Михайловский сад в санкт-петербурге

Интерьер и внутреннее убранство

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге славиться не только изысканным внешним видом, но и великолепным внутренним убранством.

Первый этаж

Главный вестибюль объединяет все этажи и залы дворца. Тематика оформления интерьера – русское оружие (мечи, щиты и другая древнеримская военная атрибутика дополненная изображением российского двуглавого орла), задекорированное в вензелях, фризах и барельефах.

Усиливает впечатление от увиденного обходная галерея из 18 целых и 6 трехчетвертных колонн. Из главного вестибюля можно попасть в залы с произведениями 19 века. Остальные экспонаты хранятся на 2-ом этаже, на который ведет широкая лестница. Лестницу от холла отделяет красивая арка.

На первом этаже ранее располагались квартиры придворных, детские и резервные комнаты для гостей, а на цокольном — дворцовые кухни и хозяйственные помещения.

Палаты Михаила Павловича включали 6 комнат. Их сделали скромно без излишней роскоши.

Арсенал оружия

В одной из комнат апартаментов Михаила Павловича хранилась большая коллекция оружия. Это была самая роскошная комната в покоях. Здесь присутствовали коллекции оружия, снаряжения, военных мундиров и головных уборов, артиллерийские и иные орудия.

Второй этаж

Комнаты второго этажа предназначались для проведения балов и приемов. Здесь находились Великокняжеский кабинет, Библиотека, Гостиная, Приемная и Передняя. Сейчас здесь находится верхняя галерея Русского музея.

Залы для балов и приёмов

Залы для балов и приемов были также на 2 этаже от западного до северного крыла. Вдоль линии залов находились небольшие помещения для прислуги.

Белый зал

Белый зал дошел до наших дней в первозданном виде. Находится он на 2 этаже здания. Большое помещение, отделанное в бело-золотом цвете, делится на 3 части коринфскими колоннами. Комната перекрыта системой зеркальных сводов, украшенных росписью и фигурами купидонов.

Ранее зал был знаменит как музыкальный салон Петербурга. Елена Павловна приглашала сюда различных деятелей искусства и устраивала здесь музыкальные вечера. Сейчас в Белом зале можно посмотреть на сохранившееся дворцовое убранство прошлого века не только в декоре, но и в предметах мебели, и произведениях искусства.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Опочининский сад

Рекомендовать место

2

Опочининский сад – небольшой парк, спланированный в пейзажном стиле и окружённый живой изгородью из роз, расположен на Васильевском острове. Его открытие пришлось на 1937 год на место пустыря.

В 2011 году на территории сада открыли Аллею Любви, а в центре было поставлено отлитое из металла дерево в форме сердца.

К кроне этого дерева молодожёны прикрепляют замочки «от своих сердец», а ключи опускают в кованый сундук, который надёжно прикреплён к стволу дерева. В день торжественного открытия свои замочки закрепили несколько супружеских пар, положив начало этой прекрасной традиции, и с каждым годом количество «замочков счастья» становится всё больше и больше.

Сад открыт для посещения в любое время и для всех желающих, а Аллея Любви в летние месяцы украшена живыми растениями и цветами.

Кроме того, что парк стал традиционным местом для прогулок молодожёнов и просто влюблённых парочек, он также хорошо подходит для прогулок с детьми, поскольку оборудован несколькими детскими площадками с игровыми городками.

Архитектура Дворца

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге привлекает многих туристов как самый яркий представитель ампирского архитектурного стиля. Постройка представляет собой двухэтажное здание с двумя боковыми флигелями, связанными с основным зданием большой металлической изгородью с несколькими воротами.

Главный фасад

Главный фасад здания изумляет изысканностью и утонченностью декоративного убранства. Его украшают разнообразные рельефы, самый масштабный из которых расположен в тимпане треугольного фронтона, и венчает колоннаду. Другие, поменьше, находятся над окнами дворца и на фризе колоннады.

Между окнами 2-го этажа установлены коринфские полуколонны. Фасад украшен не только рельефами и колоннами, но и разнообразными скульптурами голов львов или военной атрибутики.

Русты

Первый этаж здания украшен рустами – камни оригинальной фактуры, тщательно подогнанные друг к другу. Они придают Михайловскому дворцу неповторимость и уникальность.

Колонны

Над аркадой 1-го этажа находится 8 колонн коринфского ордера, украшенные лепниной и увенчанные сверху огромным фронтоном.

Фронтоны

Главный фронтон расположен на колоннах имеет треугольную форму. Украшен он скульптурой из белого камня – фигурами богинь победы, прославляющие воинскую славу России.

Барельефы

Декоративная композиция в виде горизонтальной полосы дворца украшена 44 барельефами в ампирском стиле, известного скульптора Демут-Малиновского.

Каменные львы

Ко входу во дворец ведет масштабная лестница, украшенная белыми каменными львами, скопированными со скульптур Лоджии Ланце во Флоренции. Величественные хищники обращены боком к центру и держат под лапами каменные шары, символизирующими солнце.

Согласно другим версиям историков шары помогали хищникам не спать всю ночь, удерживая скатывающийся шар, тем самым круглосуточно охранять территорию.

Садовый фасад

Задний фасад, выходящий на Михайловский сад, увенчан 12 колоннами, образующими большую лоджию. Он также украшен скульптурами, с фамильными вензелями, символизирующими царскую власть.

Парковые скульптуры

Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры

Скульптуры всегда являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада

Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы из терракоты, выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других — богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.

Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова),   обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.

Постепенно сад украсился скульптурными изображениями богов и богинь

Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок. 

Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России  и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.

Сегодня красота женского обнаженного изваяния уже никого не пугает

Многие из античных скульптур впоследствии были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.

Композиция «Амур и Психея» была приобретена в Риме в 1719 году

Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.

Фонтаны и скульптуры Летнего сада создают гармоничное единение

Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот. 

Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, да и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом,  отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.

Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства

В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.

Порфировую вазу можно увидеть со стороны Карпиева пруда

В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.

Памятник И.Крылову  — настоящее произведение искусства

Как добраться и когда посещать

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. Цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.

История строительства города

В далеком 1703 году на острове в месте разделения реки Невы на 2 рукава – Большую и Малую Неву – была заложена крепость Санкт-Петербург, строительство которой проводилось в спешке, так как война затянулась, а на берегах Финского залива требовалось закрепиться любым способом.

Болотистые земли замедляли возведение стен крепости и унесли жизни тысяч людей, не выдержавших непомерных физических усилий и тяжелых условий труда. Во дворе строения были сооружены первые деревянные здания: церковь Петра и Павла, Сенат, арсенал и Главная аптека. Почти 300 лет потребовалось, чтобы эти места стали тем, что входит в исторический центр Санкт-Петербурга.

Спустя 3 года земляные стены постепенно стали заменяться каменными, на что ушло почти 35 лет. Изначально Петр I желал, чтобы город был полностью в пересечении каналов, по примеру Венеции, но застройка пошла по другим архитектурным планам. В современном Петербурге каналы занимают всего 10% площади, что составляет около 300 км.

Санкт-Петербург гордится также своими мостами, которых в городе более 300 самого различного размера и вида. Разрастаясь, город постепенно приобретал черты, которые хорошо известны сегодня петербуржцам.

В наше время гостям северной столицы гиды рассказывают, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга и почему именно такое у него расположение.

Мойка у Конюшенной площади. Вид на Инженерный замок.

Протяженность реки Мойки около 5 км. Она впадает в Неву недалеко от ее устья. Берега Мойки начали осваиваться с первых лет существования Петербурга, и до сих пор она привлекает петербуржцев и гостей города своим неповторимым колоритом и особой атмосферой. Набережная реки Мойки считается одним из самых поэтических мест города.

Набережную Мойки украшают здания, интересные с архитектурной и исторической точки зрения. Одной из первых крупных построек на берегах Мойки стало здание Конюшенного ведомства (дом № 6), построенного в 1720-1723 годах по проекту архитектора Н. Гербеля и перестроенного в 1817-1823 годах архитектором В. Стасовым. Это здание протяженностью около 250 метров повторяет плавный изгиб Мойки. Его фасад украшен 22 дорическими колоннами. В церкви Конюшенного ведомства, которая размещалась в центральной части здания, 1 февраля 1837 года проходило отпевание А. С. Пушкина.

Интересные факты:

В начале XVIII века на землях нынешнего Михайловского сада располагались угодья шведского ротмистра Конау, поэтому на генеральных планах того времени территория именовалась «шведским садом», а после разработки проекта Летних садов — «третьим Летним садом». В 1743 году архитектор Б. Ф. Растрелли, построивший здесь по заказу императрицы Елизаветы Петровны Летний дворец, осуществил планировку сада в регулярном стиле с крестообразными аллеями, лабиринтом, фонтанами и прямоугольными прудами. В начале XIX века, одновременно со строительством Михайловского дворца, архитектором К. И. Росси был создан образцовый английский сад с лугами, аллеями и прудами неправильной (природной) формы, также в саду появился традиционный для пейзажного парка павильон с гранитной пристанью на берегу Мойки.

Пруды Михайловского сада и каналы Михайловского замка — это уникальная водная система, соединенная с помощью подземных рукавов и коллекторов.

Особым изяществом отличается кованая решетка ограждения сада с растительным орнаментом, расположенная со стороны храма Спас-на-Крови, она появилась одновременно с собором и была выполнена по проекту А. Парланда.

До революции Михайловский сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан, в нем проводились увеселения для приближенных ко двору и княжеской фамилии. Лишь в 1898 году сад стал общедоступным после открытия в Михайловском дворце Императорского музея.

В 1922 году Михайловский сад переименовали в сад Международной организации помощи борцам революции и сделали обычным городским парком с эстрадой, павильонами и детскими площадками. В результате черты исторического ландшафта и планировки постепенно утрачивались.

Во время Великой Отечественной войны на территории парка были вырыты специальные траншеи, куда от обстрелов спрятали скульптуры Русского музея и некоторые памятники.

В 2000-2007 годах была произведена полная реконструкция сада с сохранением в его центре элементов английского стиля, а по периметру — регулярного французского. Одновременно, было возвращено историческое название Михайловский сад.

Площадь Михайловского сада — 9,4 га.

Михайловский сад включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2.

Михайловский сад на карте:

Как добраться:
Сад находится на Спасском острове, в окружении набережных канала Грибоедова и реки Мойки, с одной стороны, а также Михайловских дворца и замка, с другой.

Ближайшая станция метро — «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Садовый мост», «Инженерная улица».

Реконструкция сада: городские споры

Кроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.

Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.

Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.

Знаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.

Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.

В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.

Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.

Кунсткамера

Название «Кунсткамера» происходит от немецкого Kunst — искусство, искусство и Kammer — Raritätenkabinett. Кунсткамера — первый в России государственный музейный комплекс, одно из важнейших учреждений Санкт-Петербургской Академии наук. Основанная Петром I по образцу аналогичных музеев Европы, Кунсткамера была задумана ее основателем как опора европейской науки в российском обществе.

Кунсткамера была основана в 1714 году, когда личная коллекция раритетов Петра I и собрания Аптекарского отдела были перенесены из Москвы в Санкт-Петербург и размещены в Летнем дворце. Им был назначен специальный штат: «главный начальник» Р.К. Арексин, медицинский работник, и «библиотекарь и куратор раритетов и натуралий» И.Д. Шумахер. В 1719 г. коллекция и библиотека царской художественной палаты были перенесены в конфискованный дом А. В. Кикина, «Кикинские палаты» под Смольным двором. С того времени Кунсткамера была открыта для публики: по приказу Петра I она должна была быть открыта для всех посетителей, чтобы «люди могли смотреть и учиться».

Коллекции, привезенные Петром I из его первой поездки в Европу в 1697-1698 годах, стали основой коллекции Кунсткамеры. После этого экспонаты были собраны несколькими указами правительств. Важную роль в пополнении музея сыграл внутренний рынок, особенно первые академические экспедиции, покупки за рубежом и частные пожертвования. Принцип универсальности, заложенный в основу коллекционирования, позволил Кунсткамере представить мир во всем его многообразии в ограниченном пространстве.

Петр I очень удачно выбрал место для строительства специального здания для Кунсткамеры. Расположенное на берегу Невы, здание хорошо видно с большого расстояния. М.В.Ломоносов объяснил такое расположение Палаты искусств тем, что Петр I хотел, чтобы «все смотрели на нее, думали о науках и любили их». Здание построено по проекту А.Шлюттера (вероятно) и Г.Матарнови архитекторами Н.Гербелем, Г.Киавери, М.Г.Земцовым.

Здание Петербургской художественной палаты было построено под влиянием немецкого барокко. Она была трехсторонней, состояла из двух одинаковых зданий, украшенных фронтонами, и была соединена с многоэтажной башней. Внутри пространство было организовано по идеальной модели музейной экспозиции того времени. К началу 1740-х гг. в Кунсткамере находилось значительное количество экспонатов.

В 1747 году, в разгар своего расцвета, произошел пожар, который нанес непоправимый ущерб музею. В период с 1751 по 1757 год под руководством С. И. Чевакинского здание было восстановлено в частично реконструированном виде.

Для восстановления коллекции в 1765 году Академия наук обратилась к правительству с просьбой собрать материалы для музея. В связи с общим направлением дифференциации наук в 1803 г. были созданы Ботанический, Зоологический, Азиатский, Египетский, Минералогический и Этнографический отделы.

Сегодня в Кунсткамере находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который был создан на основе коллекций Петра Великого и значительно расширен в последующие годы. Вскоре после Второй мировой войны в залах Кунсткамеры был открыт музей М.В. Ломоносова. Великий русский ученый работал в этом здании почти четверть века. Собрание музея посвящено началу деятельности Академии наук и вкладу Ломоносова в историю русской науки. В музее представлены документы и предметы времен Ломоносова, в том числе научные приборы, книги, портреты, гравюры, в том числе из личной коллекции первого русского академика.

Достопримечательности Михайловского сада

Круг Росси

Участок на пересечении аллей при входе в Михайловский сад назван в честь знаменитого архитектора итальянского происхождения — Карла Ивановича Росси.

В 1824-1826 годах в ходе планировки Михайловского сада Карл Росси восстановил посадку деревьев по кругу, исходя из того, что в 18 веке на этом месте существовала площадка — парадный вход в третий Летний сад.

В период реконструкции Михайловского сада (2001-2003 годы) «Круг Росси» был воссоздан — по периметру круглой площадки осуществлена посадка молодых деревьев липы мелколистной (Tilia cordata).

Михайловский дворец (Русский музей)

В 1819 году начался новый этап формирования садов. На месте старых оранжерей Карлом Росси, по заказу Александра I, был возведен великокняжеский Михайловский дворец для Великого князя Михаила Павловича.

В 1895 году внуки Михаила Павловича продали дворец в казну. 13 (25 по новому стилю) апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II в стенах бывшего дворца был учрежден Русский музей императора Александра III.

Адрес дворца-музея: улица Инженерная, 4.

Павильон Росси

На окраине Михайловского сада, возле берега реки Мойки, находится Павильон Росси с гранитной пристанью.

Павильон представляет собой небольшую садовую постройку, которая отличается от беседки закрытыми стенками сооружения, что позволяет более комфортно чувствовать себя во время непогоды. В павильоне сделаны окна для любования красотой реки и окружающего сада.

Павильон Росси в саду был возведен в эстетики классицизма по проекту архитектора К.И. Росси в 1823-1825 годах и служил местом отдыха во время прогулок и укрытием от непогоды.

Павильон имеет трехчастное строение. Две квадратные симметричные крытые части соединены открытой залой с полуротондой, обращенной в сторону сада. Потолок и стены павильона украшают роспись и лепной декор.

Гранитная пристань, ведущая от павильона к реке Мойка, оформлена ажурными чугунными решетками.

Мостик Росси

При устройстве Михайловского сада Росси частично сохранил посадки прежнего регулярного сада, а так же два пруда являвшихся наследием проекта Ф.Б. Растрелли (начало 1740-х годов).

Прудам были преданы новые «пейзажные» формы. А через протоку построен ажурный чугунный мостик. Несущие чугунные решетчатые фермы моста, изготовленные методом литья, находятся на кирпичных устоях, облицованных известняковыми блоками. Парапетное ограждение моста выполнено также из чугуна и изобилует декоративными элементами.

Сегодня чугунный мостик в Михайловском саду является единственным в Санкт-Петербурге сооружением с подлинными чугунными арочными конструкциями.

Памятник живой природы

В центре Михайловского сада растет дерево — памятник живой природы всероссийского значения — Черешчатый дуб.

Возраст дерева более 280 лет.

Историческая посадка

В саду находится небольшая часть сохранившихся шпалерных посадок регулярного «шведского» сада середины 18 века.

Шпалерная посадка является частью садово-паркового искусства и представляет собой плотно посаженные в зеленую зону вдоль аллеи деревья.

Ограды

У восточной и западной границ парка находятся ограды: ограда К.И Росси возле улицы Садовой и ограда А.А. Парланда возле Спаса на Крови.

Фото ограды А.А. Парланда

Государственный Эрмитаж (Зимний дворец)

С этим местом неразрывно связана часть истории Российской империи. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины Великой. Лишь почти спустя сто лет двери музея открылись для посетителей, а галерея превратилась в массовую достопримечательность. В те годы основная экспозиция занимала одно здание, сейчас же их пять.

Внимание Эрмитажу уделяла не только Екатерина Вторая, в последующие годы все правители всегда стремились также тщательно следить за дворцом. Например, при Николае Первом в музее появилось множество картин на батальную тему

К сожалению, в двадцатом столетии коллекция музея очень сильно пострадала из-за советской власти, а также многочисленных войн. Из музея были украдены многие известные экспонаты, и практически не происходило пополнения. Сотрудники музея изо всех сил пытались сохранить коллекцию дворца, и благодаря им многие полотна до сих висят на стенах.

В наше время Зимний дворец является не только одним из самых знаменитых и крупнейших музеев, но также и очень успешным научно-исследовательским центром. Ежегодно его посещают миллионы людей, а филиалы появляются в других городах.

Екатерининская решетка, николаевская оградка

При довольно прохладном отношении Екатерины II к Летнему саду, равно как и ко всему стилю русского барокко, вклад в восстановление и художественное развитие парка с ее стороны был серьезным. Знаменитая решетка сада строилась шестнадцать лет.

Сначала забивали сваи и укрепляли фундамент. Затем сооружали «главную красоту» — тридцать шесть колонн из красного выборгского гранита и вазы на них в виде венца. Тульские кузнецы делали прутья ограды и ворота. Все дополнялось изящными бронзовыми украшениями.

Общая длина ограды составляет 232 метра. В первоначальном виде было заложено трое ворот. Но после исторического покушения на императора Александра II на месте центрального входа построили часовню. Всю ограду в итоге перекроили, часовню в советское время разрушили, а общий великолепный художественный замысел ограды так и остался искаженным.

XIX век стал для Летнего сада своего рода общественным ренессансом. Здесь прогуливалась публика «приличного вида». Архитектурные дополнения выполнялись постепенно и со вкусом: со стороны Мойки была установлена замечательная чугунная ограда, а у южных ворот поставили шведский подарок Николаю I – знаменитую Эльфдаленскую вазу.

К Летнему саду приложил руку сам Карл Росси. Кофейный домик на месте старого петровского грота принадлежит его архитектурному перу. Тогда же был построен и чайный домик – для равновесия.

Екатерининский сад

Рекомендовать место

2

Екатерининский парк был разбит перед Александринским театром в 1820х годах по проекту К.Росси и является частью ансамбля площади Островского. С тех пор парк рос и расширялся и только спустя двенадцать лет с основания приобрёл очертания, которые можно увидеть сейчас.

В центре сада находится памятник императрице Екатерине Второй, пьедестал памятника окружают фигуры девяти знаменитых деятелей эпохи её правления.

Сад ограничивает решётка, ворота которой украшают декоративные детали в виде вензелей с монограммой Екатерины Великой.

Тротуар возле сада вымощен брусчаткой. Здесь можно увидеть множество петербургских художников, которые выставляют и продают свои картины.

Неоготика

Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.

Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: