Крепость еникале в керчи: наследие османской империи

Особенности проекта

Проект будущей крепости Еникале в Керчи появился в 1856 году, его автором стал генерал-инженер Констанин Кауфман, а руководителем строительства был назначен полковник А. А. Нант, в 1859 году его сменил Э. И. Тотлебен — известный военный инженер, руководитель строительства многих фортификационных сооружений. Место строительства выбирали из расчета, чтобы все вражеские суда, которые двигались к Азовскому морю, попадали под прицельный огонь орудий крепости. Этим местом стал мыс Ак-Бурун, расположенный в Керченском заливе. Крепость предполагалось строить довольно большой, чтобы на ее стенах могли разместиться более пятисот орудий, а гарнизон должен был насчитывать не менее 5 тысяч солдат. Кроме того, для укрепления Керченской крепости планировалось строительство еще нескольких фортов на юге и севере от нее, но потом от этой идеи отказались. Официально проект был одобрен в 1857 году, в том же году началось строительство укрепления, хотя Керченская крепость сооружалась по довольно типичному проекту для подобных объектов, она имеет ряд уникальных особенностей.

Туристу на заметку

  • Адрес: улица 51-й Армии, Керчь, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.349355, 36.469992.

В г. Керчь гора Митридат – место, где переплетается прошлое и настоящее. Этим словом называют останки античного Пантикапея, место подвига моряков Азовской военной флотилии и бойцов Отдельной Приморской армии. Это настоящий квартал самой дорогой в населенном пункте одноэтажной застройки. Многие из домов тут летом сдаются.

  • https://www.krym4you.com/dostoprimechatelnosti/gory/gora-mitridat/
  • https://FB.ru/article/254326/mitridat-gora-kerch-istoriya-foto-vyisota
  • https://of-crimea.ru/dostoprimechatelnosti/gory/gora-mitridat.html
  • https://zametki-turista.com/rossiya-rossijskaya-federaciya/gora-mitridat-v-kerchi.html
  • https://krymania.ru/mitridatskaya-lestnitsa-simvol-goroda-geroya-kerch/
  • https://tonkosti.ru/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
  • https://azovsky.ru/dostoprimechatelnosti-kryma/bolshaja-mitridatskaja-lestnica/
  • https://tonkosti.ru/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82
  • https://krymania.ru/gora-mitridat-simvolicheskoe-vozvyishenie-v-kerchi/

Рекомендуем:


Рыбалка в Крыму: морская и озерная


Лучший пляж Крыма: куда ведет каменная лестница у Лукоморья


Что посмотреть в Алуште и окрестностях: ТОП небанальных мест


Что обязательно нужно посмотреть в Евпатории

Что можно увидеть рядом?

Древний крымский город Керчь богат уникальными достопримечательностями. И крепость Еникале – одна из них. Вот перечень некоторых самых интересных:

  • В центре города находится двухсотлетняя Митридатская лестница из почти четырех с половиной сотен ступеней. Она ведет на одноименную легендарную гору и украшена каменными грифонами, являющимися символом Керчи и красующимися на ее гербе.
  • С горы Митридат открывается панорама города и его окрестностей с переправой и морским портом. На вершине раскинулись останки древнего Пантикапея. Здесь тысячи лет назад обитали древние жители.
  • С Митридата в ясные дни хорошо видны два больших зеленых холма с курганами-усыпальницами первых боспорских владык. Царский курган – самый знаменитый в восточном Крыму. Его окружность четверть километра, высота 18 метров, а сооружен он почти два с половиной тысячелетия назад. Это величественное мистическое сооружение поражает воображение.
  • В трех десятках километров от Керчи можно любоваться уникальным природным феноменом – извержением шести десятка грязевых вулканов. Самый большой из них Джау-Тепе (с грязевой сопкой высотой в 60 метров) некогда стал виновником гибели соседнего поселения. Сейчас он спит, но может восстать в любой момент.

Архитектура

Предполагают, что в качестве зодчего выступал французский инженер де Вобан, а возможно и один из его учеников, руководство процессом строительства взял на себя архитектор итальянского происхождения, принявший ислам —Голоппо.

