создана из двух частных коллекций Б. Я. Кокеная и С. И. Кушуль, имя которой присвоили открывшемся в 1996 г. музею.
- Крымская община караимов имеет тесные связи с представителями этого народа из г. Галич. Их предков вывез с полуострова в XIII в. князь Даниил Галицкий.
- До 1917 г. в Российской империи проживали 13000 караимов. В настоящее время численность этого народа во всём мире составляет 2000 человек.
- В национальной библиотеке “Карай-битиклиги” до большевистской революции было собрано более 17000 томов караимской литературы. Содержанием этих книг очень заинтересовался император Александр I. Очевидцы этого визита отмечают, что явная заинтересованность государя серьёзно обеспокоила членов его свиты.
- Современные богослужения караимов ведутся на древнееврейском языке. Поэтому все караимы, желающие участвовать в богослужениях, с детства учат это наречие.
Мой дом — моя крепость
Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом
Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.
Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.
Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.
История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.
Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.
Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».
К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.
Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».
К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».
В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…
Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.