Образы петра в городе петра

Памятник в Петергофе

Петергоф, Нижний парк

Бронзовая скульптура Петра I в полный на высоком профилированном гранитном постаменте установлена на пересечении Марлинской и Монплезирской аллей Нижнего парка. Пётр в униформе Преображенского полка, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, с палашом в ножнах у левого бока, в треуголке и ботфортах стоит в полный рост. Правая нога выступает вперёд, в левой руке зажата подзорная труба, откинутая правая рука опирается на трость. Голова гордо поднята.

Первоначально в 1872 г. скульптор М. М Антокольский создал гипсовую скульптуру Петра I, предназначенную для Политехнической выставки в Москве, приуроченной к 200-й годовщине со дня рождения первого российского императора. Скульптура приобрела значение своего рода канонического изображения Петра I. По этой модели был сделан ряд бронзовых отливок, использованных для памятников в Санкт-Петербурге, в Таганроге, Шлиссельбурге, а также в Архангельске, где установлена уменьшенная копия памятника.

Петергофский Петр был первым в этом ряду. В марте 1884 г. в Петергоф был доставлен постамент из финского гранита. Работами по сооружению памятника руководил архитектор Э. Л. Ган. Памятник был открыт 8 мая 1884 года.

В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена немецкими оккупантами. Новая отливка по авторской модели произведена в 1957 году. В том же году памятник был восстановлен.

Памятная доска и домик Петра в Заандаме

Сегодня вы можете посмотреть на историческое место, где жил и работал первый русский император.

Для этого нужно выйти на улицу Hoogtekadijk и возле дома 119 свернуть направо на улицу Overhaalsgang. Здесь вы увидите три искусственных острова, которые были насыпаны еще в 1658 для расширения судостроительных верфей. Именно на них суждено было постигать хитрости кораблестроения русскому царю, о чем свидетельствует памятная доска, установленная на канале Oostenburgergracht.

Все время пребывания в Заандаме Петр жил в крохотном деревянном домике. Бедная вдова сдала его царю в аренду за 7 флоринов, переехав на время к отцу.

Уже в XVIII веке домик приобрел статус исторического объекта, и в то время его выкупила королевская семья.

3 июля 1814 года тогда еще Великий князь, а впоследствии император Александр I, побывал в Заандаме и посетил Домик Петра I. Здесь он возложил на камин мраморную доску с надписью «Petro Mayno. Alexander».

В 1816 году дочь императора Павла I Анна заключила династический брак с принцем и впоследствии королем Нидерландов Вильгельмом II Оранским. В честь рождения второго сына в 1818 году муж подарил ей Домик Петра. По ее приказу вокруг ветхой постройки возвели каменный павильон — по примеру защитного павильона вокруг Домика Петра в Санкт-Петербурге, построенного по приказу Екатерины II.

В 1839 году Гаагу посетил наследник российского престола великий князь Александр — будущий царь Александр II. Его сопровождал Василий Жуковский, который был воспитателем юноши. Увидев домик, он сочинил экспромт:

Над бедной хижиною сей

Витают ангелы святые:

Великий князь, благоговей!

Здесь колыбель империи твоей,

Здесь родилась великая Россия!

В 1886 году домик подарили русскому царю Александру III. По его указанию, здесь установили балки, которые поддерживали деревянные стены постройки. Впоследствии по распоряжению последнего русского царя Николая II вокруг домика построили большой павильон с прочными кирпичными стенами и крышей.

Можно только удивляться неприхотливости первого российского императора: в домике всего две крохотные комнаты, есть печка с изразцами, а за занавеской — маленький шкаф для сна. Он настолько тесен, что Петр не мог как следует вытянуть ноги.

За более чем трехвековую историю в домике побывали тысячи гостей. Изнутри и снаружи он испещрен многочисленными подписями посетителей, многим из которых уже сотни лет. В их числе — предположительный автограф Наполеона Бонапарта.

Работа на верфях Амстердама

Из Заандама Петр I перебрался на судостроительные верфи Амстердама, где было куда проще затеряться среди простых мастеров. Купив в Заандаме парусную лодку, он дошел на ней по реке до Амстердама за 3 часа. При помощи бургомистра Витсена, имевшего торговые связи с Россией, царь сразу устроился на верфь.

Администрация срочно заложила фрегат «Петр и Павел», чтобы гость и его соотечественники смогли постичь мастерство судостроения — от закладки киля до спуска на воду.

Это был фрегат 24-пушечного ранга, который был успешно спущен на воду 16 ноября. После завершения постройки Петр получил аттестат корабельного мастера, а затем продолжил обучение в Англии.

Дело в том, что голландские мастера любезно обучали русских простому плотницкому делу, но не хотели делиться секретами «корабельной пропорции» — то есть инженерными идеями и решениями, благодаря которым их суда считались лучшими в мире. Поэтому Петр был вынужден заканчивать «корабельное образование» в Англии на королевской верфи в Дептфорде. Британия и Нидерланды в то время имели общего правителя — Вильгельма Оранского, так что технически Петр продолжил обучение в том же государстве.

Известно, что во время работ на верфи, царь охотно общался с моряками и работниками, которые называли его «плотник Питер» или «баас (мастер) Питер». Тех же, кто обращался к нему «ваше величество», он попросту не замечал.

Первоначальная цель дипломатической миссии не была достигнута. «Великое посольство» не добилось для России особых политических выгод или средств на создание флота. Но царь и другие волонтеры изучили голландский опыт судостроения и ангажировали на службу в России около тысячи специалистов и ученых, которые способствовали созданию российского флота и становлению новой страны — по европейскому образцу.

Именно эта поездка в Голландию стала судьбоносной и для государя, и для страны. Сильнейшая морская держава и первая буржуазная республика навсегда влюбила в себя Петра I, а Амстердам с его каналами стал идеалом европейской столицы, который царь держал в уме во время основания и строительства Петербурга.

Сюжет

В августе 1782 года над хладным берегом Невы взвился на дыбы бронзовый конь с бронзовым же императором в седле. Матушка Екатерина, желавшая ненавязчиво обозначить свое величие, приказала на постаменте указать: «Петру Первому — Екатерина Вторая». Читай: от ученика — учителю.

Одежда на Петре простая и легкая. Вместо богатого седла — шкура, что, по задумке, символизирует дикую нацию, цивилизованную государем. Для постамента — громадная скала в форме волны, что, с одной стороны, говорило о трудностях, с другой, — о морских победах. Змея под ногами вздыбленного коня изображала «враждебные силы». Фигура Петра должна, по задумке, выражать сочетание мысли и силы, единство движения и покоя.

Екатерина ожидала увидеть Петра с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору, а не легионеру. Фальконе же задумал совсем иное: «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом».

Идея памятника Петру родилась в голове Екатерины под влиянием ее друга философа Дени Дидро. Он же посоветовал и Этьена Фальконе: «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит… Корысти не знает».

Для создания гипсовой модели Фальконе позировал гвардейский офицер, который ставил на дыбы лошадь. Так продолжалось по несколько часов в день. Кони для работы были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз.

Гипсовый эскиз головы Медного всадника. (Pinterest)

Гипсовую модель лепили всем миром: коня и всадника — сам Этьен Фальконе, голову — его ученица Мари Анн Колло, змею — русский мастер Федор Гордеев. Когда модель была закончена и утверждена, встал вопрос об отливке. Фальконе до того ни разу подобным не занимался, поэтому настаивал на том, чтобы из Франции вызвали специалистов. Вызвали. Французский литейщик Бенуа Эрсман и трое подмастерьев приехали в Петербург не то что со своими инструментами, но даже со своими песком и глиной — мало ли, вдруг в дикой России не найдется правильного сырья. Но и это не помогло ему выполнить заказ.

Обстановка накалялась, сроки поджимали, Фальконе нервничал, Екатерина была недовольна. Нашли русских смельчаков. Отливка памятника продолжалась почти 10 лет. Сам Фальконе не застал завершения работы — в 1778 году он должен был уехать на родину. На торжественное открытие скульптора не пригласили.

«Царь-плотник»

Местоположение: Санкт-Петербург, Адмиралтейская наб., напротив д. 6

Тип памятника: Памятник монументального искусства

В январе 1908 года скульптор Л. А. Бернштам представил Николаю II гипсовые модели скульптур, изображающих два эпизода из жизни Петра I – «Пётр I спасает рыбаков, тонущих близ деревни Лахта в ноябре 1724 г.» и «Пётр I в Саардаме обучается корабельному делу». Обе скульптуры были одобрены императором, заказаны в бронзе, отлиты на фабрике А. П. Морана и подарены Санкт-Петербургу.

Первая скульптурная композиция (высотой 2,5 м) представляла императора в расстегнутом камзоле с засученными по локоть рукавами, обнажающими руки, которыми он обхватывает двух утопающих; третий простирает руки из морской пучины, омывающей борт разбитой лодки. Вторая скульптура (высотой также 2,5 м) изображала молодого царя в рабочей одежде, с открытой головой, обтёсывающего борт судна.

Постаменты высотой 2,2 м в виде сужающихся кверху скал из монолитного красноватого гранита для обеих скульптур спроектировал архитектор А. И. фон Гоген. Наблюдение за сооружением памятников было возложено на гражданского инженера А. Ф. Голензовского.

Открытие первого памятника, установленного перед восточным павильоном Адмиралтейства, состоялось 27 июня 1909 года, в дни торжеств, посвящённых 200-летию Полтавской битвы. Второй памятник «Царь-плотник» открыли летом 1910 года у западного павильона Адмиралтейства. На пояснительных табличках, помещённых на постаменте памятника, было написано: «Царь Пётр I обучается корабельному делу в городе Саардаме в Голландии в 1697 году», «Дар Императора Николая II городу Санкт-Петербургу 14 июня 1910 г.».

Уменьшенная копия «Царя-плотника» была поставлена в 1913 году в Летнем саду, перед северным фасадом Летнего дворца (снята и отдана в переплавку в 1930 году). Оба памятника на Адмиралтейской набережной «как антихудожественные» были уничтожены в 1919 году.

Полноразмерная копия скульптуры, изображающей царя за плотницкой работой, была подарена Николаем II голландскому городу Саардам (современный Зандам) и открыта 2 мая 1911 года на площади Дамплейн (Damplein). Неподалеку находится небольшой деревянный домик, где царь жил в августе 1697 года, когда во время европейского путешествия в составе Великого посольства изучал в Голландии корабельное дело. В XIX веке домик был накрыт кирпичным футляром и музеефицирован.

В 1996 году по распоряжению королевы Беатрикс в Зандаме была отлита бронзовая копия скульптуры, которую 1 августа 1996 года доставили в Санкт-Петербург как дар Королевства Нидерландов к 300-летию Российского флота и Великого посольства. Постамент из серого гранита высотой 0,63 м изготовлен архитектором Ф. К. Романовским и художником И. Г. Ураловым. Надпись на лицевой стороны постамента гласит: «Этот памятник подарен городу Санкт Петербургу Королевством Нидерландов. Открыт 7 сентября 1996 года Его Королевским Высочеством Принцем Оранским». Эти же слова воспроизведены по-голландски на тыльной стороне постамента. Открывавший памятник Принц Оранский Виллем Александер в 2003 году унаследовал трон Королевства Нидерландов.

Местоположение памятника изменено: теперь он стоит на Адмиралтейской набережной против дома № 6, где в 1909–1919 годах находился памятник «Пётр I, спасающий рыбаков близ Лахты».

Литература

Северюхин Д. Я.
Любимый скульптор Государя // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. I. СПб., 1993. С. 252–255.

Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. СПб., 2002. С. 38.

Золотоносов М. Н. Бронзовый век: Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда–Петербурга, 1985–2003 гг. СПб., 2005. С. 231–232.

Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2007. С. 487, 489–490.

Судьба автора

Для Этьена Фальконе памятник Петру I стал главным делом жизни. До него он работал в основном по заказам мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Кстати, она же способствовала назначению скульптора директором Севрской фарфоровой мануфактуры. Это было десятилетие лепки статуэток с изображением аллегорий и мифологических персонажей.

Этьен Фальконе. (Pinterest)

«Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова были девизом Фальконе. Французские аристократы любили его за умение сочетать барочную театральность с античной строгостью. А Дидро писал, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.