Крепость, имевшая в плане неправильный пятиугольник, с трех сторон была окружена рвом, с четвертой — морем. Благодаря крутому рельефу, крепость размещалась в несколько ярусов. По углам крепости было установлено пять полубастионов с узкими щелевидными бойницами, завершенных небольшими куполами. которые выдержали многочисленные осады неприятеля. Крепостные стены были сложены из местами необработанных квадров камня.

В крепость вели ворота — Керченские, Азовские и Джанкойские, названные так по направлениям дорог, ведущим к ним. Недалеко от въезда со стороны Джанкоя находилась резиденция визиря или турецкого шаха. наиболее интересными с художественной точки зрения являлись Азовские ворота. Они представляли собой два массивных пилона с низким арочным пролетом в центре. По периметру ворот шел венчающий профилированный карниз с декоративным узорчатым поясом. Пилоны завершались зубцами.

Внутри крепости располагалась большое количество зданий и сооружений различного назначения, среди них — жилые дома, арсенал, водяная башня, пороховые склады, мечеть и даже баня. Сейчас все это,к сожалению, утрачено, но тем не менее позволяет представить о оценить размеры крепости в XVIII веке.

Существенным недостатком было отсутствие питьевой воды, единственный колодец не справлялся с задачей. Именно поэтому для устранения данной проблемы инженерами был возведен акведук, поставлявший внутрь крепости пресную воду.

История строительства

В XVIII веке территорией Крыма владела Османская империя. В XV-XVII веках это было самое крупное и влиятельное государство Средиземноморья. Оно занимало практически всю территорию бывшей Византии: северную Африку, Грецию, всю Малую Азию. Множество стран находилось под ее влиянием. Например, Крымское ханство – государство, которое было «наследником» Золотой Орды, и итальянские колонии Северного Причерноморья попали под влияние Османской империи уже с XV века. В 1475 турки высадились к Крыму, захватили генуэзские колонии и заставили тогдашнего крымского хана – Менли Гирея – признать свою зависимость от орды. Именно тогда территория Керченского пролива стала частью Османской империи.

В самом начале XVIII века турки строят здесь крепость Ени-Кале для защиты Керченского пролива. «Ени-кале» – это в буквальном переводе – «новая крепость». Старая крепость здесь тоже когда-то была. Она называлась Килиседжик. К началу XVIII века от нее оставались только развалины и фундамент – дело в том, что ее взорвали еще в 1631 во время одного из столкновений с запорожскими казаками. Но крепость на самом узком месте пролива была туркам жизненно необходима: она контролировала проход для кораблей в Азовское море.

Мы знаем имя архитектора – это был итальянец Голоппо. Про него известно не так много – мы знаем также, что он не просто предложил турками свою работу как инженера, но принял ислам. Саму крепость он построил во французских традициях. Она представляет собой пятиугольник с пятью полубастионами и располагается на склоне горы, то есть имеет несколько уровней. Мощные стены по периметру окружал ров. Крепость могла вместить до тысячи человек постоянного гарнизона и занимала два с половиной гектара. В ней было все необходимое для жизни: мечеть, бани, арсеналы, пороховые склады.

Крепостью строительство не исчерпывалось – под крепостью у моря был небольшой порт, а вокруг крепости выросло обширное поселение. Для того, чтобы их различать, принято название крепости писать через дефис – Ени-Кале, а города и близлежащих территорий слитно – Еникале. Единственным серьезным недостатком была зависимость от пресной воды. В крепости был свой небольшой колодец, но он не мог обеспечить водой все население. Водяные резервуары наполнялись водой из источника, который был расположен довольно далеко и вне стен. Вода поступала в Ени-Кале через кармические трубы.

Подробное описание

Сегодня Ени-Кале – исторический памятник архитектуры, охраняемый государством. Возможно, благодаря тому, что в последние годы несколько раз на территории крепости, которая, к слову сказать, занимала площадь боле двух гектаров, проводились реставрационные работы. Она все же находится в аварийном состоянии. Огромное влияние на ситуацию, оказывает действующая железная дорога, ведущая к Керченской переправе.

