Русский музей на площади искусств

Интересные факты:

Идея организации государственного музея русского национального искусства обсуждалась в Российской империи с середины XIX века. В 1889 году император Александр III на фоне роста патриотических настроений в обществе утвердил идею «основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Местом для размещения музея решено было выбрать пустующий Михайловский дворец. Александр III не дожил до открытия музея, но дело продолжил его сын, Николай II, подписав в 1895 году указ об учреждении «Русского Музея Императора Александра III». Первых посетителей музей принял после окончания ремонта и решения всех организационных вопросов, это произошло в 1898 году.

Коллекция Русского музея охватывает все исторические периоды в развитии русского искусства с X века по наше время, включая русскую и советскую живопись, скульптуру, графику, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, а также нумизматические собрания. Наиболее полной является коллекция произведений XVIII — первой половины XIX веков. К моменту начала работы в музее было сосредоточено 1880 произведений, ранее хранившиеся в Академии художеств, в Эрмитаже, а также в Зимнем, в Гатчинском и в царскосельском Александровском дворцах, а также переданные Русскому музею из частных коллекций княгини Тенишевой и князя Лобанова-Ростовского. За годы существования музея общее число экспонатов выросло до 400000.

В 1934 году из Русского музея выделился этнографический отдел, он стал самостоятельным Государственным музеем этнографии народов СССР.

Годы ленинградской блокады почти не отразились на фондах Русского музея благодаря самоотверженному труду его работников — часть коллекции была эвакуирована, часть сохранена в дворцовых подвалах, а часть зарыта на время войны в землю ближайших парков.

Помимо собственно выставленных экспонатов, интерес представляют и сами интерьеры помещений Русского музея — знаменитых петербургских дворцов, часть из них сегодня воссоздана до мельчайших исторических подробностей.

Русский музей является не только хранилищем большого количества художественных ценностей, в его стенах также работают реставрационный центр, научная библиотека, научно-исследовательский институт, центр культурно-просветительской работы, научно-методический центр, курирующий работу 260 художественных музеев России.

Главный корпус Русского музея на карте:

Как добраться:
Музей находится на Спасском острове между площадью Искусств и Михайловским садом.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Площадь Искусств», «Инженерная улица», «Садовый мост».

Светская жизнь дворца

Для великого князя Михаила дворец был не только домом, но и местом работы, где он регулярно принимал военных и гражданских чиновников.Роскошное убранство дворца и гостеприимство его хозяев привлекали на светские приёмы лучших представителей российской элиты того времени.

Здесь часто можно было увидеть князя А.М. Горчакова, писателей В.А. Жуковского и П.А. Вяземского, художника И.К. Айвазовского, академиков Н.И. Пирогова и В.Я. Струве. Иногда салоны Елены Павловны посещал сам император Николай I. Бесконечная вереница балов, светских раутов, поэтических вечеров – гости перемещались из Белого зала в Танцевальный, из Академического в Музыкальную гостиницу и Светлую столовую. А.С. Пушкин со своей супругой Натали почитал за честь быть приглашённым на светский приём супруги князя Елены Павловны.

После смерти князя Михаила количество пышных балов во дворце сразу сократилось. Великая княгиня стала отдавать предпочтение «интеллигентным вечерам», на которых обсуждались актуальные в то время политические события и планы по отмене крепостного права.

«Культурный променад» в Михайловском замке

«Росфото», парадный корпус

Центр документальной фотографии им. Юхана Кууса в Эстонии представляет ретроспективу фотографа эстонского происхождения из ЮАР.

Куус удостоился десятков премий. Его снимки публиковали ведущие мировые газеты. Дважды, в 1978 г. и 1992 г., получил престижную награду Word Press Photo. Фотожурналист посвятил лучшие снимки режиму апартеида, Нельсону Манделе и его президенству. Фото Кууса показывают южноафриканский народ, истории людей независимо от цвета кожи.

В Парадном корпусе на 2 этаже демонстрируются около 100 работ выдающегося мастера.

Начало работы выставки 11.12.2021.

Открыто:

  • понедельник с 11.00 до 19.00;
  • вторник с 12.00 до 21.00;
  • среда с 11.00 до 19.00;
  • четверг, пятница с 12.00 до 21.00;
  • суббота, воскресенье с 11.00 до 19.00.

