Дворцы
Дворцовая застройка началась при Петре Первом, и продолжалась несколько веков вплоть до начала 20-го столетия. Каждый правящий император вносил в ансамбль что-то своё, индивидуальное и неповторимое, в итоге получился оригинальный и гармоничный комплекс, который мы видим сегодня. Все дворцы признаны частью музея-заповедника «Петергоф».
Большой Дворец
Дворец-музей находится между Нижним и Верхним парком на естественном 16-ти метровом возвышении и является ключевой частью архитектурного дворцово-паркового ансамбля. Это один из главных символов Петергофа, строительство которого завершилось в 1721 году, позже Елизавета первая перестроила особняк, оформив его в стиле барокко.
Внутри более 30 залов, поражающих роскошью отделки. Здесь в качестве экспозиции выставлены подлинные вещи, предметы быта и мебель разных эпох, начиная с Петровской, а ещё размещена внушительная коллекция картин. В царские времена дворец использовался для проведения торжественных мероприятий, балов, приёмов и был настоящим центром светской петербургской жизни.
Дворец Монплезир
«Монплезир» с говорящим названием, переводящимся как «Моё удовольствие» был любимым местом отдыха императора Петра Великого: он сам выбрал его месторасположение, спроектировал не только внешний вид, но и внутренний план помещений и их убранство, используя полюбившийся ему голландский стиль.
Дворец построен на берегу Финского залива, откуда открывается вид на Кронштадт и морскую акваторию. Внутри вы увидите парадную залу, императорский кабинет, кухню, предметы обстановки и быта эпохи Петра и собственноручно собранную им коллекцию фарфора, а также картины европейских художников 17-18 веков в небольшой галерее. В личном «морском» кабинете царя выставлены различные навигационные приборы и шкатулка с императорским вензелем.
Дворец «Марли»
Небольшое двухэтажное строение в форме куба – один из первых дворцов, возведённых по проекту Петра Великого, находится в Нижнем парке на берегу пруда. Это скромное здание: его оформление, внешняя и внутренняя отделка далеки от роскоши остальных дворцов. Изначально император планировал использовать постройку как «отель» для заселения именитых гостей или членов царской семьи, но в итоге дом превратился в хранилище личных вещей Петра, которые перенесли сюда из старого деревянного дворца.
Самые интересные помещения – Дубовый и Чинаровый зал, ещё «Монплезир» привлекает посетителей собранием полотен голландских и фламандских живописцев 17-18 веков, небольшой коллекцией личных вещей Петра Первого, в том числе научных книг.
Эрмитаж
Эрмитаж – маленький аккуратный дворец в форме куба, построенный в западной части Нижнего парка. Изначально служил местом проведения встреч императора Петра Первого с иностранными послами, позже традицию продолжила и Елизавета Петровна.
Главная особенность особняка – встроенная система подачи блюд в виде стола, поднимающегося из первого этажа на второй, в Парадный приёмный зал. Такой подъемник оборудовали специально для того, чтобы во время закрытых аудиенций можно было обходиться без слуг. Посетители могут увидеть Главный зал, украшенный картинами французских и голландских художников 17-18 веков, на столе зала представлены образцы блюд, подававшихся в императорские времена.
Ссылки
Каскад «Большой» | Львиный каскад | Каскад «Золотая гора» | Каскад «Шахматная гора» | Фонтаны «Адам» и «Ева» | Фонтан-шутиха «Водяная дорога» | Фонтаны «Волхов» и «Нева» | Фонтан-шутиха «Дубок» | Фонтан-шутиха «Ёлочки» | Фонтан-шутиха «Зонтик» | Фонтан-шутиха «Диванчики» | Фонтан «Данаида» | Фонтан «Китовый» | Менажерные фонтаны | Фонтан «Пирамида» | Римские фонтаны | Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» | Фонтаны «Сирены» | Фонтан «Сноп» | Фонтан «Солнце» | Террасные фонтаны | Фонтан «Оранжерейный» | Фонтаны «Тритон с колоколом» | Фонтан «Нептун» | «Межеумный»
Смотреть что такое «Шахматная гора (каскад)» в других словарях:
Каскад «Шахматная гора» — Каскад Каскад Шахматная гора Каскад Шахматная гора Страна … Википедия
Каскад (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Каскад. Большой Каскад в Казерте вид сверху. Каскад (фр. cascade водопад) архитектур … Википедия
Львиный каскад — Каскад Львиный каскад Львиный кас … Википедия
Петергоф (дворцово-парковый ансамбль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Петергоф (значения). Дворцово парковый ансамбль Петергоф … Википедия
Нижний парк (Петергоф) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нижний парк. Достопримечательность Нижний парк … Википедия
Петродворец — (до 1944 Петергоф) город в Ленинградской области РСФСР, подчинён Ленинградскому горсовету. Пристань на южном берегу Финского залива. Ж. д. станция в 29 км к З. от Ленинграда. 63 тыс. жит. (1974). Часовой завод (бывшая Петергофская… … Большая советская энциклопедия
Петродворец — План приморских парков г. Петродворец. План приморских парков г. Петродворец Фонтаны: 1. «Самсон» и Большой каскад 2. Большие 3. «Тритон» 4. Римские 5. Каскад Драконов («Шахматная гора») 6. «Пирамида» 7. «Зонтик» 8. «Солнце» 9. «Сноп» и… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Бланк, Иван Яковлевич — Иван Яковлевич (Иоганн Фридрих) Бланк Основные сведения Гражданство Россия Дата рождения 1708 год(1708) Место рожд … Википедия
Фонтан -шутиха Дубок
Рекомендовать место
7
Фонтан-шутиха «Дубок» — это забавный фонтан-курьез в Петергофе. Первоначально он был сделан по проекту Б.К. Расстрелли в 1735 году как часть фонтана в Верхнем саду. В 1802 году он был установлен в Нижнем саду в составе композиции из нескольких шутейных забав.
Фонтан «Дубок» представляет собой шестиметровое металлическое дерево с полым стволом, пятьюстами трубчатыми ветвями и несколькими тысячами металлических листьев, окрашенных в зеленый цвет,стоящее на овальном островке, окруженном узким ручьем. Струи воды вырываются из кончиков каждой веточки. Под деревом находятся пять тюльпанов-фонтанчиков. Рядом с деревом расположены две скамейки, на которые стоит лишь присесть, как из-за спинок поднимаются водяные струи.
В годы войны вся композиция фонтанов, включающая в себя дубок, тюльпаны и скамейки, была разрушена. Фонтан создавался заново в 1947 году мастерами Лаврентьевыми, по проекту архитектора А.А.Оля и по уцелевшим фрагментам и рисунку от 1828 года.
Координаты: 59.88537500,29.91741400
Петров двор
Идея о создании загородной резиденции на берегу Балтийского моря возникла у Петра Великого в 1714 году. С присущей ему энергичностью царь не только контролировал возведение дворцов и фонтанов Петергофа, но и приложил руку к составлению планов, эскизов и чертежей. Менее чем через десять лет состоялось торжественное открытие «Петрова двора». Петергофский водовод был спроектирован инженером Василием Туволковым: на расстоянии в 49 километров расположено восемнадцать прудов вместимостью более миллиона кубометров воды. Система водоснабжения Петергофа отличается своей естественностью – никаких насосов или водонапорных сооружений не используется, зато применяется принцип сообщающихся сосудов благодаря разнице в уровнях расположения прудов и фонтанов. Вода поступает в фонтаны с Ропшинских высот.
За Большим каскадом, примыкавшим к Петергофскому дворцу (изначально двухэтажному), скрывались гроты с необычными фонтанами, работа которых заставала посетителей резиденции врасплох. «Шутихи» или «шутейные фонтаны» включались неожиданно: например, когда кто-то протягивал руку к блюду с фруктами на импровизированном столике или просто шел по тропинке. По рисункам Петра I в Нижнем парке построили также дворец Монплезир, в переводе с французского – «Мое удовольствие». Благозвучное название дано неслучайно: царь необыкновенно ценил время, проведенное во дворце. В покоях Монплезира до наших дней сохранились вещи, принадлежавшие Петру I: ночной колпак из фетровой ткани, кувшин, тазик для умывания и полотенце. Литературный критик XIX века Виссарион Белинский писал: «Монплезир – одна самых почитаемых реликвий отечественной истории».
После смерти Петра Великого для Петергофа настали трудные времена: противники реформ из московской знати увезли юного царя Петра II в Первопрестольную, и резиденция за несколько лет пришла в запустение. Лишь в 1730 году, когда трон заняла Анна Иоанновна, о Петергофе вспомнили вновь и продолжили его обустройство. Императрица обратилась к одному из самых известных отечественных архитекторов – Михаилу Земцову. В 1925 году искусствовед Владимир Курбатов так писал о его работе: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы». Дело Петра Великого продолжала и его дочь Елизавета Петровна, питавшая страсть к украшению новых дворцов. Придворный архитектор Ф.-Б. Растрелли, пик карьеры которого пришелся именно на елизаветинское правление, возвел новый корпус Монплезира, Большой дворец, а также составил проекты новых фонтанов. По инициативе Растрелли в Петергоф перевели более ста пятидесяти картин, приобретенных Петром I за границей. При Екатерине II границы Петергофа расширились и вышли за те пределы, которые определил для них первый российский император.
НИЖНИЙ ПАРК
Режим работы парка: Пн-Вс 9:00 – 20:00 Кассы 9:00 – 19:30
Кассы расположены на Дворцовой и Разводной площади (вблизи Большого дворца), на Черном спуске (у парковки автобусов) и на улице Аврова (рядом с парком Александрия).
Билетные терминалы продают билеты только по полной стоимости.
Стоимость билетов:
- Билет для граждан РФ и СНГ – 450 рублей
- Билет для граждан стран ЕАЭС – 450 рублей
- Для всех остальных – 1000 рублей
- Бесплатно: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры Ордена Славы, ветераны Великой Отечественной войны, дети до 16 лет, инвалиды I, II, III группы, дети-инвалиды РФ, сотрудники музеев РФ.
Перед входом в основной парк с фонтанами загляните в Верхний сад: вход бесплатный, здесь расположен старейший фонтан Петергофа и потрясающий вид на Большой дворец.
Террасные фонтаны Петергоф
Рекомендовать место
4
1
Террасные фонтаны расположены по сторонам Большого каскада в Петергофе, на террасах перед Большим дворцом. Идея о создании на террасах фонтанов возникла в первой четверти XVIII века. В 1799-1800 годах архитектором Ф.Броуэром и фонтанным мастером Ф.Стрельниковым по проекту А.Воронихина были созданы из пудостского известняка 20 фонтанов-чаш и 10 каскадов. В 1852-1854 годах по чертежам А. Штакеншнейдера детали каскадов и чаши были сделаны из мрамора. В таком виде фонтаны сохранились до наших дней.
Десять одинаковых фонтанов расположены по пять слева и справа от Большого каскада. На уступах находятся мраморные чаши, из каждой из них бьет вверх струя воды. Ниже чаш расположены мраморные каскады из четырех ступеней, их вертикальные стенки завершаются треугольными фронтонами с позолоченными маскаронами, вода из которых стекает по ступеням. Внизу каскадов можно видеть одноструйные водометы в длинном мраморном желобе, который соединяет вместе пять фонтанов.
Помощь по Петергофу
Доехать от Санкт-Петербурга до Петергофа можно разными способами, причем как по суше, так и по морю. Проще всего, конечно, тем, кто путешествует на собственном автомобиле; они вольны выбирать время отъезда и прибытия на собственное усмотрение, могут останавливаться в придорожных кафе и осматривать любые из тех достопримечательностей, мимо которых будут проезжать. Однако путешествие на общественном транспорте тоже имеет немалые преимущества.
Режим работы и стоимость входных билетов в Нижний парк (фонтаны), Большой дворец, музеи дворцово-паркового комплекса, а также музеи парка Александрия.
Одной из главных отличительных особенностей петергофских фонтанов является оригинальное устройство водовода. В отличие от версальских, эти грандиозные сооружения работают без насосов и других водонапорных сооружений, а вода подается к ним из множества естественных и искусственных прудов, питаемых подземными источниками и родниками.
Знаменитый город фонтанов славен не только их разнообразием, великолепными скульптурными группами и дворцовыми ансамблями, но и обилием пейзажных парков. Многие туристы, гуляя по Петергофу, даже не подозревают, что переходят из одного парка в другой. Большинству известны лишь Нижний парк и Верхний сад, некоторые слышали о существовании Александрии, а вот названия Колонистсткого, Лугового, Английского и прочих парков им незнакомы.
Петергоф, как один из самых посещаемых туристами пригородов Петербурга, может похвастаться множеством отелей и гостиниц разного ценового уровня. Многие иностранные гости и наши соотечественники, решившие посетить город на Неве в период с мая по сентябрь, не упускают возможности полюбоваться знаменитыми петергофскими фонтанами и побродить по анфиладам Большого дворца.
Такое популярное среди туристов и местных жителей место, как Петергоф, просто не может обойтись без кафе, баров и ресторанов. Хотя большинство из этих заведений открыто круглый год, все же основной пик их посещаемости приходится на летний сезон, когда тысячи иностранцев и россиян съезжаются, чтобы насладиться зрелищем знаменитых фонтанов, побродить по прохладным парадным залам дворцов и тенистым аллеям парков.
Петергоф, или Петродворец, с его великолепными фонтанами и дворцово-парковым комплексом, был задуман Петром I как некое подобие знаменитых парков Версаля и Марли, превосходящее их по роскоши и масштабу. Эта царская резиденция была призвана продемонстрировать всей Европе и миру величие Российской империи и укрепить авторитет самодержавия в глазах людей, как простых, так и знатных.
Старый Петергоф – это историческое название западной части города, прославившегося на весь мир благодаря чудесному дворцово-парковому ансамблю. Неофициальное деление Петергофа на Старый и Новый обусловлено временем образования первых поселений на месте нынешних зданий; по сути, старый район возник даже раньше, чем началось строительство Петергофского дворца и закладка парка с системой фонтанов.
Восточный район Петергофа, носящий исторически сложившееся название Новый Петергоф, расположен между Верхним парком и парком Александрией. Новый Петергоф, отделенный от Старого Английским пейзажным парком, возник на месте поселения крестьян и ремесленников, пригнанных на строительство царской резиденции.
Достопримечательности Нижнего парка в Петергофе
Нижний парк можно назвать приморским, так как всё здесь подчинено идее морского владычества России. Линия Морского канала с 12 фонтанами и Большого каскада (64 фонтана и 250 скульптур) прямо указывают на Финский залив для понимания, что здесь находится резиденция царя океанов и морей.
Большой дворец является неким центром всего этого великолепия, перед которым расположились аллеи, фонтаны, архитектурные и скульптурные ансамбли. Спускаясь по ступенькам от Большого дворца в сторону Морского канала, проходишь мимо позолоченных статуй с центральной фигурой Самсона, раздирающего пасть льва, который олицетворяет победу над Швецией в Северной войне. Шум воды, блеск золота (если вам повезло и погода солнечная), балтийский ветерок, окружающая зелень парка – всё это непередаваемые ощущения величия, покоя и красоты, в её самом высоком понимании. Это — Парадная часть комплекса.
Справа и слева от Большого каскада, расположены Монплезирская и Марлинская составляющие Нижнего парка. В центре, у Морского канала привлекают внимание яркие клумбы, от которых начинаются четыре аллеи: две – на запад, к главной достопримечательности парка — дворцу «Эрмитаж»; две – на восток, к дворцу «Монплезир», расположенному на самом берегу залива и построенному в стиле голландских дворцов XVIIIвека. Рядом находятся Банный, Кухонный, Екатерининский корпус. Проходя вдоль Морского канала, мы увидим пересечение с Марлинской аллеей, которая по праву считается Центральной, с началом у дворца «Марли» (архитектор И
Ф. Браунштейн) с экспозицией вещей Петра Великого и заканчивается у Никольских ворот Александровского парк. У дворца «Марли» рождаются ещё две аллеи: Берёзовая и Малибанская. Аллеи расходятся от дворца в разные стороны. Берёзовая ведёт к Римским фонтанам, Малибанская (малибан – разновидность бильярда), считающаяся одной из самых живописных – к дворцу «Монплезир». Эти аллеи соединены Монплезирской аллеей, а результатом такой планировки стал треугольник с вершиной – дворцом «Марли»
Проходя вдоль Морского канала, мы увидим пересечение с Марлинской аллеей, которая по праву считается Центральной, с началом у дворца «Марли» (архитектор И. Ф. Браунштейн) с экспозицией вещей Петра Великого и заканчивается у Никольских ворот Александровского парк. У дворца «Марли» рождаются ещё две аллеи: Берёзовая и Малибанская. Аллеи расходятся от дворца в разные стороны. Берёзовая ведёт к Римским фонтанам, Малибанская (малибан – разновидность бильярда), считающаяся одной из самых живописных – к дворцу «Монплезир». Эти аллеи соединены Монплезирской аллеей, а результатом такой планировки стал треугольник с вершиной – дворцом «Марли».
Магистраль Марлинской аллеи прорезает все радиальные дорожки, идущие от Большого дворца, на пересечении которых в восточной части стоит великолепный фонтан «Адам», а в западной – прекрасная «Ева». Симметричность этих произведений Большому дворцу заметна невооружённым глазом. Это своеобразные центры своих частей парка, от которых также идут аллеи. Деревьями, кустарниками, клумбами и газонами Петергофа всегда занимались высокопрофессиональные садовники, умеющие даже в северных широтах выращивать превосходные растения различных видов, придавая им геометрические кроны или оформляя клумбы яркими цветами.
Другие ансамбли садово-паркового искусства располагаются вокруг дворца «Монплезир» с его садом, территории рядом с дворцом «Марли», а также «Большой оранжереи». Когда здесь были парники для овощей и теплицы, где выращивались травы, а также плодовый сад. Для разведения рыбы были выкопаны пруды, они же служили эстетическому наполнению парка.
История создания фонтанов Петергофа
В 1703 г. на острове Котлин началось строительство военно-морской базы. За возведением крепости Петр I наблюдал лично. Для этого на берегу Финского залива к западу от Петербурга соорудили пристань и Петров двор – Питергоф по-голландски.
Замысел сделать Петергоф летней резиденцией появился у царя в 1705 г. Сохранились его рисунки и собственноручные чертежи проекта. Петр наказал, что и как делать в данный момент и в последствии.
Композиция центрального и восточного ансамблей Нижнего парка сада (рисунок Петра I)
Петр I планировал сделать фонтанный комплекс с дворцом по аналогии с Версалем, только в 10 раз лучше. Если в Версале было 14 фонтанов, то у нас должно было быть 140. Первоначально была попытка построить резиденцию в Стрельне, в районе Константиновского дворца. Там даже была сооружена плотина у Орловского парка и построен путевой деревянный дворец Петра I. Она сохранилась до сих пор. Об этом читайте в статье про Орловский парк. Но там не хватило мощности водяного потока и царь решил перенести строительство в Петергоф.
Посмотрите видео с прогулки по водоподводящей системе к фонтанам Петергофа:
Его идея была в двойном значении статуй, строений, фонтанов. Они имели скрытый смысл для посвященных. Многие сюжеты стали символами эпохи. Архитекторы полтора века сохраняли и воплощали задуманное царем преображение парадного представительства.
Устройство загородного местопребывания российских царей началось в 1714 г. На строительстве задействовали 5 000 человек. В 1723 г. в Петергофе заработали фонтаны, были построены дворцы Монплезир и Марли. К открытию распланировали Нижний парк и прорыли Морской канал.
В торжественный день Петр I устроил для иностранных послов экскурсию по Петергофу. Он лично проводил именитых гостей по паркам, к комплексу фонтанов Большой каскад, к фонтанам-«шутихам».
После кончины Петра императрицы, восходившие на престол, продолжали дело царя. И уже при Елизавете Петровне «столица фонтанов» красотой и роскошью превосходила аналогичные владения монархов Европы. Не уступала даже знаменитому Версалю.
Октябрьская революция 1917 г. сделала Петергоф доступным для народа. Он становится крупным центром просвещения. 2 июня 1918 г. Большой дворец впервые принял 400 посетителей. С этой даты начинает работу музей-заповедник. За 1919 г. все петергофские дворцы объявляются музеями.
В годы Великой Отечественной войны оккупанты заминировали парки, взорвали павильоны. Огонь артиллерии полностью уничтожил Большой дворец. Система фонтанов оказалась разрушенной.
Фото из архива ГМЗ «Петергоф»
Сотрудники музея предприняли героические усилия по спасению экспонатов Петергофа. Часть из них была закопана под землю.
План захоронения мраморной скульптуры Петергофа и их раскопки после войны. Фото из архива ГМЗ «Петергоф»
Восстановление петергофского ансамбля фонтанов началось сразу после освобождения от фашистов в 1944 г. В 1946 г. заработали первые фонтаны. В 50–70-е годы воссоздали основные дворцы. Реставраторы продолжали работы вплоть до 2000 г. Петергоф приобрел первозданный вид и блеск.
31 декабря 2010 года главную скульптуру Петергофа «Самсона» демонтировали для реставрации. В апреле, после окончания работ, памятник торжественно провезли по Санкт-Петербургу и установили на место.
Архив ГМЗ «Петергоф»
Зонтик
Не все мочильные забавы, о которых мечтал основатель Петергофа — Петр I, удалось реализовать при его жизни. Шутиху «Зонтик», сделанную по задумке императора, смогли построить только в конце XVIII века. Автором проекта этого фонтана стал архитектор Ф. П. Боуэр, который умело применил в новом водомете мотивы китайских построек из Царского села.
Фонтан имеет форму большого зонта. Широкая белая ножка поддерживает ярко-зеленую раскидистую крышу. Шутиха стоит на туфовом возвышении и имеет несколько деревянных кресел с подлокотниками. Как только посетители заходят под крышу и рассаживаются отдохнуть, по ажурному краю начинают бить вертикальные струи воды. Они устремляются к земле из тонких металлических трубочек и образуют вокруг водомета плотную струящуюся завесу. Посетителям кажется, что за фонтаном идет настоящий ливень, и выйти из-под крыши, не намокнув, невозможно.
Диванчик
Фонтан «Зонтик» много раз переделывали. Вначале он был оборудован 134 трубочками, а во второй половине XIX века количество трубочек сократилось до 80. Долгое время «мочильную забаву» называли «Грибком», потому что 1860-е годы широкую кровлю стали раскрашивать подобно грибу-мухомору. В 1949 году, когда фонтан реставрировали, архитектор А. А. Оля и мастер-резчик Г. С. Симонов решили придать ему первоначальный облик. Увидеть шутиху в действии можно с 10.00 до 19.00.
Фонтан-шутиха «Дубок»
Рекомендовать место
13
1
Фонтан-шутиха «Дубок» в прекрасном парке Петергофа — образец фонтанов-сюрпризов, без которых были немыслимы большие парки при царском дворе. В 17-18 веках подобные забавы были очень популярны в вельможных парках Европы.
«Дубок» оправдывает свое название. Он выглядит как молодое деревце, которое окружают пять тюльпанов. Деревце и цветы брызгаются водой, освежая атмосферу и волей-неволей создают радостное настроение. Изначальная задумка заключалась в том, что струи воды появлялись совершенно неожиданно и обрызгивали гуляющих по парку.
Первоначально «Дубок» был частью декора одного из фонтанов Верхнего Петергофского парка, спроектированного по рисунку Б. К. Растрелли в 1735 году. Но он не сразу прижился в парке. Спустя почти сто лет обновленный фонтанным мастером Ф. Стрельниковым фонтан-шутиха снова украсил пейзажный парк. В руках мастера он приобрел форму натурального деревца. Тогда же, в 1802 году, были установлены фонтаны-тюльпаны и две фигурные скамьи, из-за спинок которых внезапно поднимался водяной навес.
Современный «Дубок» — восстановленный после Второй мировой войны фонтан, который также радует и веселит посетителей парка, как и столетия назад.
БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ И МУЗЕИ РЯДОМ С НИМ
Жемчужина Петергофского ансамбля – Большой дворец – одна из самых загруженных достопримечательностей Петергофа. Чтобы разделить туристические группы и индивидуальных посетителей, действуют сеансы посещения дворца.
С 27 апреля по 13 октября 2021 продажа билетов и вход во Дворец для индивидуальных туристов по сеансам: 12:00-14:30 и 16:15-19:45
Рядом с Большим петергофским дворцом расположено несколько музеев, посещение которых скрасит ваш день:
-Музей “Особая кладовая” -Церковный корпус Большого дворца -Музей фонтанного дела -Музей-спектакль “Дом игральных карт” -Комплекс “Государевы потехи” —Музей семьи Бенуа -Музей коллекционеров
История петергофских шутих
Интересно, что Петр I принимал самое активное участие в строительстве водных забав. Некоторые шутихи он придумывал сам или вносил коррективы в рисунки и проекты, подготовленные его придворными архитекторами. Забавные фонтаны продолжали строить Анна Иоанновна, Екатерина II и Александр I. В прежние времена такие водометы украшали разные императорские резиденции, однако, сохранились фонтаны-шутихи только в Петергофе.
Практически все водные забавы находятся в восточной части Нижнего парка, недалеко от Оранжереи и Монплезирской аллеи. Такое расположение фонтанов объясняется просто. Именно здесь, на востоке парка, при Петре I и других царях находились «игровые места» и купальня, в которых любили проводить время царские гости. Всем нравились «Мост с водяным ходом» на Руинном каскаде и «Стол с брызганием» в гроте Большого каскада.
Зонтик
Сегодня в Нижнем парке можно увидеть несколько фонтанов-шутих. Некоторые из них вполне безобидные, а другие не оставляют посетителям никакого шанса остаться сухими и поэтому особенно любимы гостями парка.
Фонтан «Адам»
Вернувшись от дворца Марли к Большому Каскаду Петергофа, мы снова перешли на Марлинскую аллею. В этот раз двинулись в другом направлении – налево, если стоять лицом к Большому Дворцу. Первый интересный объект, встречающийся на пути по аллее, это фонтан «Адам» в окружении трельяжных беседок. Фонтан «Адам» — почти полная копия фонтана «Ева». Информацию по этим сооружениям можно увидеть в соответствующей заметке.
Это интересно: Путеводители по Зальцбургу, готовые маршруты для прогулок по городу
Возрождение из пепла
Летом 1940 года Петергоф посетило в общей сложности более двух миллионов человек. Летний сезон следующего, 1941 года, планировали открыть 22 июня. В этот день нацисты напали на Советский Союз, а через месяц вошли в Петергоф. Директор объединенных парков Петергофа и Ораниенбаума М.М. Ребане рассказывал о первом дне войны: «22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью „Белые ночи“. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков». Сотрудники немедленно стали готовиться к эвакуации ценных предметов: составили списки, сняли со стен картины, приступили к упаковыванию сервизов и люстр. Из всех предметов Большого дворца удалось спасти лишь половину – часть из них разместили в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала. В эвакуационном акте от 22 сентября 1941 года сказано следующее: «Все ценные наборные паркеты Большого дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель, которую не успели вывезти, отодвинута от стен и укрыта. В каждом помещении имеются ящики с достаточным количеством песка, пожарные шланги в полной исправности». Бои за Петергоф были в самом разгаре – приходилось спешить. Десяти предоставленных вагонов оказалось мало, чтобы перевезти все необходимое. Скрепя сердце сотрудники начали выбирать, что придется оставить и по возможности спрятать. В подземном тоннеле оказались и статуи Большого каскада. После демонтажа их планировали вывезти, но не успели. Сдвинуть с места скульптуру Самсона, весившую 3,5 тонны, было тогда невозможно.
Нацисты находились в Петергофе до 19 января 1944 года. В парках они вырубили деревья, а дворцы и павильоны разграбили. Большой дворец, Екатерининский корпус и дворец Марли были сожжены. Подземные водоводные магистрали враг вывел из строя. От Большого каскада, фонтанов «Золотая гора» и «Шахматная гора» почти ничего не осталось. Территория некогда цветущих, полных зелени и воды парков теперь представляла собой нагромождение колючей проволоки. Земля была испещрена траншеями, рвами и воронками, всюду виднелись доты и дзоты. Помимо статуи Самсона, нацисты прихватили с собой свинцовые барельефы и тысячи ценностей Петергофа. Когда после освобождения сюда вернулись музейные сотрудники, перед их глазами предстала жуткая картина: «…Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона». Поэтесса Ольга Бергольц писала: «От Петергофа осталось только небо». Впереди была тяжелая работа по восстановлению. Полностью воссоздать Петергоф в прежнем виде, увы, было невозможно, однако благодаря колоссальному труду ленинградцев парки были расчищены, скульптурные шедевры отреставрированы, а часть украденных немцами ценностей найдена (например, скульптурная группа «Нептун») и возвращена домой. Уже 17 июня 1945 года Нижний парк открыли для прогулок, а спустя год вновь заработали 38 петергофских фонтанов.
Верхний парк и его фонтаны
По сравнению с Нижним, Верхний парк небольшой. Его площадь всего 15 га. Он располагается перед Большим дворцом и воспринимается как парадный въезд резиденции. Парк светлый и просторный с гармоничной планировкой по эскизам самого Петра.
При жизни первого императора России парк имел хозяйственное назначение. На грядках созревали овощи, в кадках росли фрукты, в трех прудах плескалась рыба.
Лишь в середине XVIII века вместо овощных грядок появились беседки, аллеи подстриженных деревьев, статуи, солнечные часы. Самое замечательное в изменении облика парка стало устройство фонтанов.
Первый фонтан парка – Дубовый. В центре «рос» свинцовый дуб, отсюда и название. Рядом с главным входом фонтан Межеумный, или Неопределенный. В названии отражаются смены декора. Скульптуры Весна и Лето представляют фонтаны Квадратных прудов.
В центральном бассейне Верхнего сада находится фонтан Нептун. На постаменте фигура морского божества в короне с трезубцем в руке. Вокруг статуи тритоны, всадники, дельфины и драконы. Фонтан купил Павел I в Германии, он считается одним из старейших в Петергофе. С юга бассейн украшает небольшой каскад с бронзовым Аполлоном.
Зонтик
Фонтан имеет форму большого зонта. Широкая белая ножка поддерживает ярко-зеленую раскидистую крышу. Шутиха стоит на туфовом возвышении и имеет несколько деревянных кресел с подлокотниками. Как только посетители заходят под крышу и рассаживаются отдохнуть, по ажурному краю начинают бить вертикальные струи воды. Они устремляются к земле из тонких металлических трубочек и образуют вокруг водомета плотную струящуюся завесу. Посетителям кажется, что за фонтаном идет настоящий ливень, и выйти из-под крыши, не намокнув, невозможно.
Фонтан «Зонтик» много раз переделывали. Вначале он был оборудован 134 трубочками, а во второй половине XIX века количество трубочек сократилось до 80. Долгое время «мочильную забаву» называли «Грибком», потому что 1860-е годы широкую кровлю стали раскрашивать подобно грибу-мухомору. В 1949 году, когда фонтан реставрировали, архитектор А. А. Оля и мастер-резчик Г. С. Симонов решили придать ему первоначальный облик. Увидеть шутиху в действии можно с 10.00 до 19.00.
Фонтаны-шутихи в гротах Большого каскада
В центральной Парадной части Нижнего парка, прямо у подножия Большого Петергофского дворца, по склону спускается великолепный и мощный фонтан Большой каскад.
Центром Большого каскада являются гроты — Верхний и Нижний, которые, как и фонтан, были построены по задумке Петра I.
Когда-то в Большом гроте любили проводить время хозяева и гости Петергофа. В гроте, по задумке Петра, но уже после его смерти, были установлены фонтаны-шутихи — «Стол с брызганием» и «Водяные завесы».
В центре стола ставили бокалы с напитками и вазы с фруктами; но, когда гость протягивал руку к столу, то, из трубочек, проложенных по краю стола, начинали бить тонкие водяные струйки, обливая собравшихся вокруг. При выходе из грота гостей ожидал ещё один сюрприз — плотная водяная завеса, преграждавшая путь. Такие шутки-забавы были распространены в 18 веке. Также в Нижнем парке дворца находятся и другие фонтаны-шутихи.
Сегодня гроты представляют собой музей, посетить который можно за плату. Подробнее о гротах, фонтанах Большой каскад и Самсон…