Нарвские триумфальные ворота
Сооружены в память Отечественной войны 1812 года на Нарвской пл. (ныне пл. Стачек) в 1827-34 гг.(арх. В. П. Стасов) взамен старых деревянных ворот (1814 г., арх. Дж. Кваренги, скульп. И. И. Теребенев), стоявших у городской заставы, ближе к Обводному каналу. Главные изменения состояли в увеличении размеров ссоружения, применении новых материалов — кирпичной осовы с облицовкой медью, в деталях — например, статуи римских воинов были заменены фигурами русских витязей.
Первые Нарвские ворота
Решены в виде однопролетной арки с 12 колоннами коринфского ордера, завершенной аттиком со скульптурной композицией колесницы Славы (скульп. П. К. Клодт — шестерка коней, С. С. Пименов — фигура Славы). У подножия арки четыре фигуры древнеруссских воинов (скульп. С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский). Над колоннами — 8 аллегорических фигур (скульп. М. Г. Крылов, Н. А. Токарев), в тимпанах — изображения летящих Слав (скульп. И. Леппе). В составе декоративного убранства — надписи с названиями мест сражений 1812-14 гг. и гвардейских полков, а также надписи, отразившие этапы сооружения ворот. Нарвские триумфальныеворота открыты 17 августа 1834 года в 21-ю годовщину битвы под Кульмом (1813 г.).
С возведением Нарвских ворот Перегофская дорога — преддверие Петербурга — приобрела новый блеск. В 1839 году И.И. Пушкарёв охарактеризовал её так: «…Въезд с Нарвского тракта вполне достоин русской столицы: длинная, довольно широкая аллея Петрегофской дороги, не уступающая аллее Елисейских полей в Париже и превосходящая изяществом Лондонскую New-Road, ведет вас в город. Прелестные загородные дачи с своми фантастическими жилищами украшают боковые аллеи, воздух освежается ароматной зеленью садов, и гдлаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются напоследок на Триумфальных воротах
Внимание ваше привлекают эти колоссальные рыцари, торжественная колесница, несущая богиню побед; стараетесь прочитать надписи и не чувствуете, как шлагбаум упал и вы очутились уже в самом городе…»
Упомянутый шлагбаум — атрибут перенесенной сюда городской Нарвской заставы. Для помещения караула рядом с воротами возвели кордегрдию — каменный одноэтажный павильон с лоджией. Она была разобрана при реконструкции площади в 1930-х гг.
1925 год
Реставрация ворот, начавшаяся в 1925 году, не была закончена до войны. Пострадавшие во время Великовой Отечественной войны Нарвские триумфальные ворота восстановлены в 1949-50 гг.(арх. Б. А. Розадеев, И. Н. Бенуа, скульп. А. Е. Громов). В 1978-80 гг.осуществлена их реставрация. Внутреннее 3-этажное помещение с 1987 года используется для размещения экспозиции по истории Отечественной войны 1812 года. Сейчас Нарвские Триумфальные ворота — филиал музея городской скульптуры.
Арки нового века: реставрация и реконструкции
Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Использованные источники
- Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
- Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
- Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
- Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2020. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.
Реставрация
Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.
В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:
- была заменена часть облицовки;
- произведена чистка оставленного облицовочного камня;
- восстановлен внешний вид металлических скульптурных элементов;
- отреставрирована конная скульптура с богиней Никой с демонтажем и последующим возвращением на место;
- железобетонные постаменты под скульптурами воинов заменены на гранитные;
- черные чугунные колонны стали графитового цвета, как того и хотел автор проекта.
В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.
Петр I — ворота в Европу
Традиция возводить триумфальные ворота относится ещё к римским временам: через арку в город вступал полководец-триумфатор и его войско, вернувшееся из дальнего похода. Во времена империи возводятся каменные арки, некоторые из которых сохранились по сей день.
Эти величественные сооружения прославляли гений того, кому они были посвящены будь то Тит, Траян, Адриан или Константин. Стремясь подражать античным образцам триумфальные ворота появляются и в европейских столицах, а после восшествия на престол царя Петра Алексеевича и в России.
Справедливости ради стоит сказать, что триумфальным воротами отчасти можно считать «Золотые ворота» в Киеве и Владимире, построенные при Ярославе Мудром и Андрее Боголюбском соответственно, однако при Петре I возникает совершенно новая традиция строительства многочисленных триумфальных арок для встречи победоносных войск царя на европейский и античный манер.
Великолепные деревянные ворота, украшенные резьбой и золотом, строятся в Москве после взятия Азова: царь с армией подобно античному принцепсу проходит через ворота. В 1705 году Доменико Трезини возводит триумфальные ворота в только что взятой Нарве, затем по просьбе царя повторяет их в Петербурге, а после переводит в камень — сейчас это Петровские ворота Петропавловской крепости.
После Полтавской баталии в Москве и Петербурге устанавливается сразу несколько триумфальных арок, для празднования Гангутской победы строится большая трёхпролётная арка на Троицкой площади и отдельная морская арка в устье Невы. Несмотря на такой размах строительства от петровских времён нам достались лишь одни «праздничные» ворота — каменные Петровские, в то время как остальные обветшали и со временем были разобраны.
Та же участь постигла арки анненского и елизаветинского времени, что десятки лет украшали Невский проспект, напоминая о победах над турками и шведами.
Вторыми каменными триумфальными воротами Петербурга стали Лифляндские или Екатерингофские ворота, находившиеся по любопытному совпадению на Нарвской дороге. Помимо прославления успехов русского государства при Екатерине Великой и в частности побед над турками во время войны 1768−1774 годов, ворота ещё и функционировали как въездные, так как в то время было принято решение оградить от проникновения в столицу разных нежелательных элементов, для чего начали рыть Обводный канал и насыпать вал рядом с ним.
Лифляндские ворота были самыми парадными, именно с них начинался путь императрицы в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт. Завершённые в 1784 году ворота простояли почти полвека и были разобраны лишь в конце 1820-х, что связано с историей ещё одних триумфальных ворот.
В лучах багряного заката
Поднимитесь сюда в вечернее время, чтобы застать часть дня, а затем стать свидетелями торжественного ухода великого светила, и вы сможете сделать невероятно красивые фото с Триумфальной арки. Солнце садится степенно, даже пафосно, окрашивая небо в пурпурные тона и проходя сквозь врата Ла-Дефанс, соединяя их золотыми лучами с аркой Наполеона.
Закат в Париже
На несколько мгновений солнечные лучи объединяют своды в одно целое, нанизывая их, и одновременно заливая улицу волшебным сиянием, которое множится, отражаясь от сотен тысяч окон. А если развернуться на 180 градусов, центральная улица увлечет вас к самому роскошному королевскому дворцу – Лувру, купающемуся в теплых красках уходящего дня.
Не пропустите момент, когда на Эйфелевой башне с наступлением сумерек зажигаются фонари. Этому моменту предшествует небольшое шоу с мигающими огнями, длящееся 3 минуты. Зимой представление начинается в 21:00, летом – в 22:00. Это трогательное и очень красивое зрелище, на которое обязательно стоит посмотреть.
Реставрационные работы
Еще во второй половине 19 века (с 1877 г.) начались реставрационные работы, связанные с заменой медных листов на железные из-за сильной коррозии. Через несколько лет сюда переехала часть городского архива, содержащая документы по истории Петербурга.
Затем, в 1920 годах, был начат длительный ремонт ворот, который продолжался до начала Великой Отечественной войны.
Следующая реставрация началась в 1949 г. по проекту архитектора И. Бенуа. За 3 года были заменены кровля, чугунные лестницы, созданы по оставшимся рисунками пострадавшие во время войны декоративные фрагменты статуй: сделан ремонт колесницы, части статуи Ники, лошадей, оружия).
Очередные работы в 1978-1980 гг. были проведены, в основном, на окружающей ворота территории: проложены новые подземные коммуникации и подземный переход, выложена камнем площадь вокруг ворот, построен гранитный поребрик.
Самая последняя реставрация была посвящена 300-летию города: были почищены и обновлены медные листы, обновлены и отреставрированы капители и колонны, внутренние лестницы, заменена крыша. Воротам придали их первоначальный цвет (ярко-зеленый).
Фото и описание
В Санкт-Петербурге находится много памятников, посвященных победам русской
армии. Особенно впечатляют Нарвские триумфальные ворота, которые были построены
в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Представляют собой памятник
архитектуры в стиле ампир. Находятся на площади Стачек неподалеку от станции
метро «Нарвская».
Первые ворота были построены из дерева и алебастра в конце июля 1814 года.
Идея принадлежит известному архитектору Джакомо Кваренги. И уже 30 июля через
них в торжественной обстановке прошли воины-победители, которые возвращались из
Европы. Ворота были установлены за Обводным каналом, в самом начале
Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву, и поэтому местное население
стало называть ворота Нарвскими.
Через 10 лет ворота сильно обветшали, и император Александр I издал указ о
возведении новых ворот из более прочного материала на берегу реки Таракановка
(позже была засыпана), немного южнее прежнего места. Проектом стал заниматься
архитектор Василий Петрович Стасов. В целом он сохранил замысел Кваренги и в
конце августа 1827 года, в годовщину Бородинской битвы, был заложен I камень.
Особенностью проекта новых Нарвских ворот было то, что конструкция была создана
из кирпича, обшиваемого медными листами. Из медных листов образована и
скульптурный ансамбль: шестерка коней (скульптор Пётр Карлович Клодт) и фигура
Славы (скульптор Степан Степанович Пименов).
Искусствоведами отмечено, что для скульптуры Нарвских ворот характерна
строгость и простота, здесь нет аллегорической усложнённости образов, которыми
отличаются монументально-декоративные произведения этого времени.
Новые ворота были открыты в середине августа 1834 года. Их высота составляет
23 метра, вместе со скульптурой Победы – свыше 30 метров, общая ширина – 28
метров.
В нишах между колоннами коринфского ордера можно увидеть 2 статуи
древнерусских витязей, выполненных по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Вся
скульптура изготовлена из кованой меди. В центре аттика, на обоих фасадах
имеется надпись золотыми буквами: «Победоносной Российской императорской
гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834». Ниже располагается та же
надпись на латинском языке.
Архитектор Стасов во внутренних помещениях ворот думал создать мемориальный
музей, в котором бы хранились подлинные вещи и документы, рассказывающие о войне
с армией Наполеона. Этим планам не суждено было сбыться. Внутреннее пространство
было использовано под казарму для солдат Нарвской заставы, контролировавших
въезд и выезд людей из города. Здесь служил гвардейский офицер и будущий
знаменитый художник-живописец Павел Андреевич Федотов.
Медь, эффектная на первых порах, уже через некоторое время после открытия в
ситуации петербургского климата подверглась коррозии. К концу XIX столетия
ворота отреставрировали, поменяв медные листы на железные, но это только усилило
коррозию.
9 января 1905 года Нарвские ворота стали очевидцами несчастного события в
истории России – Кровавого воскресенья. Здесь некоторые участники мирной
демонстрации были расстреляны. И по этой причине после октябрьских событий 1917
года, Нарвская площадь, в центре которой установлены ворота, станет называться
площадью Стачек.
В 1925 году была организована новая реставрация ворот, но ее прервала Великая
Отечественная война, во время которой они сильно пострадали от бомбежек и
артобстрелов. После войны ворота снова подвергались реставрации: в 1949-1951, в
1979-1980 и 2002-2003 годах.
Нарвские триумфальные ворота
Еще один важный памятник архитектуры – Невские триумфальные ворота, выполненные в стиле Ампир. Найти их можно на площади Стачек.
Проект был разработан Джакомо Кварнеги, выполнен из дерева и алебастра. Первая арка увидела свет в 1814 году. Ее открытие приурочили к победному возвращению русской армии после победы в войне 1812 года.
Конструкция арки, выполненная из дерева и алебастра, быстро ветшала. И по личному указу императора Николая І в 1827 году начали проводить реконструкционные работы. Перед архитектором В.П. Стасовым была поставлена задача полностью перестроить ворота, художниками-скульпторами выступали: И. Леппе, П. Клодт и другие.
Реконструкция была завершена в 1834 году, об этом есть соответствующая надпись на самих воротах. По случаю открытия новых ворот была выпущена бронзовая медаль. Принимала работу зодчих все императорское семейство.
В данный момент Невские триумфальные ворота – это один из филиалов известного Музея городской скульптуры. В самих воротах есть несколько помещений, в них работают залы Музея воинской славы. Он был учрежден в 1987 году решением Главного управления культуры города Ленинграда.
Интересные факты
В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.
Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.
Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).
Василий Стасов — архитектор-новатор
В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами.
Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.
За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.
Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства.
И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.
Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова.
На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.
Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода.
На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.
Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава».
А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы
Беспокойная судьба памятника
В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .
В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.
Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…
История постройки первых ворот
Русская армия, возвращавшаяся в 1814 г. после завершения войны и победы над французами, должна была с большой торжественностью войти в город. Специально для этого было принято решение о возведении Триумфальной арки. Однако из-за небольшого отрезка отведенного времени построить каменные ворота не успевали, и тогда были выстроены временные, изготовленные из дерева и алебастра.
Первый архитектор Нарвских триумфальных ворот Дж. Кваренги за 1 месяц поставил это сооружение. Наверху его разместили скульптурную композицию Славы с шестью лошадьми, выполненную по проекту талантливого скульптора И. Теребенева.
На стенах были написаны названия полков, участвующих в боях, и надпись-благодарность от русского народа, внизу стояли статуи римских легионеров — так выглядела тогда первая Триумфальная арка. Нарвские ворота название получили за расположение: на дороге за Нарвской заставой.
Для торжественного мероприятия были возведены деревянные трибуны, где сидели и стояли зрители, а музыканты и оркестр располагались в амфитеатре. Специальные галереи были выстроены для царской семьи Александра I и знатных представителей и гостей столицы.
Через эту арку прошли в торжественном параде все перечисленные на памятнике гвардейские полки: Преображенский, Семеновский, Егерский и другие. Расположившиеся на трибунах император и простой народ под звуки военного оркестра чествовали победителей.
После окончания торжеств петербуржцы полюбили этот монументальный памятник, который стал достопримечательностью города. Внешний вид первых Нарвских ворот в те годы запечатлен на литографии К. Беггрова, который отобразил повседневные сценки из жизни того времени.
Спустя 10 лет постаревшие деревянные ворота стали приходить в негодность, возникла угроза обрушения, и их было решено разобрать.
Музей
В 1987 году внутри Триумфальной арки открылся музей. Он расположен на верхнем этаже сооружения, попасть в который можно по двум узким винтовым лестницам. В экспозиции представлены фотографии разных лет, в том числе рассказывающие о трагических событиях Второй Мировой войны, атрибутика освободительных походов 1812-1814 годов. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, объединенные единственной темой – Петербург в военные годы. Также экспонируются скульптуры, предметы прикладного и изобразительного искусства.
В музее постоянно открыта выставка художника Андрея Ромасюкова «Пыль времени». Свои работы автор посвятил различным событиям, происходящим в первой четверти XX века, главным образом во время Первой мировой войны. Всего в экспозиции представлено около 15 картин. Здесь же посетителям предлагают приобрести брошюрки об истории строительства объекта, а также о героических подвигах российских солдат. Касса в музей расположена внизу у входа.
- Стоимость билета — 100 руб., для льготной категории — 60 руб.
- Открыт с 11:00 до 17:00.
- Нерабочие дни: понедельник, вторник и последняя пятница месяца
Амурские ворота в Иркутске
Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.
Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org