Цена билетов 100–150 руб.

История Русского музея в Санкт Петербурге

Мысль о его учреждении возникла в 1889 г у Александра III. Но, реализована она была только через 5 лет после его смерти Николаем II, его сыном. 7 марта 1898 г «Русский музей императора Александра III» впервые принял посетителей.

Основная часть экспозиций Русского музея в Петербурге находится в его центральном здании – Михайловском дворце. Он был построен в 1825 году знаменитым итальянским архитектором Карлом Росси для Великого князя Михаила, сына Павла I.

Дворец представляет собой двухэтажное строение в стиле высокого классицизма. Его главный вход украшает коринфский портик с колоннами и два каменных льва. В соответствии с канонами стиля исполнены ворота и ограда дворца. Они украшены копьями и пиками, атрибутами римского бога войны Марса, а также российским двуглавым орлом.

После смерти последней хозяйки, княгини Елены Павловны, дворец стал приходить в запустение. Он был выкуплен казной, и реконструирован под руководством молодого архитектора В. Свиньина.

Через 16 лет Михайловский дворец стал слишком мал для постоянно пополняющейся коллекции экспонатов. В 1917 году архитектором Л.Н. Бенуа было спроектировано дополнительное здание, которое в настоящее время служит для организации временных экспозиций.

Оба помещения получили серьёзные повреждения в годы Великой Отечественной войны. Но, они были быстро восстановлены, и 9 мая 1946 г Русский музей Петербурга снова открыл двери для посетителей. Сейчас постоянные и временные выставки организуются также в Строгановском, Инженерном (Михайловском) замке и Мраморном дворцах.

Русский музей: выставки

В зданиях комплекса размещены постоянные экспозиции и временные выставки.

В Михайловском дворце представлены собрания древнерусской живописи XII—XVII вв., русского искусства XVIII—XIX вв., а также произведения народного творчества, размещенные в хронологическом порядке. Особое место занимают древнерусские иконы.

Экспонаты музея, Русский музей

В корпусе Бенуа можно ознакомиться с декоративно-прикладным искусством прошлого века. Здесь выставлены изделия из фарфора и стекла, текстиль и мебель, работы основоположников русского авангардизма и экспозиция, посвященная развитию новых направлений в искусстве, появившихся на рубеже XIX—XX вв.

Строгановский дворец представляет Минералогический кабинет с богатейшим книжным собранием и коллекцией минералов. Кроме того, во дворце имеется постоянная экспозиция «Русский ампир».

В Михайловском замке расположен открытый фонд скульптуры с работами мастеров XIX—XX вв., лучшими произведениями авангардистов 20-х годов прошлого столетия и произведениями современных экспериментаторов. В отдельных залах размещена портретная галерея и картины, характеризующие петербургское общество времен Романовых. Павильоны Михайловского замка предназначены для временных выставок.

Мраморный дворец представляет уникальную коллекцию братьев Ржевских, передавших в 1998 году Русскому музею богатое частное собрание, формировавшееся на протяжении около 50 лет. Оно включает произведения графики, живописи, скульптуры. Кроме того, в Мраморном дворце находится Музей Людвига, экспонаты которого были переданы комплексу немецкими коллекционерами. Здесь можно увидеть произведения второй половины ХХ — начала XXI вв. Посетители Мраморного дворца могут ознакомиться с кабинетом и музыкальной гостиной последнего владельца здания, одного из основателей Пушкинского Дома — Великого князя Константина Романова.

Зал Мраморного дворца, Frank Ciliberto

В Летнем дворце Петра I сохранены интерьеры, в окружении которых периодически проживал император. В Домике Петра I выставлены предметы, тем или иным образом связанные с петровской эпохой. Стены обиты парусиной, в окна вставлены «лунные» стекла, в одном из помещений стоит кресло императора.

Выставки 2020 в Русском музее

Внешний вид здания

Здание Нового Эрмитажа построено в стиле эклектики. Строгий и монументальный облик фасада оживляет орнамент с античными, ренессансными и барочными декоративными элементами. Колонки балкона и фриз здания – из мраморизированного известняка.

Скульптуры у главного входа

Главный вход в музей Кленце предложил оформить 10 фигурами атлантов, выполненных из красного гранита. Стасов порекомендовал сделать изваяния из серого сердобольского гранита.

Конкурс на создание монументального ансамбля выиграл скульптор Александр Иванович Теребенёв, в мастерской которого 150 учеников вытесывали изваяния, а над лицами каждого титана скульптор работал лично. Стоимость проекта составила 119 тысяч рублей, скульптор, сделав работу, оценил ее в 87 тысяч.

1 сентября 1848 года у главного входа Эрмитажа возвели фигуры атлантов. Установленные на гранитные постаменты, они обхватили руками балку, лежащую на капителях колонн.

Тонкость работы и элегантный стиль оценил и фон Кленце, и Николай I. Автор помимо оплаты получил от императора персональную премию. Композиция выглядит так зрелищно, что скрывает явный казус:10 атлетов с невероятным напряжением держат сравнительно легкий балкон.

По сей день люди восхищаются фигурами атлантов. Поэт и исполнитель авторских песен Александр Городницкий вдохновенно писал:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерках приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Фасад здания

Воплощая замысел фон Кленце, фасады Эрмитажа украсили статуями знаменитых мастеров разных эпох. 28 скульптур, имена которых указаны латинским алфавитом, увековечены на фасаде Нового Эрмитажа. В их числе – фигуры Леонардо да Винчи и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта.

По сторонам от входа в Новый Эрмитаж – 6 металлических скульптур:

  • Рафаэль Морген – итальянский гравер.
  • Дедал – герой древнегреческих мифов.
  • Иоганн Винкельман – немецкий историк античного искусства.
  • Смилид – древнегреческий скульптор.
  • Онат – древнегреческий литейщик.
  • Марк Антонио Раймонди – итальянский гравёр.

На консолях второго этажа – фигуры художников нового времени: Дюрера, Рубенса и Тициана. Фронтоны со стороны Зимней канавки украшает барельеф Теребенёва «Власть, покровительствующая искусству», изготовленный из покрытого медью цинка.

Эвакуация музея во время войны

В ноябре 1941 года во время обстрела города в корпус здания попали два снаряда. Началась экстренная эвакуация всех ценностей, находившихся на тот момент в здании музея. Памятник Александру I, расположенный во дворе музея, накрыли деревянными досками, под которые насыпали песок. Однажды в него попала фугасная бомба, но благодаря созданной из брёвен и песка конструкции, памятник остался цел.

Подготовка экспонатов к развеске в Академическом зале. 1946 годПеред эвакуацией. Конец июня 1941.Сотрудники Русского музея, работавшие в эвакуации в ПермиПовреждения от попадания крупнокалиберного снаряда. 1943-1944Вскрытие ящика с картинами, прибывшего из эвакуации. 1946 год

Экспонаты Русского музея

В настоящее время в стенах Русского музея находится самая большая коллекция произведений русского искусства во всём мире. Музей содержит  более 400 000 экспонатов. Здесь вы можете увидеть произведения живописи и скульптуры с 12 до 20 веков. Резьба по дереву, керамика, тканые работы, художественная роспись – всё, чем жило русское искусство на протяжении восьми веков, представлено в Русском музее.

В стенах музея находятся работы Андрея Рублёва и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.  Невозможно остаться равнодушным к картинам Сурикова, Васнецова, Серова, Куинджи. Каждое хранящееся в музее полотно, уникально и бесценно.

Здесь же расположено крупнейшее собрание древнерусской живописи, представленное шестью тысячами икон 12 – 17 веков.

Экскурсия по Русскому музею

Для того, чтобы приобщиться к русскому искусству и в полной мере насладиться работами лучших мастеров, мы приглашаем вас на экскурсию по залам Русского музея. Записаться на квест-экскурсию вы можете здесь.

Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —

Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на

Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .

Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.

Выставка «Атомная Леда» в музее Фаберже

Начать хочется с этой яркой выставки в музее Фаберже- «Атомная Леда и другие образы Гала». Посвящена супруге и музе Сальвадора Дали. Гала, урожденная Елена Ивановна Дьяконова, оказала на художника огромное влияние, у неё был талант стимулировать творческий гений. Эксцентричная, неординарная пара. Выставка раскрывает именно образ Гала и историю их любви.

Выставка — «Атомная Леда и другие образы Гала» в музее ФабержеНа выставке в музее Фаберже «Атомная Леда и другие образы Гала». Фото vk.com/fabergemuseum

Большинство работ из личного собрания художника из театра-музея Дали в Фигерасе, многие из них прежде никогда не покидали Испанию.

Почему «атомная» спросите вы? Открытия, связанные со структурой атома и бомбардировка Хиросимы оказали сильное впечатление на художника, поэтому он и изобразил на картинах предметы как частицы атома висящие в пустоте.

Коллекции Русского музея.

Первоначальное положение о Русском музее предусматривало создание в нем трех отделов: отдела памяти Александра III; этнографического и художественно-промышленного; художественного. «Тройственный союз» разнохарактерных отделов оказался несостоятельным. Этнографические собрания впоследствии стали ядром самостоятельного музея. Мемориальный отдел в 1918 был упразднен, а сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 частично передан Эрмитажу, став основой его отдела русской культуры. Таким образом, название Русский музей изначально и традиционно закрепилось лишь за художественным отделом, размещенном в Михайловском дворце.

8 июля 1897 в Министерстве двора на основании «Высочайшего повеления» было принято решение о передаче произведений русской школы из Императорского Эрмитажа в Русский музей. Основу коллекций Русского музея составили произведения, поступившие не только из Эрмитажа, но и из Зимнего дворца, Академии художеств, царскосельского Александровского дворца, а также из частных собраний (коллекция князя А.Б.Лобанова-Ростовского (1824–1896), акварели и рисунки из собрания княгини М.К.Тенишевой). Первоначальное собрание Русского музея насчитывало около 1,5 тысяч произведений. Кроме того, Академия художеств полностью передала свой Музей христианских древностей (существовавший с 1858), насчитывавший примерно 5 тысяч памятников.

Лучшие вещи поместили на втором этаже в самом большом зале со стеклянным потолком, т.н. академическом (там, где прежде помещался дворцовый театр): Фрина на празднике Посейдона в Элевсине (1889) Г.И.Семирадского; Христос и грешница (Кто без греха?) (1888) В.Д.Поленова; Покорение Сибири Ермаком (1895) В.И.Сурикова; Русалка и Поцелуйный обряд К.Маковского; Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных (1888), Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану (1880–1891) И.Е.Репина.

В Русском музее с момента основания были представлены работы Антропова и Аргуновых, Боровиковского, Алексеева, Кипренского, Венецианова, Карла Брюллова, в т.ч. картина Последний день Помпеи (1833), поступившая из Эрмитажа.

Однако первоначальные коллекции музея носили далеко не полный характер: не были представлены произведения многих прославленных художников и даже целых периодов истории русского изобразительного искусства. Творчество Левицкого, Рокотова, Перова, А.Иванова было представлено весьма слабо. В собрании совсем не было работ мастеров 1 пол. 18 в., иностранных художников, работавших в России (за исключением Лампи), произведений Семена Щедрина и Куинджи, зато много работ художников незначительных.

В 1898–1917 собрание пополнялось путем приобретений и пожертвований.

Включение в состав музея коллекции русских и греческих икон, собранных историком и коллекционером Н.П.Лихачевым (1862–1936), позволило превратить отдел христианских древностей в 1914 в Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины, ставшее на тот момент крупнейшей государственной коллекцией икон в России.

В 1902 был открыт этнографический, а в 1913 – историко-бытовой отделы (в 1934 выделены из Русского музея).

После 1917 собрание значительно увеличилось за счет национализированных художественных ценностей, крупных приобретений и перераспределения художественных фондов. Картины в залах разместили по историко-монографическому принципу, в хронологической последовательности, по эпохам, художественным школам и течениям. Были образованы отделы древнерусской живописи, искусства 18 и 19 вв.

В советское время Русский музей обогатился материалами декоративно-прикладного искусства.

В 1918 у Е.Е.Рейтнера (1848–1918) при содействии А.В.Луначарского было приобретено уникальное собрание графики (25 607 листов). Сумма оплаты была незначительна, однако Рейтнеру в качестве компенсации была предоставлена квартира в музее и пожизненная должность хранителя и попечителя его собрания.

В 1926 Русскому музею была передана коллекция Музея при Государственном институте художественной культуры, включавшая произведения первой четверти 20 в. На ее основе в Русском музее сформировалось крупнейшее в мире собрание русского авангарда.

В 1934 был создан отдел советского искусства, в 1937 – народного искусства.

На сегодняшний день коллекции Русского музея насчитывают ок. 400 000 единиц хранения.

Корпус Бенуа Русского музея

Выставка «Космизм в русском искусстве» открылась 17 ноября. Она представляет работы авангардистов XX в. Как художники воображали будущее, мечтали о колонизации новых планет и бессмертии.

В экспозиции 180 картин и рисунков мастеров авангарда первой половины XX в.:

  • Кандинского;
  • Матюшина;
  • Малевича;
  • Челищева и других.

Зал Константина Юона. Выставка «Космизм в русском искусстве». Фото vk.com/art_vestnikК.Юон. Люди будущего. 1929 г. Тверская областная картинная галерея vk.com/art_vestnik

Молодое и дерзкое направление в искусстве развивалось в период научных открытий. Новые идеи потрясали общество. Ученые разобрали строение атома, Циолковский изложил в трактате, как человечество заселит космос, Борис Розинг запатентовал первый телевизор, Александр Флеминг выделил пенициллин из грибов.

Произведения из Третьяковской галереи, Русского музея, Музея космонавтики и частных коллекций отражают представления авторов о Земле и Вселенной. Посетители выставки познакомятся с неожиданными гранями творчества  художников. Увлечение космизмом – подъем духа в предвкушении победы науки, обретения бессмертия и скорых космических перелетов.

Корпус Бенуа в Михайловском дворце

Когда дворец стал музеем первым его управляющим назначили князя Георгия Михайловича. Но здание не оставили в его первозданном виде и решили кое-что все-таки изменить. Новую команду строителей возглавил Боткин и архитектор Свиньин.

После осмотра палат было принято решение о том, что работники сохранят в целостности только те части и детали, что будут гармонично вписываться в будущие экспозиции.

В нижнем этаже снесли часть проемов и стен, чтобы увеличить проходы, убрали лишние печи, зеркала и камины, двери, живопись и лепку на стенах, антресоли. Сохранили в основном только живопись на сводах, барельефы, отделку и кое-где пол из паркета.

В Танцевальном зале и Большом театре заложили даже большую часть окон. Рабочие провели в дворце верхний свет, заменили оконные переплеты на металлические решетки, поменяли перекрытия над вторым этажом и провели ремонт отопления, водопровода, канализации и установки вентиляции.

Только после того, как комиссия утвердила все изменения в музее в марте 1898 года Русский музей открыли для посетителей. Уже в 1910-1914 годах коллекция музея рекордно увеличилась и места для новых экспозиций катастрофически не хватало. В связи с этим проектант Леонтий Бенуа был приглашен для сооружения нового корпуса музея.

Пристройку решили сделать возле бокового фасада, что выходил на канал Грибоедова. Закладку здания начали в июне 1914 года. В том же году империя вступила в Первую мировую войну и строительство нового корпуса отложили на неопределенное время. Только после окончания войны советская власть дала разрешение достроить новое здание, которое назвали в честь его создателя.

Например, им удалось спасти памятник Александру III. Его хорошо усыпали песком и обставили бревнами во дворе музея. Даже после попадания бомбы в такое сооружение, памятник остался целым и невредимым.

Во время Второй мировой войны в музей, а именно в корпус Бенуа попали бомбы и здание нужно было опять реставрировать. На восстановление ушли годы, реставрация длилась с 1947 года по 1963. Кроме этого, дворец серьезно пострадал во время Ленинградской блокады. Много ценностей не удалось сохранить.

После окончания войны в 1958 году корпус Бенуа соединили с основной частью Михайловского дворца и таким образом здание для экспозиций удалось существенно расширить.

Сегодня музей считается одним из самых известных и популярный мест в России, его ежедневно посещают сотни туристов из страны и зарубежья, любуясь архитектурой здания, произведениями таких великих творцов как Рублев, Шубин, Брюллов, Бруни, Кипернский, Иванов, Репин, Куинджи, Шишкин, Серов, Врубель, Кустодиев, Малевич, Шагал, Петров-Водкин и многих других.

История

Идея создания Русского музея принадлежит императору Александру III, а реализация проекта — Николаю II. Указ об основании учреждения был подписан в 1895 г., а в 1898-м состоялось его торжественное открытие. К этому моменту поступило из Академии художеств, Эрмитажа, пригородных дворцов и частных коллекций.

В дальнейшем экспозиции пополнялись за счет ассигнованных средств и пожертвований. После Октябрьской революции в Русский музей поступило огромное количество национализированных произведений искусства. В период ВОВ самые ценные экспонаты были эвакуированы, остальные — законсервированы и спрятаны в подвалах.

Сегодня музейная структура представлена несколькими отделами, в том числе научным, реставрационным, информационным, методическим и т. д.

Сады

В дворцово-парковый комплекс Русского музея входит два сада — Летний и Михайловский. Их общая площадь, включая дворцовые курдонёры, составляет около 30 га. Парковые зоны были окончательно оформлены в XXI веке.

Ежегодно на территории дворцово-паркового комплекса проводится масштабный фестиваль «Императорские сады России».

Летний сад разбили в 1704 году по указу Петра I. Над его проектом работали русские, итальянские и голландские ландшафтные архитекторы. Император лично рисовал первоначальный план сада, не раз вносил исправления в проект голландца Я. Роозена и с пристрастием курировал обустройство парковой зоны. Последняя комплексная реконструкция была проведена в 2009–11 гг., а в 2012-м Летний сад открылся для посетителей. На его территории расположено несколько объектов.

Более подробно — в нашей статье.

Летний сад, Вячеслав Вертьянов

Михайловский сад является одним из уникальных парков, в границах которых органично объединены разные ландшафтные стили. Он создавался по заказу Петра I архитектором Лейблоном в начале XVIII века, а в начале XIX-го — был перепланирован по проекту Росси. После Октябрьской революции парк передали в общественное достояние. Здесь построили эстрадные подиумы, развлекательные павильоны, детские и спортивные площадки. Масштабная реконструкция была проведена в 2001–07 гг.

О Михайловском саде — на нашем сайте.

Возникновение Нового Эрмитажа

С начала XVIII века национальное значение приобретает коллекционирование произведений мастеров искусства. Екатерина II, активно участвующая в предприятии, не жалела средств для пополнения своей коллекции.

Новый Эрмитаж – храм искусств

Коллекция императрицы первоначально размещалась в отдельном дворце, возведенном по ее указу рядом с Зимним дворцом. Екатерина назвала здание Эрмитажем, что в переводе с французского обозначает «место уединения, приют отшельника».

Картины голландских и фламандских мастеров, закупленные в Париже, стали основой коллекции Екатерины и предназначались для узкого круга приближенных к императрице лиц.

К 1842 году императорская коллекция пополнилась. По указу Николая I для размещения художественных ценностей, доступных публике, возвели новое отдельное здание – Новый Эрмитаж. Торжественное открытие здания на Дворцовой площади состоялось 5 февраля 1852 года.

Изящность и гениальность храма искусств вызывает неизменный восторг экспертов. Кажется, будто здесь, среди огромных малахитовых ваз и картин величайших живописцев, греческих амфор и скульптур знаменитых мастеров застыло восхищённое время.

Автор проекта

По приглашению Николая I проект нового здания создал немецкий архитектор Лео фон Кленце. Император получил план на утверждение и изучил 800 чертежей, предоставленных зодчим, с изображением залов в мельчайших деталях.

Одобрив проект, Николай I создал Особую комиссию по возведению Музеума. Руководить строительством комиссия назначила петербургских архитекторов Василия Петровича Стасова и Николая Ефимовича Ефимова.

Автор проекта приезжал в Россию шесть раз, вместе с русскими коллегами корректировал ход строительства. Работу по созданию Эрмитажа контролировал лично император, интересовался деталями и ободрял строителей.

Центр культурной жизни Петербурга

Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.

Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.

После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.

В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.

Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:

  • В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
  • Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
  • Выставки образцов мебели.
  • Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
  • В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
  • Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
  • Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: