Магазин купцов елисеевых, санкт-петербург (елисеевский магазин)

Музей художественно-промышленной академии А. Штиглица

Хотя в 2006 году знаменитой петербуржской художественно-промышленной академии вернули историческое название, жители города по-прежнему предпочитают её называть «Мухой», поскольку она в советское время была посвящена Вере Мухиной. О «Мухе» слышали многие, но немногие там бывали, хотя академия гордится не только своими выпускниками, но и собственным зданием.
Его построили в неоренессансном стиле в 1876 году на средства барона А. Штиглица, к ней позднее добавился музей. Интерьеры музея оформляли в основном преподаватели и ученики, собиравшие для каждого зала экспонаты соответствующей эпохи. Стены некоторых залов имеют богатую лепнину, потолки расписаны, на постоянном вернисаже представлены студенческие работы.

Внимание с улицы сразу же привлекает необычный стеклянный купол, обеспечивающий естественное освещение над главным залом. Этот купол виден даже с набережной Фонтанки

Адрес: Санкт-Петербург, Соляной пер., 13-15.

Кто строил Биржу в Петербурге

На судьбу строительства Биржи повлияли несколько архитекторов. Среди них:

  • Джакомо Кваренги;
  • Жан-Франсуа Тома де Томон;
  • Иван (Джованни) Лукини.

Кваренги оформил территорию в площадь в виде подковы, возведя по её бокам главное строение Академии наук и северный пакгауз (складское помещение для операций по погрузке и разгрузке товаров) в 1795—1797 годах. Архитектор развернул здание биржи фасадом на Зимний дворец, и поэтому оно зрительно затерялось на просторах Невы, где река разливается на два рукава.

Тома де Томон справился с этой проблемой, не дав Бирже поблекнуть на фоне волн, Петропавловской крепости и Эрмитажа. Для этого он разобрал предыдущее здание на кирпичи, чем разозлил Кваренги. При строительстве архитектор отталкивался от проекта Пьера Бернара, получившего Гран При Королевской Академии архитектуры в Париже. До своей смерти Тома де Томон успел полностью переоборудовать мыс, оформить спуски к воде в камень, возвести само здание и установить ростральные колонны. Само открытие, он, увы, не застал. В планировке стрелки Васильевского острова принимал участие Андреян Захаров.

Иван (Джованни) Лукини в 1832 году завершил архитектурный ансамбль площади, возведя по обе стороны Биржи южный и северный пакгаузы и таможни.

Тома де Томон. Биржа. План Стрелки Васильевского острова (1804) / hermitagemuseum.org 

Тома де Томон. Биржа. Продольный разрез (1804) / hermitagemuseum.org 

Тома де Томон. Биржа. Поперечный разрез (1804) / hermitagemuseum.org 

Особняк Брусницыных

В промзоне Васильевского острова стоит достаточно необычный каменный особняк Брусницыных, построенный неизвестным архитектором в духе эклектики.
В архитектуре прослеживаются черты различных стилей, эпох и народов. Глядя на него можно подумать, что архитектор решил втиснуть туда всё, что знал об архитектуре – отголоски неоготического, неовизантийского, неорусского стилей, чуточку мудехар и индийской культуры.
Владели этим особняком богатые промышленники, которым принадлежал ряд кожевенных мануфактур. В интерьерах дома можно путешествовать по разным эпохам: времён правления Людовика XV, позднего Возрождения или рококо. Здесь были собственная оранжерея и щедро украшенные парадные залы

Теперь же внимание к особняку больше привлекает легенда о «зеркале Дракулы». Рассказывают, что данное зеркало в прошлом висело в одном из венецианских дворцов, в котором покоился прах вампира

Когда оно перекочевало в Россию, то превратилось в проклятье для людей, неосторожно посмотревших в него. Но недавно особняк сменил владельца, который прекратил туда экскурсии – значит, многие жизни будут спасены

Адрес: Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 27.

Дача Гаусвальд

На Каменном острове Санкт-Петербурга сконцентрировано много необычных зданий, построенных в разных архитектурных стилях, начиная от классицизма и заканчивая модерном.
Одной из первых построек во входящем в моду стиле модерн не только в Петербурге, но и в России, стала построенная в 1898 году дача Гаусвальда, получившая своё название по фамилии её первых владельцев – немецкой семьи Гаусвальд.
Жена булочника Евгения Гаусвальд явно высоко ценила новые веяния в архитектуре, что и отразилось во внешнем виде её дачи. Здесь видны самые яркие признаки стиля модерн – асимметрия и плавные закруглённые линии.
В форме здания есть что-то от английского коттеджа, оно разделено на несколько зон, в каждую и которых был оборудован отдельный вход. На первом этаже дома находились жилые помещения, а гостей размещали на втором. Из-за необычности своего вида дачу Гаусвальда часто снимали на видео и фото. Тут проводились съёмки таких знаменитых фильмов, как «Летучая мышь», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Дон Сезар де Базан». Здесь когда-то проживала Ирэн Адлер.

Адрес: Санкт-Петербург, Большая аллея, 12-14.

Архитекторы классицизма в Петербурге

Архитектор Годы жизни Здания
Ж.-Б. Валлен-Деламот 1729-1800 · Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34;

· Академия художеств на Университетской набережной, 17;

· Дворец Разумовских.

Ю. М. Фельтен 1730-1801 · церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской;

· Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр;

· ограда Летнего сада;

· одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного.

В. И. Баженов 1737-1799 · Дом Теплова (Свердловская набережная, 40);

· Михайловский (Инженерный) замок;

· Второй дворец Павла I.

Д. Кваренги 1744-1817 · Эрмитажный театр у Зимней канавки;

· здание Академии Наук;

· Иностранная коллегия;

· Смольный институт;

· Малый Гостиный двор и «Серебряные ряды»;

· Мальтийская капелла;

· церковь во дворе Воронцовского дворца;

· Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице);

· Екатерининский институт.

А. Ринальди 1710-1794 · Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6);

· Князь Владимирский собор;

· ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны).

Доходный дом Н. Никонова

Гуляя по Петербургу, довольно трудно найти неприметную Колокольную улицу, на которой в XIX столетии ютились сиротский приют да доходные дома. Но именно один из последних и стал объектом культурного наследия города – тот, что построил архитектор Н. Никонов.
Раньше здесь стоял двухэтажный купеческий дом, который усилиями Никонова вырос до пяти этажей. Архитектор много трудился в области храмовой архитектуры, поэтому и фасад у него получился чем-то похожим на старинную церковь.
Здесь огромное количество мельчайших деталей: были использованы разноцветные изразцы и штукатурка, но есть места с исходной кирпичной кладкой. Повсюду видны керамические вставки: на портиках, колоннах, на крыше и вокруг окон – словно весь дом покрыт глазурью. Так выглядит неорусский стиль, для которого характерны русские мотивы. Здание является не только архитектурным памятником, но и памятником декоративно-прикладного искусства.

Адрес: Санкт-Петербург, Колокольная ул., 11.

Особняк графини Клейнмихель

На том же Каменном острове есть ещё одно здание с приметной архитектурой – особняк графини Клейнмихель, выстроенный в духе романтизма.
Дом строился не для самой графини, а для руководителя французской театральной труппы Э. Женьеса, проектировал его архитектор А. Штакеншнейдер. Строительство здания закончилось в 1836 году, но лишь в 1893 году его арендовала на 90 лет графиня М.Э. Клейнмихель. Затем дом несколько раз перестраивался, поскольку каждый новый владелец, стремился отразить в нём свои архитектурные пристрастия. В результате он оброс пристройками и элементами готики и неоготики.
Оригинальные интерьеры практически не сохранились, остались лишь кованая решётка и ворота начала XX века. В узорах причудливо вплетены саламандры и монограммы МК, на столбах ограды красуются кованые драконы, держащие в пастях фонари освещения. Благодаря этому особняк похож на сказочный замок, в котором, может быть, до сих пор спит зачарованная принцесса.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Крестовки, 10.

Египетский дом

Этот дом невозможно не узнать и не заметить. Сразу вспоминаются гробницы фараонов, вход в которые преграждали огромные изваяния. Вот и в Египетском доме вход сторожит статуя бога Ра, а над входом также видны богиня неба Хатор и крылатый солнечный диск

Впечатляет даже такой, далеко не полный пантеон.
Постройку дома заказала Лариса Нежинская – супруга важного чиновника. Хотя дом изначально и предполагался, как доходный, но заказчице всё равно хотелось чего-то этакого, необычного

Проектировал его Михаил Сонгайло, работавший в стиле неоклассицизма. В то время сильно было увлечение оккультизмом и мистикой, поэтому в эту концепцию египетская тематика вписалась весьма органично.
Дом строился два года и был готов в 1913 году. Своей архитектурой и современными на ту пору технологиями дом произвёл настоящую сенсацию. В нём, например, работал автоматический лифт

Основное внимание привлекает главный фасад здания, щедро украшенный пилястрами, полуколоннами, барельефами, чередующимися мистическим символами, образами античных богинь и мифических существ

Адрес: Санкт-Петербург, Захарьевская ул., 23.

Особенности развития классицизма в Петербурге

Смена стиля барокко, который долгое время господствовал в России, на классицизм произошла после прихода к власти императрицы Екатерины II. Разумеется, развиваться этот стиль начал в двух ключевых городах страны — Москве и Петербурге.

Стиль барокко отличался своей помпезностью и великолепием, но его было трудно перенести на «казенные дома» вроде торговых рядов, школ, больниц, тюрем и т.д. Это было и неуместно, и весьма сложно с технической точки зрения, так как барокко предполагает длительное и вдумчивое проектирование и возведение зданий. Однако нужды молодого города требовали быстрого строительства.

Новое направление стало повсеместным благодаря своему списку требованрий к формам и декорированию. Классицизм значительно расширил возможности градостроения.

Дом компании «Зингер»

Адрес: Невский просп., 28

Дом компании «Зингер». Фото: @andrei_mikhailov

Одно из самых известных зданий Санкт-Петербурга — дом компании «Зингер» относится к модерну. Оно было построено в 1904 году, а его архитектором был Сюзор Павел Юльевич.

История этого здания интересна тем, что изначально дом должен был быть одиннадцатиэтажным и больше похожим на американские высотки тех времен, но этого не случилось. Причиной стал запрет на строительство в городе зданий выше Зимнего дворца.

Но даже этот запрет не помешал Сюзору спроектировать в Петербурге красивейшее здание. Во время строительства, архитектор вдохновлялся эклектикой и ранним модерном. Само здание стало первым в России, имевшим металлический каркас.

Больше всего заметны черты модерны внутри Дом компании Зингер: обязательно зайдите и полюбуйтесь вестибюлем, роскошными лестницами и центральным залом, в котором раньше располагался банк.

История усадьбы Елисеевых в Белогорке

Основателем купеческой династии Елисеевых стал свободный крестьянин Петр Елисеев, уроженец Ярославской губернии. В 1813 году, когда ему было 37 лет, он вместе с семьей переехал в Петербург, где открыл торговую лавку. Благодаря своей предприимчивости и трудолюбию вскоре он открыл несколько магазинов на центральных улицах Петербурга и Москвы.

В Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы до сих пор работает знаменитый магазин братьев Елисеевых. Здание является памятником архитектуры раннего модерна.

Но не только магазины семьи Елисеевых привлекали внимание. Не менее интересно их загородное имение в Белогорке под Санкт-Петербургом

Белогорские земли в 1796 году были пожалованы генералу Петру Малютину императором Павлом I. Вскоре генерал продал часть земель помещикам, а усадьба досталась выходцу из Страсбурга советнику Францу Белю — предводителю дворянства Царскосельского уезда.

По указу Беля на высоком правом берегу Оредежа был построен деревянный дом, разбиты фруктовые сады и огороды, оборудованы оранжереи, теплицы, хранилища. На основе лесного массива создали пейзажный парк с дорожками. Берег был укреплен, на склоне появились террасы, лестницы. Иными словами, усадьба была более чем респектабельная для своего времени.

После смерти Беля поместьем стала управлять его жена, и далее оно передавалось по наследству. Облик усадьбы при потомках советника практически не менялся.

nata.semkina71

От основанной Белем усадьбы и идет название современного поселка: Беля Горка в ХIХ века стала Белогоркой.

В 1898 году на торгах усадьбу купил внук родоначальника династии Елисеевых Александр Григорьевич Елисеев. Белогорка стала свадебным подарком для его дочери Елизаветы Александровны.

Именно в это время и был построен частично сохранившийся усадебный дом. Он построен в стиле модерн в 1910—1912 гг. по проекту архитектора Владимира Петровича Тавлинова.

Здание отличается сложносочиненными фасадами, ступенчатостью, перепадом высод, чередованием граненых башен и цилиндрических эркеров, контрастом гладкой плитки стен и грубых каменных блоков цоколя.

После революции усадьба была национализирована. В ее стенах устроили сельскохозяйственную коммуну, начальником которой стал бывший местный сторож. В 1919 году ее преобразовали в совхоз, ставшую позже областной сельскохозяйственной станцией, а затем, в 1956-м, — научно-исследовательским институтом «Белогорка».

С сентября по декабрь 1943 года бывшая усадьба купцов Елисеевых была оккупирована немцами. При отступлении в 1944 году они устроили пожар, в котором сгорел весь деревянный интерьер. К 1948 году были завершены восстановительные работы.

В период существования сельскохозяйственного института на территории усадьбы были построены парники и оранжереи, высажены новые деревья и кустарники, проложены трубопроводы.

После распада СССР институт расформировали, и некогда впечатляющее здание пришло в запустение. В 2009 году усадьба была приватизирована, однако никаких реставрационных работ как не было, так и нет.

rjumova

Какие театры располагаются в этих зданиях?

Вопрос 11. В Москве во второй половине XIX — начале ХХ века было несколько мест, где ночами шла карточная игра: Английский, Охотничий, Немецкий и Купеческий клубы. Однажды в Купеческом клубе Михаил Морозов проиграл за ночь миллион рублей. До 1909 года клуб был на одной улице, после переехал на соседнюю. В обоих упомянутых зданиях сегодня располагаются театры.

Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:

  • Театр Вахтангова и театр «Эрмитаж» (ул. Арбат, д. 26, и ул. Новый Арбат, д. 11)
  • Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)
  • Российский академический молодежный театр и театр имени М.Н. Ермоловой (Театральная пл., д. 2, и Тверская ул., д. 5/6)
  • Московский театр на Таганке и Московский театр русской драмы под руководством М. Щепенко (ул. Земляной Вал, д. 76/21, и ул. Земляной Вал, д. 64)

Кулответ поискал информацию в интернете:

По мнению Кулответа правильный вариант: Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)

Архитектурные шедевры Петербурга эпохи классицизма

Самые знаменитые здания в Санкт-Петербурге, которые построены в стиле классицизм.

Здание Главного Адмиралтейства

Говоря о шедеврах, на ум сразу же приходит здание Главного Адмиралтейства. Его считают одним из высочайших творений всей архитектуры русского классицизма. Адмиралтейство — это первая кораблестроительная верфь на Балтийском море в России, которая была заложена 5 ноября 1704 года по личному чертежу Петра I. Облик здания с течением времени претерпевал заметные изменения и определился лишь в конце первой четверти XIX столетия.

В годы Великой Отечественной войны здание существенно пострадало от обстрелов. Однако к окончанию военных действий архитектура этого шедевра была восстановлена.

Казанский собор

Был построен и освящен в 1811 году в честь иконы Казанской Божьей Матери. Строительство велось 10 лет, приказ о начале работ отдал император Павел I. Здание оказалось крайне самобытным, хотя и напоминало некоторыми чертами собор Святого Петра в Риме.

В 1813 году в нем был погребен великий полководец Михаил Кутузов.

Александринский театр

Входит в архитектурный ансамбль площади Островского. Построен по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. В здании размещен Российский государственный академический театр драмы им. Пушкина.

Исаакиевский собор

Это последнее значимое сооружение эпохи русского классицизма. Его грандиозность подчеркивается внушительными размерами: более 100 метров в высоту и более 110 в длину. Исаакиевский собор — второе после Под завалами дома в Магнитогорске сделана важная находка: власти обратились к пострадавшим строение периода русского классицизма, при внешней отделке которого применялись полированные гранитные колонны и мрамор.

В России классицизм в архитектуре начал прививаться в Петербурге при Екатерине II, а затем охватил Москву и другие города. Ему характерны простота и строгость черт, поэтому многие государственные и общественные здания исполнялись в этом стиле. Появившиеся великолепные строения стали символами России.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 9 028 times, 21 visits today)

Доходный дом Ш. Иоффа

Находится это здание в местечке, называемом «5 углов». Так назвали пересечение Загородного проспекта сразу с несколькими улицами – Рубинштейна, Ломоносова и Разъезжей. Он появился ещё в XVIII веке, и в то время выглядел совершенно иначе.
Первоначально домом владел купец Лапин. Постепенно город разрастался, поэтому остро ощущалась нужда в жилье. Комиссионеру Ш. Иоффу приглянулось местечко возле бойкого перекрёстка, поэтому он приобрёл купеческий дом, перестроил его, добавив 6 квартир на верхнем этаже. Позднее на первом этаже заработали магазины, на втором – кинотеатр.
Архитектура здания относится к неоклассицизму, а само оно имеет трапециевидную форму с башней, на которой раньше действовали часы. Отсюда собственность Иоффа часто называли «доходным домом с башенками». Фронтоны эркеров украшены необычной лепниной, окна третьего этажа большие, обрамлены скульптурами и пилястрами. По периметру здания имеются 40 кариатид, которые, правда, почти не разглядеть с земли.
В своё время в доме проживали такие знаменитости, как Н. Некрасов, Л. Гумилёв, Л. Чуковская, М. Бронштейн, поэтому на стенах дома прикреплено несколько мемориальных досок.

Адрес: Санкт-Петербург, Загородный пр., 11.

Интересные факты:

До Елисеевых, до 1898 года, участком на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы поочередно владело несколько хозяев, последним был В. И. Соловьев, державший здесь магазин, ломбард и ресторан. В то время на участке располагался 5-этажный дом, построенный в 1863 году. После покупки недвижимости Г. Г. Елисеев сначала перестроил корпус вдоль Малой Садовой, а уже в 1902-1903 годах возвел нынешнее угловое 3-этажное здание Елисеевского магазина.

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» был построен в нарождавшемся стиле модерн и заметно выделялся на фоне остальной классической архитектуры Невского проспекта. Этот стиль современники даже прозвали «купеческим модерном», потому что такие дома на Невском часто строили разбогатевшие торговцы (еще один яркий пример — дом Зингера)

Елисеевский магазин своим внешним видом (скульптурами, витражами, роскошной отделкой) подчеркивал богатство своих хозяев и привлекал внимание потенциальных состоятельных покупателей. Самые заметные детали оформления здания — витраж во всю стену в виде громадной витрины на Невской стороне, скульптуры «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» на фасаде

Мотив большой арки на весь фасад — это подражание торговым домам Парижа.

Построенное здание с самого начала стало использоваться не только под магазин, на втором этаже Елисеевы разместили банк и театральную труппу «Невский фарс», на третьем — ресторан, в подвале были устроены склады и один из самых лучших винных погребов Европы.

Во времена купцов Елисеевых магазин торговал «колониальными товарами» — чаем, кофе, рисом, вином, сырами, оливковым маслом, пряностями, анчоусами, трюфелями, ромом и многим другим. В советское время магазин назывался «Гастроном «Центральный», но жители города продолжали именовать его Елисеевским магазином. В нем обслуживалась вся партийно-хозяйственная элита Ленинграда, покупая по закрытым спискам дефицитные продукты. Уже в наше время здесь по-прежнему продолжается продовольственная торговля, ведь менять профиль магазина запрещено городскими властями.

Продолжая театральные традиции дома, в 1929 году в здании магазина начал свою работу Театр сатиры (с 1931 года — Театр сатиры и комедии), он не прекращал давать свои представления даже во время Ленинградской блокады. Сегодня он называется Театром комедии им. Н. П. Акимова.

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 56; Малая Садовая улица, 8.

Елисеевский магазин на карте:

Как добраться:
Здание находится на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский Проспект». Наземный транспорт — остановки «Станция метро «Гостиный Двор», «Невский проспект».

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга

Этот период начался примерно в 1760 году и завершился спустя приблизительно 20 лет. Это время нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» из-за весьма спорных способов правления Екатерины Великой. Внешне архитектурный классицизм выделялся на общем фоне применением античных орденов, также стилю была присуща монументальность конструкций.

В число первых построек данного периода в Петербурге вошел дворец графа Разумовского. Он был создан в период с 1762 по 1766 года. Авторы — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот. В проекте использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы. Тем не менее, при взгляде на фасад еще можно заметить черты барокко, не желавшего уходить в историю.

дворец графа Разумовского

Валлен-Деламот возвел также Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа, откуда и пошел знаменитый музей. Участником строительства Малого Эрмитажа был и Юрий Фельтен. Несколько рукотворных творений принадлежат гению Антонио Ринальди. Среди них монументальный Мраморный дворец и складской комплекс Тучков буян.

Скульптурное убранство стрелки Васильевского острова

Первоначально планировалось пригласить к сотрудничеству скульпторов Федоса Щедрина и Ивана Прокофьева, но они запросили высокую цену за свои услуги. В итоге Биржу декорировали другие мастера по эскизам Тома де Томона.

Скульптурные группы в аттиках создал Жозеф Камберлен. На парадном фасаде восседает морской царь Нептун в колеснице, запряжённой морскими конями — гиппокампусами. В одной руке он сжимает трезубец, благословляя морскую столицу.

Слева и справа от Нептуна возлежат аллегорические изображения двух торговых рек — Невы и Волхова. Композиция напоминает картины-триумфы.

Противоположный фасад украшен композицией Навигации с Меркурием. Бог торговли Меркурий прислушивается к словам Навигации, женщины в венце в виде городской стены, которая опирается на объёмный герб России. Корона Навигации роднит её с богиней-хранительницей города, что даёт возможность разной трактовки скульптуры.

Статуи морских божеств у подножия ростральных колонн выполнены по моделям скульпторов Жозефа Камберлена и Жакома Тибо. Самсон Суханов выполнил фигуры из пудостского камня, но, возможно, скульпторы позднее занимались доводкой. Сегодня историки считают, что статуи аллегорически представляют великие реки России:

  • у северной колонны — Волга и Днепр;
  • у южной — Нева и Волхов.

Однако сам Тома де Томон писал так: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Кому конкретно они посвящены, зодчий не уточнял.

Над колоннами и облицовкой работала артель скульптора-камнетёса Самсона Суханова. Он же лично создал два огромных гранитных шара на стрелке Васильевского острова.

Здание биржи

Первая в России биржа появилась в Санкт-Петербурге, но она вовсе не та, что сегодня. Первоначально она была деревянной и стояла на стрелке Васильевского острова, но оказалась слишком маленькой, поэтому в скором времени для неё построили новое, более просторное каменное здание.
Проектировал его итальянец Джакомо Кваренги, но из-за беспрестанных войн строительство биржи было затянуто почти на 20 лет. После этого работу уже заново начал Жан-Франсуа Тома де Томон, а закончилось строительство в 1810 году.
Здание возведено в стиле классицизма, украшено по периметру 44 колоннами, с востока и запада есть две массивные лестницы, ведущие к входам, стены и пол внутри отделаны мрамором. Украшающие здание скульптуры посвящены мореплаванию и торговле. На фасадах со стороны входов имеются композиции «Навигация и Меркурий с двумя реками» и «Нептун с двумя реками».
В прошлом на бирже заключались большие сделки между российскими купцами, теперь же этим зданием ведает Эрмитаж.

Адрес: Санкт-Петербург, Биржевая площадь, 4.

Архитектура Биржи

Здание Биржи возведено в стиле позднего классицизма, который ещё называют высоким. Для него характерны:

  • величественность и монументальность образов;
  • строгость линий;
  • ясность и простота силуэта.

Все эти черты с лёгкостью можно заметить в облике сооружения.

Внешне здание биржи напоминает древнегреческие храмы. Оно установлено на стилобат (постамент), который был призван не только возвеличивать сооружение в устье Невы, но и защитить его от наводнений. Решение Тома де Томона оказалось верным. Даже во время знаменитого наводнения 1824 года волны бушующей Невы почти дошли до уровня стилобата, но не прорвались внутрь здания. Стены стилобата облицованы крупными прямоугольными блоками из финского морского гранита, который добывали под Выборгом. Облицовка в четыре ряда: из серого гранита — два верхних ряда, из розового — нижние ряды.

Биржа опоясана внешней колоннадой дорического ордера, что зрительно увеличивает её размеры, но при этом не утяжеляет визуальный облик. Центральный портик выделен треугольным фронтоном, к нему ведёт наружная мраморная лестница.

Двускатная крыша образует на торцовых фасадах фронтоны, на фоне которых помещены скульптуры:

  • на главном фасаде — композиция «Нептун в колеснице с фигурами рек Невы и Волхова по сторонам»;
  • на западном фасаде — «Навигация с Меркурием и рекой».

По проекту архитектора Тома де Томона и инженера Герарда был переделан мыс: к береговой линии досыпали грунт, а на нём устроили полукруглый выступ. Для выравнивания очертаний берега и создания пристани с глубоким фарватером были забиты в дно реки 10000 свай.

Перед Биржей в 1805—1810 годах Тома де Томон установил две ростральные колонны из меди по древнеримскому образцу. Их высота составила 31,71 м, чего не бывало в античном мире. Колонны должны были служить маяками для кораблей, а также олицетворять мощь и величие морского флота Российской империи. Колонны называются ростральными, потому что их украшают декоративные изображения носовых частей корабля — ростры (от латинского rostrum — «нос корабля»).

Все каменотёсные работы при сооружении архитектурного комплекса вела артель Самсона Суханова.

Санкт-Петербургский театр им. А. Миронова

На Петроградской стороне, на пересечении Большого и Каменноостровского проспектов находится так называемый «Дом с башнями», напоминающий замок. Появился он здесь в начале прошлого века, когда в рамках перепланировки города было снесено стоявшее тут женское училище.
Первоначально работами руководил инженер и архитектор К. Розенштейн, который хотя и выполнил проект, однако, в одиночку воплощать его не решился, поэтому подключил к процессу другого архитектора А. Белогруда. Тот предложил отталкиваться от идеи типичного английского замка, добавив к нему неоготические и неоренессансные элементы. В результате фасад был украшен необычными эркерами в виде башен, напоминающих шахматные ладьи, а также витражами и арками. Также в стене одной из башен установили циферблат со знаками зодиака.
До революции он был доходным, а потом был национализирован. Теперь в этом здании действует Антреприза им. Андрея Миронова. В 2000-м году здесь произошёл сильный пожар, но значительно пострадавшее здание восстановили и вновь открыли для публики.

Адрес: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 35/75.

Собственный доходный дом А. Бубыря

Это здание, расположенное на Стремянной улице, объединило рыб, ёжиков и В. Цоя. Архитектуру его можно определить как северный модерн.
Дом уместился на узеньком клочке земли, кому-то он кажется «живым», близким к творениям великого каталонца А. Гауди. Главным фасадом дома занимался архитектор Н. Васильев, который избегал чистых линий, поэтому окна приобрели неправильную форму, эркер смещён от центра, облицовка стен также неоднородная – где гранит, где керамическая плитка, а где и штукатурка.
Интересны скульптуры здания. Фасад украшен персонажами из русских народных сказок, а, кроме них, можно видеть птиц, рыб, земноводных, растительность, по этой причине в народе здание прозвали «домом с рыбами и ёжиками». Кроме них есть тут и фантастические существа, что является одним из признаков модерна.
А. Бубырь приобрёл уже готовое здание, хотя именно он и оставил ему своё имя. В 1980-е годы здесь работало кафе «Эльф», в котором собирались рок-музыканты, поэты и писатели, среди них был и Виктор Цой.

Адрес: Санкт-Петербург, Стремянная ул., 11.

Дом Зингера

Дом Зингера (позднее Дом книги) – не только известный питерский книжный магазин, но и архитектурный памятник в стиле модерн, построенный в начале прошлого века.
Компания Зингер просидела в этом здании всего около 10 лет, после чего в 1919 году её сменил книжный магазин, ставший одним из центров культурной жизни города. На верхних этажах в своё время располагался ряд издательств, поэтому книги здесь не только продавались, но и рождались.
Само здание создавалось по американским лекалам. Поскольку в центре города было запрещено строить высотные здания, поэтому «Зингер» решил подчеркнуть свой масштаб громадным стеклянным глобусом. Здесь особенно привлекают детали: скульптуры, богатая лепнина, огромные окна витрин. При внимательном взгляде можно заметить символы швейного дела – швейную машинку и веретено. От бога торговли Гермеса на фасаде здания остались крылатая шляпа и жезл с парой змей.
Не менее интересен и интерьер дома «Зингер»: венецианская штукатурка, мраморные лестницы, декоративные элементы с позолотой. Он больше похож не на магазин, а на музей.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский пр., 28.

Дом купцов Елисеевых

Это одно из красивейших зданий на Невском проспекте, в котором уживаются знаменитый магазин и театр.
Пётр Елисеев когда-то был крепостным графа Шереметьева, но в 1812 году получил от него вольную, после чего открыл своё дело. За последующий век дело выросло до торгового дома, возникшего в 1902 году. Елисеевы в тот период процветали, поэтому организовали торговое товарищество.
Здание проектировал Г. Барановский, который выбрал для него очень модный тогда стиль модерн

Роскошно оформленный фасад должен был подчеркнуть важность статуса товарищества. Здание получилось похожим на дворец, со скульптурами и витражами на фасаде, позолотой, растительными орнаментами и дорогой мебелью в интерьере

Прекрасно смотрятся скульптуры таких общественных ценностей, как наука, искусство и торговля. На втором этаже располагался театральный зал, в котором в разное время выступали различные театральные труппы, которые не прекращали деятельность даже во время блокады Ленинграда.
После 1929 года театральный зал был постоянно закреплён за театром комедии им. Н. Акимова.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский пр., 56.

Мариинский театр

Жители Петербурга любовно называют этот театр Мариинка, он стал символом культуры города. Его здание в классическом стиле было построено на месте сгоревшего театра-цирка в 1860-е годы.
В новом театре отказались от цирковых представлений, посвятив его только балету и опере. Назвали же его в честь императрицы Марии Фёдоровны. Здание строилось с учётом театральных потребностей: к главному корпусу пристроили дополнительные репетиционные помещения и мастерские, на куполе появилась башенка, расширена парадная лестница. Теперь мало что напоминает о цирковом прошлом Мариинки.
Особенно потрудились строители над интерьерами: стены выкрасили в цвет морской волны, им в тон бархат, огромные люстры, живописный плафон на потолке, скульптуры и лепнина и знаменитый занавес. Всё это великолепие и сегодня поражает впервые сюда пришедших зрителей. Относительно недавно в театре появилась вторая сцена, спроектированная французским архитектором, хотя главной по-прежнему считается сцена в историческом здании.

Адрес: Санкт-Петербург, Театральная пл., 1.

Здание бывшего Универмага Гвардейского экономического общества

Адрес: на углу Большой Конюшенной ул., 21-23 и Волынского пер., 3

ДЛТ. Фото: wikimedia.org

Один из самых знаменитых зданий в стиле северного модерна — Универмаг Гвардейского экономического общества. Сейчас многим известно это здание, как ДЛТ.

В разные годы с 1908 до 1913 над ним работало немало архитекторов, в числе которых был С.С. Кричинский, Б.Я. Боткин, И.Л. Балбашевский и другие

Здание ДЛТ известно тем, что, при его строительстве, особое внимание было уделено новаторским формам

Здесь полно открытых многоярусных пространств, светлых залов-атриумов с галереями. Отдельно стоит отметить, что этот универмаг стал первым отечественным гражданским зданием, для постройки которого использовали монолитный железобетон.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про курорты России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: