Как добраться
Обитель находится в деревне Елизарово, в 29 км к северу от Пскова.
На автомобиле к ней можно подъехать по трассе 58К-96, ведущей в Гдов. В пределах городских кварталов Пскова – это улица Леона Поземского. Монастырская территория расположена с запада от дороги, на левом берегу реки Толба.
Церковная лавка
До Елизарово за 30-40 минут доезжают автобусы, идущие из Пскова в Гдов, Верхолино, Самолву, Середку и Знаменку. Отправляются они от городского автовокзала, который находится рядом с железнодорожной станцией «Псков-1» («Псков-Пассажирский»). Кроме того, из Пскова до монастыря можно добраться на такси.
Задания для домашней работы
1) Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору).
Рассказ «На уроке грамоты в Нижнем Новгороде от имени ученика» для 4 класса
Меня зовут Онфим и я маленький новгородец. Я учусь в школе и каждый день бегу туда с набором берестяных грамот и писалом. Сегодня я опять опоздал на урок грамоты и строгий учитель велел мне переписать слова “Нельзя опаздывать” десять раз. Учитель у нас строгий, но справедливый.
Я сел за столик и стал старательно выцарапывать на бересте эту фразу. Учитель в это время показывал другим ребятам, как правильно написать то или иное слово. Мне стало скучно, и я решил нарисовать учителя. Он получился просто замечательно. Особенно мне удались его длинные худые руки, которыми учитель часто размахивает и иногда бьёт учеников по затылкам.
Но учителю почему-то не понравился мой рисунок, и он опять наказал меня. Заставил убирать в классе после уроков. Ну да ничего, я привычный, ведь правду говорят умные люди, что коль в учёбе тяжело, зато в торговле легко будет. А очень хочу стать купцом, как Садко.
Мирожский монастырь
Рекомендовать место
16
2
Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь культурный и духовный исторический центр Псковской земли, который на протяжении несколько сотен лет упрочняет свое влияние и значимость. Монастырь находится на берегу реки Великой, в живописном и уединенном месте. Именно здесь в русской земле формировались основы веры и религиозной традиции первого христианства.
Монастырь находится в месте впадения в Великую речки Мирожи, название которой переводится как «Сети». Издавна эти места были известны своей рыбной ловлей, и первая монашеская община была известна знатными рыбаками. С момента основания обители была так же организованна иконописная школа, в которой заложились традиции Псковской иконописи, оказавшие сильное влияние на церковное искусство.
Сегодня как и в прежние времена обитель является одной из крупнейших и богатейших с точки зрения духовного наследия. Не смотря на то, что в период войн монастырь несколько раз был разграблен и частично разрушен, внешний облик и внутреннее убранство удавалось восстановить. На территории обители находится древнейший монастырский храм – Собор Спаса Преображения. В нем удалось полностью реставрировать комплекс уникальных византийских фресок, для создания которых привлекалось множество заграничных мастеров. Все стены почти на 90% покрыты росписью и фресками, представляя из себя сплошную картину. В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, прозванная «Мирожской Орантой».
Описание территории
С 2003 года и по нынешнее время настоятелем затерянной в густом лесу пустыни является игумен Спиридон. Вместе с трудниками он делает очень много для того, чтобы обитель стала привлекательным местом для паломников.
Популяризация целебных источников — далеко не единственная задача, которую ставят перед собой служители монастыря. Они помогают людям с наркотической зависимостью выздороветь и реабилитироваться, считая это важным делом. Таким образом, Никандрова пустынь много значит для общества, и поэтому паломникам нужно заботиться о её сохранности.
Сейчас в структуру монастыря входят:
- братские корпуса, где живут трудники, послушники и насельники (братия обители);
- 5 целебных источников, над каждым из которых построена часовня;
- 3 действующих храма, в которых проходят службы и совершаются требы.
В 2000 году, когда пустынь стала возрождаться, первым, кто стал при ней жить и нести послушание, был монах Гавриил. Восстанавливать пустынь помогали мирские люди, послушники из других монастырей и даже солдаты. Сейчас в пустыни проживают 10 трудников мужского пола и 8 человек монашествующей братии. В обители есть несколько известных и почитаемых икон, в том числе:
- «Знамение Пресвятой Богородицы»;
- «Взыскание погибших»;
- целителя Пантелеймона;
- преподобного Никандра.
Вариант №2
Город Псков представляет собой древний город России. О нем говорилось в летописях X века. До XVIII века город представлял собой важный центр, обороны и торговли.
Первые поселенцы на этих землях – это потомки славян, живших на этом месте, на реке Пскове. Свое название город получил от этой реки. На русской язык переводится, как «смолистая вода».
В XVI веке в городе было две тысячи торговых точек. Здесь продавали мясо, рыбу, овощи, муку. В те далекие времена Псков являлся третьим городом на Руси.
Псковская крепость была нужна для обороны страны с запада. Её длина составляла 9 километров, имелись сторожевые башни, через неё можно было пройти только через ворота в 14 местах, подземные ходы и выходы.
Город для защиты имел 4 стены защиты. С X – XVII века город пережил 123 войны. Эту крепость было невозможно захватить. В городе очень много церквей и храмов, что и привлекает сюда туристов. Люди едут посмотреть архитектуру города, прогуляться по старинным улочкам, сходить в храмы.
Псков был вначале поселением, и постепенно вырос и стал мегаполисом. С миллионным населением. В городе много мест, которые можно посетить туристам. Псковский Кремль в настоящее время представляет собой прекрасное место для экскурсий. Он находится в центре города. На высоком холме стоит Троицкий собор, его перестраивали 4 раза, то что мы видим сейчас был построен в 1699 году.
В ста километрах от города раскинулся музей-заповедник Пушкинские Горы. На территории заповедника располагается несколько исторических усадеб. Центром заповедника стала усадьба Михайловское, родина Пушкина, где он вырос. Он похоронен в Святогорском Свято-Успенском монастыре.
Псковская область уникальна тем, что она граничит сразу с тремя странами. А внутри она граничит с четырьмя областями Статус «Город воинской славы» Псков получил в 2009 году. С 1941 по 1943 годы город был в руках немецко-фашистских захватчиков. На псковской земле родились многие известные и талантливые люди.
Псков большой город с богатой историей. Он несет в себе большую культурную и историческую ценность для русского народа.
1) А как появились на Руси города?
Древняя Русь называлась — Страна городов или «Гардарикой». Города на Руси возникали на месте посёлков, окружённых частоколом и рвом. Разрастаясь эти посёлки и становились городами Древней Руси.
2) Найдите на карте (с. 41) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?
Новгород находился на севере Древней Руси. Он лежал на торговом пути из Варяг в греки и поэтому стал важным центром для купцов.
Киев находился в центре Древней Руси. Он лежал на реке Днепр, на пересечении нескольких важных торговых путей.
3) Рассмотрите схемы древнего Киева (с. 47) и древнего Новгорода (с. 49). С их помощью расскажите об этих городах.
Рассказ о древнем Киеве для 4 класса
Древний Киев располагался на правом берегу Днепра и находился в месте пересечения многих торговых путей. По Днепру поднимались купеческие корабли и останавливались на пристанях. Оттуда товары доставляли в Киев.
Сам город был окружён крепостной стеной, в которой было несколько ворот. Самыми важными были Львовские и Золотые ворота, по которым в Киев проникали купцы и торговцы с запада и юга.
В самом городе находилась ещё одна крепостная стена, ограждавшая исторический укреплённый центр Киева — Кремль. В него вели Софийские ворота. Там находились многочисленные церкви и соборы, самой известной из которых была Десятинная. Там же находился и княжеский дворец.
В центре Киева располагался знаменитый на весь свет Софийский собор. В 11-12 веках Киев был самым красивым городом мира.
2) От имени новгородца расскажи о своём городе: а) иноземному купцу; б) жителю другого русского города.
Рассказ от имени новгородца о своём городе иноземному купцу для 4 класса
Здравствуй Яков! От имени всех новгородцев приветствую тебя на славной земле нашего вольного города. Не удивляйся, что я так хорошо говорю по-немецки. Я и сам много торговал с вами, ходил к вашим портам на ладьях, возил меха и зерно. А сейчас ты привёз нам свои товары. Но о делах поговорим потом. Сначала я расскажу тебе немного о нашем красивом городе.
Господин Великий Новгород, вот как его называют. И это не просто слова. Наш город не признаёт никакой власти, кроме веча, народного собрания. Мы сами выбираем себе князей, посадников и в любой момент можем их выгнать, если нам не понравится их политика.
Новгород очень большой город. В нём живёт больше десяти тысяч человек. И почти все они занимаются торговлей и ремёслами. Мы сами делаем себе оружие, одежду, украшения. А уж наши охотники за мехом славятся по всей Европе. Так что, брат купец, здесь для тебя найдётся много работы.
Торговая сторона находится на правом берегу Волхва, там тебе и предстоит совершать свои сделки. А вот кремль высится на левом берегу. Там живут купцы побогаче, там обитает посадник, пока его не выгонят.
А вон видишь, как сверкают золотом купола? Это наша София, за которую мы стоим горой. Наш святой собор, самый красивый в мире. Попасть туда можно только перейдя по мосту Волхов. И как-нибудь я тебя свожу на тот берег. А пока давай раскладывать товары.
Муром(1159)
Фото: Alexxx Malev
Один из богатейших исторических памятников России построенный в 862 году(1159 лет) 2021 год. Сосредоточен на территории Владимирской области. Один из самых живописных старинных городов региона — Муром, украшенный множеством церквей и монастырей и расположенный на верхнем левом берегу Оки.
Древний город Муром, названный в честь финно-угорского племени Муром, затмевает другие исторические города, такие как Суздаль, и промышленные гиганты, такие как Нижний Новгород (также расположенных на реке Ока). Однако он прочно вошел в русское воображение как резиденция двух самых любимых русских святых — князя Петра и его жены Февронии, а также как земля легендарного русского богатыря Ильи Муромца (Илья Муромский).
История древнего укрепления
До XIII века территория у подножья Крома, южнее крепостной стены — Перси была частью псковского Посада. Потом ее отделили каменной Довмонтовой стеной и сделали административным центром города. Роль церковно-государственного сердца Псковских земель Довмонтов город играл до XVIII века. Кроме того, он служил псковичам в качестве некрополя, и здесь хоронили самых известных жителей города.
Вид на крепостные стены Довмонтова города с противоположной стороны реки Великая
До XIV века южнее нового укрепления, на правобережье Великой простиралось болото. Потом его осушили, покрыли мостовой и устроили там Торг. А в самом Довмонтовом городе, благодаря стараниями псковских каменотесов и зодчих, появилось 18 храмов, посвященных христианским святым и праздникам.
Почему же возникла необходимость строительства скольких церквей в одном месте? Оказывается, это было обусловлено не прихотью тогдашних правителей, а особенностью городской застройки древнего Пскова. В Средние века в пределах крепостных стен жили горожане, а за укреплениями Крома – посажане, то есть жители Посада. Город занимал пограничное положение на северо-западных окраинах Руси, и регулярно подвергался набегам неприятеля. Во время военных конфликтов в первую очередь страдали посажане. Поэтому было принято решение строить городские церкви в одном месте, близ кремля, чтобы в случае нападения врагов они находились под его надежной защитой.
Власьевская башня
Главный храм города — белоснежный Троицкий собор от церквей Довмонтова города отделял лишь небольшой участок крепостной стены или Перси. Поэтому уникальный градостроительный комплекс считают попыткой местных архитекторов создать здесь земной дом для Святой Троицы. В период, когда в Пскове было вече, южнее Крома располагался его духовный центр, и в местных храмах всегда было много народа.
Название «Довмонтов город» стали употреблять с 1370-х годов. В XV веке с юга от кремля появились квадратные башни — Власьевская и Рыбницкая. К реке Великой с территории укреплений вел потайной подземный ход. К концу XVI и началу XVII века церкви Довмонтова города состарились, и большинство храмов просто снесли.
Рыбницкая башня
В 1701 году царь Петр I отдал распоряжение подготовить Псков к Северной войне. Псковичи взялись за возведение мощной Рождественской батареи, засыпав восточную часть Довмонтова города земляными бастионами. В результате этого, три церкви с фресками оказались погребенными землей до уровня сводов, а в оставшихся храмах жители города устроили арсенал для хранения боеприпасов и оружия. В начале XIX века остатки обветшавших укреплений и вовсе разобрали за ненадобностью.
С тех пор территория Довмонтова города превратилась в поросший травой и редким кустарником пустырь. Когда в начале Великой Отечественной войны немцы вошли во Псков, они поставили здесь зенитную батарею, которая защищала оккупированный город от воздушных атак.
Вид на город с Власьевской башни
После войны погребенный под землей Довмонтов город представлял печальное зрелище. Во многих местах он был изрыт воронками от упавших авиационных бомб и снарядов.
Богатства, скрытые землей несколько веков, предстали перед взорами горожан и туристов не сразу. Для того, чтобы откопать старые храмы и фундаменты гражданских построек, сотрудники археологической экспедиции Государственного Эрмитажа, трудились ни один год. Более того, археологические исследования древнего памятника продолжаются и в наши дни.
Приказные палаты
Самые известные монастыри в России
Соловецкий мужской монастырь был воздвигнут в 15 веке преподобными Германом и Зосимой. Как гласит предание, Зосиме было суждено лицезреть видение, которое и послужило толчком для возведения необычайно красивого монастыря. Построен он был из дерева, включал трапезную, придел, церковь.
Соловецкий монастырь
С тех пор обитель имела полное право владеть островами, на которых расположилась — это было подтверждено архиепископом Новгородским, а затем и остальными государями. Историки отметили интересный факт: многие города 16 века не были обозначены на картах, однако Соловецкий монастырь присутствовал на них обязательно.
С 16 века начали вестись строительные работы с применением камня. По окончании строительства монастырь получает статус крепости, являясь охранным пунктом на северо-западе государства.
Монастырь отметился в истории и во время Крымской войны, когда выдержал бомбардировку английскими пушечными фрегатами.
На сегодняшний день при монастыре сохранены храмы и постройки тех времён, которые соединены с помощью крытых переходов. С точки зрения архитектуры, монастырь достаточно своеобразен благодаря таким переходам и угловым главам.
Известен монастырь и своими тюремными камерами, в которых отбывали заключение как политические, так и церковные узники.
Стены монастыря выглядят как крепостные, что не случайно
Ипатьевский монастырь — настоящий символ царской Руси, ведь именно в нём в 17 веке был избран Михаил Романов на царство, и в нём же спустя 300 лет династия Романовых прекратила существование. Раскинувшийся на берегу Костромы, этот монастырь не раз переживал упадки и расцветы.
К сожалению, сейчас уже невозможно судить о том, какой именно тогда имели облик эти строения. Современный вид они получили только лишь во времена Екатерины Великой.
Посетители смогут насладиться золоченым иконостасом Троицкого собора, стенописью, а также уникальной библиотекой. В ней особенно выделяется знаменитая Ипатьевская летопись.
Иконостас Троицкого монастыря Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь — это уникальное сочетание красивейшей природы и уникального архитектурного комплекса. Последний возник в 16-17 веках, окружённый со всех сторон водой, и как нельзя более подходящий для нахождения в уединении.
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
Часовня благовещения при монастыре
На долю этого уникального комплекса выпала масса испытаний, но теперь он восстанавливается. К примеру, из 13 скитов восстановлено уже 10.
Музей, резиденция патриарха, мастерская для иконописи — вот чем ещё знаменит сейчас монастырь. Поток паломников настолько велик, что с мая по ноябрь стены монастыря ведут активный приём приезжих.
Горицкий монастырь является самым знаменитым из имеющих отношение к переяславским. Те сооружения, которые сохранились, имеют отношение к 17-19 векам.
Горицкий мужской монастырь
Отдельного внимания заслуживает главный собор Успения Богородицы. Его иконостас из множества ярусов создавался ещё в 18 веке, но дошёл и до наших дней.
Иконостас при монастыре
Изначально монастырь задумывался как мужской, однако в 1667 году было решено его сделать женским. В настоящее время он продолжает оставаться под женским уходом.
Монастырь встречает посетителей достаточно интересными Проездными воротами, возникшими в 17 веке
Контраст между чистыми стенами и декору ворот привлекает внимание
Проездные ворота при монастыре
Князь Довмонт
Литовский князь Довмонт вместе с дружиной покинул свои родные земли из-за преследования других литовских правителей. Псковичи встретили его очень доброжелательно и позвали принять княжеский престол. Чтобы инородец был крепко привязан к православной вере, в соборе Святой Троицы Пскова прошел обряд крещения, во время которого князя нарекли новым именем — Тимофей. А в 1266 году Довмонт начал править в русском городе.
Макет Довмонтова города
В жены князь взял Марию, приходившуюся дочерью Дмитрию Александровичу Переяславскому и внучкой Александру Невскому. Довмонт пользовался большим уважением у жителей Пскова за честность и отчаянную храбрость. Много раз возглавляемая им небольшая дружина одерживала победы над превосходящими по силам врагами.
При правлении князя Псков приобрел независимость от Новгорода, что было очень важно и с политической, и с экономической точки зрения. В 1299 году Довмонт заболел и умер
А в XVI веке православная церковь причислила его к лику святых.
Город с высоты птичьего полёта
Сегодня останки правителя покоятся в красивой раке в Троицком соборе на территории Псковского кремля. Когда-то в алтаре этого храма хранился и Довмонтов меч, который как символ власти передавали от князя к князю. В наши дни историческая реликвия находится на территории Псковского музея-заповедника.v
Псковский кремль
Кремль, или Кром, — главная историческая достопримечательность Пскова на берегу реки Великой. С 14 века это был центр Псковской земли. С тех пор сохранились Свято-Троицкий собор, два пояса крепостных стен со сторожевыми башнями вокруг него и административные постройки — Приказные палаты.
Свято-Троицкий собор — центр кремля. Первое здание храма было построено еще в 10 веке по приказу святой княгини Ольги, основательницы города. Оно сгорело, и потом храм еще не раз разрушался. Белоснежное здание, которое туристы видят сейчас, было возведено в 17 веке. Собор гордится своим семиярусным иконостасом 17—19 веков. Здесь хранятся мощи святых и важная для Пскова реликвия: Ольгин крест. Его создали в память о деревянном кресте, который Ольга установила на месте основания Пскова.
На крепостные стены кремля можно забраться по специальным лестницам. Из узких окошек-бойниц видно город и реки Великую и Пскову. Советую подняться на смотровую площадку Власьевской башни: с ее чердака, с высоты примерно седьмого этажа, открывается красивый вид на Свято-Троицкий собор, реку Великую и город. Нужно учесть, что лестница узкая и крутая. Если страдаете одышкой, лучше не рисковать. При мне пожилая женщина вернулась с полпути, еле отдышалась и потребовала у кассира вернуть деньги за билет.
Подъем на Власьевскую башню для взрослых стоит 100 Р, для школьников, студентов и пенсионеров — 50 Р. Она работает с 11:00 до 18:00, понедельник и вторник — выходные дни. Подняться на Власьевскую башню можно только с 15 апреля до 15 ноября. Зимой она закрыта.
В Приказных палатах организуют выставки. Они дают представление о том, как и чем жил Псков в средние века. На первом этаже можно увидеть макеты древнего города, предметы быта купцов и крестьян и другие реликвии, а на втором этаже — «столы»: прообразы современных судов и министерств. Каждый стол обозначает какой-нибудь департамент: судебный, денежный, посольский. За ними в 17 веке решали административные и хозяйственные вопросы.
Вход на выставки открыт с 11:00 до 18:00 во все дни, кроме понедельника, и стоит 300 Р для взрослых, 200 Р — для школьников, студентов и пенсионеров. Семейный билет для двух взрослых и одного-трех детей обойдется в 450 Р. Детям до 7 лет вход бесплатный. Многодетные семьи, школьники и студенты могут попасть бесплатно в первую среду месяца.
Организованные экскурсии по кремлю занимают примерно 1,5 часа. Интересно попасть на вечернюю театрализованную экскурсию: ее проводят в сумерках, с фонарями и в сопровождении «стрельца» или «жены князя». Летом она начинается в 19:00, зимой — в 16:00. Стоимость для группы от 3 до 7 человек — 2000 Р, от 8 до 15 человек — 3000 Р. Бронировать экскурсии можно по телефону +8 8112 66-33-11 или в информационном центре кремля. Он находится на первом этаже Приказных палат.
Для прогулок по кремлю берите удобную обувь. Не стоит надевать узкие юбки или платья: ступени на лестницах очень высокие, а в такой одежде невозможно сделать шаг.
Экскурсии в Пскове на 3 дня
Проводя несколько дней в городе, можно заказать тематическую экскурсию, чтобы поближе познакомиться с интересными фактами из истории Пскова, местной кухней или посетить как можно больше многовековых храмов. Еще один вариант — осмотреть экспозиции музеев. Например, зайти в дом Масона, картинную галерею или музей романа «Два капитана».
Если хочется выехать на 3 дня из Пскова и посмотреть не только Печоры, Изборск и Пушкинские горы, то рассмотрите следующие идеи:
- Посетите город Остров с фотогеничным висячим цепным мостом середины XIX в., а далее отправляйтесь в Великие Луки. В этом городе есть своя крепость, древние деревянные постройки которой перестроил Петр I, превратив крепость в земляную. Либо от Острова можно доехать до Себежа. Здесь можно погулять по красивому национальному парку «Себежский», подняться на Замковую гору с панорамным видом и осмотреть холм Петров вал.
- Из Пскова можно уехать в Великий Новгород — место призвания варяга Рюрика, столицу Новгородской республики с уникальными древними архитектурными памятниками.
- На 3 дня из Пскова можно уехать в Санкт-Петербург. Расстояние составляет около 300 км, но стоит того. В северной столице можно посетить музеи с ценными произведениями искусства, осмотреть великолепные интерьеры дворцов, съездить в дворцово-парковые ансамбли в пригородах, увидеть красивейшие соборы, узнать о мистической и культурной сторонах жизни города.
- Если вы готовы к зарубежным поездкам, то из Пскова съездите в Эстонию или Латвию. Другое направление — Республика Беларусь, из Пскова удобно добираться до Витебска — древнего города. Согласно легендам, его также основала киевская княгиня Ольга. В Витебске работает музей Марка Шагала — знаменитого художника, уроженца местной губернии.
История монастыря с XVI века до наших дней
Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы. В начале XVI века в обители жил старец Филофей. Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».
В своих посланиях Филофей назвал Василия III «царем православным» и призывал не преступать заповеди, заложенные его великими предшественниками – императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и легла в основу русской государственности. Трактовка «Москва – третий Рим» получила широкое распространение, и начиная с Иоанна III, всех московских государей считали преемниками императоров Рима и Византии.
Собор Трех Святителей. Вид на южный фасад собора
Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей — граф Алексей Мусин-Пушкин.
Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.
В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.
Первый сестринский корпус
В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны.
До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.
Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург. Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.
К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века.
Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.
Часовня Спаса Нерукотворного Образа
Краткий рассказ от имени новгородца о своём городе жителю другого русского города для 4 класса
Здравствуй, странник. Откуда будешь-то? Из самого Киева путь держишь? А по какой надобности? Торговые дела? Ну так ладно, это у нас в почёте, купцам у нас всегда рады. Мы и сами все купцы.
Ну давай познакомлю тебя с Новгородом, который не просто так называют Великим. Ведь это очень большой город. Вот ты сейчас стоишь на наших пристанях. Сюда прибывают все, кто держит путь из варяг в греки. Есть, конечно, и торные пути, но ими пользуются наши близкие соседи, псковичи, чудь да веси.
Смотри, друг, отсюда, и вдоль всей реки идёт торг. Всё здесь заставлено лавками и складами. Чуть дальше дымят мастерские кузнецов и оружейников, а за ними располагается кожевенный ряд. Туда без дела не ходят, запах, сам понимаешь.
А вот белый город на той стороне реки. Вон по тому мосту можно попасть сразу к кремлю. Там сердце Новгорода и его вечевая площадь. Там мы собираемся, чтобы решить самые важные вопросы. Например, какого князя позвать на посадничество, али как врага отразить.
И вон там стоит собор Святой Софии. Туда мы и пойдём в первую очередь. Потому что, если не поклонишься Святой Софии, не будет тебе удачи в торговых делах. Разоришься и отправишься в монастырь. Не даром у нас их вокруг города ни один десяток стоит.
Так что сбрасывай вещи в лавку и пойдём, помолимся на удачу.
Возвращение в лоно церкви
После долгих десятилетий забвения монастырь был возрождён к жизни на рубеже нового века, но теперь уже в качестве женской обители. В мае 2000 года в его храме была впервые совершена архиерейская служба, и она стала началом новой истории поруганной, но возвращённой людям святыни. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, настоятельницей в Спасо-Елеазаровский женский монастырь была назначена монахиня Елисавета (Беляева), возведённая через пять лет в сан игуменьи.
Работы по восстановлению обители предстояли очень большие, так как на момент его возвращения в лоно церкви из всех прежних построек оставались лишь полуразрушенный Трехсвятительский собор, братский корпус, также находившийся в аварийном состоянии, и отдельные фрагменты каменной ограды.
Неоценимую помощь монастырю оказал в те годы академик Д.Д. Лихачёв, лично обратившийся к Министру культуры с просьбой о выделении средств для проведения ремонта и привлечении к этому высококвалифицированных специалистов. Благодаря его усилиям и помощи как отдельных граждан, так и ряда общественных организаций, удалось в кратчайший срок привести в надлежащий вид то, что ещё подлежало восстановлению, и вернуть людям Спасо-Елеазаровский женский монастырь.
Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь это один из самых известных мужских монастырей на северо-западе России. Монастырь был основан в 1473 году, и с тех пор никогда не прекращал свою деятельность. (Все монастыри на территории СССР после Октябрьской революции были закрыты, но Псково-Печерский находился на территории Эстонии, и поэтому не был тогда закрыт.)
Монастырь находится в Псковской области, на расстоянии примерно 50 километров от центра города Псков.
Автобусы в город Пeчоры (там находится монастырь) отправляются от автобусного вокзала Пскова и проходят через центр города (Октябрьский проспект, Рижский проспект), там вы и можете сесть на автобус.
Рядом с монастырём имеется много мест, где могут остановиться паломники и туристы. Паломники могут обратиться за помощью в Паломнический центр монастыря. Туристы могут забронировать гостиницу, апартаменты или даже арендовать отдельный дом. (Это можно сделать здесь.)
Видение, ниспосланное иноку
После этого восхотел Евфросин прославить Господа подвигом пустынножительства, для чего, испросив благословение у настоятеля (без этого нельзя), удалился в лесную чащобу вблизи Псковского озера, где в низине безымянная речушка разделялась на два рукава. Там, срубив себе убогую келью, предался новоявленный пустынник молитвам и богомыслию.
Но недаром писано, что не укроется под спудом светильник веры. Стали стекаться к его жилищу все, кто жаждал, оставив суетный мир, послужить Господу. Вскоре, как повествует предание, было Евфросину видение. В тонком сне явились ему многомудрые святители – отцы православия, повелев возвести средь лесной чащобы храм Божий и основать при нём обитель. Согласно их воле появился на свет Спасо-Елеазаровский монастырь.
Духова гора
Духова гора.
Духова гора – заросшая густым еловым лесом возвышенность, аномальная зона в Псковской области, таинственное и мистическое место. Полагают, что гора обладает способностью исцелить и наградить человека энергией или же полностью лишить его сил. Зафиксированы случаи, когда люди теряли здесь сознание, но после приходили в себя с ясной головой и чистой, светлой душой. Странно и необычно выглядит гора и внешне – среди ровных, плоских полян возвышается почти на 15 м холм практически идеальной округлой формы.
К верхушке горы, на которой стоит деревянная часовня, ведет хорошо утоптанная тропа. Часовня не первая, и, вероятно, не последняя, периодически ее отстраивают заново, так как предыдущая погибает при пожаре. По поверью, в часовне обитает Святой дух, а ее стены настолько пропитываются людскими прегрешениями, что очистить их способен только огонь.
Считается, что для исцеления и исполнения желаемого нужно подниматься в гору с хорошим, благостным настроением, а для «закрепления» просьбы помыть в часовне полы. Некоторые паломники оставляют записки с просьбой-пожеланием и по языческим традициям перевязывают разноцветными лентами ветви деревьев.
Адрес: Духова гора, Псковская область, Россия.
Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Польза от посещения родников
Верующие почитают Никандрову обитель не только как намоленное место. Даже те, кто не воцерковлёны, приезжают сюда для того, чтобы посетить целебные родники. Вода из них помогает в лечении определённых заболеваний. Родник, посвящённый иконе Казанской Божьей Матери, посещают люди, страдающие нарушениями в работе органов зрения.
К целебному источнику Александра Свирского приезжают люди, желающие избавиться от заболеваний желудочно-кишечного тракта и проблем, связанных с пищеварением. Лечебный эффект обусловлен тем, что в воде присутствуют соединения железа. Помимо этого, присутствует радон, поэтому в источнике полезно принимать ванны тем, у кого есть заболевания крови, кожи и конечностей. Употреблять воду нельзя людям, у которых есть доброкачественные и злокачественные опухоли.
Никандровский источник среди паломников известен как «Зубной», потому что вода помогает унять боль. Также замечено, что у людей с артритом, остеохондрозом, остеопорозом и подагрой улучшается состояние, если они примут ванну или выпьют целебной воды этого источника. Наконец, к Петропавловскому роднику приходят верующие, желающие избавиться от патологий, затрагивающих нервную систему, сердце, кровеносные сосуды и половые органы.
Посетить пустынь можно в составе организованной экскурсии и самостоятельно. Монастырь открыт для всех желающих.