Ранее, в крепостное сооружение, вело трое ворот: Керченские, Азовские и Джанкойские. Самые красивые считались Азовские ворота. На территории крепости, было огромное количество строений, в том числе склады с порохом, водонапорная башня, жилые дома, мечеть и даже баня.

Крепость Ени-Кале

До нашего времени отлично сохранились стены, бастионы и башни. Кстати, именно их вы можете увидеть на многочисленных рекламах «экскурсии в Крыму». На территории крепостного сооружения, имеется много подземных ходов. Еще перед Великой Отечественной войной, их хотели тщательно исследовать. Но многие были, уже на то время, засыпаны. А те, что сохранились до нашего времени, посещать не рекомендуется.

Есть, конечно, отчаянные деятели, стремящиеся попасть в подземные сооружения. Но я это не делал, так как существует большая вероятность обвалов. А это опасно для жизни. И увлекательное путешествие по историческим местам может окончиться трагически. Но поверьте мне, тут есть что посмотреть и без подземных ходов.

Отсюда открывается потрясающий вид на море. Если у вас отличное зрение, то без проблем сможете увидеть незабываемую, удивительную картину слияния Черного и Азовского морей. Удивительное место с очень хорошей энергетикой.

Крепость Ени-Кале

Как доехать в Ени-Кале?

Располагается она рядом с Керчью, у поселка Сипягино.

Для тех туристов, которые решать добираться в Ени-Кале из Керчи общественным транспортом, нужно на автовокзале Керчи сесть на автобусы маршрутов № 18, 24, 32.

На машине стоит ехать в Ени-Кале по координатам 45.3509 36.603139 в направлении паромной переправы.

Турецкая крепость Ени-Кале, это кусочек истории Крыма, отражающий те времена, когда полуостров принадлежал Османской империи, и жаль, что многие туристы ничего о ней не знают, хотя находится она всего в нескольких минутах езды от Керченской переправы.

История крепости Ени-Кале в Керчи

В конце XVII в. российский флот смог взять крепость Азак (Азов) и получил выход в Азовское море. Это заставило турецкого султана задуматься о безопасности, фактически принадлежавшего на тот момент ему, Крыма. Ведь ранее османы не разрешали подвассальным татарам строить свои крепости, исключением был лишь Перекоп.

Перепуганные турки и татары возвели Еникале в кратчайшие сроки: в 1706 году она уже приобрела свой окончательный вид. Крепость, построенная проживавшим в Турции зодчим итальянского происхождения, известным, как Голоппо, легко могла противостоять судам, которые попали бы в Боспор Киммерийский. Однако судьба распорядилась иначе. В 1711 году русский флот покинул Азовское море, угроза временно миновала и началась шестидесятилетняя мирная история Ени-кале. За эти годы крепость превратилась в центр торговли, а ее начальство постепенно растеряло военную смекалку.

Тем временем Российская империя не теряла надежды завладеть Черным морем. В 1771 году русские взяли Перекоп и двинулись завоевывать полуостров. Обитатели крепости Еникале, несмотря на поддержку флота, решили не воевать и добровольно покинули обжитое место, даже не забрав оружие.

С 1774 года крепость называли Еникале-Керчь. Некоторое время за стенами строения проходила торговля, но вскоре место пришло в запустение. В 1825 году было принято решение об открытии военного госпиталя на ее территории, а еще через 30 лет в Ени-Кале произошла высадка англо-французского десанта и русские тогда потерпели поражение. В 1880 году военный госпиталь закрыли и о крепости надолго забыли.

Поврежденные боями и крымскими ветрами стены во времена Второй мировой войны снова пострадали от военных действий. О том, что Ени-Кале стоит сохранить, советские власти задумались лишь во второй половине XX в. Реставрационные работы немного приостановили процесс исчезновения памятника истории, но он по-прежнему требует к себе внимания.

Что посмотреть в Ени-Кале?

Все достопримечательности Крыма представляют собой огромную ценность. Руины Ени-Кале для кого-то могут быть более интересны, чем Ливадийский дворец или, к примеру, Неаполь Скифский. Все зависит от индивидуальных предпочтений туриста и части полуострова, где проходит экскурсия.

Для тех путешественников, которые отправляются в Восточный Крым, Эни-Кале – место чуть ли не обязательное для посещения. И не только потому, что поблизости мало сравнительно интересных мест (хотя многие готовы спорить). Рядом с крепостью проходит ветка железной дороги. С каждым днем подземные вибрации приближают последние дни существования руин этой крымской достопримечательности.

Уже сегодня от крепости осталось не так уж и много:

  • полубастион, который выходит к берегу;
  • несколько арочных ворот;
  • неприступные когда-то крепостные стены.

Лишь знания и фантазия помогают представить, как выглядел этот памятник архитектуры в начале своего существования. А было это строение неправильной формы, оно имело пять углов, располагалось на 2,5 га земли. На стыках всех стен когда-то стояли бастионы. Ени-кале дополнительно оборудовалась рвами и валами, которых не было только с прибрежной стороны. Внутри крепости были хозяйственные постройки, жилища военных, традиционные турецкие мечеть и хамам. Сооружения соединялись подземными ходами. Единственного колодца не хватало для всех обитателей твердыни, рассчитанной на 2000 человек, поэтому туркам пришлось построить акведук и резервуар для воды, который помог бы продержаться в случае осады.

Как доехать в Ени-Кале?

Во время путешествия по Крыму не упустите возможность посетить одну из немногочисленных турецких крепостей полуострова. Данная достопримечательность располагается рядом с Керчью, у поселка Сипягино.

Турецкая крепость Ени-Кале, это кусочек истории Крыма, отражающий те времена, когда полуостров принадлежал Османской империи, и жаль, что многие туристы ничего о ней не знают, хотя находится она всего в нескольких минутах езды от Керченской переправы.

Историческая справка

Большая Митридатская лестница была построена в первой половине 19 века по проекту архитектора Александра Дигби. В течение долгих семи лет продолжалось её строительство, в результате которого у Керчи появилось прекрасное украшение, а у жителей — излюбленное место для отдыха и прогулок. На смотровых площадках разместились красивые вазы и величественные грифоны, выполненные из камня. Эти мифические существа с телом льва, крыльями и головой орла считаются символом Керчи и изображены на ее гербе.

После строительства лестницы на вершины горы Митридат был основан музей древностей, здание которого было точной копией афинского храма Тезея.

В своем первозданном виде лестница просуществовала недолго: во время Крымской войны 1853—1856 гг. англо-французская эскадра массированно обстреливала Керчь, в результате лестница вместе с музеем были частично разрушены. Разрушения Великой Отечественной войны тоже не обошли стороной гордость Керчи. Восстановление Митридатской лестницы началось уже в 1960-е гг. По остаткам каменных статуй, найденных на земле, были воссозданы точные копии их предшественников, так что каменные грифоны по сей день охраняют верхний ярус Большой Митридатской лестницы.

Общая информация

Находится старинная крепость на окраине Керчи. В его северо-восточной части, прямо на берегу Керченского пролива. Эта турецкая крепость, одно из самых посещаемых и любимых мест туристов. В свое время крепость не была частью города. Это было отдельное поселение, со своими оборонительными сооружениями. Но со временем, Керчь разрасталась, и Ени-Кале стала его неотъемлемой частью. В переводе с турецкого, название фортеции – «Новая крепость».

Территория крепости обладает своей неповторимой энергетикой. Положительной настолько, что хочется возвращаться сюда каждый раз, когда приезжаешь в город-герой. Считается, что крепость соорудили в период с 1699 по 1706 год. Но есть данные, согласно которым первое поселение тут было основано еще во времена Боспорского царства. А значит, это место по праву может считаться одним из древних, возможно, такое же древнее, как и Пантикапей, а может даже и Херсонес Таврический.

Крепость Ени-Кале

Это интересно: Генуэзская крепость Чембало в Балаклаве: как добраться, фото, описание

Крепость Ени-Кале

Остатки этой достопримечательности Керчи – свидетельство того, что город во все времена занимал важное стратегическое положение. Крепость Ени-Кале «новая крепость» была построена крымскими татарами в 1706 году

Во время русско-турецкой войны крепость в 1771 году была сдана без боя русской армии.

В годы Великой Отечественной войны крепость снова стала на время стратегически важным объектом, в котором укрывались защитники города. После войны Ени-Кале была отреставрирована и получила статус памятника архитектуры.

Во времена своего расцвета крепость Ени-Кале представляла собой внушительное трехъярусное строение, в форме неправильного пятиугольника. Снаружи крепость была окружена валом и рвом. На ее территории располагались пороховые склады, арсенал, казармы, мечеть и резервуар с запасами питьевой воды.

Вход на территорию крепости свободный. До сегодняшних дней сохранились стены, Азовские ворота и бастионы фортификационного сооружения. Живописные окрестности Ени-Кале также представляют интерес для туристов и любителей пеших прогулок: отсюда открывается красивый вид на Керченский пролив.

Экскурсии

Индивидуальный тур из Ялты

Индивидуальный тур для групп до 4 человек предполагает подъём по горным тропам и исследование сохранившихся построек Мангуп-Кале: оборонительных стен и башен, рукотворных пещер, высеченных в скалах, базилики, Караимского некрополя и др.

Стоимость тура из Ялты составляет 9500₽, из Севастополя – 7500₽, из независимо от числа участников.

Экскурсия из Евпатории

Индивидуальная 10-часовая экскурсия в Бахчисарайский район из Евпатории предполагает знакомство с историей пещерного города, осмотр комплекса с древними постройками, гротами, жилыми пещерами, посещение водных источников и пещерного Бисерного храма VII-VIII в.

Частью экскурсии является посещение фермы, где туристы могут покататься на лошадях или осликах по Долине сфинксов, во второй половине июня – поездка к лавандовым полям.

Стоимость тура – 6000₽. Дополнительные расходы: аренда автомобиля при необходимости – 6000₽, продление экскурсии на час – 1000₽.

Крепость Еникале – как объект для экскурсии

Сегодня в г. Керчь крепость Еникале охраняется государством как исторический памятник. Она сравнительно хорошо сохранилась, хотя состояние признается аварийным – невзирая на то, что в последние годы проводились незначительные реставрационные работы.

Ени-Кале занимала площадь около 2 га, была рассчитана на гарнизон в 2000 человек. В плане она представляет собой пятиугольник неправильной формы. Кроме стен, имелись также ров и вал (с трех сторон). На территории располагались казармы для солдат, дома для офицеров, мечеть, арсенал, несколько жилых построек.

Известно, что под землей имелись многочисленные подземные туннели – вероятно, появившиеся еще в греческое либо генуэзское время. Их пытались исследовать перед Великой Отечественной, но ныне большинство из них засыпаны ради безопасности. Даже если и получится найти свободный, туристам категорически не рекомендуется забираться туда –

Не получится увидеть и еще одну достопримечательность Еникале – керамический водопровод, спасавший от нехватки воды. После освобождения Керчи от фашистов местные жители разобрали его остатки ради ремонта собственных домов. Но известно, что он шел от Хрониной горы, где есть минеральные источники.

А вот стены и пять бастионов с нависающими башнями увидеть можно. Их часто запечатлевают на фото. Посещение Ени-Кале входит в программу многих экскурсий по Керчи, нетрудно попасть туда и самостоятельно – укрепления видны от паромной переправы. Рядом проходит и железнодорожная линия.

Последняя и виновна в аварийном состоянии памятника. Сотрясения почвы, вызванные прохождением составов, вызвали разрушения бастионных стен. Теперь периметр достопримечательности «ждет не дождется», когда завершится строительство Керченского моста. Когда его железнодорожная линия будет введена в эксплуатацию, от старой колеи запланировано отказаться, как следствие, вибрация перестанет разрушать старые строения.

Крепость Еникале в Керчи

В это же время были возведены укрепления на Арабатской стрелке и Перекопе.

Крепость Еникале в Керчи возвели в самой узкой части пролива, что позволяло контролировать проход всех судов по фарватеру.

В 1475 году турки захватили Крым и вынудили генуэзцев покинуть занятую ими ранее крепость. Более 200 лет укрепления в Керчи были никому не нужны.

Но с выходом России к Азовскому морю ее заново отстраивают и укрепляют. Удобно выбранное место, возле окончания косы Чушка, позволяло легко расстрелять любой вражеский корабль.

Крепость Еникале в Керчи площадью 25 000 кв. км. напоминала неправильный многоугольник, вокруг нее был выкопан ров, а башни и стены позволяли выдержать осаду. В неё вели 3 дороги:

Местный гарнизон насчитывал до 2000 человек (преимущественно турок). Рядом с крепостью находились жилые поселки, где обитали турки, армяне, татары.

21 июня 1771 года она без боя сдалась русским войскам. После победы России в войне с Османской империей в 1774-м укрепление вошло в состав Таврической губернии. В 1825 году ее закрыли и она постепенно превращается в лазарет (1835-1880 годы).

Сегодня крепость Еникале (Керчь) охраняется государством и считается памятником архитектуры. В XX веке здесь провели реставрационные работы, но состояние все равно аварийное. Этому способствовала вибрация от движения поездов, проходивших около крепостных стен. Введение моста через пролив позволит закрыть эту ветку и сохранить Еникале.

Находится форт на улице Сипягина недалеко от паромной переправы, где круглосуточно работают веб камеры. Добраться сюда от Керчи, где стоит увидеть также руины Пантикапея, можно на маршрутках 1, 18 и 24 прямо от автовокзала.

Крепость Еникале расположена около паромной переправы и если вы едете на своем авто, то советуем остановиться около нее и уделить немного времени истории Крыма. Точное место можете узнать на предложенной ниже карте.

Как добраться до крепости Еникале в Керчи?

Если вы хотите добраться до Еникале на автомобиле, то вам следует ехать от центра города к паромной переправе по Киммерийскому шоссе или же от паромной переправы – в сторону города.

На общественном транспорте вы сможете добраться до крепости следующим образом: у автовокзала сядьте на городской маршрут No1 либо No19 и проезжайте до остановки «Стройгородок», отсюда примерно два километра вам придется пройти пешком. Существует и вариант, при котором доехать до Еникале можно впритык – для этого у железнодорожной станции необходимо сесть на автобус No24.

Еникале на карте

Координаты: 45°20’51.36»N, 36°36’6.84»E.

Адрес крепости Еникале: г. Керчь, ул. Сипягина. Ее отлично видно с дороги и потому трудно пропустить. Отметим, что доступ к крепости открыт круглые сутки, а ее посещение – абсолютно бесплатно.

Маршрут осмотра

Для себя я составила вот такой маршрут осмотра. Красным обозначила границы крепостных стен, желтым — своеобразную протоптанную «туристическую тропу», двигаясь по которой можно увидеть самые значимые уголки внутри крепостных стен.

Выйдя из автотранспорта вы окажетесь у подножия крепости, то есть у ее нижнего яруса

Мне например сразу бросились в глаза остатки полубастионов Ени-Кале, нафотографировавшись на их фоне только потом я обратила внимание, что справа имеются ворота (Керченские как оказалось), через которые идет дорога наверх

С нее можно попасть в полубаостион, заглянуть в бойницы и пройтись по остаткам крепостных стен первого уровня. Кстати, через эти ворота часто проезжают машины, автомобильная колея хорошо видна. Это, конечно, удобно, но, как вы понимаете, неблагоприятно отражается на сохранности исторического памятника.

Но не вздумайте на этом останавливаться! Для дальнейшего осмотра Вам нужно найти тропу, ведущую вверх, по ней вы доберетесь до следующих — Азовских ворот, отсюда откроется вид на всю территорию, некогда принадлежавшую крепости, позволяющий оценить ее истинные размеры. Ну и конечно, с вершины вы сможете полюбоваться морем или даже двумя.

Двигаясь на север и затем на северо-запад, встречая на своем пути остатки стен, вы дойдете до ее верхней северной точки, с нее можно будет увидеть сохранившийся ров и развалины Джанкойских ворот.

К сожалению даже очертания строений, находившихся внутри крепости едва различимы, лишь кое где виднеются остатки фундамента. Но проявив фантазию, можно попытаться представить, что же было там в далеком XVIII столетии. Далее, продолжая идти на северо-запад по уже проторенной тропинке, вы попадете в исходную точку маршрута.

Кстати, при желании прямо возле Ени-Кале можно окунуться в море — заход есть, правда будут попадаться валуны, а вот в метрах 300 от крепости есть более-менее оборудованный галечный пляжик. Честно сказать, ни там, ни там я не купалась, так как была в Ени -Кале ближе к вечеру и не было так жарко, но говорят, вода в этих местах грязновата.

***

На мой взгляд, Ени-Кале — одно из необычных и знаковых мест Восточного Крыма, которое нужно обязательно посетить, даже если вы в Керчи проездом. Ведь в этом памятнике как нельзя лучше происходит переплетение истории, архитектуры и уникальных ландшафтов полуострова.

Описание

Еникале (Керчь) была расположена на площади более 2,5 га. Некоторые исследователи утверждают, что крепость имела форму четырехугольника, однако это не так. Сегодня можно точно утверждать, что она была возведена в форме неправильного пятиугольника. Она имела достаточно необычное расположение из-за крутого местного рельефа и находилась на разных уровнях.

В углах крепости были возведены пять полубастионов, которые могли выдерживать продолжительную осаду, а также мощный огонь артиллерии. Некоторые полубастионы были выдвинуты за периметр стен на значительное расстояние, что позволяло увеличить площадь поражения наступающих вражеских войск.

Аджимушкайские каменоломни

Расположены рядом с Керчью у поселка Аджим-Ушкай. Известняк здесь добывался на протяжении веков, так что система приобрела впечатляющие размеры.

Когда в 1942 году Керчь была сдана немцам, оставшиеся разрозненные группы военных разных родов войск общей численностью около 10 тыс. человек объединились и укрылись в Аджимушкайских каменоломнях, где героически держались на протяжении пяти месяцев, совершая вылазки и наводя страх.

Но их основной вклад в победу заключался даже не столько непосредственно в партизанской активности, сколько в том, что своим присутствием и деятельностью в тылу врага группа войск неизвестной численности деморализовала противника. В результате, немцам приходилось держать под усиленной охраной целый район, занимая этим довольно бесперспективным делом большое количество людей, которые могли бы в это время сражаться на линии фронта. По некоторым данным были периоды, когда на борьбу с подземной угрозой оккупанты отводили до половины Керченского гарнизона.

Гитлеровцы предпринимали все возможные меры по изничтожению подземного очага сопротивления: разыскивали и уничтожали входы, пытались подрывать штреки путем закладывания в землю больших количеств взрывчатки, травили подземщиков дымом и газом. Но основной бедой скрывавшихся в каменоломнях людей были не все эти напасти, а отсутствие всего. Подземные лабиринты, разумеется, не были оборудованы для расположения тысяч человек, так что можно приблизительно представить, каково там было, если сейчас, идя под землю всего на сутки-двое, мы уже берем с собой целый рюкзак еды, одежды, газа для горелки, спально-столовых принадлежностей и т.д.

В общем, ужасы подземной войны можно живописать долго. Например, в воспоминаниях одного товарища рассказывается, что во время очередной вылазки за водой к наземному колодцу воды было добыто меньше, чем пролито крови – ради принесенных четырех ведер в ходе стычки с немцами погибло около 100 человек.

К октябрю 1942 года подземное сопротивление было полностью подавлено, а несколько сотен оставшихся в живых – взяты в плен.

Но все это я узнал уже позже, когда взялся за изучение вопроса. Перед нами же знаменитые каменоломни предстали в виде сурового мемориала на фоне беспросветного неба. Вход в музей, разумеется, был закрыт, и, хотя наш гид и сказал, что можно найти кого надо и пройти внутрь, понятно было, что время нам уже мало что позволяет, так что мы покинули мемориал у входа в Аджимушкайские каменоломни и направились в сторону Порт-Крыма.

Здесь мы совершили последнюю остановку культурной экспресс программы…

Флаг Керчи

Посмотрев в бинокль, обнаруживаю, что полосок на флаге вовсе не 13, а 7 – четыре красных и три белых, да и поля со звездами что-то не видать. Так вот ты какой, Керченский флаг!

Полосы символизируют четыре периода в истории Керчи – античность, средневековье, возрожденье и современность, а также четыре народа – греки, скифы, тюрки, славяне, которые внесли основной вклад в историю города. Это по найденным в интернете объяснениям разработчика флага — Сальникова.

Промозглый ветер не располагает к долгому любованию видами, да и отсутствие солнца как-то не радует: город утопает в сплошной серости и, почему-то, хочется скорее двигаться дальше. В хорошую погоду здесь, наверное, все по-другому.

На спуске с горы останавливаемся для нескольких фотокадров у небольшого участка отреставрированной колоннады на раскопках античного городища Пантикапеи.

Высаживаемся на площади Ленина, той самой, с полосатым флагом, которую мы только что наблюдали с горы. Вот и лестница, поднимается на вершину, к мемориалу. Пожалуй,  своим ходом мы бы спустились сюда быстрее.

Помимо Ленина и флага на площади есть также церковь Иоанна Предтечи 8 века, построенная  в византийском стиле – довольно симпатичная. На пару минут заскочили внутрь.

За спиной Ленина разбит сквер, далее на площадь смотрит драматический театр им. Пушкина.

Рядом на верхушке столба в виде ионической колонны восседает золотой грифон, посвященный присвоению Керчи звания города-героя, состоявшемуся 14 сентября 1973 года.

Следующий пункт нашей экскурсионной экспресс-программы «Керчь за 2 часа» были…

Гора Митридат

Гора Митридат – первый пункт нашей культурной программы. Является географическим и историческим центром Керчи. Возвышается над уровнем моря примерно на 90 метров и венчается смотровой площадкой с мемориальным комплексом. На гору можно попасть двумя способами: по разбитой бетонке на машине, либо пешком – по парадной лестнице в 430 ступенек, ведущей практически от самой площади Ленина. Мы пользуемся менее интересным, но более быстрым первым способом.

Мемориал павшим воинам на горе Митридат – стелла, окруженная тремя орудиями. Посвящается освободителям Крыма 1944 г.

Ходим по площадке, разглядывая в бинокль и фотографируя лежащий под нами город Керчь,  бухты, море и едва выступающий из тумана  остров Тузла (таксист-экскурсовод говорит это слово с ударением на первый слог).

Если бы погода была поприветливее, то можно было бы разглядеть Таманскую землю и тот самый берег с косой Тузла, где я катался два и четыре года назад. Но нам остается только довольствоваться осознанием того факта, что всё есть там, за белесой пеленой.

Вниз, к площади Ленина сбегает лестница в 430 ступеней, известная как Большая Митридатская лестница.

Там, спиной к нам стоит черный Ленин, призывно указывая в сторону моря и на развевающийся на флагштоке на противоположной стороне площади флаг США. Постойте, а причем здесь, собственно, США? Керчь уже захватили янки?

Завершение работ

В 1863 году император вновь посетил крепость Керчи (фото достопримечательности размещены в статье), на этот раз Тотлебин убедил Александра Второго отказаться от идеи строительства дорогостоящих морских фортов и основные усилия направить на укрепление уже существующей оборонительной линии. Также в этом году произошли кадровые изменения, генерал А. А. Нант оставил должность одного из руководителей строительных работ и был назначен комендантом крепости, а вскоре и вовсе покинул Керчь. Заканчивать строительство и приводить крепость в полное боеспособное состояние было поручено полковнику Карлу Седергольму. Третий раз император Александр Второй посетил форт в 1877 году, когда фактически крепость была уже готова, он оказался доволен увиденным и назначил Карла Седергольма ее комендантом. Всего площадь самой крепости равняется 450 гектарам. Всего за почти двадцать лет строительства крепости было потрачено более 15 миллионов царских рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: