Судьба бывших доходных домов петербурга

Восстановление часов на доме Веге

В декабре 2015 года на «доме с атлантами» запустили исторические часы, которые до этого долгое время не работали. Процессом восстановления — от сбора денег до согласований с властями — занимались обычные петербуржцы. На проект у них ушло почти полгода.

АНТОН ЧЕРНОВ

инженер, автор идеи восстановления часов

На месте Новой сцены Мариинки раньше была 243-я школа, в которой я учился. Жил я немного дальше — на Римского-Корсакова, 61. Я постоянно ходил мимо дома Веге, в нем жили мои друзья. В детстве думал: «Какие мы были бы крутые, если бы заставили работать часы на этом доме». Потом на долгие годы это забылось. И вот в 2015 году, на встрече с друзьями мы обсуждали детские мечты, и я сдуру озвучил эту. Друзья за нее ухватились — с этого все и началось.

Организационными делами занималась группа друзей — 8–10 человек. Впрочем, мы считаем, что участие принимали все, кто помогал словом и делом. Кто-то жертвовал небольшие деньги, кто-то — большие. Была серьезная неосязаемая помощь: например, с лицензией, монтажом и так далее.

К сожалению, жители дома не особо участвовали, только Екатерина Баринова (руководитель ТСЖ «Доходный дом Веге». — Прим. ред.) подключилась на последнем этапе. Мы были бы рады, если бы они помогали более активно — насколько я знаю, там есть люди весьма обеспеченные. Впрочем, хотя бы не мешали.

Нас очень порадовали чиновники, которые пошли нам навстречу. Они поняли наше желание, давали советы, которые помогли все сделать лучше. Мы ожидали препон, но все произошло быстро.

Ремонт часов стоил около 400 тысяч рублей. После ремонта мы отдали часы в безвозмездное пользование собственникам дома. Для нас это был некоммерческий проект: мы ни копейки не получили (хотя люди, которые, кажется, даже не участвовали в нем, предъявляли нам обвинения). Все, что осталось, мы перевели на благотворительные цели нашим знакомым, которые занимались восстановлением детского спортивного центра в Москве.

Фотографии ВИКТОР ЮЛЬЕВ

Дом с курдонером

Доходный дом с курдонером уже существовал в сознании заказчиков как чрезвычайно удобная схема. Он позволял сделать квартиры, выходящие окнами во двор, более светлыми и, следовательно, привлекательными для будущих съемщиков. Три подъезда дома Веге, выходящие в один двор, уравнивали в правах жильцов всех квартир. Как известно, в то время именно состояние парадной лестницы, а не количество комнат, во многом служило качественной характеристикой жилья. Курьезный штамп «лестница с ковром и швейцаром», свидетельствовавший о классе подъезда, автоматически означал и соответствующее качество квартир. Такие лестницы отапливались каминами, а дом Веге был еще оснащен и «подъемными машинами» (лифтами). Кухни, черные лестницы и прочие служебные помещения выходили в дворы-колодцы. Комнаты для прислуги были расположены в мансардном этаже, за балюстрадой с вазами.

В решении Овсянникова чувствуется влияние проекта «трех Бенуа» — Леонтия Николаевича, Юлия Юльевича и Александра Николаевича. Он был выбран в 1910 году на конкурсе, объявленном для проектирования доходного дома Первого российского страхового общества на Каменноостровском проспекте, 26–28.

Как и Бенуа, Овсянников проектирует здание с асимметричным курдонером —двор смещен относительно центральной оси участка. В здании на Каменноостровском проспекте архитекторы таким образом продлили перспективу Лицейской улицы, которая упирается в курдонер. На Крюковом канале смещенный курдонер позволил прибавить к трехчастной композиции с фасадом на канал еще один объем фасадом на проспект. Как и у Бенуа, курдонер отделен от улицы, но не колоннадой (участок, предложенный Овсянникову, значительно меньше), а порталом с атлантами. Эта общая композиционная идея — курдонер с «воротами» — отличает эти два проекта от многих других домов с курдонерами: дом Лидваль на Каменноостровском, 1–3, дома Сюзора на Пантелеймоновской улице (Пестеля) и Кирочной, кооперативный дом Алексея Зазерского на Каменноостровском, 71–75, дом на Карповке, 19 и так далее.

Однако курдонер дома Веге — гораздо уже, нежели в домах по вышеуказанным адресам. Тесный, высокий и мрачный (о выбранном цвете — ниже), он позволяет предположить, что, согласовывая в проекте коммерческие интересы и художественные, вторыми периодически приходилось жертвовать. Хотя ступенчатое расширение двора (единственный случай среди петербургских курдонеров) напоминает о первоисточнике — Версальском парадном дворе.

Зилоти

Семья Александра Ильича Зилоти поселились в доме в 1913 году (хотя везде пишут, что дом был достроен в 14-м году). Из письма жены Зилоти Веры Павловны (урожденная Третьякова — дочь основателя Третьяковской галереи, купца Павла Третьякова. — Прим. ред.), написанного вскоре после переезда в этот дом, мы узнаем: «Квартира теплая и терпеть недостатки нового дома можно». Недостатки — это сырость, которая всегда была в новых домах: поэтому первое время квартиры сдавались дешевле, чем они стоили потом — дом просыхал.

Семья была большая. Из наиболее известных детей — художник Александр Александрович Зилоти. Что касается отца, Александра Ильича Зилоти, нельзя сказать, что он совсем забыт, но он не был композитором, а только исполнителем и дирижером. Такие люди обречены на забвение.

Зилоти был чрезвычайно деятельным человеком — он создал частную антрепризу, которая так и называлась «Концерты Александра Зилоти». Это были абонементные концерты, они проходили в зале дворянского собрания — нынешнем Большом зале филармонии. На этих концертах очень много выступал Рахманинов, который приходился Александру Ильичу двоюродным братом. Они были очень дружны. Приезжая из Москвы, Рахманинов постоянно бывал в доме у Зилоти. По воспоминаниям подруги одной из дочерей Зилоти, Рахманинов обычно играл на рояле Веры Павловны.

Из персонажей, бывавших у Зилоти, еще можно упомянуть Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, для популяризации творчества которых Зилоти очень много сделал своими концертами. Прокофьев еще практически не был известен, а Зилоти исполнял его произведения, перемежая ими сочинения знаменитых авторов.

В начале 1919 года к Зилоти пришли с обыском, и по окончании выгнали семью из квартиры. Только старая нянька, комнату которой не обыскивали, сумела припрятать кое-что из ценных вещей. Некоторое время Зилоти жили в одном из домов на другой стороне канала, а потом, как и Рахманинов, уехали из России через Финляндию. Часть семьи осталась в Париже, остальные поехали в Америку — и там Рахманинов помогал им устраивать жизнь.

Сколько стоила квартира

Цена квартиры, как и сегодня, зависела от площади и класса недвижимости. Дешёвые каморки для рабочих во всех крупных городах выглядели примерно одинаково. Вот как их описывает французский писатель Эжен Сю: «В этой части Парижа, одной из самых населённых, в омерзительных, холодных, вредных для здоровья домах скучилось в ужасной тесноте множество рабочего люда». В начале XX века в Москве такая каморка стоила 5 рублей в месяц. Для сравнения, дворник получал 18 рублей.

За «барскую» квартиру просили 120–140 рублей в месяц. Приблизительно в такой жил профессор Преображенский из «Собачьего сердца»: в квартире профессора было семь комнат, и он хотел бы иметь восьмую.

«Барская» квартира в фильме «Собачье сердце»

Веге

Словосочетание «шоколадный король», которое последние несколько десятилетий часто употребляют по отношению к Роберту Георгиевичу Веге, думаю, проделки риелторов. У них заведено придумывать какие-нибудь истории про дома, чтобы побыстрее и подороже продавать квартиры. Еще этот дом ошибочно называются «домом Шаляпина». Я живу рядом, иногда идешь — плывут кораблики: с одного доносится про шоколад, с другого — про Шаляпина. У Р.Г. Веге было незначительное количество акций в компании «Жорж Борман», но даже самого Бормана никто не называет шоколадным королем (хотя в Петербурге он именно им и был).

На самом деле отец Роберта — Георгий Иванович Веге — был доктором и основал в 1876 году на правом берегу Невы ультрамариновый завод. До этого таких заводов в России не было, а потребность в ультрамарине была — и он был привозной, довольно дорогой. Дела на заводе шли блестяще. В то время многие ринулись в эту отрасль, но Веге всех победил — почти все конкуренты позакрывались, а его завод вплоть до революции производил больше половины всего ультрамарина в России.

Роберт Георгиевич Веге родился в 1869 году, в 1894-м выпущен из Николаевского кавалерийского училища в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк (как Лермонтов). В 1900-х подполковником служил в Главном штабе, с 1909-го в отставке, единоличный владелец Киновиевского ультрамаринового завода. Тогда же переселился в отцовский особняк (современный адрес: Октябрьская наб., 38. — Прим. ред.). Сейчас этот особняк в ужасном состоянии: там мощный грибок, все расхищено — похоже, этот дом уже ничто не спасет.

Участок на Крюковом канале Роберт Веге купил в 1912 году. После революции он эмигрировал во Францию. Умер в 1943-м. Его завод в 1920-е годы носил название «Республика».

Пять доходных домов, в которых вам захочется жить

Дом Мила

Где это

В Барселоне, в районе Эшампле.

Чем интересен

Автором. Этот доходный дом построил Антонио Гауди, а Мила — фамилия заказчика. Второе название дома — Pedrera — переводится как «каменоломня». Неровные линии и глубокие оконные проёмы действительно наводят на мысли о пещерах и подземных ходах.

На улицу дом выходит светлым, почти белым фасадом. Но зайдя во двор, вы увидите, что внутренние стены переливаются разными оттенками фиолетового, синего и зелёного и напоминают толщу воды. А массивные трубы на крыше похожи не то на шахматные фигуры, не то на сюрреалистические образы с картин Дали.

Архитектура

Доходный дом М. И. Вавельберга выполнен по проекту архитектора М. М. Перетятковича в стиле неоклассицизма, скульптуры выполнены В. В. Козловым и Л. А. Дитрихом

Здание сразу же стало привлекать к себе всеобщее внимание, став настоящим достоянием Невского проспекта. Как уже говорилось выше, своим внешним видом оно походило на итальянские дворцы, но не только это выделяло его среди других построек города

Архитектор сделала смелый шаг: он построил здание, облицованное серым сердобольским гранитом, что было очень нестандартно для хмурого и дождливого Санкт-Петербурга. Оно одновременно казалось неприветливым и, в то же время, загадочным и при этом надежным. Из этого же материала изготовили рустованные колонны, наличники, барельефы, пилястры и все элементы декора.

Монументальное пятиэтажное сооружение необычайно схоже с архитектурой итальянского Возрождения. Боковая часть оформлена псевдоарками, парами колонн и пилястром, фасад же здания – двухъярусной аркадой, что делает его схожим с Дворцом дожей в Венеции. Так же здание отличает легкость и воздушность нижней части, что достигается благодаря арочным формам, и тяжесть верхней половины постройки.

Фасад здания оформлен большим количеством скульптур, преимущественно масок, большая часть из которых – маски царя зверей – льва. Их можно увидеть на балконах, в угловой части фасада, выходящего на Невский проспект, и на капителе колонны у входа. Так же они есть на фасаде со стороны Малой Морской улицы под капителями рустованной колонны.

При этом внутри, в частности, в операционном зале банка все выполнено довольно скромно. Колонны с пилястрами, облицованные желтым мрамором и роскошным резным плафоном, полное отсутствие декорирования в деловых помещениях.

Об отеле

Питание

Цена дополнительного завтрака: 3,000.00 RUB на человека. Информация о типе питания, включенном в стоимость, указана в деталях тарифа.

Если для въезда в страну вам требуется виза, ваш отель в большинстве случаев предоставит вам необходимые документы для ее получения. За более подробной информацией обращайтесь в отель, контактная информация указана в подтверждении бронирования. За эти услуги может взиматься дополнительная плата, даже в случае последующей отмены бронирования. Все договоренности осуществляются исключительно между вами и отелем.

Дополнительно

Российским гражданам при заезде обязательно нужно иметь оригинал действующего паспорта РФ.

Достопримечательности

0,2 кмЗдание Главного штаба

0,3 кмАлександровская колонна в Санкт-Петербурге

0,4 кмАдмиралтейство

0,5 кмПамятник «Царь-плотник»

0,5 кмАдмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге

0,6 кмУсадьба Демидовых в Санкт-Петербурге

0,6 кмПамятник Николаю I на Исаакиевской площади

0,6 кмДом компании «Зингер»

0,7 кмМедный всадник

0,7 кмНабережная Мойки в Санкт-Петербурге

0,8 кмДворец Владимира Александровича (Дом ученых им. М. Горького РАН)

0,8 кмОсобняк Половцева

0,8 кмКотокафе «Республика кошек»

0,8 кмРостральные колонны в Санкт-Петербурге

1 кмСтрелка Васильевского острова

1 кмДворик филологического факультета СПбГУ

1 кмДворцовая набережная

1 кмБольшой Гостиный двор

1 кмУниверситетская набережная в Санкт-Петербурге

1,2 кмНабережная канала Грибоедова

1,3 кмДоходный дом Н. П. Басина

1,3 кмАнглийская набережная в Санкт-Петербурге

1,4 кмАкадемия художеств в Санкт-Петербурге

1,4 кмПамятник Чижику-Пыжику

1,5 кмДом-кольцо в Санкт-Петербурге (Дом Устинова)

1,5 кмПетропавловская крепость

1,6 кмРукотворный остров Новая Голландия

1,8 кмМозаичный Дворик

2 кмСемимостье в Санкт-Петербурге

2 кмПетровская набережная в Санкт-Петербурге

2,1 кмДомик Петра

2,1 кмПланетарий Санкт-Петербурга

2,3 кмДоходный дом Лидваль

2,5 кмКрейсер «Аврора»

2,6 кмДом Т. Н. Путиловой («Дом с совами»)

2,9 кмПетроградская набережная

2,9 кмПланетарий №1

3 кмПироговская набережная

Показать еще (30)

Транспорт

2,1 кмВитебский вокзал

2,8 кмМосковский вокзал

3,2 кмФинляндский вокзал

3,4 кмБалтийский вокзал

3,5 кмЦентральный автовокзал Санкт-Петербурга

15,4 кмАэропорт Санкт-Петербурга «Пулково»

Типы номеров

Номер Делюкс с видом на город и кроватью размера «king-size»

Кол-во человек2
Площадь номера35м2

Выбрать

Двухместный номер Делюкс с 2 отдельными кроватями и видом на город

Кол-во человек2
Площадь номера35м2

Выбрать

Полулюкс

Кол-во человек2
Площадь номера50м2

Выбрать

Люкс с 1 спальней

Кол-во человек2
Площадь номера55м2

Выбрать

Люкс с террасой

Кол-во человек2
Площадь номера60м2

Выбрать

Представительский люкс с террасой

Кол-во человек2
Площадь номера93м2

Выбрать

Отзывы от Туристер.ру

Из наших туристов еще никто не написал отзыв об этом отеле

Как инфлюенсеры и комьюнити помогали сдать квартиры

Домовладельцы XIX и XX веков верили в силу комьюнити не меньше, чем современные застройщики. Они тоже понимали, что близким по духу людям приятнее жить рядом. Добивались этого по-разному. Например, сдавали квартиры представителям одной профессии: рядом с университетами обычно селились профессора, а рядом с больницами — врачи. Иногда для «продвижения» дома привлекали известных арендаторов. В XXI веке их назвали бы инфлюенсерами.

Если над проектом дома работал «звёздный» архитектор, то квартиры в нём стоили дороже. Именно поэтому среди работ лучших мастеров XIX — начала XX веков так много доходных домов. Их заказывали и Эктору Гимару, и Антонио Гауди, и Фёдору Шехтелю.

Шаляпин

Федор Шаляпин никогда не жил в этом доме, но он часто тут бывал, потому что в его контракте было специально оговорено, что он имеет право выступать на концертах Зилоти. Подруга Веры Павловны вспоминала, что они как-то сидели за столом. У Зилоти в доме на канале была огромная пятиоконная комната, которая была разделена большой занавеской на две части. В обычные дни это была столовая, но когда надо было, занавеси раздергивали — и комната превращалась в зал. И вот, отдернув занавески, вошел Шаляпин, напевая: «Я здесь, Инезилья, / Я здесь, под окном» (песня Глинки на стихи Пушкина. — Прим. ред.).

Империя Вавельбергов

История финансовой империи Вавельбергов берет свое начало в 40-е годы XIX века с небольшой конторы по краткосрочным кредитам для торговцев средней руки. Открыл ее скромный еврей Гирш Генрик (Генрих Михайлович) Вавельберг (1813-1891). Всего через два года, воспользовавшись удачным вложением в строительство железной дороги Варшава-Вена, обменная контора в Варшаве становится банкирским домом «Братья Вавельбергъ». Ещё через пару лет братья Генрих и Ипполит открыли филиалы в Вене, Львове, Познани и Вроцлаве. Через 20 лет Вавельберги открывают отделение в столице Российской Империи (Невский, д. 25). Уже в начале XX века Михаил Ипполитович Вавельберг, блестящий выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета, обладавший не только живым умом, но и прекрасными коммерческими способностями, взял на себя руководство семейным делом после смерти своего отца. В 1912 году он преобразовал банкирский дом «Вавельбергъ» в один из крупнейших банков Российской империи — Петербургский Торговый банк. Это был признанием общегосударственной значимости детища банкиров Вавельбергов. Именно для главного отделения этого банка и было необходимо новое, впечатляющее в архитектурном смысле и внушающее доверие вкладчикам здание на Невском проспекте, в непосредственной близости к министерству финансов.

История

История этого места начинается еще в начале XIX века. В 1802 году на этом месте были построены два дома в классическом стиле, которые принадлежали двум художникам братьям Сергею и Семену Берниковым, затем владельцы участков неоднократно менялись. Здесь же существовал ресторан англичанина Томаса Роби, знаменитый тем, что именно в нем начали готовить первый в городе бифштекс. Он оказался удивительно вкусным, и новое блюдо стало очень популярно в Петербурге. Так же тут находилась мастерская портного Конрада Руча, который ввел в моду плащ-альмавиву, быстро ставшим популярным среди жителей северной столицы – его носил даже А. С. Пушкин. Кстати, Н. В. Гоголь тоже одевался у этого портного. Именно о Руче он и писал в своем произведении Записки сумасшедшего, оставив след о его имени в русской литературе.

Здесь располагались:

В начале ХХ века на этом участке появилась редакция известнейшего сатирического журнала Сатирикон, где главными редакторами были Алексей Александрович Радаков и Аркадий Тимофеевич Аверченко, а издателем Михаил Германович Корнфельд. И именно в начале ХХ столетия оба участка, некогда принадлежавших братьям, купил М. И. Вавельберг.

Семейство Вавельбергов начало заниматься банковским делом еще в 40-е года XIX века, когда Генрих Михайлович открыл контору по краткосрочным займам в Варшаве. Уже через каких-то два года она становится целым банкирским домом под названием Братья Вавельбергъ.

В начале ХХ века после смерти отца М. И. Вавельберг берет на себя руководство семейного дела. Это был умнейший человек, который не только с блеском закончил юридический факультет, но и несомненно имел талант в коммерческой сфере.

Вавельберг считал, что близость к министерству финансов, а так же монументальное добротное здание вызовет доверие и привлечет потенциальных клиентов. Для исполнения этой задачи был приглашен известный архитектор своего времени Мариан Марианович Перетяткович.

Новое здание было возведено в период с 1911 по 1912 годы. Помимо самого банка здесь располагались магазины, конторы и жилые квартиры, а так же был автомобильный салон Русский Рено. Здесь же жил сам Михаил Ипполитович. Однако прожил он здесь недолго, и после революции эмигрировал на Родину.

Во время войны в здании была научная лаборатория Витаминного института. Бывший доходный дом М. И. Вавельберга уже в 50-х годах ХХ века открыл всем известный магазин импортных товаров Березка. А в июле 1960 года на первом этаже открыли городской аэровокзал. Здесь можно было приобрести билеты, оставить на хранение багаж, а так же добраться до аэропорта Пулково. Так же здесь работал институт городского проектирования и издательство Аврора.

В период с 1968 по 1970 годы здание частично реставрировалось. В 90-х годах на третьем этаже расположился Союз писателей, а в начале XXI века сюда переехал известный рок-клуб Сайгон. Величественное здание в центре города привлекало многие организации, которые арендовали в нем помещения, но с 2011 года оно начало пустеть. В это время начались серьезные реставрационные работы по проекту архитектурного бюро Литейная часть-91, запланировано размещение гостиницы.

Кто мог стать домовладельцем

В основном домовладельцами были частные лица. Например, в Петербурге в конце XIX века им принадлежало 88% наёмного жилья. Обычно это были состоятельные и предприимчивые люди — владельцы фабрик, заводов и магазинов. Но чтобы построить такой дом, не обязательно было становиться олигархом. Так, небольшим доходным домом в стиле эклектики на Новокузнецкой улице в Москве преподаватель гимназии Л. А. Энгельбрехт. Домовладельцем был и австрийский архитектор Отто Вагнер: он сам проектировал здания, квартиры в которых потом сдавал. А доходный дом по адресу ул. Бауманская, 23 в Москве и вовсе принадлежал крестьянину Антону Фролову.

В Москве и Петербурге доходные дома часто записывали не на фактического хозяина, а на его жену. Автор радиопрограммы «Ну да, Москва» и одноимённого Instagram-аккаунта Владимир Раевский объясняет это «старинной русской традицией экономической безопасности». Один из примеров такой логики — дом, построенный в Москве железнодорожным магнатом Петром Перцовым. По документам здание принадлежало его жене Зинаиде.

Владельцем могла быть и организация. Некоторые доходные дома находились в собственности учебных заведений, церкви, частных компаний и благотворительных обществ. Так, нарядный доходный дом с часами на Сретенском бульваре в Москве принадлежал страховому обществу «Россия». Небольшой частью домов, построенных для сдачи квартир, владело и государство.

Иногда потенциальные жильцы сами создавали товарищество, чтобы построить для себя доходный дом, но доля такой недвижимости на российском рынке была невелика.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: