Исаакиевский собор во время блокады
Во время начала Великой Отечественной войны началась эвакуация культурных ценностей из музеев Санкт-Петербурга и дворцов Петергофа, Пушкина, Гатчины, Ломоносовска и Павловска в тыл страны. Все вывезти не успели и оставшееся было решено свезти в одно место в Ленинграде, таким хранилищем и стал Исаакиевский собор.
Выбор на него пал неслучайно. Согласно городской легенде на экстренном собрании, созванном для решения, где разместить музейное хранилище, один старый артиллерист предложил использовать подвалы Исаакиевского собора. По его словам, немцы, обстреливая Ленинград, будут использовать купол Исаакия, как ориентир и захотят сохранить собор для пристрелки.
И действительно, Исаакий ни разу не подвергся прямому артобстрелу, хотя и пострадал от войны. До сих пор можно увидеть следы от осколков бомб и снарядов на его гранитных колоннах, от сырости были сильно повреждены росписи, мозаики и мрамор.
В июле 1941 года в Исаакиевском соборе было создано объединенное хозяйство музеев. Группа альпинистов для маскировки собора закрасила серой масляной краской его позолоченный купол и звонницы. Окна были заложены кирпичом и мешками с песком, рядом с собором установлены аэростаты воздушного заграждения, в Александровском саду разместились зенитные батареи.
В больших деревянных ящиках везли в собор музейные ценности: фарфор, картины, ткани, монеты, книги и многое другое. Всего здесь было собрано около 120 тысяч уникальных предметов. За ними продолжали смотреть хранители, которые приехали из пригородов Санкт-Петербурга и разместились жить в холодных и сырых подвалах Исаакия, среди них было трое маленьких детей.
В условиях голода и холода музейные хранители проветривали вверенные им ценности, выносили сушить на солнце, включая старинную, тяжелую мебель, вели научно-исследовательскую работу, вместе с бойцами ПВО дежурили на крыше и колоннаде, спасая храм от зажигательных бомб.
После полного окончания блокады 27 января 1944 года хранители покинули Исаакиевский собор. В память об их малоизвестном подвиге в подвале собора в 2005 году была создана мемориальная выставка «Чтобы помнили…», где воссоздана атмосфера блокадного времени. На мемориальной доске в подвале выбиты 101 имя хранителей, служащих и рабочих военного времени.
Послевоенная реставрация Исаакиевского собора осуществлялась с 1945 по 1963 годы.
Исаакиевский собор сегодня
Во время Великой Отечественной войны он подвергался бомбардировкам и обстрелу, но устоял.
После окончания войны в нем находится музей, который называется «Исаакиевский собор».
Можно подняться к куполу, где оборудована смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город с высоты. Удивительной особенностью храма является то, что с 1931 года внутри находился «Маятник Фуко» – это изобретение, которое наглядно показывает суточное вращение земли. Длина нити, к которой подвешен маятник, составляет девяносто восемь метров. Посмотреть его в действии можно было на протяжении пятидесяти пяти лет, позднее его сняли, но теперь он является экспонатом музея.
Исаакиевский собор является памятником архитектуры, в 2018 году он выбран православным символом города Санкт – Петербург.
Колоннада Исаакиевского собора — главная историческая смотровая площадка Петербурга
Начнём с самой популярной смотровой площадки — колоннада Исаакиевского собора. Историческая доминанта города, о которой знает любой турист. Её рекомендуют для обязательного посещения и не случайно.
Колоннада Исаакиевского собора
Красивейшие виды на центральную часть Санкт-Петербурга. Обзор — 360 градусов: Васильевский остров, Дворцовая и Университетская набережные, Исаакиевская и Дворцовая площади, Зимний дворец, Ростральные колонны, Кунсткамеру, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Мариинский дворец, памятник Николаю I. Вдалеке можно различить Смольный собор, Спас-на-Крови, Дом книги, церковь Св. Екатерины, Думскую башню, Казанский собор и другие достопримечательности.
Вид с колоннады на Казанский собор и Думскую башню, где находится ещё одна смотровая площадкаВид с колоннады Исаакиевского собора на Адмиралтейство и Петропавловскую крепость, где тоже есть смотровая площадка на колокольне
Высота 43 метра, примерно на уровне 13-14 этажного дома. Подъём по 262 ступенькам винтовой лестницы, это как подняться на 28 этаж многоэтажного дома/. Почему не на 13-14 этаж, ступеньки узкие.
Лучшее время для фото: Самый красивый вид на набережную Невы и в сторону Адмиралтейства и Дворцовой площади лучше всего освещен примерно с 12:00 до 15:00 летом. В другие времена года лучше приходить пораньше и ловить солнечные дни.
Цена: 200 рублей днём и 400 рублей вечером. Находится можно без ограничения времени. Посещение потоковое. Вход и выход с разных сторон собора.
График работы: Днём с 10:00 до 18:00 с 1 мая по 30 сентября без выходных, с 1 октября по 30 апреля выходной 3-я среда месяца. Вечерняя колоннада — с 18:00 до 21:30 с 1 мая по 30 сентября ежедневно.
Как добраться: ближайшее метро «Адмиралтейская».
Подробный обзор по .
Исаакиевский собор
Содержание страницы
- Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
- Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
- Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
- Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
- Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
- Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
- Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
- Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Признаюсь, символом Петербурга для меня является Исаакиевский собор. И наоборот, Исаакий — мой любимый собор из всех виденных. Питер зачастую сравнивают с Венецией из-за каналов. Я не разделяю этого мнения. Я был в обоих городах, обоими проникся и оба полюбил, однако общего между ними не нашёл. А вот с Римом нашёл. Из-за купола. Исаакиевский купол неизменно напоминает мне купол ватиканского собора в Вечном Городе.
Монументальный — вот то одно слово, которым можно описать Исаакиевский собор. И он действительно таков. Это самый большой православный храм Петербурга. У него прототипах числятся собор Святого Павла в Лондоне, Пантеон и Дом Инвалидов в Париже. И его действительно можно отнесли к пантеонообразным храмам. И естественно, что внутри него висел маятник Фуко. За счёт 98-метровой длины нити, к которой подвешивается шар, вращение Земли было очень даже очевидным. Но его сняли. Сам маятник хранится в подвалах собора.
На самом деле, мы видим уже четвёртую версию храма. Первая была вообще деревянной и находилась в сквере напротив современного Адмиралтейства. В ней венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Тот деревянный храм был построен в 1710 году, и лишь на 7 лет младше самого Петербурга. От него и считается возраст Исаакия. Можно сказать ровесника самого города.
Потом храм трижды перестраивался и кочевал по всему скверу, пока не оказался на нынешнем месте. Это случилось уже при Александре I, а строил его молодой француз Огюст Монферран.
Его строили 40 лет, но собор вышел на славу. Помимо грандиозных масштабов Исаакий поражает количеством материалов, которые использовались при его строительстве. 43 породы минералов! Гранитный цоколь, стены облицованы серым мрамором, гранитные же колонны как на четырёх портиках, так и на втором ярусе вокруг барабана. На золочение купола ушло около 100 кг золота.
Интерьеры украшены белым, жёлтым и зелёным породами мрамора, а также яшмой и порфиром.
Высота собора составляет 101,5 метров. И круговая обзорка вокруг барабана считается одной из лучших в Питере. Когда бы вы ни проходили мимо Исаакия, там всегда будут люди. Особым шиком считается вечерняя обзорка. Ну а что тут твориться на белые ночи, даже представить страшно.
Собор действительно огромен. Моферран считал, что Исаакий может вместить 7 000 человек. Он рассчитывал, что дамы будут в пышных юбках, и каждая будет занимать 1 квадратный метр. При нынешней моде Исаакиевский вмещает 12 000 человек.
Во время Блокады купол Исаакия перекрасили в серый цвет, чтобы избежать бомбёжки. В его подвалы свезли экспонаты со многих музеев Петербурга, где они благополучно и сохранились. Собор действительно не бомбили. Считается, что он служил ориентиром для бомбардировщиков. Может это и правда, но такие же рассказы я слышал и про кёльнский собор. И всё же, на стенах Исаакия и по сей день можно обнаружить следы артобстрела.
Как возникли росписи
Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:
- готовили эскиз картины;
- если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
- лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.
При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:
- главенство одного героя;
- уравновешенная композиция;
- традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.
При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам — мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.
Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.
Внутреннее убранство собора.
Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.
Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.
Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.
Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.
Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.
Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.
В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.
Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.
Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.
Какие функции нес и несет Исаакиевский собор
Изначально собор действовал как кафедральный. Какое-то время при храме работало братство, осуществляющее благотворительную деятельность. А в 1909 году впервые прошла служба под всенародное пение.
После революционных событий Исаакиевский собор нещадно и неоднократно грабили. Новые власти пытались совсем закрыть храм. Но в результате колокола сняли и переплавили, а в помещении открыли антирелигиозный музей. Ночью с 11 на 12 апреля 1931 года в этом музее запустили маятник Фуко. Он стал символом «торжества науки над религией».
Во время Великой Отечественной войны в помещении хранились ценные вещи и экспонаты. Их привозили сюда из пригородных музеев Ленинграда, из Летнего дворца и из Исторического городского музея.
В нынешние дни проводятся интересные экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. Набирается группа 15 человек, и вы погружаетесь в историю собора, которую вам поведает грамотный гид. Почти все туристы поднимаются на колоннаду, откуда делают памятные фотографии и любуются видами на центральный Санкт-Петербург, Исаакиевскую и Дворцовую площади, а также на Неву и Петропавловскую крепость на той стороне реки.
Исаакиевский храм — Кафедральный собор и антирелигиозный музеи
Более полувека Исаакиевский собор достойно исполнял функции кафедрального собора: все самые торжественные богослужения проходили именно в нем. После революции собор закрыли, большевики нашли величественному зданию иное применение. Он стал антирелигиозным музеем.
По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.
С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.
Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.
Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе
Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).
«Торжество науки над религией»
После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.
Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.
С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.
В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.
Предшественники современного храма
Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.
Первая церковь
По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.
Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.
Вторая церковь
Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.
Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.
Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.
До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.
Третья церковь
Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.
Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.
Архитектурные особенности собора
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге не имеет аналогов ни в русской, ни в мировой культуре.
Внешний вид
Исаакиевский собор — великий пример классического собора. Сооружения в классическом стиле к моменту завершения отделки здания смещались с пьедестала новыми архитектурными веяниями неоренессанса и эклектики, добравшимися до Санкт-Петербурга.
Центральная глава доминирует над остальными четырьмя боковыми главами. Здание установлено на цоколь со ступенями. Его план – прямоугольник. Портики придают ему форму креста. Храм мало связан стилистически с традиционными православными соборами. Небольшие сходства представлены центричной планировкой и количеством глав.
Параметры собора святого Исаакия Далматского:
Высота, м | 101 |
Длина, м | 111 |
Ширина, м | 97 |
Диаметр, м | 26 |
Расположение собора настолько удачное, что вид на него открывается из любой точки набережной. Собор хорошо сочетается с монументом Петру I, а купол отражен в водах Невы. Пешеходная дорожка и Исаакиевский сквер также способствуют привлечению туристов и делают площадь местом прогулок горожан.
Скульптура
Скульптурное оформление принадлежит основному архитектору собора (Монферрану). Программу предоставил Оленин. Формы ампира, барокко и ренессанса сочетаются в скульптурном убранстве экстерьера собора. Фронтоны были выполнены французскими скульпторами.
Северный фасад
Фасад, обращенный на север, украшен барельефами и статуями. Фронтон украшен рельефом с изображением библейской сцены воскресения Христа скульптором Лемером.
Скульптуры на фронтонах содержат изображения:
- апостола Петра, держащего в руках ключ;
- апостола Павла, держащего в руках меч (это символ преданности Иисусу);
- Апостола Иоанна и орла позади него.
Западный фасад
На фасаде с западной стороны продемонстрирована встреча преподобного Исаакия и императора Феодосия. Также установлены статуи трех апостолов (Варфоломея, Луки и Марка). Украшение фасада выполнено И. Витали.
Южный фасад
Мудрецы, пришедшие поклониться Христу изображено на южной стороне церкви. Библейские сцены присутствуют также в нишах, на дверях. На фронтонах возвышаются статуи Филиппа, Андрея (покровительствующий флоту) и Матфея (а также ангел за его спиной).
Видеообзор здания собора вблизи:
Восточный фасад
Сторона, выходящая на проспект (восточная) также украшена барельефом. Исаакий Далматский остановил Валента Византийского и предсказал ему гибель, за что оказался закованным в цепи. Статуи апостолов Симона (с пилой, символизирующей мучения), Иакова и Луки украшают фронтон.
Колоннада
На высоте более 40 м. над фундаментом собора располагается колоннада из 24-х колонн. Поднявшись по одной из двух винтовых лестниц к колоннаде, можно увидеть городскую панораму, открывающуюся из 12-ти огромных окон.
Как добраться до Исаакиевского собора
Ближайшее метро — «Адмиралтейская». Данная станция находится на пересечении улицы Малой Морской и Кирпичного переулка. По улице Малой Морской пройдите налево 2 квартала (около 500 метров) и Вы окажетесь на Исаакиевской площади, где расположен собор.
Также можно добраться от станций метро — «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская». Данные станции метро имеют выход на Сенную площадь. От Сенной площади нужно идти по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, повернуть налево. Через 50–100 метро Вы окажетесь на Исаакиевской площади, и увидите Исаакиевский собор.
Но большинство туристов совмещают посещение собора с прогулкой по центру Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор находится недалеко от Медного всадника, Дворцовой площади и Невского проспекта.
В Исаакиевском соборе проводятся две стандартные экскурсии — экскурсия в сам собор и прогулка по колоннаде. Билеты в собор и на колоннаду продаются отдельно.
Интерьеры Исаакиевского собора поражают своей красотой и богатством убранства. В соборе проводятся экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. На входе собирают группу около 15 человек, что обычно занимает 5–10 минут, после чего начинается экскурсия в ходе которой рассказывается об истории собора, его строительстве, экскурсовод подробно рассказывает о технологиях и материалах, которые применялись при сооружении собора.
Поскольку Исаакиевский собор — одно из самых высоких зданий в городе, то экскурсии на колоннаду собора пользуются неизменной популярностью среди туристов. С колоннады открывается прекрасный вид на центр города: Неву, Исаакиевскую и Дворцовую площади, Петропавловскую крепость.
Скульптурные произведения снаружи
Скульптуры в обустройстве собора служат не только для его украшения, но и для того, чтобы подчеркнуть единство Православия с российской монархией, а также с целью придания ей святости.
Об этом утверждает и фраза: “Господи, силою твоею возвеселится царь”, которую можно прочитать на ленте северного портика. Как и подобает святому храму, его изваяния посвящены христианско-евангельской теме.
Завершение фасада здания венчают изваяния двенадцати апостолов, а угловые части — ангельские статуи со светильниками, объединяющие пространство сооружения с его цилиндром и куполом. Балюстрада главного купола украшена дюжиной ангелов. Их элементы, переходящие к стенам, создают завершенный вид.
Скульптуры, посвященные 4-м евангелистам, изображают каждого из них со своим символическим знаком из окружающего мира, так, возле Марка — лев, Матфея — ангел, Луки — телец, Иоанна — орел.
Горельефами Филиппа Оноре Лемера: “Воскресение Христа” и “Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом” декорированы портики северной и восточной сторон.
“Поклонение волхвов” оформляет завершение южного портика скульптора итальянского происхождения Джованни Витали, более известного как Ивана Петровича Витали. Центр занимает скульптурное изображение Богородицы, в руках который новорожденный Иисус. Как по библейскому сюжету, так же и тут по сторонам, ее образ сопровождают волхвы с дарами.
Среди рельефов западного портика можно увидеть “Исаакия, благословляющего императора Феодосия”. Отображены в произведениях Витали и реалистичные образы. Он ваял эфиопского царя и его слугу, используя образы жителей Абиссинии, служивших императорскому двору.
Прототипами вельмож из свиты императора стали — князь Петр Михайлович Волконсий, председательствующий в комиссии по возведению храма, и президент Академии художеств — Алексей Николаевич Оленин.
Большие дверные полотна с наружной стороны оформлены работами Витали: “Спор Христа с фарисеями” и “Бегство в Египет”. Центр представлен скульптурными произведениями Архангела Михаила и Александра Невского. В нишах дверей с севера изображены преподобный Исаакия Далматский и святитель Николай Мирликийский, сверху — рельефные изваяния: “Се человек” и “Истязание Христа”.
Представляют большой интерес двери западные, на которых “Нагорная проповедь”, “Воскрешение Лазаря” и “Исцеление расслабленного”. Их ниши занимают скульптуры апостолов — Петра и Павла.
В углублениях стен портиков с южной и северной сторон видны творения Петра Карловича Клодта и Александра Васильевича Логановского: “Несение креста”, “Оплакивание”, “Избиение младенцев”, “Явление ангела пастырям”.
Скульптуры, выполненные Иосифом Германом, символизируют вехи дороги Сына Бога во время пребывания святого учителя на земле. Некоторые полагают, что изобилие изваяний снаружи визуально отягчают фасады, однако именно ими внесена большая лепта в придании пышности, а главное, святости собору.
История создания Исаакиевского собора
Фундамент собора
Колоссальное здание требовало крепкого фундамента: понадобилось не менее пяти лет на его сооружение. Только просмоленных сосновых свай было заложено порядка 11 тысяч. Соблюдалась непростая технология: сначала вручную рылись траншеи, вода выкачивалась. Затем на близком друг от друга расстоянии забивались 6-метровые сваи. В промежутки засыпали древесный уголь и плотно утрамбовывали. Поверх укладывали гранитные плиты.
Колонны Исаакиевского собора
Также вручную производилась вырубка гранитных блоков для огромных колонн, украшающих портики здания с четырех сторон. По контуру заготовки в просверленные отверстия вставляли железные колья, по которым десятки рабочих по знаку инженера с силой ударяли. В появившуюся трещину вставляли клинья с кольцами для привязывания каната. Канат тянули 40 человек.
На строительство собора было созвано до 400 тысяч чернорабочих. Из них примерно 100 тысяч погибло в результате несчастных случаев или заболеваний.
Для транспортировки колонн потребовались специальные плоскодонные суда и по два парохода на каждое судно. Доставка гранита к строительной площадке впервые в России осуществлялась по рельсам.
Рассматривая проект Монферрана, Александр I однажды выразил сомнение в технической возможности подъема тяжелых и длинных колонн. По его предложению и приказу архитектор изготовил деревянную модель лесов для демонстрации оригинального способа. На ее изготовление было затрачено около 6000 рублей (примерная стоимость кареты). Через 9 месяцев, когда модель была готова, ее показывали уже следующему императору Николаю I. Двенадцать человек крутили уменьшенные в 16 раз лебедки и поднимали макет колонны. После этого модель, скорее всего, находилась на стройплощадке и служила наглядным пособием.
Устанавливать 114-тонные колонны пришлось до возведения стен. Это был чрезвычайно сложный и поэтому важный процесс. При подъеме первой колонны в 1828 г. присутствовала императорская семья с многочисленными иностранными гостями. Всего предстояло установить 48 колонн нижнего пояса. Потребовалось более двух лет для завершения этой фазы строительства.
В 1837 г. дошла очередь для 24 колонн верхнего пояса. 64-тонные колонны предстояло поднять на высоту 43 метра. Их обвязывали веревками и подтягивали на веревках по деревянному настилу.
Купол Исаакиевского собора
Первоначальный проект подвергался переделке во время строительства. К моменту возведения купола Монферран решил делать его не из кирпича, как было задумано, а из металла для облегчения конструкции. Купол состоит из трех частей: внутри полусфера, в средине — коническая конструкция и снаружи — параболический свод. Пространство между ними проложено голосниками – коническими сосудами, улучшающими акустику здания и защищающими от холода. Потребовалось около 100 тысяч керамических горшков.
Для золочения купола было использовано 100 кг червонного золота. Благородный металл растворяли в ртути и прокаливали до полного растворения последней. Это метод огневого золочения (жженого злата), известный еще в Древней Руси. Он предохраняет поверхность от коррозии, обеспечивает прочность покрытия на полтора столетия, но при этом крайне токсичен. При выполнении этих работ собора погибло около 60 мастеров.
До сих пор купол Исаакиевского собора является самым большим позолоченным куполом в мире. Его диаметр составляет более 25 метров. Позолота выполнена настолько тщательно, что не потребовалась реставрация даже после разрушительной блокады во время Великой Отечественной войны.