Аничков мост. XX век и наше время
Реконструкция Аничкова моста, 1906-1908 гг.
При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.
Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.
После реконструкции переправы на ней появилась табличка «Аничкин мост». Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.
Предложения по «улучшению» Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.
В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.
Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось:
«1) Снять четыре скульптурные группы с Аничкова моста и закопать в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой.
2) Поручить производство работ управлению «Дормост» с привлечением специалистов по бронзе, по рекомендации отдела охраны памятников…»
Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.
После укрытия скульптур в саду Дворца пионеров на освободившихся постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму «Лентрублит». Конные статуи были возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года. Ленинградский поэт Николай Браун писал:
Скульптура Аничкова моста
Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня…
Но мышцы юношей могучих
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня.
В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. Очередной капитальный ремонт Аничкова моста был проведён в 2008 году.
Длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — 37,9 метров.
История
Прачечный мост — один из первых каменных мостов Санкт-Петербурга. Его проектирование и строительство велось в 1760-е годы в рамках создания гранитной Дворцовой набережной.
Проект набережной разработал в 1762 году инженер С.А. Волков. Затем была создана специальная «Контора строения в Санкт-Петербурге по Неве-реке каменного берега», которая назначила производителем работ по строительству набережной архитектора И.Л. Росси. Представленные Росси конструктивные чертежи и сметы делались по образцу уже построенного в 1762 году участка гранитной набережной у Зимнего дворца.
Мосту через реку Фонтанку первоначально планировалось «быть каменному только с берегов, а в средине деревянному подъемному». Однако в 1767 году в проект были внесены корректировки, и решено было соорудить неразводную каменную переправу.
Мост строился в 1766–1769 годах по проекту Игнатия Росси и «квадраторного дел мастера» Тимофея Ивановича Насонова. Это выдающийся памятник русской мостостроительной архитектуры 3-й четверти XVIII века. В нем отразились черты уходящего стиля барокко и раннего русского классицизма. Мост мягко сочетается с массивной гранитной стенкой, составляя единое целое с Дворцовой набережной.
Свое название мост получил по дворцовым прачечным, расположенным на левом берегу реки Фонтанки, у Сергиевской улицы (ныне ул. Чайковского).
Разводные мосты Санкт-Петербурга
Но самой важной изюминкой в архитектурном деликатесе считается разводной мост. Разводится такой мост во время белых ночей, и считается лучшим зрелищем, который запоминается на всю жизнь
Изначально все мосты в городе были деревянными и простыми, и со временем они приобрели, вид каменных опор на которых возвели ажурные решетки и чугунные арки. Всего в городе разводных мостов насчитывается около 21 вида, а самые известные считаются Литейный, Троицкий и Дворцовый.
Дворцовый мост построен с центральным двукрылым разводным пролетом и считается пятипролетным чугунным мостом. Он соединяет Адмиралтейский остров с Большой Невой, ширина которого достигает 27,8 м, а длина 260,1 м. Вид Дворцового моста на фоне Петропавловской крепости считается одним из известных символов в городе и с помощью разводного механизма может поднять вверх около 700 тонн центральные пролеты. Разработал проект этого моста известный инженер А. Пшеницкий, а само строительство началось в 1912 году, и закончен проект был в 1916 году. В 1939 году на мосту появились чугунные решетки и некоторые элементы декора такие как: фонарные столбы были украшены орлами. Все что планировал сделать Пшеницкий, всегда исполнялось. За весь период существования моста реконструкции проводились два раза. Но на сегодняшний день мост отработал свои ресурсы и ему опять нужна реконструкция.
Самым длинным мостом на Неве считается Троицкий мост, его длина составляет около 580 м. его соединение находится на Суворовской площади и переходит на Петроградскую сторону. Его соорудили в 1903 году, и был реконструирован известными профессиональными российскими инженерами. Первоначально был проложен наплавной мост, который также назывался Троицкий и простоял он около семидесяти лет. Когда Санкт – Петербург отмечал свое двухсотлетие состоялось открытие постоянного моста, на открытии присутствовал президент Франции Феликс Фор и Николай II. Лично Николай II запустил кнопку механизма, которая разводит мост. Со временем на мосту появились различные украшения такие как: пять видов арки, ажурная конструкция. Разведением моста проводится только с одного пролета, который находится на левом берегу. Несколько раз мосту меняли название, его называли сначала Кировский, а затем стал Троицкий.
В 2002 году на мосту была проведена реконструкция, и заменили проезжую часть, восстановили архитектурную часть, сделали ремонт металлоконструкциям, восстановили гранитную облицовку, полностью его покрасили, заменили механизмы и проделали модернизацию, правобережный железобетонный пролет заменили на металлический и уложили литой асфальтобетон, а также вернули обратно мосту его символы самодержавия. Вернули короны и двуглавых орлов.
В 1879 году в городе построили Литейный разводной мост, который соединяет Выборгскую сторону и Литейный проспект. В давние времена с левой стороны Невы находился Пушечный литейный двор, который со времен и дал название для моста и его проспекту. Разведение моста проходит в считанные секунды с помощью современных подъемников и очень интересным методом. Судоходный фарватер проходит к левому побережью и на реке создается поворот, следовательно, на мосту начинает подниматься один из пролетов, который расположен на Литейном проспекте. Это первый в городе мост, на котором установили электрические фонари, а на чугунных решетках можно рассмотреть русалок, в руках у которых находится герб Петербурга, и украшают они барельефы.
Такие разновидности мостов считаются удивительным зрелищем для приезжих гостей. Но изначально во времена правления Петром I местным жителям нужно было переплывать воду на лодках или на паромах для того, что местные жители смогли передвигаться самостоятельно по воде в случае разрушения моста.
Ведь мосты возводили только в редкостных случаях, в основном тогда, когда нужно было перевезти важный груз. И первым мостом был построен Петровский. Он был сооружен из дерева и перекинули его через Безымянный Ерик. Со временем в строительстве мостов стали применять камень и до сегодняшнего дня такие мосты считаются лучшими украшениями города. В 1840 году в городе возвели около двенадцати видов мостов, которые были построены из чугуна. Первый мост, который перекинули через Неву, был Благовещенский и стал он вершиной мостостроительного искусства.
Рaзвoдят мoсты в периoд нaвигaции – с кoнцa aпреля дo середины нoября.
Егерский мост
Обучение пеших егерей, которые в бою должны были стрелять главным образом по неприятельским офицерам, впервые в русской армии введено полководцем А.П.Румянцевым. Позднее стали создаваться целые команды. Осенью 1796 года из егерских рот Семеновского, Измайловского и Преображенского полков был сформирован батальон, реорганизованный в мае 1806 года в лейб-гвардии Егерский полк.
Егерский мост, построенный через Новый (позднее Введенский, а ныне Витебский) канал по набережной Обводного канала, своим названием напоминает нам, что недалеко от этого места в старое время находились казармы лейб-гвардии Егерского полка.
Древние плотины-мосты в московском Царицыне
1 / 6
Восточный фасад Цареборисовской плотины. Начало XIX векаГосударственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева
2 / 6
Профиль Цареборисовской плотины. Чертеж начала XIX векаГосударственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева
3 / 6
Профиль Цареборисовской плотины: «Как должно оную исправить». Чертеж начала XIX векаГосударственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева
4 / 6
Общий вид Борисовской плотины «Архнадзор»
5 / 6
Участки первоначальной годуновской кладки «Архнадзор»
6 / 6
Реставрация нижних блоков подпорных стен «Архнадзор»
Самое древнее гидротехническое сооружение, уникальное не только для России, но и для Европы, — Борисовская плотина в московском Царицыне (улица Городянка, немногим севернее церкви). В 1600 году она была выстроена из белого камня и кирпича на реке Городне по указу царя Бориса Годунова в одноименном подмосковном имении Борисово. Плотина позволила организовать просторный Цареборисовский пруд рядом с деревянным дворцом и обеспечить водой мельницу. Одновременно она выполняла функцию переправы. Выстроенное с небывалым для своего времени размахом сооружение было обновлено в XVIII веке под надзором архитектора Карла Бланка, им же неподалеку выстроены действующие до сих пор Царицынская и Шипиловская плотины-мосты. А вот Борисовская плотина забыта и заброшена.
В 2006 году частично засыпанный и забетонированный памятник впервые исследовали: были найдены участки первоначальной годуновской кладки, свайные укрепления берегов екатерининского времени, фундамент мельницы. Началась вычинка нижних блоков подпорных стен и контрфорсов, но затем финансирование прекратилось. Заросшая кустами и замалеванная граффити плотина продолжает разрушаться.
Демидов мост
Демидов мост перекинут через канал Грибоедова по переулку Гривцова. Однопролетный, на каменных опорах, он построен в 1834-1835 годах по проекту инженера Е.А.Адама. Этот мост еще назывался Банковским, так как вблизи него находился Заемный банк.
Название Демидов мост получил от усадьбы богатых горнозаводчиков Демидовых, владевших в XVIII веке обширным участком на углу набережной Мойки и Демидова переулка. Демидов переулок носит сейчас другое имя. Он переименован в память об Александре Ивановиче Гривцове — Герое Советского Союза, красноармейце-шофере, погибшем на Ленинградском фронте под Нарвой.
Пантелеймоновский мост
Второй по красоте мост на Фонтанке. Мост, которым мы любуемся сейчас, был введен в эксплуатацию в 1908 году, только без ограждений (они были деревянными). Вокруг них возникло много эстетических споров, и только через год был осуществлен проект Л. А. Ильина, в котором были использованы мотивы решеток Летнего сада, Первого и Второго Инженерных мостов.
Именно поэтому мост образовал органичный ансамбль с окружающими архитектурными формами. Настоящим украшением моста стали изящные литые конструкции фонарей.
Перпендикуляром к Пантелемоновскому построен Первый инженерный мост, здесь — поворот с Фонтанки и прямо в Мойку, к Чижику-пыжику.
Оба моста соединяют летний сад с противоположными берегами Фонтанки и Мойки соответственно.
График разводки мостов Санкт-Петербурга
Ежегодно, с апреля по ноябрь, разводные мосты обеспечивают навигацию по реке Неве, создавая необходимые условия для судоходства. Разводка мостов Санкт-Петербурга и их наведение в соответствии с графиком — приоритетное направление работы СПб ГБУ «Мостотрест».
В Санкт-Петербурге насчитывается 18 разводных мостов — тех, у которых сохранились в рабочем состоянии разводные механизмы. Из них в период навигации регулярно разводятся 12 переправ:
- Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский — через реку Неву;
- Благовещенский и Дворцовый мосты — через Большую Неву, соединяющие Центральную часть города и Васильевский остров;;
- Биржевой и Тучков мосты — через Малую Неву, которые соединяют Петроградскую сторону с Васильевским островом;
- Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты — через Большую Невку.
Развод мостов через Большую Неву, Малую Неву и Неву производится в соответствии с утвержденным графиком. В том числе Благовещенский, Дворцовый, Биржевой, Тучков и Володарский мосты обычно разводятся и наводятся дважды за ночь.
Три моста через Большую Невку разводят по предварительным заявкам, которые необходимо подавать за двое суток.
Разводные мосты Петербурга различаются по конструкциям — у каждой переправы есть свои особенности.
Разводные пролеты невских переправ могут быть однокрылыми, как у Троицкого, Литейного, Володарского, Гренадерского и Кантемировского мостов, или двукрылыми — как у остальных. Но все они относятся к раскрывающейся системе: в разведенном положении крылья подняты вверх.
Однако так было не всегда — еще полвека назад Литейный и Кировский (ныне Троицкий) мосты имели поворотную систему разводных пролетов: пропуская суда, крылья раздвигались в горизонтальной плоскости. Это значительно ограничивало судоходные габариты, поэтому в 1965–1967 годах переправы были реконструированы.
Уникальная откатно-раскрывающаяся система разводного пролета — у Биржевого моста. В начале разводки мост раскрывается на 15 сантиметров, крылья откатываются друг от друга, центр тяжести крыла изменяется, и это значительно облегчает разводку. Такая конструкция не имеет аналогов в мире. Есть своя особенность и у Гренадерского моста: он разводится в три этапа с короткими остановками.
Большинство мостов Петербурга разводятся посредством новейших гидравлических систем. Исключение составляют Биржевой и Сампсониевский мосты, чья разводка осуществляется с помощью электромеханического привода. На некоторых мостах — например, на Дворцовом или Сампсониевском — сохранилась также уникальная возможность ручной разводки.
Современная гидравлика позволяет полностью развести мост за 2–5 минут, за такое же время мост наводится.
Во время навигации под крыльями невских мостов за ночь могут проходить до 50 судов. Разводку мостов Петербурга и их наведение обеспечивают высококвалифицированные бригады механиков СПб ГБУ «Мостотрест». Зимой, между навигациями, специалисты «Мостотреста» выполняют плановый ремонт и отладку всех механизмов и систем, что позволяет быть уверенными в надежной и бесперебойной работе разводных мостов через Неву и ее рукава.
Развод мостов осуществляется точно по расписанию. А вот навести переправу могут и раньше графика, когда пройдут все суда. В ряде случаев может быть отменена и вторая разводка.
Для удобства наземного транспорта и пешеходов СПб ГБУ «Мостотрест» разработало уникальную онлайн-систему оповещения, которая позволяет узнать в режиме реального времени, открыт мост или закрыт прямо сейчас, чтобы построить оптимальный маршрут по городу. Эта информация, как и самый точный график разводки мостов на текущий сезон навигации, доступны на сайте СПБ ГБУ «Мостотрест» и в мобильном приложении «Мосты Петербурга».
Миссия моста — соединять, даже когда он разведен!
Парящие над Невой
Мосты через Неву появились в последнюю очередь, и это была очень непростая инженерная задача. Во- первых, Нева — «особа» своенравная: глубоководная, с быстрым течением. Во-вторых, нельзя «закрыть» Неву для прохода судов. А навигация начинается уже к середине апреля. Конечно, сообщение между правым и левым берегом существовало: летом — на лодках, зимой — по льду. Первый, Исаакиевский мост (да и то наплавной), возвели уже после смерти Петра, в 1727 году.
Первый постоянный мост — Благовещенский (1850 г.), еще ранее называли Николаевским, а в советское время — мостом Лейтенанта Шмидта. Он имел семь пролетов, перекрытых чугунными арочными пролетами, и был разводным: пролет у правого берега был оборудован двумя поворотными механизмами. Не все знают, что раньше мост разводился не вверх, а в горизонтальной плоскости — разводная часть была поворотной. В 1936-38 гг. мост реконструировали: чугунные арки заменили трехпролетными стальными конструкциями, а разводной двухкрылый пролет устроили посредине моста.
Второй постоянный мост к Литейный, открытый в 1879 году. А к 200-летнему юбилею Петербурга соорудили Троицкий — самый длинный из невских мостов (582 м), который строили по проекту французской фирмы «Батиньоль».
В 1908-11 гг. построили Большеохтинский мост, особенностью которого стала «езда по низу», под громадными арочными фермами. Это было новое слово в мостостроении. В 1912-16 гг. возвели Дворцовый мост. А следующий мост через Неву появился только 50 лет спустя, в 1965 г. — мост Александра Невского, соединивший Невский проспект с Заневским.
Характеристики моста
Троицкий мост соединяет Марсово поле в Центральном районе с Троицкой площадью на Петроградской стороне. Это 10-пролетное сооружение раскрывающейся системы с однокрылым разводным пролетом у левого берега. Постоянные пролетные строения представляют собой сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм. Размеры пролетов (слева направо, м): 11,4 + 43,2 + 53,3 + 76,4 + 96,4 + 76,4 + 53,3 + 22 + 20 + 18.
Разводной пролет металлический цельносварной с неподвижной осью вращения и жестко закрепленным противовесом. Отверстие разводного пролёта — 43 метра в свету. Разводка производится с помощью гидравлической системы.
Левобережный постоянный пролёт перекрыт сталежелезобетонным пролетным строением. Правый берег соединен с металлической частью моста трехпролетной каменной аркадой длиной 89,9 метра. Аркада, построенная по проекту Г.Г. Кривошеина, представляет собой бесшарнирные каменные своды на свайном основании с тремя отверстиями, облицованные гранитом.
На постоянных пролетах установлено чугунное перильное ограждение художественного литья, на разводном пролёте — металлические решетки.
Мост украшают гранитные обелиски, украшенные двуглавыми орлами и бронзовыми рострами — носовыми фигурами кораблей. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита, обелиски — из красного полированного гранита.
Для освещения на мосту установлено 16 больших канделябров с тремя плафонами и 24 малых канделябра с одним плафоном.
Грaфик рaзвoдa мoстoв Петербургa
Лaдoжский мoст: в рaбoчие дни 1-я рaзвoдкa 10.00 — 11.00, 2-я рaзвoдкa 15.00 — 15.40; пoнедельник — первoй рaзвoдки нет, пятницa — втoрoй рaзвoдки нет, в выхoдные дни рaзвoдки нет.Кузьминский мoст: с пoнедельникa пo пятницу с 13.30 дo 14.30 (пo предвaрительнoй зaявке);Вoлoдaрский мoст: с 2.00 дo 3.45, с 4.15 дo 5.45.Невa Финляндский мoст с 2.20 дo 5.30; Алексaндрa Невскoгo мoст с 2.20 дo 5.10; Бoльшеoхтинский мoст с 2.00 дo 5.00; Литейный мoст с 1.40 дo 4.45; Трoицкий мoст с 1.35 дo 4.50; Двoрцoвый мoст с 1.05 дo 4.55.Бoльшaя Невa Блaгoвещенский мoст с 1.25 дo 2.45, с 3.10 дo 5.00; Биржевoй мoст с 2.00 дo 4.55.Мaлaя Невa Тучкoв мoст с 2.00 дo 2.55 и с 3.35 дo 4.55; Сaмпсoниевский мoст (пo предвaрительнoй зaявке) с 1.30 дo 4.30.Бoльшaя Невкa Гренaдерский мoст (пo предвaрительнoй зaявке) с 1.30 дo 4.30; Кaнтемирoвский мoст (пo предвaрительнoй зaявке) с 1.30 дo 4.30.Рaзведение мoстoв в Сaнкт-Петербурге не прoизвoдится:
- при темперaтуре вoздухa бoлее +25 грaдусoв C;
- при скoрoсти ветрa бoлее 15 м в секунду;
- пo oкoнчaнии нaвигaции.
История и происхождение названия
Каменный мост, пересекающий канал Грибоедова, был возведен в период с 1766-го по 1776-й годы. Над проектом работали архитекторы В. И. Назимов и И. Н. Борисов. Авторство заслуженно приписывается Назимову, как главному инженеру.
Новый мост появился взамен старого деревянного, существовавшего в 1739 года. В то время улица Гороховая называлась Средней першпективой и сооружение официально именовалось Средним мостом.
Позднее, в 1769-м, конструкцию пытались переименовать в Екатерининский мост в честь императрицы Екатерины II и Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова). Но затея не увенчалась успехом, в народе название не прижилось.
Почему же мост стали называть Каменным? Самая популярная версия гласит, что Каменный мост стал первым мостом Санкт-Петербурга, полностью выполненным из камня. Хотя официально этот статус принадлежит Эрмитажному мосту, построенному ранее.
С.Васильев
Любителям истории Каменный мост в Санкт-Петербурге известен в связи с несостоявшимся покушением на императора Александра II летом 1880 года. Трое членов общества «Народная воля» заложили под достопримечательностью 7 пудов динамита. Их планировали взорвать когда экипаж правителя будет проезжать по мосту. Террористический акт не удался — народовольцы сомневались в точности расчетов и в день акции один из заговорщиков опоздал на встречу — взрыв отменили, а бомба осталась лежать в воде канала до весны 1881-го. Ее подняли со дна в ходе судебного процесса над членами организации.