История основания
Феодосийская картинная галерея — один из старейших художественных музеев Феодосии и Крыма. Ее экспозиционные залы расположены в здании, где прошла жизнь и творчество выдающегося русского мариниста И.К. Айвазовского (1817-1900). В 1845 году на живописном берегу моря И.К. Айвазовский начинает строительство большого дома. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он создает большую часть из шести тысяч написанных им картин. Эту мастерскую посещают И.И. Шишкин, И.Е. Репин, известный коллекционер П.М. Третьяков, писатель А.П. Чехов. Из ее стен выходят многие талантливые ученики живописца.
В 1880 году к своей мастерской И.К. Айвазовский пристраивает огромный выставочный зал — картинную галерею. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью уже при жизни мастера. Правда, экспозиция тогда еще не имела постоянного характера, так как полотна мариниста отправлялись на выставки в крупные города России и за границу, а их место занимали новые, только что написанные.
Картинная галерея. Старые фотографии
Здесь на специально построенной сцене выступали знаменитые: музыкант А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актеры Мариинского и Александринского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры, К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян. Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в Крыму. Эти традиции живут и по сей день.
Таким образом, 1880 год принято считать годом основания картинной галереи. При жизни Айвазовского галерея была известна далеко за пределами Крыма, она стала своеобразным культурным центром Феодосии.
В 1900 году после смерти И.К. Айвазовского картинная галерея становится собственностью города. В духовном завещании живописца записано:
После смерти художника она продолжала существовать, но, по сути дела, это был самый глухой период ее истории. Хотя согласно завещанию Айвазовского галерея стала собственностью Феодосии, городские власти мало заботились о ее деятельности.
Период настоящего расцвета галереи начался после установления Советской власти в Крыму. В 1921 году дом Айвазовского и собрание картин были национализированы и стали достоянием народа.
Здание картинной галереи и в прошлом веке, и в настоящее время выделяется среди архитектурных построек города. Возведенное на самом берегу моря, оно несколько напоминает итальянские виллы. Это впечатление усиливало необычная для этих мест окраска стен в темно-красный цвет, наличие в нишах скульптурных изображений античных богов и вертикальные линии пилястров серого мрамора по всему фасаду. Кружевная вязь переплетов балконов завершает это сходство. Создавая проект, художник заранее хорошо продумал и предусмотрел назначение всех помещений. Поэтому парадные гостиные в то время не соприкасались с жилыми помещениями, а рабочий кабинет и мастерская были непосредственно связаны с выставочным залом. Высокие потолки комнат, старинный паркет в залах второго этажа, широкая панорама Феодосийского залива, открывающаяся из окон, создают впечатление простора и атмосферу романтической приподнятости.
Картинная галерея Айвазовского
Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского уцелел после революции чудом. Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна. Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.
Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставленная самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.
Театр начинается с вешалки, а галерея с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича. Среди них мы видим «Берег моря ночью. У маяка» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1939) и «Неаполитанский залив утром» (1843).
Так же здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 года.
В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» 1892г. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.
Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327:
Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовала и самого художника.
Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами. За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.
Вот, к примеру, картина «От штиля к урагану» 1892г. Считается одной из самых больших, ее размер 212*708 см. Она написана мастером всего за 15 дней.
Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушной. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.
В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, что бы более полно проникнуться жизнью великого мариниста.
Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а так же портреты семьи художника. Например, картина «Зима»1895г:
К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамление для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.
«На острове Крит» (1867):
А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.
В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года. Ее размер 285*429 см. Считается вершиной творчества художника. Картину маэстро никогда не вывозил из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.
Написана работа всего за 10 дней.
Так же здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и «Десант в Субаши» 1880 г. (слева):
Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского представлена тоже здесь. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался, когда ему было 82 года от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченной.
Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.
«Хождение по водам» (1873) и Встреча Венеры на Олимпе (1895), 213х320:
А так же картины других крымских художников, таких как М. Волошин, К. Богаевский, Л. Лагорио:
По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил – особое удовольствие для поклонников творчества художника.
Статья была написана для сообщества vp-painting на Голосе.
История создания
Создание галереи в 1880 году стало ярчайшим событием конца 19 столетия в культурной жизни южной части Российской империи. Основателем галереи был великий русский художник И.К.Айвазовский, именно по его проекту был выстроен специальный выставочный зал, вплотную примыкавший к дому художника, который был построен в Феодосии в 1850-х годах. Сам дом художника являл собою образ и подобие итальянских загородных вилл в стиле эпохи Ренессанса. Он был расположен за городской чертой, на берегу Черного моря и удивлял гостей художника своими размерами, внушительным главным фасадом, который был богато декорирован привезенными из Италии мраморными и керамическими скульптурами. Импозантные интерьеры парадных гостиных были выполнены специально для торжественных приемов гостей. Открытие картинной галереи состоялось 29 июля 1880 года – в день рождения Айвазовского. Галерея сразу же завоевала широкую популярность не только в Феодосии, а далеко за пределами Крыма, к тому же это был первый и единственный на тот момент музей одного художника.
Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского
В 1890 году художник провел реконструкцию галереи, подвергнув переделке крышу, которая стала представлять собой большой стеклянный купол, что, несомненно, улучшило освещение картин в экспозиционном зале. Первые двадцать лет существования галереи, при жизни Айвазовского, экспозиции в галерее не были постоянными, поскольку Айвазовский устраивал множественные выставки своих полотен и в России, и за ее пределами. Большинство картин на выставках, как правило, продавались и назад в Феодосию уже не возвращались. Но, творивший без устали, Айвазовский очень быстро наверстывал «потерянные» картины, так что за несколько месяцев зал экспозиции был вновь заполнен произведениями. Такой режим выставок приводил публику в восторг – получалось, что зрителям в галерее всегда были гарантированы новые впечатления.
Экспонат музея
Наиболее многолюдно было в галерее летом и осенью, когда на период благодатного «бархатного сезона» прибывала в Феодосию на пассажирских пароходах знатная и богатая публика из больших городов Российской империи. Особенно нравилось посетителям галереи, когда к собравшимся в зале гостям спускался из мастерской сам Айвазовский. Художник любил побеседовать с гостями, а иногда и работал в присутствии публики.
После смерти И.К.Айвазовского в 1900 году, согласно его завещанию, картинная галерея вместе с находящимися в ней полотнами отходила в собственность Феодосии – родного города художника. С уходом художника замерла и жизнь в галерее, городская дума назначала различных смотрителей музея, но никто из них не мог заменить великого мастера. С началом Первой мировой войны из-за угрозы бомбардировок с моря, находящиеся в галерее картины были вывезены в Симферополь. Вернулась коллекция в родные стены только в начале 1920-х годов, к этому времени галерея уже была национализирована новой советской властью, и с 1922 года галерее был присвоен статус государственного музея.
Интерьер музея
В 1923 году в галерею пришел новый директор – Н.С. Барсамов, который посвятил ей более 50 лет своей жизни. Одаренный педагог и талантливый художник, Н.С.Барсамов стал автором самого полного и обширного исследования жизненного пути и творчества Айвазовского. С годами постепенно трансформировалась концепция самой галереи – из исключительно монографической коллекции экспозиция музея стала преобразовываться в коллекцию пейзажную, в основном маринистической направленности.
В период Великой Отечественной войны музейные фонды галереи были эвакуированы в Ереван. Через год после окончания войны, в мае 1946 года, здание было восстановлено и приняло в своих стенах после пятилетнего перерыва посетителей.
Зал музея
В 2001 году, согласно указу Президента Украины, галерее был присвоен статус Национальной. В наши дни Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского является уникальным комплексом, демонстрирующим своим посетителям произведения живописи и графики, архивные документы и фотографии, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства. Всего в музейных фондах галереи насчитывается более 12 тысяч экспонатов. Галерее принадлежит и самая обширная в мире коллекция произведений Айвазовского – 417 работ художника.
Парки и скверы
Набережную называют одной из основных достопримечательностей города, но отзывы туристов неоднозначные. Отмечают и возможность любоваться морем, купить сувениры, отдохнуть, помечтать, и некоторую неустроенность.
Прогулки по улицам города неизбежно приведут в парк. Одну из центральных – улицу Горького – окружает Юбилейный парк. Прогулки по нему доставят не только эстетическое удовольствие. Можно увидеть остатки генуэзских укреплений – башню св. Константина.
В парке расположен светомузыкальный фонтан Айвазовского – любимое место горожан и туристов. Также с именем великого художника связан фонтан Доброму Гению, поставленный жителями города в благодарность за помощь в обеспечении города пресной водой.
Феодосия имеет почётное звание города воинской славы, память об этом хранят вечный огонь и мемориальный комплекс героев Великой Отечественной войны. На той же улице можно пройтись по платановой Аллее героев. Она посвящена морякам, защищавшим город в Крымскую и Великую Отечественную войны.
Самый большой парк – Комсомольский в северной части города. В нём расположен детский городок, аттракционы. Он идеально подходит для прогулок с детьми разного возраста.
Недалеко от парка и исторической части города расположен Морсад или Матросский сад. В нем есть детская площадка, небольшое поле для игры в футбол, украшением парка являются деревянные скульптуры.
Небольшой сквер между Земской улицей и проспектом Айвазовского носит имя А.С. Пушкина, который был в городе проездом. В сквере тоже есть площадка для детских игр, так что там приятно провести время и отдохнуть от жары.
Музей древностей
Этот старейший крымский музей распахнул свои двери еще до Отечественной войны 1812 года. Коллекция насчитывает более 70 тысяч экспонатов, повествующих обо всех основных вехах истории Крыма от древних людей до середины прошлого века: древние греки представлены скульптурой и керамикой, генуэзцы и османы – оружием, нарядами и украшениями. Изрядная часть музея посвящена уникальной природе, флоре и фауне Восточного Крыма, Карадагского массива и Черного моря.
Музей примечателен не только своей богатейшей коллекцией артефактов, имеющих отношение к жизни и истории Феодосии, но и расположенным напротив отелем «Гранд Астория». Как и музей, отель является старейшим в Крыму – в разные годы здесь жили Юрий Гагарин и Антон Деникин (причем второй прямо из «Астории» отправился в эмиграцию, сдав барону Врангелю командование окопавшейся в Крыму Белой армией).
Адрес: Феодосия, проспект Айвазовского, 11. Координаты: 45.03136, 35.38293.
Где бронировать жилье по России в условиях санкций?
Так как всем известная система Booking.com недавно прекратила свою работу в России, привычный процесс бронирования туристического жилья претерпел некоторые изменения. К счастью, Букинг на рынке был не один, и довольно большой выбор отелей и гестхаусов есть на Островке, Hotellook и Яндекс.Путешествиях — в целом, они похожи на Букинг и цены у них примерно такие же. Если нужны апартаменты, то их лучше всего искать на Sutochno.ru — это российский аналог AirBnB.
Лучшие отели Феодосии по отзывам гостей:
Отель Гулливер — рейтинг по отзывам 9.3, цена 1500 рублей за 2-местный номер.
Пансион Кафа — рейтинг по отзывам 9.5, цена 1500 рублей за 2-местный номер.
Гостевой дом Яхт-клуб Кайрос — рейтинг по отзывам 8.9, цена 3300 рублей за 2-местный номер.
Гостиница Лидия *** — рейтинг по отзывам 8.8, цена 3400 рублей за 2-местный номер.
Гостевой дом Семья — рейтинг по отзывам 10, цена 4500 рублей за 2-местный номер.
Все отели, гестхаусы и апартаменты Феодосии
Немного о городе
Удобное расположение для поселения выбрали в VI в. до н.э. греки, колонисты из Милета. Они же дали городу название – «дарованная богом».
За тысячелетия своей истории город входил в состав разных государств, менял не только подданство, но и название. Аланы переименовали его в Ардабда (город семи богов). В XIII в. генуэзцы выкупили город у Золотой Орды и дали имя Каффа. В XV в. турки захватили город, который стали называть Кефе. Богатый, густо населённый город во времена османского владычества называли Кючюк-Истанбул (маленький Стамбул) или Крым-Стамбул, отмечая его значимость и влияние.
В XVIII в. после русско-турецкой войны Крым вошел в состав Российской империи и городу возвратили данное греками название. Пережив периоды упадка и процветания, современная Феодосия – крупный порт РФ, активно развивающий курортную отрасль. Численность населения города на 1 января 2017 г. составила 67 993 человека.
Климат, близкий к средиземноморскому, песчаные пляжи, морской воздух привлекают туристов. По Феодосии приятно прогуляться.
В Феодосии немало мест, которые стоит посетить. Если Вы не знаете, что посмотреть в этом городе, информация ниже для Вас. Мы собрали самые интересные достопримечательности с фото, описанием, ценами и адресами.
Детали
Курортный сезон. Туристы едут в Феодосию с мая по октябрь. Больше всего людей — в июле и августе. В это время на рынке много местных фруктов и теплое море.
Температура воды в это время +23…25 °С, а воздуха +25…30 °С. Случаются более жаркие или более прохладные годы. В мае и октябре туристов меньше. Люди купаются, но вода прохладная — +17…18 °С, а иногда очень холодная — +13 °С.
Еда. В начале и конце набережной Десантников много кафе, закусочных и столовых. В курортный сезон там шумно. Часто встречаются комплексные предложения: суп, второе с салатом и напиток обойдутся в 250—350 Р на человека.
Еще кафе и рестораны есть при гостиницах. На нашем маршруте это «Алые паруса» рядом с дачей Стамболи. Там европейская кухня и вкусные блюда из морепродуктов. Цены выше, чем в обычной феодосийской кафешке: вареники с рапанами или порция барабули стоят по 350 Р.
Чуть дальше от туристических мест и набережной есть приятные малолюдные места. В кафе «Антресоль» мне понравилась живая музыка по вечерам. В «Грин-парке» столики стоят на улице, рядом с деревьями. Паста «Карбонара» — 290 Р, пицца «Четыре сыра» — 430 Р.
Еще можно взять готовую еду в столовой или кафе и пообедать на берегу моря. Пицца на дровах «Жюльен» в «Печи» рядом с башней Константина стоит 245 Р. В диетической столовой рядом с музеем Веры Мухиной котлета с пюре и компот обойдутся примерно в 130 Р. Вегетарианская пицца в «Токио» стоит 240 Р, пицца с морепродуктами — 430 Р.
Пляжи. Рядом с Феодосией есть песчаные пляжи — на Керченском шоссе, в поселках Орджоникидзе, Береговом, Приморском.
В самом городе тоже купаются, но в сезон на городских пляжах шумно и тесно. На пляже Черноморской набережной — песок, на набережной Десантников — галька. Прокат шезлонгов стоит 200 Р. В Феодосии мало развлечений на пляже. На Черноморской набережной катаются на катамаранах за 600 Р. В небольших поселках рядом, например в Орджоникидзе, катание на банане стоит 250 Р, прокат катамаранов — 500 Р.
Деньги. При поездке в Феодосию обязательно возьмите наличные: карты принимают не везде. Гугл-пэй и Эпл-пэй не работают, для безналичного расчета нужна карта. Некоторые продавцы не заводят терминал, а предлагают перевести деньги им на карту. При переводе учитывайте комиссию: у большинства крымчан карты РНКБ и Генбанка.
На нашем маршруте есть банкоматы РНКБ, «России», Генбанка, ЧБРР, Севастопольского морского банка. Снять наличные с карты другого банка можно только с комиссией. Говорят, в Феодосии есть банкоматы ВТБ, «Открытия», «Альфа-банка», но я их не видела.
Транспорт. По городу ходят автобусы, но для нашего маршрута они не понадобятся. Стоимость проезда — 17 Р. Еще есть экскурсионные электрокары, они стоят у галереи Айвазовского. За 600 Р с человека они провезут по достопримечательностям города, за 100 Р прокатят по набережной. Чаще всего отдыхающие перемещаются пешком или на такси. Самые популярные — «Пикап-такси» и «Максим»: +7 978 070-77-77. Поездки на такси обходились мне в 150—200 Р.
Траты в Феодосии за день — 950 Р
Обед | 300 Р |
Музей древностей | 250 Р |
Экскурсия по даче Стамболи | 200 Р |
Галерея Айвазовского | 200 Р |
Обед
300 Р
Музей древностей
250 Р
Экскурсия по даче Стамболи
200 Р
Галерея Айвазовского
200 Р
Мы ищем людей, которые путешествуют самостоятельно. Если вы организовывали отпуск по России, ближнему зарубежью, популярным курортам или более экзотическим местам — поделитесь с нами опытом.
Рассказать об отпуске
Маринист И. К. Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии, в семье армянского купца Геворга Айвазяна. Айвазяны переехали сюда когда-то из Польши, так что и фамилию писали по-польски – Гайвазовские.
Он был крещен в церкви св. Сергия. Эта церковь построена еще в 1330 году, сохранилась до наших дней и является одной из достопримечательностей Феодосии. Айвазовский здесь крестился и венчался, он расписывал эту церковь (к сожалению, от фресок почти ничего не осталось) и здесь же он похоронен. Она украшена каменной резьбой и вмурованными в стены плитами с вырезанными на них крестами – хачкарами.
Мальчик с детства любил рисовать. Талант проявился настолько ярко, что в 1833 году он был принят в Императорскую Академию художеств и уехал из Крыма учиться в Санкт-Петербург. Там он сразу стал специализироваться на пейзажной живописи. Он учился в пейзажном классе М. Воробьева. М. Воробьев был не только хорошим художником, но и талантливым педагогом – в свое время у него учились Л. Логорио, И. Шишкин, М. Клодт и другие. С 1835 года Айвазовский учится у Ф. Таннера. Это был самый известный маринист того времени. Он прибыл в Россию по личному приглашению Николая I, для того, чтобы создать серию картин, изображающих важнейшие военные порты Российской империи. Отношения у учителя и ученика не сложились и в следующем году разразился скандал: Айвазовский вместо того, чтобы учиться, помогать и находиться в тени великого мастера, представил несколько собственных пейзажей на выставку. Картины по распоряжению Николая I были сняты, а художник переведен в другой класс живописи.
В 1839 году он получает диплом об окончании Академии и предпринимает путешествие в Италию. Италия для русских художников в те времена была совершенной обязательной для посещения. Каждый культурный человек должен был осмотреть итальянские достопримечательности и написать несколько итальянских пейзажей. В те годы в Италии жил Н. Гоголь, и они познакомились. Четыре года Айвазовский путешествует по Европе. К нему приходит известность. О нем положительного отзывается критика, его картины на религиозные темы покупает папа римский, он получает медаль Парижской академии художеств.
По возвращении Айвазовский становится официальным государственным живописцем при Главном морском штабе. Его задача – прославлять русский флот и писать картины о морских сражениях. Впрочем, он пишет много на самые разные темы. В советские годы это не афишировалось, но Айвазовский был верующим человеком и довольно много писал на библейские сюжеты. Но и для них темы он выбирает связанные с водой. Например, это «Сотворение мира», описывающее создание воды, или «Хождение по водам», изображающее Христа, идущего по Генисаретскому озеру.
Несмотря на то, что он специализируется на морском южном пейзаже, у него есть и картины, посвященные пейзажу среднерусскому, а также портреты. Он много путешествует и пишет классические достопримечательности: египетские пирамиды, Ниагарский водопад и другие. Ему делают заказы царствующие особы – например, турецкий султан заказывает картины с видами Константинополя и принимает у себя во дворце, Николай I покупает его полотна. Всего за свою жизнь художник написал более шести тысяч картин и устроил больше ста выставок, часть из которых была благотворительной. В 1877 году по столицам и Крыму проехала выставка его картин в пользу терпящих нужду участников русско-турецкой войны, потом были выставки в пользу Красного Креста и т. д.
Айвазовский был дважды женат. От первого брака у него было четыре дочери. Но с женой они разошлись – она хотела светской столичной жизни, а Айвазовского совершенно устраивала его Феодосия.
Второй его женой стала юная армянка Анна Бурназян, вдова феодосийского купца. Она была красавицей. Художник, который был старше её на сорок лет, постоянно ревновал. Она пережила его очень надолго и умерла уже в Великую Отечественную войну в оккупации.