Музей подводных лодок в балаклаве: история создания и развития военного музея из засекреченной военно-морской базы +видео и фото

«Врагу не сдается…»

Уникальное природное место. /Фото: m.fotostrana.ru.

В первые десятилетия в момент создания ядерной бомбы человечество активно пыталось понять, каким будет облик новой войны. В то время в памяти оставались еще живы обе мировые войны, а потому Третья – не казалась чем-то невероятным. Совершенно очевидно, что ядерное оружие будет в первую очередь применяться для уничтожения промышленности, военных объектов и геноцида населения, пускай и «сопутствующим» образом. Именно поэтому военные стали принимать меры по защите наиболее важных военных объектов.

В 1947 году ленинградский проектный институт «Гранит» разработал проект морской базы для защиты черноморского подводного флота на случай ядерной войны. Проект комплекса визировал лично Иосиф Сталин. Для строительства комплекса площадью 15 тысяч кв.м было выбрано местечко Балаклава. Строительные работы начались в 1953 году.

Проект начали при Сталине, а заканчивали уже при Хрущеве. /Фото: syl.ru.

Интересный факт: Балаклава была выбрана не просто так. Это идеальное природное укрытие для военного флота. Гавань шириной всего 200-400 метров прекрасно защищена от штормов и чужих глаз. Подземный комплекс же расположили под горой Таврос, которая стала настоящей находкой. Толщина мраморного известняка достигает в ней 126 метров. Благодаря этому база подводных лодок в Балаклаве и смогла получить первую категорию противоатомной устойчивости – выдерживает взрыв до 100 Кт.

Работали сотрудники метростроя. /Фото: ex-piry.com.

Строительные работы на секретном объекте велись круглосуточно. Для горнотехнических работ были вызваны метростроевцы Москвы, Харькова и Абакана. Бурение осуществлялось в первую очередь взрывным методом. Сразу после вывоза грунта и породы рабочие устанавливали металлический каркас, а только после этого заливали бетон марки М400. В результате строительство спеццеха судоремонтного завода с сухим доком 825 ГТС завершили в 1961 году. В комплексе могло спрятаться от ядерного удара до девяти подводных лодок малого класса или семь лодок среднего класса. Спустя год комплекс был дополнен ядерным арсеналом.

Интересный факт: подземная базы была спроектирована так, чтобы в случае начала ядерной войны вместить в себя не только персонал ремонтного комплекса, но также военнослужащих ближайших частей и гражданское население самого города.

Айя

Это южнобережный мыс Крыма, находящийся вблизи Балаклавы. Его название происходит от греческого слова, которое дословно переводится, как «святой». Это отвесный выступ, достигающий основания горы Куш-Кая, его высшей точкой является Кокия-Кия (557 метров).

У подножия мыса Айи находятся гроты, которые с давних времен используются моряками ЧФ для настройки и пристрелки корабельных орудий.

Мыс покрыт редколесьем, которое представляет уникальные средиземноморские растения (около 500 видов). Фауна этой территории довольно разнообразна — каменная куница, ласка, косули, горнокрымская лисица, дикие кабаны, леопардовый полоз.

С 1982 года на мысе организован ландшафтный заказник.

Объект 825 ГТС — немного истории

После Второй мировой войны США начали разрабатывать план атомной бомбардировки крупнейших городов и ключевых военно-стратегических объектов СССР. И.В. Сталин в свою очередь принял решение о строительстве стратегического объекта, где в случае угрозы ядерной войны могли быть скрыты подводные лодки.

Рельеф Балаклавской бухты оказался настолько подходящим для этой цели, будто о военной базе позаботилась сама природа. Предполагалось, что секретное убежище в горе Таврос может выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт.

  • Строительство объекта № 825 ГТС (гидротехническое сооружение) по проекту специалистов ленинградского института «Гранит» стартовало в 1953 г. и велось буровзрывным методом круглосуточно.
  • Объект, предназначавшийся также для обслуживания и ремонта подлодок, включал в себя канал с сухим доком, ремонтные цеха, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедную часть.
  • В горе был вырыт подземный завод, к которому вёл скрытый от посторонних глаз канал, пронизывающий гору Таврос насквозь. Глубина канала составляет 8 м при ширине 10-24 м, общая его длина – более 600 м.

Вход и выход на завод были защищены батопортами, буквально выдвигающимися из скалы и закрывающимися маскировочной сетью. Сеть была так искусно подобрана под окружающий горный ландшафт, что даже местные жители не догадывались о существовании объекта до 1993 г.

Завод пришёл в упадок в 80-х годах прошлого столетия, а с развалом СССР и вовсе перестал существовать. После раздела Черноморского флота подземный комплекс остался без охраны. Из-за этого почти всё имущество было разграблено.

Что посмотреть в Музее подводных лодок в Балаклаве (Севастополь)

Сразу стоит отметить, что посетителям музея предлагаются два разных маршрута.

Маршрут №1. По этому маршруту проходит экскурсия продолжительностью 2 часа. Экскурсовод проводит группу по туннелю длиной 600 метров до самого выхода из комплекса, который находится в восточной части. Всего на маршруте находится 12 остановок, о которых я расскажу чуть ниже.

Маршрут №2 предлагается людям пожилого возраста, детям и лицам с ограниченными физическими возможностями. Специально для них предусмотрен маршрут экскурсии, которая проводится на катере по каналу. В ходе экскурсии посетителям показывают схему расположения помещений и объектов комплекса, рассказывают о технологии погрузки боеприпасов на подводные лодки и историей базы.

В ходе экскурсии туристов ожидает прогулка по большому искусственному туннелю, который проходит вдоль канала наполненного морской водой. Сквозной канал проходит через всю гору. Во время экскурсии экскурсовод покажет цехи, жилые помещения, медицинские кабинеты и макеты подводных лодок и снарядов. Среди прочего, можно увидеть, в какой форме работал обслуживающий персонал.

Макеты подводных лодок нужно интерпретировать в соотношении 1:1000. Например, в музее находится макет лодки 4-го поколения. Ее форма обтекаемая, а корпус имеет прорезиненное покрытие, благодаря чему обнаружить ее на радарах  было практически невозможно, за что она и получила название «Черная дыра». Эта модель использовалась на съемках российского фильма «72 метра».

Во время проведения осмотра музея экскурсоводы включают аудиозвуки, записанные еще во время работы подземной базы. Можно услышать шум работы различных механизмов, стуки, голоса людей. Все это позволяет окунуться а атмосферу того времени и представить себе, как здесь обстояли дела.

Экскурсия по комплексу длится около двух часов. За это время посетители могут осмотреть только половину музейного комплекса. В дальнейшем администрация города планирует расширить территорию современного музея и пополнить его новыми экспонатами.

При входе в тоннель можно посмотреть размещенные на стендах фотографии и ознакомиться с историей базы подводных лодок.

В Минно-торпедной части на подводке лодках проверялось состояние боеприпасов. В эту часть торпеды подвозили на специальных тележках, которые перемещались по колеям.

Сухой док был отведен для ремонтных работ, в которых нуждались подводки.

Арсенал. В этом помещении находились снаряды, которые развозили на специально предназначенных для этого контейнерах. Сегодня здесь располагается самая большая часть экспонатов музейного комплекса.

Открытая площадка на выходе из арсенала служила платформой для загрузки и выгрузки.

Интересные факты о музее

Поскольку строительство объекта проходило тайно, то отсутствие информации порождало множество слухов и домыслов. По этой причине местные жители могли лишь догадываться, что происходит на территории объекта.

Один мой знакомый из Балаклавы рассказывал, что его отец работал на базе в течение многих лет, но все это время семья не знала, что он был рабочим на базе и обслуживал подводные лодки. Только после того как объект был рассекречен, отец семейства рассказал, где он работал на самом деле и какую работу выполнял.

Выше в статье я уже говорила о том, что местные жители думали, что этот объект был городской телефонной станцией. Итак, теперь немного интересных фактов об этой самой «станции»:

  • Если в городе исчезало электричество, это означало, что в штольню заходила подводная лодка. Прибывали подводки только в темное время суток.
  • Для придания прочности стенам доков и тоннеля в бетон добавляли жидкое стекло.
  • Подземная база могла выдержать удар ядерной бомбы, который бы в 5 раз превышал по мощности удар, который пришелся на Хиросиму.
  • Дверь, преграждающая попадание в тоннель, весит около 24 тонн.
  • Горная порода, которую вывозили из недр горы, могла бы заполнить пирамиду Хеопса изнутри.
  • При выкачивании воды из дока, когда в него заходила подводка, на его дне оставалось много рыбы, которую матросы собрали и коптили. Если над Балаклавой появлялся запах коптящейся рыбы, это означало, что на ремонте в доке стоит очередная подлодка.
  • В 2007 году на базе подводных лодок снимали египетский фильм «Таймур и Шафика».
  • Раз в два месяца с рабочими цеха проводилась беседа в КГБ. После этого, люди шутили, говоря «Хочешь жить — потеряй память».
  • Гражданских, работающих на заводе, не работу сопровождали вооруженные матросы.

Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) на интерактивной панораме

Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).

Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные. Предназначены для перекрытия проема размером 4х5,6 м. Ворота представляют собой сварные коробки из стали, заполненные внутри бетоном и подвешенные на петлях к закладной раме. Части ворот приводили в движение гидравлические механизмы. Общий вес одной «дверцы» около 10 т. Ворота впечатляют, все-таки подлодки были на ядерном топливе, лучше лишний раз обезопаситься.

Всякие разные рубильнички с циферблатиками и стрелочками, ух!

Есть муляж военного корабля? Давай сюда, у нас тут места много, а посетителям на радость, лишь бы глазу было за что зацепиться.

Периодически в коридоре включали красные лампочки и делали “пип-пип-пип”, чтобы посетители могли сделать прикольненькое фотки в тоннеле с аварийной подсветкой.

Маленькая ракета на большой тележке на перекрестке рельсовых путей.

Если ясно показать на лице подлодников морскую болезнь, будет более натурально. Все-таки месяцами плавать в тесной железной коробке удовольствие не для клаустрофобов.

– Сейчас я нажму большую кнопку и эта ракета будет преследовать вражеский корабль! Вечно! Ну и что, что она без начинки…

Оранжевая подлодка — это стильно.

Красный флаг и кусок подлодки. Ну а куда его еще, не на цветмет же!

Наверное, если подлодники знают о такой толщине металла и воздушной прослойки, отделяющих их от смерти, им становится не так страшно.

А тут можно выбрать себе любую понравившуютя каюту.

У каждого посетителя базы обязательно есть фотография с пультом управления, а рычажки там, пожалуй, иногда все-таки да отваливаются.

А вот подводная лодка в разрезе — уже интересно, ну как, как они там все умещались?

Квартирка как в лучших традициях Японии и Гон-Конга.

На “окнах” виднеется что-то вроде занавесок, чтобы светящиеся монстры морских глубин не мешали спать по ночам?

Не черный ящик а оранжевый шар, в жизни должно быть больше необычного и позитивного.

Визир батарейный командирский ВБК-1. Визир использовался для наблюдения за стрельбой, а также для автоматической передачи направления до цели (азимута) на центральный пост. На колонне расположены монокуляр и бинокуляр. Возможность 5х и 12х увеличения.

О как, а ты всю жизнь не знал, зачем нужен силикогель, а здесь его еще и сушат.

В конце маршрута традиционные сувениры

На выходе из музея можно встретить маленький голубенький самолетик. ЯК-38 — советский палубный штурмовик, серийный самолет вертикального взлета и посадки. Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 (“Киев”. “Минск”, “Новороссийск”, “Баку”).

Вот так закончилась целая страница истории нашей страны, холодной войны и когда-то один из самых секретных объектов страны был разграблен только чудом и остался музеем.

Заброшенный объект 825ГТС, Балаклава, Крым

Военное
16-июн, 2011
staler_grif
25 102

Ошибка

ИсторияВ период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшего в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В нее бы вошли тематические экспозиционные залы, размещенные в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той — без выстрелов — воистину холодной войне в океанских глубинах.В 2001-2002 годах подземный завод в Балаклаве посетили Посол КНР г-н Ли Гиобанг, посол Италии г-жа Брунетти Гетц, посол Израиля г-жа Анна Азари. А ведущий телекомментатор американской компании СММ МакЛафлин после выхода из подземного города не удержался, вытащил свой перочинный нож и нацарапал на стене подходной потерны свое имя… Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля графиня Кларисса Идеи. Абсолютное большинство иностранных туристов из Голландии, Великобритании, США и других стран называют этот объект «чудом инженерной техники СССР».Музей создан согласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г. «О создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины — Военно-морского музейного комплекса „Балаклава“». После преобразования объекта в филиал Центрального музея Вооруженных Сил Украины начался новый этап в его истории. В Военно-морской музейный комплекс входит подземная часть завода, арсенал, а также морской причал и несколько зданий. Открытие филиала состоялось 1 июня 2003 г. К открытию реставрационные работы не проводились. Железобетонные конструкции обладают высокой долговечностью, но состояние металлических конструкции комплекса в аварийном состоянии. К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из СВВМИУ, т. к. это училище прекратило свое существование в 1991 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища.Возможность восстановления базыСогласно сообщениям в прессе от мая 2010 года, руководство Черноморского флота России рассматривает возможность восстановления базы в Балаклаве и возобновления ее использования по прямому назначению, однако министр иностранных дел Украины Константин Грищенко опроверг эту информацию, сославшись на Конституцию Украины.

Режим работы музея и информация для посетителей

Сейчас я бы назвал условия посещения подземного комплекса в Балаклаве строгими (в 2011-м можно было ходить в этот музей, как угодно, и делать там, что хочешь):

Понедельник и вторник — выходные.

  • Музей работает со среды по воскресенье с 9.30 до 16.00. Время работы кассы: с 9.20 до 15.50. Обеденный перерыв: с 12.55 до 13.25. Начало последней экскурсии: 16.00.
  • В летний сезон, на майские праздники и в новогодние каникулы билеты заканчиваются ориентировочно в 14.00.
  • Посещение музея возможно только в сопровождении экскурсовода. Свободное посещение музея без экскурсионной группы запрещено (в 2011-м я гулял по тоннелям этой подземной базы свободно).
  • Температура в замкнутом подземном пространстве +16°С, влажность 90 %.
  • Время обзорной экскурсии 1 час 20 минут. Протяженность маршрута 1 км. На территории музея туалетов нет.
  • Любительская фотосъемка осуществляется бесплатно, но без права публикации в печатных и электронных изданиях (я сделал свои фотографии до этого запрета).
  • Дети до 5-ти лет в музей не допускаются. Вход с животными запрещен. Видеосъемка запрещена. Вход в пляжной одежде запрещен.

Режим работы, правила посещения музея и другая информация для посетителей подземной базы подводных лодок

Памятные плиты у входа в музей

Рядом со входом в музей стоит памятная плита, на которой перечислены подводники-черноморцы, удостоенные звания Героя Советского союза, и краснознаменные и гвардейские поводные лодки Черноморского флота.

  • Краснознаменные подводные лодки Черноморского флота (ЧФ): Л-4, С-31, Щ-201, Щ-209, М-111, М-117, А-5.
  • Гвардейские подводные лодки ЧФ: С-33, Щ-205, Щ-215, М-35, М-62.

Памятная плита «Помни войну! 1941–1945» перед входом в музей подземного военно-морского комплекса в Балаклаве (фото можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

Рядом с памятной плитой «Помни войну! 1941–1945» в Балаклаве стоит плита со списком подводных лодок Черноморского флота (с фамилиями командиров), завоевавших призы Главнокомандующего ВМФ с 1967-го по 2010-й годы.

Памятная плита «Помни войну! 1941–1945» и плита со списком подводных лодок Черноморского флота, завоевавших призы Главнокомандующего ВМФ (фото можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

По подземному каналу музея можно прокатиться на лодке. Водные экскурсии по этому тоннелю для подводных лодок проходят раз в 30–40 минут.

Туристы забираются в лодку. На дальнем плане — Балаклавская бухта

Эта подземная гавань субмарин, которая во время холодной войны была секретным военным объектом с номером 825 ГТС (или К-825), является одной из главных достопримечательностей Балаклавы и Балаклавской бухты.

Начинается водная экскурсия по подземному коридору для подводных лодок

В этом подземном тоннеле могло поместиться около 7-ми небольших дизельных подводных лодок. Кстати, у меня появился знакомый, который служил в Балаклаве в то время. Если получится, то я разузнаю у него поподробнее об этом секретном объекте.

С другой стороны этого подземного канала можно увидеть каменные штольни

А это — вход в музей

Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS: N 44.497362, E 33.596749.

Хотя сама Балаклава функционирует в качестве военного порта в течение многих столетий, база подводных лодок была построена в 1957 году. Это было во время холодной войны, на фоне бряцания оружием между США и СССР, Сталин издал директиву о создании парка атомных подводных лодок в Черном море. С этого указа и началось монументальное строительство подземного парка. Поскольку объект был секретный ему присвоили название «Объект 825 ГТС»

Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии. По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы. Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.

Началось грандиозное строительство секретного объекта. Этот объект строили четыре года, более 120 тонн породы были вырезаны и кропотливо удалены, чтобы сформировать огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.
После окончания строительства было рассчитано, что база подводных лодок в Балаклаве практически не поддается разрушению: ее доки и коридоры защищены оболочкой из бетона и стали, способны выдержать прямой ядерный удар до 100 килотонн.

Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.
База подводных лодок в Балаклаве
интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе. Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.
Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.

В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.

В Балаклаве Военно-морской музейный комплекс был основана Министерством обороны Украины 30 декабря 2002 года и открыт для посещения 1 июня 2003 года. План музея включает части 600-метрового центрального тоннеля, пустое хранилище ядерного арсенала, а также ряд жилых кварталов и подсобных помещений, доки подводных лодок.
Военно-морской музейный комплекс
находится на западной стороне бухты, которая проходит практически через весь город. Комплекс пещер объекта, тянется на расстояние более 600 метров, до входа из второго отверстия на противоположной стороне горы Таврос.
Военно-морская база, та часть которая относится к музею — это примерно 30% всего комплекса. Эта часть сейчас отремонтирована и поддерживается при постоянной температуре 15 градусов Цельсия.

Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.
На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок. Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.
В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.

В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»

Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.

Музей подводных лодок

Площадь музейного сооружения составляет больше 5 тысяч квадратных метров. Оно было оборудовано максимально глубоко в скальных образованиях. Считалось, что разрушить стены комплекса не смогла бы даже мощная атомная бомба. Расстояние от стоянки подлодок до поверхности – 126 метров.

Самым охраняемым местом считался арсенал. В годы боевой готовности сооружение было забетонировано со всех сторон, здесь хранились, тестировались, обслуживались ядерные и боевые части. Сейчас в этом помещении представлены уникальные экспонаты. Кроме того, посетителям будет чрезвычайно интересно посмотреть:

  • На подземный док. Помещение предназначалось для обслуживания подлодок. Док содержался в сухом состоянии, все свободное время его надежно отгораживали от канала. И только перед непосредственным появлением субмарины док заполнялся водой.
  • На проект «Тритон 1 М». Экспонат представляет собой сверхмалую подлодку. Находится боевой образец на специальной преддоковой площадке.
  • На потерну. Специальное сооружение, являющееся своеобразным транспортным тоннелем. Ранее это место служило убежищем для персонала, использовалось для перемещения оборудования или торпед. В наши дни здесь представлена современная экспозиция «Подводные силы России».

Во время получасовой экскурсии на катере посетители горы Таврос могут увидеть уникальные экспонаты – настоящую морскую мину и стометровый сухой док, расположенный на уровне 8 м относительно уровня моря.

Как строили подземную базу подводных лодок в Балаклаве

Появление в США ядерного оружия заставило СССР ускорить работы по его созданию. А когда оно появилось, разработать систему, которая в любых условиях позволит произвести удар возмездия. Частью его и стала подземная база подводных лодок в Балаклаве под Севастополем.

Место было выбрано не случайно: глубоководная бухта, выход из которой не виден с моря, гора Таврос, которая сама по себе серьезная защита. Балаклаву тут же закрыли\засекретили, создали управление № 528, которое за 8 лет (с 1953 по 1961 год) и построило это уникальное фортификационное сооружения.

Объем работ поражает! Вывезли порядка 120 тысяч тонн породы. Причем ночью на баржах. Вываливали в воду, в открытом море. К строительству привлекали метростроевцев, только у них был опыт бурения каменистых пород и создания в них надежных тоннелей.

Что спрятано в горе Таврос?

В итоге подземная база подводных лодок, это помещения и тоннели общей площадью 9600 м², плюс канал длиной 602 м, глубиной 8 м, шириной 12-22 м. Этого было достаточно для размещения 7 лодок проектов 613-го и 633-го (среднеразмерные, электро-дизельные, несущие ядерное оружие), а также для завода, где ремонтировали и обслуживали эти типы подлодок. Кроме того, под землей хранили боеприпасы для них, в том числе ядерные.

Все было предусмотрено для сохранения полной секретности, а также автономного выживания на случай ядерной войны. Выходы из горы перекрывались батопортами – мощными гидротехническими затворами весом 150 тонн.

Инкерманский завод марочных вин

Где находится: на улице Малиновского, 20Как попасть: записаться на экскурсию по телефону +8 800 201-00-11, +7 978 000-17-04 или +7 978 000-17-76Сколько стоит: экскурсии проводят ежедневно в 10:00, 13:00 и 15:00. Без дегустации она длится 45 минут и стоит 350 Р. Посетители, которые хотят попробовать напитки, платят 800 Р и проводят на экскурсии 1,5 часаГде почитать подробнее: про завод — на его сайте, про штольни — на сайте диггеров

Немного истории. Инкерманские штольни появились еще в 4—5 веке до нашей эры. Тут добывали камень для строительства Херсонеса, Ласточкиного гнезда, Ливадийского, Воронцовского и Массандровского дворцов.

В начале 20 века общая протяженность каменоломен составляла 30 км, а глубина — до 100 м. Со временем некоторые штольни становились заброшенными — севастопольцы начинали использовать их под свои нужды. В 1937 году одну из штолен купил Инкерманский завод марочных вин и разместил в ней погреба для напитков.

В предвоенное время штольни отошли военным, в них тоже строили подземный город: казармы, склады для техники, аптеки, жилые помещения. В конце 1941 года здесь укрывалось до 10 тысяч жителей Инкермана и ближайших поселков. В июне 1942 года рядом со штольнями находились немцы, их танки и артиллерия. Отбиться от них не смогли, и военное командование решило взорвать семь штолен вместе с находящимися там людьми. По официальным источникам, тогда погибло до 300 человек, по неофициальным — гораздо больше.

В послевоенное время разрушенный Севастополь начали отстраивать — пригодился камень из 16 сохранившихся штолен. Еще в них держали продовольственные, артиллерийские и ракетные запасы Черноморского флота. К 1980 году пустых штолен практически не осталось. В 1991 году сократили состав флота и количество боеприпасов. Через три года отсюда вывезли остатки оружия.

Что сейчас. Современный Инкерманский завод марочных вин построили в штольнях в 1961 году. Его общая подземная площадь — примерно девять футбольных полей. Это один из крупнейших заводов в мире.

На потолке и стенах до сих пор можно увидеть следы от вырезки камня, который перестали использовать, так как появились более современные материалы для строительства.

Работница завода интересно и живо проводит экскурсию по подвалам, отвечает на все вопросы. Она кратко рассказала про историю штолен и больше внимания уделила дубовым бочкам и процессу настаивания вина. Внутри завода комфортная температура — +15 °C.

Чем интересен Музей подводных лодок сегодня?

Музей подводных лодок в Балаклаве открылся в 2003 г. – спустя 10 лет после закрытия и ликвидации секретной военно-морской базы. Среди его экспонатов много всего интересного, особенно настоящая подлодка, пришвартованная у подземного причала центральной штольни.

Но главные достопримечательности – это сами сооружения Объекта 825ГТС, представленные в виде тематических экспозиций, что особо интересно для всех без исключения посетителей.

Экскурсия проводится по многим помещениям бывшей базы, но далеко не по всем. Общая площадь всех коммуникаций составляет более 5000 кв. м – это настоящий лабиринт, подобный Кносскому. Многие залы находятся в аварийном состоянии, туда редко заходят даже музейные работники, не говоря о туристов. Но и представленных для осмотра отделов вполне хватает, чтобы получить незабываемые впечатления.

Экскурсионный маршрут проходит по основному, центральному тоннелю, имеющему протяжность 500 м. В его центре пробит проходной канал для подводных лодок длиной 400 м, шириной от 12 до 22 м и глубиной 8 м. Здесь же расположен и сухой док, предназначенный для ремонта субмарин, его длина равняется 110 м.

По обеим сторонам на 300 м тянутся потерны с бесчисленными цехами и мастерскими. Входы в тоннели, штольни и некоторые цеха защищены противоатомными дверями с гидрозатворами, изготовленными из армированного бетона, способные выдержать ядерный удар.

Экскурсия по комплексу платная, но цены более чем демократические, можно даже сказать символические. Делать фото здесь разрешено, причем совершенно бесплатно, а вот за съемку на видеокамеру придется немного доплатить. В летний период эта достопримечательность Балаклавы открыта ежедневно, зимой же – только в выходные дни.

Объект № 221 — Запасной командный пункт Черноморского флота в горах

Строительство одного из самых крупных подземных бункеров стало ответным мероприятием на американский чудовищный план ядерной войны под названием «Drоp Shot», по которому на территорию Севастополя было намечено сбросить более десяти атомных ракет. Руководство СССР понимало, что потерять свою основную южную базу ЧФ ни в коем разе нельзя, поэтому было решено возводить подземные обустроенные казематы огромных масштабов.

Разместить ЗКП ЧФ, было решено на глубине нескольких сотен метров в скале Алсу. Именно там смонтировали огромный, многоуровневый бункер, способный выдержать атомный удар. Из этого стратегического объекта планировалось управление атомными субмаринами, а в случае ядерной войны в него могли быть эвакуированы десять тысяч офицеров и военных младшего ранга. Вы можете себе представить, какого размаха строительство было развернуто?

Возведение пункта было уже практически завершено, когда СССР распался. Финансировать такой масштабный проект стало некому, да и у Украины, собственно, не было ни одной атомной субмарины. В результате ЗКП ЧФ подвергся безжалостному демонтажу.

Сегодня по запутанным коридорам бункера экскурсоводы водят туристов, а некоторые местные жители по-прежнему живут по принципу: «Тяжело, но дотащим». Брошенный в руки вандалов «двести двадцатый объект» уничтожается под соплами резаков металлоломщиков. Экскурсионные компании неплохо зарабатывают на туристах, заманивая их на некогда секретный объект, а мародеры так и продолжают набивать карманы деньгами от продажи выпиленного металла. Объект доступен каждому желающему, и при первом знакомстве с ним понимаешь, насколько масштабная и монументальная работа была загублена Украиной. Следует предупредить любителей заброшенных объектов, что без гида туда лучше не соваться – на территории бункера есть дыры в полу и тоннели, затопленные водой, что может быть смертельно опасным. Да и в таких громадных размерах комплексе легко заблудиться.

Переход Крыма под крыло горячо любимой Родины местные жители ждали долгие 23 года. И может сейчас в руках умелых хозяйственников некогда важные стратегические объекты обретут новую жизнь, ведь угроза от янки, желающих насадить свое мировое господство, теперь возобновляется с новой силой. А вот тут как нельзя, кстати, мы полностью защищены, надо лишь возродить то, что намертво строили в СССР, и так безжалостно было загублено «дружелюбной» нынче Украиной.

Предыдущая запись Как вывести деньги с Webmoney в Крыму?
Следующая запись 7 млрд на новые пограничные пункты в Крыму

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: