Памятник в Кронштадте
Кронштадт, Петровский парк
Кронштадт – детище политической и инженерной мысли Петра I. Его история началась с постройки на отмели южнее острова Котлин форта «Кроншлот». День его освящения 7 мая 1704 г. считается днём рождения города, хотя строительство на самом Котлине и его заселение началось в 1706 г., а закладка крепости Кронштадт произошла в присутствии Петра I только 7 мая 1723 г.
Торжественное открытие памятника состоялось 27 июня 1841 г. Модель скульптуры была изготовлена в 1837 г. французским скульптором Т.-Ж.-Н. Жаком. Отливка в бронзе осуществлялась под руководством П. К. Клодта. Фигура царя в полный рост поставлена на высоком пьедестале из красного гранита. Считается, что Пётр изображён в том мундире с шарфом и лентой ордена Андрея Первозванного, которые были на нём в день Полтавского сражения. Голова царя открыта, лицо устремлено на запад. В правой опущенной руке обнаженный палаш, левая рука согнута в локте. Пётр топчет выступающей правой ногой неприятельский флаг. Под статуей декоративный бронзовый картуш с датой «1709». На лицевой стороне постамента вырублена надпись: «Петру Первому / Основателю / Кронштадта / 1841 Года»; на тыльной стороне: «Оборону Флота / и / сего места держать до последней / силы и живота / яко наиглавнейшее дело. / Из Указа Государя 1720 г. Мая 18 д.».
Интересные факты о памятнике Медный всадник
- Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
- Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
- В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года
Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.
Убийство Павла
Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.
Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года. Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.
Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад, устроенный по поводу императорского новоселья. Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.
Всего месяц суждено было прожить Павлу Первому в замке своей мечты
10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).
Сцена убийства Павла Первого (гравюра)
Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара. А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.
Столовая зала Михайловского замка, где прошел последний ужин императора
Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость — становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.
Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла
Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе.
Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.
Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок
Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова, «Павле Первом» Мережковского, «Заговоре» М.Алданова, «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.
Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец. Детище Павла — Михайловский замок был оставлен на несколько лет.
Установка Медного всадника
Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.
Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.
В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.
Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.
Образ Петра Первого
Конечный образ создаваемого Петра все, задействованные в этом процессе, видели по-разному. Екатерина Вторая представляла его римским императором, держащим скипетр и жезл. Кто-то советовал окружить Петра аллегориями, олицетворяющими Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Дидро предлагал создать памятник в виде фонтана в обрамлении аллегорических фигур. И так далее….
Однако сам Фальконе имел свой взгляд на личность Петра и на ее воплощение. Он хотел показать именно Созидателя, законодательного организатора нового направления развития страны. Петр у Фальконе мчится на коне, объезжая свои владения и благословляя их на дальнейшее процветание.
Одевать Петра в римские одежды Фальконе тоже не стал, основываясь на том, что Петр был все-таки не римским, а российским императором. Для создания коня были выбраны также российские породистые орловские скакуны из императорских конюшен, которых заставляли позировать перед скульптором.
Мастеру монументального творчества хорошо удались фигуры Петра и нетерпеливой его лошади, стоящей на задних ногах. Император изображен в динамическом поступательном движении вперед как созидатель, укротитель и законодатель. Одетый не по-царски, Петр сидит на вздыбленной лошади, причем сидит не в седле, а на медвежьей шкуре, олицетворяющий русскую дикость. В ногах коня можно увидеть змею, так сказать, происки врагов реформаторских перемен. Но лавровый венок и меч на поясе указывают на роль Петра, победившего и врагов, и консерватизм.
Змея под копытами лошади Медного всадника
Если с фигурой и общей концепцией у Фальконе проблем не возникло, то голова первого российского императора у него никак не получалась. Тут на помощь своему учителю пришла молодая 17-летняя ученица Фальконе Мари Колло, которая самостоятельно, всего за одну ночь, изготовила эскиз головы Петра Первого. Ее вариант петровского лика и остался на память потомкам.
Заслуги Мари высоко оценила Екатерина Вторая — девушка стала членом Академии художеств и получила пожизненную пенсию в размере десяти тысяч ливров. Интересно, что зрачки Петра выполнены ею в форме сердечек, что передает его вечную любовь к созданному им городу.
Бюст у здания Петроградской районной администрации
Большая Монетная ул., д. 19
Памятник Петру I установлен у здания Петроградской районной администрации 16 мая 2003 г. – к 300-летию Санкт-Петербурга. Первоначально в 1994 г. его установили у стадиона «Петровский», однако в следующем году голову Петра похитили, правда, вскоре нашли и передали в районную администрацию.
Бронзовая голова Петра I, соединённая с фрагментом нагрудника, покоится на узком квадратном в плане постаменте из гранита. На бронзовой табличке – лаконичная надпись: «Петру I – 2003». Авторы памятника – скульптор В. Э. Горевой и архитектор Ж. М. Вержбицкий.
Петроградский район ведёт свою историю со времени основания города. Его территорию составляют семь островов дельты Невы, их современные названия: Заячий, Петроградский, Аптекарский, Петровский, Крестовский, Каменный и Елагин. 16 мая 1703 года на Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питер-бурх, которая с постройкой собора апостолов Петра и Павла стала именоваться Петропавловской. Старейшей площадью города является Троицкая, расположенная на Петроградском острове, названная по церкви, построенной в 1710-х гг. Храм не сохранился, но в память о нём на площади сооружена Троицкая часовня. Площадь была первым административным, торговым и духовным центром города – там находился Сенат, Синод, коллегии, торговый рынок.
История «Гром-камня»
Скалистый пьедестал памятника Петру Первому сам по себе является уникальной достопримечательностью, имеющей удивительную историю своего здесь появления. Огромный гранитный камень для скалистого пьедестала был найден крестьянином С.Г.Вишняковым в окрестностях Петербурга, около Конной Лахты. Это был обломок скалы, непонятно как, и в какие далекие геологические времена оказавшийся недалеко от деревни. Вишняков, занимающийся поставкой каменного строительного материала в Петербург, предложил этот «Гром-камень» руководству по созданию монумента, которое опубликовало объявление о поиске подобного гиганта. Камень подошел и по размерам, по фактуре и по форме, напоминающей морскую волну, а предприимчивый крестьянин получил за наводку целых 100 рублей!
«Гром-камень» около Конной Лахты
Извлеченный по истечении шести месяцев при помощи рычагово-домкратной системы двух тысячепудовый камень после обработки и очистки стал весить около полутора тысячи пудов. Длина мегалита была около 13 метров, высота около 8-ми. В течение почти пяти месяцев этот огромный валун проделал почти восьми километровый путь до причала Финского залива, откуда был переправлен по воде на Сенатскую площадь.
Транспортировка «Гром-камня» по суше (гравюра)
Для перевозки камня по суше была сооружена специально разработанная платформа с шарами, вмонтированными в параллельные желоба. Кроме того, была прорублена просека до конечного пункта транспортировки. Говорят, что передвижение камня по просеке иногда шло со скоростью 20-30 метров в день! Учитывая то, что от Конной Лахты до Финского залива камень транспортировался только в зимний период, по замершим дорогам, а по Финскому заливу лишь следующей осенью после постройки специального судна, то все перемещение так называемого «Гром-камня» на постоянное место заняло почти год!
Транспортировка «Гром-камня» по воде
Чтобы перетащить камень с транспортного средства на территорию Сенатской площади, судно было специально притоплено на заранее подготовленные сваи. За всеми манипуляциями с привезенным «Гром-камнем» наблюдало большое количество петербуржцев, собравшихся на площади.
Выгрузка «Гром-камня»
И вот, наконец, «Гром-камень» был установлен на свое постоянное место, где был подвергнут обработке, сократившей его размеры и приведшей к частичной утрате «дикого» вида. А место, откуда был извлечен камень заполнилось грунтовыми водами, образовав Петровский пруд, существующий до сей поры.
Петровский пруд в Лахте
Интересные факты и особенности
Подножие Медного всадника — это огромная плита из гранита, которая еще именуется как гром-камень. Плиту нашли в 1768 году, а место ее находки представляет собой берег Финского залива, который находится вблизи деревни Конная Лахта. Масса камня составляет целых 1,6 тысяч тонн. Для того, чтобы доставить ее к месту, где сейчас стоит памятник, потребовалось почти два года. Чтобы дотянуть столь большой груз до нужного пункта назначения использовались специализированные платформы, имевшие желобчатые полозья. А они через 32 шара из бронзы уже опирались на переносные рельсы.
Интересные факты о Медном всаднике:
- Высота скульптуры имеет целых 5,35 метра. При этом высота постамента — 5,1 метра. Его же длина — 8,5 метра;
- Важная деталь — это рука, сжимающая поводья коня, находящегося в стремительном порыве. Это ничто иное, как символизация силы и мощи России;
- Место, где располагается Памятник Медный всадник в Петербурге, также выбрано не случайным образом. Изначально Екатерина II желала, чтобы памятник был установлен на Сенатской площади, в самой центрально ее части. Фальконе решил поступить по-своему — установив скульптуру как можно ближе к реке — Неве;
- На самом деле название «Медный всадник» — это не официальное имя скульптуры. Подобный «псевдоним» был придуман Александром Пушкиным, который использовал статую в своем фантастическом произведении. По факту скульптуру Петра I начали называть уже знакомым именем где-то с 1833 года.
Памятник Медный всадник в Петербурге — это действительно значимая скульптура. Вокруг нее существует немало различных мифов, легенд.
Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —
Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на
Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .
Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.
Отливка Медного всадника
Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.
Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».
История скульптуры
Монументальная фигура Петра – это подарок Санкт-Петербургу от архитектора Михаила Шемякина. Сам скульптор в интервью признается, что идею создания памятника ему подал Владимир Высоцкий: личность монарха и раньше привлекала Шемякина, он много раз рисовал Петра. На предложение актера сделать скульптуру правителя архитектор признался, что памятники великих людей ему плохо удаются: по его мнению, скульптуры правителей получаются слишком пафосными и напыщенными.
После смерти Высоцкого Шемякин все же решил провести работу по созданию монумента в память об известном музыканте и актере. Первоначально скульптура создавалась в натуральную величину. Для точного изображения лица Петра художником использовалась прижизненная маска Императора и «Восковая Персона», выполненная Б. К. Растрелли в XVIII веке: лицо Петра выполнено им еще при жизни монарха, а точные измерения с тела снимались только после его кончины.
После завершения работы Шемякин понял, что Петр с расстояния нескольких метров не производит впечатления высокого человека. После этого в общую картину памятника были внесены изменения, и фигура стала непропорциональной.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости
Н. П. Лихачев, находясь в гостях у архитектора, одним из первых увидел изготовленную из пластилина скульптуру. Историк с уверенностью сказал Шемякину, что Россия должна увидеть памятник. Заявление ученого развеселило скульптора, однако спустя два года памятник был установлен в Ленинграде.
Довольно долго вопрос о том, где будет стоять памятник, оставался дискуссионным: от Союза архитекторов и Союза художников поступало предложение установить скульптуру в Эрмитаже, существовала идея об установке памятника в Купчине.
Обратите внимание! Предложение разместить памятник на свободной площадке напротив нового гастронома особенно возмутило Шемякина, и он угрожал вывозом памятника из Питера в случае, если его действительно решат поставить там. По инициативе Анатолия Собчака – первого мера Санкт-Петербурга – памятник занял площадку в Петропавловке, на Плясовой площади, где в прошлом проводились пытки
По инициативе Анатолия Собчака – первого мера Санкт-Петербурга – памятник занял площадку в Петропавловке, на Плясовой площади, где в прошлом проводились пытки.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости был установлен в 1991 году, 7 июня. Из-за крайне необычного вида его оценили неоднозначно. Уважаемые ученые, такие как Н.П. Лихачев и знаменитые архитекторы, например, Эрнст Неизвестный, положительно отзывались о творении Шемякина. Жителей города скульптура, напротив, возмущала. Некоторое время вокруг памятника пришлось выставлять охрану для предотвращения актов вандализма.
Некоторые жители города до сих пор не могут свыкнуться со столь эксцентричным изображением российского монарха. Выдвигалась идея о перенесении монумента за городскую черту или на территорию Зимнего Дворца, но пока что памятник остается на своем законном месте.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости
Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.
Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.
Создание монумента
Императрица Екатерина II, правившая страной с 1762 по 1796 годы, разделяла реформаторские идеи Петра Великого. Свою приверженность им она решила подчеркнуть установкой монумента в городе, основанном правителем.
В 1765 году императрице посоветовали обратиться к Этьену Фальконе, так как первоначальная статуя Петра, созданная Франческо Растрелли, не пришлась по нраву Екатерине.
Над эскизом скульптуры Фальконе работал лично. Чтобы мастер смог уловить и зарисовать движение лошади, положение ее изящного, стремительного взлета, офицер гвардии несколько часов подряд позировал на вздыбленной лошади. В качестве модели был избран орловский скакун из императорской конюшни.
Создание гипсового макета
Затем началась работа над гипсовым образцом в натуральную величину, которая продолжалась три года и завершилась в 1769 году.
Примечательно, что эскиз головы и лица «»Медного всадника» создала ученица Фальконе – 17-летняя француженка Мари-Анн Колло, которую он взял с собой в русскую столицу. Варианты, изготовленные самим учителем, не пришлись по нраву императрице, она три раза отклоняла готовую модель, которую вылепил Фальконе.
Его помощница написала портрет за одну ночь, с посмертной маски Пета Великого. В знак признания мастерства Мари-Анн стала членом Российской Академии художеств, кроме того Екатериной II ей была назначена пожизненная пенсия.
Отливка скульптуры из бронзы
После изготовления гипсовой модели скульптура ожидала дальнейшей отливки из металла. В 1772 году в Россию прибыл приглашенный французский литейщик. Но его уволили по причине того, что он посчитал невыполнимыми требования скульптора. Последующей подготовкой к отливке руководил лично Фальконе.
Первую попытку осуществили в 1774 году. Она оказалась неудачной, работу приостановили. Спустя три года, в 1777 году, закончили верхнюю часть скульптуры, которая не получилась первоначально. Работы проходили под руководством литейного мастера Екимова Василия Петровича.
Постамент
Ряд интересных фактов связан с гранитным постаментом, на котором установлена скульптурная композиция. Глыба найдена близ деревни Лахта русским крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители назвали этот кусок скалы Гром-камнем из-за того, что молния расколола его во время грозы.
Первоначальный вес глыбы составлял 1600 тонн, находилась она на расстоянии приблизительно 9 км от места установки монумента. Это создавало трудности с ее транспортировкой на площадь.
С ноября 1769 года по март 1770 по заледенелой зимней дороге на платформе, которая передвигалась при помощи своеобразных подшипников, кусок скалы доставляли к побережью Финского залива. Затем камень погрузили на специально выстроенное судно. Осенью 1770 года, 25 сентября, будущий постамент прибыл к берегу Невы около Сенатской площади.
На камне с двух сторон высекли надпись: с одной стороны на русском, с другой на латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».
Открытие монумента
Мероприятие было приурочено к 100-летней годовщине восхождения на престол Петра Великого и произошло летом 1782 году, 7 августа по старому стилю. К этому времени Фальконе уже покинул Россию из-за разногласий с императрицей. Открытие монумента произошло без его присутствия. Ему прислали только отлитые в честь этого торжественного события памятные монеты. Таким образом, работа над памятником от создания эскиза скульптуры до открытия заняла целых 12 лет.
«Вокруг света» о Медном всаднике
Cтатьи
-
Апрель 2003 «Ирой спокоен — конь яростен» (история рождения скульптуры Медный всадник)
-
Май 2003 Рождение каменной симфонии (об архитектуре Санкт-Петербурга, и о легенде, которая гласит, что когда было решено вывезти в Финляндию Медного всадника, Александру I якобы явился во сне сам Петр Великий и торжественно изрек, что, доколе он будет стоять на берегах Невы, до тех пор город не падет)
-
Январь 2005 Чет и нечет — свет и тень (о здании в котором Фальконе создавал Медного всадника)
-
Март 2006 Русский Гамлет (о встрече Павла I с призраком Петра I на месте, где позже был воздвигнут Медный всадник)
Телепрограммы
6 мая 2001 Россия. Призраки Петербурга (Медный всадник — дух Петра I защитник города на Неве)
[]