Воскресенский собор
В 1748 году, 30 октября состоялась торжественная закладка первого камня Воскресенского собора. Собор является центральным акцентом всего монастырского комплекса.
Украшенный белоснежными ажурными элементами в виде лепных карнизов, колонок и пилястр, он похож на нарядный праздничный торт, эффектно доминирующий в центре композиции монастыря. Фасады собора своей позолотой придают ему невероятно нарядный вид.
Архитектурное решение собора создает ощущение, что он больше, чем есть на самом деле. Заслугой архитектора, несомненно, является гармоничное сочетание древнерусских традиций зодчества с западноевропейскими архитектурными канонами.
К 1751 году были завершены фундаменты, и началось возведение стен собора. Однако вскоре Россия вступила в Семилетнюю войну, и строительство замедлилось из-за недостатка кредитования. Смольный собор стал самым длительным долгостроем в России. Об этом говорят долгие 87 лет строительства этого шедевра.
Сам монастырский комплекс достроили только к 1764 году при руководстве архитектора Ю. М. Фельтена. Он завершил постройку и внутреннюю отделку помещений в соответствии с первоначальным проектом. Но, строительство самого собора еще не было закончено.
Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов.
Собор Смольного монастыря.
Вопросы |
Ответы |
1. Название храма? |
Собор Смольного монастыря. |
2.Где находится? |
Санкт-Петербург. |
3.Каков тип здания? |
Барокко. |
4.В каком веке и году построен? |
XVIII — XIX. 1746-1835. |
5.При каком правителе? |
Основан при Елизавете Петровне (1741-1761). |
6.В честь какого события построен храм? |
Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря для 150 девиц из благородных семей, будучи настоятельницей. в окружении ста двадцати благородных девиц. Она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. |
7.Кто строил храм? |
Автор проекта: Б.Ф. Растрелли. Архитектор: Ф. Растрелли. Достроен собор – В.П.Стасовым. |
8.Внутреннее убранство? |
Пышность, яркость, богатство- всё это характерно для внутреннего убранства собора, построенного в стиле барокко. |
9.Каковы особенности постройки храма? |
Высота собора – 93.7. м. Покрашен в светло-голубой цвет, купола -в серый. Пять глав, но только один относится к собору, остальные – колькольни. Центральный купол больший по размеру, имеет шлемовидную форму. 4 купола имеет вогнутую форму. Фасад нижней части напоминает дворец. |
10.Судьба храма сегодня. |
В здании распложен концертно-выставочный зал. |
Интересные факты.
- Елизавета Петровна так и не увидела монастырь достроенным. С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло.
- При Екатерине II в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».
- При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.
- Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I.
- Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге — 87 лет.
- 1923 г. – принято решение о закрытии собора, но закрыт был в 1931 году.
- Собор так и не был открыт для богослужения.
- С 1990 г.- в соборе находится концертно-выставочный зал.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Перемены XX века
Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира
Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации
В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.
↑ Убранство Смольного собора
В противовес жизнерадостному внешнему облику, здание собора внутри отличает неожиданная сдержанность и холодноватая торжественность. Во внутреннем убранстве отсутствует барочная роскошная золочёная резьба, яркие росписи, причудливые орнаменты. Стасов, в своём простом и строгом проекте со сдержанным лепным декором, добился подчёркивания совершенства архитектурной пропорциональности Растрелли.
Смольный собор в Санкт-Петербурге фото
В украшении собора использованы элементы воздушной и водной стихии. Спиралевидные завитки, огибая карнизы и наддверные композиции, сбегают книзу мелкими струйками. Совершенно нет огненных мотивов и символов силы. Холодом блестят белые громадные колонны, пол выложен полированным ревельским камнем. Мерцают позолоченные архитектурные детали и три огромных резных иконостаса с иконами в золочёных ризах и драгоценных окладах.
Кафедру украшает тончайшая резьба. Оригинально выполнена ограда монастыря. Решётка сверху завершается пальмовыми листами. Верхний горизонтальный край образован густыми веночками, сплетёнными из ветвей и цветов.
История строительства Смольного собора в Санкт-Петербурге
По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.
Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.
Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости — Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля — это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сейчас.
Прекрасное барокко
Крупнейший архитектурный ансамбль представляет собой яркий образец зрелого елизаветинского барокко и является архитектурным шедевром мировой значимости. Возник этот шедевр не на пустом месте.
Раньше, еще во времена зарождения Санкт-Петербурга, здесь находился Смоляной или Смольный двор, где варили смолу для адмиралтейских верфей. Впоследствии, по приказу Петра I рядом был построен дворец, названный очень креативно – Смольный.
Елизавета, дочь царя, провела в нем все свое детство и юношество. Наверняка, этот дворец представлял собой историческую ценность, как постройка петровской эпохи, но в 1744 году дворец сгорел и как он выглядел, история умалчивает.
Став императрицей, Елизавета Петровна приказала на его месте создать монастырскую обитель, которую она определила, как Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь Санкт-Петербурга.
Центром монастырского комплекса является величественный Воскресенский собор. Он выполнен пятиглавым — в духе древнерусского зодчества и, тем самым, выполняет требование самой императрицы.
По периметру располагаются здания монашеских келий с малыми церквами в каждом углу. По первоначальному замыслу, при въезде в монастырь должна была возвышаться величественная высокая колокольня. В модельном варианте, она выглядит впечатляюще. По проекту Растрелли колокольня становилась самым высоким сооружением в городе, и после возведения, ее высота превышала бы высоту шпиля Петропавловского собора. Наверняка, это вызвало бы определенные вопросы в высшем обществе. Во всяком случае, факт остается фактом — неизвестно по какой причине, но колокольня не была построена.
3.
Однако Смольный, несмотря на институтский статус, гарантировал выпускницам образование на уровне среднего. Учебная программа, изначально рассчитанная на 12 лет, приравнивалась максимум к гимназической
Воспитанниц не перегружали историей, географией, арифметикой и физикой, куда больше значения придавалось навыкам мастерского танца, безупречной осанке, игре на фортепиано, познаниям музыкальной теории, азам сервировки стола, правилам этикета и искусству гостеприимства.
Кисейные барышни на кухне./Фото: img-fotki.yandex.ru
Опуская тонкости естественных наук, наставники уделяли внимание лишь базовым моментам, способным пригодиться дамам в будничной жизни. Строгость наблюдалась лишь в обучении иностранным языкам – здесь институтки проявляли усердие
На занятиях ученицам полагалось большую часть времени молчать: задавать воспитателям вопросы и дискутировать с ними запрещалось. В институте отсутствовала библиотека и учебники по точным наукам. Один из проверяющих в те годы свидетельствовал, что старшие ученицы лишь в общих чертах знают о существовании Пушкина и Лермонтова, при этом даже не знакомы с их творчеством.
История Смольного собора
Но в 1774 году во время пожара было полностью уничтожено одно крыло дворца. Взойдя на престол, императрица Елизавета приказала построить на территории Летнего дворца и Смольного двора Воскресенский Новодевичий Монастырь. В то время императрице хотелось завершить свои дни в покое и тишине, посвятив остаток дней служению Богу. Монастырь должен был быть рассчитан на сто двадцать девиц благородного происхождения. Для каждой планировались свои апартаменты, которые бы включали комнату для прислуги, отдельную кухню и кладовую. Для себя же она планировала отдельный домик. Строительство было поручено известному итальянскому зодчему Растрелли. Елизавете Петровне хотелось, чтобы собор Смольного монастыря походил на Успенский собор в Московском Кремле. Потому императрицей было поручено выстроить Смольный собор по всем канонам православия – собор должен был венчаться пятиглавием. Нужно отметить, что во времена Петра I так не строили. По задумке Растрелли монастырский комплекс должен был быть в виде креста, образованного жилыми корпусами, в которых располагались кельи монахинь. Смольный собор должен был стать центром монастырского комплекса. Собор рассчитан на шесть тысяч прихожан. Это поистине величественное строение – купол поднят на высоту в 92 метра. Его подхватывают четыре купола малых звонниц. Весь монастырский комплекс по своему убранству больше походил на дворец: позолота, яркая краска в два цвета, множество декоративных элементов создают праздничное мажорное настроение. Но не все из задуманного удалось воплотить в жизнь известному архитектору эпохи барокко. Растрелли также планировал построить 140-метровую колокольню, которая должна была стать самым высоким строением в Европе. Но желание императрицы принять постриг быстро прошло, да и к тому же началась война с Пруссией, возведение собора было свернуто. Строительство Смольного собора стало одним из самых больших долгостроев – планировалось завершить его за десять лет, а на деле оно затянулось на долгих 87 лет. После окончания войны вкусы двора переменились, на смену пышного стиля барокко пришел более сдержанный классицизм. Завершал строительство архитектор Стасов. После революции собор был разграблен и закрыт. Его стали использовать как склад, а присоборная площадь получила название Растрелли.
Условия жизни в институте
Условия жизни в Смольном были спартанские: в комнатах, где жили девушки, температура не поднималась выше 16 градусов, подъём был очень ранним, а умывались воспитанницы ледяной водой из Невы.
Спальные места
Скудным и невкусным было и их питание. Это отметил даже Николай I, как-то раз навестивший учениц в институте. Попробовав суп, он сказал, что его солдат кормят куда лучше.
Вот что пишет в своих мемуарах одна их выпускниц:
«Но если чем и был плох институт, так это пищей. У нас готовили скверно: мясо синеватое, жёсткое, скорее рваное, чем резаное… Часто мы вставали из-за стола, съевши только кусок хлеба, тусклые и уже слишком некрасивые блюда оставались нетронутыми».
Столовая
Гуляли девушки только по территории института. Только раз в год, летом, их выводили на прогулку в Таврический сад, предварительно выгнав оттуда всех посетителей.
1.
Зачатки образования русских дам и «новые» женщины Екатерины II
Преподаватели Смольного. Учителя-мужчины были женатые, пожилые или с дефектами внешности./Фото: b1.culture.ru
Первые попытки наладить образование русских женщин связывают еще с Киевской Русью и периодом правления князя Всеволода Ярославича, основавшего в 11 веке Янчин монастырь. Здесь постриглась в монахини его дочь, Анна Всеволодовна, организовавшая при монастыре школу для девочек. Это учебное заведение стало первым подобного рода на Руси, а по утверждению некоторых историков – даже первым в Европе.
Девочек обучали письму, пению, швейному делу, прививали нравственность. В следующем веке подобное училище открылось в Суздале, но далее последовал долгий период татаро-монгольского господства, прервавший образовательные начинания. Новой серьезной попыткой обогатить общество «новыми» образованными женщинами считается инициатива Екатерины Великой. При идейной поддержке личного секретаря императрицы и известного деятеля просвещения Бецкого было решено инициировать открытие в империи женских учебных заведений, изолирующих воспитанниц от развращающего влияния простонародья.
Смольный институт. Женское воспитание от Екатерины II.
Действовать в направлении женского образования и воспитания, императрица стала сразу, после вступления на престол. Российские дипломаты получили специальное распоряжение, в предоставлении полной информации, обо всех на тот момент, существующих европейских странах учреждениях, где практиковалось женское воспитание. Но ни один отчет дипломатов не вызвал одобрения со стороны Екатерины II .
При оказанной помощи Ивана Ивановича Бецкого (03.02.1704 — 31.08.1795), был создан совершенно не похожий на другие, новый проект учебного заведения. Смольный институт, стал именно тем учебным заведением, где за закрытыми дверями девушки из семьи дворян получали образование. Возраст зачисленных учениц был 5-6 лет, по окончанию сего института в возрасте 18 лет, то есть совершеннолетними девушки выпускались.
Смольный институт в Санкт-Петербурге. Выпускницы «Смольного института благородных девиц» 1907 г.
Одним из условий обучения девушек в Смольном институте являлась полное изолирование их от окружающих и общества. В идеале, девушки, проучившиеся 12 лет в таком заведении, должны были вырасти неподверженными к различным порокам. Выйти замуж и став матерями воспитать своих детей, такими же, как они. Последние, в свою очередь должны продолжить воспитание уже следующего поколения.
В 1764 году Смольный институт принял первых 60 воспитанниц. Для определения возраста и года обучения девочки носили форму разных цветов. Прозвище «кофейницы» называли девочек пяти семи лет, так как их одежда имела кофейный оттенок.
В возрасте 8-10 лет, цвет платьев менялся на синий или голубой, серый цвет соответствовал 11-13 годам, а платья белого цвета носили старшие воспитанницы. Девушки получали основные знания по математике, химии и физике. Умели читать и знали иностранный язык. Помимо всего прочего проходили уроки этикета.
Условия пребывания девушек в Смольном институте были строго ограничены. Под контролем находились посещения родителей, которые могли приезжать к своим детям в определенные дни, да и то, если разрешало руководство института.
Так государство со временем наполнилось бы членами общества, у которых на первом месте стояла добропорядочность. Помещение, построенное при Елизавете Петровне, которое Смольный институт занимал изначально, относился к Воскресенскому (Смольному) монастырю, проект здания был выполнен архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771).
Так как помещения вызывали некоторое неудобство в обучении девушек, было принято решение надстроить над жилыми корпусами дополнительный третий этаж. Но это не решило проблему. Тогда в начале 19 века для Смольного института по разработанному проекту Джакомо Кваренги, решили начать строительство нового здания.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744-1817), являвшийся одним из лучших мастеров классической архитектуры, испытывал трепет перед творением Бартоломео Франческо Растрелли — Смольным институтом, поэтому строительство нового здания было намечено несколько в стороне от института. Возведение Джакомо Кваренги обладало строгими чертами, как бы оттеняя величие Смольного института.
Здание Смольного института имело удобную планировку. По сторонам коридора находящимся на первом этаже находились учебные классы, а жилые комнаты были расположены на втором этаже
Уделявший внимание каждой незначительной детали, Джакомо Кваренги спроектировал парадный зал, украшением которого стали оригинальные люстры. Планировка вокруг здания была продумана до мелочей
Главный вход здания обустроили большой площадью, а на противоположной стороне был разбит регулярный сад.
Смольный институт просуществовал до 1917 года, в истории он являлся одним из долгих начинаний императрицы Екатерины II. В данное время в здании бывшего «Смольного института благородных девиц» работает государственный историко-мемориальный музей «Смольный«.
Музей
У историко-мемориального музея Смольного в Санкт-Петербурге свой адрес:
Смольный проезд, д. 1, лит. Б, Смольный. Телефон +7 (812) 576-74-61, 576-77-46.
Экскурсионное обслуживание происходит только по предварительной договоренности. Основной функцией музея является не только развлекательно-просветительная функция, но и наука, исторические исследования. Здесь работает около 16 сотрудников, из них 12 — научные сотрудники музея. Основан был музей в 1991 году. Экспозиция музея рассказывает об основных этапах в истории здания, об Институте благородных девиц, его возникновении, ярких событиях, известных выпускницах, о первом советском правительстве, как жили здесь первые вожди и наркомы, как принимались декреты и готовился Октябрьски переворот, о блокадном времени, о нынешних днях. В среднем музей посещают в год около 63000 посетителей.
Музей Смольный
Внимание! Вход разрешен с возраста 14 лет, при себе необходимо иметь паспорт. В музее присутствует коллекция плакатов первых лет советской власти (в том числе известного Моора), коллекция живописи (Бродский, Серебряный и другие), можно увидеть рабочий кабинет В
И. Ленина, комнату, в которой он жил с Н. К. Крупской, подлинные вещи живших и работавших здесь известных людей и много других интересных экспонатов
В музее присутствует коллекция плакатов первых лет советской власти (в том числе известного Моора), коллекция живописи (Бродский, Серебряный и другие), можно увидеть рабочий кабинет В. И. Ленина, комнату, в которой он жил с Н. К. Крупской, подлинные вещи живших и работавших здесь известных людей и много других интересных экспонатов.
Основными экскурсиями являются:
- Смольный. Обзорная экскурсия;
- Смольный институт благородных девиц;
- Советское правительство в Смольном в 1917-1918 г.г.;
- Смольный. Блокадные дни.
По отзывам побывавших здесь туристов, персонал музея вежлив, но строг к правилам посещения музея.
Внимание! Запрещена фото- и видеосъемка, свободное без экскурсии хождение по музею, запрещено трогать руками экспонаты, пользоваться предметами интерьера, входящими в состав экспозиции. Также в залах дворца проходят концерты классической музыки, выставки, мероприятия для детей
Это место является, в некотором смысле, культурным и развлекательным центром Санкт-Петербурга
Также в залах дворца проходят концерты классической музыки, выставки, мероприятия для детей. Это место является, в некотором смысле, культурным и развлекательным центром Санкт-Петербурга.
Смольный — это одно из мест в Санкт-Петербурге, посещение которого входит в число обязательных для любителей красивой архитектуры, истории, увлекательных и интересных экскурсий. Это и самое красивое здание Института, не часто удается увидеть такой яркий образец классицизма; это и живая история страны, особенно прошедшего неспокойного века, еще одна из жемчужин в архитектурном ансамбле Санкт-Петербурга, которую и побывавшие там туристы и петербуржцы советуют обязательно посетить. Историческое место, стены которого видели дочерей русской аристократии, вождей революции, императриц, матросских депутатов, выстрелы в Кирова и блокадный голод, и другие контрасты за свою историю. Всем решившим отправиться в музей Смольный в Санкт-Петербурге остается пожелать интересной экскурсии, свежих и незабываемых эмоций и ярких впечатлений.
Выбор места под строительство
Судьба деревни достаточно печальна. Шведы, ненавидевшие все русское, сровняли ее с землей. Петр I, основав Санкт-Петербург, не стал тратить время и деньги на восстановление селения и одноименного храма. На этом месте выстроили Смольный двор, где варили смолу. Стране нужен был флот, Петру не терпелось покорить Балтику и Черное море. В непосредственной близости от смоловарни располагался Летний Дворец, в котором и провела свои детские годы императрица. В 1774 году пожар полностью уничтожает часть поместья. Вопреки всему, Елизавета не отдает приказа о восстановлении, а решает возвести на месте пожарища Новодевичий Монастырь и новый храм. Здесь она и планирует окончить свой земной путь, передав бразды правления племяннику.
Архитектура собора
Для XVIII века проект был грандиозным. Купол шлемообразной формы с луковичной головкой, окруженный малыми звонницами, вознесся на 92 метра. Решено отойти от классических канонов в оформлении Смольного собора. Белые стены уступили место росписи и позолоте, украшены люкарнами, лучковыми фронтонами. В качестве основного цвета выбран голубой, для куполов — серый. Малые звонницы, окружающие основной купол, выстроены в два яруса и оканчивались куполами в форме луковиц. Углы крестообразного комплекса образовывали домовые церкви. Вместе с тем, выше центрального купола должна была вознестись колокольня — на 140 метров. Более высокого здания в Европе на тот момент времени еще не было. Этому плану зодчего не суждено сбыться.