Крестовоздвиженский собор (калининград)

Внутреннее убранство

Интерьер храма был оформлен в основном берлинским художником
Эрхстом Фейем. Витражи храма были созданы по эскизам
кёнигсбергского художника Герхарда Айзенблеттера. Другой
кёнигсбергский художник Якоб оформил купель для крещения, кубок для
причастия и алтарный светильник.

Над боковыми нефами церкви располагались балконы.


Ελενα μεγάλος @ Foursquare

Довоенное убранство не сохранилось. После передачи здания
православной общине оно было оформлено заново по правослвным
канонам. Главная достопримечательность нынешего храма —
уникальный янтарный иконостас.


Vkontakte User @ Vkontakte

Как проходит богослужение

В храме имеются верхний и нижний залы. Богослужения проходят в верхнем, там же, где находится янтарный иконостас. В церкви проходят литургии. Литургия — это самое значимое христианское богослужение, в течение которого происходит главное таинство – Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Прежде чем начать службу прихожане пишут записки о живых и уже покойных. Суть в том, что в течение службы верующим предоставляется шанс несколько раз помянуть своих близких, родственников и друзей, и записки – это один из таких шансов.

Начинается служба с чтения Часов — непродолжительного богослужения, молитвенно освещающего определенное время суток (с шести утра до шести вечера). Пока прихожане и чтец молятся, священник осуществляет проскомидию.

Литургия состоит из трех частей:

  1. Проскомидия — то, что называют подготовкой перед началом Литургии. На ней заготавливаются хлеб и вино, которые после по молитвам священника претворятся в Тело и Кровь Христову.
  2. Литургия оглашенных. Следует после прочитанных Часов. Ее именуют так потому, что к ней допускаются не только члены Церкви, но и те, кто только готовится принять Крещение.
  3. Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимской песнью.

Затем священник, который несет перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и читает молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После этого они совершают Великий вход в алтарь.

Проходят также вечерние богослужения — служба, совершаемая в конце дня, вечером.

С 1989 года в соборе существует собственный хор, принимающий участие в богослужениях по субботам, воскресеньям и православным праздникам.

Немного истории

Строительство храма на острове Ломзе (сегодня это остров Октябрьский) стало необходимым в связи с началом жилой застройки этого района: имеющиеся церкви находились довольно далеко. Участок под строительство был определен еще в 1913 году, но постройку приходилось откладывать дважды: первый раз из-за Первой мировой войны, а второй из-за особенностей предложенного проекта, который признали неудачным.

В конечном итоге, первый камень заложили в 1930 году, а осветили готовый новый храм в 1933 году. Возведение финансировалось церковными общинами, а также правительством. Реализованный проект был создан берлинским архитектором Артуром Киктоном, который до этого много работал над восстановлением храмов в Иерусалиме. Киктон придумал целый комплекс строений: не только здание церкви, но и дом для встреч общины и апартаменты священника.

Во время Второй мировой войны был сожжен купол южной башни, но в целом здание пострадало незначительно. В послевоенные годы, храм, как и многие другие в СССР, не использовался по назначению. Здесь работали автомастерская и фабрика снастей для рыбной ловли. К сожалению, здание бессистемно перестраивали, нагружали фундамент дополнительными перекрытиями, во времена, когда здесь размещалась фабрика, собор нес на себе тяжесть многотонного оборудования, создававшего вибрацию. В результате чего фундамент не выдержал нагрузки, а стены дали трещины.

В 80-х заброшенное здание было передано православной церкви, и к середине 90-х годов собор был восстановлен. Правда, внутреннее убранство храма не было сохранено, после реконструкции внутри храм оформили в соответствии с православными канонами. Уникальным элементом и достопримечательностью церкви считается янтарный иконостас, освещенный в 2000 году.

До освещения в 2006 году калининградского Храма Христа Спасителя Крестовоздвиженский Собор являлся кафедральным собором Калининградско-Смоленской епархии Русской Православной Церкви.

История собора в XVIII-XIX веках

Бюрократия в России была сильна во все времена. На различные согласования и сбор необходимых средств потребовалось больше 15 лет. Само строительство заняло два года.

История не сохранила имени автора проекта, но по документам известно, что рабочими руководил немецкий архитектор Иоганн Якоб Шумахер. Это был опытный зодчий, который уже возвел несколько гражданских зданий и церквей в Санкт-Петербурге. В 1749 году новый храм был готов, и его освятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня.

В 60-е годы XVIII века рядом появилась теплая церковь Тихвинской иконы Богоматери. Ее построили на деньги торгового человека И. Ильина.

В начале XIX столетия архитектор Александр Иванович Постников подготовил проект высокой колокольни. К 1812 году строительство было завершено. Перед двумя храмами появилась надвратная четырехъярусная башня со шпилем, и она сразу же стала архитектурной доминантой города.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1850-е годы собор пережил второе рождение. Талантливый архитектор Егор Иванович Диммерт полностью перестроил здание в лучших традициях необарокко. При этом он сохранил часть стен и фундамента каменного храма XVIII века. Лепные работы для обновленного собора выполнил искусный мастер Тимофей Дылев, а иконы написал изограф Коротков.

С 1856 года в течении 18 лет настоятелем храма был известный просветитель и педагог Иоанн Константинович Яхонтов. Благодаря его усилиям и спонсорской помощи купца И. И. Шигалева, под сводами церковной колокольни появился храм Кирилла и Мефодия. Архитектурный проект для небольшой церкви подготовил Людвиг Федорович Бульери.

Год от года Санкт-Петербург рос и расширялся. Лиговская сторона давно не была окраиной, а название «Ямская слобода» осталось только в памяти историков. В храм приходили молиться жители Лиговки и казаки, которые несли воинскую службу в городе.

На рубеже XIX-XX веков приход собора был один из самых больших в епархии. Он насчитывал более 14 тысяч человек. При храме существовали Общество помощи бедным, богадельня для престарелых женщин, бесплатная столовая, приют для детей и церковно-приходская школа.

Как появился храм

Более века назад, в 1913 году, началась активная застройка новых районов немецкого города Кенигсберга. На острове, находящемся на достаточном удалении от центра города, не было своего приходского храма. Лютеранской общиной приобретен участок земли под застройку. Велись работы по созданию проекта. Первый вариант проекта храма, предоставленный на рассмотрение общины, не устроил многих. Строительство затягивалось. А после начала войны в Европе откладывалось еще дальше. 

Только в 1925 году лютеранская евангелистская община вновь вернулась к идее возведения приходского храма. Из Берлина приехал архитектор Артур Киктон, который должен был создать проект новой церкви. Он уже был признанным мастером. Несколько лет работал в Святой Земле над проектами реконструкций похожих объектов. Закладка первого камня произведена в июне 1930 года, а уже в мае 1933 года произошло освящение Кирхи Креста или Кройцкирхе. Внутренний интерьер церкви создавал художник из Берлина Эрхст Фейем. Витражами на окнах занимался местный художник из Кенигсберга Герхардт Айзенблеттер.

В годы второй мировой войны во время бомбежек разрушена башня с южной стороны, сгорела кровля. Разрушены перекрытия между этажами. В последующие годы со вступлением города в состав Российской Федерации здание по назначению уже не использовалось. В нем поочередно находилась база тралового флота, автомобильная мастерская, затем цех, занимавшийся изготовлением рыболовных снастей. Стены бездумно нагружали дополнительным оборудованием, что привело к образованию трещин. Здание забросили и не использовали. 

Во второй половине восьмидесятых годов прошлого столетия, когда множество православных верующих на религиозные службы стали отправляться в соседний населенный пункт, решено было организовать храм в городе. Здание кирхи передано православной епархии, начался период восстановления. 

Судьба храма в XX веке

После революции собор закрыли не сразу. Богослужения шли до начала 1930-х годов, пока в стране не начались массовые гонения на верующих. Сначала городские власти ликвидировали Тихвинскую церковь. Культовое здание отдали под школу. Потом здесь создали производственные мастерские, а часть помещений отошла радиотехническому техникуму.

В 1938 году пришла очередь Крестовоздвиженского храма. Во время репрессий восемь священников были расстреляны, и собор на долгое время закрылся для прихожан. Здание переоборудовали под хранилище фильмов. Новые складские перекрытия и поперечины существенно исказили интерьеры и обезобразили храм.

Потом началась война. Во время артиллерийских обстрелов Ленинграда в собор попало несколько снарядов. Однако, это была не единственная беда. В первую зиму блокады в храм свозили тела умерших от голода ленинградцев. Их не хоронили, потому что стояли страшные холода. Только весной 1942 года мертвые жители города получили последний приют на Волковском кладбище.

После войны в соборе разместили реставрационные мастерские. Несколько лет внутри стояли тяжелые деревообрабатывающие и токарные станки. Пол покрывал толстый слой асфальта, в притворе была баня, а в алтаре раздевались рабочие.

Скульптуры апостолов Павла и Петра в нишах соборной колокольни

В 1991 году произошла передача старинной постройки казачьему приходу города. По документам состояние храма оценивали как «руины». Он походил на огромный сарай с полуобвалившейся штукатуркой.

Сначала нужно было убрать территорию от мусора и собрать деньги на строительные материалы. Первое богослужение прошло в 1993 году. Масштабная реставрация всех церковных построек заняла более 10 лет.

Храмы-предшественники

В первой половине XVIII века Санкт-Петербург был совсем небольшим городом. На месте современного Лиговского проспекта проходила дорога в Новгород – единственный тракт, который связывал берега Невы с Россией. Рядом с проезжей дорогой жили семьи ямщиков, и постепенно здесь образовалась Ямская слобода.

Православные христиане не имели своего храма, поэтому в 1710 годах они соорудили маленькую часовню на местном кладбище. Правда, через три года деревянная постройка сгорела во время пожара.

Ямщики собрали средства, составили прошение и в 1718 году после разрешения архимандрита поставили на погосте небольшую церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Одноэтажный храм выглядел очень скромно. Вытянутое здание имело высокую покатую крышу и узкий шпиль с крестом.

Вид Крестовоздвиженского собора

Через некоторое время рядом появилась деревянная звонница, но колоколов для нее не было. Это были годы, когда по указу Петра I «лишние» колокола из российских монастырей привозили в Санкт-Петербург и отливали из них пушки. Четыре колокола не стали отдавать литейщикам, а повесили на новой колокольне.

В 1730 году случился еще один пожар. Разбушевавшийся огонь спалил деревянный храм дотла. Сокрушенные прихожане собрали деньги и выкупили на Охтинских заводах старую часовню. Так на пепелище появился еще один деревянный храм.

К сожалению, век его был не долог. Деревянная постройка быстро пришла в негодность. Через несколько лет стены обветшали, а кровля стала протекать во время дождя. Огорченные прихожане Ямщицкой слободы составили новое прошение в епархию и попросили разрешить им построить каменный храм.

Фасад Крестовоздвиженского собора

Месторасположение здания

Оказавшись в Калининграде и имея цель увидеть Крестовоздвиженский собор, нам важно знать его адрес. Церковь располагается на Октябрьском острове Калининграда по улице генерала Павлова, строение 2

Остров отделен от «большой земли» рекой Новая Преголя с севера и рекой Старая Преголя с юга. Вам нетрудно будет найти улицу, кирха находится недалеко от центральных достопримечательностей, таких как остров Канта, Кенингсберский собор и «Рыбная деревня».

Как добраться

Добраться вы можете 3 способами:

  1. Если вы решите добираться пешком, то это всего в 500-600 метрах от острова Канта и Кенингсберского собора. Или вам потребуется 5-7 минут, чтобы пройти от Рыбной деревни, городской Художественной галереи.
  2. Воспользовавшись общественным транспортом, можно добраться до остановки «Калининградгражданпроект» на Московском проспекте (много рейсов маршруток, троллейбусов, автобусы – только № 49) либо до «Рыбной деревни» на Октябрьской улице (трамваи и маршрутки).
  3. Если же вы решите добираться на машине, то вас легко сориентируют координаты на карте для GPS: долгота 20°31ˈ20.88″E (20.522466), а широта 54°42ˈ20.69″N (54.705746).

Собор открыт для посетителей с 9 утра до 5 часов вечера с понедельника по пятницу включительно. В субботу время посещение определено с 9:00 до 20:30, а в воскресенье – с 7:00 до 20:30.

Внутренний интерьер

От первоначального оформления в храме практически ничего не сохранилось. Восстановлен в канонах русской православной церкви и по всем ее правилам. Собор двухъярусный. На первом этаже находится придел, посвященный Великому князю Александру Невскому. Здесь нет яркого света. Окна небольшие и находятся вдали от алтаря. Установлен резной деревянный с позолотой иконостас. Сумрак и строгость помещения наводят на мысли о вечном. 

Посещение храма проще осуществить в выходные или праздничные дни, когда проходят религиозные богослужения. Службы расписаны на месяц вперед. Ознакомиться с графиком можно в храме и на официальном сайте собора.

Верхний храм условно разделен двумя рядами колонн на три независимых нефа. Все помещение пронизано светом благодаря большому количеству закругленных окон. В храме в 2000 году установлен и освящен уникальный янтарный двухъярусный иконостас. Увидеть его можно во время богослужений. В соборе создан хор, сопровождающий все религиозные службы. Он постоянный участник фестивалей хорового пения в России и за рубежом.

Архитектурные особенности

Вход на территорию соборного комплекса находится со стороны Лиговского проспекта. Туристов и паломников встречает стройная колокольня со шпилем. Она поднимается на 60 м, и поэтому хорошо видна из прилегающих кварталов.

Два дугообразных пролета со спаренными колоннами соединяют колокольню с невысокими часовнями. В нишах установлены скульптурные изображения апостолов Павла и Петра. Наверху тоже можно увидеть восемь статуй апостолов.

Соборные купола

Центральное место занимает старинный Крестовоздвиженский собор. Барочный православный храм выглядит очень празднично. Именно так строили на Руси по время правления императрицы Анны Иоанновны.

Храм имеет форму латинского креста и полукруглую абсиду. Длина здания 53 м, а ширина – 35 м. Вместе с крестом собор поднимается на 41 м. Пять выразительных барочных глав покоятся на больших световых барабанах.

История

В начале XX века началась застройка жилыми зданиями восточной части острова Ломзе (ныне остров Октябрьский). Так как новый район располагался довольно далеко от всех существовавших на тот момент церквей, встал вопрос о строительстве собственной церкви. Участок земли под будущий храм был приобретён альтштадтской приходской общиной в 1913 году, однако строительство не успело начаться, так как течение мирной жизни прервала Первая мировая война.

После войны приходская община вернулась к идее строительства храма. В 1925 году был составлен проект, но он был признан неудачным. Составление нового проекта было заказано известному берлинскому архитектору Артуру Киктону, который до этого уже прославился восстановлением разрушенных землетрясением храмов Иерусалима. Составленный Киктоном проект включал в себя не только собственно церковное здание, но также и дом священника и дом общины.

Закладка первого камня будущего храма состоялась 15 июня 1930 года. Строительство велось на средства Альштадской церковной общины, объединением евангелических общин Кёнигсберга и прусским правительством.

Освящение церкви состоялось 7 мая 1933 года.

В ходе Второй мировой войны Кройцкирха пострадала не очень сильно, хотя сгорел купол южной башни. После войны новые власти стали использовать здание в народохозяйственных целях. В разное время здесь размещались автомастерская и опытная фабрика экспериментальных орудий лова (рыбы). Здание подвергалось неграмотным перестройкам и реконструкциям. Внутри были устроены бетонные перекрытия. В результате не рассчитанный на такие нагрузки фундамент не выдержал. Усилились просадки, в стенах появились трещины. К началу восьмидесятых годов здание было заброшено.

В июне 1986 года (по другим данным — в сентябре 1989 года) здание бывшей Кройцкирхи было передано православной общине. В 1991 году зарегистрирован Кресто-Воздвиженский приход Смоленско-Калининградской епархии РПЦ. Под руководством первого настоятеля Крестовоздвиженского собора протоиерея Петра Бербеничука († 2008) и игумена Аркадия (Недосекова) († 2018), в содружестве с архитектором мастерской центра НТТМ «Синтез» Юрием И.Забугой в —1994 годах здание было восстановлено. Верхний, главный, храм Собора был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в 1994 году, а год спустя был освящен нижний придел — во имя св. благоверного князя Александра Невского.

В январе 2000 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил расположенный в главном приделе собора уникальный янтарный иконостас.

Крестовоздвиженский Собор официально являлся кафедральным собором Калининградско-Смоленской епархии РПЦ, вплоть до освящения Храма Христа Спасителя в Калининграде в 2006 году.

С 2006 года настоятелем является протоиерей Сергий Коротких, руководитель епархиального Отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии РПЦ. В храме также служат: протоиерей Виктор Колисниченко, иерей Александр Камбалин.

Архитектура и убранство сооружения

Здание имеет оригинальную архитектуру. Собор изначально был собственностью лютеранской церкви, что отразилось на его облике.

Внешний вид

Храм имеет необычную форму: он представляет собой греческий (равноконечный) крест. Здание производило бы ощутимо мрачное впечатление, не будь на центральном фасаде мозаики с огромным изображением протестантского креста и орнамента с бурбонскими лилиями и розами ветров.

Облицовка здания выполнена декоративным кирпичом.

Если говорить об архитектурном стиле, то здание в целом можно отнести к позднему модерну, с элементами неоклассицизма. Собор трехнефный. Над западным фасадом возвышаются две башни равной высоты. Башни завершаются куполами и соединены крытой галереей. До реконструкции под галереей располагались часы.

Главным архитектурным элементом западного фасада можно считать внушительных размеров нишу-портал, чью поверхность украшает панно кадинской майолики с большим крестом.

С восточной стороны церкви примыкает дом священнослужителя.

Внутреннее убранство

Убранство храма неоднократно менялось. Изначально интерьер кирхи был оформлен немецким художником Эрхстом Фейем. Витражи были выполнены по эскизам уже другого мастера, Герхарда Айзенблеттера. Другой кенигсберский художник, Якоб, занимался оформлением алтарного светильника, кубка для причастия и купели для крещения. Боковые нефы церкви украшали балконы. Такое убранство храма уничтожила война. Однако более серьезный урон был нанесен в результате послевоенной его эксплуатации и реконструкции здания в начале пятидесятых годов. В ходе реконструкции в храме были установлены новые перекрытия и построен третий этаж. Также изменили форму кровли, теперь она стала выглядеть более полого. Еще пристроили здание хозяйственных назначений.

Когда церковь была передана православной общине, внутреннее убранство было восстановлено в соответствии с канонами православной церкви.

Главная достопримечательность храма — уникальный янтарный иконостас.

Архитектура

В плане здание храма имеет форму греческого (равноконечного)
креста. Здание было трёхнефным. Над западный фасадом возвышаются
две равновысокие башни,
завершающимися куполами. Башни соединены крытой галереей. Прежде (в
немецкие времена) под галереей располагались часы.


Grossus @ WikiCommons

Основная архитектурная деталь западного фасада — огромная
ниша-портал, поверхность которой украшена панно кадинской майолики
с большим крестом. На пересечении перекладин креста была написана
фраза «Слово о кресте являет могущество Господа». С восточной
стороны к церковному зданию примыкал дом священнослужителя. Для
облицовки здания был использован кадинский клинкер —
декоративный кирпич.

Одним из элементов внешнего оформления церкви была скульптура
пеликана, работы скульптора — анималиста Артура Штайнера.
Пеликан аллегорически символизировал христианскую жертвенность.


Masha Linnik @ WikiCommons

В общем здание нельзя однозначно отнести к какому-нибудь
определённому стилю.


Vkontakte User @ Vkontakte

Колокольня и перестройка храмов

Крестовоздвиженский казачий собор (на Лиговском пр.) получил колокольню в 1812 году. В комплекс колокольни вошли две часовни, в нишах расположились скульптуры Апостолов Петра и Павла. Ее высота достигает почти 60 метров. В верхней части находятся гипсовые изображения восьми Апостолов, в нижней части украшением служат изображения четырех Апостолов. Третий ярус колокольни служил местом расположения двенадцати колоколов.

В 1872 году под сводами колокольни, стараниями купца Шигалева в память о почившей супруге, был устроен храм в честь святых Кирилла и Мефодия. Его освятили в 1878 году. Почти через столетие после постройки Крествозвиженская церковь и Тихвинский храм потребовали ремонта. Согласно проекту архитектора В. Моргана перестройка должна была соединить оба строения и стать аналогом Исаакиевского собора, вместимость нового храма предполагала совместное пребывание 2500 человек.

Проект не был реализован по одной причине — район, где стояли церкви давно перестал быть окраиной, здесь проживало много прихожан, и оставить их без храма было невозможно. На первом этапе расширению подверглась Тихвинская церковь, в результате работ она стала шире почти на девять метров, длина увеличилась за счет паперти, в стенах появились арки. Также, были пристроены хозяйственные помещения – сторожка, ризница. После реконструкции Тихвинского храма не осталось средств на финансирование следующего этапа строительных работ, поэтому предпочли получить разрешение на возведение нового собора.

Новый Крестовоздвиженский казачий собор (на Лиговском пр.) начали строить весной 1848 года, внутренние отделочные работы были завершены зимой 1851 года, освятили его в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в начале декабря 1851 года. Придел Рождества святого Иоанна Предтечи освятили в июне 1852 года, второй придел, в честь Николая Чудотворца был освящен 8 июня.

После закрытия

Храм закрыли в 1930 году. Барабан и главу сломали, над четвериком сделали надстройку. Здания, находившиеся на территории церкви снесли. От колокольни остался только нижний ярус. В помещении храма устроили общежитие.

С настенными росписями обошлись безжалостно: сначала их взялись закрашивать, но через некоторое время они стали проступать через побелку. И тогда стенопись стали попросту сбивать. Однако времени на это, судя по всему, не хватило, потому что большая часть фресок все же сохранилась. Потом общежитие съехало, а в бывшей церкви обосновался фурнитурный цех швейного объединения «Москва».

В общей сложности храм не действовал более шестидесяти лет. Однажды кто-то даже предложил снести его, однако от этого проекта, к счастью, отказались. Здание даже внесли в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану — мол, все-таки памятник XVII века.

Популярное за 7 дней

Мысли православного священника о судьбах Церкви, об автокефалии и уступках обществу
26.05.22 14:43

Правда ли, что собака – это нечистое животное?
23.05.22 10:07

Постановление Собора Украинской Православной Церкви от 27 мая 2022 года
27.05.22 19:58

Когда переживаешь за детей. Как поступали святые
23.05.22 12:31

Митр. Антоний (Паканич): Церковь всегда выходила из всех испытаний сильнее, чем была до них
25.05.22 18:50

Слово Предстоятеля УПЦ на собрании епископов, священников, монахов и мирян
27.05.22 13:19

Патриарх Кирилл призвал молиться о верности епископата УПЦ единству Церкви
24.05.22 16:49

В Киеве состоялось собрание епископов, священников, монахов и мирян Украинской Православной Церкви
27.05.22 13:08

Как избавиться от духовного инфантилизма?
25.05.22 09:37

Состоялось экстренное заседание Священного Синода и Собор Украинской Православной Церкви
27.05.22 19:50

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: