КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ
За Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Ч. Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В.И. Неелову, так и А. Ринальди).
Идея сооружения Китайской деревни в Александровском парке не была нова. В XVIII веке подобные постройки возникли в Швеции (в парке королевского дворца Дроттнингхольм близ Стокгольма), в Германии (в Вильгельмсхее близ Касселя) и других местах. Сегодня судить о замысле Китайской деревни, сложившемся в 1770-х годах, можно лишь по сохранившимся чертежам. Многое из первоначально задуманного не было осуществлено, а в XIX веке облик деревни претерпел при перестройках значительные искажения.
Композиционным центром ансамбля должен был стать восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, опубликованного в альбоме, изданном в Амстердаме в 1669 году. Восьмиугольную площадь и улочку, ведущую к «обсерватории», должны были составить 18 домиков в «китайском» стиле, окруженные галереями.
На въезде со стороны Большого каприза предполагалось поставить «китайские» ворота. В качестве высотной доминанты была задумана восьмиярусная башня-пагода, ей отводилась роль бельведера. В качестве образца башни через русского посла в Лондоне была заказана модель знаменитой пагоды, возведенной в королевском парке Кью У. Чемберсом — единственным архитектором XVIII века, побывавшим в Китае.
Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки ее проекта. Из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10; здание обсерватории не получило задуманного восьмиугольного двухъярусного фонарика с китайской кровлей; галереи, входные ворота и пагода так и остались в проекте. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать царскосельские парки.
Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780-х годах Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментальными мотивами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Этот нарядный декор сохранялся в неприкосновенности недолго и был частично утрачен при перестройке, проводившейся в 1820-х годах под руководством архитектора В. П. Стасова.
Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были окончательно прекращены. В 1798 году император Павел I отдал приказ о разборке домиков на материал для Михайловского замка в Санкт-Петербурге. К счастью, это распоряжение не успели выполнить. В 1817–1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: В. П. Стасов соединил их попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье. Недостроенный павильон-обсерватория был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Одновременно А. Менелас разбил возле домиков 17 садиков. Дальнейшее приспособление домиков проводил в середине XIX века архитектор И. Монигетти.
В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Снаружи возле каждого домика цвели садики, а внутри они были удобно обставлены: в убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Н. М. Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского», которая осталась незавершенной в связи со смертью писателя 22 мая 1826 года.
В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты.
Зверинец или пейзажная часть
Еще при жизни великого царя Петра, в то время когда Царское село и весь дворцовый комплекс еще только зарождались. Часть елового леса, который рос на месте современного Александровского парка, была окружена глубоким рвом и служила местом для охоты на диких зверей для царя и его окружения. К зверинцу от дворца вела широкая алея – дорога обсаженная липами. С самого основания царского зверинца в нем содержались дикие кабаны, олени и лоси. Время от времени на эту территорию пускали зайцев.
Примерно в 1750 году в центре царского зверинца был построен охотничий павильон по проекту архитекторов Растрелли и Чевакинского, который был выполнен в стиле барокко. А вся территория Зверинца была окружена каменной стеной.
В 1819 году планировку территории Зверинца начали приводить в парковый вид, который сохранился и сегодня. Были проложены новые пейзажные аллеи и дорожки, а также высажены лиственные породы деревьев, которые существенно преобразили территорию. В этот же период расширились и границы Александровского парка – вплоть до выездов в Царское село. Через некоторое время на этой границе парка были возведены Египетские и Александровские ворота. Каменная стена, которая была когда-то возведена вокруг территории царского зверинца, практически полностью была разобрана до 1823 года. Из камней, которые когда-то были стеной, были сооружены парковые павильоны. В наши дни сохранился только один фрагмент этой стены, который на сегодняшний день служит частью сооружения парковой теплицы.
В период Великой Отечественной Войны многие павильоны и мосты Александровского парка сильно пострадали, ведь на его территории велись боевые действия. Многие павильоны и на сегодняшний день еще не отреставрированы и гармонично сочетаются с полностью возобновленными постройками.
Регулярный парк
Он же Французский парк, он же Новый сад. Геометрически безукоризнен. Газоны выровнены, кустарники посетил местный «барбер». Наполнен изяществом — скульптурами, памятниками и прочей аристократической красотой. Лучшим способ ничего не пропустить — войти в него через главный вход, со стороны Царских ворот Екатерининского дворца.
Созданный в 1740 году, имеет форму квадрата, который в свою очередь разбит на четыре квадрата поменьше. Вдоль «большой квадрат» разбивается центральной аллеей, поперек — просекой, границы «отбиты» Обводным каналом.
Местные достопримечательности:
- куртина «Грибок»;
- гора «Парнас» (искусственная);
- Китайский театр;
- Драконов мост;
- Большой китайский мост;
- Крестовый мост;
- Малые китайские мосты;
- Китайская деревня;
- Большой каприз;
- Малый каприз.
Китайская деревня
Обсерватория — композиционный центр Китайской деревни
Китайская деревня в Александровском парке представляет из себя ансамбль домов в китайском стиле. Правда, со всех сторон она обнесена вполне русским забором и сообщениями о том, что это частная территория, а значит, посторонним вход воспрещен.
Забор, окружающий Китайскую деревню
Представляете, это самый настоящий жилой комплекс, который расположен на территории настоящего же музейного парка! Где еще такое встретишь?
Впрочем, никакого парадокса здесь нет. Исторически, деревня служила для приема и размещения гостей. А в советское время на этой территории размещались… коммунальные квартиры.
Кое-где ограждения низкие и позволяют разглядеть часть домов и внутреннего пространства. Видны узнаваемые поклонникам китайской культуры крыши и, обязательно, драконы.
Внутренний дворик жилых домов Китайской деревни
Конечно, ощущения визита в Китай не возникает, но выглядит квартал как минимум необычно и интересно. Ворота центрального входа позволяют увидеть павильон-обсерваторию (она на самом первом фото), который является композиционным центром квартала.
Из исторических документов известно, что эти дома строились в конце XVIII века по инициативе императрицы Екатерины II, а в начале XIX превращены в жилые квартиры. Среди «постояльцев» упоминают историка Николая Карамзина. Какая-то часть его труда «История Государства Российского» была написана с видом на Александровский парк.
Территория продолжает выполнять свою историческую функцию и сегодня. Датская компания по контракту с ГМЗ «Царское Село» восстановила Китайскую деревню в 1990-х и превратила постройки в 28 элитных жилых квартир. Мы спросили местного охранника, не знает ли он, кто там поселился: «Знаю, что одно время Шнуров там жил. Еще Вячеслав Бутусов. Бутусов, возможно, до сих пор живет».
Всем желающим сделать фото на фоне китайских достопримечательностей рекомендуем не расстраиваться и пройтись в сторону прудов — здесь вы найдёте несколько китайских мостов.
Один из китайских мостов в Александровском парке
Китайский театр
Так выглядит Китайский театр сейчас
Китайский театр, а точнее то, что от него осталось, располагается в глубине Александровского парка. Когда-то он имел белые стены и был пышно украшен внутри и снаружи.
Со времени постройки в 1778-1779 годах и до XX века сооружение служило по своему прямому предназначению — здесь ставили спектакли.
Китайский театр в Царском Селе в начале XX века. Фото из Wikipedia.org
Мешали этому лишь войны: после Первой мировой Китайский театр возобновил работу лишь в 1930 году, а во время Второй Мировой, 15 сентября 1941 года, постройка серьезно пострадала при обстреле Пушкина. Здание лишилось крыши и выгорело до кирпичного основания.
Сегодня театр представляет собой развалины, обнесенные забором. Они со всех сторон, даже сверху, обросли деревьями. К забору можно подойти вплотную. Через забор видны стрельчатые окна и некоторые детали внутренней планировки.
Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен, хотя кто-то все же пробирается и оставляет свои следы.
Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен
Есть и таблички о реставрационных работах, но признаков самих работ как-то не видно. Музей «Царское Село» в своих новостях сообщал о планах восстановления здания Китайского театра, воссоздания исторического облика и приспособлении под современное использование, указывая, что работы начнутся лишь в 2022 году, да и те при условии финансирования Министерством культуры.
На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное
На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное. Интересно бродить вокруг, заглядывая в окна и представляя, как театр выглядел в свои лучшие годы.
Историко-литературный музей города Пушкина
Историко-литературный музей города Пушкина.
2
Построенное в 1820-1822 годах трехэтажное квадратное здание теплого охристого цвета с белыми массивными колоннами в два этажа, стоящее недалеко от Екатерининского собора, больше напоминает театр, но, как это ни странно, располагалось в нем полицейское управление. С 1987 года оно принадлежит Историко-литературному музею города Пушкина.
До роскошных царскосельских дворцов этому музею, конечно, далеко, но местные жители и гости города любят бывать в этом уютном и даже в некоторой степени трогательном заведении. За время своего существования Историко-литературный музей собрал интересную коллекцию их 20 тысяч экспонатов, рассказывающую об истории города и его известных жителях. Есть экспозиции, посвященные царскосельской архитектуре, представителям императорской династией и, конечно же, известным выпускникам Царскосельского лицея.
Адрес: Историко-литературный музей г. Пушкина, Леонтьевская улица, Санкт-Петербург, Россия.
КИТАЙСКИЙ ТЕАТР
Слева от входа в Александровский парк, в центре одного из квадратов расположен Китайский театр, или Каменная опера, как его называли во времена императрицы Екатерины II. Первоначально на его месте предполагалось устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом с дерновыми скамьями.
Проект театра разрабатывался архитектором А. Ринальди, а его строительство в 1778-1779 годах велось под руководством И. В. Неелова, который внес в первоначальный замысел значительные изменения. Сооружение имело вполне европейские черты; архитектурные формы и внешний декор театра отличались относительной простотой: белые стены были украшены пилястрами, широким карнизом и узкими наличниками дверей и окон. Карниз, вероятно, уничтоженный при ремонтных работах в XIX веке, имел сложный рисунок и был разноцветным, и лишь высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами и «стрельчатость» окон и дверей выдавала стремление зодчего создать экзотическую постройку.
Внутреннее убранство Китайского театра отличалось пышностью. Центральная ложа, портал сцены, плафон — все было украшено фигурами китайцев, драконами, щитами со знаками зодиака и другими элементами восточного декора. Интерьер оживляли колокольчики, бусы, подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и вызолоченные. Украшения лож были сделаны из раскрашенного картона с подложкой из блестящей фольги. В центральной императорской и двух боковых великокняжеских ложах находились подлинные произведения китайского искусства: декоративные лаковые панно, фарфор, мебель. В 1779 году известный художник-декоратор И. Крист расписал занавес оранжевого шелка сценками и пейзажами в «китайском вкусе».
13 июня 1779 года на сцене Китайского театра состоялся первый спектакль. Композитор Д. Паизиелло представил Екатерине II оперу «Дмитрий Артаксеркс». 16 августа была исполнена его же опера «Идол китайский». Спектакли продолжались летом 1780 и 1781 годов. При Екатерине II летние сезоны в Китайском театре были необычайно насыщенными. В XIX веке в театре наступило затишье; лишь изредка двор императора Николая I присутствовал здесь на представлениях приезжих актеров. Так, летом 1830 года состоялось исполнение оперы Д. Россини «Севильский цирюльник» с участием знаменитой немецкой певицы Г. Зонтаг.
Театр снова ожил в конце XIX столетия: в 1892 году здесь впервые поставили пьесу Л. Н. Толстого «Плоды просвещения», а в 1893 году ученики Николаевской гимназии исполнили трагедию Софокла «Царь Эдип». В 1902 году в связи с приездом в Россию президента Франции Э. Лубе в театре был поставлен парадный спектакль, для чего в здании устроили электрическое освещение. В начале 1900-х годов труппа гвардейских офицеров, среди которых был и великий князь Константин Константинович, играла на сцене Китайского театра «Мессинскую невесту» Ф. Шиллера и «Принцессу Грезу» Э. Ростана. Специально для императора Николая II здесь выступал знаменитый театр пародий «Кривое зеркало».
В 1908–1909 годах под руководством придворного архитектора С. А. Данини был произведен капитальный ремонт здания. Сцену XVIII века переоборудовали по последнему слову техники для постановки больших оперных и балетных спектаклей. Усовершенствованная система отопления позволила использовать летний театр в течение всего года. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, деятельность Китайского театра надолго прекратилась; спектакли возобновились лишь летом 1930 года.
Дот испанской дивизии СС в Александровском парке
Через лесные дебри, мы наконец-то добрались до остатков фашистского ДОТа (долговременная огневая точка) построенного в годы войны на берегу реки Кузьминки.
Дот типа DP-1 рингштанд (тобрук). Вход в дот оказался затоплен грунтовыми водами.
Самое интересное-это надписи и знаки на бетонной плите дота. Они могут рассказать о многом.
Скрещенный пучёк стрел говорит о том, что дот построен солдатами испанской 250-й («голубой») пехотной дивизии, позже переформированной в испанский легион СС
Вызывает интерес надпись «CAGO HONORIO». Перевод слов с испанского языка: «cago»-«дерьмо», «honorio»-имя Онорио, «honor»-«честь». Как один из вариантов, солдаты этой надписью выразили отношение к своему командиру по имени Онорио. Другой вариант перевода: «Если обоср.сь — то с честью!» Возможно это было неким девизом испанских пехотинцев.
История строительства
Строительство Шапели началось во время правления Императора Александра – с 1825 по 1928 годы. Проект для строительства этого павильона создал архитектор Менелас. По проекту Шапель – это две башни квадратной формы. Изюминкой идеи павильона является то, что одна из башен как будто бы со временем разрушилась до первого своего яруса. Эти две башни, и «разрушенная» и «сохранившаяся» соединены между собой переходом, который находится над аркой широкого проезда. Башни построили на территории бывшего Зверинца.
Расположение Александровский парк
Раскрыть карту
Также Вам могут быть интересны
Отобразить на карте
1 Эрмитажная кухня
2 Матвеев мост
Отдельный парк
Если вас интересует, какие парки в Пушкине можно посмотреть, то мы рекомендуем начать знакомство с расположенного в южной части Пушкина, справа от Софийского бульвара, Отдельного парка. Он тянется до самого Павловска. Сегодня его чаще называют Нижний парк. В Пушкине его территория ограничена Павловским и Московским шоссе, железнодорожной линией.
В отличие от остальных парков города, бывший Императорский парк был разбит на отдельной, обособленной территории. Поэтому он и получил свое название. В 1825 году для осушения территории здесь был вырыт Колонистский пруд, а еще немного раньше на противоположной стороне был построен дворец в английском стиле для князя Бориса Владимировича.
На электричке
Учитывая то, что Царское село расположено недалеко от Северной столицы, между этими населенными пунктами курсируют пригородные поезда. Билеты на них недорогие, поэтому этот способ поездки является весьма бюджетным. Посадка осуществляется на Витебском вокзале, откуда вы направитесь прямиком до станции «Царское Село». Дорога займет у вас в районе получаса и обойдется в районе 50 рублей. Удобно, что составы курсируют довольно часто, с периодичностью в 20 минут.
Станция Царское Село
Если вы любите пешие прогулки, то рекомендуем вам пройтись от станции «Царское село» до главных достопримечательностей города пешком. Путь составит около 2 километров. Если же вы предпочтете экономить силы, то можно воспользоваться услугами автобусов (№371, 382) или отправиться на маршрутном такси. Практически весь общественный транспорт города, так или иначе, доставит вас к музейным комплексам. Так что не бойтесь запутаться в маршрутах.
А на исходную точку в Санкт-Петербурге — Витебский вокзал вы можете добраться, доехав на метро до станций “Звенигородская” или “Пушкинская”. Вокзал находится рядом. Правда, планируя поездку, учитывайте, что данным направлением по выходным пользуется большое число людей. Рекомендуем вам выбрать для поездки на электричке в Царское село будний день.
Витебский вокзал в Сакнт-Петербурге
Альтернативные способы
Если вы неплохо ориентируетесь в Питере, то можем вам предложить поехать на электричке не от вокзала, а от платформы “Купчино”, которая находится недалеко от одноименной станции метро. Так будет и дешевле и быстрее. По времени в пути вы сэкономите около 15 минут. К тому же людской поток здесь заметно меньше чем на Витебском вокзале. А значит меньше суеты и потраченных нервов в ожидании поездки.
Может так получиться, что вам не подойдет этот простой и короткий путь. Маловероятно, но все же. Поэтому запомните еще один вариант. При желании можно поехать на электричке с Балтийского вокзала в Лужском направлении. Он расположен рядом со станциями метро «Балтийская» и «Ленинский проспект». Хотя, в данном случае слово “рядом” подразумевает 10 минут пешеходной прогулки.
На самой электричке Лужского направления вам необходимо будет следовать до станции «Александровская». Дорога займет полчаса вашего времени. Прибыв на место, прогуляйтесь пешком до главных архитектурных красот Царского села, либо езжайте от станции на маршрутках. Но отметим, что многие туристы выбирают вариант пешей прогулки, несмотря на значительное расстояние в 3 километра. Просто дорога проходит по очень живописным местам — Александровскому и Баболовскому паркам.
На автомобиле
Если для вас имеет большое значение время, потраченное на дорогу, то вам будет интересен самый быстрый способ добраться до Царского села — автомобильный. При этом у вас будет выбор, между частным автотранспортом и услугами такси. Хотя, объективности ради, отметим, этот вариант быстрый не всегда. Велика вероятность попасть в дорожный затор и тогда преимущество такой поездки уже не будет очевидным.
Если вы приехали в Питер на машине, или решили взять ее в городе напрокат, то в Пушкин можете поехать разными путями. Один из вариантов – по Московскому или Пулковскому шоссе, выехав с которых следовать указателям. Второй вариант – поехать по Волхонскому или Таллиннскому шоссе. При условии отсутствия серьезных пробок на дорогах, до Царского села вы домчитесь примерно за полчаса. Уже на месте у вас будет возможность бесплатно припарковать машину рядом с дворцом на Оранжерейной улице.
Если же еще добавить к этому высокую цену поездки, приходится признать, что наиболее интересным будет железнодорожный путь до Пушкина.
Екатерининский парк. Фото.
Прогулка по Екатерининскому парку Царского Села – это экскурсия в имперское прошлое России. Разнообразие стилей садово-паркового искусства менялось в зависимости от времени, моды и вкусов его венценосных хозяев. Регулярный парк перед Екатерининским дворцом в стиле французских регулярных садов с разбитыми партерами – ранний памятник Царскосельского ландшафта. Планировка регулярного парка заканчивается у Грота и Камероновой галереи. В парадных подъездах и аллеях регулярного парка гостей встречают бюсты богов и мраморные статуи античности. Императрица Елизавета Петровна в середине 18 века повелела оформить парк 60 статуями. Скульптуры «Галатея» и «Амфитрида» стали неотъемлемой частью Царскосельского паркового ансамбля. Фантазия и упорство зодчего Растрелли воздвигла в парке бирюзовые павильоны «Эрмитаж», напоминающий сказочную золотую игрушку, и «Грот» в духе таинственной морской пещеры.
При Екатерине II создавался парк в английском стиле. Новые павильоны в классическом стиле дополнились неповторимыми пейзажами с декоративными мостиками, романтическими каскадами, системой каналов, Китайской деревней, Скрипучей беседкой. Здесь появилось гидротехническое сооружение Большое озеро – пруд, берега которого украсили Турецкая баня и Мраморный мост, Адмиралтейство. Павильон «Зал на острову» и Чесменская колонна со скульптурой орла архитектора А. Ринальди (1776 год) украшают середину Большого пруда.
Царское Село – это музей-заповедник в городе Пушкин. Царское Село – это железнодорожная станция Октябрьской железной дороги в городе Пушкин (Витебская линия) в 26 км от Санкт-Петербурга. Добраться сюда можно электропоездом от Витебского вокзала до станции «Царское Село» или общественным транспортом от метро «Московская», «Купчино», «Звездная».
ГМЗ «Царское Село» находится по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, улица Садовая, дом 7.
Особенности архитектуры
Входы у основания стен башен выполнены в виде стрельчатых порталов. Верхние ярусы башни украшены такими же по форме стрельчатыми оконными проемами. Но в действительности это просто искусный декор фасада, а не окна. Дневной свет проникает вовнутрь башни благодаря наличию единственного окна, которое декорировано в стиле готики – цветными витражами с изображением библейских сюжетов. Замысел архитектора, благодаря такому приему, удался – дневной свет, проникающий в Шапель, представляет собой призрачное мерцание, которое озаряет интерьер павильона и придает таинственности фигурам ангелов, которые расположены у основания сводов башни. Эти ангелы – это работы скульптора Демут-Малиновского. Это не единственные работы скульптора, которые находятся в Царском селе. Работы Демут-Малиновского украшают также и Белую башню.
Углы «уцелевшей» башни декорированы контрфорсами, которые выполнены в классическом готическом стиле. Кровля этой башни шатровая и высокая. По четырем сторонам кровли расположены небольшие островерхие башенки с высокими шпилями. Центральная кровля в виде основной башни с часами – это символ уходящего времени. Верхушка этой башни декорирована флюгером в виде петуха. На самом деле это также символ, который использовали в протестантских храмах как символ отречения апостола Петра от своего Учителя.