После довольно напряженного периода работы под присмотром Екатерины II Фальконе более не приглашался в Россию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить.

Открытие

Работа над памятником длилась 12 лет. Самым сложным было доставить гигантскую гранитную скалу в город и установить ее на выбранном месте. Не менее сложная задача состояла в отливке памятника из бронзы. На протяжении всего времени работ случалось множество форс-мажорных ситуаций. Ломались трубы при отливке монумента. Бронзовую скульптуру отливали больше года, и удалось все сделать только со второй попытки. Сложность состояла в том, что задняя часть монумента должна была быть тяжелее передней. Эта задача была достигнута путем колоссальных усилий и труда скульптора.

Камень для пьедестала несколько раз падал с деревянной платформы, на которой его доставляли в город. Доставка длилась также больше года. Было затрачено немало средств, чтобы доставить часть скульптуры в Петербург.

Но в итоге все трудности были позади, и наконец настал день торжественного открытия монумента — 7 августа 1782 года.

Событие было масштабным. Огромное полотно с изображением гор покрывало монумент. Вокруг памятника был установлен забор. На площадь вышла военная гвардия, начался парад, которым управлял Голицын. После обеда на лодке по Неве прибыла сама императрица Екатерина Вторая. Торжественно она выступила с балкона Сената и дала разрешение к открытию памятника. В этот момент ограда пала, и под барабанную дробь и выстрелы кавалерии полотно сняли, открыв взору многотысячной публики гениальное произведение, посвященное основателю Санкт-Петербурга. Открытие памятника «Медный всадник», а тогда еще памятника Петру Великому, состоялось. Императорские полки двинулись вдоль набережной Невы под грохот и восхищенные крики зевак.

Как это ни печально, но сам архитектор «Медного всадника» — Этьен Морис Фальконе — на открытии не присутствовал. Под конец работы его отношения с Екатериной Второй сильно испортились. Она торопила мастера, но обстоятельства не давали скульптору возможности закончить работу быстрее. Помощников у Фальконе практически не было, многие боялись работать над таким ответственным заданием, но большинство запрашивали слишком большие суммы и гонорары. В итоге художнику приходилось многое осваивать и делать самому. Скульптуру змеи создавал уже Петербургский скульптор Гордеев, а всеми подготовками к открытию и установкой всех деталей монумента занимался архитектор Фельтен.

Примечательно, что Фальконе «Медного всадника» не увидел и не создал больше ни одной скульптуры. Сказалось напряжение, которое испытывал архитектор во время создания монументального труда.

Бюст у здания Петроградской районной администрации

Большая Монетная ул., д. 19

Памятник Петру I установлен у здания Петроградской районной администрации 16 мая 2003 г. – к 300-летию Санкт-Петербурга. Первоначально в 1994 г. его установили у стадиона «Петровский», однако в следующем году голову Петра похитили, правда, вскоре нашли и передали в районную администрацию.

Бронзовая голова Петра I, соединённая с фрагментом нагрудника, покоится на узком квадратном в плане постаменте из гранита. На бронзовой табличке – лаконичная надпись: «Петру I – 2003». Авторы памятника – скульптор В. Э. Горевой и архитектор Ж. М. Вержбицкий.

Петроградский район ведёт свою историю со времени основания города. Его территорию составляют семь островов дельты Невы, их современные названия: Заячий, Петроградский, Аптекарский, Петровский, Крестовский, Каменный и Елагин. 16 мая 1703 года на Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питер-бурх, которая с постройкой собора апостолов Петра и Павла стала именоваться Петропавловской. Старейшей площадью города является Троицкая, расположенная на Петроградском острове, названная по церкви, построенной в 1710-х гг. Храм не сохранился, но в память о нём на площади сооружена Троицкая часовня. Площадь была первым административным, торговым и духовным центром города – там находился Сенат, Синод, коллегии, торговый рынок.

Примечания

  1. . calend.ru. Дата обращения 7 августа 2012.
  2. Иванов Г. И. Камень-Гром. Историческая повесть. — СПб.: Стройиздат, 1994. — С. 56—62, 69-79.. — 112 с., ил. с. — ISBN 5-87897-001-5.
  3. РГИА, ф. 470, оп. 103/537, д. 5, л. 355.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 апреля 2009.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июня 2011.
  6. . Дата обращения 31 декабря 2012.
  7. Нежинский Ю. В., Пашков А.О. Мистический Петербург: историческое расследование. — Montreal: Т/О «НЕФОРМАТ» Изд-во Accent Graphics Communications, 2013. С. 16-18. — ISBN 978-1-301-55498-0
  8. Memoirs of the Baroness d’Oberkirch, countess de Montbrison (3 volumes). Vol 2. L., 1852. P. 146—147
  9. Нежинский Ю. В., Пашков А.О. Мистический Петербург: историческое расследование. — С. 18-19
  10. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. Л., 1977. С. 284—300
  11. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 8. Л., 1957. С. 218
  12. Андрей Белый. Между двух революций. М.. 1991. Электронная версия.
  13. Андреев Д. Л. Роза мира. М., 1991. Электронная версия
  14. . Дата обращения 4 марта 2013.

Памятник у Сампсониевского собора

Большой Сампсониевский пр., д. 41

Открытие памятника Петру I у Сампсониевского собора состоялось 27 июня 1909 г., в дни празднования 200-летия Полтавской победы. Битва произошла 27 июня 1709 г., в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца. Отсюда посвящение Сампсонию храма на Выборгской стороне – своеобразного архитектурного мемориала Полтавскому сражению. Деревянный храм, заложенный в год Полтавской виктории, перестраивался в камне в 1728-1740 гг.

Памятник Петру I отлит в бронзе по модели, выполненной скульптором М. М. Антокольским в 1872 г. Автор постамента – Н. Е. Лансере. Монумент создан на средства графов С. Д. и А. Д. Шереметевых, праправнуков сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева, командовавшего русской армией под Полтавой.

В 1929 г. монумент демонтировали. Восстановить памятник на историческом месте решено было к 300-летию Санкт-Петербурга. Отливка статуи в бронзе производилась с авторской гипсовой модели. Была изготовлена копия постамента из красного гранита с накладной бронзовой доской на лицевой стороне, воспроизводящей текст со старого памятника: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога: жила бы только Россия…». Открытие возрожденного памятника состоялось 24 мая 2003 г.

Первый памятник, отлитый по модели М. М. Антокольского, был установлен в Петергофе в 1884 г., затем появились монументы в Таганроге (1903 г.), на Кирочной улице Санкт-Петербурга (1910 г.; утрачен) и Шлиссельбурге (1957). Уменьшенная копия памятника в 1914 г. установлена в Архангельске.

Бюст у надгробия Петра I

Петропавловская крепость, Петропавловский собор

Петр I скончался в своем Зимнем дворце 28 января (8 февраля по новому стилю) 1725 г. Прощание с императором продолжалось до 10 марта, когда состоялся торжественный перенос гроба в Петропавловскую крепость, где он был помещен в еще недостроенном Петропавловском соборе. 29 мая 1731 г. Петр вместе с супругой императрицей Екатериной I были погребены в общем склепе. В 1865-1867 гг. все находившиеся к этому времени в соборе надгробия, в том числе Петра I и Екатерины I, заменили на саркофаги из белого каррарского мрамора с бронзовыми позолоченными крестами на крышках и двуглавыми орлами на углах. На медных золоченых досках в торцах саркофагов указаны имена погребенных, даты рождения, кончины и погребения.

Надгробие Петра I выделяется помещенным на саркофаге его небольшим бронзовым бюстом (высота 58 см). Бюст, выполненный в технике гальванопластики Ю. С. Тюкаловым, является копией с мраморного оригинала работы итальянского скульптора Карло Альбочини, созданного при жизни императора.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Памятник «Царь-плотник» в Санкт-Петербурге

Не так давно я уже писал об одной из петербургских скульптур, посвященных первому российскому императору, — памятнике Петру I в Петропавловской крепости

Сегодня мне хотелось бы обратить внимание на еще одно изваяние во славу Петра — монумент «Царь-плотник», установленный на Адмиралтейской набережной

Как добраться на метро

Скульптура находится вблизи популярных достопримечательностей исторического центра Санкт-Петербурга: Зимнего дворца, Александровского сада, стрелки Васильевского острова. Дойти сюда пешком можно со станции «Адмиралтейская», она находится примерно в десяти минутах ходьбы.

Памятник расположен в Адмиралтейском саду, излюбленном туристическом месте для наблюдения за разводом мостов. Доступ сюда свободный, территория открыта круглосуточно.

Немного истории

История этой петербургской достопримечательности началась в 1907 году, когда император Николай II на выставке в Париже увидел два гипсовых макета памятников Петру: «Петр I обучается корабельному мастерству в Заандаме» («Царь-плотник») и «Петр I, спасающий рыбаков близ Лахты». Автором обоих являлся Леопольд Бернштам. Скульптуры были заказаны мастеру и должны были быть выполнены в бронзе к юбилейной дате, 200-летию Полтавской битвы.

Практически сразу после установки одна копия «Царя-плотника» была подарена Николаем II голландскому городу Заандаму (Саардаму), в котором она стоит по сей день. Наши же памятники простояли на своих местах около десяти лет, оба были уничтожены при советской власти, в 1919 году. Кстати, еще одна реплика «Царя-плотника» была установлена в Летнем саду, там она продержалась до 1930-х годов.

Тот монумент, что мы видим сегодня, — очередная копия скульптуры, установленной здесь сотню лет назад, но уже голландского происхождения. Она была подарена Королевством Нидерланды Санкт-Петербургу в 1996 году, о чем гласит надпись, размещенная на постаменте.

Памятник представляет собой фигуру 25-летнего Петра, работающего над постройкой небольшой лодки. Как и у многих других петербургских скульптур, у этой есть свое место, судя по всему, приносящее удачу, — отполированный руками туристов туфель на правой ноге правителя.

Здесь я заканчиваю свой небольшой рассказ о судьбе памятника-путешественника. Кстати, если вам интересна тема скульптур, посвященных Петру, то, кроме знаменитого Медного всадника, в Петербурге можно увидеть еще несколько конных памятников первому императору: например, у Михайловского замка на Садовой улице или у Константиновского дворца в Стрельне.

Если кратко, в целом:

  • бесплатная достопримечательность; монумент с интересной историей; удобное расположение в самом центре города.

Образ Петра Первого

Конечный образ создаваемого Петра все, задействованные в этом процессе, видели по-разному. Екатерина Вторая представляла его римским императором, держащим скипетр и жезл. Кто-то советовал окружить Петра аллегориями, олицетворяющими Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Дидро предлагал создать памятник в виде фонтана в обрамлении аллегорических фигур. И так далее….

Однако сам Фальконе имел свой взгляд на личность Петра и на ее воплощение. Он хотел показать именно Созидателя, законодательного организатора нового направления развития страны. Петр у Фальконе мчится на коне, объезжая свои владения и благословляя их на дальнейшее процветание.

Одевать Петра в римские одежды Фальконе тоже не стал, основываясь на том, что Петр был все-таки не римским, а российским императором. Для создания коня были выбраны также российские породистые орловские скакуны из императорских конюшен, которых заставляли позировать перед скульптором.

Мастеру монументального творчества хорошо удались фигуры Петра и нетерпеливой его лошади, стоящей на задних ногах. Император изображен в динамическом поступательном движении вперед как созидатель, укротитель и законодатель. Одетый не по-царски, Петр сидит на вздыбленной лошади, причем сидит не в седле, а на медвежьей шкуре, олицетворяющий русскую дикость. В ногах коня можно увидеть змею, так сказать, происки врагов реформаторских перемен. Но лавровый венок и меч на поясе указывают на роль Петра, победившего и врагов, и консерватизм.

Змея под копытами лошади Медного всадника

Если с фигурой и общей концепцией у Фальконе проблем не возникло, то голова первого российского императора у него никак не получалась. Тут на помощь своему учителю пришла молодая 17-летняя ученица Фальконе Мари Колло, которая самостоятельно, всего за одну ночь, изготовила эскиз головы Петра Первого. Ее вариант петровского лика и остался на память потомкам.

Заслуги Мари высоко оценила Екатерина Вторая — девушка стала членом Академии художеств и получила пожизненную пенсию в размере десяти тысяч ливров. Интересно, что зрачки Петра выполнены ею в форме сердечек, что передает его вечную любовь к созданному им городу.

Бюст у Политехнического университета Петра Великого

Политехническая ул., у д. 29

Императорский Санкт-Петербургский Политехнический институт основан в 1899 г. и 1 октября 1902 г. открыт как высшее учебное заведение. В 1910 г. институту присвоили имя Императора Петра Великого – основателя инженерного образования в России. По петровскому указу в 1701 г. в Москве, в помещении Сухаревой башни была открыта в Школа навигацких и математических наук, готовившая артиллеристов, моряков и инженеров, – предшественница всей современной системы инженерно-технического образования в России. В 1719 г. подобная школа открылась в Санкт-Петербурге. В 1723 г. московскую школу перевели в Санкт-Петербург и объединили с петербургской.

С 1922 г. Политехнический институт носил имя М. И. Калинина. В 2014 г. учебному заведению вернули имя Петра Великого.

Бронзовый бюст Петра I установлен в парке у Политехнического университета Петра Великого 25 мая 2016 г., в преддверии празднования 313 годовщины Санкт-Петербурга. На лицевой стороне цилиндрического постамента надпись «Император / Пётр / Великий», выполненная золочёными литерами, на противоположной стороне – вензель императора. Авторы памятника – скульптор Б. А. Петров, архитекторы Т. Н. Милорадович и И. Д. Регинский. Памятник установлен по инициативе Политехнического университета.

Гром-камень под Медным всадником

Гром-камень под Медным всадником

Грандиозный замысел Екатерины Второй требовал соответствующего постамента.

Долгое время продолжались поиски подходящего камня. В результате, после обращения к населению с просьбой о помощи через газету, был найден «Гром-камень». Он получил свое название из-за неоднократного попадания молний. Находящийся всего в 15 км от Петербурга, монолит из гранита весом в полторы тысячи тонн требовал поиска способов перевозки. Транспортировка началась осенью 1769 года и в ней принимали участие сотни людей.

Медный всадник обладал таким грандиозным масштабом, что приглашенный из Франции мастер Эрсман отказался от участия в отливке монумента. Это была непростая задача, так как скульптор имел всего три точки опоры

При этом, важно было создать переднюю часть максимально легкой. В этой работе скульптору помогал литейщик Емельян Хайлов. Повторная отливка была проведена через три года

Несмотря на успешное завершение проекта, скульптор покинул Россию, не дождавшись установки своего творения. По некоторым данным причиной были напряженные отношения императрицы Екатерины и Фальконе

Повторная отливка была проведена через три года. Несмотря на успешное завершение проекта, скульптор покинул Россию, не дождавшись установки своего творения. По некоторым данным причиной были напряженные отношения императрицы Екатерины и Фальконе.

Памятник Петру 1 был открыт 7 августа 1782 года.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах.

Монумент сразу понравился петербуржцам. Свое нынешнее название он получил после появления поэтического произведения Пушкина «Медный всадник».

Памятник в Усть-Ижоре

Пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, у д. 219

В 1240 г. в месте впадения реки Ижоры в Неву происходила битва новгородцев со шведами. Одержавший победу новгородский князь Александр Ярославич получил за неё прозвание Невский. Согласно преданию, в 1712 г. Пётр I сам указал место на левом берегу Ижоры, где в память о сражении поставили деревянную Александро-Невскую церковь. Храм горел, восстанавливался, перестраивался в камне и вновь разрушался. Наконец, в 2002 г. отреставрированная церковь была освящена.

Автор памятника Петру I в Усть-Ижоре – скульптор А. В. Дегтярёв. Бюст выполнен во временном материале (бетон, тонированный под металл), но предполагается его отливка из чугуна; постамент гранитный. Фигура царя (с обрезом ниже пояса) облачена в стилизованные доспехи, с плащом, закреплённым фибулой на левом плече, со звездой на латах и лентой через правое плечо ордена Андрея Первозванного. Левая рука полусогнута в локте, правая держит свиток. На цилиндрическом гранитном постаменте накладной картуш с надписью «Пётр I». Открытие памятника состоялось 30 мая 2002 года, в связи с 330-летием со дня рождения Петра I.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: