Откуда произошло название «Поцелуев мост»?
Поцелуев мост
Самое главное заблуждение, это происхождение названия моста. Мост был назван так отнюдь не из-за обилия целовавшихся. Название мост получил по фамилии купца Поцелуева, владельца находившегося поблизости питейного заведения «Поцелуй». С 1738 году здесь существовал деревянный пешеходный подъемный мост, раскрашенный в разные цвета, и получивший название Цветной. В 1768 году мост перестроили для транспортного проезда. При этом он стал 3-пролетным с каменными опорами.
В 1816 году на этом месте был построен чугунный, однопролетный, арочный мост по проекту инженера и архитектора В. И. Гесте. Металлические конструкции моста изготавливались на уральских заводах Н. Н. Демидова. При въездах на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями.
Мифы и поверья наших дней
Сегодня самые популярные интерпретации их выглядят таким образом:
Пара молодоженов обязательно должна построить свою прогулку через Поцелуев мост. Ступив на мост ногой или заехав на машине новобрачные должны начать целоваться. В идеале поцелуй должен быть один и закончиться на другой стороне моста
Тогда и брак будет крепким и нерушимым.
Расставаясь с человеком, возвращение которого очень важно для провожающего, обязательно нужно поцеловать его на этом мосту. Тогда через все преграды человек непременно вернется.
Еще одна свадебная традиция говорит о том, что единственный неразводной мост Санкт-Петербурга символизирует крепость отношений, поэтому влюбленные должны не только поцеловаться на мосту, но и оставить о себе знак – замок с инициалами на перилах.
Традицию с замками категорически не поддерживают городские власти и многие жители города и даже предлагают ввести штраф. Ежедневно мост «обогащается» десятком новых замков. Это служит дополнительным грузом на мостовые опоры и способствует их разрушению, портит вид самого моста, облущивая краску и мешая рассмотреть декоративные элементы забора.
Поцелуев Мост — история и мифы
Мост появился в начале XIX века между 2-м Адмиралтейским и Казанским островами. Изначально на этом месте была обычная переправа через Мойку. Затем, в начале XVIII века здесь был построен подъёмный деревянный мост, который назывался Цветным, потому что его, ввиду материала, необходимо было красить, и он постоянно менял свой цвет. В 1768 году появился однопролётный мост на каменных основах для гужевого проезда.
С 1816 года на описываемом месте находится однопролётный арочный мост из чугуна, сооружённый в 1808-1816 годах под руководством инженера В.И. Гесте. Мост не разводиться.
Как ни странно, история названия моста не соответствует первому и, казалось бы, наиболее логичному, предположению – «мост, где много целуются».
На левом берегу Мойки, на углу современной улицы Глинки, в 1788 году находился питейный дом «Поцелуй», владельцем которого был третьей гильдии купец Никифор Васильевич по фамилии Поцелуев. По известному мнению именно от названия заведения, а точнее, от фамилии его владельца и происходит название моста.
Другая историческая версия предполагает происхождение названия Поцелуева Моста от названия должности владельцев трактира. Их называли тогда целовальниками, так как эти люди крест целовали, подтверждая, что будут строжайше соблюдать правила своего заведения.
При въездах на мост раньше были установлены 4 фонаря на гранитных обелисках. Металлические конструкции моста изготавливались на знаменитых заводах Демидова на Урале. Перила моста – чугунная фигурная решетка – бала изготовлена на Петербургском чугунолитейном заводе.
В 1907-1908 годах мост был реконструирован для проезда общественного транспорта, затем практически сто лет – с 1909 до 2006 года – по мосту курсировал трамвай. В 1952 году под руководством архитектора А.Л. Ротача была проведена реконструкция для воссоздания его исторического облика.
К сожалению, за время реконструкций моста обелиски для фонарей из гранита были утрачены. Но украшения в виде светильников были позже восстановлены по подобию Красного Моста.
Но… как бы за правду не боролись, а Поцелуев Мост – это, хотим мы того или нет – мост для поцелуев. Ведь любой повод для приятностей – это приятный повод, которым с удовольствием пользуются все и каждый.
Watch this video on YouTube
Характеристики моста
Поцелуев мост перекинут через реку Мойку в створе улицы Глинки и улицы Труда, он соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это однопролетная металлическая конструкция длиной 35,8 метров и шириной 23,5 метра. Пролетное строение выполнено в виде стальной двухшарнирной арки. Устои моста — массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перила моста повторяют рисунок ограждения реки Мойки. На устоях моста расположены 4 гранитных обелиска.
Памятник чугунного мостостроения начала XIX века, Поцелуев мост сохранил свой архитектурный облик с 1816 года почти неизменным.
Легенды
С данным сооружением связаны некоторые петербургские легенды и приметы:
- Когда речь заходит о ширине синего моста, часто упоминается цифра 99,9 метров. Она появляется даже в учебниках истории, хотя реальные размеры составляют 97,3 метра. Откуда взялась эта загадочная цифра — неизвестно. Возможно, кто-то хотел придать мосту большую символичность, чем есть на самом деле.
- Бытует мнение, что два императора отвернулись от моста. Монумент Николаю I и Медный всадник действительно «смотрят» в другую сторону.
- Считается, что если, стоя на Синем мосту, загадать желание о здоровье или даже попросить молодость, оно сбудется.
Современное волшебство на Поцелуевом Мосту
Если расстаёшься с человеком, с которым опять непременно хочешь встретиться – обязательно затащи его на Мост поцелуев и поцелуй. Тогда он обязательно вернётся.
Чем дольше целуются влюблённые на Мосту Поцелуев, а ещё лучше – под ним – тем дольше они будут счастливы.
Молодожёнам стоит вдохнуть поглубже – ибо в свой первый брачный день надо пройти по мосту, целуясь. Буквально это означает – начните целоваться при первом шаге на мост и закончите с последним.
А вот в известной песне 50-х годов прошлого века «Ленинградские мосты» (музыка М. Табачникова, слова Л. Давидович, В. Драгунского) говориться, а точнее поётся, что виной такой связи, обеспечиваемой поцелуями на этом мосту, является то, что, в противоположность другим мостам, Поцелуев Мост в Питере не разводится. А значит и влюблённых, которые верят в его магическую силу, проходят по нему, взявшись за руки, с надеждой смотря в будущее, ну никак уже не разделишь и не разведёшь.
Так что, как говориться «целуйтесь, господа». Разве для этого нужен повод?
Станция метро – Садовая (около 1,3 км – около 15 минут пешком).
Автобусы 2, 3, 22, 27, 50, 100; маршрутки К-1, К-2, К-62, К-124, К-186, К-350 до остановки Театральная Площадь. Оттуда прогуляйтесь около 100 метром в направлении Набережной реки Мойки. Транспорт до остановки Площадь Труда.
Ближайшие достопримечательности: остров Новая Голландия, Мариинский театр, Дворец и сад Юсуповых, Морской Музей, Никольский Сад, Исаакиевский собор.
Это интересно: История почтового ящика
Поцелуев мост
Этот мост с интригующим названием соединяет два острова Казанский и 2-й Адмиралтейский. И свое легендарное название носит ни от того, что здесь любили целоваться влюбленные, а от фамилии купца Поцелуева, хозяина популярного питейного заведения «Поцелуй».
Однако дыма без огня не бывает… В народе издавна ходило поверье, что если при расставании поцеловать человека этом мосту, то он обязательно вернется. А ежели здесь поцелуются влюбленные, то они непременно будут счастливы, причем, чем длительнее будет поцелуй, тем долговечнее будет и их счастье. Уникальность этого моста и в том, что он считается памятником начала чугунного мостостроения.
Дополнительная информация
Поцелуев мост — одно из знаковых мест Санкт-Петербурга, которое обросло легендами из-за своего названия. Говорили, что в XVIII веке, когда граница города доходила только до реки Мойки, мост служил местом прощаний и встреч. Здесь прощались со своими возлюбленными все, кому приходилось уезжать из города. Считалось, что назван Поцелуевым оттого, что ведёт к воротам Гвардейского Флотского экипажа и здесь моряки прощались со своими подругами.
Кроме того, бытовала версия, что здесь арестанты прощались с родными (недалеко находилась тюрьма), отсюда и множество поцелуев. Также сохранилось предание, что в старину Поцелуев мост служил местом для свиданий молодых влюблённых, по каким-то причинам вынужденных скрывать свои чувства.
Существует старинный обычай целоваться с проезжающими и проходящими через мост всякий раз, независимо от степени близости и родства. В наше время Поцелуев мост — одно из популярных мест у молодоженов.
Окружающий ансамбль Аничкова моста
Аничков мост является одним из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта.
Изначально на месте дома (1720-е годы) находилась деревянная гауптвахта, охраняющая разводной Аничков мост — в то время здесь проходила граница города.
Трёхэтажный каменный дом с классическим фасадом был построен на данном участке в 1799-1806 годах для купца П.И. Шарова.
В 1877-1878 годах новый домовладелец П.И. Лихачёв перестроил дом по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова, в результате чего дом стал пятиэтажным и предназначенным для сдачи внаём меблированных комнат. После перестройки здание приобрело современный эклектичный вид.
В архитектуре фасадов дома присутствуют: рустика, лопатки и пилястры, разнообразные наличники, пышный фриз и множество лепных деталей, а также эркеры, балконы и шатровые крыши.
Сегодня в доме находятся коммерческие помещения, салон-магазин «Книжная лавка писателей», открывшийся в доме ещё в 1934 году и жилые помещения.
Дворец был воздвигнут, начиная с 1741 года по указу императрицы Елизаветы Петровны.
За время истории, в результате переделок и реставраций, облик дворца менялся, он становился более строгим, и, в конечном итоге, стал представлять собой ансамбль, стиль которого сложился под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей и аристократических владельцев. Так, в разное время Аничков дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи и выступал в качестве подарков.
Сегодня дворец представляет собой комплекс строений с прилегающим садом с павильонами.
В стенах дворца находятся: театрально-концертный комплекс «Карнавал», Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, библиотека и Аничков лицей.
Для всех желающих во дворце проводят обзорные экскурсии. Также проходят концерты, вечера и праздники. Подробнее об Аничковом дворце и саде…
Первые каменные постройки на этом месте появились во второй половине 18 века. В начале 19 века на месте нынешнего участка находилось два четырёхэтажных здания.
С 1820-х годов здание перешло к купцу Ф.И. Лопатину, при котором в 1839-1840 годах, по проекту архитектора Василия Егоровича Моргана, был пристроен четырёхэтажный корпус по набережной Фонтанки. После возведения здание стало одним из самых больших доходных домов в столице — в неё сдавали в наём квартиры.
После здание меняло хозяев. В 19 веке в доме проживали известные литераторы того времени, что и дало зданию второе название — «Литературный дом».
Во время Великой Отечественной войны часть здания была разрушена. После реконструирована.
В 2011 году, из-за аварийности, здание было снесено, а затем (2015 год) воссоздано с добавлением одного этажа и повторением советского фасада середины 20 века.
Сегодня в здании находятся коммерческие помещения и располагаются организации.
— с юго-восточной стороны моста, на углу Невского проспекта 41 и набережной реки Фонтанки 42, находится одно из самых прекрасных зданий на Невском проспекте — дворец Белосельских-Белозерских — бывший особняк и памятник архитектуры в стиле нового барокко.
Дворец был построен в 1847-1848 годах по заказу князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского.
С 1884 года дворцом владел великий князь Сергей Александрович — младший брат Александра III. Отсюда и второе название дворца — «Сергиевский».
В последующем дворец менял хозяев и его интерьеры изменялись.
Сегодня дворец Белосельских-Белозерских привлекает внимание ярким цветом, колоннами с капителями, архитектурными украшениями оконных проемов и большими фигурами на уровне первого этажа. Дворец является местом культуры — в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии
Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…
Дворец является местом культуры — в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии. Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…
Описание
Вантовый мост соединяет проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную, он расположен в среднем течении Невы, на границе Невского района и Всеволжского района Ленинградской области. Его особенностью является то, что он является навесным, единственным неразводным мостом через Неву и движение по нему осуществляется круглосуточно по восьми полосам.
Высота пилонов, установленных на берегах Невы, составляет 126 метров. Каждый из пилонов имеет 14 пар вант (тросов), поддерживающих проезжую часть.
Для справки: вант представляет собой пучок стальных тросов, так называемых стрендов, завернутые в пластиковую трубу. Число стрендов в каждом ванте варьируется от 13 штук — в самом ближнем к пилону до 91 единиц — в самом дальнем.
Зеленый мост
Самый первый чугунный мост был построен по проекту архитектора В. Гесте в 1806 году на пересечении реки Мойки и Невского проспекта. Его называют Зеленым. Почти все, кто бывал в Санкт-Петербурге, хоть раз да проходили по этому мосту. Он находится на Невском проспекте наполовину пути от Казанского собора к Дворцовой площади.
У этого моста через Мойку есть и второе историческое название «Полицейский мост», в 1768 году поблизости располагалось управление городской полиции и лишь в 1998 году ему вернулось «цветное» название. Проект моста архитектора Геста был настолько удачным, что его впоследствии применяли при возведении всех мостов через Мойку. Он стал первым в мире типовым металлическим мостом.
Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 14
Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Канал Грибоедова».
Тайны Литейного моста
Этот мост в народе получил название «суровый великан». Его строительство, которое пришлось на 1870-е гг., сопровождалось неоднократными трагическими событиями.
Вечером 16 сентября 1876 г. кессон, используемый при подводных работах, затопило полужидким грунтом. Из находившихся в нем 28 строителей большинство оказались похороненными заживо. На поверхность удалось поднять лишь пять тел. Год спустя, тоже в сентябре, на стройке по необъяснимой причине раздался взрыв, погибли не менее 40 человек. По слухам, когда-то на месте Литейного стоял мост-оборотень.
Условия строительства Литейного моста быликрайне сложными: Нева здесь имеет наибольшуюглубину (24 м)
Существует мнение, что все несчастья, связанные с Литейным мостом, происходили по вине древнего валуна, прозванного Атакан и лежащего где-то поблизости на дне. Знатоки старинных легенд утверждали, что этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы неизвестные племена, обитавшие в устье Невы много веков назад. Они окропляли его кровью захваченных в плен. Со временем Атакан стал требовать все больше жертв, тогда люди взмолились, чтобы силы природы избавили их от этого чудовищного валуна. Просьбы были услышаны: Нева изменила русло и скрыла камень под толщей своих вод.
В 1991 г. на Литейном мосту не один раз виделипризрак Владимира Ильича Ленина
В 1991 г. на Литейном мосту не один раз видели призрак Владимира Ильича Ленина.
История петербургского Синего моста
Название данное сооружение получило в 1738 году в соответствии с цветом, в который оно было окрашено. Его построили в 1737 году под руководством архитектора Г. ван Болеса. В XVIII веке он, наряду с Зеленым, Красным и Желтым мостами, соединял берега реки Мойка. Он был построен из дерева, имел небольшую ширину и служил переправой для жителей города. Выкрасили сооружения в столь сочные цвета для того, чтобы люди не путали их друг с другом.
Строение часто подвергалось реконструкции, менялись размеры, функции в соответствии с эпохой. В 1818 году дерево заменили камнем. В 1842 мост значительно расширили, в это время он приобрел те размеры, которые есть сейчас.
Расположение моста
Автобусом, троллейбусом и маршрутным такси можно доехать до таких остановок:
- Площадь Театральная. Эта остановка находится примерно в 285 м от моста, что по времени составляет около 4 мин. умеренным шагом.
- Мариинский театр. Остановка расположена в 200 м (3 мин. пешком).
- Площадь Труда – 376 м от Поцелуева моста или 5 мин. прогулки.
Номера маршрутов, следующих до достопримечательности:
Транспорт | Номера |
Метро | 2, 4 |
Автобус | 27, 3, 50, 71 |
Троллейбус | 22 |
Маршрутное такси | 124, 350 |
Источники
Зуев Г. И.: «Течёт река Мойка… От Фонтанки до Невского проспекта». Издательство «Центрполиграф», 2012 — 640 стр.
Бройтман Л. И., Краснова Е. И.: «Большая Морская улица». Издательство «Центрполиграф», 2005 — 464 стр.
Это интересно: История пилы: распишем главное
Благовещенский мост
Первый постоянный мост через Большую Неву появился в 1850–1855 годах. С того времени он несколько раз менял названия, каждое из которых отражало изменения в жизни города. Сначала мост носил название Благовещенского, поскольку тогда рядом находилась Благовещенская площадь. После смерти императора Николая I в 1855 году он стал именоваться Николаевским, а потом — мостом Лейтенанта Шмидта, руководителя севастопольского восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. В начале XXI века мосту вернули первое первое название.
Мост сделали настолько прочным, что его несущие опоры прослужили до 1936 года, а старые пролетные конструкции были использованы при строительстве моста через Волгу в Твери.
Сейчас это единственный мост на Неве, чей фундамент сделан из деревянных свай. Он считается одним из самых старых из существующих мостов через Неву.
Фото: skyscrapercity.com
Литейный мост
До основания Санкт-Петербурга в этом районе пролегала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг. Здесь возвели второй в городе плашкоутный мост, получивший название Воскресенского. Наплавному мосту пришлось покочевать по всей реке. В начале XIX века его перенесли к Летнему саду и дали название «Петербургский».
После того, как в 1849 году Литейный двор был упразднен, а Литейный проспект продолжен до Невы, к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.
Весной бурный ледоход сорвал переправу, и решением комиссии в 1875 году вместо наплавного моста начали возводить постоянный одноименный мост. Кроме того, в конце XIX века Выборгская сторона стала центром фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост не справлялся с увеличившимся во много раз объемом грузопотока. Автором проекта стал инженер Аманд Егорович Струве, которому поручили построить мост за четыре года.
Литейный мост считается вторым постоянным мостом после Благовещенского. Он построен через самое глубокое место Невы (24 метра) и разводится, чтобы пропускать корабли. Также мост стал первым постоянным мостом, чье освещение было электрическим. На нем были установлены фонари со «свечами» русского электротехника П. Н. Яблочкова, который на тот момент находился в ореоле всемирной славы. Его чугунные решетки украшают барельефы с изображением русалок, которые держат в руках герб Петербурга.
Фото: bonjurabajur.ru
Литейный мост
Литейный мост
Над самым глубоким участком Невы раскинулся Литейный мост. Название он получил в честь Литейного двора, где отливали пушки во времена Петра I. Двора давно нет, а название осталось.
По Литейному нужно пройти не раз и не два, чтобы как следует разглядеть его ажурные решетки. В их детали нужно вглядываться, чтобы разглядеть гербы, венцы, русалок. Удивительно, но раньше Литейный мост называли «черным водоворотом». Легенда гласит, что некогда на этом месте в темные ночи вдруг образовывался водоворот, затягивающий запоздалых прохожих.
Именно Литейный мост стал самым первым, который осветили электрические лампочки Яблочкина. Строители моста закупили большую партию первых осветительных приборов, чем спасли завод Яблочкина от разорения.
Египетский мост
Этот мост соединяет Лермонтовский проспект через реку Фонтанку. Древнеегипетские мифические звери — это единственный сохранившийся до наших дней архитектурный элемент от старого моста. В 1905 году здесь произошла трагедия. Конструкция, на которую въехала целая вереница повозок, не выдержав тяжести, обвалилась. И мост пришлось возводить заново.
Первоначально он имел архитектурные элементы, колонны, порталы, украшенные иероглифами переплетенными в причудливых орнаментах. При самом въезде гостей встречали сфинксы, вылитые из чугуна, на голове у которых стояли шестигранные фонари. Эта вся экзотика и дала название мосту — Египетский.